РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1948-1950 ГГ.
DEVELOPMENT OF RURAL ELECTRIFICATION IN THE KURSK REGION 1948-1950
I Евгений Павлович Жигулин1
I Evgeny Pavlovich Zhigulin1
Резюме
В данной статье отражены основные мероприятия, связанные с реализацией общесоюзной программы по электрификации сельского населения в 1948-1950 гг. непосредственно на территории Курской области в указанный период, в рамках деятельности местных партийных органов власти, и областной ячейки конторы по сельской электрификации «Главсельэлектро». Данная статья основана на материале архивных документов, ранее не публиковавшихся. Методологическая основа статьи -принцип историзма и конкретно-исторический подход. Ключевые слова
сельская электрификация, Курская область, Курский областной исполнительный комитет, областная строительно-монтажная контора Главсельэлектро. Summary
This article reflects the main activities related to the implementation of the country's total program for the electrification of the rural population in 1948-1950. directly in Kursk region in this period, as part of the local party authorities and regional offices of the cell rural electrification "Glavselelektro." This article is based on the material archives, previously unpublished. The methodological basis for the article - the principle of historicism and concrete-historical approach. Keywords
rural electrification, Kursk region, Kursk Oblast Executive Committee, Regional Construction and assembly firm Glavselelektro.
| Введение
Уже в первые послевоенные годы начался процесс восстановления сельской энергетики и электрификации. Согласно принятому постановлению Совета Министров СССР от 28 мая 1948 г. «О плане развития сельской электрификации на 1948-1950 гг.», были утверждены мероприятия, обеспечивающие развитие сельской электрификации и указано на необходимость строительства межколхозных гидроэлектростанций укрупненной мощности и сельских энергетических систем с параллельно работающими гидравлическими и тепловыми электростанциями. Для этих целей Совет Министров СССР обязал Министерство сельского хозяйства СССР восстановить в 1948 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ)[1].
В марте 1946 г. Наркомат земледелия СССР законом Верховного Совета СССР был преобразован в Министерство сельского хозяйства СССР. В структуре министерства были сохранены Главное управление сельской электрификации и его подразделения на местах. В составе Главсельэлектро созданы управления по строительству и монтажу сельских электроустановок, эксплуатации сельских электростанций, руководству промышленными предприятиями системы Сельэлектро, материально-техническому обеспечению. Согласно постановлению Совета Министров СССР «О плане развития сельской электрификации на 1948-1950 годы», на Главсельэлектро возложены обязанности по оказанию на договорной основе организационной и технической помощи колхозам в эксплуатации принадлежащих им электростанций и электротехнических сетей. Ему постоянно передавались на баланс крупные колхозные и межколхозные электростанции, линии электропередачи и трансформаторные подстанции, в том числе и подключенные к государственным энергосистемам. За время существования Главсельэлектро накоплен опыт работы единой энергетической службы на селе, выполнен значительный объем
работ по электрификации сельского хозяйства. В системе Главсельэлектро работали краевые и областные строительно-монтажные и эксплуатационные тресты и конторы, ремонтно- эксплуатационные предприятия и организации, электромеханические заводы, проектные организации. По планам, составленным в Главсельэлектро, в 40-х и 50-х гг. ХХ в. велось строительство сельских электроустановок. Республиканским и местным организациям предложено начать подготовку электротехнических кадров, а высшим учебным заведениям - расширить подготовку специалистов-электриков[2]. В 1946 г. в системе Мин-сельхоза СССР была создана Государственная инспекция по техническому надзору и контролю за сельскими электростанциями, электроустановками и паровыми котлами. Финансирование сельской электрификации производилось за счет различных источников. Из государственного бюджета финансировалось только строительство крупных сельских электростанций мощностью более 1000 кВт, высоковольтных линий электропередачи, трансформаторных подстанций, электроустановок, обслуживающих государственные предприятия и организации: МТС, МТМ, совхозы и др. Электроустановки, обслуживающие колхозы, финансировались из средств самих колхозов и за счет сельскохозяйственного кредита. Строительство межколхозных электроустановок финансировалось пропорционально вкладу их средств в стоимость строительства. Электроустановки, обслуживающие районные центры, финансировались за счет коммунального кредита. Внутреннее электрооборудование домов колхозников и
УДК: 621.311(470.323-22) «1948/1950» DOI: dx.doi.org/10.21626/innova/2016.1/09 URL: http://innomagazine.ru/issues/2016-1-2/files/09.pdf Для корреспонденции: Е.П.Жигулин, [email protected]
I1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России / Kursk State Medical University, Russia
сельских жителей производилось за счет их средств, а электрооборудование общественных построек и предприятий колхозов - за счет средств колхозов и сельхозкредита. Эксплуатация государственных электроустановок осуществлялась организациями Сельэлектро, межколхозных и колхозных - на основе договоров с конторами Сельэлектро. Предусматривалось всемерное развитие отечественной электротехнической промышленности, в которой в те годы доминировало зарубежное оборудование (его удельный вес достигал 70%)[3].
Достаточно сложно происходило в Курской области восстановление сельской электроэнергетики и ее дальнейшее развитие в рамках программы электрификации сельского хозяйства, сведения о котором отражены в материалах постановлений бюро Курского обкома ВКП(б) и облисполкома[4].
В постановлении Бюро Курского обкома ВКП(Б) и Исполкома Областного Совета Депутатов трудящихся от 12 июля 1949 г. «О мероприятиях по выполнению плана развития сельской электрификации на 1949 г.», отметили, что установленный нашей области Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1949 г. план развития сельской электрификации на 1948-1950 гг. выполняется крайне неудовлетворительно.
В 1948 г. при плане электрификации 75 колхозов, 30 МТС было электрифицировано всего лишь 52 колхоза, 23 МТС, что составляло 71% от плана соответственно. Вместо 55 гидроэлектростанций, предусмотренный планом строительства на указанный год, построили и сдали в эксплуатацию всего 15 электростанций, что составляло 27% от плана, а мощность введенных в эксплуатацию электростанций - всего 512 кВт, вместо предусмотренных 1600 кВт.
В качестве одной из причин столь слабого темпа строительства было отсутствие схемы использования местных энергетических ресурсов, ведь имевшиеся свободные мощности коммунальных электростанций и электростанций промышленных предприятий для электрификации колхозов и МТС не использовались. Установленное задание на 1948 г. по электрификации колхозов на базе свободных мощностей коммунальных и промышленных электростанций Дмитриевским, Старо-Оскольским, Б.Дворским, Суджанским, Конышевским и Медвенским районами не было выполнено. Из 55 колхозов, намеченных к электрификации за счет свободных мощностей коммунальных и промышленных электростанций электрифицировано всего лишь 8 колхозов.
По мнению бюро Курского обкома ВКП(б) и облисполкома такое положение со строительством электростанций и электрификацией колхозов и МТС явилось следствием того, что партийные и советские органы многих районов[5], в особенности Фатежского, Стрелецкого, Свободинского, Пристенского, Солнцевского, Ива-нинского, Щигровского, недооценивая значения сельской электрификации не уделили должного внимания руководству этим делом, пустили электрификацию колхозов и МТС на самотек.
Выполнение плана электрификации 1-го полугодия 1949 г. многими районами было сорвано. По состоянию на 1 июля 1949 г. электрифицировано только 24 колхоза, или 8 % от плана. В эксплуатацию введены всего 17 МГЭС [малых гидроэлектростанций] общей мощностью 427 кВт, вместо 34 мощностью 730 кВт.
Как отмечалось далее исключительно медленно в 1949 г. шли работы по электрификации колхозов и МТС в Михайловском, Дмитриевском, Золотухином и Бесединском районах, где также со стороны райкомов ВКП(б) и исполкомов райсоветов вышеперечисленных районов не принималось должных мер к ускорению строительства сельских электростанций.
Присутствовала и критика Областной строительно-монтажной конторы «Главсельэлектро», которая плохо организовала подготовку к строительству сельских электростанций, о чем говорят нижеследующие данные:
«...Составление проектов для строительства электростанций крайне затянулось, до сих пор еще не окончено проектирование 25 МГЭС и 22 ТЭС. Штаты прорабских участков неукомплектованные. Не принято необходимых мер к применению механизации трудоемких строительных работ.».
Бюро Обкома ВКП(б) и исполком Облсовета отмечали, что областное управление сельского хозяйства совершенно устранилось
от руководства строительства электростанций в колхозах и машинно-тракторных станциях, а со стороны областного отдела водного хозяйства не приняли мер по использованию энергии построенными колхозами электростанций для орошения, и что при проектировании оросительных систем не предусматривается строительство гидроэлектростанций[6].
Для преодоления сложившейся ситуации в области электрификации сельского хозяйства бюро Обкома ВКП(б) и облисполком предложили комплекс мероприятий, закрепленных рядом постановлений.
К мероприятиям организационного характера относились следующие действия:
- во-первых, утвердить на 1949 г. задание по электрификации 310 колхозов, с обязательной установкой графика ввода в эксплуатацию колхозных и межколхозных гидроэлектростанций и тепловых электростанций МТС.
-во-вторых, обязать райкомы ВКП(б) и исполкомы райсоветов в срок до 30 июля 1949 г. разработать и утвердить конкретные мероприятия, обеспечивающие выполнение плана работ по сельской электрификации, довести график работ до колхозов, МТС и установить систематический контроль за его выполнением; организовать немедленное развертывание работ на каждом объекте строительства гидроэлектростанций, тепловых электростанций и электрификации колхозов и МТС за счет неиспользованных мощностей коммунальных и промышленных электростанций, для чего создать постоянные строительные бригады в каждом МТС и колхозе, проводящем электрификацию, закрепив их за стройкой до окончания строительства и обеспечить ежедневный выход на работу бригад в полном составе; организовать производство земляных работ по сооружению плотин для межколхозных гидроэлектростанций методом народной стройки.
- в-третьих, обязать руководителей предприятий, имеющих избыток электроэнергии на своих электростанциях оказать помощь колхозам, которые будут за счет избытка электрифицироваться в проведении электрификации, путем посылки электромонтажных бригад (3-5 человек на 1 колхоз) и выделения электроустановочных материалов, заключив договоры с колхозами на проведение работ по электрификации[7].
По партийному контролю на местах в постановлении были инструкции для секретарей райкомов ВКП(б) и председателей исполкомов райсоветов по организации помощи колхозам со стороны промышленных предприятий и хозяйственных организаций в проведении работ по электрификации и установкой повседневного контроля за проведением этих работ, а также обеспечением своевременного расчета колхозов за электромонтажные работы и представляемые им электроустановочные материалы по установленным расценкам.
Ряд предписаний был адресован Курской областной конторе по электрификации села:
-во-первых, обеспечить все объекты строительства электростанций и электрификации колхозов и МТС за счет неиспользованных мощностей коммунальных и промышленных электростанций проектно-сметной документацией не позднее 15 августа 1949 г., с использованием имеющихся механизмов для механизации трудоемких работ с таким расчетом, чтобы в 1949 г. произвести механизацию земляных работ и забивку свай механическим способом не менее 20% этих работ; применить метод скоростного строительства сельских электростанций, организовав работы широким фронтом, с одновременным введением работ по сооружению плотин, строительству сетей и монтажу оборудования с обеспечением на всех объектах высокое качество строительных и монтажных работ, с установкой строгого контроля за работой межрайонных строительно-монтажных контор и прорабских участков, обеспечив безусловное выполнение установленного графика ввода объектов в эксплуатацию.
-во-вторых, учитывая, что в Михайловском, Старо-Оскольском и Микояновском районах на базе построенных и строящихся МГЭС, а также за счет наличия свободных мощностей коммунальных и промышленных электростанций имеется возможность провести сплошную электрификацию колхозов обязать райкомы ВКП(б) и
исполкомы райсоветов этих районов провести в 1949-1950 гг. электрификацию всех колхозов. Обязать областное управление сельского хозяйства и областную контору Главсельэлектро составить не позднее 1-го сентября 1949 г. схему сплошной электрификации Михайловского, Старо-Оскольского и Микоянов-ского районов. Электрифицировать в 1949 г. в Михайловском районе 15 колхозов, в Старо-Оскольском - 24 колхоза, Микоянов-ском 13 колхозов, а также провести подготовку электрификации остальных колхозов[8].
Не остались без внимания облисполкома и областные ведомства, для которых предписывалось:
-во-первых, утвердить список существующих и вновь строящихся колхозных и межколхозных гидроэлектростанций, подлежащих к использованию для орошения и размер орошаемых участков, прилегающим к МГЭС.
-во-вторых, обязать областной отдел водного хозяйства и областную строительно-монтажную контору Главсельэлектро использовать все существующие и строящиеся колхозные и межколхозные гидроэлектростанции для орошения, для чего на прилегающих к гидроэлектростанциям и электросетям построенных оросительных системах, а также участках, где закончено проектирование, дополнительно запроектировать использование электроэнергии для орошения и при проведении проектно-изыс-кательных работ по отбору участков для орошения обязательно предусматривать использование для целей орошения имеющихся и строящихся гидроэлектростанций и электроустановок.
-в-третьих, выделить дополнительно колхозам для проведения электрификации из фондов, поставляемых области Министерством лесной и бумажной промышленности в 1949 г. деловой древесины 7000 м3, по районам. Обязать председателей исполкомов райсоветов в пятидневный срок довести сведения до колхозов о выделении им древесины для проведения электрификации и обеспечить своевременный завоз ее с ж\д станций к месту строительства.
-в-четвертых, обязать Облпотребсоюз обеспечить завоз в область и продажу колхозам столбовой древесины хвойных пород в количестве 12 500 м3, выделенной колхозам для проведения электрификации решением облисполкома от 9 марта 1949 г. в следующие сроки: в 3-м квартале 7500 м3, в 4-м квартале 5000 м3 по месяцам квартала равными частями[9].
Огромное внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров:
«...11). Утвердить на 1949 г. задание по подготовке электромонтеров для сельской электрификации в количестве 370 человек, в том числе в Обоянской школе 30 человек и индивидуально-бригадным обучением на монтаже и стройке при межрайонных строительно-монтажных конторах Главсельэлектро - 340 человек. Обязать об управление сельского хозяйства (тов. Хомякова) и областную контору Главсельэлектро (тов. Дорохова) провести набор учащихся в Обоянскую школу на отделение электромонтеров и на индивидуально-бригадное обучение до 1-го августа 1949 г. Предложить секретарям райкомов ВКП(б) и председателям райисполкомов обеспечить посылку колхозами кандидатов для обучения на электромонтеров в Обоянскую школу механизации и в строительно-монтажные конторы Главсельэлектро.» [10].
Ряд постановлений был адресован областному управлению сельского хозяйства:
-во-первых, возглавить руководство по электрификации колхозов, МТС установив повседневный контроль за работой строительно-монтажной конторы Главсельэлектро, эксплуатационной конторы и райотделами сельского хозяйства в части выполнения плана работ по сельской электрификации;
-во-вторых, подготовить к 30 июля 1949 г. предложение по оказанию помощи колхозам в строительстве плотин для ГЭС механизмами лесозащитных станций;
-в-третьих, разобраться с колхозами, проводящими электрификацию, обеспечить им выделение денежных средств. рабочей силы и тягла, необходимое для выполнения плана работ по электрификации и в случае недостатка у колхозов собственных средств, предоставить соображения на выделение им долгосрочного кредита.
Таким образом, проанализировав выше изложенный материал, можно сказать, что процесс сельской электрификации в Курской области в 1948-1950 гг. шел крайне затруднительно и была острая необходимость в контроле партийных органов за реализацией программы на местах.
| Список литературы
1. Стребков Д.С., Молоснов Н.Ф., Тихомиров А.В. Научные основы электрификации сельского хозяйства: история и современность / / Вестник Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства / Под ред. Д.С. Стребкова. Выпуск №1(3) / 2008. Серия «Электротехнологии и энергетика сельского хозяйства». - М.: ГНУ ВИЭСХ, 2008. - С. 11-39.
2. Строители России. ХХ век Электроэнергетика : антология / ред.-сост. О. Н. Оробей, Т. В. Шавина . - Москва : Мастер, 2003. - С. 144-147.
3. Стребков Д.С., Молоснов Н.Ф., Тихомиров А.В. Указ.соч. С. 23-28.
4. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 82.
5. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 83.
6. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 84.
7. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 85.
8. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 86.
9. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 87.
10. Государственный архив Курской области (ГАКО) - Ф. Р. 3322. Оп. 10. Д.158. Л. 88.
| References
1. Strebkov D.S., Molchanov N.F., Tikhomirov A.V. Scientific basis for Electrification of Agriculture: Past and Present // Bulletin of the State Scientific Institution All-Russian Research Institute for Electrification of Agriculture / Ed. D.S. Strebkova. Issue №1 (3) / 2008 Series "of Electrotechnology and Energy Agriculture". - M .: GNU VIESH, 2008. - P. 11-39.
2. Russian Builders. Twentieth Century Electrical power: an anthology / red.-status. O. Orobie, T.V. Shavina. - Moscow: Master, 2003. - P. 144-147.
3. Strebkov D.S., Molosnov N.F., Tikhomirov A.V. the specified composition. P. 23-28.
4. The State Archive of the Kursk region (GAKO) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 82.
5. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 83.
6. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 84.
7. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 85.
8. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 86.
9. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 87.
10. The State Archive of the Kursk region (gako) - F.R 3322. R. 10. D.158. P. 88.