Научная статья на тему 'Визуальная поэзия А. Горнона в ситуации кризиса вербальных практик'

Визуальная поэзия А. Горнона в ситуации кризиса вербальных практик Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ГОРНОН / ПОЛИФОНОСЕМАНТИКА / КРИЗИС ВЕРБАЛЬНЫХ ПРАКТИК / ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ / АВАНГАРД / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ALEXANDER GORDON / POLYPHONOSEMANTICS / CRISIS OF VERBAL PRACTICES / VISUAL POETRY / AVANT-GARDE / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демшина Анна Юрьевна

В статье ставится проблема обеднения вербальных практик в результате изменения современной культуры. Важным становится поиск новых форм актуализации важности знания языка, внимательное отношение к слову. Точность и сложность вербального компонента сегодня наиболее востребована в рамках манипулятивных механизмов массовой культуры. Полифоносемантика Александра Горнона уникальное явление в современной поэзии. Использование актуальных и авангардных приемов: зрелищность, образно-ассоциативное построение, нелинейность повествования, интертекстуальность, акцент на зрительном аспекте языка, эффект спонтанности, делает его произведения уникальным явлением. Поэзия Александра Горнона заставляет зрителя/читателя вырваться из круга существующих языковых клише.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual poetry by Alexander Gordon in a crisis of verbal practices

The article raises the problem of depletion of the verbal practices, resulting from changes in contemporary culture. It becomes important to search for new forms of actualization of the importance of language skills, attention to the word. The accuracy and complexity of the verbal component is in the most demand as part of manipulative mechanism of mass culture today. «Polyphonosemantics Alexander Gornon» is a unique phenomenon in actual poetry. Using actual and avant-garde techniques: entertainment, image-building of the associative, non-linear narrative, intertextuality, the emphasis on the visual aspect of the language, the effect of spontaneity makes his work unique phenomenon, interesting for both professionals and the mass audience. Poetry Alexander Gornon makes the viewer/reader to break the cycle of linguistic clichés.

Текст научной работы на тему «Визуальная поэзия А. Горнона в ситуации кризиса вербальных практик»

УДК 821.161.1-1:003

А. Ю. Демшина

Визуальная поэзия А. Горнона в ситуации кризиса вербальных практик1

В статье ставится проблема обеднения вербальных практик в результате изменения современной культуры. Важным становится поиск новых форм актуализации важности знания языка, внимательное отношение к слову. Точность и сложность вербального компонента сегодня наиболее востребована в рамках манипу-лятивных механизмов массовой культуры. Полифоносемантика Александра Горнона - уникальное явление в современной поэзии. Использование актуальных и авангардных приемов: зрелищность, образно-ассоциативное построение, нелинейность повествования, интертекстуальность, акцент на зрительном аспекте языка, эффект спонтанности, - делает его произведения уникальным явлением. Поэзия Александра Горнона заставляет зрителя/читателя вырваться из круга существующих языковых клише.

Ключевые слова: А. Горнон, полифоносемантика, кризис вербальных практик, визуальная поэзия, авангард, постмодернизм

Anna Y. Demshina Visual poetry by Alexander Gordon in a crisis of verbal practices

The article raises the problem of depletion of the verbal practices, resulting from changes in contemporary culture. It becomes important to search for new forms of actualization of the importance of language skills, attention to the word. The accuracy and complexity of the verbal component is in the most demand as part of manipulative mechanism of mass culture today. «Polyphonosemantics Alexander Gornon» is a unique phenomenon in actual poetry. Using actual and avant-garde techniques: entertainment, image-building of the associative, non-linear narrative, intertextuality, the emphasis on the visual aspect of the language, the effect of spontaneity - makes his work unique phenomenon, interesting for both professionals and the mass audience. Poetry Alexander Gornon makes the viewer/reader to break the cycle of linguistic clichés.

Keywords: Alexander Gordon, polyphonosemantics, crisis of verbal practices, visual poetry, avant-garde, postmodernism

Поэтические и визуальные эксперименты А. Горнона - уникальный пример соединения актуальных коммуникативных стратегий и традиций русского авангарда. А. Горнон развивает направление полифоносемантики в поэзии и продолжает традиции отечественной визуальной (зрительной) поэзии. Он создатель артха-усных «поэтических» видеофильмов2. Поиски Александром Горноном языка современной поэзии интересны не только с позиции филологии или литературоведения, но и в контексте трансформаций восприятия информации в современном культурном пространстве.

Языковая глухота, обеднение повседневных речевых практик стали сегодня настоящей проблемой. Симулятивное использование вербальных штампов стирает у части аудитории чувство языка, приводит к минимализации повседневного словарного запаса. Современные электронные способы обмена информацией создают ситуацию, когда визуальный вид текста становится самодостаточным, а небрежность в грамматике или построении предложений неважной. Многие слова и фразы становятся мемами, потерявшими первоначальный смысл. Естественно,

язык - это живой организм, который изменяется вместе с развитием человеческой культуры. Проблемой является пропасть, возникающая, когда человек не может выразить свои мысли или общаться с другими по причине невладения в том числе родным языком.

Сегодня внимательное отношение к слову встречается разве что в массовых визуальных практиках, например в рекламе, где четкость и краткость вербального послания, соотнесенного с точным зрительным образом, - один из важнейших маркетинговых инструментов манипуляции потребителем. В рекламе для решения личных и социальных проблем предлагается точный рецепт: счастье семьи - банковская карта определенного типа, здоровье - йогурт некой фирмы, а любовь - гель для душа известной марки. Эти логические оксюмороны, поданные в яркой форме, легко принимаются частью массовой аудитории, склонной к директивному поведению и не замечающей языковых манипуляций. Современное искусство пытается использовать эти приемы из массовой культуры как инструмент для творчества, осмысляя «языковую глухоту» как проблему современной

культуры, пытается, в свою очередь, использовать эти приемы массовой культуры в качестве инструмента для творчества. В то же время в рамках субкультурного творчества признание и популярность поэта значительно ограничены как субкультурной принадлежностью, так и профессиональным научным интересом, т. е. очень узким кругом читательской аудитории, состоящей из поэтов или специалистов.

Для массового зрителя-читателя наиболее востребованной формой поэтического слова являются музыкальные направления: тесты песен, речитатив рэпа, навязчивые слова рекламных роликов. Поэт становится маргинальной фигурой, а его творчество - предметом интереса очень узкой аудитории, чаще всего состоящей из других поэтов или специалистов. Как отмечает В. Козлов, «для пишущего эта ситуация оборачивается прежде всего потерей читателя, маргинализацией, неуверенностью даже не столько в своих собственных способностях, сколько в перспективах такого языка, как поэзия. Сегодня как никогда каждый пишущий отстаивает не столько свое право писать, сколько право поэзии на существование в качестве одного из необходимых культурных языков»3. Современная российская поэзия, экспонируемая на поэтических фестивалях, форумах в Интернете, на страницах специализированных журналов, - явление довольно хаотичное. Неискушенный читатель, как и начинающий поэт, оказываются в сложном положении. «Пока же молодой поэт, дебютируя на литературной сцене, сталкивается с досадной и абсурдной неопределенностью: что ему делать дальше? Отчетливые ценностные нормативы практически отсутствуют, и совершенно непонятно, с кем себя следует идентифицировать, если нет ни заявленных общепринятых иерархий, ни противоборствующих групповых интересов. Трудно разобраться, на какую из авторитетных статусных фигур следует ориентироваться, если все эти фигуры либо одиночки, либо кумиры небольших компаний, но находятся они вне зоны внимания медиальной пропаганды», - отмечает Голынко-Вольфсон4. В то же время в отечественной поэзии идут интересные процессы, работают талантливые авторы.

Визуальная поэзия остается одним из самых ярких направлений на отечественной поэтической сцене. «Ряд новаций в современной поэзии (в том числе и в стихе) связан с актуализацией ее визуальной формы. Причем тут речь может идти как о собственно визуальной поэзии (о чем несколько ниже), так и о возрождении античной и средневековой традиции фигурных стихов (А. Вознесенский, К. Кедров, Е. Кацюба), а также о различных способах повышения активности

внешней формы стихотворений, в том числе и написанных традиционными размерами; это могут быть различного вида „лесенки", использование разных шрифтов и ненормативных знаков препинания, пробелов, зачеркиваний текста, его ветвлений и т. д. (Вс. Некрасов, Г. Сапгир, Г. Айги, Н. Искренко, С. Бирюков, А. Горнон, И. Лощи-лов)», - отмечает Ю. Б. Орлицкий5.

Открытым в гуманитарной науке остается вопрос о видовой и жанровой принадлежности визуальной поэзии. У. Бон, Ю. Гик, Костелянец, В. Кулаков и многие другие исследователи рассматривают визуальную поэзию как отдельный жанр на основании использования визуального компонента в вербальном тексте для передачи определенного концепта автора6. Многие исследователи придерживаются мнения, что визуальная поэзия представляет собой отдельный жанр не в литературном пространстве, а в искусстве в целом7. Пример перформативного подхода к поэзии демонстрирует творчество С. Сигея, Ры Никоновой и А. Горнона.

Фигура Александра Горнона уникальна, так как он является одновременно и представителем нонконформистской традиции в петербургском искусстве, и автором, тонко чувствующим ритм современности. В советский период он активно занимался не только поэзией, но и консолидацией инакомыслящих творческих людей, чье искусство и жизненная позиция не соответствовали советской идеологии. В 1971 г. он ярко выступил на Конференциях молодых советских поэтов, заявляя права на свободу творчества. С 1973 по 1985 г. его не печатали, хотя он формально оставался при Союзе писателей. Но уже с 1981 г. А. Горнон начинает разрабатывать собственное направление в искусстве -«полифоносемантику». «Советская культурная среда, в которой оказалось мое поколение, хоть и вызывала известное отторжение, но сама „по-лифоносемантика" как метод не имела к этому отношения. Она возникла опытным, эвристическим путем в результате отбора и кристаллизации в индивидуальном различных практических приемов»8.

Обращение А. Горнона к полифоносеман-тике было связано с поиском актуальных форм поэзии вместо повторения уже освоенных приемов, давно ставших каноническими. В ситуации Горнона изменение поэтической формы равно изменению границ самой поэзии, которая сращивается с визуальными искусствами, театром, кинематографом. Полифоносемантика - поэзия, основанная на семах (микроядрах смысла), которые в стихотворении должны создавать симфонию смыслов, разворачивающихся одновременно по нескольким направлениям. В. Кислов

отмечает: «Ключевой прием основан на принципе расщепления-сращения: так, на простом уровне, „карьерный смершариат" отсылает к „смершу" и „шариату"; „химеры защиты" подразумевают одновременно „меры" и „химеры", а в „родном Гуляй ПоЛевитану" умещаются „поле" и „Левитан". Более сложные формы предлагают три-четыре и более дополнительных прочтения»9.

Гипертекстуальность такого приема схожа с нелинейной логикой интернет-контента и компьютерных игр. Само интернет-сообщество быстро отреагировало на нелинейную логику виртуальной реальности, начав создавать свой язык, мемы и культурные штампы. Если внимательно посмотреть на самодеятельный, часто анонимный интернет-контент, то можно найти подобные полифоносемантике приемы, например, никнеймы игроков онлайн игр: СТАРуха, ДИМАнстРАтьОрк, ЗаРАЗаДВА, АйФОНшик, МА№х, КАРАмель, нефистофель. Визуальный вид текста также необходим при продвижении брендов. Виртуальный и рекламный контенты оперируют следами смыслов, фрагментами контекстов. Эти примеры сродни тому принципу, который петербургский поэт положил в основу своего творческого метода. Изменение А. Горноном ракурса восприятия привычных речевых штампов и буквенных сочетаний создает территорию разрыва, в которой потенциально заложена поливариантность смысловых тропов и возможность рефлексии по поводу манипуля-тивных механизмом массовой культуры.

Подобную поэзию сложно отображать в привычной вербальной форме. Поэтому визуальный вид текста обретает принципиальное значение и помогает читателю выбрать маршрут: «СНАчертанным сНЫне и приСНАзначеньем неясным пугая отправил по ВЫводКУХАРКА от каШляться комиВояжи слезой заливной ПолуГАМлет наружу изДания вышли ЛубянКопен-гаген Таганка»10 или «Ушел арлиКИНОгерой нализался в осноВЕрТИКАЛИ на запад избаВИд на жительство просит»11. Смыслы и контексты накладываются друг на друга, создавая новые образы. Работа зрителя по освоению такого многовариантного текста компенсируется иным пониманием языка. К тому же А. Горнон в рамках каждого стихотворения оставляет то, что он сам называет «островком»: «В течении полифоносе-мантического стиха много островков, на которых можно остановиться, передохнуть и вновь пуститься в плавание»12.

Полифоносемантика имеет корни в традициях русского авангарда: внимание к форме, экспериментальная направленность, акцент на зрительном аспекте языка, эффект спонтанности, работа со смысловыми парадоксами, алогич-

ными конструкциями и смысловыми сдвигами. «Когда одолеть все слова в схеме - то займешься музыкой или математикой, нет, пожалуй, рисованием - ведь поэты рисуют. А стихи станут баловством. Потому что зная, как сочетать слова, -можно писать наверняка. Смотрите - я уже мало перечеркиваю - хотя стоит увидеть что-нибудь свое, хоть маленькое - я не переписываю - не могу, а дорисовываю, окружаю со всех сторон -чтобы стало еще яснее...», - писал А. Крученых13. Неслучайно внимание А. Горнона к исследованию творчества Василия Каменского. На основе его произведения «Танго с коровами: желозо-бентонные поэмы» современный поэт создал видео-арт фильм.

Творческие эксперименты А. Горнона нельзя сводить исключительно к авангардной традиции. Постмодернистские исследования соотнесенности текста и смысла, поиски форм самой возможности существования текста в современной культурной ситуации чрезвычайно близки петербургскому поэту. По сути его произведения являются частью постмодернистского дискурса, так как его цель - не поиски универсального языка, а деконструкция штампов и игра с культурными контекстами; не разрыв с традицией, а ее осмысление. Ж. Деррида пишет: «И вот если мы перестанем ограничиваться моделью фонетического письма, которой мы даем привилегию только в силу этноцентризма, и если мы кроме того извлечем следствия из того факта, что не существует чисто фонетического письма (из-за неизбежного размещения знаков в пространстве, пунктуации, интервалов, ёнеустра-нимых различий в функционировании графем и т. д.), то вся фонологическая или логоцентрист-ская логика становится проблематичной»14. Одним из основных элементов творческого метода А. Горнона является игра: игра с остатками смыслов, поиски нового в областях между следами, оставшимися от контекстуальных отсылок; игра с визуальным восприятием текста, когда каждая сема выступает как иероглиф или визуальный образ; игра со звуковыми интонационными пластами звучания букв слогов и слов: игра со штампами элитарной и массовой культуры. Инструментами для конструирования текста для поэта являются образно ассоциативный монтаж, интертекстуальность и клипово-монтажное нелинейное построение. Автор настаивает на роли спонтанности в восприятии его произведений, что отсылает к примам шаманства, языческих ритуалов. Поэт изучает слово с нескольких позиций, превращая культурные штампы языковой практики в элементы для творческого осмысления современности.

Обращение А. Горнона к созданию видеофиль-

мов стало логичным продолжением его поэтических поисков. Его фильмы разных лет («Быть-ё-моё», «Не ве при мой», «Пяти дне в ка дре наж», «По ка пле», фрагмент из поэмы «25 кадр, или Стихи не о том») наглядно демонстрируют принципы по-лифоносемантики: коллажность, нелинейность повествования, тесную связь с контекстом. Такой ход авторский мысли приглашает зрителя/читателя к сотворчеству. Поэт использует сразу несколько каналов воздействия на зрителя/читателя, в его проектах важным становится перформативный момент: параллельной визуальный анимационный ряд, аудиальная манера произношения (используются атональное пение, элементы «саунд поэзии», создаваемой в том числе и при помощи компьютерных технологий). Это опять же, с одной стороны, отсылает к деятельности поэтов авангардистов, для которых художественный жест был важным элементом, с другой - такой подход свойственен современной культуре и в перформа-тивности арт-практик, и в зрелищности массовых представлений. Исторически киноискусство, для которого монтаж является одним их основных средств выразительности, искало пути построения нелинейного повествования. Это и фильмы эпохи немого кино (работы немецких экспрессионистов и французских киноимпрессионистов), и достижения Ф. Леже и М. Рея, и эксперименты с языком в рамках отечественного киноавангарда (С Эйзенштеин, Д. Вертов). Следующим этапом стала работа с «дедраматизацией кинотекста» режиссеров 1950-1960-х гг. Цитаты, интертекстовые конструкты со времен французской «новой волны» стали важной частью киноповествования. В современном кинематографе кинопроизведение часто создается по коллажному, образно ассоциативному принципу построения. Развитие современных технологий, Интернета сделало эти приемы визитной карточкой кинематографа. С конца ХХ в. оперирование нелинейностью повествования проявляется и в элитарном, и в массовом киноискусстве: от сложных повествований П. Гринуэя до ироничных К. Тарантино; от сюжетной нелинейности Т. Тыкве-ра до смысловой многослойности Д. Джармуша. «Бесславные ублюдки» К. Тарантино - один из последних интересных примеров нелинейного повествования, обогащенного сложными языковыми играми с использованием нескольких языков. Фильм представляет собой сложный интертекстуальный конструкт, в котором нашлось место отсылкам как к макароне-вестерну С. Лионе «Хороший, плохой, злой», так и к работе Э. Климова «Иди и смотри». Свобода обращения с категориями «время пространства», «игра в интерактивность», «стремительность ритма повествования», «вариативность повествования», «несинхронность теста, изображения и смысла», - эти же приемы можно найти в про-

изведениях А. Горнона. Каждая сема - это «кадр», отсылающий к целому пласту нарративов. Каждый последующий слог или слова кардинально меняют значение предыдущих элементов, создавая веер одновременно существующих смыслов, следов и отзвуков множества контекстов. Пространство между кадрами-семами - становиться важным в построении конструкта произведения. Как и для современных кинорежиссеров, исторические и авангардные формы становятся для А. Горнона инструментами для создания субъективного мира.

Стремление к тотальному захвату зрительского внимания сходно с актуальными перфор-мативными арт-практиками, интернет-симуляциями или рок концертами. Интерфейс его произведений интуитивно понятен целевой аудитории и оперирует не только интеллектуальным и культурным контекстом, но и эмоциями, архетипическими конструктами. Сам А. Горнон считает, что его творчество адресовано исключительно русскоязычной аудитории.

Естественно, носитель языка, существующий или владеющий русской культурой (может быть, владеющий русской культурой и/или существующий в ней), получает комплексное и более полное впечатление от его произведений. В то же время зритель, даже не вполне понимая вербальный смысл текстов, получает удовольствие и определенный заряд от современных зрелищ, создаваемых при помощи синтеза искусств. А. Горнон говорит о важности музыкально ритмического компонента в его поэзии, о влиянии, которое на его творчество оказала музыка (в первую очередь классика и авангардный джаз). Нелинейность его текстов сравнима с джазовой импровизацией; с джазовым построением коррелирует и эффект запаздывания при восприятии текста, непредсказуемость результата и нетривиальность смысловых схем, ритмических акцентов внутри конкретного произведения и каждого его фрагмента. Языковые лакуны либо полное отсутствие понимания смысла обостряют восприятие тональной, визуальной, эмоциональной, ритмической направленности пер-фоманса, хотя и лишают зрителя возможности понимания большого пласта смысловой игры.

Для носителя языка комплексный подход А. Горнона к созданию поэтических проектов дарует уникальное новое ощущение родного языка. Несинхронность смыслового, аудиаль-ного и визуального пластов создает уникальную ситуацию, когда знакомые нам и затертые в повседневном использовании слова обретают новую смысловую наполненность. Деконструкция привычных контекстов через отрыв от штампованных смысловых конструктов современной культуры приводит к потенциальной

возможности обогащения нашего языка. Как отмечает Лариса Березовчук, «следует признать, что поэтический язык А. Горнона „нормативный" русский напоминает мало. Но именно в его поэзии „великий и могучий" раскрывает всю свою творческую и созидательную силу. Поэт включил мощнейший лингвистический потенциал, опираясь на различия между звучанием слова и его записью»15.

Использование вариативных нелинейных повествовательных структур в начале XXI в. стало одним из актуальных направлений построения художественного текста. Конструкты А. Горнона являются интеллектуальным сверкающим изобретением, требующим от зрителя максимального напряжения. Наградой зрителю/слушателю становится не только чувство полного погружения в иную реальность, но и ощущение сотворчества. Зритель/ читатель испытывает иллюзию самостоятельности в выстраивании маршрута по лабиринту поэтических смыслов. Ведь несмотря на то, что все тропинки движения «зрительского/ читательского я» по смысловым рядам уже заложены автором, зритель волен выбирай свой маршрут внутри текста, в соответствии с его личным желанием и культурным, интеллектуальным опытом.

Постмодернистское провозглашение свободы теста от константной связи со смысловой нагрузкой, приоритет пространственного осмысления над поисками временной соотнесенности, при том, что культурных зон неосвоенных интерпретации практически не осталось, привели к тому, что поиски нового сегодня идут на стыке существующих художественных практик или в силу развития технологий. Образно ассоциативный монтаж, нелинейное интертекстовое построение, стали приемами, позволяющим соединить первое и второе, поэтому они активно эксплуатируется в искусстве и в массовой культуре. Современные поэты так же ищут новые направления развития искусства, но сама поэзия сегодня занимает скорее маргинальное положение, хотя именно поэтическое слово может стать одним из инструментов излечения языковой глухоты, свойственной современной эпохе. Речь идет об актуальном процессе осмысления путей трансформаций художественной и повседневной речевой коммуникации в рамках расширения границ понимания процессов, идущих в современной культуре. В современной ситуации победы образно ассоциативного мышления перформативный подход, комплексное использование коммуникативных стратегий являются одними из

наиболее перспективных направлений развития поэзии. Творчество Александра Горнона - уникальный пример соединения традиций отечественного авангарда с актуальными приемами художественной практики в рамках узнаваемого авторского стиля.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Коммуникативные стратегии и культурные практики в период социокультурных трансформаций», проект № 15-33-01018.

2 Александр Горнон - лауреат литературной премии Андрея Белого (1991 г.) и Международной отметины имени Давида Бурлюка. В 1991 г. главный редактор литературно-художественного журнала «Лабиринт-Экс-центр» (СПб.; Екатеринбург). С 1993 по 1994 г. заместитель главного редактора альманаха «Черновик» (Нью-Йорк). В 1994-1997 гг. литературный редактор издательства «Глаголъ». В 2002-2004 гг. автор телевизионной программы «Неприкосновенный запас», представлявшей в визуально-концептуальной форме новые книги по гуманитарным наукам, которые выпускало издательство «НЛО», лауреат премии «Человек-Параллелошар года» (2012 г.) Арт-центра «Пушкинская-10».

3 Козлов В. Вертикаль современной поэзии // Expert. 2014. № 2. URL: http: // expert. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).

4 Голынко-Вольфсон Д. Молодая петербургская поэзия: что делать дальше? // Texonly. 2007. № 4 (24). URL: http: // textonly. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).

5 Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. С. 615-625.

6 Аникеева Е. С. Визуальная поэзия как интермедиальный тестовый феномен // Вестн. КемГУ. 2013. № 2 (54). Т. 2. С. 15.

7 Например, К. П. Денкер, С. Сигей, Т. Назаренко, Ф. Мон, Т. Хархур и др.

8 Здесь и далее: Интервью Александра Горнона А. Ю. Демшиной. Арт-центр «Пушкинская-10». СПб., 2015. янв. Арх. авт.

9 Кислов В. Зияние смысла // Новое лит. обозрение. 2014. № 4 (128). URL: http: // nlobooks. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).

10 Горнон А. 25-й кадр, или Стихи не о том. СПб.: Контраст, 2014. С. 139-140.

11 Там же. С. 136.

12 Интервью Александра Горнона А. Ю. Демшиной.

13 Записная книжка Велемира Хлебникова / собрал и снабдил примеч. А. Крученых; обл. В. Кулагиной-Клуцис. М.: Изд. Всерос. Союза поэтов, 1925. С. 26.

14 Деррида Ж. Позиции / пер. с фр. В. В. Бибихина. Киев: Д. Л., 1996. С. 45.

15 Березовчук Л. Анимационные технологии как способ репрезентации авангардного поэтического текста. URL: http: // belyprize. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.