Научная статья на тему 'ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA-2018 В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ЗА СЧЕТ РАСХОДОВ ИНОСТРАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ'

ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA-2018 В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ЗА СЧЕТ РАСХОДОВ ИНОСТРАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA / ФУТБОЛ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / РАСХОДЫ / ПРИРОСТ ВВП / FIFA WORLD CUP / FOOTBALL / SPORTS INFRASTRUCTURE / FOREIGN CITIZENS / EXPENSES / GDP GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобровский Евгений Анатольевич

Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 с точки зрения финансовых трат из бюджета вызвал в российском обществе резонанс. Согласно мировому опыту, мультипликационный эффект от проведения спортивных мегасобытий ощущается в длительной перспективе, и для экономики страны-организатора экономический эффект проявляется в виде роста доходов от инфраструктуры, туризма, иностранных инвестиций и др. В России расходы иностранных туристов во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 превысили 1,5 млрд. долл. США. Основной вклад от трат иностранных туристов в регионах страны пришелся на гостиничный и ресторанный бизнес. Максимальные траты произвели туристы из США и Китая, намного скромнее оказалось пребывание на Чемпионате граждан СНГ и Египта. Комфортное пребывание с точки зрения размещения в более комфортабельных отелях и дорогостоящее питание предпочли жители благополучных стран Европы, японцы, бразильцы и корейцы. Наибольшую выгоду от трат иностранцев на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 получила российская столица - Москва, в Санкт-Петербурге туристы оставили вдвое меньше, а в остальных регионах, принимающих Чемпионат, расходы иностранцев были в разы меньше. Мультипликационный эффект от проведения мундиаля, вероятно, будет реализовываться медленнее, чем предполагалось первоначально из-за сложностей в национальной экономике, находящейся в состоянии кризиса. Тем не менее, прирост въездного туристического потока составил в первом полугодии 2019 г. 25,0% относительно уровня 2018 г., что позволяет надеяться на исполнение положительных прогнозов исследователей по поводу влияния Чемпионата на туристский облик России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE 2018 FIFA WORLD CUP TO THE RUSSIAN ECONOMY DUE TO THE EXPENSES OF FOREIGNERS DURING THE WORLD CUP

The FIFA world Cup 2018 in terms of financial spending from the budget caused a resonance in the Russian society. According to world experience, the multiplier effect of the controversial mega-events is felt in the long term, and for the economy of the host country, the economic effect is manifested in the form of income growth from infrastructure, tourism, foreign investment, etc. in Russia, the expenses of foreign tourists during the FIFA world Cup 2018 exceeded $ 1.5 billion. USA. The main contribution from the spending of foreign tourists in the regions of the country fell on the hotel and restaurant business. The maximum expenditure was made by tourists from the United States and China, much more modest was the stay at the Championship of citizens of the CIS and Egypt. Comfortable stay in terms of accommodation in more comfortable hotels and expensive meals preferred residents of prosperous European countries, Japanese, Brazilians and Koreans. The greatest benefit from the spending of foreigners at the FIFA world Cup 2018 was received by the Russian capital-Moscow, in St. Petersburg, tourists left half as much, and in other regions hosting the championship, the expenses of foreigners were many times less. The multiplier effect of the world Cup is likely to be realized more slowly than originally anticipated due to the difficulties in the national economy, which is in a state of crisis. Nevertheless, the increase in the incoming tourist flow was in the first half of 2019. 25.0% relative to the level of 2018, which allows us to hope for the fulfillment of positive forecasts of researchers about the impact of the Championship on the tourist image of Russia.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA-2018 В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ЗА СЧЕТ РАСХОДОВ ИНОСТРАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ»

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich CONTRIBUTION OF THE 2018 FIFA ..

economic sceinces

УДК 330:796:332

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0017

ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA-2018 В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ЗА СЧЕТ РАСХОДОВ ИНОСТРАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУНДИАЛЯ

© 2020

AuthorlD: 867610

SPIN: 1324-5990

Бобровский Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры

Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru)

Аннотация. Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 с точки зрения финансовых трат из бюджета вызвал в российском обществе резонанс. Согласно мировому опыту, мультипликационный эффект от проведения спортивных мегасобытий ощущается в длительной перспективе, и для экономики страны-организатора экономический эффект проявляется в виде роста доходов от инфраструктуры, туризма, иностранных инвестиций и др. В России расходы иностранных туристов во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 превысили 1,5 млрд. долл. США. Основной вклад от трат иностранных туристов в регионах страны пришелся на гостиничный и ресторанный бизнес. Максимальные траты произвели туристы из США и Китая, намного скромнее оказалось пребывание на Чемпионате граждан СНГ и Египта. Комфортное пребывание с точки зрения размещения в более комфортабельных отелях и дорогостоящее питание предпочли жители благополучных стран Европы, японцы, бразильцы и корейцы. Наибольшую выгоду от трат иностранцев на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 получила российская столица - Москва, в Санкт-Петербурге туристы оставили вдвое меньше, а в остальных регионах, принимающих Чемпионат, расходы иностранцев были в разы меньше. Мультипликационный эффект от проведения мундиаля, вероятно, будет реализовываться медленнее, чем предполагалось первоначально из-за сложностей в национальной экономике, находящейся в состоянии кризиса. Тем не менее, прирост въездного туристического потока составил в первом полугодии 2019 г. 25,0% относительно уровня 2018 г., что позволяет надеяться на исполнение положительных прогнозов исследователей по поводу влияния Чемпионата на туристский облик России.

Ключевые слова: Чемпионат мира по футболу FIFA, футбол, спортивная инфраструктура, иностранные граждане, расходы, прирост ВВП.

CONTRIBUTION OF THE 2018 FIFA WORLD CUP TO THE RUSSIAN ECONOMY DUE TO THE EXPENSES OF FOREIGNERS DURING THE WORLD CUP

© 2020

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich, lecturer of the department of physical culture Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru)

Abstract. The FIFA world Cup 2018 in terms of financial spending from the budget caused a resonance in the Russian society. According to world experience, the multiplier effect of the controversial mega-events is felt in the long term, and for the economy of the host country, the economic effect is manifested in the form of income growth from infrastructure, tourism, foreign investment, etc. in Russia, the expenses of foreign tourists during the FIFA world Cup 2018 exceeded $ 1.5 billion. USA. The main contribution from the spending of foreign tourists in the regions of the country fell on the hotel and restaurant business. The maximum expenditure was made by tourists from the United States and China, much more modest was the stay at the Championship of citizens of the CIS and Egypt. Comfortable stay in terms of accommodation in more comfortable hotels and expensive meals preferred residents of prosperous European countries, Japanese, Brazilians and Koreans. The greatest benefit from the spending of foreigners at the FIFA world Cup 2018 was received by the Russian capital-Moscow, in St. Petersburg, tourists left half as much, and in other regions hosting the championship, the expenses of foreigners were many times less. The multiplier effect of the world Cup is likely to be realized more slowly than originally anticipated due to the difficulties in the national economy, which is in a state of crisis. Nevertheless, the increase in the incoming tourist flow was in the first half of 2019. 25.0% relative to the level of 2018, which allows us to hope for the fulfillment of positive forecasts of researchers about the impact of the Championship on the tourist image of Russia.

Keywords: FIFA world Cup, football, sports infrastructure, foreign citizens, expenses, GDP growth.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проведение Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 стало одним из самых крупных событий в мире российского спорта с момента образования современной России. Чемпионат проходил с 14 июня по 15 июля 2018 в одиннадцати городах страны, практически половина из которых расположена в Поволжье. В момент, когда Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу FIFA, экономическая ситуация в стране была довольно стабильной, но начавшиеся в 2014 г. политические разногласия с мировым сообществом привели к финансово-политическим санкциям. В результате санкционных ограничений и намеренного раскачивания цен на мировом рынке нефти западными странами с целью оказания давления на Россию экономика страны оказалась в состоянии кризиса. Многие граждане выражали протест-ные мнения против подготовки и проведения мундиаля, затраты на которых оказались достаточно внушительны, и для бюджета такая нагрузка оказалась избыточной

[1]. При подготовке городов-организаторов к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA было затрачено по одним данным 680 млрд. руб., а по данным исследований инфрормагентства РБК расходы составили более 880 млрд. руб. [2]. Расходы России на подготовку к Чемпионату мира по футболу FIFA побили исторический максимум, что в большей степени связано не столько со строительством стадионов, требования к которым повышаются год от года, сколько с модернизацией и развитием инфраструктуры принимающих городов [35]. Безусловно, экономический эффект от проведения спортивных мега-событий ощущается в длительной перспективе [6], поэтому ожидать быстрой окупаемости затрат на подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA в России не стоит, но быстрый эффект от проведения соревнований в виде притока инвестиций в регионы за счет расходов иностранных граждан во время пребывания на мундиале уже получен. В связи с этим целесообразно рассмотреть, туристы из каких стран потратили наибольшие средства во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA в России, в какие от-

74

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

экономические

неуки

Бобровский Евгений Анатольевич ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ...

расли прошел прямой приток инвестиции от иностранных болельщиков и какие регионы получили наибольшую выгоду за счет трат иностранцев на соревнованиях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Подготовка к Чемпионату мира по футболу FIFA началась с подписания президентом страны Указа «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» [7]. О тратах при подготовке к Чемпионату мира по футболу FIFA написано большое количество работ, и практически все исследователи сходятся во мнении о том, что для экономики страны мультипликационный эффект будет ощутим в долгосрочной перспективе, а краткосрочный импульс, полученный во время подготовки к соревнованиям не способен в короткие сроки окупить затраты бюджета [8-10]. Как отмечается в данных Оргкомитета «Россия - 2018» [11], в результате подготовки к Чемпионату более 210 тыс. чел. смогли получить дополнительные навыки. В строительной сфере более 79 тыс. чел. повысили квалификационные разряды, более 38 чел. улучшили качество подготовки в гостинично-ресторанном бизнесе, в сфере транспорта и связи повышение квалификации прошли 18 тыс. чел. (столько же повысили квалификацию в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг). Близость России к Европе с точки формирования туристического потока не слишком помогла, поскольку до эффекта от притока туристов, достигнутого при проведении Чемпионата в Германии, показатели России оказались далеки и скорее сопоставимы с показателями Японии, Бразилии и ЮАР [12]. Тем не менее, при подготовке к Чемпионату мира по футболу FIFA в России произошел рывок в развитии гостиничного бизнеса [13] -открылось 56 отелей международных брендов. Был ужесточен контроль за гостиничным фондом, за нарушения ценовой политики учреждения, завышающие цену на проживание, проводили лишение лицензий на оказание этой деятельности. В Санкт-Петербурге, где расположено большое количество объектов культурного наследия, для туристов создали максимально комфортные условия для пребывания и перемещений [14]. Одной из целей проведения Чемпионатов мира по футболу FIFA является развитие футбола в стране-организаторе. В России за счет инвестирования в создания футбольных полей с искусственными покрытиями, популяризации футбола среди населения, поддержки детско-юношеских школ по футболу удалось добиться повышения количества граждан, занимающихся футболом как на любительском уровне, так и в профессиональной школе [15, 16]. С точки зрения коммуникации Чемпионат мира по футболу FIFA оказал внутри российского общества эффект сплочения, а с точки зрения политического взаимодействия послужил фактором смягчения политической обстановки в мире по отношению к России, немаловажную роль при этом сыграли туристы, посетившие Россию [17].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Оценить расходы и направления иностранных туристов в России во время пребывания на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018.

Постановка задания. Анализ размеров и структуры расходов иностранных туристов на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались статистические материалы Сбербанка России о движении денежных средств по иностранным картам через системы Сбербанка [18]. При анализе расходов иностранных туристов на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 в России использовались различные методы и подходы к исследованию, включая обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, а также методы статистики [19, 20]. Основной инструмен-

том исследования стала оценка размеров, структуры и направлений расходов иностранных туристов во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Иностранные туристы преимущественно предпочитали безналичный расчет. На долю операций по снятию наличных пришлось около 8,2% пришлось и 6,0% на обмен наличной валюты [18]. Наибольший процент расчетов по картам зафиксирован в отношении карт, выпущенных в Бразилии (96,0%), на второй позиции карты из Китая (94,0%), граждане стран Североамериканского континента и Южной Америки рассчитывались картами в 90,0% случаев, а европейцы - в 70,0%. Жители СНГ и африканских государств в большей степени рассчитывались наличными средствами.

Размеры расходов иностранных туристов на Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России превысили 1,5 млрд. долларов США, что вдвое больше размера расходов иностранных туристов во время проведения Кубка Конфедераций. Следует выделить 20 стран, туристы из которых оставили в российской экономике более 300 млрд. руб. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Размеры расходов иностранных туристов на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 в разрезе стран, млн. руб.

Наибольшие траты на Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России показали туристы из Америки, которые оставили в нашей экономике более 5,6 млрд. руб. Туристы из Китая потратили во время Чемпионата более 4,0 млрд. руб. От 1 до 2,3 млрд. руб. израсходовали жители Бразилии, Германии, Аргентины, Великобритании и Мексики, причем мексиканцы по размерам трат находятся на третьей позиции. Относительно небольшие траты на Чемпионате совершили канадцы, количество которых было сравнительно небольшим, судя по расходам на питание и проживание.

Что касается структуры расходов, то больше всего иностранцы потратили на питание и проживание (рисунок 2).

Если объединить категории ресторанов и кафе с фаст-фудом, то станет очевидным, что на питание было израсходовано больше, чем на проживание. Достаточно много иностранные туристы потратили на одежду и спортивные товары. Что касается специфики трат иностранных туристов, то стоит отметить, что жители стран с высокими подушевыми доходами предпочитали не мелочиться на комфорте и совершили высокие траты по категории отелей (британцы, американцы, австрийцы и немцы), на которые пришлось около 20,0% от общих расходов. Качественное питание предпочли туристы из Швеции, Нидерландов, Бельгии, Италии, Австралии, Испании, стран Латинской Америки, Южной Кореи, Японии и ОАЭ. Жители Мексики, Канады, Турции, Израиля, Финляндии, Чехии, Аргентины, ЮАР и Гонконга произвели средние траты. Низкие траты были присущи жи-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30)

75

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich economic

CONTRIBUTION OF THE 2018 FIFA ... sceinces

телям стран СНГ, Египта и Китая. Американцы больше других туристов потратили на приобретение сувенирной продукции, а китайцы на ювелирные изделия, косметику, часы, украшения и одежду.

Рисунок 2 - Структура расходов иностранных граждан в России на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018, %

Проследить направление расходов иностранных туристов представляется возможным не только по категориям, но и по регионам, выделив те, которые получили наибольшую выгоду во время Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 (рисунок 3).

Рисунок 3 - Размер выгоды, полученной регионами во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 за счет расходов иностранных граждан, млн.

руб.

Безусловным лидером по объему полученной выгоды от Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 оказалась Москва, где иностранные туристы потратили более 18,5 млрд. руб. Вдвое меньше иностранные туристы оставили в Санкт-Петербурге. В Краснодарском крае, где проходило достаточно большое количество матчей, иностранцы потратили в 7 раз меньше, чем в Москве, но для региона это объем оказался неплохим притоком средств в экономику. В других городах-организаторах расходы иностранных туристов оказались куда скромнее, поскольку они значительно уступают Москве и Санкт-Петербургу по количеству и качеству культурных и развлекательных объектов. Помимо городов, принимающих чемпионат, выгоду от расходов иностранных туристов на Чемпионате получила такие регионы, как Курская, Челябинская и Московская области.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Затраты российской стороны на подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 окупятся в длительной перспективе. Как отмечала Павлова А.В. [21], предполагалось, что туристы приобретут сувенирную продукцию с символикой Чемпионата не менее чем на 100 млн. долл. США (по курсу порядка 40 руб. за 1 доллар). Приобретение сувенирной продукции с символикой Чемпионата 76

дило и в магазинах спортивных товаров, но, даже объединив категорию расходов на сувенирную продукцию и на спортивные товары, ожидаемый объем трат на сувенирную продукцию в пересчете на курс доллара 2018 г. не произошел. Всего Чемпионат посетили порядка 3,4 млн. иностранных туристов и более 3 млн. из них побывали в Москве, около 500 тыс. - в Санкт-Петербурге [22]. Ожидалось, что проведение Чемпионата мира по футболу FIFA позволит сформировать положительный туристский облик России в глазах иностранцев, что повлечет за собой увеличение туристического потока, а удачное проведение мероприятия позволит привлечь иностранные инвестиции в экономику [23, 24]. Въездной поток в Россию в первом полугодии 2019 г. вырос на 25,0%

[25]. Произошло это за счет роста въездного потока из европейских стран, Китая, Индии, Израиля, Японии и др., в то же время снизился турпоток из латиноамериканских стран(кроме Чили и Мексики), жители которых посетили Чемпионат в России в 2018 г. Следовательно, положительный прогноз относительно прироста численности иностранных туристов в Россию вполне может быть оправдан и в краткосрочной перспективе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Жители США, команда которых не была представлена на Чемпионате в России, по объемам трат во много раз опередили жителей из других государств, хотя по количеству паспортов болельщиков они уступили китайцам - 52 тыс. против 67 тыс.

[26]. Остальная часть первой семерки стран по объему расходов на Чемпионате мира по футболу FIFA-2018 в России согласуется с количеством полученных паспортов болельщиков (мексиканцы - 44 тыс., аргентинцы -37 тыс., бразильцы - 35 тыс., британцы - 31 тыс., по 30 тыс. колумбийцы и немцы, 27 тыс. жители Перу). В ходе исследования было установлено, что более комфортный и насыщенный отдых смогли себе позволить жители экономически развитых благополучных стран (США и Европа). Москва, как город наиболее приближенный по уровню жизни к развитым государствам Европы и Америки, получил наибольшую выгоду от посещения туристов, на второй позиции - культурная столицы страны Санкт-Петербург.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Оценивать мультипликационный эффект от проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России, безусловно, еще слишком рано, поскольку затраты на модернизацию инфраструктуры принимающих городов позволят ощутить экономический эффект в полную силу тем быстрее, чем будет достигнута финансово-экономическая стабильность внутри страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова Т.В., Тельнов А.С. Проведение чемпионата мира но футболу: экономическая дилемма // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2015. № 2 (33). С. 123-127.

2. Бобровский ЕА. Влияние чемпионата мира но футболу FIFA на экономики стран-организаторов // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 53-56.

3. Бобровский Е.А. Наследие чемпионата мира по футболу FIFA 2018 // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 130-134.

4. Виселёва Ю.О. Сравнительный анализ вложенных инвестиций в организацию Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 // В сборнике Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. 2017. С. 143-146.

5. Тельных ДЛ. Наследие чемпионата мира по футболу FIFA-2018 для городов-организаторов // Карельский научный журнал. 2019. Т.8. № 1 (26).С.106-109.

6. Сафронов РА. Экономические и финансовые последствия крупных спортивных соревнований для стран-организаторов // European Science. 2016. № 12 (22). С. 46-50.

7. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2013 г. № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36961 (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

8. Овчинникова П.В. Экономические траты на строительство к Чемпионату Мира по футболу 2018 в России // NOVAINFO.RU. 2016. № 57. С. 207-210.

9. Магарамова К.Ш. Проведение чемпионата мира по футбо-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

Москва Санкт-Петербург Краснодарский край

18511

8256

2635

Свердловская область 1226

Республика Татарстан 1218

Ростовская область Н 874

Самарская область V 853

Нижегородская область Ш 839

Калининградская область ■ 538

Волгоградская область ■ 290

Республика Мордовия 1 234

Челябинская область ■ 194

Московская область i 92

Курская область j 90

2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000 20000

экономические науки

Бобровский Евгений Анатольевич ВКЛАД ЧЕМПИОНАТА МИРА ...

лу FIFA 2018 в России: экономический эффект, доходы и расходы // Экономика и социум. 2017. № 2 (33). С. 643-651.

10. Чернышева Н.И., Грешнова Е.Р. Мультипликационный эффект чемпионата мира по футболу на российскую экономику // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2018. № 4 (64). С. 142-148.

11. Оргкомитет «Россия — 2018». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://welcome2018.com/journal/materials/orgkomitet-rossiya-2018-rasskazal-o-vliyanii-chm-2018-na-razvitie-strany/ (Дата 05.12.2019 г.).

12. Агеев В.И., Алтухов С.В. Сравнительный анализ расходов и экономического эффекта чемпионатов мира по футболу (1998-2018) //Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). С. 158-167.

13. Рентабельность развития гостиничного бизнеса в преддверии чемпионата мира по футболу в России / Д.Н. Бабенков, Ю.Ю. Колбас, К.Ю. Колбас, Т.И. Соловьева // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 3 (154). С. 99-105.

14. Шаталова А.Е. Мультипликативное влияние чемпионата мира по футболу-2018 на развитие индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга // В сборнике: Вестник индустрии гостеприимства Научный сборник. Санкт-Петербург, 2018. С. 51-54.

15. Тюфтяков А.А. Инвестиции в создание футбольных полей с искусственным покрытием как фактор роста числа футболистов в России //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 117-121.

16. Тельных ДА. Влияние чемпионата мира по футболу FIFA -2018 на развитие детско-юношеского футбола в России // Наука и практика регионов. 2019. № 2. С. 118-122.

17. Байер Ю.П., Руиз-Мартинес Франциско-Хавьер Россия накануне чемпионата мира по футболу-2018: влияние стратегической коммуникации на политическую систему в ходе глобальных спортивных мероприятий // Управленческое консультирование. 2018. № 2 (110). С. 65-72.

18. Анализ расходов по иностранным картам через системы Сбербанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/world_cup_final_3.pdf (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

19. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.

20. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.

21. Павлова А.В. К вопросу о прямых и косвенных социально-экономических эффектах от проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году //В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2014. С. 563-566.

22. Ростуризм подвел туристические итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Федеральное агентство по туризму. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ news/15818/ (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

23. Королева О.В. Чемпионат мира по футболу-2018 как фактор формирования туристского имиджа России //Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2019. № 11. С. 111120.

24. Дулина Н.В., Икингрин Е.Н. Города проведения спортивных мегасобытий как новые направления туристских маршрутов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70). № 1S. С. 166-171

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Въездной турпоток в Россию в первом полугодии 2019 года вырос на 25%. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6754844 (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

26. Количество иностранных туристов в России в 2019 году превысит 30 млн. Ведомости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/18/775848-inostrannih-turistov (Дата обращения: 05.12.2019 г.).

Статья поступила в редакцию 07.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30)

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.