Научная статья на тему 'Межконфессиональное взаимодействие как один из аспектов диалога культур'

Межконфессиональное взаимодействие как один из аспектов диалога культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1075
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / DIALOGUE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERDENOMINATIONAL INTERACTION / КУЛЬТУРА / CULTURE / МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / BRAINWORK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефремова Юлия Рафиковна

В статье рассматривается вопрос диалога культур и его проявления в процессе межконфессионального взаимодействия. Автор знакомит читателя с мнениями известных теоретиков идеи философии диалога, а также приводит примеры существования различных видов межконфессионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about dialogue between cultures and its displaying in interdenominational interaction. The author presents the famous philosophers’ opinion and gives the examples of existing of different kinds of interdenominational interaction nowadays.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональное взаимодействие как один из аспектов диалога культур»

Примечания

1. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. — М., 2000. С. 126.

2. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. — М., 1977.

3. Гумилев, Л. Н. Искусство и этнос / Л.Н. Гумилев // Собр. соч. : в 12 т. — СПб., 2003. — Т. 9.

4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. — М., 1991.

5. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. — С.Пб., 2000.

6. Малиновский, А. А. Проблема соотношения социального и биологического / А.А. Малиновский // Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1997.

7. Нора, П. Проблематика мест памяти / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок // Франция-память. — СПб., 1999. — С. 17—50.

8. Плотин. Космогония / Плотин. — Киев, 1995.

9. Ребрин, В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания / В.А. Ребрин. — Новосибирск, 1974.

10. Соколова, М. В. Что такое историческая память / М.В. Соколова // Преподавание в школе. — 2008. — № 6.

11. Устьянцев, В. В. Социальная память и начало исторического познания / В.В. Устьянцев // Философские вопросы социального познания. — Саратов, 1990.

12. Шуман, Г. Коллективная память поколений / Г. Шуман, Ж. Скотт // Социологические исследования. — 1992. — № 2.

ЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Ю. Р. Ефремова

Уральский государственный педагогический университет

В статье рассматривается вопрос диалога культур и его проявления в процессе межконфессионального взаимодействия. Автор знакомит читателя с мнениями известных теоретиков идеи философии диалога, а также приводит примеры существования различных видов межконфессионального взаимодействия.

Ключевые слова: диалог, взаимодействие, межконфессиональное взаимодействие, культура, мышление, сознание, церковь, христианство, общество.

The article tells about dialogue between cultures and its displaying in interdenominational interaction. The author presents the famous philosophers' opinion and gives the examples of existing of different kinds of interdenominational interaction nowadays.

Key words: dialogue, interaction, interdenominational interaction, culture, brainwork, consciousness, church, Christianity, society.

О межконфессиональном взаимодействии ли человека, а значит, и изменению уровня говорят сейчас не так много, как о межна- культуры общества.

циональном. В то же время известно, что Культура как среда обитания людей,

одной из важнейших составляющих любой организованная посредством специфиче-культуры является религия (14, 16). Будучи ских способов человеческой деятельности, институтом традиционным, религия способ- никогда не тождественна просто создан-ствует воспитанию и поддержанию мора- ному человеком порядку. Кроме того, 86 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 86-91

культура — это всегда диалог культур (В.С. Библер). Чаще всего такой диалог понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур. В энциклопедии «Культурология. XX век» читаем: «Взаимодействие культур — особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений» (10). В. Гейзенберг считает, что наиболее плодотворными в истории человеческого мышления являются те направления, где сталкивались различные способы мышления. Религия, как часть культуры, также развивается в процессе диалога.

Тем не менее, как существующий веками социальный институт, религия претерпевает изменения в своей организации чрезвычайно редко, поэтому рассмотрим, возможна ли реализация принципов диалога в сфере религии, а именно: в сфере межконфессионального взаимодействия. Под межконфессиональным взаимодействием мы понимаем процесс непосредственного или опосредованного воздействия конфессий друг на друга, инициирующее изменение состояний, качеств, областей деятельности и порождение новых форм взаимодействия.

Чтобы понять как принципы диалога «прорастают» в межконфессиональном взаимодействии, рассмотрим мнения известных теоретиков идеи философии диалога М. Бубера, М.М. Бахтина и В.С. Библера.

Через диалог, по Буберу, человек выстраивает отношения с миром. Происходит это в трёх категориях: через отношения с природой, людьми и духовными сущностями. При этом каждое Ты, с которым строится диалог — будь то кусочек минерала, человек или соната Бетховена, — самоценно, уникально, неповторимо и тяготеет к вечному Ты, к Богу. «Есть три сферы, в которых строится мир отношения. Первая: жизнь с природой, где отношение застывает на пороге речи. Вторая: жизнь с людьми, где отношение оформлено в речи. Третья: жизнь с духовными сущностями, где отно-

шение не обладает речью, однако порождает ее» (5). В свою очередь, в межконфессиональном общении и взаимодействии также проявляются все три вида диалога.

При этом Библер, изучая данный вопрос, заключает, что вся жизнь человека и любое его отношение к чему бы то ни было — человеку, предметам, мировому сообществу, выражено в диалоге. Диалог в любой из этих областей, в трактовке Библера, есть не что иное, как часть диалога человека с Абсолютом Богом: «Тройное жизненное отношение человека — это его отношение к миру и вещам, его отношение к людям, то есть к отдельному человеку и к человеческому множеству, и его отношение к той тайне бытия, которая хоть и просвечивает в вышеназванных отношениях, но бесконечно превосходит их, — к тайне, которую философ называет абсолютом, а верующий — Богом; тот же, кто отвергает оба эти определения, все равно не может исключить ее из своей бытийной ситуации» (3). Здесь мы видим объединяющее все религии основание — общение человека с Богом.

С точки зрения Бахтина, диалог есть способ взаимодействия сознаний. Понимание, по его мнению, возникает там, где встречаются два сознания. Понимание и нахождение истины вообще возможно при условии существования другого, понимающего сознания. При этом сознание Бахтин понимает не как индивидуальное новообразование отдельного субъекта, а как то, что едино для всех и выражено сепаративно: «С точки зрения истины нет индивидуальных сознаний. Единственный принцип познавательной индивидуализации, какой знает идеализм, — ошибка. Всякое истинное суждение не закрепляется за личностью, а довлеет некоторому единому системно-монологическому контексту. Только ошибка индивидуализирует. Все истинное вмещается в пределы одного сознания, и если не вмещается фактически, то лишь по соображениям случайным и посторонним самой истине. В идеале одно сознание и одни уста совершенно достаточны для всей полноты познания: во множестве сознаний нет нужды и для него нет

основы» (2). Следовательно, мысль, идея чего-либо не может существовать изолированно, не получая подпитки и развития.

По мнению Бахтина, идея только тогда становится идеей, когда она контактирует с чужой мыслью, чужим сознанием. «Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, — оставаясь только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, то есть формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью, то есть идеей, только в условиях живого контакта с чужою мыслью, воплощенной в чужом голосе, то есть в чужом, выраженном в слове сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и живет идея» (2). А это значит, в какой бы сфере жизни ни проявлялся диалог, он является ее основанием и средством развития.

В этом убеждении Бахтину вторит Библер, говоря о том, что диалог — это взаимодействие неделимых начал мышления, при этом он может быть не только с другим субъектом, но и с самим собой, сам процесс мышления, определяющий бытие: «О чем бы человек ни размышлял, конечным, действительным "предметом" его мышления всегда является его собственная мысль и, далее, его образ мышления, в исходном начале, в своей замкнутости и цельности. Мысль есть осознанное несовпадение меня, действующего и мыслящего, — со мной, размышляющим о своем мышлении, о самом себе. Мышление, втягивая в свой оборот все "окружающее", всегда самоустремлен-но. Это есть бытие». Таким образом, диалог по Библеру, — это способ существования мышления.

В то же время, если принять способ мышления как определенную логику, можно прийти к выводу, что диалог мышления — это диалог логик, истоки развития культур — то, к чему стремится в своём существовании человечество: «Диалог, в пределе, понимается как диалог логик и различ-

ных субъектов логики и — только в этом смысле — как диалогика. Диалогика, как диалог логик, сведенных воедино в точках начала и самозамыкания, есть вместе с тем диалог культур, культура как диалог. Идея диалога как всеобщая логическая идея, как идея движения к всеобщему не через "обобщение", но через общение логик и есть идея культуры. Наконец ... идея диалога (диалога логик; культуры как диалога логик; логики как диалога культур...) есть — в самом своем истоке — идея смысла человеческого бытия» (3).

Философы подчеркивают, таким образом, что, проявляясь совершенно по-разному, диалог существует в трех областях: в общении с людьми, вещами и природой (предметным миром), а также с духовными сущностями (Богом). Напомним, что под диалогом культур, как правило, понимают взаимодействие, имеющее основанием глубокую религиозную связь (11). То есть без взаимодействия между религиями, а другими словами, межконфессионального взаимодействия, диалог культур осложняется и становится неполноценным.

Отсюда межконфессиональное взаимодействие также может быть представлено в четырех видах: взаимодействие с предметами (бытовой уровень взаимодействия), людьми (личностный уровень), мировыми сообществами (институциональный уровень) и взаимодействие с духовными сущностями (исследовать которое невозможно, но которое, безусловно, существует, поскольку любая религия/конфессия — это способ общения человека с Богом).

Так, например, появившись в первом веке нашей эры в Палестине христианство с течением времени разделилось на три основные ветви, постоянно взаимодействующие друг с другом: католицизм, православие и протестантизм. Такого рода взаимодействие наблюдается на разных уровнях — бытовом, личностном, институциональном.

На бытовом уровне взаимодействие происходит ежедневно в межличностном контакте людей, принадлежащих различным конфессиям: на работе, на отдыхе, в мага-

зине, на учебе, в общественных местах и так далее. Кроме того, личностный уровень взаимодействия подразумевает под собой как межличностное общение людей различных конфессий, так и общение Церквей посредством заботы о людях. Известно, что основные направления христианства — католическая, православная и протестантская церкви в России большое внимание уделяют поддержке людей, попавших в трудную ситуацию.

Так, международная католическая благотворительная организация «Каритас» оказывает социальную, медицинскую и правовую поддержку наименее защищенным людям вне зависимости от их вероисповедания или национальности. Также католическая церковь осуществляет воспитательную и просветительскую деятельность, организует работу воскресных школ, проводит катехизацию. Осуществляется посещение больных, детских домов, помощь нуждающимся. Проводится работа с молодежью, в том числе постоянные тематические молодежные встречи. В Томске продолжает свою работу католическая гимназия — полноценная средняя школа, вероятно, единственное учебное заведение такого рода в Азиатской части России.

Православная церковь осуществляет также миссионерско-катехизаторскую деятельность, посещение больниц, детских домов, больных на дому, работу с молодежью и детьми, организацию досуга, выпуск печатной православной литературы, а также просветительскую деятельность. Успешно функционируют различные общественные организации, такие как православный центр «Семья» (г. Первоуральск, Свердловская область) (13), оказывающий психологическую и социальную помощь, портал «Аборт и его последствия» (1), функционирующий при поддержке Русской православной церкви и предоставляющий информационную и психологическую поддержку женщинам, и другие.

Протестантская церковь осуществляет программы по поддержке начинающих предпринимателей (такие, как «Горчичное зерно»), организует успешно функциони-

рующие реабилитационные центры для наркозависимых, проводит работу с заключенными, а также людьми, освободившимися из-под заключения (7). Кроме того, поддерживая высокие нравственные стандарты, протестантские церкви способствуют воспитанию молодежи и детей, занимаются катехизаторской и просветительской деятельностью. Мы видим, что каждая из вышеперечисленных церквей, осуществляя миссионерскую и катехизаторскую деятельность для людей и через людей, помогает наименее защищенным из них, находящимся, как правило, в осложненной жизненной ситуации. А это значит, что общение и взаимодействие конфессий внутри христианства осуществляется через социум и составляющих его членов.

Кроме того, христианские конфессии взаимодействуют, общаясь друг с другом, реализуя институциональный уровень взаимодействия. К сожалению, не всегда можно найти подтверждение такого рода взаимодействия в средствах массовой информации. Тем не менее, приведем некоторое количество сведений об этом за последние пять лет.

Так, материал «Богозаповеданное сближение...» в журнале «Эксперт» в №37 (578) от 8.10.2007 года рассказывает о молебне, совершенном патриархом Алексием II в Соборе Парижской Богоматери (4). Этот факт иллюстрирует возобновление диалога между Православной и Католической церквями.

В другом случае на портале «Интерфакс-религия» в материале «Духовная миссия президента. Италия вернула России православную святыню» от 2.03.2009 года читаем о возвращении России подворья Русской церкви в итальянском городе Бари, где хранятся мощи святителя Николая Угодника (9). Как отмечено в статье, данное событие стало знаком исторического диалога между Русской православной церковью и Католической церковью.

Отметим, что взаимодействие происходит не только между внутрихристиански-ми конфессиями, но и между Российской православной церковью и Армянской апо-

стольской церковью. Так, на официальном сайте Московского Патриархата представлена информация о визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения (15).

Чтобы ответить на актуальные вопросы современного общества, с 20 по 26 октября 2011 года на сайте рпшашеШа. ги проводилась онлайн-конференция «Межконфессиональное взаимодействие в преддверии саммита АТЭС—2012», где каждый желающий мог задать интересующие его вопросы представителям буддизма, православия, католицизма, ислама, иудаизма (12).

21 ноября 2011 года в Патриарших палатах в Московском Кремле состоялась встреча Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей, в ходе которой прошло обсуждение вопросов усиления миссионерской деятельности и социального служения Церкви (6). Мы видим, что не только отдельные представители общества, но и различные церкви радеют за решение общечеловеческих проблем. Подтверждая

это, основанная в 1948 году международная экуменическая организация Всемирный совет церквей (17), состоящий из 349 христианских церквей, действует для объединения христианских церквей и оказания более действенной помощи людям, оказавшимся в сложной ситуации, занимается проблемами женщин, расизма, правосудием, правами человека и т.д.

Показательно, что в последнее десятилетие современное общество все больше волнуют не только вопросы установления контактов между различными национальностями, но и проблемы взаимодействия между различными конфессиями. Являясь институтом морали, воспитания общества, религия представляет собой механизм сдержек и противовесов и играет ключевую роль в процессе взаимодействия культур. Мы знаем, что процесс общения — это всегда живой процесс, а это значит, что, наряду со старыми способами взаимодействия между религиями, как-то: война, межрелигиозные мероприятия, конфликты, выраженные по-другому, с течением времени будут появляться и новые, более тонкие способы взаимодействия, являющиеся, по сути, способами презентации культуры, которую несет конкретная религия.

Примечания

1. Аборт и его последствия: информация и поддержка в трудной ситуации [Электронный ресурс].

— Режим доступа: <http://www.aborti.ru/> (дата обращения: 29.03.2012).

2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/01/index.html (дата обращения: 29.03.2012).

3. Библер, В. С. От наукоучения — к логике культуры [Электронный ресурс] / В.С. Библир.

— Режим доступа: http://www.philosophy.ru/lib/antro/antro_825.html (дата обращения: 29.03.2012).

4. Богозаповеданное сближение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://expert.ru/ expeгt/2007/37/bogozapovedannoe_sblizhenie> (дата обращения: 29.03.2012)

5. Бубер, М. Я и ты [Электронный ресурс] / М.Я. Бубер. — Режим доступа: <http://www.philosophy. ru/lib/antro/antro_832.html> (дата обращения: 29.03.2012).

6. В Московском Кремле встретились Предстоятели и представители семи Поместных Церквей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.pravoslavie.ru/news/50006.htm> (дата обращения: 29.03.2012).

7. Газета «Протестант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.gazetaprotestant. гu/201l/05/socialnye-doktгiny-sovгemennyx-гossijskix-pгotestantov/> (дата обращения: 29.03.2012).

8. Доусон, К. Г. Религия и культура [Электронный ресурс] / К.Г. Доусон. — Режим доступа: <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Daws/03.php> (дата обращения: 29.03.2012).

9. Духовная миссия президента. Италия вернула России православную святыню [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=9693> (дата обращения: 29.03.2012).

10. Культурология. XX век. Энциклопедия. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.

— Т. 1. — С. 120—121.

11. Никитин, В. От диалога конфессий к диалогу культур / В. Никитин // Русская мысль. — Париж, 2000. — 3—9 февраля. — С. 20.

12. Он-лайн конференция: Межконфессиональное взаимодействие в преддверии саммита АТЭС— 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://primamedia.ru/chat/l49/> (дата обращения: 29.03.2012).

13. Православный просветительский центр семья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ^Пр://пго-семья.рф/^ех.^т> (дата обращения: 29.03.2012).

14. Рыжов, Ю. Религия, наука и искусство в системе культуры [Электронный ресурс]: по изданию: Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. С. 43—126. — Режим доступа: <http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_10.shtml> (дата обращения: 29.03.2012).

15. С 16 по 18 марта состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Церкви в Республику Армения Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.patriarchia.ru/db/text/1117002.html> (дата обращения: 29.03.2012).

16. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://ortlib.narod.ru/perso/perso046.htm> (дата обращения: 29.03.2012).

17. A worldwide fellowship of 349 churches seeking unity, a common witness and Christian service [Electronic resource]. — URL: http://www.oikoumene.org/ru/home.html (дата обращения: 29.03.2012).

ОНЦЕПЦИЯ ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНОГО КОДЕКСА СТАРООБРЯДЦЕВ

Ю. А. Баранова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается концепция этико-религиозного кодекса старообрядцев, в соответствии с которой мировоззрение старовера базируется на эсхатологическом учении о Третьем Риме, проблеме спасения души, соблюдении норм подлинного христианского жития, на семейственности как своеобразном механизме сохранения основ «старой веры».

Ключевые слова: этико-религиозный кодекс, старообрядчество, община, соборность, концепция, деловая этика.

This article discusses the concept of the ethical and religious code according to which an Old Believer's outlook is based upon the eschatological doctrine of the Third Rome, the soul saving issue, adhering to the norms of the true Christian life, and domesticity as a mechanism to preserve the foundations of the Old Belief.

Keywords: ethical and religious code, the Old Belief, community, sobornost, concept, business ethics.

Стрежнем этико-религиозного кодекса старообрядцев являются эсхатологические ожидания. Исследователь К. Товбин отмечает, «во всём русском обществе широко распространяются мысли о падении благочестия во всём мире, о скором Конце Света, о том, что Антихрист наступает, о том, что православные — правоверные всех стран 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль

должны скорее объединиться под началом Божьего помазанника — российского царя» (7, с. 103). Особенно обостряются эсхатологические ожидания в мировоззрении староверов. «Ревнители старины» старались сохранить в первозданной чистоте веру предков и общину до второго пришествия. До сих пор настольной книгой старо-август 2012 91-94 91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.