Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
268
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНЫЙ МЕТОД / ЕГЭ / СТЕРЕОМЕТРИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ОПОРНЫЕ СХЕМЫ / ГРАФ-СХЕМЫ / COORDINATE-VECTOR METHOD / USE / STEREOMETRY / VISUALIZATION / REFERENCE SCHEMES / GRAPH CHARTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Косярский Александр Алексеевич, Мороз Ольга Викторовна

Примеры визуализации учебного материала при изучении координатно-векторного метода решения стереометрических задач в рамках школьного курса геометрии. Сравнение данного метода с классическим аналитическим решением. Опорные схемы-алгоритмы решения стереометрических задач, которые могут быть использованы в качестве наглядного материала в школьном курсе геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION AT SOLUTION OF STEREOMETRIC TASKS OF THE USE ON MATHEMATICS THROUGH USE COORDINATE VECTOR METHOD

Examples of visualization of educational material in the study of the coordinate-vector method for solving stereometric problems in the framework of the school geometry course. Comparison of this method with a classic analytical solution. Basic diagrams are algorithms for solving stereometric problems that can be used as visual material in a school geometry course.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА»

УДК 372.851

\

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА

Косярский Александр Алексеевич,

педагог дополнительного образования МАОУДО ЦДТ «Прикубанский», г. Краснодар Мороз Ольга Викторовна,

доцент кафедры информационных и образовательных технологий факультета математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кандидат педагогических наук, г. Краснодар

ПРИМЕРЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ. СРАВНЕНИЕ ДАННОГО МЕТОДА С КЛАССИЧЕСКИМ АНАЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЕМ. ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ.

• координатно-векторный метод • ЕГЭ • стереометрия • визуализация • опорные схемы

• граф-схемы

Геометрия является одним из традиционных разделов школьного курса математики. С 7-го по 9-й класс учащиеся изучают важнейшие разделы «Планиметрии», а в 1011-х классах начинается новый и достаточно сложный для восприятия большинством школьников раздел «Стереометрия».

В курсе математики при решении стереометрических задач рассматривается преимущественно аналитический метод, который опирается на сформированный в 7-9-х классах математический аппарат. Несмотря на универсальность данного метода, у него есть ряд минусов, один из которых состоит в том, что в большинстве задач использование данного метода приводит к громоздким решениям, а при наличии неточности построения чертежа может привести к ошибочным выводам. В качестве альтернативного метода решения задач такого типа можно рассмотреть координатно-векторный метод.

Появление координатно-векторного метода в геометрии связано с использованием ал-

гебры при решении геометрических задач, что, в свою очередь. привело к появлению новой самостоятельной науки — аналитической геометрии. Координатно-векторный метод актуален на сегодняшний день, так как находит своё применение в разных областях науки и общественной жизни [7]. Метод координат лежит в основе механики, геодезии, астрономии, используется в медицине, экономике, географии, информатике. Вектор используется в физике для характеристики физических величин. Его изучению уделяют внимание как в школьной программе, так и в таких разделах высшей математики, как «Линейная алгебра», «Функциональный анализ». Рассматриваются прямоугольная, полярная, аффинная, сферическая, цилиндрическая и другие системы координат. В данной статье мы рассмотрим прямоугольную систему координат.

Координатно-векторный метод соединяет в себе метод координат и векторный метод. В координатном методе целесообразно знакомиться с прямоугольной системой координат, способами нахождения и задания

координат точки на плоскости и в пространстве. В векторном методе должны рассматриваться понятия вектора и связанные с ним определения, теоремы и свойства. Объединив координатный и векторный метод, можно вывести необходимые формулы и найти удобный способ решения любой геометрической задачи.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике стереометрия представлена в первой части заданием 8, а во второй части заданием 14. Задание 8 требует базовых знаний стереометрии и не приводит к использованию сложных математических формул. Задание 14 гораздо сложнее. При решении обеих задач можно использовать координатно-векторный метод для упрощения решения, что. в свою очередь, минимизирует вероятность допущения ошибки. Рассмотрим решение задачи аналитическим и координатно-вектор-ным методом.

Задача. (Пробный экзамен, Санкт-Петербург, 22.03.2013 г).

2) Заметим, что данные прямые являются скрещивающимися. Для того чтобы найти угол между данными прямыми, необходимо построить такую прямую, которая была бы параллельна СЕ и пересекалась с прямой В1Е. Тогда полученный угол будет равен искомому.

3) Выполним параллельный перенос отрезка СЕ в отрезок ЕЕ1 (рис. 2).

Bi

Ai

А

С

C

V FT / 2

Рис. 2. Параллельный перенос отрезка

Сторона основания правильной четырёхугольной призмы ЛВСВЛ1В1С1Б1 равна 2, высота — 4. Точка Е середина отрезка СД точка Е — середина отрезка ЛБ. Найдите угол между прямыми СБ и В1Е.

1 способ. Аналитический метод

1) Построим чертёж правильной четырёхугольной призмы ЛВСВЛ1В1С1Б1 (рис. 1).

Вт

Ai

Ci

C

A

^-7*

F

D

Рис. 1. Чертёж правильной четырёхугольной призмы

Так как FC Il EF1 и EF1 П B1E, то ZB1EF1 равен искомому углу между B1E и CF.

4) Рассмотрим прямоугольный треугольник BEC. По теореме Пифагора имеем:

ВЕ2 = ВС2 + СЕ* ВЕ2 = 4+1 ВЕ= 45

5) Рассмотрим прямоугольный треугольник BA2Fv Так как отрезок EFj получен параллельным переносом CF, то CF = AA2 = 1. Тогда BA2 = BA + AA2 = 3. По теореме Пифагора из треугольника BA2F1 имеем:

BFl = В Al + A2F В F? = 9+1

RÎ7. -

'1П

6) Заметим, что так как ЕБ2 = ВС, а Ер2 = СЕ, то прямоугольные треугольники Е]Ь2Е и ЕВС равны, а значит, ЕЕ1 = ВЕ = 45.

7) Рассмотрим прямоугольный треугольник ВЕ1В. По теореме Пифагора имеем:

Внедрение

ßiFi = V16+ 10 ВД = V26

8) Рассмотрим прямоугольный треугольник BB1E1. По теореме Пифагора имеем:

В±Е = V16 + 5

ВгЕ = ^

9) Рассмотрим треугольник Б1ЕГ1. Заметим, что для данного треугольника выполнима теорема Пифагора:

/262= /212+ ^ 26 = 26.

Причём катетами данного треугольника являются отрезки В1Е и ЕГГ Тогда угол между ними равен 90°, а значит, и искомый угол равен 90°.

Ответ: 90°.

2 способ. Координатно-векторный метод

1) Впишем правильную четырёхугольную призму ЛБСВЛ1Б1С1В1 в трёхмерную прямоугольную декартову систему координат (рис. 3).

Ai

A

F

D

x

Рис. 3. Правильная четырёхугольная призма в ПДСК

2) В данной ПДСК имеем следующие точки и их координаты: B(0; 0; 0), Bj(ü; 0; 4), E(l; 2; 0), C(0; 2; 0), F(2; l; 0),

3) Для того чтобы найти угол между двумя прямыми, необходимо найти их направляющие векторы и затем найти угол между

данными векторами, полученный угол является искомым.

4) Направляющий вектор для отрезка прямой СГ равен СГ = (2; -1; О^а для отрезка прямой Б1Е имеем вектор Б1Е = (1; 2; -4).

5) Угол между векторами можно найти по формуле (1):

cos(p

\CF^BXE\

\CF\ • \В±Е\

(1)

6) Найдём длины векторов:

\CF\ = V22 + (-1 )2 + 02 = V5

а

ВХЕ\ = ^/12 + 22 + (-4) 2 = V2T.

7) Найдём модуль скалярного произведения векторов:

|СР • ВХЕ\ = 21 + (-1) • 2 + 1 + 0^ (-4) =0. 8) Таким образом

СОБ ^ = ° ^ СОБ (р = 0 ^ (р = 90°. Ответ: 90°.

Заметим, что решение задачи аналитическим способом является более объёмным и сложным в сравнении с координатно-век-торным методом. При решении задачи первым способом использовался метод параллельного переноса, который учащимися воспринимается довольно сложно, неверное построение искомого отрезка может привести, в свою очередь, к неверным выводам, что скажется на решении задачи. В случае с координатно-векторным методом решения сложность может заключаться лишь в запоминании формулы для нахождения косинуса искомого угла, однако данный метод требует минимального количества расчётов и логических выводов, что существенно снижает вероятность допущения ошибки.

Необходимо сказать, что учащиеся школ испытывают трудности, связанные с усвоением большого объёма математической информации, получаемой в рамках школьного курса математики, что является следствием

нехватки времени. Учителя математики также сталкиваются с проблемой нехватки времени, обусловленной необходимостью следовать установленному учебному плану, что, в свою очередь, сказывается на качестве математических знаний и объёме математического инструментария, которым может овладеть учащийся. Перед педагогом ставится сложная задача: обеспечить формирование у учащихся качественных математических знаний, сведений о математических моделях, реальных математических процессах и предоставить учебный материал в максимально доступной для восприятия учащимся форме при условии ограниченности временного ресурса.

Авторы статьи разработали специальные структурно-логические схемы по теме «Ко-ординатно-векторный метод решения стереометрических задач», которые могут быть использованы на уроках геометрии в 10-11-х классах как при объяснении нового материала, так и для обобщения и систематизации полученных знаний. Методическая значимость данной формы представления учебной информации высока, поскольку схемы освобождают от неактуальной, малозначимой информации, что способствует рациональному распределению теоретического материла и времени, отведённого на его изучение. Кроме того, необходимо отметить, что использование схем позволяет учащимся овладеть навыками анализа, синтеза и сравнения информации, представляемой в графической форме. Ещё одним преимуществом таких схем является содержание информации, необходимой для запоминания и сгруппированной таким образом, чтобы схему можно было зрительно «сфотографировать», что отвечает правилам мнемоники [3, 4, 5, 10].

Рассмотрим более подробно визуальный подход систематизации знаний, полученных в разделе стереометрии школьного курса геометрии. Приведём пример структурно-логической схемы «Классификация основных типов задач, решаемых коорди-натно-векторным методом», которая может быть использована как в рамках уроков геометрии, так и при подготовке к сдаче единого государственного экзамена по профильной математике в 11-м классе (см. рис. 1).

Классификация типов задачи № 14 ЕГЭ по математике профильного уровня и основные методы их решения, представленные на рис. 1, продиктованы в первую очередь необходимостью в организации процесса систематического обучения геометрии в школьном курсе математики, а также соответствует кодификаторам и спецификациям КИМ ЕГЭ [9], перечню задач, представленных на электронных образовательным ресурсах [4]. Однако необходимо отметить, что наглядное представление данных типов задач в виде граф-схемы ранее представлено не было.

На граф-схеме (рис. 4) представлены следующие типы задач, решаемых координатно-векторным методом:

• «Расстояние между прямыми и плоскостями»;

• «Угол между прямой и плоскостью»;

• «Угол между прямыми»;

• «Расстояние от точки до плоскости»;

• «Угол между плоскостями».

Для каждого типа приводятся формулы, при помощи которых может быть решена задача указанного типа и указываются необходимые для этого данные.

Другим примером структурно-логической схематизации являются табличные опорные схемы-алгоритмы:

• «Угол между прямыми в пространстве» (рис. 5);

• «Угол между прямой и плоскостью» (рис. 6);

• «Угол между плоскостями» (рис. 7);

• «Расстояние между прямыми и плоскостями» (рис. 8);

• «Расстояние от точки до плоскости» (рис. 9).

Стоит отметить, что решение задач коорди-натно-векторным методом является сложным ввиду отсутствия наглядного алгоритма, позволяющего безошибочно решить поставленную математическую задачу. В большинстве источников [1, 2, 6] алгоритм решения задач координатно-вектор-ным методом содержится или в словесной форме или представлен в качестве примера решения конкретной математической задачи. К сожалению, на сегодняшний день

Расстояние между прямыми и плоскостями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пусть дана прямая /11 а и точка М= (х0; у0; г0) е / и плоскость а: Ах + Ву + С: + О = 0. Расстояние от прямой до плоскости находим но формуле:

- Ву0 + Сз0 + £>|

IАх

+ В" + С"

Угол между прямой и плоскостью

Пусть дана прямая I и направляющий вектор т = {а{\ Ъ{\ с^ и плоскость а: Ах + Ву + Сг + О = 0 и нормальный вектор и = (А, В, С).

сояР =

а ХА + ЪХВ + с, С

д/а2+ъ2+с2л!А2+в2 + с2

Задача № 14 ЕГЭ по профильной математике

Угол между прямыми

Пусть дана прямая I и направляющий вектор щ = {а{\ Ъ{\ с^ и прямая р с направляющм вектором

т2 = {а2, Ъ2, с2).

сояР =

аЛ + 6,62 + с1с2

д/д,2 +Ъ2 4 2 / 2 -с, УД2 , 1 2 , 2 + 0,

Расстояние от точки до плоскости

Пусть дана точка М(х0; у0; л0) и плоскость а: Ах + Ву + С: + О = 0.

\Ах„ +В\'п + Сзп +В\ а) = —0 1

^А2+В2 + С2

Угол между плоскостями

Пусть дана плоскость а: Ахх + В$> + С^ + = 0 с вектором нормали ;?! = (Аь Вь С^ и плоскость |3: А2х + Вгу + С21 + В2 = 0 с вектором нормали и2 = (А2, В2, С2)

А^А, + В1В2 + С,С,

СОЯф =

+в2 +с2л]4+з;+с:

Рис. 4. Визуализация задач ЕГЭ, решаемых координатно-векторным методом

Условие

В пространстве заданы две прямые 11, 12 (пересекающиеся, скрещивающиеся или параллельные)

Вводим трёхмерную прямоугольную декартову систему координат

Описываем координаты концов отрезков, задающих прямые 11, 12 соответственно в ведённой ПДСК

Найти координаты направляющих векторов т1 = (х1, у1, г1) и т2 = (х2, у2,г2)

Вычислить скалярное произведение векторов т1 и т2 по формуле: т • т2 = х1 • х2 + у1 • у2 + 21 • 22

Вычислить длины направляющих векторов т1, т2 прямых 11, 12 соответственно, по формуле:

\т\ = V х1 + у2 + г2

Вычислить значение соз(т1, т2), равное косинусу угла между прямыми 11, 12 по формуле:

ео$(т1, т2) =

т1 • т2

|т1 • |т2|

2)

Находим значение ^(/15/2) = агссо$(ео$(т1, т2)

1

2

3

4

5

6

7

Рис. 5. Опорная схема-алгоритм «Угол между прямыми в пространстве»

Угол между прямой и плоскостью

Условие В пространстве задана прямая 1 и некоторая плоскость а, пересекаемая данной прямой. Найти угол между прямой и плоскостью

1 Вводим трёхмерную прямоугольную декартову систему координат

2 Описываем координаты концов отрезка, задающих прямую 1 в ведённой ПДСК

3 Найти координаты направляющего вектора т = (а1, Ь1, с1)

4 Записать уравнение плоскости а в виде: Ах + Ву + Сг + О = 0

5 Находим координаты вектора нормали п к плоскости а. п = (А, В, С)

6 Вычислить скалярное произведение векторов т и п по формуле: т • п = а1 • А + Ь • В + с1 • С

7 Вычислить длины направляющего вектора т прямой 1 и вектора нормали п плоскости а по формуле: \щ\ = У1 а2 + Ь + С2

8 Вычислить значение соз(т, п ), равное косинусу угла по формуле: соз(т, п) = между т • п прямой 1 и плоскостью а

\т\ • Щ

9 Находим значение а) = агссо$(со$(т1, п )

Рис. 6. Опорная схема-алгоритм «Угол между прямой и плоскостью»

Внедрение и нрпмш

Угол между плоскостями

Условие В пространстве заданы пересекающиеся плоскости а, р. Найдите угол между плоскостями

1 Вводим трёхмерную прямоугольную декартову систему координат

2 Записать уравнение плоскости а в виде: А1х + В1 у + С12 + О1 = 0

3 Записать уравнение плоскости в в виде: А2 х + В2 у + С2 2 + О2 = 0

4 Находим координаты вектора нормали п1 к плоскости а. п = (А1В1С1)

5 Находим координаты вектора нормали п1 к плоскости р. п2 = (А2 В2С2)

6 Вычислить скалярное произведение векторов нормали п1 и п2 по формуле: п1 • п2 = А1 • А2 + В1 • В2 + С1 • С2

7 Вычислить длины векторов нормали п1, п2 плоскостей а, Р по формуле: = ^ А? + В? + С?

8 Вычислить значение со8(я1, п2), равное косинусу ут соз(и!, «2) = ла межд и! • п"2 у плоскостями а и Р по формуле:

|п^1 • т

9 Находим значение Да, Р ) = агссоэ^оэ^, п2))

Рис. 7. Опорная схема-алгоритм «Угол между плоскостями»

Расстояние между прямыми и плоскостями

Условие В пространстве задана плоскость а, некоторая прямая 1 а и точка М, лежащая на данной прямой. Найти расстояние от прямой до плоскости

1 Вводим трёхмерную прямоугольную декартову систему координат

2 Описываем координаты точки М(х0, у0, 20), лежащую на прямой 1 в ведённой ПДСК

3 Записать уравнение плоскости а в виде: Ах + Ву + Сг + О = 0

4 Находим координаты вектора нормали п к плоскости а. п = (А, В, С)

5 Вычислить длину вектора нормали п плоскости а по формуле: \щ\ = 7 А2 + В2 + С2

6 Вычислить расстояние от точки М до плоскости а по формуле: А • х0 + В • у0 + С • 20 + О аш(М,а) = ' 0 , , 0 1 \п\

Рис. 8. Опорная схема-алгоритм «Расстояние между прямыми и плоскостями»

Расстояние от точки до плоскости

Условие В пространстве задана плоскость а, и некоторая прямая точка М, не лежащая на данной плоскости. Найти расстояние от точки до плоскости

1 Вводим трёхмерную прямоугольную декартову систему координат

2 Описываем координаты точки М(х0, у0, 20), лежащую на прямой 1 в ведённой ПДСК

3 Записать уравнение плоскости а в виде: Ах + Ву + Сг + О = 0

4 Находим координаты вектора нормали п к плоскости а. п = (А, В, С)

5 Вычислить длину вектора нормали п плоскости а по формуле: \щ\ = 7 А2 + В2 + С2

Вычислить расстояние от точки М до плоскости а по формуле:

6 А • х0 + В • у0 + С • 20 + О сИш( (М ,а) =' ,, 01 п

Рис. 9. Опорная схема-алгоритм «Расстояние от точки до плоскости»

существует очень мало наглядных схем, позволяющих охватить алгоритм одним взором. Ввиду этого мы предлагаем представленный выше комплекс табличных опорных схем-алгоритмов.

Исходя из своего образовательного назначения данные опорные схемы могут выполнять следующие функции: диагностическую, контролирующую, обучающую. Внедрение предложенных граф-схем и табличных опорных схем-алгоритмов можно расценивать как эффективный приём развития творческого, логического мышления, который также позволяет задействовать основной канал восприятия информации — визуальный.

Ввиду биологической предрасположенности человека к восприятию преимущественной визуальной информации, сгруппированной в укрупнённые структурные единицы (опорные схемы, таблицы), использование метода сгущения информации при моделировании учебного материала, на наш взгляд, способствует развитию воображения, пространственного и логического мышления. Использование предложенных в статье граф-схем и опорных табличных схем-алгоритмов в школьном курсе математики может способствовать усвоению сложной математической терминологии. Таким образом, предложенные средства визуализации образовательного процесса при изучении координатно-векторного мето-

да решения задач направлены в первую очередь на повышение качества основного общего образования, так как они обеспечивают формирование прочных теоретических и практических знаний, умений и навыков в процессе изучения дисциплин математической направленности. □

Литература

1. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11 -й класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — 15-е изд. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк. — М.: Просвещение, 2007. — 256 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вергазова ОБ. Применение координат-но-векторного метода решения стереометрических задач в процессе подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень) / О.Б. Вергазова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1.

3. Грушевский С.П. Высшая математика в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / С.П. Грушевский, О.В. Засядко, О.В. Иванова, О.В. Мороз. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. — 109 с.

4. Гоушевский С.П. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании: монография / С.П. Грушевский, А.А. Остапенко. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. — 188 с.

Внедрение у пршшш

5. Засядко О.В. Визуализация в изучении простейших уравнений математической физики / О.В. Засядко, А.А. Косярский, С.П. Шмалько // Образовательные технологии. — 2019. — № 1. — С. 103-109.

6. Леваков В.В. Решение заданий С2 ЕГЭ по математике координатно-векторным методом / В.В. Леваков. — Саратов: МОУ «СОШ №34 с УИП», 2013. — 44 с.

7. Мороз О.В. Профессионально ориентированное конструирование дидактического обеспечения курса математики для специальности «регионоведение: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Мороз. — М., 2007. — 22 с.

8. Решу ЕГЭ [электронный ресурс]: образовательный ресурс / Д.Д. Гущин, 20112019. Режим доступа: https://ege.sdamgia. ru/, свободный.

9. ФИПИ Демоверсии, спецификации, кодификаторы [электронный ресурс] / Федеральный институт педагогических измерений 2004-2019. Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory, свободный.

10. Шмалько С.П. Сгущение учебной профессионально ориентированной информации по математике при обучении студентов-экономистов / С.П. Шмалько // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 6. — С. 150-166.

Literatura

1. Atanasyan L.S. Geometriya 10-11 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. uch-rezhdeniy. — 15-ye izd. / L.S. Atanasyan, V.F. Butuzov, S.B. Kadomtsev. L.S. Kise-leva, E.G. Poznyak. — M.: Prosveshcheni-ye, 2007. — 256 s.: il.

2. Vergazova O.B. Primeneniye koordinatno-vektornogo metoda resheniya stereometri-cheskikh zadach v protsesse podgotovki k YEGE po matematike (profil'nyy uroven') / O.B. Vergazova // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — № 1.

3. Grushevskiy S.P. Vysshaya matematika v skhemakh i tablitsakh: ucheb.-metod. po-sobiye / S.P. Grushevskiy, O.V. Zasyadko, O.V. Ivanova, O.V. Moroz. — Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t, 2018. — 109 s.

4. Grushevskiy S.P. Sgushcheniye uchebnoy informatsii v professional'nom obrazovanii: monografiya / S.P. Grushevskiy, A.A. Osta-penko. — Krasnodar: Kuban. gos. un-t,

2012. — 188 s. Zasyadko O.V. Vizuali-zatsiya v izuchenii prosteyshikh uravneniy matematicheskoy fiziki / O.V. Zasyadko, A.A. Kosyarskiy, S.P. Shmal'ko // Obrazo-vatel'nyye tekhnologii. — 2019. — № 1. — S.103-109.

5. Zasyadko O.V. Vizualizaciya v izuchenii prostejshih uravnenij matematicheskoj fiziki / O.V. Zasyadko, A.A. Kosyarskij, S.P. Shmal'ko // Obrazovatel'nye tekhnologii. — 2019. — № 1. — S. 103-109.

6. Levakov V.V. Resheniye zadaniy S2 YE-GE po matematike koordinatno-vektornym metodom / V.V. Levakov. — Saratov: MOU «SOSH №34 s UIP», 2013. — 44 s.

7. Moroz O.V. Professional'no oriyentirovan-noye konstruirovaniye didakticheskogo obespecheniya kursa matematiki dlya spetsial'nosti «regionovedeniye: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / O.V. Moroz. — M., 2007. — 22 s.

8. Reshu YEGE [elektronnyy resurs]: obrazo-vatel'nyy resurs / D.D. Gushchin, 20112019. Rezhim dostupa: https://ege.sdam-gia.ru/, svobodnyy.

9. FIPI Demoversii, spetsifikatsii, kodifikatory [elektronnyy resurs] / Federal'nyy institut pedagogicheskikh izmereniy 2004-2019. Rezhim dostupa: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory, svo-bodnyy.

10. Shmal'ko S.P. Sgushcheniye uchebnoy professional'no oriyentirovannoy informat-sii po matematike pri obuchenii studentov-ekonomistov / S.P. Shmal'ko // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2011. — № 6. — S. 150-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.