ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru
УДК 929:272
БОЛГАРСКИЙ АРХИЕПИСКОП ИОСИФ СОКОЛЬСКИЙ И ЕГО СВЯЗЬ С РИМОМ И РОССИЕЙ Колупаев В.Е.
В статье описана жизненная история первого болгарского католического иерарха Иосифа Сокольского, вступившего в унию с Римской Церковью в поиске выхода из сложной церковно-политической ситуации, ставшей результатом болгарского национально освободительного движения и роли в этом движении национальной Болгарской Церкви, вступившей в конфликт с Константинопольским Патриархатом и Османской империей. Это противостояние усилилось при вступлении в церковно-политический процесс Российской империи. В статье описаны арест и последующая жизнь Иосифа Сокольского в Киеве, его участие в жизни греко-католических общин на западе Российской империи.
Ключевые слова: католики византийского обряда, греко-католики, униаты, Болгарская Греко-Католическая Церковь, иерархия Католической Церкви, греко-католики в Российской империи.
BULGARIAN ARCHBISHOP JOSEPH SOKOLOVSKY AND HIS RELATIONSHIPS WITH ROME AND RUSSIA
Kolupaev V.E.
The article gives an outline of a life story of the first Bulgarian Catholic bishop Joseph Sokolsky, who united with the Church of Rome to find a way out of a difficult church-political situation. The situation was provoked as a result of the national liberation movement and the awareness of the Bulgarian National Church in overcoming obstacles on the part of the Patriarchate of Constantinople and the authorities of the Ottoman Empire confrontation. This confrontation intensified in joining the Church and the political process of the Russian Empire. The article also describes Sokolsky's arrest and life in Kiev, his participation in the life of the Greek-Catholic communities at the western boundaries of the Russian Empire.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru
Keywords: Byzantine Catholicrite, Greek Catholics, Uniates, Bulgarian Greek Catholic Church, the hierarchy of the Catholic Church, the Greek Catholicism in the Russian Empire.
Фамилия первого болгарского католического иерарха Иосифа по-болгарски пишется Соколски. Он родился в 1786 году в православной крестьянской семье в селе Нова Махала, недалеко от города Габрово, в крещении получил имя Иван. В 1802 году он поступил послушником в Троянский монастырь, где в 1806 году принес монашеские обеты, получив в постриге имя Иосиф. Из биографии Иосифа известно, что в 20-х годы XIX века, будучи иеромонахом, он совершил паломническую поездку на Афон. В 1826 году отец Иосиф назначается игуменом Калоферского мужского монастыря, но, спустя некоторое время по решению церковных властей возвращается в Троянский монастырь, получив здесь должность настоятеля и сан архимандрита. В 1832 году следует новый поворот его биографии, он покидает этот монастырь и основывает новую монашескую обитель в местности под названием Сокола рядом с деревней Этыр, в 15 км на юго-восток от города Габрово на севере Болгарии. По-видимому, в это же время отец Иосиф получил прозвище Сокольский, которое превратилось в его фамилию. Новая обитель была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Архимандрит Иосиф, прибыв сюда в сопровождении монаха Агапия, выбрал каменную террасу перед так называемой Соколовой пещерой, на которой устроил первую деревянную церковь. Рядом был выстроен небольшой деревянный дом.
Освящение церкви 15 августа 1834 года совершил православный епископ Илларион Критский. Чуть позже здесь был выстроен каменный храм, внешняя и внутренняя отделка его закончилась в 1862 году. Монастырь известен своими росписями, которые по заказу архимандрита Иосифа выполнили мастера болгарской Трявнинской школы. Особым почитанием в обители стала пользоваться икона Богоматери с младенцем, написанная Габровским иконописцем Христо Цокевым. Монастырь был тесно связан с
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru освободительной борьбой болгарского народа против турецкого ига, и в нем хранится немало реликвий, связанных с историей этой борьбы за свободу и независимость болгар.
В 1836 году архимандрит Иосиф Сокольский открыл в монастыре религиозную школу, ставшую центром духовного просвещения. Отец Иосиф также основал в 1840-е годы женский монастырь, который расположился неподалеку.
В 1850-х годах в среде болгарских интеллектуалов и духовенства наметился рост движения за независимость национальной Церкви Болгарии от Константинополького патриархата. В качестве альтернативы подчинения греческому Патриарху среди болгар, проживавших в Стамбуле, стало развиваться движение за союз Болгарской Церкви с Римом. Основными вдохновителями униональных церковных идей были известные болгарские политические деятели Драган Цанков и доктор Георгий Миркович. Цанков учился в семинарии в Одессе, затем в университетах Киева и Вены, с 1857 года он жил в Царьграде, где работал учителем во французском лицее, в это же время он основал в католическом монастыре болгарскую типографию, в которой начал издавать первые болгарские книги и журналы.
Доктор Миркович также получил образование в Украине, входившей тогда в состав Российской империи, он учился в Киевской семинарии, затем поступил на медицинский факультет университета в Монпелье, Франция. Возглавив униатское движение, Миркович, составил специальную брошюру «Униатское движение по церковному вопросу» (1897).
Архимандрит Иосиф Сокольский также был сторонником независимости Болгарской Церкви от греческой иерархии. В ноябре 1860 года он приехал в Константинополь, где уже 18 декабря вошёл в состав болгарской делегации, направлявшейся к папе Пию IX (1792-1878) с просьбой об учреждении Болгарской Греко-Католической Церкви и установлении для неё иерархии. 15 марта 1861 года делегация отправилась в Италию, в ее составе помимо архимандрита Иосифа были: архимандрит Макарий, настоятель подворья
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru афонского Хилендарского манастиря и три священника из болгарского храма в Царьграде (поп Тодор, поп Христо и поп Григорий), епархиальный священник Димитрий и с ним диакон Рафаил Попов, а также настоятели Никола Сапунов и Манол Иванов. Среди мирян, помимо Драгана Цанкова и Георгия Мирковича, в делегацию также вошли еще три представителя движения болгарского возрождения. 26 марта Папа принял их в Риме на частной аудиенции.
2 апреля 1861 года в Сикстинской капелле Ватикана Иосиф Сокольский был рукоположен Папой Пием IX в сан архиепископа и 8 апреля 1861 года он был назначен главой Болгарской Католической Церкви византийского обряда в должности Апостольского викария. Святейший Отец подарил архиепископу Сокольскому экземпляр книги Евангелия на церковно-славянском языке. Вернувшись в Константинополь, 1 июня 1861 года архиепископ Иосиф получил фирман турецкого султана Абдул-Меджида I (1823-1861), в котором новопоставленный архиерей признавался гражданским главой болгар-униатов, которых насчитывалось в тот момент более 60 000 человек.
Однако правительство Российской империи, имевшее в то время влияние на ход балканской политики, было против такого развития событий. Болгария, оказавшаяся под юрисдикцией Римской Церкви, представляла препятствие к осуществлению ее политических интересов в стремлении получить выход к Средиземному морю. Россия начала оказывать активную поддержку болгарскому духовенству, стремившемуся провозгласить автокефалию своей Церкви. В частности, требования болгар поддерживал российский посол в Софии граф Николай Павлович Игнатьев. Следствием такой позиции стало провозглашение Болгарской Церковью независимого Экзархата, фактически отделившегося от Константинопольского Патриарха, началась так называемая Греко-болгарская церковная распря или схизма [2].
18 июня 1861 года российский посланник при турецком султанском дворе князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский пригласил архиепископа Иосифа Сокольского посетить свою летнюю резиденцию в Терапии, в пригороде Константинополя на берегу пролива Босфор, куда последнего
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru должен был доставить российский военный корабль «Elbrus». Однако, не заходя в Терапию, корабль взял курс на Одессу, и на нем обманным путем в Российскую империю был вывезен архиепископ Иосиф.
Затем Сокольский через Одессу был доставлен в Киев, где был помещен в Киево-Печерскую лавру [5]. С 1863 года его перевели в Китаевскую пустынь, один из скитов за пределами города Киева, на берегу Днепра. Архиепископ проживал на так называемом Болгарском хуторе в небольшом, специально построенном для него домике. Здесь в районе между Голосеевом и Китаевом по разрешению Киевского митрополита Арсения (Москвина) архиепископ Иосиф заложил виноградник, за которым ухаживал до самой смерти. Эта местность между лаврскими подворьями, выполнявшими роль сельскохозяйственных угодий, включала хутор, на котором проживал Сокольский, хозяйственные постройки и небольшое монастырское кладбище и при нем церковь. Любопытные сведения по истории этого места имеются в документах лаврского архива. Например, известно, что для защиты виноградных лоз от скота, который пасся поблизости, был выкопан глубокий ров - больше версты длиной. Ухаживать за виноградником архиепископу помогал один болгарин из Бессарабии, проживавший в Киеве.
К церковной службе униатского архиепископа не допускали. Он жил "на покое", и ему было назначено содержание в 60 рублей в месяц (в год это выходило 720 рублей). В 1868 году было добавлено еще 280, что составило 1000 в год. Кроме этого, Лавра обеспечивала Сокольского питанием, как монаха высшего ранга. В одном из донесений лаврского келаря есть интересные подробности об этом: «Преподобному Иосифу отпускаема была улучшена против общей братской трапеза, наравне с архимандритами, живущими в Лавре на покое...» [3].
Позднее, через одного из киевских монахов, архиепископ Иосиф Сокольский передал подаренный некогда ему Папой Пием IX экземпляр славянского богослужебного Евангелия для отца Варфоломея Шишкова, начальника греко-католической миссии святых Кирилла и Мефодия в городе
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru Ямболь в Болгарии. На этой книге архиепископ сделал надпись: «Иосиф Сокольский, по-прежнему католик». Это Евангелие хранилось в монастырской библиотеке отцов ассунционистов в районе Кадикёе в Стамбуле.
Болгарских католиков после Сокольского возглавил сопровождавший его в Рим Рафаил Попов, рукоположенный в священники греко-мелькитским архиепископом в Сирии Паоло Брунони. В 1864 году Попов был назначен апостольским администратором болгарских греко-католиков в Османской империи и рукоположен в епископский сан в Соборе святого Иоанна Златоуста в Константинополе.
Как известно, во время царствования императора Николая I, уния в России была ликвидирована во всех западных провинциях, кроме Холмщины, которая была присоединена к Российской империи лишь в 1815 году на основе постановлений Венского конгресса и входила в состав Царства Польского. После подавления Польского восстания 1863 года российское правительство предприняло ряд мер по предотвращению польского влияния на местное население Холмщины и Подляшья, исповедовавшего византийский обряд. Те представители греко-католического духовенства, которые оказались, по мнению российской власти причастными к мятежу и неблагонадежными, были уволены со своих должностей. 28 мая 1868 года на вакансии приходских настоятелей и другие административные посты в Холмской епархии были приглашены священники из Галичины. Император Александр II одобрил поставление на Холмскую кафедру кандидатуру известного общественного и политического деятеля Михаила Куземского, бывшего декана греко-католического Львовского капитула, генерального викария и официала Львовской митрополичьей консистории. Папа Римский согласился с предложенной кандидатурой, и Михаил Куземский 22 июня 1868 года был рукоположен в епископы и с августа этого же года приступил к управлению Холмской епархией. Через два года тяжело больной владыка Михаил подал императору прошение об освобождении его от занимаемой должности.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru Прошение было удовлетворено, и в 1872 года он отправился в родной Львов, где после тяжелой болезни через несколько лет скончался [3].
В этой связи царские власти в России обращают свое внимание на архиепископа Иосифа Сокольского, которого с разрешения императора Аленксандра II выпустили из монастырского заключения в Киеве. Архиепископ соврешил несколько пастырских поездок в Холмщину, где он побывал четыре раза (дважды в 1872 году, осенью 1873 года, и в 1874 году). Холмское духовенство торжественно встречало его, он несколько раз служил в местном кафедральном соборе и рукополагал священников. Сокольский рукоположил в общей сложности 72 священника для греко-католической епархии в Холме [1].
Иосиф Сокольский регулярно подавал прошения о разрешении вернуться в Болгарию, последнее из них датируется 1878 годом, но всегда получал отказ. Умер болгарский католический архиепископ Иосиф Сокольский 30 сентября 1879 года, он похоронен в Киеве на Преображенском кладбище [4].
Список литературы:
1. Boudou. La Russie et Le Saint-Siege. V 2. P. 429-431.
2. Архиепископ Йосиф Соколски [Электронный ресурс] // Католическа Апостолическа Екзархия София [сайт]. 2016. URL: http://goo.gl/siHh2F (дата обращения: 15.03.2016).
3. Колупаев В. Первый болгарский католический архиепископ славяновизантийского обряда Иосиф Сокольский [Электронный ресурс] // Католики Византийского обряда в России [сайт]. 27 июля 2011. URL: http://goo.gl/oDXptt (дата обращения: 15.03.2016).
4. Колупаев В. Архиепископ Йосип Сокольський i Украша // Па^архат. Львiв. 2011. № 4. С. 26-28.
5. Станимиров С. Архиепископ Йосиф Соколски в Киево-Печерската Лавра // Духовна култура. 1930. № 44.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 1. www.st-hum.ru
Сведения об авторе:
Колупаев Владимир Евгеньевич - доктор исторических наук, исследователь центра «Russia Cristiana», член научного комитета и итальянской редакции журнала «La Nuova Europa» (Сериате, Италия).
Data about the author:
Kolupaev Vladimir Evgen'yevich - Doctor of Historical Sciences, researcher of the Centre "Russia Cristiana", member of the Scientific Committee and the Italian edition of the magazine "La Nuova Europa" (Seriate, Italy).
E-mail: [email protected].