Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОИНА В РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТАХ 2020-Х ГГ.'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОИНА В РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТАХ 2020-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная реклама / образ воина / маска / закрытое лицо / масс-медиа / social advertising / image of warrior / mask / closed face / mass media

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.В. Шуйская, М.В. Калашникова

В статье рассматриваются милитарно ориентированные социальные рекламы 2020-х гг. Показана широко тиражируемая особенность визуального ряда таких реклам: образ военнослужащего в них изображается с закрытым полностью или частично лицом. Отмечено, что эта тенденция находит отражение как в гражданской моде, так и в социальных рекламах, связанных с пандемией и масочным режимом. Показано, что соответствующий визуальный ряд имплицитно связан с культурно значимыми текстами А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Н.С. Гумилева, в которых образ мужчины-воина с закрытым лицом прочитывается через христианскую символику и отсылает к семантическому комплексу бескорыстного служения, самоотверженности и благородства. Обращение к этому образу в современной рекламе формирует позитивную мотивацию у целевой аудитории и позволяет отчетливо отделить паттерн закрытия лица в «благородных» целях от паттерна закрытия лица преступниками и асоциальными элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ю.В. Шуйская, М.В. Калашникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF THE IMAGE OF A WARRIOR IN ADVERTISING POSTERS OF THE 2020S

The article examines militaristic-oriented social advertising of the 2020s. A widely replicated visual feature of such advertisements is shown: the image of a serviceman in them is depicted with his face completely or partially covered. It is noted that this trend is reflected both in civilian fashion and in social advertising related to the pandemic and the mask regime. It is shown that the corresponding visual series is implicitly connected with the culturally significant texts of A.S. Pushkina, F.M. Dostoevsky and N.S. Gumilyov, in which the image of a male warrior with a covered face is read through Christian symbolism and refers to the semantic complex of selfless service, selflessness and nobility. Appeal to this image in modern advertising creates positive motivation among the target audience and makes it possible to clearly separate the pattern of covering the face for “noble” purposes from the pattern of covering the face by criminals and antisocial elements.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОИНА В РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТАХ 2020-Х ГГ.»

Библиографический список

1. Sinclair J. Preliminary recommendations on corpus typology. Available at: https://www.passeidireto.com/arquivo/10767974/preliminary-recomendation-in-corpus-tipology-sinclair-john-mc-hardy

2. McEnery T., Xiao R., Tono Y. Corpus-based language studies: An advanced resource book. Routledge, 2006.

3. McEnery T., Wilson A. Corpus linguistics: An introduction. Edinburgh. Edinburgh University Press, 2001. Available at: https://www.academia.edu/1171341/McEnery_T_and_ Wilson_A_2001_Corpus_Linguistics_second_edition_

4. Ганшина М.А., Василевская Н.М. English Grammar. Москва: Higher School Publishing House, 1964.

5. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1959.

6. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. Москва: Фиматлит, 2007.

7. Гуткина М.А. Отглагольное существительное и развитие герундия в английском языке. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ленинград, 1967.

8. Ильиш Б.А. The structure of Modern English. Ленинград: Просвещение, 1971.

9. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1973.

10. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. Москва: Высшая школа, 1983.

11. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г Теоретическая грамматика современного английского языка. Москва: Высшая школа, 1981.

12. Жигадло В.Н., Иванова И.П., Иофик Л.Л. Современный английский язык. Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1956.

13. Каушанская В.Л. и др. Грамматика английского языка. Москва: Айрис пресс, 2008.

14. Казанцева Я.Н., Немчинова Н.В., Семенова Е.В. Теоретическая грамматика английского языка. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. References

1. Sinclair J. Preliminary recommendations on corpus typology. Available at: https://www.passeidireto.com/arquivo/10767974/preliminary-recomendation-in-corpus-tipology-sinclair-john-mc-hardy

2. McEnery T., Xiao R., Tono Y. Corpus-based language studies: An advanced resource book. Routledge, 2006.

3. McEnery T., Wilson A. Corpus linguistics: An introduction. Edinburgh. Edinburgh University Press, 2001. Available at: https://www.academia.edu/1171341/McEnery_T_and_ Wilson_A_2001_Corpus_Linguistics_second_edition_

4. Ganshina M.A., Vasilevskaya N.M. English Grammar. Moskva: Higher School Publishing House, 1964.

5. Smirnickij A.I. Morfologiya anglijskogoyazyka. Moskva: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1959.

6. Arakin V.D. Ocherkipo istorii anglijskogo yazyka. Moskva: Fimatlit, 2007.

7. Gutkina M.A. Otglagol'noe suschestvitel'noe irazvitie gerundiya vanglijskomyazyke. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Leningrad, 1967.

8. Il'ish B.A. The structure of Modern English. Leningrad: Prosveschenie, 1971.

9. Barhudarov L.S., Shteling D.A. Grammatika anglijskogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1973.

10. Bloh M.Ya. Teoreticheskaya grammatika anglijskogo yazyka. Moskva: Vysshaya shkola, 1983.

11. Ivanova I.P., Burlakova V.V., Pochepcov G.G. Teoreticheskaya grammatika sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva: Vysshaya shkola, 1981.

12. Zhigadlo V.N., Ivanova I.P., Iofik L.L. Sovremennyjanglijskijyazyk. Moskva: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1956.

13. Kaushanskaya V.L. i dr. Grammatika anglijskogo yazyka. Moskva: Ajris press, 2008.

14. Kazanceva Ya.N., Nemchinova N.V., Semenova E.V. Teoreticheskaya grammatika anglijskogo yazyka. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2015.

Статья поступила в редакцию 28.02.24

УДК 811

Shujskaya Yu.V, Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Linguistics and Literature of the Military University n.a. Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: shujskaya@yandex.ru

Kalashnikova M.V., Senior Lecturer, Department of Linguistics and Literature, Military University named after Prince Alexander Nevsky, Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: marinavlady5@yandex.ru

VISUALIZATION OF THE IMAGE OF A WARRIOR IN ADVERTISING POSTERS OF THE 2020S. The article examines militaristic-oriented social advertising of the 2020s. A widely replicated visual feature of such advertisements is shown: the image of a serviceman in them is depicted with his face completely or partially covered. It is noted that this trend is reflected both in civilian fashion and in social advertising related to the pandemic and the mask regime. It is shown that the corresponding visual series is implicitly connected with the culturally significant texts of A.S. Pushkina, F.M. Dostoevsky and N.S. Gumilyov, in which the image of a male warrior with a covered face is read through Christian symbolism and refers to the semantic complex of selfless service, selflessness and nobility. Appeal to this image in modern advertising creates positive motivation among the target audience and makes it possible to clearly separate the pattern of covering the face for "noble" purposes from the pattern of covering the face by criminals and antisocial elements. Key words: social advertising, image of warrior, mask, closed face, mass media

Ю.В. Шуйская, д-р филол. наук, доц., Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: shujskaya@yandex.ru

М.В. Калашникова, доц., Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: marinavlady5@yandex.ru

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОИНА В РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТАХ 2020-Х ГГ.

В статье рассматриваются милитарно ориентированные социальные рекламы 2020-х гг. Показана широко тиражируемая особенность визуального ряда таких реклам: образ военнослужащего в них изображается с закрытым полностью или частично лицом. Отмечено, что эта тенденция находит отражение как в гражданской моде, так и в социальных рекламах, связанных с пандемией и масочным режимом. Показано, что соответствующий визуальный ряд имплицитно связан с культурно значимыми текстами А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Н.С. Гумилева, в которых образ мужчины-воина с закрытым лицом прочитывается через христианскую символику и отсылает к семантическому комплексу бескорыстного служения, самоотверженности и благородства. Обращение к этому образу в современной рекламе формирует позитивную мотивацию у целевой аудитории и позволяет отчетливо отделить паттерн закрытия лица в «благородных» целях от паттерна закрытия лица преступниками и асоциальными элементами. Ключевые слова: социальная реклама, образ воина, маска, закрытое лицо, масс-медиа

Актуальность работы определяется рядом обстоятельств. Визуальная и текстовая агитация в милитарных текстах приобретает особенную актуальность в 2020-е гг Как отмечает А.Я. Головченко, социальная реклама, посвященная армии, в России и в странах СНГ сосредоточена на вопросах призыва в армию, в то время как западные аналогичные тексты больше обращаются к тематике миротворчества [1]. Соответственно, агитация к призыву, как правило, сопровождается визуализацией образа солдата, анализу которой и посвящено настоящее исследование.

Социальная реклама, призывающая вступать в ряды Вооруженных сил РФ, размещается, как правило, на уличных рекламных щитах вдоль оживленных

трасс и представляет собой креолизованный текст, совмещающий фотографию солдата на службе с призывом позвонить по определенному номеру телефона / пройти по указанному интернет-адресу и начать службу в армии.

Словесная часть креолизованного текста, как правило, лаконична и включает в себя императивную конструкцию, подразумевающую конкретное реализуемое действие. Основной посыл заключен в визуальной части рекламного плаката. А.Н. Голованов указывает на персонификацию образа солдата в плакатах (на примере знаменитого плаката «А ты записался добровольцем?» времен Гражданской войны) как реализацию функции героя (по В.Я. Проппу) [2].

В связи с обозначенной функцией визуального элемента особый интерес представляет элемент плаката в современных реалиях: на многих плакатах (в соответствии с актуальной используемой формой одежды в рядах Вооруженных сил РФ) лицо главного героя - солдата, с которым потребитель должен ассоциировать себя - закрыто маской-«балаклавой» или полумаской. На плакате Д.С. Моора «Ты записался добровольцем»? лицо красноармейца было в центре композиции и изображалось четкими, широкими линиями, чтобы создать эффект взгляда прямо в лицо зрителю.

Цель исследования - проанализировать семиотику «открытого лица» и «закрытого лица» в контексте социальной рекламы Вооруженных сил Российской Федерации.

- выявить репрезентативную выборку рекламных плакатов - креолизо-ванных текстов с изображением лица солдата крупным планом;

- рассмотреть культурную значимость паттерна «закрытого лица»;

- указать на принципиально новые черты в поэтике современного рекламного плаката милитарной тематики.

Научная новизна исследования обусловлена тем фактом, что в отечественной науке не отрефлексирован факт значительного изменения рекламных плакатов милитарной тематики в 2020-х гг Исследования по этой тематике проведены до 2020 года и не отражают реалий современности, и настоящая статья призвана восполнить данный пробел.

Теоретическая значимость исследования обусловлена проведенным в нем анализом новейших тенденций в области креолизованнной социальной рекламы и проведенными параллелями с масс-медиа и массовой культурой.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных выводов в ходе изучения истории рекламы, современных тенденций в области рекламы и связей с общественностью на соответствующих направлениях бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях.

Интерес к социальной рекламе милитарной направленности в отечественной науке совпал с подъемом этого направления рекламы в 2010-х гг по объективным социальным причинам. «Ввиду распада Советского Союза, не было уделено внимания проблемам армии, что проявилось в недостаточном финансировании, утрате (сокращении) высококвалифицированных кадровых офицеров, имеющих опыт ведения боевых действий, а также в не совсем удачных локальных конфликтах, что привело к потере огромного количества личного состава. Служить в армии стало непрестижно, невыгодно, как бы это грубо ни звучало. Массовые увольнения и прочие негативные факторы повлияли на резкое падение авторитета военной профессии. Вторым, менее «кровопролитным», но в равной степени негативным фактором, повлиявшим на снижение авторитета армии, стали военные реформы, проведенные в период с 2010-го по 2012 год: сокращение штатного состава воинских частей, а также количества военных учебных заведений среднего и высшего образования.

Спустя пять лет была проведена смена целого ряда военачальников, введен ряд приказов и дополнений к уже имеющимся, и мы получили ту армию, которая сейчас является одной из сильнейших на мировой арене. Однако авторитет и престиж военной профессии не достиг того уровня, который когда-то был утрачен» [3, с. 207].

В силу указанных причин возникла необходимость мотивировать молодых людей служить в армии, и для этой задачи создавались рекламные плакаты, размещавшиеся на рекламных щитах вдоль шоссе и загородных трасс, в расчете на автомобилистов и пассажиров наземного транспорта. Исследователи обращались к текстовой составляющей этих агитационных материалов. Так, в исследовании Р.А. Юрченко отмечены особенности текстовой части рекламного плаката: «В тексте плакатов гармонично сочетаются материальные блага, предлагаемые в открытой форме, и комплекс личностных качеств, которыми будет обладать тот, кто выберет воинскую службу. Последние предлагаются как в открытых формулировках, так и в форме провокаций» [4, с. 215].

Визуальная часть этих плакатов представляет особый интерес в силу воспроизведения образа солдата с закрытым лицом. Так, в подборке плакатов [5] представлены плакаты, на которых типичный солдат смотрит в сторону - не прямо в лицо гипотетическому зрителю, а вправо/влево и в верхнюю часть композиции, как бы в небо. На всех представленных плакатах лицо закрыто маской, видны только глаза. Та же тенденция наблюдается в подборке плакатов [6]: вместе с открытыми лицами и подписанными ФИО героев присутствуют безымянные солдаты с закрытым лицом в «балаклаве» (полностью закрытое тканью лицо с прорезями для глаз и рта) или в полумаске (закрыта нижняя часть лица по переносицу).

В 2021 был отмечен тренд к использованию балаклавы в гражданской одежде [7], что связывается в первую очередь с эпидемией Covid-19 и масочным режимом: массовое ношение масок было отмечено кутюрье, и они ввели аксессуар в практику изготовления одежды прет-а-порте. В статье [8] отмечена утилитарная причина использования образа солдата в маске: военнослужащие не хотят открывать лицо, опасаясь за себя и свои семьи. Эта тенденция возводится к реалиям боевых действий в Чечне, когда представители Вооруженных сил РФ выступали в СМИ, закрывая лицо «балаклавой», чтобы не деанонимизироваться.

В целом в современных СМИ нет однозначного ответа на вопрос, почему маска стала широко используемым атрибутом в среде военнослужащих. Предполагаем, что в данном случае имеет место обращение к архетипу «рыцаря» -

героя, скрывающего свое лицо под маской забрала. Так, в стихотворении А.С. Пушкина закрытое доспехами лицо становится атрибутом благородного рыцаря: С той поры стальной решетки Он с лица не подымал [9].

В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» эти строки цитируются в следующей редакции:

С лица стальной решетки

Ни пред кем не подымал [10, с. 205].

Как отмечает О.В. Леушина, «роль баллады в поэтике романа Достоевского во многом заключается в том, что в пушкинском тексте мы видим описание одной сильной линии, которая также лежит в основе романа «Идиот». Эта ведущая линия заключает в себе целостность христологической идеи, проявляющейся по мере восстановления христологического контекста творчества писателя» [11, с. 23]. Образ закрытого лица «рыцаря бедного» принципиален в контексте христианской поэтики: как у А.С. Пушкина, так и у Ф.М. Достоевского за образом рыцаря стоит идея самоотверженного служения, вознаграждаемого пребыванием в раю.

Рыцаря в тексте А.С. Пушкина от несправедливости спасает Богородица, признающая его «своим паладином». В образе князя Мышкина отмечается его бескорыстное служение «Н.Ф.Б.» - Настасье Филипповне Барашковой, образ которой в переделанном тексте стихотворения Пушкина замещает образ Богородицы.

Закрытое лицо, таким образом, в отечественной культурной традиции - не просто атрибут доспехов рыцаря, но и отсылка к религиозно значимой миссии и самоотвержению воина во имя высшего идеала. Помимо этого, массовое распространение образа героя с закрытым лицом было связано с героизацией образа врача во время пандемии: на протяжении 2020-2021 гг. в СМИ и в социальной рекламе тиражировался образ врача/пациента в маске (см., например, [12]) с посылом подражать ему. Ношение маски преподносилось как социально верное, поощряемое действие. В репортажах из «ковидного» отделения больниц демонстрировались врачи и медсестры в медицинских масках, маску в обязательном порядке надевал также посещавший медицинское учреждение чиновник или артист. В результате ношение маски, закрывающей нижнюю часть лица, стало приравниваться к некоему героизму, преодолению себя во имя высшей цели. Соблюдение масочного режима в 2020-2021 гг. было способом минимизации распространения заболевания, а также ассоциировалось с паттерном заботы о старшем поколении: на протяжении 2020 и 2021 гг. в дистанционный режим работы переводили работников старше 65 лет в связи с мнением, что именно старшее поколение в большей степени страдает от последствий Covid-19.

К семантике «закрытого лица» обращается не только А.С. Пушкин, но и Н.С. Гумилев: в стихотворении «Память» закрытое лицо становится атрибутом сакральности:

Предо мной предстанет, мне неведом, Путник, скрыв лицо; но все пойму, Видя льва, стремящегося следом, И орла, летящего к нему [13, с. 310].

Лев и орел - «царь зверей» и «царь птиц» - сопровождают «царя людей», то есть Сына Божьего. Его лицо закрыто, потому что лирический герой, переживающий катарсис, и так понимает, кто перед ним. Как отмечает И.Ф. Головченко [14], «Память» Н.С. Гумилева - это продолжение линии горацианского «Памятника», который был переведен М.В. Ломоносовым, переосмыслен ГР. Державиным, затем получил продолжение в творчестве А.С. Пушкина и стал одним из самых значимых текстов в современной отечественной литературе. «Память» представляет собой своего рода «пересборку» ключевых мотивов "Exegi топитепШт..." в произвольном порядке и является значимым в культурном отношении текстом.

Немаловажно, что Н.С. Гумилев в тексте «Памяти» обращается к своему опыту участия в боевых действиях: его лирический герой вспоминает свою жизнь, перебирая те образы и роли, в которых ему довелось выступать. Среди образов «колдовского ребенка», «поэта», «мореплавателя и стрелка» значимым для героя является образ воина, получившего два ордена Святого Георгия. Именно к представителю этой, последней ипостаси лирического героя, относится путник, скрывший лицо.

Отметим, что во всех рассматриваемых выше случаях речь идет именно об образе мужчины с закрытым лицом. Паттерн закрытия лица женщиной прочитывается через образ женщины в традиционном мусульманском костюме и не рассматривается в мифолого-христианском контексте.

Закрытие лица мужчиной может восприниматься и через призму скрывания своего лица преступниками, что отмечено в ряде статей [7; 8]. Тем более интересной представляется героизация солдата с лицом, скрытым полумаской: в анализируемых подборках плакатов этот образ преподносится как образ настоящего мужчины, идеала, к которому должен стремиться потребитель данной социальной рекламы.

Образ «рыцаря» ассоциируется в общественном и литературном дискурсе с позитивными качествами: «рыцарским поступком» называется благородное и самоотверженное действие, «рыцарем» иносказательно называется галантный мужчина, чем-то жертвующий ради женщины или в чем-то ей помогающий. Паттерн поведения «рыцаря» - это паттерн спасения, помощи обездоленным и беспомощным. Прочтение этого образа через призму произведений А.С. Пушки-

на, Ф.М. Достоевского и Н.С. Гумилева проводит отчетливую линию связи образа «рыцаря с закрытым лицом» с религиозно-мистическим контекстом: закрывающий лицо воюет во имя христианских идеалов и спасает нуждающихся.

На наш взгляд, именно прослеженный смысловой ряд обусловил обращение к образу воина с закрытым лицом в милитарных текстах социальной рекламы 2020-х гг. Образ «закрытого лица» обращается к культурной прапамяти целевой аудитории, проводя демаркационную линию между закрытием лица в преступных и сакральных целях. Такое решение креолизованного текста социальной рекламы позволяет обратиться к архетипическим моделям восприятия целевой аудитории и сформировать мотивацию к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Типовой плакат «А ты записался добровольцем?» Д.С. Моора обращался к аудитории, обладавшей гораздо меньшим культурным багажом по сравнению с современными молодыми мужчинами. Целевой аудиторией агитационного плаката Гражданской войны был человек, который, скорее всего, не умеет читать или только недавно научился и незнаком с текстами Пушкина и Достоевского.

Массовая ликвидация безграмотности, проводившаяся в первой половине ХХ века, привела к распространению чтения классических текстов: современный молодой мужчина призывного возраста, являющийся целевой аудиторией агитационных плакатов милитарного содержания, обладает определенным культурным багажом. Это и обусловило внедрение в визуальную часть плаката образа солдата с закрытым лицом.

Социальная реклама Вооруженных сил Российской Федерации, как правило, обращается к теме призыва в армию: она адресована молодым мужчинам, которых агитируют присоединиться к войскам. В 2020-х гг. отмечена тенденция

Библиографический список

к использованию в рекламных плакатах образа мужчины в военной форме, у которого лицо закрыто полностью либо частично. Представляется, что этот факт объясняется тремя причинами, взаимодействующими в комплексе: во-первых, это практика демонстрации на телевидении действующих военнослужащих, скрывающих свое лицо (а иногда и изменяющих голос) из соображений безопасности. Во-вторых, на визуальный ряд социальных реклам, несомненно, повлияла массовая рекламная кампания масочного режима во время пандемии Covid-19. В рекламных материалах ношение медицинской маски позиционировалось как героический поступок и было ярким атрибутом Героя (по В.Я. Проппу): персонажа, который преодолевает трудности и спасает обездоленных.

Наиболее значимым представляется третий фактор, связанный с литературным и культурным фоном образа рыцаря с закрытым лицом. В военную форму русских воинов и советских солдат не были включены элементы, скрывающие лицо бойца: закрытое лицо было атрибутом рыцаря. Восприятие образа «рыцаря» подразумевает паттерн спасения, бескорыстного служения, часто - с религиозно окрашенным целеполаганием и мотивацией. Это отражено в культурно значимых текстах А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Н.С. Гумилева.

Соответственно, тенденция изображения солдата с закрытым лицом в социальных рекламах представляется отсылкой к значимому культурному фону: для целевой аудитории такой рекламы сигнификативен образ рыцаря, что провоцирует имплицитную мотивацию подражать ему и быть таким же, как он. Словесный ряд креолизованного текста поддерживает и усиливает эту тенденцию, тем самым укрепляя ее значимость и внося весомый вклад в воспроизводимость указанного паттерна.

1. Головченко А.Я. Специфика милитарных презентационных текстов (на материале рекламы вооруженных сил). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018; № 18 (816): 55-62.

2. Павлов Д.Н., Голованов А.Н., Тыркалова В.В. Медианарратив: к вопросу о структуре и функциях. Litera. 2023; № 8: 141-156.

3. Насыров М.М. Образ армии в современных интернет-СМИ (на примере новостных заголовков). Вестник Омской православной духовной семинарии. 2022; № 1 (12): 207-210.

4. Юрченко РА., Фесенко О.П. Агитационные плакаты военкоматов: синтез духовно-нравственного и материального в формировании образа российской армии. Вестник Омской православной духовной семинарии. 2022; № 1 (12): 215-218.

5. Пермякова В. В Ревде появилась наружная реклама службы по контракту. И призыв участвовать в СВО. Available at https://www.revda-info.ru/2023/05/15/v-revde-poyavilas-naruzhnaya-reklama-sluzhby-po-kontraktu-i-prizyv-uchastvovat-v-svo/

6. Новая социальная реклама на улицах Москвы. Available at: https://pikabu.ru/story/novaya_sotsialnaya_reklama_na_ulitsakh_moskvyi_9715209?utm_source=linkshare&utm_ medium=sharing

7. Сохранить лицо. Балаклава стала главным трендом года. Почему этот аксессуар из Средневековья вдруг полюбил весь мир? Available at: https://lenta.ru/ articles/2021/12/14/balaklava/

8. Почему только российские солдаты массово носят балаклавы. Availlable at: https://russian7.ru/post/pochemu-tolko-rossiyskie-soldaty-mas/

9. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Москва: ГИХЛ, 1959-1962; Т. 2. Стихотворения 1823-1836. Available at: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0497.htm

10. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Ленинрад: ИРЛИ, 1973; Т. 8.

11. Леушина О.В. Роль баллады А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в поэтике романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017; № 2 (28): 20-26.

12. Реклама напомнит горожанам о «масочном режиме». Available at: https://oohmag.ru/2020/11/19/reklama-napomnit-gorozhanam-o-masochnom-rezhime/

13. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Советский писатель, 1988.

14. Головченко И.Ф., Дмитриева Ю.Ю. «Память» Н.С. Гумилева: подведение итогов духовного пути в свете горацианской традиции. Культура и цивилизация. 2017; Т. 7, № 1А: 201-208.

References

1. Golovchenko A.Ya. Specifika militarnyh prezentacionnyh tekstov (na materiale reklamy vooruzhennyh sil). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2018; № 18 (816): 55-62.

2. Pavlov D.N., Golovanov A.N., Tyrkalova V.V. Medianarrativ: k voprosu o strukture i funkciyah. Litera. 2023; № 8: 141-156.

3. Nasyrov M.M. Obraz armii v sovremennyh internet-SMI (na primere novostnyh zagolovkov). Vestnik Omskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii. 2022; № 1 (12): 207-210.

4. Yurchenko R.A., Fesenko O.P. Agitacionnye plakaty voenkomatov: sintez duhovno-nravstvennogo i material'nogo v formirovanii obraza rossijskoj armii. Vestnik Omskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii. 2022; № 1 (12): 215-218.

5. Permyakova V. V Revde poyavilas' naruzhnaya reklama sluzhby po kontraktu. I prizyv uchastvovat' v SVO. Available at https://www.revda-info.ru/2023/05/15/v-revde-poyavilas-naruzhnaya-reklama-sluzhby-po-kontraktu-i-prizyv-uchastvovat-v-svo/

6. Novaya social'naya reklama na ulicah Moskvy. Available at: https://pikabu.ru/story/novaya_sotsialnaya_reklama_na_ulitsakh_moskvyi_9715209?utm_source=linkshare&utm_ medium=sharing

7. Sohranit' lico. Balaklava stala glavnym trendom goda. Pochemu 'etot aksessuar iz Srednevekov'ya vdrug polyubil ves' mir? Available at: https://lenta.ru/articles/2021/12/14/ balaklava/

8. Pochemu tol'ko rossijskie soldaty massovo nosyat balaklavy. Availlable at: https://russian7.ru/post/pochemu-tolko-rossiyskie-soldaty-mas/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pushkin A.S. Sobranie sochinenij: v 10 t. Moskva: GIHL, 1959-1962; T. 2. Stihotvoreniya 1823-1836. Available at: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0497.htm

10. Dostoevskij F.M. Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. Leninrad: IRLI, 1973; T. 8.

11. Leushina O.V. Rol' ballady A.S. Pushkina «Zhil na svete rycar' bednyj...» v po'etike romana F.M. Dostoevskogo «Idiot». Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 2 (28): 20-26.

12. Reklama napomnit gorozhanam o «masochnom rezhime». Available at: https://oohmag.ru/2020/11/19/reklama-napomnit-gorozhanam-o-masochnom-rezhime/

13. Gumilev N.S. Stihotvoreniya ipo'emy. Leningrad: Sovetskij pisatel', 1988.

14. Golovchenko I.F., Dmitrieva Yu.Yu. «Pamyaf» N.S. Gumileva: podvedenie itogov duhovnogo puti v svete goracianskoj tradicii. Kul'tura i civilizaciya. 2017; T. 7, № 1A: 201-208.

Статья поступила в редакцию 31.01.24

УДК 811.111

Grudina M.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Saint Petersburg Branch n.a. V. Bobkov"Russian Customs Academy" (Saint Petersburg, Russia), E-mail: gruma@yandex.ru

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer of the Foreign Languages Department, Saint Petersburg Branch n.a. V. Bobkov "Russian Customs Academy" (Saint Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

LINGUISTIC AND COGNITIVE PECULIARITIES OF THE "CUSTOMS PAYMENTS" FRAME PRESENTATION IN ENGLISH FOR PROFESSIONAL PURPOSES. The given article examines linguistic and cognitive features of the frame-scenario "Customs Payments", which make it possible to reveal its linguistic and dynamic potential in the formation of linguistic representations within the framework of professional discourse in the customs field. When considering the conceptual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.