Научная статья на тему 'Византийский католический патриархат - новейшее раскольническое движение в греко-католической Церкви: раскол и сектантские практики'

Византийский католический патриархат - новейшее раскольническое движение в греко-католической Церкви: раскол и сектантские практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2580
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЬЯ ДОГНАЛ / УКРАИНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СЕКТАНТСТВО / ВИЗАНТИЙСКИЙ КАТОЛИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ / ILYA DOGNAL / THE UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH / SECTARIANISM / THE BYZANTINE CATHOLIC PATRIARCHATE / CHURCH SCHISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

В статье рассматривается малоизвестная история возникновения в среде Украинской греко-католической церкви оппозиционной группы так называемых догналовцев, скоро усвоивших черты схизматической группы, а затем явивших свою антиобщественную сущность и сектантское мировоззрение. Практически все лидеры самопровозглашенного Византийского католического патриархата постоянно находятся на территории Чехии и Украины, что не мешает им активно распространять свои идеи и послания по всему миру, и в частности по России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Византийский католический патриархат - новейшее раскольническое движение в греко-католической Церкви: раскол и сектантские практики»

П. В. Бочков

Византийский католический патриархат — новейшее раскольническое движение в греко-католической церкви: раскол и сектантские практики

В статье рассматривается малоизвестная история возникновения в среде Украинской греко-католической церкви оппозиционной группы так называемых догналовцев, скоро усвоивших черты схизматической группы, а затем явивших свою антиобщественную сущность и сектантское мировоззрение. Практически все лидеры самопровозглашенного Византийского католического патриархата постоянно находятся на территории Чехии и Украины, что не мешает им активно распространять свои идеи и послания по всему миру, и в частности по России. Ключевые слова: Илья Догнал, Украинская греко-католическая церковь, сектантство, Византийский католический патриархат, церковный раскол

В последние несколько лет многие клирики Русской Православной Церкви стали получать на свою электронную почту письма с посланиями от никому не известного Византийского патриархата. При первом же прочтении странных текстов становилось ясно, что авторы письма находятся в особом духовном состоянии, в традициях православной аскетики именующимся прелестью. Письма были подписаны неким Ильей, «патриархом» Византийского вселенского патриархата, а также некими «епископами-секретарями». Письма содержат в основном сожаления о повсеместном отпадении от христианства украинского и российского общества, критику западных ценностей, а также сообщения, направленные на разжигание межрелигиозной розни. В них также говорится о впадении в ересь всех Поместных Православных Церквей, а также Католической и греко-католической церквей и т.д. [14; 15; 16; 17; 18; 19; 24]. Идеи Догнала и его сторонников публикуются и в собственном периодическом издании — брошюре «Листи з УА», издаваемой ежемесячно и распространяемой в основном среди последователей.

Для того чтобы понять, что из себя представляет Византийский вселенский патриархат (он же Византийский католический патриархат), необходимо обратиться к биографии основателя данной религиозной группы — бывшего католического священника Ильи Догнала, являющегося главой самопровозглашенного патриархата.

Антонин Догнал родился в 1946 г. в Чехии и там же был рукоположен в сан римо-католического священника в 1972 г. [4, с. 3]. Долгое время он являлся настоятелем храма в Слушовицах (Чехия), но проявил себя как человек странный. По свидетельству римо-католического епископа Оломшу-ца Яна Граубнера, о. Догнал вел себя часто неадекватно, запрещал верующим принимать лекарства, принуждал своих последователей спать в церкви на матрасах и на земле, исписал все стены церкви цитатами из Священного Писания и т.д. По некоторым данным, яростно отрицаемым последователями Догнала, Антонин Догнал с 1978 г. являлся «агентом тайных коммунистических спецслужб с псевдонимом Тонек под номером 23064» [25, с. 1, 6; 27, с. 1]. К 1991 г.о. Антонин Догнал покинул Чехию и принял решение перейти в восточный византийский обряд и принять монашество, для чего переехал в Варшаву, где вступил в орден отцов-василиан.

Вскоре, приняв постриг с именем Илья, о. Догнал и там проявил свои странности. Уже совместно со своими последователями, молодыми иеромонахами, он стал организовывать встречи и «духовные конференции», на которых проповедовал идеи, весьма далекие от монастырского уклада василианского ордена, ставившие своей целью найти как можно больше сторонников для нового «гуру», личность которого становилась центром нового религиозного движения [4, с. 4]. Вскоре в Варшаве появились странные духовные практики (реколлекции), имеющие целью подавлять волю и «зомбировать» слушателей. Немного позже открылись и факты попытки группы монахов (во главе с Ильей (Догналом)) найти возможность в ватиканских конгрегациях для рукоположения одного из них в качестве греко-католического епископа с назначением в Прагу [4, с. 5]. В 1999 г. в Карловом университете в Праге о. Илья (Догнал) защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия и переезжает в Словакию, где начинает преподавать догматику на греко-католическом богословском факультете в Прешовском университете.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось для Ильи (Догнала) новыми скандалами и поисками возможности рукоположения в сан епископа для украинских греко-католиков, проживающих в Чехии и Словакии. В этом ему начинают активно помогать его ученики иеромонахи-василиане Мефодий (Ричард Шпиржик) и Самуил (Роберт Обергаузер), выступившие с инициативой создать на территории Чехии иерархическую структуру Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) (на территории Словакии действует самостоятельная Словацкая греко-католическая церковь, ведущая свою историю от Ужгородской унии 1646 г. и Мукачевской унии 1664 г.) [28, с. 207-214].

Разочаровавшись в возможности создать собственную иерархическую структуру с помощью УГКЦ, Догнал обращает свой взор в сторону протестантской Чехословацкой гуситской церкви. При этом он попытался

зарегистрировать в Чехии свою общину как монахов-василиан, но уже в составе гуситской церкви [4, с. 7]. Из этого ничего не вышло, и группа монахов под предводительством Догнала поднимает бунт против хиротонии нового греко-католического епископа Русинской греко-католической церкви, подстрекая при этом и небольшую группу украинских рабочих, проживающих в Чехии. В ответ на эти действия чешский католический епископат обратился в генеральное управление ордена василиан с требованием немедленного отзыва иеромонахов Догнала, Шпиржика, Обергаузера и Ги-тюка с их территории [4, с. 7].

Решением руководства ордена вся группа была переведена в Подго-рецкий монастырь отцов-василиан в Бродовском районе Львовской области, и, таким образом, «подгорецкие отцы» перенесли свою активную деятельность в Галицию, на Украину. Уже в начале 2005 г. вся группа монахов, а с ними и иеромонахи Василий (Роман Шелепко) и брат Мефодия (Шпиржика) Кирилл (Юрий Шпиржик) были исключены из ордена отцов-василиан декретом руководства ордена, подтвержденным решением конгрегации Восточных Церквей «за большую вину против монашеских и церковных законов, в том числе постоянного непослушания» [21, с. 23]. После исключения из рядов ордена иеромонахи Шелепко и Кирилл Шпиржик оставили группу Догнала, перейдя на приходское служение.

Приняв решение о том, что именно на Украине стоит начать созидание новой «истинной церкви», Догнал и Мефодий (Шпиржик) прилагают значительные усилия для получения украинского гражданства, используя для этого разного рода связи среди депутатов и представителей шоу-бизнеса. Так, с целью добиться вступления в гражданство Догнала и Шпиржика к министру внутренних дел Украины Ю. Луценку обращался глава комитета Верховной Рады Украины О. Г. Билоус, а к главе службы безопасности Украины В. А. Наливайченко по тому же поводу обращалась известная певица Оксана Билозир [4, с. 8].

Понимая, что на территории Украины им необходимо развить свою структуру до уровня независимой юрисдикции, Догнал и его единомышленники вышли на двух престарелых греко-католических священников, утверждавших, что во времена катакомбного существования УГКЦ при советской власти они были тайно рукоположены в сан епископов. Действительно, в условиях гонений со стороны советской власти УГКЦ активно создавала разветвленную структуры тайных священников и епископов [10; 30; 3, с. 123-164], большую часть которых впоследствии Рим принял в общение, подтвердив их иерархический статус. Однако в данном случае, по причине отсутствия каких-либо подтверждающих документов, притязания на наличие епископского сана со стороны упомянутых лиц были отвергнуты как УГКЦ, так и Римом.

Первым священником, заявившим о своем категорическом несогласии с политикой официальной иерархии УГКЦ и ее курсом, стал священник Василий (в монашестве Иосафат) Кавацив, настоятель церкви Благовещения Божией Матери в городе Стрый Львовской области на Украине. В конце 2002 г. этот священник объявил себя епископом УГКЦ, якобы тайно рукоположенным 25 ноября 1980 г. в условиях гонений и ссылок в Казахской ССР тайным русинским греко-католическим епископом Александром (Хирою) [12, с. 5-6]. После детального изучения его дела оказалось, что факт его хиротонии не может быть подтвержден, а версия о его епископстве была решительно отвергнута иерархией УГКЦ, а затем и всей полнотой Католической Церкви. В связи с этим Синод УГКЦ объявил, что «все "епископские" деяния о. Василия (Иосафата) Кавацива являются неправомерными и недействительными» [13, с. 90]. Епископ Иосафат, будучи человеком консервативных взглядов и твердого характера, был категорически настроен на разрыв общения с главой УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром, которого считал чужаком, так как всю свою жизнь Гузар провел в эмиграции и не испытал гонений, ареста и ссылок, какие испытал сам Кавацив.

Вторым священником, сообщившим о своей хиротонии, стал бывший клирик Русской Православной Церкви митрофорный протоиерей Михаил Осидач, в конце 1980-х гг. отпавший в греко-католицизм [34, с. 54]. Осидач утверждал, что в 1989 г. к нему прибыл львовский протоиерей Владимир Ярема, будущий создатель неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), с предложением принять сан епископа для создания УАПЦ, на что Осидач заметил ему, что является по своему мировоззрению католиком и не желает совершать служение в качестве православного епископа. Но после обсуждения этого предложения с архиепископом Владимиром (Стернюком), фактическим руководителем УГКЦ в подполье, Осидач изменил решение и вскоре был рукоположен в сан епископа УГКЦ. Хиротонию совершили сам архиепископ Владимир (Стер-нюк) и епископ Филимон (Курчаба) на квартире Стернюка во Львове 6 сентября 1989 г. [29]. Не желая участвовать в интригах и противостояниях, которые сотрясали епископат УГКЦ в первой половине 1990-х гг., а также вследствие тяжелого состояния здоровья (после нескольких перенесенных инфарктов) Осидач устранился от деятельности в качестве епископа. С начала 2000-х гг., после смерти кардинала Мирослава Ивана Любочевского, главы УГКЦ, Осидач (как и Кавацив) был крайне недоволен политикой кардинала Любомира Гузара и объявил о своей верности подлинной УГКЦ и Римскому епископу.

Выйдя на этих двух престарелых клириков, Догнал после недолгих переговоров установил с ними активное общение и утвердил тождество взглядов.

В марте 2008 г. последовали тайные хиротонии всей группы иеромонахов, пребывавших под запрещением, в сан «епископов». Хиротонии всех догна-ловцев были совершены Осидачем и Кавацивом [4, с. 8; 35]. При этом каких-либо доказательств совершенных хиротоний группа не представила. К этим хиротониям в УГКЦ отнеслись крайне негативно. Уже 4 июня 2008 г. Коллегиальный Трибунал Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ вынес решение, которым отлучил от Церкви (большая экскомуния) иеромонахов Догнала, Шпиржика, Обергаузера и Гитюка. По этому поводу также выступил и глава УГКЦ архиепископ Любомир Гузар, в своем специальном послании отметивший, что «уже долгое время четыре священника: Илья Догнал, Ме-фодий Шпиржик, Маркиан Гитюк и Роберт Обергаузер — массово рассылают письма духовенству и мирянам в Украине и за ее пределами, в которых усиленно просят помочь Церкви, распространяют смущение и беспокойство......Церковь утвердила, опираясь на церковные законы, официальное

отлучение их от своего членства, наложивши на них наказание великого отлучения» [9, с. 3-4].

Отлученные иеромонахи не признали своего отлучения, так как считали иерархию УГКЦ отпавшей в ересь, а судебная процедура, по их мнению, была проведена с большими нарушениями: заочно, без их личного присутствия и т.д. Подав апелляции в Коллегиальный Трибунал Верховного Архиепископства УГКЦ, они, тем не менее, не только не воздержались от богослужений, но и активно выступали против УГКЦ. 7 октября 2008 г. церковные суды высшей инстанции подтвердили наложенные прещения [4, с. 58], оставив их в силе, согласно правовым нормам канонического кодекса Восточных Церквей [2]. Эти прещения ничуть не смутили догналовцев, считающих, что вся УГКЦ с 2008 г. является безблагодатной, а все совершаемые в ней таинства — недействительными. Исходя из этого, «архиепископ» Михаил Осидач совершил несколько десятков священнических хиротоний над последователями новой псевдоцерковной группы.

В июне 2008 г. 29 монахинь-василианок УГКЦ из монастыря во Львове объявили о своем выходе из УГКЦ и переходе под духовное окормление догналовцев, что повлекло их исключение из ордена в 2011 г. [7, с. 55].

11 сентября 2009 г. Осидач и его «епископы» провозгласили создание Украинской правоверной греко-католической церкви (УкраТнська правовiр-на греко-католицька церква) (УПГКЦ), так как УГКЦ, «пребывая в своих ересях, продолжает натиск на священников и божий люд, который теперь имеет возможность выйти из духовного вавилона еретической структуры и войти в структуру, которая через правоверное учение дает возможность спасения» [11]. Во главе новообразованной структуры был поставлен Михаил Осидач, возведенный в сан «архиепископа», а сам Догнал стал его заместителем. Для собственной легитимности о данном событии ими был

уведомлен Римский Папа БенедиктXVI, которого на тот момент догналовцы считали своим духовным руководством. Помимо Михаила Осидача в сан «архиепископа» был возведен и Иосафат (Кавацив), скончавшийся в 2010 г. Примечательно, что уже 29 сентября 2009 г. в сан «архиепископа» были возведены и Илья (Догнал), и некий Феодосий (Ивашкив), а сам Осидач также наименован «митрополитом».

Обретя видимость церковности своей группы, «епископат» приступил к активному тиражированию своих заявлений и обвинений. В 2010 г. они объявили анафему «всем епископам Католической Церкви, преподавателям Григорианского университета, всем гомосексуалистам, канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту США Бараку Обаме» [4, с. 10]. Под их анафематствования попали также 228 католических епископов Индии, другие 395 католических епископов, 14 генеральных настоятелей и др. [34, с. 53]. Как уже указывалось выше, письма подобного характера рассылаются по электронной почте и православным епископам и священникам, в том числе в Россию.

7 апреля 2011 г. УПГКЦ провозгласила создание Византийского католического патриархата и избрание «епископа» Ильи Догнала «патриархом». 1 мая 2011 г. Ильей Догналом от имени «патриархата» была провозглашена анафема папе Бенедикту XVI, обвиненному в апостасии. Таким образом, по мнению данной группы, наступило состояние Sede Vacante (вакансии Святого Престола), и группа перешла на позиции седевакантизма.

Анафеме был также подвергнут Патриарх Иерусалимский Феофил Ill за то, что своим «жестом в Киеве 25-26.04.2012 он духовно открыл Восточную Церковь ересям синкретизма и проклятию за принятие духа Ассизи — духа антихриста» [1]. 31 мая 2012 г. Догнал вместе со своими постоянными соавторами всех посланий и документов — «епископами-секретарями» Тимофеем (Сойкой) и Мефодием (Шпиржиком) — объявил «анафему» и Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, явив и русским верующим свою очередную безумную выходку [1]. При этом догналовцы заявили, что «цель патриархата — объединить всех верующих, которые хотят сберечь неоскверненным наследие католической веры независимо от национальности или принадлежности до любой Католической Церкви или традиции» [32]. 27 августа 2011 г. органами государственной власти было принято решение о запрете на въезд на территорию Украины гражданину Чехии — Антонину Догналу. 6 сентября 2012 г. Львовский окружной административный суд принял решение полностью отказать в иске Догнала к главному управлению МВД по Львовской области, которым он пытался оспорить решение о его депортации.

Тем не менее, став «патриархом», Догнал продолжил свои оккультные и протестантские практики, а его «церковь» стала все больше приобретать

черты не просто неканонической греко-католической юрисдикции, но типичной секты, о чем стали бить тревогу уже не только клирики УГКЦ, но и представители власти, ученые-религиоведы, общественные деятели.

В 2012 г. озабоченный действиями догналовцев епископ — помощник Львовской архиепархии Венедикт (Алексейчук) с тревогой обратился к настоятелям монастырей и общин УГКЦ с просьбой усиленной молитвы о возвращении догналовцев в лоно УГКЦ [6, с. 15]. Кроме того, был составлен текст молитвы «о возвращении догналовцев и иных, которые отпали от Церкви» [26, с. 16].

29 марта 2012 г. Конгрегация вероучения опубликовала Декларацию про канонический статус самозванных подгорецких греко-католических епископов, в которой подтверждалось, что Апостольский Престол в Риме «не признает действительность их епископских освящений, ими совершенных или которые будут совершены». Также отмечается, что каноническим статусом Догнала, Гитюка, Спиржика и Обергаузера является экскомуния, т.е. отлучение от церковного причащения. Кроме того, обращается внимание на то, что «использование названия "католический" группами, которые не признаны авторитетной церковной властью, согласно с каноном 19 Кодекса Канонов Восточных Церквей, является незаконным». Конгрегация предостерегает верующих, и напоминает про обязанность не присоединяться к вышеозначенной группе, и призывает молиться за их раскаяние» [2].

С самого начала своей деятельности группа Догнала стала фигурантом многочисленных и резонансных событий, связанных с попытками захвата церковного имущества, принадлежавшего общинам УГКЦ, уличными манифестациями, громким скандированием своих требований, публичными молебными радениями в центре Львова перед зданиями органов государственной власти, стычками с представителями УГКЦ (клириками, семинаристами и верующими), журналистами и т.д., что позволяет говорить и о признаках религиозного экстремизма в деятельности организации Догнала [22]. Кроме того, используя типично сектантские практики, группа догналовцев неоднократно склоняла некоторых своих последователей к уходу из семьи, отречению от родных с целью «посвятить свою жизнь Богу» путем принятия монашества или сана в УПГКЦ. В 2012 г. догналовцам было отказано в государственной регистрации их религиозной организации, вследствие чего представители «патриархата», многие из которых были облачены в монашеские и священнические одежды, вышли на манифестации, которые провели около административных зданий в г. Львове.

В августе 2012 г. «митрополит — архиепископ» Михаил Осидач передал свои полномочия главы УПГКЦ «епископу» Маркиану (Гитюку) в связи со слабым здоровьем и преклонным возрастом [33]. Таким образом,

в рамках Византийского католического патриархата существует и УПГКЦ. И если деятельность первого направлена на прозелитизм среди приверженцев Католической и Православной Церквей, то УПГКЦ — параллельная структура для соблазнения верующих УГКЦ.

Вероучение и религиозные практики в «патриархате» догналовцев отличаются от богослужебных и молитвенных традиций греко-католической церкви и содержат в себе элементы каббалы и гаданий [27, с. 1], ха-ризматских распевов имени Иисуса Христа и индуистской йоги [4, с. 32], что в совокупности, по мнению клириков УГКЦ, является типичным признаком секты нью-эйдж [4, с. 38-41]. В своем специальном послании — предостережении верующим глава УГКЦ архиепископ Любомир Гузар писал: «Еретическое отбрасывание авторитета Церкви, проклинание всех, кто не согласен с ними, оккультно-каббалистические растягивания еврейских слов, которые выдаются за правильную форму молитвы, богохульные изображения Пресвятой Богородицы, святотатственные гадания на звеньях веревочек, поломанные людские судьбы, разбитые семьи, разбойничьи способы захвата греко-католических храмов в городе Чорткове, избиение студентов дьяковской академии в Чорткове — это далеко не полный перечень деяний этой секты» [8, с. 142].

В июне 2015 г. сотрудники СБУ задержали нескольких догналовских клириков, провели обыск в женском и мужском монастырях, изъяли оргтехнику, документы и личные вещи и троих представителей секты выдворили за пределы Украины как граждан Чехии. После этого догналовцами было вновь заявлено о религиозных притеснениях и репрессиях.

Итак, апостольское преемство от катакомбной, тайно поставленной иерархии действительно неоднократно становилось предметом изучения Римо-Католической Церкви. Многие из катакомбных греко-католических епископов были рукоположены архиепископом Владимиром Стернюком, но до 1989 г. не проявляли особой активности, не афишировали своего епископского достоинства [31, с. 181]. Подобно маргинальным группам в России 1990-х гг. [23; 5; 20, с. 243-260] и на Украине в среде греко-ка-толиков появились клирики, утверждающие, что имеют преемство от того или иного катакомбного епископа, что и привело к организации Догна-лом собственной структуры, насчитывающей к настоящему времени как минимум девять епископов и несколько десятков священников и монашествующих.

С уверенностью можно констатировать, что группа Догнала как явление не только стала вызовом церковному единству внутри Украинской греко-католической церкви, но явилась ярким примером дисциплинарно-психологической группы расколов новейшего времени со всеми признаками сектантского сознания, пытающейся при этом перенести свою

деструктивную деятельность и на территорию Русской Православной Церкви, но к счастью, безуспешно.

Источники и литература

1. «Альтернативный» греко-католический патриархат анафематствовал Патриарха Кирилла (Гундяева) за суперэкуменизм // Портал-Credo.ru [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: Ь|Мр://ммм.роП:а1-с^о.ш/5ке/?ай=пем5&^=92634 (дата обращения: 15.02.2019).

2. Антонш Догнал — лщер секти догналiвцiв, клону УГКЦ // Апологетичний порталь-чик. Проти некатолицько'т' позацерковно'т' групи Тонека (Догнала) [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://antydognalivci.blogspot.com/2012/07/blog-post_09.html. (дата обращения: 15.02.2019).

3. Боцюркив Богдан. Украшська Греко-Католицька Церква в катакомбах (1946-1989) // Ковчег. Львiв, 1993. Число 1. С. 123-164.

4. Втьчинський О.-Д. Група «догналiвцiв»: анатс^я сектантства. Львiв, 2012.

5. Василевская В. Я. Катакомбы ХХ века. Воспоминания. М., 2001.

6. Венедикт [(Алексшчук)], епископ-помiчник ЛьвiвськоT армепархп. Лист вщ 09 лтня 2012 року. Вих. ЛВ 12/862 // Львiвськi Архиепархiальнi вЫ. Львiв, 2012. № 7-8. С. 15.

7. Виключення з ЧСВВ псевдо-монахинь «секти Догнала» // Львiвськi Архиепархiаль-н вiстi. Львiв, 2011. № 6. С. 55.

8. Гузар Любомир, архиепископ, кардинал. Лист-пересторога вiрним УГКЦ стосовно дiяльностi угруповання догналiвцiв // Благовкник Верховного Архиепископа Укратнськот' Греко-Католицькот Церкви Блаженшшого Любомира кардинала Гузара. Львiв, 2010. № 10. С. 141-143.

9. Гузар Любомир, архиепископ, кардинал. Осторога // Львiвськi Архиепархiальнi вктг Львiв, 2008. № 9. С. 3-4.

10. До свiтла Воскресiння ^зь терни катакомб. Пiдпiльна дiяльнiсть та легалiзацiя Укратнськот Греко-Католицькот Церкви, вид. 2-ге, випр. i доп. Львiв, 2014.

11. Заснування Укратнськот ПравовiрноT Греко-Католицькот Церкви (УПГКЦ) // Укра-тнська Правовiрна Греко-Католицька церква [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://uogcc.org.ua/ua/church/article/?article=93 (дата обращения: 15.02.2019).

12. Заява Синоду бпискотв Киевот Галицькот Митрополм // Львiвськi Архиепархiальнi вiстi. Львiв, 2003. № 3. С. 5-6.

13. Заява Синоду 6пископiв Укратнськот Греко-Католицькот Церкви у справi отця Василя (Йосафата) Кава^ва // Благов^ник Верховного Архиепископа Укратнськот Греко-Католицькот Церкви Блаженшшого Любомира кардинала Гузара. Львiв, 2003. № 3. С. 90.

14. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Встреча папы Франциска с патриархом Кириллом (открытое письмо русскому народу) от 13.02.2016 // Архив автора.

15. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Открытое письмо Президенту, Правительству, Церкви и народу РФ от 30.12.2015 // Архив автора.

16. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Ответ епископу Тихону касательно встречи патриарха с папой от 27.02.2016 // Архив автора.

17. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Письмо Президенту Российской Федерации «Борьба за Россию» от 25.07.2016 // Архив автора.

18. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Призыв православным епископам России от 13.02.2016 // Архив автора.

19. Илия [Догнал], Патриарх Византийского Вселенского Патриархата. Тождественный ли христианский Бог мусульманскому Аллаху? Письмо от 31.12.2015 // Архив автора.

20. Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник РХД. № 166, III. 1992. Париж, Нью-Йорк, Москва, 1992. С. 243-260.

21. Ковбич Васть, протоархимандрит. Офщшне повщомлення Василiянського чину святого Йосафата у справi незаконно висвячених епискотв вщ 26.03.2008 // Mim-нар. Львiв, 2008. № 4 (квггень) С. 23.

22. Кримшальна хрошка секти Догнала в УкраТш // Апологетичний портальчик. Проти некатолицькоТ позацерковноТ групи Тонека (Догнала) [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://antydognalivci.blogspot.com/2012/07/blog-post_14.html (дата обращения: 15.02.2019).

23. Кто есть кто в Российских катакомбах. СПб., 1999.

24. Лист Президенту Росип Д. Медведеву вщ 21.10.2010 // Втьчинський О.-Д. Група «догналiвцiв»: анатомiя сектантства. Львiв, 2012. С. 16-17.

25. Мартинець Свгглана. Пщроблений Патрiарх // Експрес. Львiв, 2012. № 77 (6457). С. 1, 6.

26. Молитва за навернення догналiвцiв та шших, як вщпали вщ Церкви // Львiвськi Архиепархiальнi вктк Львiв, 2012. № 7-8. С. 16.

27. Обережно! Секта догналiвцiв [Листовка]. Львiв, 2019. С. 1.

28. Онищук 1.1., Онищук С. В. Схiднi церкви: державно-конфесшш вiдносини: навч. по-сiб. Дрогобич, 2014.

29. Осщач Михайло, [архиепископ]. Свщоцтво про епископське свячення: Михайло Осщач // УкраТнська Правовiрна Греко-Католицька церква [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://uogcc.org.ua/ua/church/artide/?artide=83 (дата обращения: 15.02.2019).

30. Переслщуваш за Правду: украТнськ греко-католики в умовах тоталггарних режимiв ХХ ст., вид. 2-ге, випр. i доп. Львiв, 2017.

31. Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX веке. М., 2008.

32. Установчий декрет Вiзантiйського Католицького Патрiархату от 05.04.2011 // УкраТнська Правовiрна Греко-Католицька церква [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://uogcc.org.ua/ua/church/article/?artide=4457 (дата обращения: 15.02.2019).

33. Ухвала Синоду бпискотв УП ГКЦ вщ 16.08.2012 // УкраТнська Правовiрна Греко-Католицька церква [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://uogcc.org. ua/ua/actual/artide/?article=7819 (дата обращения: 15.02.2019).

34. Фредина Орест, прот. Вщкритий лист священика УкраТнськоТ Греко-КатолицькоТ Церкви прот. Ореста Фредини, у вщповщь на аггглиспвку вщ 23 серпня 2009 року так званим «пщгорецьким» // Львiвськi Архиепархiальнi вiстi. Львiв, 2003. №9. С. 51-56.

35. Шумило С. Современные течения и расколы внутри УГКЦ // УН1АН [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://religions.unian.ua/catholicism/500437-sovremennyie-techeniya-i-raskolyi-vnutri-ugkts.html (дата обращения: 15.02.2019).

P. V. Bochkov

The Byzantine Catholic Patriarchate is the Newest Splitting Movement in the Greek Catholic Church: Schism and Sectarian Practices

The article deals with the little-known history of the opposition group emergence in the environment of the Ukrainian Greek Catholic Church, which was called "Dognalovtsi". This group got the features of the schismatic group, and then revealed their anti-social essence and sectarian worldview. Almost all the leaders of the self-proclaimed "Byzantine Patriarchate" are constantly located in the territory of the Czech Republic and Ukraine. However, this fact does not prevent them from the active dissemination of their ideas and messages throughout the world and Russia in particular.

Key words: Ilya Dognal, the Ukrainian Greek Catholic Church, sectarianism, the Byzantine Catholic Patriarchate, church schism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.