Научная статья на тему 'РОЛЬ ШАРАФА РАШИДОВА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ ШАРАФА РАШИДОВА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАШИДОВ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / НАУКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ТАШКЕНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Шахло Джалалитдиновна

В статье рассматривается один из аспектов многогранной политической деятельности Ш. Рашидова, а также его роль как лидера Узбекистана в развитии международных культурных связей с зарубежными странами. В Советском Союзе политические связи с зарубежными странами была прерогативой политбюро ЦК КПСС и союзного правительства. Ш. Рашидов как руководитель одной из ведущих республик во многих переговорах с иностранными лидерами представлял СССР. Именно в период руководства Ш. Рашидова республикой, столица Узбекистана - город Ташкент стал одной из культурных центров стран Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SHARAF RASHIDOV IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL CULTURAL RELATION OF UZBEKISTAN

The article emphasizes one of the most important aspects of Rashidov’s multifaceted political activity -his role as the leader of Uzbekistan in the development of international cultural relations with foreign countries. In the Soviet Union, political relations with foreign countries were in charge of the Central Committee of the CPSU and the authority of the Union. As the leader, Rashidov represented the USSR in negotiations with many foreign leaders. During the Rashidov’s years, the capital of Uzbekistan, Tashkent became one of the cultural centers of the East.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШАРАФА РАШИДОВА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ УЗБЕКИСТАНА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

УДК 929 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/61

РОЛЬ ШАРАФА РАШИДОВА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ УЗБЕКИСТАНА

©Курбанова Ш. Д., Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана АН РУз, г. Ташкент, Узбекистан, adinayeva@gmail.com

THE ROLE OF SHARAF RASHIDOV IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL

CULTURAL RELATION OF UZBEKISTAN

©Kurbanova Sh., Center for issues of the modern history of Uzbekistan of the Academy

of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, adinayeva@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов многогранной политической деятельности Ш. Рашидова, а также его роль как лидера Узбекистана в развитии международных культурных связей с зарубежными странами. В Советском Союзе политические связи с зарубежными странами была прерогативой политбюро ЦК КПСС и союзного правительства. Ш. Рашидов как руководитель одной из ведущих республик во многих переговорах с иностранными лидерами представлял СССР Именно в период руководства Ш. Рашидова республикой, столица Узбекистана — город Ташкент стал одной из культурных центров стран Востока.

Abstract. The article emphasizes one of the most important aspects of Rashidov's multifaceted political activity —his role as the leader of Uzbekistan in the development of international cultural relations with foreign countries. In the Soviet Union, political relations with foreign countries were in charge of the Central Committee of the CPSU and the authority of the Union. As the leader, Rashidov represented the USSR in negotiations with many foreign leaders. During the Rashidov's years, the capital of Uzbekistan, Tashkent became one of the cultural centers of the East.

Ключевые слова: Рашидов, культура, искусство, наука, международные связи, Ташкент.

Keywords: Rashidov, culture, art, science, international relations, Tashkent.

Период правления Шарафа Рашидова вызывает неподдельный интерес у представителей широких слоев населения и, вместе с тем, является одним из самых противоречивых отрезков в истории Узбекистана. Отношение людей к этому времени весьма сложное, насыщенное светлыми и тяжелыми впечатлениями.

Это неудивительно, так как история «периода Ш. Рашидова» — в целом, это очень важный период в советской истории Узбекистана. Эта история — история борьбы традиционализма с модернизацией, национального с большевистским интернационализмом, исламских традиций с коммунистическим атеизмом. Раскрытие общих закономерностей этой борьбы, роли Шарафа Рашидова в этом процессе, даст возможность понять его в качестве политика и руководителя.

Ш. Рашидов хорошо знал восточную литературу и философию. Будучи писателем, уделял огромное внимание на развитие литературы, науки, образовании и культуры в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

республике. В эти годы Ташкент стал одним из культурных столиц Азии. Данная статья посвящена одной из сторон многогранной деятельности Ш. Рашидова — его роли в развитие международных культурных связей Узбекистана.

Шараф Рашидов почти четверть века, с 1959 г по 1983 г руководил Узбекистаном. Был первым секретарем ЦК Компартии республики. До этого, с августа 1950 г был председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР.

Ш. Рашидов пришел к власти в республике по инициативе Москвы, тогда и не могло быть по-другому. Он как ветеран войны, известный журналист и писатель по праву считался одним из самых образованных людей среди местной партийной элиты. В Москве сделали ставку на Ш. Рашидова, посчитав, что высокий уровень образования выделяет его среди участников традиционных клановых разборок — в итоге уже в 33 года он становится председателем президиума Верховного Совета республики [2]. В бывшем Советском Союзе никто в столь раннем возрасте не занимал такого высокого поста в структурах власти.

Если таланты Ш. Рашидова в искусстве и журналистике привели его в элиту советской интеллигенции и политическую жизнь, то пропагандистские усилия вывели его в центр внимания со стороны центральных лидеров и, в конечном счете, значительной части внешнеполитического сообщества развивающихся стран. Ш. Рашидов в составе советской партийно-правительственной делегаций регулярно посещал страны Восточной Европы, Ближнего Востока, Кубы, Африки, Латинской Америки, Индии и Индонезии, выступая за «модель развития Центральной Азии» [1].

При Шарафе Рашидове Ташкент стал символом мира и дружбы. Здесь в 1958 г, во время конференции, солидарности писателей стран Азии и Африки, зародился «дух Ташкента». Эта первая встреча дала хорошие всходы. С каждым годом крепли и развивались связи узбекских писателей с их зарубежными коллегами. Только в 1983 г Республику посетило более 150 литераторов из 78 стран мира.

Большим событием в культурной жизни республики явилась VII конференция писателей Азии и Африки, проходившая в Ташкенте в сентябре 1983 г. В ее работе приняли участие 129 делегатов и гостей из 70 стран Азии, Африки, Америки и Европы, а также представители ряда международных организаций [3, а 83].

В 60-е годы ХХ века превращение Узбекистана в главного проводника советской политики на Востоке, Ш. Рашидов преуспел и в налаживании деловых и культурных контактов с Индией. В это время Ташкент стал не только культурным центром региона, но и в площадку для важных международных событий политического характера. Так, в 1965 г в Ташкенте состоялись переговоры между Премьер-министром Индии Л. Б. Шастри и Президентом Пакистана М. Аюбханом при посредничестве Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. В подготовке этих переговоров принимал активное участие и Ш. Рашидов. Здесь была подписана знаменитая «Ташкентская декларация», поставившая точку кровопролитной войне между Индией и Пакистаном.

Эти важные международные встречи дали Ташкенту возможность инициировать новые культурные мероприятия. Так, при активном участии Ш. Рашидова в 1968 г открылся Ташкентский Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. Проводился кинофестиваль раз в два года под девизом «За мир, социальный прогресс и свободу народов», без установления конкурса и присвоения призовых мест.

Цель фестиваля: выявление лучших произведений киноискусства, развитие сотрудничества и укрепление дружбы между народами. Фестиваль не был конкурсным, по результатам просмотров присуждались премии, призы, памятные медали различных

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

общественных организаций, которые вручались в торжественной обстановке на сцене Ташкентского театра оперы и балета имени А. Навои.

Задуманный вначале как смотр кинодостижений афро-азиатских стран, фестиваль в 1984 г, расширил свою географию за счет участия в нем представителей Латинской Америки. И если в 1968 г участниками I Международного кинофестиваля в Ташкенте были кинодеятели 49 стран и международных организаций, то на VIII кинофестивале, в 1984 г, их количество достигло 100. Притягательная сила этого праздника мирового кино, его популярность и представительность объясняются, прежде всего, актуальностью и благородством целей кинофестиваля, четко выраженных в его девизе — «За мир, социальный прогресс и свободу народов!». Фестиваль проводился до 1988 года [3, а 83].

Ташкентские международные кинофестивали и творческие встречи в рамках этого мероприятия оказали огромное влияние на узбекскую творческую интеллигенцию. Кинематографию этих лет характеризуют многообразие тематики, обилие жанров и направлений. Фильмы, снятые в эти годы, такие как «Белые, белые аисты», «Нежность», «Влюбленные», «Звезда Улугбека», «Минувшие дни», «Буря над Азией», «Ташкент — город хлебный» и другие вошли в золотой фонд советского кино. Фильм Э. Ишмухамедова и Р. Агишева «Молодость гения», удостоился Государственной премии СССР, а фильм «Человек идет за птицами» режиссера А. Хамраева получил премию «Серебряный павлин» на Делийском международном кинофестивале в 1976 году [4, а 561-564].

Ш. Рашидов был инициатором и активным проводником советской дипломатии на Востоке. При его покровительстве быстрыми темпами развивались наука и образования. Узбекистан стал одним из центров подготовки национальных кадров для развивающихся стран. Специальный факультет при Ташкентском государственном университете (ныне УзНУ им. М. Улугбека) за 20 лет подготовил для учебы в советских институтах более 3 тыс. человек. Многие из них закончили высшие учебные заведения республики. Только в 1982 г в вузах Узбекистана обучалось свыше 3 тыс. студентов, аспирантов и стажеров из 73 государств мира. Кроме того, в ТашГУ вели педагогическую работу ученые и преподаватели из США, Франции, Германии, Индии, Ирака, Афганистана и других стран. В свою очередь, по 10-15 студентов и аспирантов университета ежегодно направлялись для обучения и прохождения языковой практики в страны зарубежного Востока.

В общем, еще предстоит глубже изучить советский опыт развития культурных связей с зарубежными странами. В первые годы после распада СССР на волне всеобщей эйфории в научной литературе Узбекистана появилось множество рассуждений, таких ярлыков, как — «красная империя», «деспотическая система», «тоталитарный режим» различного рода скороспелых выводов, которые не дали возможности объективно изучить историю республики советского периода. В особенности, рассчитанные только на внешний эффект беспрестанные разоблачения, с описанием ужасов того времени, преступлений коммунистической эпохи, попытки дать оценку того времени без надлежащего научного анализа, стремление некоторых политических руководителей оценить нашу вчерашнюю историю исходя исключительно собственных интересов сильно усложнил процесс осознания советского периода. Это в полной мере касается и историю культурных связей Узбекистана с зарубежными странами.

Список литературы:

1. Блогов П. Демиург Советского Узбекистана. К столетию Ш. Рашидова. https://clck.ru/UjJgX

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

2. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Litres, 2018.

3. Касымов А. М. Советский Узбекистан на международной арене // Общественные науки в Узбекистане. 1984. №10. С. 83.

4. Меликузиев И. М., Юлдашев Э. С. История и развитие узбекского искусства кино // Молодой ученый. 2016. №19. С. 561-564.

5. Рашидова Г. Ш., Камилов Д. А. Шараф Рашидов: портрет человека в эпохе и эпохи -в человеке. Ташкент: ТАСВИР, 2017.

6. Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1974.

7. Gleason G. Sharaf Rashidov and the dilemmas of national leadership //Central Asian Survey. 1986. V. 5. №3-4. P. 133-160. https://doi.org/10.1080/02634938608400560

References:

1. Blogov, P. Demiurg Sovetskogo Uzbekistana. K stoletiyu Sh. Rashidova. https://clck.ru/UjJgX

2. Kara-Murza, S. (2018). Sovetskaya tsivilizatsiya. Litres. (in Russian).

3. Kasymov, A. M. (1984). Sovetskii Uzbekistan na mezhdunarodnoi arene. Obshchestvennye nauki v Uzbekistane, (10). 83.

4. Melikuziev, I. M., & Yuldashev, E. S. (2016). Istoriya i razvitie uzbekskogo iskusstva kino. Molodoi uchenyi, (19). 561-564. (in Russian).

5. Rashidova, G. Sh., & Kamilov, D. A. (2017). Sharaf Rashidov: portret cheloveka v epokhe i epokhi - v cheloveke. Tashkent. (in Russian).

6. Ocherki istorii Kommunisticheskoi partii Uzbekistana (1974). Tashkent: Uzbekistan. (in Russian).

7. Gleason, G. (1986). Sharaf Rashidov and the dilemmas of national leadership. Central Asian Survey, 5(3-4), 133-160. https://doi.org/10.1080/02634938608400560

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 02.04.2021 г. 11.04.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Курбанова Ш. Д. Роль Шарафа Рашидова в развитии международных культурных связей Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 556-559. https://doi .org/10.33619/2414-2948/66/61

Cite as (APA):

Kurbanova, Sh. (2021). The Role of Sharaf Rashidov in the Development of International Cultural Relation of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 556-559. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/66/61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.