Научная статья на тему 'Вклад г. Алиева в межкультурный диалог азербайджан-восток'

Вклад г. Алиева в межкультурный диалог азербайджан-восток Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедова А. И.

Azerbaijan, who survived the difficult and hard times after the collapse of the Soviet regime, with the arrival of Heydar Aliyev to power, regained their national values, making strides towards prosperity and development. The agreement of century, restoration of the Great Silk Road which can rightly be considered as a good example of integration of Azerbaijan into the world community, as well as the establishment of diplomatic relations with several countries, in fact, is a messenger policy of Heydar Aliyev. Thanks to his well-formed political, economic and social community activities, today Azerbaijan is closely associated with the roots of the East, at the same time, adhering to the slogan of modernity, innovation and progressive Europeanization is actively integrating into the global community, in all respects, being a major economic, scientific and cultural bridge between East and West. As said the Austrian writer of the twentieth century, Stefan Zweig: The creative person is subject to another, higher law than the law of simple duty. For those who intended to commit great acts, moving forward all humanity, for the true home is no longer his homeland, and his acts. It is safe to say that the contribution of Heydar Aliyev to the integration of Azerbaijan into the international community provided the path of development in this direction for years to come.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад г. Алиева в межкультурный диалог азербайджан-восток»

Мамедова А.И.

Канд. филол., наук, научный сотрудник Академии Наук Азербайджанской Республики, Институт Востоковедения им. акад. З.М.Буниятова

ВКЛАД Г.АЛИЕВА В МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ АЗЕРБАЙДЖАН-ВОСТОК

Summary

Azerbaijan, who survived the difficult and hard times after the collapse of the Soviet regime, with the arrival of Heydar Aliyev to power, regained their national values, making strides towards prosperity and development. "The agreement of century", restoration of the "Great Silk Road" which can rightly be considered as a good example of integration of Azerbaijan into the world community, as well as the establishment of diplomatic relations with several countries, in fact, is a messenger policy of Heydar Aliyev. Thanks to his well-formed political, economic and social community activities, today Azerbaijan is closely associated with the roots of the East, at the same time, adhering to the slogan of "modernity, innovation and progressive Europeanization" is actively integrating into the global community, in all respects, being a major economic, scientific and cultural bridge between East and West. As said the Austrian writer of the twentieth century, Stefan Zweig: "The creative person is subject to another, higher law than the law of simple duty. For those who intended to commit great acts, moving forward all humanity, for the true home is no longer his homeland, and his acts. It is safe to say that the contribution of Heydar Aliyev to the integration of Azerbaijan into the international community provided the path of development in this direction for years to come.

Влияние процессов, связанных в сегодняшнем мире с глобализацией, сказывается как на развитии мирового сообщества и судьбах отдельных государств, так и на перспективах сохранения этнического многообразия и состоянии культуры. В конечном счете, все изменения проецируются на жизнь каждого человека.

В условиях глобализации, в период расширения межкультурного диалога Восток-Запад, Азербайджан, находящийся на перекрестке синтеза различных культур, явился свидетелем важнейших событий. В истории каждого народа случается период расцвета, когда его достижения и успехи принадлежат не только ему, а превращаются в частицу мировой цивилизации. Азербайджанский народ, обогатил мировую историю и цивилизацию своими нравственно-духовными ценностями и подарил миру выдающихся личностей, заняв достойное место в мировой культуре. Наш народ гордиться такими великими поэтами как Низами и Физули, полководцами, как Шах Исмаил Хатаи и Агкоюнлу Гасанхан, такими государственными деятелями как Мамед Эмин Расулзаде и Гейдар Алиев. Величие этих выдающихся личностей всецело демонстрирует всеобщую мощь и волю азербайджанского народа. Имена этих личностей, совершенные ими благородные деяния и подвиги во имя Родины, золотыми буквами вписались в историю народа, благодаря патриотизму, произрастающему из огромного чувства любви к отечеству. И действительно, история считает воистину великими тех, кто, стараясь для всеобщего блага, ещё более облагораживается на этом пути (2, 62). Человек, понесший жертвы во имя родины, относится не к умершим, а к плеяде бессмертных и вечных. Живший д.н.э римский оратор и политический деятель Цицерон Марк Тулий говорил: «Я должен жить во имя благополучия своей страны или должен пасть (погибнуть) вместе с ней» (2, 60). Гейдар Алиев, чье имя поминается сегодня, был истинным патриотом, жившим для блага своего народа, до последнего вдоха любящим свою родину и неустанно боровшимся ради нее. Любовь к родине, истинный патриотизм не должны оставаться лишь на словах, а должны проявляться во всех деяниях человека, не останавливаясь лишь на желании достижения общечеловеческих идеалов, а в попытке воплотить их всех, во всей своей мощи, в жизнь. Г.Алиев был выдающийся личностью, свободолюбивым

патриотом, человеком высокой морали и, как сказал бы Н.Нариманов, был именно тем главой страны, который «горевал и радовался вместе со своим народом».

Азербайджан, переживший трудные и тяжелые времена после распада Советского режима, с приходом Г.Алиева к власти обрел второе дыхание, восстановил свои национальные ценности, не ограничиваясь лишь установлением политической стабильности в стране в неспокойное время, а сделал также шаги на пути процветания и развития. «Договор века», реставрирование «Великого Шелкового Пути», которые по праву можно оценить как наглядный пример интеграции Азербайджана в мировое сообщество, а также установление дипломатических отношений с рядом стран, по сути, являются вестниками политического курса Г.Алиева. Прокладка нефтепровода Баку-Джейхан и Баку-Супса, сотрудничество с НАТО, членство Азербайджана в ОБСЕ - не только результат политического курса Г.Алиева, но и существенная победа нашего суверенного государства. Благодаря его правильно сформулированной политико-экономической и социально-общественной деятельности, на сегодняшний день Азербайджан, тесно связанный корнями с Востоком, в тоже время, придерживаясь лозунга «современность, новшество и прогрессивная европеизация» активно интегрируется в мировое сообщество, во всех отношениях, являясь основным экономическим, научным и культурным звеном между Западом и Востоком. Не осознавая ведущих приоритетов, направлений и закономерностей мировой политики невозможно правильно сформулировать внешнеполитический курс. На этапе развития межнациональных отношений, колебания и нерешительность в таких фундаментальных вопросах как обеспечение территориальной целостности, неприкосновенность государственных границ, а также защита идейных принципов и интересов государства снижает авторитет этого государства на геополитической арене. Деятельность Азербайджана на внутренней и внешней политических аренах за последние двадцать лет свидетельствует о том, что руководствуясь национально-государственными принципами, страна, тем самым, защищает свои материально-духовные ценности. В отношениях с соседями, равно, как и с супердержавами и со странами Востока исторически и духовно связанными с Азербайджаном, наше государство всегда придерживалось идеи «азербайджанства», оставаясь преданным своим идейным принципам.

Одним из важнейших шагов, предпринятых во внешней политике Азербайджана, является сотрудничество на двустороннем и международном уровнях с более чем 57-ми мусульманскими странами - членами Организации Исламской Конференции1 (ОИК). Нужно отметить, что эта организация включает в себя не только мусульманские государства, но и мусульманские общины некоторых стран, а также некоторые международные организации (1, 41). Среди мусульманских республик бывшего Советского Союза Азербайджан, в 1991 году, одним из первых становится членом ОИК. В 1992 году Генеральный Секретарь Организации выступил с заявлением о положении дел в Нагорном Карабахе, а в апреле 1993-го на 21-ом заседании глав стран-членов ОИК в пакистанском городе Карачи была принята резолюция, осуждающая армянскую агрессию против Азербайджана. После прихода к власти Г.Алиева отношения между нашей страной и ОИК стали более интенсивными. В результате продолжительных визитов Г.Алиева в страны-члены ОИК и переговоров с главами государств в 1994 году армяно-азербайджанский конфликт впервые был внесён в список проблем в контексте сотрудничества ООН и ОИК (1, 44). Знаменательная речь, произнесенная президентом Г.Алиевым в 1994 году, расценивается как бесценный шаг в признании места Азербайджана в международном сообществе, как государства, руководствующегося прогрессивными и демократическими принципами. В своем выступлении глава страны, вкратце описав многовековую историю Азербайджана, охарактеризовал ее геостратегическую позицию. Доводя до внимания тот факт, что в результате армянской

1 ОИК был создан в городе Джидда в феврале 1972 года

агрессии Азербайджан, утратил более 20% своих земель, лишились жизни около 25 тысяч мирных жителей, 100 тысяч было выселено, а также были уничтожены материально-духовные ценности, культурные и исторические памятники Азербайджана, Г.Алиев выразил сочувствие своего народа гражданам Боснии и Герцеговины, Кашмира, Газы и других горячих точек мира, которые также столкнулись с террором (5, 19-23). Речь главы государства еще раз подтвердила тот факт, что Азербайджан, в качестве цивилизованного и морально развитого государства поддерживает мир, стабильность и прогресс во всех отношениях и готов расходовать все свои силы в урегулировании конфликта мирным путем. Без сомнения, выступление Алиева, по сути, являлось посланием всему миру о том, что политический авторитет Азербайджана, придерживающегося идей демократии, основанных на мире и правосудии, является подлинным. Эта истина находила многократное подтверждение не только во времена правления Г.Алиева, но также и его последователя И.Алиева. Не удивительно, решение о проведении 13-го саммите ОИК в 2014 году в столице Азербайджана свидетельствует об активной деятельности нынешнего правительства в укреплении своих позиций в ОИК.

Азербайджан, возглавляемый Г.Алиевым, активно участвовал во всех инициативах ОИК. После обретения независимости дипломатические отношения были вновь пересмотрены, создавались межгосударственные содружества и совместные комитеты по сотрудничеству в экономической, технической и научной сферах, был осуществлен взаимообмен в области развития национальных кадров и т. д. В наши дни И.Алиев, в качестве достойного продолжателя дел своего отца, успешно следует этим традициям. Необходимо отметить, что 25 мая 2009 года в Дамаске завершилось 36-ое заседание министров иностранных дел стран-членов ОИК. На итоговом заседании было принято три резолюции: об агрессии Армении против Азербайджана; об оказании экономической помощи Азербайджану в связи с агрессией Армении; об уничтожении исламских культурных и исторических памятников на оккупированных территориях Азербайджана. В ходе заседания выступление Лейлы Алиевой о проведении международной крупноформатной компании под лозунгом «Справедливость Ходжалам-свободу Карабаху» приобрело большинство голосов. Также в рамках международной компании при поддержке МФОИК был создан Интернет-сайт, на котором были выставлены оригинальные фотографии и видеоматериалы о реальном положении в Нагорном Карабахе. Было отмечено, что ОИК намерена продолжать поддержку компании до того момента, пока цель не будет достигнута, то есть, до тех пор, пока международными сообществами не будет дана правильная политико-правовая оценка Ходжалинским событиям. Поддержание выше упомянутой компании всеми странами-членами ОИК свидетельствует о большом успехе азербайджанской дипломатии (3, 2).

Что касается проведения Г.Алиевым продуктивных встреч в рамках ОИК, то он, дал толчок не только развитию дипломатического сотрудничества Азербайджана с мусульманскими странами, а также расширению межкультурных отношений. Следует отметить, что в ходе межнационального диалога значительную роль играет ИСЕСКО -исламская организация по вопросам обучения, науки и культуры в рамках ОИК. Среди основных целей организации следует особенно отметить поддерживание сотрудничества в сферах обучения, науки и культуры между странами-членами ОИК, установление мира и безопасности во всем мире путем межкультурного диалога, избавление исламского мышления от всяких искажений и культурной экспансии, а также развития в рамках исламских ценностей. Азербайджан тесно связан с исламским миром историческими корнями, традициями, обычаями и религиозными узами. Родство с мусульманскими странами, как с точки зрения географической обусловленности, так и религиозно-культурных традиций и обычаев, дает возможность для более продуктивного развития сотрудничества. На Заседании глав стран-членов ОИК, ежегодно проводимом в одной из стран содружества с целью развития сотрудничества между мусульманскими

государствами, установления мира, защиты религиозных, культурных и духовных ценностей, не только обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся мусульманских стран но, также, в целях их реализации, принимаются решения и резолюции. Среди таких решений следует отметить международный симпозиум об исламской цивилизации на Кавказе, проводимый Центром Исследований Исламской истории, искусства и культуры при поддержке МИД Азербайджана и Академии Наук (1, 81). Вышеупомянутый симпозиум обозначил новый путь для научного анализа в этой сфере, открыл новые, более широкие возможности для исследований исламской культуры.

Г.Алиев считал важным фактор установления связей между Азербайджаном и ОИК, а также центрами организации, расположенными в разных городах стран-членов, поощрял изучение и распространение произведений азербайджанской литературы, искусства и культуры и давал распоряжения по поводу проведения соответствующих мероприятий. Не случайно, в Стамбуле действует Центр истории и культуры1 при ОИК. Здесь ведется активная работа в области межнациональных отношений стран-членов и по взаимообмену культур. Стараниями Г.Алиева между упомянутым центром и Академией Наук Азербайджана, в особенности, Институтом Востоковедения НАН, были установлены многосторонние отношения и проведены исследовательские работы по изучению исламской истории, взаимодействия и пропаганды культур. Следует отметить, что во время пересмотра взглядов на историю всего тюркского мира и ислама, вообще, многовековая культура нашего народа, занимавшего здесь своё, особое, самобытное место, была переработана в новом ключе, с учётом позиций и принципов суверенитета, национальности и государственности. Делая попытки достойно представить свою культуру, Азербайджан, активно интегрируется в мировое сообщество, придерживаясь своих морально-этических и духовных ценностей и норм. Безусловно - немаловажная заслуга в этом принадлежит Г.Алиеву и, впоследствии, его сыну И.Алиеву. Равно как и отец, И.Алиев во всех своих официальных поездках и интервью прославляет Азербайджан, с его богатой историей и культурой, заслугами и удачами в сфере литературы, искусства и культуры, отмечая важность интеграции Азербайджана в мировое сообщество, не ограничиваясь лишь исламским миром.

Воистину, заслуги Г.Алиева в деле обеспечения независимости Азербайджана, развития экономики страны на стабильной основе, признания государства в мировом масштабе, продолжительной интеграции нашей культуры в мировое сообщество столь немаловажны, что едва уместятся в рамки этой статьи. Время многолетнего правления Г.Алиева в качестве мудрого политика, его продуктивная деятельность во имя благополучия народа до сих пор даёт свои реальные результаты. Сегодняшняя устремлённость Азербайджана в правильное русло, явилась плодом большого труда и четко обозначенного политического курса. Не случайно, наше государство имеет дипломатические отношения более чем со 150-тью странами мира. Верность и почитание морально-духовных ценностей своего народа, является залогом и одним из основных факторов благосостояния государства, как в процессе интеграции Азербайджана в мировое сообщество, так и в рамках межнационального и межкультурного диалогов. Придерживаясь этого принципа в своём политическом курсе, Алиевы обеспечили не только благополучие страны, но также подняли престиж нашего государства и в глазах мирового сообщества.

В итоге, хочу завершить свою статью, посвященную памяти Г.Алиева словами австрийского писателя ХХ века, Стефана Цвейга: «Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, двигающий вперед все человечество, для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние» (4, 680). Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет нас. С

1 Этот центр был создан на 7-ом заседании ОИК, проводимой в Истанбуле

уверенностью можно сказать что, вклад Г.Алиева в дело интеграции Азербайджана в мировое сообщества, обеспечил пути развития в этом направлении на долгие годы вперед.

Литература

1. Г.Алиев и Восток (страны ОИК), в 6-ти томах, т. 5, Баку: Чашыоглу, 2005.- 356 стр.

2. Афоризмы и мудрые изречения, сост. Б.Чаркасов. Баку: Азернешр, 2005.- 233 с.

3. «Ежедневные новости», 2009г., 28 мая, № 21(888)

4. Лучшие афоризмы для умных и веселых от великих. М.: РИПОЛ классик, 2007.- 736 с.

5. Независимость наша вечно. Баку, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.