Витаминный статус детей дошкольного возраста
В.М.Коденцоваи, О.А.Вржесинская, О.Г.Переверзева, С.Н.Леоненко, А.И.Сафронова, О.Б.Ладодо, М.В.Гмошинская
ФГБНУ Научно-исследовательский институт питания. 109240, Россия, Москва, Устьинский пр., д. 2/14
Мониторинг витаминного статуса детей необходим для целенаправленной коррекции выявленных дефицитов в питании. В зимне-весенний период 2015 г. обследованы 49 детей (26 мальчиков и 23 девочки) в возрасте от 4 до 7 лет (средний возраст 5,7±0,7 года), посещающих дошкольное образовательное учреждение в Дмитровском районе Московской области. Лишь 10 (20,4%) детей принимали витаминно-минеральные комплексы (ВМК), 3 (6,1%) ребенка - витамин С и 1 (2,0%) ребенок - витамин D. Обеспеченность витаминами С, В1, В2 и В6 детей дошкольного возраста оценивали неинвазивными методами по экскреции витаминов (аскорбиновой кислоты, тиамина, рибофлавина и 4-пиридоксиловой кислоты) с собранной натощак утренней порцией мочи. Недостаток витаминов С и В2 обнаруживался у 34,7% обследованных детей, витаминов В1 и В6 - достоверно чаще (у 61,2-71,4%). Лишь 22,4% детей были обеспечены всеми исследованными витаминами, сочетанный недостаток 3-4 витаминов (полигиповитаминоз) выявлялся у 44,9% детей. Дети, принимавшие витаминные комплексы, были лучше обеспечены этими микронутриентами. Полученные данные свидетельствуют о необходимости восполнения недостаточного потребления витаминов детьми. Одним из способов коррекции дефицита витаминов является включение в рацион дошкольников обогащенных витаминами пищевых продуктов массового потребления (молочные продукты, хлебобулочные изделия, концентраты для приготовления напитков, сухие зерновые завтраки), одна порция которых содержит витамины в дозе от 15 до 50% от рекомендуемой нормы потребления. Вторым способом улучшения витаминного статуса является регулярный прием ВМК, содержащих полный набор витаминов в дозах, соответствующих возрастной физиологической потребности ребенка. Ключевые слова: витамины, сочетанная недостаточность витаминов, дети дошкольного возраста, экскреция витаминов с мочой. Hkodentsova@ ion.ru
Для цитирования: Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Витаминный статус детей дошкольного возраста. Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 1: 43-45.
Vitamin status of preschool children
V.M.Kodentsova^, O.A.Vrzhesinskaya, O.G.Pereverzeva, S.N.Leonenko, A.I.Safronova, O.B.Ladodo, M.V.Gmoshinskaya Institute of Nutrition. 109240, Russian Federation, Moscow, Ust'inskii pr., d. 2/14
Monitoring of children's vitamin status enables targeted correction of deficiencies in the diet. 49 children (26 boys and 23 girls) 4 to 7 years old (mean age 5.7±0.7 years) attending pre-school educational institution in Moscow region have been surveyed in the winter-spring period in 2015. Only 10 (20.4%) children received multivitamin-mineral complexes, 3 (6.1%) children - vitamin C and 1 (2.0%) child - vitamin D. The non-invasive assessment of vitamin C, В1, B2 and B6 status was carried out by means morning urinary excretion of ascorbic acid, thiamin, riboflavin and 4-piridoxic acid. The lack of vitamin C and B2 was found in 34.4% of the children surveyed, vitamin B1 and B6 - significantly more often (in 61.2-71.4%). Only 22.4% of children were provided with all the investigated vitamins, combined lack of 3-4 vitamins (multiple-vitamin insufficiency) was detected in 44.9% of children. Children ^ceived vitamin multicomplexes were better provided with these micronutrients. The findings suggest the need to compensate for insufficient vitamin intake of children. Inclusion of enriched (one portion of which contains 15-50% of the recommended intakes of vitamins) with vitamins food of mass consumption (dairy products, bakery products, concentrates for preparing beverages, dry breakfast cereals) in the diet preschool children is one of the ways, ТЬю second way to improve the vitamin status is regular intake of multivitamin-mineral complexes, containing a complete set of vitamins in doses corresponding to the age of the physiological needs of the child. Key words: vitamins, multiple-vitamin insufficiency, preschool children, urinary vitamin excretion. Hkodentsova@ ion.ru
For citation: Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Pereverzeva O.G. et al. Vitamin status of preschool children. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 1: 43-45.
В зимне-весенний период 2015 г. обследованы 49 детей (26 мальчиков и 23 девочки) в возрасте от 4 до 7 лет (средний возраст 5,7±0,7 года), посещающих дошкольное образовательное учреждение №44 «Дружок» пос. Подосинники в Дмитровском районе Московской области. Основное питание в течение 5 из 7 дней недели дети получали в детском саду. В будние дни в вечернее время дети дополнительно получали отдельные пищевые продукты или готовые блюда в домашних условиях, в выходные дни питались дома. Витаминный статус оценивали неинвазивными методами по экскреции витаминов и их метаболитов (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, 4-пиридоксиловая кислота) с утренней порцией мочи, собранной натощак.
Питание детей в домашних условиях не отличалось от питания детей старше 3 лет в целом по России [1] и характеризовалось недостаточным по сравнению с рекомендациями [2] потреблением рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов (см. таблицу).
Вопреки рекомендациям по здоровому питанию о включении в рацион не менее 4 порций овощей и фруктов, 2 порций молока и молочных продуктов, не все дети потребляли овощи, фрукты и молоко ежедневно. Лишь менее 1/2 детей потребляли рыбу (основной источник витамина Б, йода, полиненасыщенных жирных кислот семейства омега-3) несколько раз в неделю. В домашних условиях для обследованных детей было характерно более частое потребление продуктов животного происхождения, содержащих до
30% насыщенных жирных кислот, добавленного сахара и конфет. Согласно опросу родителей 44% детей 1 раз в месяц и 35% несколько раз в месяц употребляют блюда предприятий фастфуда.
Между частотой потребления в домашних условиях отдельных групп продуктов-витаминоносителей выявлена определенная закономерность. Так, дети, в рацион которых родители чаще включали свежие фрукты, овощи и соки (2-3 порции в день), а также витамин С отдельно или в составе витаминно-минераль-ных комплексов (ВМК), были лучше обеспечены витамином С по сравнению с детьми, получавшими 1-2 порции фруктов и овощей. Дети, ежедневно потреблявшие в домашних условиях 3 порции молочных продуктов, были лучше обеспечены витамином В2.
Недостаточность витаминов С и В2 по экскреции с мочой выявлялась у 1/3 обследованных детей (см. рисунок). Недостаток других витаминов группы В обнаруживался достоверно (р<0,05) чаще. Недостаток витаминов С и В2 имел место у 34,7% обследованных детей, витаминов В1 и В6 - достоверно чаще (у 61,2-71,4%). Лишь 22,4% детей были обеспечены всеми исследованными водорастворимыми витаминами. Полигиповита-минозные состояния (сочетанный недостаток 3-4 витаминов) выявлялись у 44,9% детей.
Из 49 обследованных лишь 10 (20,4%) детей принимали комплексы ВМК, 3 (6,1%) ребенка - витамин С в разном виде и 1 (2,0%) ребенок - витамин Б. Эта величина значительно ниже среднестатистических данных о потреблении детьми 3-6 лет поливитаминов
витамины и микроэлементы
Относительное число детей (в %) и частота потребления пищевых продуктов в домашних условиях детьми, посещающими детский сад
Пищевой продукт Частота потребления
Ежедневно Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц 1 раз в месяц Никогда
Молоко 39 52,1 4,3 4,3 0
Кисломолочные продукты 34,6 48 8,6 8,6 0
Творог 4,3 44,0 44,0 4,3 1
Творожные сырки 8,6 30,4 18 26 4
Сыр 21,5 48 22 8,6 0
Мясо 17 74 4,3 0 1
Колбасные изделия 22 26 39 13 0
Птица 13 70 18 0 0
Рыба и морепродукты 0 48 31 22 0
Яйца 13 57 26 4,3 0
Хлеб и хлебобулочные изделия 94,6 4,3 0 0 0
Крупы 48 57 4,3 0 0
Макаронные изделия 5 65 31 0 0
Овощи 52 35 13 0 0
Фрукты 64,5 35 0 0 0
Соки 30 52 8,6 8,6
Сливочное масло 35 61 4,3 0 0
Растительное масло 56 26 13 4,3 0
Сахар 69 13 13 4,3 0
Кондитерские изделия 18 35 26 22 0
Конфеты 26 57 18 0 0
Фастфуд 0 4,3 35 44 6
(48,8%) в целом по России за 2014 г. [1]. Обеспеченность витаминами В1 и Вб была достоверно лучше по сравнению с детьми, не получавшими ВМК.
Питание в домашних условиях большинства детей не соответствует рекомендуемым нормам. Было выявлено редкое употребление овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы. Следствием этого является высокая частота обнаружения у детей недостаточности витаминов группы В и С. Только каждый 5-й ребенок был обеспечен всеми витаминами, примерно у 1/2 детей обнаруживался сочетанный дефицит 3-4 витаминов. Полученные данные указывают на необходимость коррекции витаминного статуса детей.
Следует включать в рацион дошкольников обогащенные витаминами пищевые продукты массового потребления (молочные продукты, хлебобулочные изделия, концентраты для приготовления напитков, сухие зерновые завтраки), одна порция которых содержит витамины в количестве от 15 до 50% рекомендуемой возрастной нормы потребления [3]. Можно обогатить рацион витаминами за счет регулярного приема ВМК (жевательные таблетки, пастилки, мармелад, порошки для приготовления напитка или киселя, си-
ропы), содержащих полный набор витаминов в дозах, соответствующих возрастной физиологической потребности ребенка. Эффективность таких мер доказана научно [3-5]. Прием ВМК приводит к улучшению витаминного статуса детей, уменьшает частоту анемий, повышает устойчивость организма к заболеваниям, сопровождается улучшением познавательных функций [6-9].
Литература/References
1. Лайкам К.Э. Государственная система наблюдения за состоянием питания населения. Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/food_1-06_2.pdf. / Laikam K.E. Gosudarstvennaia sistema nabliudeniia za sostoianiem pitaniia naseleniia. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. 2014. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/food_1 -06_2.pdf. [in Russian]
2. Батурин А.К., Погожева А.В., Сазонова О.В. Основы здорового питания: образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей Центров здоровья. Методическое пособие. Минзравсоцразвитие РФ, ГОУ ВПО «Сам-ГМУ». М.: ИПК Право, 2011. / Baturin A.K., Pogozheva A.V., Sazonova O.V. Osnovy zdorovogo pitaniia: obrazovatel'naia programma dlia studentov meditsinskikh vu-zov i vrachei Tsentrov zdorov'ia. Metodicheskoe posobie. Minzravsotsrazvitie RF, GOU VPO «SamGMU». M.: IPK Pravo, 2011. [in Russian]
3. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Витаминизированные пищевые продукты в питании детей: история, проблемы и перспективы. Вопр. детской диетологии. 2012; 10 (5): 32-44. / Kodentsova V.M., Vrzhesinskaia O.A. Vitaminizirovannye pishchevye produkty v pitanii detei: istoriia, problemy i perspektivy. Vopr. detskoi dietologii. 2012; 10 (5): 32-44. [in Russian]
4. Коденцова В.М. Полигиповитаминозы у детей и их коррекция. Участковый педиатр. 2015; 1: 15. / Kodentsova V.M. Poligipovitaminozy u detei i ikh korrek-tsiia. Uchastkovyi pediatr. 2015; 1: 15. [in Russian]
5. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Витаминно-минеральные комплексы в питании детей: соотношение доза - эффект. Вопр. детской диетологии. 2009; 7 (5): 6-14. / Kodentsova V.M., Vrzhesinskaia O.A. Vitaminno-mineral'nye kompleksy v pitanii detei: sootnoshenie doza - effekt Vopr. detskoi dietologii 2009; 7 (5): 6-14. [in Russian]
6. Студеникин В.М., Спиричев В.Б., Самсонова Т.В. и др. Влияние дополнительной витаминизации на заболеваемость и когнитивные функции у детей. Вопр. детской диетологии. 2009; 7 (3): 32-7. / Studenikin V.M., Spirichev V.B., Samsonova T.V. i dr. Vliianie dopolnitel'noi vitaminizatsii na zabolevaemost' i kog-nitivnye funktsii u detei. Vopr. detskoi dietologii. 2009; 7 (3): 32-7. [in Russian]
7. Ковригина Е.С., Панков ДД., Ключникова И.В. Применение витаминно-мине-рального комплекса с разной курсовой длительностью у часто болеющих детей в условиях дневного стационара. Педиатрия. 2012; 91 (6): 122-8. / Kovri-gina E.S., Pankov D.D., Kliuchnikova I.V. Primenenie vitaminno-mineral'nogo kom-
44 CONSILIUM MEDICUM. Педиатрия 2016 | №1
pleksa s raznoi kursovoi dlitel'nost'iu u chasto boleiushchikh detei v usloviiakh dnevnogo statsionara. Pediatrics. 2012; 91 (6): 122-8. [in Russian] 8. Коденцова В.М., Громова О.А., Макарова С.Г. Микронутриенты в питании детей и применение витаминно-минеральных комплексов. Педиатр. фармакология. 2015; 12 (5): 537-42. / Kodentsova V.M., Gromova O.A., Makarova S.G. Mikronutri-
enty v pitanii detei i primenenie vitaminno-mineral'nykh kompleksov. Pediatr. far-makologiia. 2015; 12 (5): 537-42. [in Russian] 9. Best C, Neufingerl N, Del Rosso JM et al. Can multi-micronutrient food fortification improve the micronutrient status, growth, health, and cognition of schoolchildren? A systematic review. Nutr Rev 2011; 69 (4): 186-204.
Сведения об авторах
Коденцова Вера Митрофановна - д-р биол. наук, проф., зав. лаб. витаминов и минеральных веществ ФГБНУ НИИ питания. E-mail: [email protected]
Вржесинская Оксана Александровна - канд. биол. наук, вед. науч. сотр. лаб. витаминов и минеральных веществ ФГБНУ НИИ питания
Переверзева Ольга Георгиевна - науч. сотр. лаб. витаминов и минеральных веществ ФГБНУ НИИ питания
Леоненко Светлана Николаевна - лаборант-исследователь лаб. витаминов и минеральных веществ ФГБНУ НИИ питания
Сафронова Адиля Ильгизовна - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. возрастной нутрициологии ФГБНУ НИИ питания
Ладодо Ольга Борисовна - канд. мед. наук, науч. сотр. лаб. витаминов и минеральных веществ ФГБНУ НИИ питания
Гмошинская Мария Владимировна - д-р мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. возрастной нутрициологии ФГБНУ НИИ питания