ВКЛАД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
А.С. Бондаренко, студент
М.Н. Налимова, старший преподаватель
Самарский государственный экономический университет
(Россия, г. Самара)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11754
Аннотация. Целью настоящего исследования явилась оценка уровня физической активности на уроках физкультуры в старших классах школы. Эти данные были рассмотрены в связи с рекомендуемыми уровнями физической активности для определения того, может ли физическое воспитание быть эффективным в оказании помощи молодым людям в достижении целей, связанных со здоровьем. В исследовании приняли участие 62 мальчика и 60 девочек (в возрасте 12-15 лет). Школьники с высокими способностями были более активны, чем студенты со средними и низкими способностями. Школьники в условиях умеренной и энергичной физической активности участвовали по большей части во время командных игр, в то время как наименьший уровень энергичной физической активности наблюдался во время двигательной активности. Физическое воспитание может внести более значительный вклад в регулярное физическое развитие молодежи.
Ключевые слова: физическое воспитание, обучающиеся, преподавательская деятельность, цели физического воспитания, духовное и социальное развитие, физическая культура, здоровье населения.
Физическое воспитание обычно определяется как значительный вклад в помощь молодым людям в достижении их ежедневного объема физической активности. Важная роль, которую физическое воспитание играет в поддержании физической активности, способствующей укреплению здоровья, продемонстрирована в целевых показателях здоровья населения. Они включают в себя три связанные с физическим воспитанием цели, две из которых связаны с увеличением числа школ, в которых проводятся ежедневные занятия физическим воспитанием. Третья цель состоит в том, чтобы увеличить число обучающихся, которые занимаются физической активностью в течение не менее 50% времени от урока. Однако данные исследований свидетельствуют о том, что этот критерий является несколько амбициозным и, как следствие, редко достигается во время регулярных уроков физкультуры.
Акцент обучения во время физкультуры может быть в полной мере сосредоточен на двигательном, когнитивном, социальном, духовном, культурном или нравственном развитии. Эти аспекты могут по-
мочь развивать поведенческие и личностные навыки школьников, чтобы они могли быть участниками физической активности на протяжении все жизни. Однако, чтобы достичь этого, эти аспекты должны быть поставлены в рамках учебной программы, которая обеспечивает разнообразные виды физической активности [1]. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что командные виды спорта преобладают в российских учебных программах по физкультуре.
Целью данного исследования было оценить уровень физической активности школьников во время занятий физкультурой в средней школе. Данные были рассмотрены в отношении рекомендуемых уровней физической активности, чтобы выяснить, может ли физическое воспитание быть эффективным в оказании помощи детям быть здоровыми. Особое внимание было уделено различиям между группами по полу и навыкам.
В этом исследовании приняли участие сто двадцать два школьника из пяти средних школ по Самарской области. Этапная выборка использовалась в каждой школе
для случайного выбора одного класса мальчиков и одного класса девочек, в каждом из классов 7 (12-13 лет), 8 (13-14 лет) и 9 (14-15 лет). Три студента в каждом классе были выбраны случайным образом, чтобы принять участие. Эти студенты были классифицированы как «высокий», «средний» и «низкий» уровень навыков, основанный на оценке их учителей физкультуры в конкретных видах деятельности по физкультуре.
Основное внимание в процессе обучения уделяется четырем различным аспектам знаний, навыков и понимания, которые связаны со следующими процессами [3]:
- приобретение навыков;
- применение навыков;
- оценка производительности;
- знание и понимание состояния здоровья.
Школьники посещали два еженедельных урока физкультуры в смешанных группах. Девочек и мальчиков обучали соответственно мужчины и женщины-специалисты по физической культуре.
В течение 12-недельного периода было проведено наблюдение за проведением шестидесяти шести уроков, охватывающих различные групповые и индивидуальные мероприятия. Для того чтобы обеспечить статистически значимые сравнения между различными видами деятельности, школьники были классифицированы как участники деятельности, которые имеют схожие характеристики. Это были командные игры (например, футбол и волейбол) и индивидуальные игры (например, бадминтон, теннис и настольный теннис), двигательные мероприятия (например, танцы и гимнастика) и плавание. Цель состояла в том, чтобы контролировать равное число учащихся во время уроков в каждой из четырех обозначенных категорий деятельности по физкультуре. Однако ограничения в расписании и отсутствие учащихся означают, что подлинное равенство невозможно, и поэтому число мальчиков и девочек, охваченных различными видами деятельности, является неравным.
Школьники с высокими показателями обучения были более активны, чем школь-
ники со средними и низкими способностями, которые принимали участие в аналогичных объемах деятельности. Эти тенденции были очевидны у мальчиков и девочек. Мальчики занимались на 39,4% времени урока по сравнению с девочками
- 29,1%. Кроме того выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у школьников старшего возраста начинает усиливаться. (28% - делают зарядку, 63%
- иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда - 47%). Скорее всего, это связано с тем, что во всех СМИ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни, открываются в больших количествах различные фитнес-клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Больше половины опрошенных, пытаются использовать выходные дни, для активного отдыха и занятий спортом. В ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические показатели представителей 9 класса (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни старшеклассников (73,3%).
Несмотря на это, увеличение количества учебных занятий по физкультуре в школах было бы позитивным шагом, позволяющим субъекту физической активности достичь своих целей, связанных со здоровьем [2]. Наряду со своей преподавательской ролью учителя могут поощрять внешкольную физическую активность, помогать учащимся становиться самостоятельными участниками и информировать их о мероприятиях данной области в обществе («Зеленый марафон»). Кроме того, они могут оказывать прямое воздействие, содействуя расширению возможностей для физической активности в школьном контексте. Это исследование измерило уровень активности студентов во время «классических» уроков физкультуры. Данные исследования были поперечными и собирались в течение относительно ко-
роткого периода времени. Отслеживание уровня активности студентов в течение ряда занятий физкультурой, возможно, позволило более точно определить, как физическая активность варьируется в разных аспектах учебной программы.
Во время физического воспитания школьники принимали участие примерно на одну треть от рекомендуемой 1 -часовой
цели. На основе этих данных в сочетании с еженедельной частотой занятий физкультурой становится ясно, что физкультура может лишь дополнять ежедневный объем физической активности молодых людей. Для повышения уровня физического воспитания необходимо признать деятельность по укреплению здоровья в качестве важного элемента уроков.
Библиографический список
1. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5-11 классов. Методическое пособие.- М.: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
2. Воробьева, Н.Л. Игры и спортивные развлечения в школе для детей подросткового возраста. - М.: АРКТИ, 2013. - 200 с.
3. Глейберман, А.Н. Упражнения в парах. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 264 с.
4. Кузнецов, В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2018. - 781 с.
CONTRIBUTION OF PHYSICAL EDUCATION TO THE LEVEL OF PHYSICAL
ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE
A.S. Bondarenko, Student M.N. Nalimova, Senior Lecturer Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The Aim of this study was to assess the level of physical activity in physical education lessons in high school. These data were reviewed in relation to recommended levels of physical activity to determine whether physical education can be effective in helping young people achieve health-related goals. The study involved 62 boys and 60 girls (aged 12-15 years). Students with high abilities were more active than students with medium and low abilities. Students in moderate and vigorous physical activity participated for the most part during team games, while the lowest level of vigorous physical activity was observed during physical activity. Physical education can make a greater contribution to the regular physical development of young people.
Keywords: physical education, students, teaching activities, goals of physical education, spiritual and social development, physical culture, public health.