Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/55
ВКЛАД АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА
©Далакьян Ж. С., ORCID: 0000-0002-8618-8512, Ташкентский
архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]
CONTRIBUTION OF THE ARMENIAN DIASPORA TO THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN
©Dalakian J., ORCID: 0000-0002-8618-8512, Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вкладу армянской диаспоры в социально-экономическое развитие Узбекистана, в улучшение сотрудничества и дружественных отношений Республики Узбекистан с зарубежными странами. Научно проанализировано, что межэтнические отношения являются одним из приоритетов государственной политики Узбекистана, что является важным фактором сотрудничества и обеспечения социальной стабильности. Подчеркивается, что наличие гармонии в межэтнических отношениях может оказать глубокое влияние на политическое и экономическое развитие многонациональных обществ, что позволит диаспорам Республики Узбекистан в полной мере проявить свои способности. Также было отмечено, что созданная за годы независимости благоприятная общественно-политическая среда, согласие между представителями разных национальностей стали одним из величайших достижений современного Узбекистана.
Abstract. This article is dedicated to the contribution of the Armenian diaspora to the social and economic development of Uzbekistan, in the improvement of cooperation and friendly relations of the Republic of Uzbekistan with foreign countries. It is scientifically analyzed that inter-ethnic relations are one of the priorities of the state policy of Uzbekistan, which is an important factor for exchange, cooperation and ensuring social stability. It is emphasized that the presence of harmony in inter-ethnic relations can have a profound impact on the political and economic development of multinational societies, which will allow the Diasporas of the Republic of Uzbekistan to fully demonstrate their abilities. It was also noted, that the favorable socio-political environment created over the years of independence, and harmony between representatives of different nationalities became one of the greatest achievements of modern Uzbekistan.
Ключевые слова: армянская диаспора, Узбекистан, этнополитика, культурные центры, этнические группы, культура, традиции, межнациональные отношения, права человека.
Keywords: Armenian diaspora, Uzbekistan, ethnic policy, cultural centers, ethnic group, culture, tradition, human rights.
Современный этап развития мировой политических и экономических систем характеризуется усложнением структуры различных взаимодействий, появлением новых ключевых игроков и хорошо забытых старых участников мировой политики и экономики. В полной мере вышеуказанное относится и к диаспорам — сообществами мигрантов и их
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
потомков, которые поддерживают связи с территорией происхождения и сохраняют собственное самосознание. Безусловно, степень консолидации диаспор зависит от многих факторов, таких как численность, географическое распределение в стране проживания, востребованность на рынке труда, а, значит, интенсивность таких связей оказывается различной. Эти особенности, в свою очередь, определяют влиятельность диаспор — не только в государстве пребывания, но и в мировой экономике и политике в целом.
Диаспоры играют важную роль в экономическом развитии стран, где они проживают. Они способствуют развитию торговли и привлечению иностранных инвестиций, созданию совместных предприятий и стимулированию предпринимательства, а также передаче новых знаний и навыков. На протяжении веков армянский народ был своеобразным мостом между востоком и западом. Из-за утраты армянской государственности и многочисленных иноземных нашествий со времен средневековья в соседних странах и регионах образовались армянские общины. В результате геноцида армян сотни тысяч выживших нашли убежище в разных частях мира, сформировав то, что сегодня известно, как «традиционная армянская диаспора». Диаспора еще больше расширилась из-за распада Советского Союза и последовавших за этим экономических и региональных потрясений [1-7].
Сегодня около 7 миллионов армян проживают более чем в 100 странах мира. В Диаспоре активно действуют десятки общеармянских и духовных организаций, сотни общественных и патриотических групп, около 1000 дневных и еженедельных школ, научных и образовательных учреждений, спортивных и культурных объединений, благотворительных и общественно-политических организаций. Диаспора разнообразна и сложна, раскинулась по 24 часовым поясам, живет в странах с разными политическими системами, языками и культурными традициями. Каждая община вносит свой вклад в яркий состав армянского народа.
Термин диаспора, независимо от того, применялся ли он к армянам или другим общественным формированиям, не проживающим на своей родине, на протяжении своей истории имел множество определений и применений. В самом простом и наименее точном виде оно относится ко всем рассредоточенным людям, независимо от причины, размера, организации или продолжительности рассредоточения. Согласно этому определению, даже небольшие, постоянно обновляющиеся группы молодых армянских ученых, изучавших греческое искусство и науку в Афинах, Александрии, Антиохии и Кесарии с четвертого по шестой век н. были диаспорой.
В разное время этот термин использовался для обозначения групп или колоний экспатриантов, изгнанников, мигрантов из элитных эмигрантов, процветающих торговых диаспор и обедневших трудовых диаспор, транснациональных кочевников, пересекающих границу, скоплений беженцев и сообществ гастарбайтеров, а так же всякие этносы, не говоря уже об угнетенных меньшинствах. Наблюдалась динамика транснационализма и глобализации, которая привела к ускоренной миграции, формированию все большего числа транснациональных сообществ и созданию некоторых новых диаспор, наряду с увеличением размера и неоднородности более старых диаспор, таких как армянская.
Республика Узбекистан является толерантной страной, где созданы все условия для нормального проживания любой национальности. На благодатной, гостеприимной земле никогда со стороны властей республики не наблюдалось притеснений кого-либо по национальной принадлежности. В Узбекистане проживает одно из крупнейших армянских поселений на постсоветском пространстве. По официальным данным, там проживает около 80 тысяч армян, 50 тысяч из которых имеют узбекское гражданство. Армяне в основном
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
сосредоточены в городах Ташкенте (50 000) и Самарканде (25 000). Есть также армянские общины в Андижане, Бухаре и Фергане.
Установлено, что современная армянская диаспора в значительной степени сформировалась в результате Первой мировой войны, когда геноцид армян, совершенный Османской империей, вынудил живущих на родине армян бежать или рискнуть быть убитыми. Многие армяне бежали через Азербайджан в Узбекистан в поисках безопасности в Российской империи, а затем образовали общины в Самарканде, Ташкенте, Андижане, Фергане и многих других городах. После образования Советского Союза армяне внесли большой вклад в экономику и сельское хозяйство Узбекистана, многие из них занимали высокие посты в правительстве и квалифицированных рабочих.
Еще одна волна эмиграции началась с распадом Советского Союза, когда большинство армян переехали в основном в Россию, а также в Армению и США. Тем не менее в Узбекистане по-прежнему проживает много армян. Армянская община Узбекистана является крупнейшей общиной в Центральной Азии, и большинство из них проживает в Ташкенте. Их основной язык русский, но некоторые до сих пор дома говорят на армянском. Однако армяне по-прежнему сохраняют традиции своей музыкой, религией и едой.
После провозглашения независимости Узбекистана в 1991 году были созданы Ташкентский армянский культурный центр и Культурный центр «Луйс» в Самарканде. В 1993 году в Ташкенте была открыта армянская воскресная школа. Примерно в это же время были созданы хоровая, танцевальная, драматическая и художественная студии. В 1995 году самаркандский бизнесмен армянского происхождения Артур Мартиросян пожертвовал на реконструкцию и открытие церкви в Узбекистане.
По инициативе народной артистки СССР Тамары Ханум-Петросян в 1989 году был создан Армянский национальный культурный центр Узбекистана. Первым президентом центра был Аркадий Григорян, автор книги «Армяне в Средней Азии». В 2005 году при центре была создана студия «Искусство», а также создан благотворительный фонд «Будущее» для поддержки строительства армянского дома культуры, школы и церкви в Ташкенте. В этом же году общественная организация начала издавать газету «Апага», которая в 2008 году превратилась в журнал «Навстречу будущему». В настоящее время существует онлайн-версия журнала под названием «Живая диаспора».
Новый офис Армянского национального культурного центра открылся в Самарканде в январе 2010 года. Хорошо известны в Ташкенте армянские танцевальные коллективы «Ардзаганк» и «Артвин», а также футбольная команда «Будущее». Кроме того, в Самарканде широко известен танцевальный ансамбль «Наири». При жизни Тамары Ханум (1986 г.) в Ташкенте открылся ее дом-музей, в котором представлены ее танцевальные костюмы, фотографии, неопубликованные воспоминания. Посетители также могут послушать песни армянских исполнителей. Музей часто служит местом сбора армянской общины.
В этом году независимому Узбекистану исполняется 30 лет. За эти годы кардинально изменился и сам Узбекистан, произошли глубокие изменения и в окружающем Узбекистан мире — технологические, экономические, политические, изменились балансы сил и геоэкономические расклады. Но одно осталось неизменным — курс на укрепление независимости и приверженность реформам, направленным на повышение конкурентоспособности экономики и достойный уровень жизни граждан.
Данное исследование — результат значительных усилий по сбору данных с помощью количественных и качественных методов и анализа. Данные нашего исследования показали, что армянская диаспора вносит положительный, значительный и устойчивый вклад в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
повышение реального дохода на душу населения в Республике Узбекистан. Разделяя влияние диаспоры по уровню квалификации, наши оценки показывают, что чем выше уровень образования эмигрантов, тем больше влияние диаспоры.
Для достижения целей и выполнения задач исследования использовался комплексный подход с точки зрения методологии сбора первичных данных, при котором количественные методы, такие как социологический опрос, которые сочетались с качественными методами, такими как интервью. Армяне внесли заметный вклад в развитие экономики, искусства, культуры и просвещения республики, имена наиболее известных из них навсегда вошли в историю Узбекистана. Среди них известная танцовщица Тамара Ханум, народные художники Узбекистана В. Н. Еремян (1897-1963), О. К. Татевосян (1889-1974). Н. Г. Карахан (19001970), Р. А. Агбальян, Р. П. Аванян (1932), музыкальный деятель А. Н. Петросянц, который создал в 1938 г. Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов, музыковед Т. О. Головянц и многие другие.
На армянском языке в Узбекистане печатается журнал «Депи Апага» — «К будущему». А сборная КВН «Ташкентские армяне» даже недавно стала чемпионом высшей лиги Узбекистана. Узбекская земля дала миру немало выдающихся армян — от певицы Роксаны Бабаян до режиссера Альберта Хачатурова.
В нашем исследовании, армянская диаспора рассматривается как средство передачи и развития ресурсов, технологий, знаний и идей в Республике Узбекистан и тем самым способствуют ее экономическому и социальному развитию. Действительно, существует большой потенциал для максимизации положительного вклада армянской диаспоры на создание рабочих мест и доходов за счет финансовых инвестиций, сетей и навыков в Узбекистане.
Проживающая в Узбекистане армянская диаспора, в частности ее представители, не раз отмечались и продолжают награждаться высшими государственными наградами за вклад в развитие Республики Узбекистан. Также были созданы все условия для сохранения и развития национальной культуры и традиций армянского народа, наравне с другими национальными культурными центрами, которые сохраняются по настоящее время. Разве это не есть ярчайший признак внимания Руководства Республики Узбекистан армянской общине и посыл для окружающих о проводимой толерантной политике, в нашей стране.
Многие из представителей армянской диаспоры проживают в Узбекистане в-четвертых поколениях и никогда они не слышали от своих предков о недовольстве братского узбекского народа по поводу проживания армянского народа на их земле. Они и по сегодняшний день работают вместе, дружат семьями живя по соседству, их дети вместе учатся в школах, колледжах, институтах, играют во дворах и ходят к друг другу в гости.
Резюмирую все вышесказанное, можно констатировать, что роль армянской диаспоры и ее вклад на социально-экономическое развитие Республики Узбекистана невозможно недооценить: диаспора и ее организации становятся из-за дня в день ключевым фактором в поиске новых рынков труда, привлечении инвестиций, сбережений, передаче технологий и инновационном развитии, качественном образовании, циркуляции и возвращении квалифицированных кадров в Республику Узбекистан.
Список литературы:
1. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент, 1998.
2. Григорьянц А. А. Армяне в Средней Азии (вторая половина XIX в.). Ереван, 1984.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
3. Акопов С. В., Розанова М. С. Идентичности в эпоху глобальных миграций. СПб., 2010. 272 с.
4. Ачкасов В. А. Этнополитология. М.: Юрайт, 2015. 495 с.
5. Грифельд Л. Пять путей к современности. М.: ПЕРСЭ, 2008. 528 с.
6. Демиденко М. К. Экономический рост в Армении: факторы и оценка равновесия. Ереван, 2016.
7. Sahradyan S., Elo M. The role of linguistic resources in the institutional organization of the Armenian diaspora in Finland // Diaspora networks in international business. Cham.: Springer, 2019. P. 299-319. https://doi.org/10.1007/978-3-319-91095-6_15
References:
1. Ata-Mirzaev, O., Gentshke, V., & Murtazaeva, R. (1998). Uzbekistan mnogonatsional'nyi: Istoriko-demograficheskii aspekt. Tashkent. (in Russian).
2. Grigoryants, A. A. (1984). Armyane v Srednei Azii (vtoraya polovina XIX v.). Erevan. (in Russian).
3. Akopov, S. V., & Rozanova, M. S. (2010). Identichnosti v epokhu global'nykh migratsii. St. Petersburg. (in Russian).
4. Achkasov, V. A. (2015). Etnopolitologiya. Moscow. (in Russian).
5. Grifeld, L. (2008). Pyat' putei k sovremennosti. Moscow. (in Russian).
6. Demidenko, M. K. (2016). Ekonomicheskii rost v Armenii: faktory i otsenka ravnovesiya. Erevan. (in Russian).
7. Sahradyan, S., & Elo, M. (2019). The role of linguistic resources in the institutional organization of the Armenian diaspora in Finland. Diaspora networks in international business. Cham., Springer, 299-319. https://doi.org/10.1007/978-3-319-91095-6_15
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.02.2022 г. 13.02.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Далакьян Ж. С. Вклад армянской диаспоры в социально-экономическое развитие
Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 462-466. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/55
Cite as (APA):
Dalakian, J. (2022). Contribution of the Armenian Diaspora to the Social and Economic Development of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 462-466. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/55