Научная статья на тему 'Визуальные образы и их роль в межконфессиональном взаимодействии'

Визуальные образы и их роль в межконфессиональном взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
308
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ахьямова Ю. Р.

Рассматривается актуальная в современной России проблема межконфессионального взаимодействия. Определяется роль и место визуальных образов в процессе межконфессионального взаимодействия, их социокультурный потенциал и влияние на формирование межконфессиональной толерантности как основы межконфессионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальные образы и их роль в межконфессиональном взаимодействии»

ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

УДК 37.013 ББК Ч-31

ГСНТИ 13.01.11

Код ВАК 24.00.01

Ю. Р. Ахьямова

Екатеринбург

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И ИХ РОЛЬ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: визуальный образ; межконфессиональное взаимодействие; межконфессио-нальная толерантность; обучение.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается актуальная в современной России проблема межконфессионально-го взаимодействия. Определяется роль и место визуальных образов в процессе межконфессиональ-ного взаимодействия, их социокультурный потенциал и влияние на формирование межконфессио-нальной толерантности как основы межконфессионального взаимодействия.

Yu. R.Akhyamova

Ekaterinburg

VISUAL IMAGES AND THEIR ROLE IN INTERDENOMINATIONAL COMMUNICATION

KEY WORDS: visual representation; interdenominational interaction; interdenominational tolerance; education.

ABSTRACT. The article discusses the phenomenon of interdenominational communication which is very topical in Russia today. The author tells about visual representations, their role and place in interdenominational interaction, their socio-cultural potential and influence on the development of interdenominational tolerance as a foundation of interdenominational communication.

П

оликонфессиональный уклад современного российского общества предполагает разнообразные формы взаимодействия в повседневных практиках: в производственной и досуговой сфере, в сфере образования и культуры. Задача, которая стоит перед современным обществом, — развитие толерантного отношения к другому, отличающемуся принадлежностью к иной религиозной конфесии, обладающему иным опытом самопроявления. В этом смысле символическая сторона культуры, воплощающаяся в том числе в зримых образах, закрепленная в ритуально-обрядовых практиках и артефактах, обладает особой значимостью, поскольку позитивное или негативное отношение к тому или иному образу экстраполируется на всю культуру в целом. И если образы культуры носят устоявшийся характер, то анализ их роли в системе межконфессионального взаимодействия еще не проводился.

Как правило, любому взаимодействию предшествует процесс зрительного восприятия участников и среды общения, который начинается с создания визуальных (зрительных) образов. Опираясь на определения понятий «образ» и «визуальное», далее под визуальным образом будем понимать образ объекта, актуально воздействующий на субъект через глаза и скорректированный внутренним эмоциональным восприятием последнего. Как отмечает Р. Ю. Порозов, «визуальный образ — это результат деятельности нормативного и ценностного аппарата

человека или коллектива» [7. С. 219]. Человеческое восприятие визуальных образов строится во многом на внутренней эмоциональной реакции, через зрение получаемый визуальный образ вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания он многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, субъективно проживая процесс восприятия, человек выстраивает собственные визуальные образы, создает свои зримые объекты.

Межконфессиональное взаимодействие строится на общении представителей конфессиональных групп в различных сферах жизни и деятельности человека [8. С. 74], это процесс непосредственного или опосредованного воздействия конфессий (деноминаций) друг на друга, обусловливающий изменения в них через межконфессиональную толерантность. В свою очередь, целенаправленное и вдумчивое использование визуальных образов, на наш взгляд, более всего способствует развитию такого рода толерантности.

Визуальные образы в религиозной жизнедеятельности играют неоспоримую роль, однако, если в одних конфессиях (например, в православии) они превалируют, надежно выстраивая знаково-символический ряд, то в других (ислам) большое значение имеют лишь отдельные зрительные атрибуты и их использование.

Насущные и жизненно необходимые

межконфессиональная толерантность и межконфессиональный диалог, являясь составной частью межконфессионального взаимодействия, предполагают религиозный плюрализм. Поскольку традиционная модель межконфессионального диалога, предполагающая финал «с абсолютным победителем», изжила себя, ни одна религия не должна позиционировать себя как доминирующая вероучительная система, выбирая стремление и поиск способов диалогового взаимодействия с другими. Такого рода плюрализм обеспечивается в том числе и с помощью механизмов зрительного восприятия: яркие, броские плакаты, убранство, строго подобранные цвета, характеризующие представителей отдельных конфессий в ситуации взаимодействия (входе различных социальных акций, мероприятиях светского и религиозного характера) обеспечивают доверие и интерес прихожан и граждан.

На наш взгляд, дополнительную продуктивность межконфессиональному взаимодействию может обеспечить «снятие» негативного эмоционального фона по отношению к представителям различных религиозных групп. На позитивное отношение максимально влияет зримый образ религиозной культуры, который запечатлен в убранстве храмов, религиозной символике, во внешнем облике представителей духовенства и верующих, принадлежащих данной конфессии. Известно, что люди с осторожностью относятся к неизвестному и непонятному. Нам кажется, что если визуальный образ другой религии и ее представителей перестанет быть «таинственным незнакомцем», станет частью повседневности, то и отношение к представителям различных религий изменится.

Такую задачу отчасти решает школа, в образовательных программах которой появляются курсы, посвященные различным религиозным конфессиям. Так, введенная дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики» ставит одной из задач формирование толерантного отношения к представителям различных религий. Говорить об успешности или неудачах этого курса пока рано, можно лишь констатировать, что учебные пособия и предлагаемый визуальный материал строится по принципу знакомства с одной религиозной конфессией (христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом). И хотя внутренняя структура подачи материала совпадает, пространство для межконфессионального диалога, на наш взгляд, практически не создается.

Достаточно успешным опытом можно считать введение в ряде школ России программы «Истоковедение», получившей в Свердловской области название «Урал.

Человек. Истоки» [1, 3, 4]. Авторы программы и учебных пособий ставили перед собой цель патриотического воспитания через знакомство с отечественными традициями. По сути, в основе этих программ лежит идея формирования региональной идентичности, в которую составным компонентом входит этническая и религиозная составляющие. Как отмечает один из авторов программы И. Я. Мурзина [5], созидание образа культуры на основе системы ценностей, лежащих в ее основе, позволяет создать условия для позитивной идентичности. Одним из условий на этом пути становится воспитание визуальной культуры, которая включает в том числе и образы различных религиозных культур как важнейшие компоненты регионального культурного пространства.

Предлагаемые в учебных пособиях курса «Урал. Человек. Истоки» образы различных религий одновременно рассматриваются как уникальные (принадлежащие отдельным конфессиям) и как единые (представленные в общем для жителей Урала пространстве). Визуальные образы комментируют и дополняют тексты, предлагаемые для чтения, в которых татарская сказка соседствует с русской, истории о людях, прославивших Урал, показывают, что важна не рознь, а понимание ценности единства народов, а религиозные деятели различных конфессий выступают вместе, когда речь идет о благотворительности, помощи и молитвенной поддержке в тяжелые времена испытаний, выпавших на долю уральцев.

Так, учебном пособии «Мир родного Урала» (авторы И. Я. Мурзина, Т. М. Наумова) успешно решается задача создания единого культурного пространства через включение в него образов храмов различных конфессий. Известно, что в архитектурном облике городов доминантами выступают наиболее значимые и символически наполненные сооружения. Авторы стремятся показать, что условием межконфессионального диалога становится не просто присутствие в городе православного храма или мусульманской мечети, но и то, как они организуют пространство. Чтобы сделать их ближе друг другу, приводятся тексты, рассказывающие о строительстве храмов на Урале, а чтобы учащиеся почувствовали единство религиозных культур, создается представление об общем для всех религий пути - от внешней красоты в убранстве - к внутренним смыслам.

От понимания, что живущие на Урале люди принадлежат различным конфессиям и этносам, авторы переходят к формированию представления о единстве. Это делается через праздничную традицию, характеризующую каждый этнос, отражающую религиозные основания, и вместе с тем объеди-

няющую людей. Важно, что в курсе «Урал. Человек. Истоки» наряду с религиозными традициями представлена светская, которая соединяет людей не по принципу религиозной или этнической идентичности, но по принадлежности к единому социуму. Именно в этом пространстве и возникает меж-культурный диалог.

Идея, которая заложена в учебной программе, - постижение Другого через образы красоты - убедительно показывает, что красота убранства храма, праздничная одежда, традиции прекрасны у любого народа, но

именно их многоцветие создает целостный образ края, в котором живут люди. Обобщенный образ этой идеи выступает в организации праздника День народов Урала, в рамках которого не просто представлены различные этнокультурные и религиозные традиции, но их единство через эстетически значимый образ, который, в свою очередь, опирается на ценностную систему религиозных культур. Визуализация идеи происходит в процессе диалога, который и есть условие толерантного существования, единства культур в их многообразии.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВРЕМЕН связующая нить: учебное пособие для основной школы / МА. Дьячкова, ЭА. Калистрато-ва. - Екатеринбург: Форум-книга, 2008.

2. ГАВРИЛЕНКОВ А. Ф. Проблема межконфессионального взаимодействия в России в XVII - XIX вв.

[Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.sm0ls0c.ru/index.php/h0me/2009-i2-28-i3-47-5i/43-20i0-08-30-12-19-02/1509----хун-хк-- (дата обращения: 10.09.2011)

3. ИСТОКИ творчества: учебное пособие для основной школы / В.В. Субачев, О.И. Аплеснина, А. И. Долгушина, М. А. Дьячкова. Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.

4. МИР родного Урала: учебное пособие для начальной школы / И.Я. Мурзина, Т.М. Наумова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005.

5. МУРЗИНА И. Я. Ценностные основы содержания образования и формирование региональной идентичности // Искусство и образование. 2005. №6

6. НАЗАРОВ Р. Р. Традиции межэтнического и межконфессионального диалога: на примере Центральной Азии [Электронный ресурс]: иИЬ: http://wwwлdmedma.ra/books/materials/rmfoшm/ 4/nazaroy.htm? (дата обращения: 10.09.2011)

7. ПОРОЗОВ Р.Ю. Визуальное как доминанта современной культуры // Политическая лингвистика. 2011. № 2(3б)’2011.

8. СИВЕРЦЕВ М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации / / Человек. №5 2002.

Статью рекомендует д-р культурологии, проф. И. Я. Мурзина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.