Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ АФИША И ПРОГРАММА / ОБРАЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хаустова Н.Н.

В статье рассматривается роль информационно-рекламных материалов в представлении театрального пространства в социальной сфере. Особое внимание уделяется художественной афише, которая выступает полифонией рекламного текста и изображения. Анализируется соотношение вербальных и иконических элементов в сообщении. Прослеживается эволюция художественного образа в графическом объекте под влиянием смены эстетической парадигмы в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF THEATRICAL DISCOURSE IN THE COMMUNICATIVE SPACE

This article examines the role of information and advertising materials for the presentation of the atrical space in the social sphere. Particular attention is paid to the artistic poster, which acts as a polyphony of the advertising text and image. The ratio of verbal and iconic elements in a message is analyzed. One may observe that an artistic image in a graphic object is evolving under the influence of a change in the aesthetic paradigm in society.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 74.01/.09

doi:10.52470/2619046Х 2020 2 17

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДИСКУРСА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н.Н. Хаустова

Аннотация. В статье рассматривается роль информационно-рекламных материалов в представлении театрального пространства в социальной сфере. Особое внимание уделяется художественной афише, которая выступает полифонией рекламного текста и изображения. Анализируется соотношение вербальных и иконических элементов в сообщении. Прослеживается эволюция художественного образа в графическом объекте под влиянием смены эстетической парадигмы в обществе.

Ключевые слова: рекламный текст, театральные афиша и программа, образная коммуникация.

VISUALIZATION OF THEATRICAL DISCOURSE IN THE COMMUNICATIVE SPACE

N.N. Khaustova

Аbstract. This article examines the role of information and advertising materials for the presentation of theatrical space in the social sphere. Particular attention is paid to the artistic poster, which acts as a polyphony of the advertising text and image. The ratio of verbal and iconic elements in a message is analyzed. One may observe that an artistic image in a graphic object is evolving under the influence of a change in the aesthetic paradigm in society.

Keywords: advertising text, theatrical poster and program, imaginative communication.

Визуальный образ театра формируется у зрителя задолго до посещения спектакля в театральном здании. В театральном дискурсе тесно переплелись суждение о театральном бренде, впечатления от представленного зрелища, уникальной архитектурной среды, узнаваемой художественной стилистики. Театральное пространство объединяет различные виды искусства и типы культурных связей. В современном мире стало актуальным создание фирменного стиля театра, по аналогии с любой компанией или организацией, который позиционирует историю и миссию театра, часто опираясь на внешний вид основного здания. На протяжении своего существования театр меняет не только свой репертуар, но и визуальное оформление.

Графический стиль театра транслирует зрителю уникальный образ бренда. Прослеживается взаимосвязь между работами архитектора Ф.О. Шехтеля и афишами ранних постановок М. Горького и А.П. Чехова, что повлияло на становление «большого стиля» Московского художественного театра. Знаменитый силуэт чайки с занавеса сцены, созданный по проекту Ф.О. Шехтеля, превратился в основной элемент айдентики театра. Академические театры, обладающие столетней историей, используют в визуальных разработках традиционные изображения. Достаточно вспомнить работу студии Артемия Лебедева по проектированию стилистики Большого театра в 2011 г. Фирменный стиль Александринского театра (дизайн-проект Е. Егорова) включает рисунки узнаваемого исторического фасада и классического интерьера.

Сайты, буклеты театров и афиши спектаклей выходят за границы здания с его особой атмосферой в городскую среду и самостоятельно существуют в реальном и виртуальном коммуникативном пространстве. Они совмещают в себе информационную и рекламную функции, призваны привлечь внимание потенциального покупателя. Носители выполняются на основе подготовки рекламного текста и изображения, которые органично связаны друг с другом и интерпретируются средствами графического дизайна.

Под театральной афишей традиционно понимают печатное объявление о будущем представлении. «Афиша (от фр. afficher - вывешивать объявление, объявлять) - рекламное листовое издание, вид печатной рекламы на бумаге или картоне. В отличие от плаката А. является анонсом к.-л. грядущего события и расклеивается на улицах» [5]. Вместе с тем современная афиша предстает перед зрителем и в электронном виде, часто привязана к сайту. Афиша, содержащая рекламное сообщение, может быть отнесена к креолизованным текстам, структура которых «состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим языковым системам, нежели естественный язык)» [1, с. 36]. В иконическую составляющую текстов входят таблицы, графики, иллюстрации, схемы, не говоря о шрифтовых надписях. В театральных афишах изобразительная часть достаточно разнообразна, может выступать в виде иллюстраций, стилизованных рисунков, коллажей, фотографий. В широком смысле к креолизованным текстам относятся любые виды плакатов, формы рекламной продукции и объявления в периодической печати. По степени применения форм из изобразительного ряда и характеру их взаимодействия с сообщениями выделяются объекты с полной, частичной и нулевой креолизацией [1, с. 36]. К нулевому уровню относятся рекламные тексты, в которых над вербальным компонентом превалируют обязательные для коммуникации со зрителем изображения. Например, присутствует только надпись-хронотоп, которая указывает на время и место проведения спектакля. К уровню частичной креолизации относятся сообщения, в которых вербальная и иконическая составляющие участвуют на равных, а изобразительные элементы могут быть легко заменены на аналогичные. При полной креолизации объекта визуальный ряд либо не используется, либо представлен только шрифтовой композицией, что было характерно для раннего этапа развития театральной афиши.

В разные эпохи менялись формы бытования афиш. Первые отечественные афиши появились в XVIII в. Исторически в результате развития полиграфического производства в России в последней четверти XIX в. у этого вида полиграфической продукции закрепляется определение «художественная афиша», включающая наряду с текстом в качестве дополнения декоративное изображение. В этот период преимущественно выпускаются афиши небольшого формата, они выполняли функцию и театральной программки. В начале прошлого века получило распространение понятие «плакат», что было обусловлено новыми технологиями промышленной графики и появлением красочного изображения. В театральном плакате текст стал только дополнением к изобразительным элементам. Информационная роль афиши уходит на второй план по сравнению с популяризацией искусства театра. В этой области графики работали лучшие художники: от Альфонса Мухи до Н.П. Акимова (Ленинградская школа, СССР). Современный театральный плакат эволюционирует от промышленной графики в область станкового творчества.

Достоинства плаката определяются как общей композицией, так и степенью синергетиче-ского единства содержания текста, его визуализации в знаковых единицах и других изображений, которые создают неповторимый художественный образ. При правильном использовании инструментов коммуникативного дизайна возникает эффект инфографики, которая придает

рекламному сообщению эмоциональную убедительность. Авторский или подобранный шрифт превращается в элемент изображения и становится частью визуального ряда.

Задача полиграфической и цифровой рекламной продукции - выразить концепцию представления и привлечь внимание зрителя, не навязывая оценки спектакля. Поэтому возможно обращение к различным трендовым графическим течениям и приемам. Художественная стилистика как афиш, так и плакатов находится в русле актуальных направлений искусства рекламы. На рубеже XIX-XX вв. ведущим стилем являлся модерн (в европейской терминологии арт нуво), который влиял на символику, манеру изображений и начертание шрифтов. Одним из творческих источников нового графического языка послужили национальные традиции, которые способствовали развитию неорусского стиля. Парадный историзм можно видеть на афишах Императорских театров. Авангардное направление 1910-1920-х гг. кардинально изменило образность плакатной графики. Находки конструктивизма на многие годы определили облик театрального плаката. Статус формы графического искусства у художественной театральной афиши привел к активному внедрению приемов из области станковой живописи минимализма, сюрреализма, деконструктивизма.

Плакат использует специфические средства выразительности, в частности обращаясь к визуальной метафоре. «Метафора (греч. metaphora - перенесение) .. .перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, субъективно воспринятого сходства» [4]. В настоящее время автор художественной афиши свободен в выборе образа по отношению к сценическому решению, что делает графический объект своеобразным указателем на театральную постановку с инвариантностью трактовок и самостоятельной ценностью. При этом крупноформатный плакат оставляет у горожанина наиболее запоминающуюся визуальную картину спектакля.

В современных условиях Интернет стал местом размещения афиш, программ, обмена мнений зрителей и профессиональных критиков, покупки театральных билетов, что позволяет идентифицировать театральное пространство как коммуникативное. Но только художественная коммуникация предъявляет особые требования к оформлению носителя послания. Плакат, независимо от интерпретации спектакля и графического решения, придает ему качество события и создает имидж театра. Сведенное к минимуму представление афиш или плакатов в городской среде разрушает взаимосвязь театра с общегородской культурой. Дизайнер как разработчик предложений по позиционированию может выступить коммуникатором между театральным и городским пространствами.

Тема театрального дискурса создает большие возможности для использования в учебном проектировании у дизайнеров-графиков. Разработка бренда театра требует от студента исследования его современного состояния и развития визуального образа. Проектирование театральных афиш постановок отвечает дизайнерской проблеме комплексного решения функциональных и эстетических задач.

Библиографический список

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизован-ных текстов): учебное пособие. М., 2003.

2. Макарова Е.Е., Ильвицкая С.В., Булгакова Е.А. Экспериментальный театральный центр // Архитектура и строительство России. 2018. № 2 (226).

3. Веселова Ю.В. Графический дизайн рекламы. Плакат. Новосибирск, 2012.

4. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. СПб., 2007.

5. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.

6. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / под ред. С.И. Стефанова. М., 2004.

7. 110 шедевров Бахрушинского музея / под ред. С.В. Семиколеновой и Н.В. Мельгуновой. М., 2004.

Н.Н. Хаустова

кандидат искусствоведения

доцент кафедры архитектуры и дизайна

Московский информационно-технологический университет-

Московский архитектурно-строительный институт

E-mail: haus7@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.