Datsenko, Alena Alekseevna
Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation
Даценко Алена Алексеевна
Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация
VITALY ILYICH KANDYBA —
THE FIRST ART CRITIC OF PRIMORYE:
MATERIALS FOR A BIOGRAPHY
ВИТАЛИЙ ИЛЬИЧ КАНДЫБА — ПЕРВЫЙ ИСКУССТВОВЕД ПРИМОРЬЯ: МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ
о о о
о ^
о сч
со <
ОС
э ш
I-
ос
Si к
оЗ LX^ pQ
СМ СО
со
CD
JD О t
(Л
"со с
о
со см
О
О Q
Р £ h- i
АННОТАЦИЯ
Виталий Ильич Кандыба (1943-2016) — первый и на протяжении десятилетий единственный искусствовед в Приморском крае, преподаватель истории искусств в Дальневосточном институте искусств, арт-критик, разносторонне и глубоко погруженный в художественный процесс современного ему регионального искусства. Он не только представлял художников Дальнего Востока на всероссийском и всесоюзном уровне в советскую эпоху, но и в какой-то мере указывал направление развития дальневосточного искусства. Виталий Кандыба—автор книг об истории возникновения и путях развития изобразительного искусства Приморья, Хабаровского края, Амурской области с 1860-х до 1930-х годов, об образовании и деятельности Приморской организации Союза художников России, до сих пор являющихся обязательным источником для искусствоведов, посвятивших себя изучению творчества художников региона. Тем не менее его жизнь и творчество до настоящего времени недостаточно изучены. В статье делается попытка представить очерк творческой биографии В.И. Кандыбы, дать оценку роли и значения его деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Виталий Кандыба, творческая биография, художники Приморья, Дальневосточный государственный институт искусств.
ABSTRACT
Vitaly I. Kandyba (1943-2016) is the first and for decades the only art critic in Primorye, a teacher of art history at the Far Eastern Institute of Arts, versatile and deeply immersed in the artistic process of contemporary regional art. He not only represented artists of the Far East at the All-Russian and All-Union level during the Soviet period, but also to some extent indicated the direction of development of Far Eastern art. Vitaly Kandyba is the author of books about the history of the emergence and development of fine art of Primorye, Khabarovsk Krai, Amur Region from the 1860s to the 1930s, about the formation and activities of the Primorye Organization of the Union of Artists of Russia, which are still a mandatory source for art historians who have devoted themselves to studying the creativity of artists of the region. Nevertheless, his life and work have not been sufficiently studied to date. The article attempts to present an outline of the creative biography of V.I. Kandyba, to assess the role and significance of his activities.
KEYWORDS: Vitaly Kandyba, creative biography, artists of Primorye, Far Eastern State Institute of Arts.
© Даценко А.А., 2021
1. Виталий Ильич Кандыба
Искусствовед Виталий Ильич Кандыба (1943-2016) точно знал, что свою профессию выбрал правильно. Более пятидесяти лет он отдал изобразительному искусству Дальнего Востока и пользовался заслуженным авторитетом среди коллег — музейщиков и художников. И сегодня, вспоминая Виталия Ильича, приморские художники и искусствоведы не устают повторять: «Виталий Ильич был не просто искусствоведом, он был искусствоведом от Бога...».
Родился Виталий Кандыба 3 июня 1943 года в городе Мариуполе Донецкой области Украинской ССР. Мама — Валентина Дмитриевна Шевченко (1919-2001), родом из этих мест (Юзовка — Сталино — Донецк), была врачом-стоматологом. Отец — Илья Павлович Кандыба (1912-2002) из станицы Егорлыгской был гидрографом. Родился мальчик в оккупированном городе, бывшем крупным опорным пунктом немецко-фашистского оборонительного рубежа на реке Кальмиус. В ходе Донбасской стратегической наступательной операции
город Мариуполь был освобожден 10 сентября 1943 года. В 1946 г. отца Виталия пригласили преподавать в Клайпедское мореходное училище, весной того же года семья переезжает в Клайпеду. С этим небольшим городом, хранящим следы богатого исторического прошлого, и будут связаны детские и юношеские годы Виталия Ильича.
В детстве, конечно, он и не мечтал о том, чтобы стать искусствоведом, скорее всего, и не знал, что есть такая профессия. Это сейчас в школах изучают мировую художественную культуру, в 1950-е годы ничего подобного не было. В Клайпеде он окончил среднюю школу, причем точные науки давались ему нелегко, а гуманитарные шли на отлично, здесь же, в возрасте пятнадцати лет стал интересоваться историей искусства — это увлечение и определит дальнейшую судьбу Виталия.
В 1960 году, выдержав большой конкурс, семнадцатилетний юноша поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры
и архитектуры им. И.Е. Репина, на факультет теории и истории искусств. По воспоминаниям дочери, экзамены сдал средне, но на собеседовании поразил всех своими знаниями по истории искусства. На курсе он был единственным, кто поступал в институт сразу после школы, остальные студенты были старше: кто-то поступал после армии, а кто-то решил освоить новую профессию после опыта работы в другой сфере. В 1965 году В.И. Кандыба получил диплом с отличием об окончании института. Руководителем дипломной работы был известный советский искусствовед, на тот момент доцент кафедры русского и советского искусства факультета теории и истории искусств Авраам Львович Каганович. Автор ряда монографий, посвященных истории русского искусства XVШ-XIX веков, а также творчеству художников Антона Лосенко, Андрея Мыльникова, Иосифа Серебряного, скульпторов Феодосия Щедрина, Ивана Теребенёва, Михаила Козловского, Ивана Мартоса и других,— он также вел курс истории русского искусства XVIII — второй половины XIX века. Творчеству русского художника второй половины XVIII века Петра Ивановича Соколова (1753-1791) была посвящена и дипломная работа Виталия Кан-дыбы, которую он защитил блестяще.
Здесь же, в Ленинграде, он встречает любовь всей своей жизни — Татьяну Васильевну Золотарёву (1943 г.р.). Женится на ней после окончания института, летом того же 1965 года, в Ленинграде, на Васильевском острове, и вместе с ней отбывает в Приморский край, куда сам организовал себе распределение.
Во Владивостоке с 1965 по 1968 год он работает преподавателем истории искусства и заведующим учебной частью Владивостокского художественного училища, открытого еще в 1944 году. Динамичному развитию регионального искусства во многом способствовало открытие в 1962 году Дальневосточного педагогического института искусств — первого в стране образовательного учреждения, соединяющего художественное, музыкальное и актерское искусство. Преподавателями стали недавние выпускники высших художественных учебных заведений Москвы и Ленинграда. Сюда, на кафедру живописи и рисунка, в 1965 году приглашен читать лекции Виталий Кандыба. Как говорил он сам: «Открытие Дальневосточного государственного института искусств стало точкой
прорыва к новому качеству в развитии творческой жизни Дальнего Востока. В области изобразительного искусства это открывается особенно наглядно. Оно (искусство.— Прим. А. Д.) к началу 1960-х годов едва завершило в регионе нулевой цикл своего строительства. Художественная жизнь, исчерпав местный творческий потенциал для своего развития, как бы застряла на полпути. Дальневосточное искусство являлось тогда провинциальным отголоском советского искусства далеких культурных центров. Оно не имело ни самоидентичности, ни самоценности, то есть значения оригинального феномена. Но как раз 1960-е годы оказались поистине "золотыми" в этом отношении» [3, с. 16]. Учреждение в 1962 году института искусств не только позволило создать преемственность среднего и высшего художественных образований, но и дало возможность получить профессиональную подготовку жителям огромного региона страны. «И, главное, на Дальний Восток начал изливаться постоянный поток художественных сил высшей квалификации»,— отмечал он [3, с. 16]. Вне сомнений, Виталию Кандыбе принадлежала большая заслуга в налаживании учебного процесса в вузе: сначала он составил и читал курс лекций по истории Древнего мира, отечественному и зарубежному искусству на художественном и театральном факультетах, а в марте 1974 года был назначен деканом художественного факультета. Читал лекции, активно и всегда заинтересованно выступал на защитах дипломных работ, писал книги, статьи, делал доклады на конференциях.
Профессия искусствоведа соединяет в себе и исследователя, и писателя, и оратора, и педагога, поэтому в работе Виталий Ильич реализует себя полностью. Являясь деканом факультета, он «умело организовал деятельность коллектива, добился значительных успехов в учебной, научной, творческой и педагогической работе, благодаря этому художественный факультет часто имел самый высокий процент успеваемости» [6, с. 42] и выпускал отличных специалистов. Деканом факультета В.И. Кандыба был в периоды с 1974 по 1989 и с 1992 по 2004 год, причем второй из них стал далеко не простым. Перестройка системы государства, изменившаяся социально-экономическая ситуация не могли не отразиться на жизни вуза. Виталий Ильич
стойко справлялся с невзгодами, но вынужден был оставить любимую работу в 2004 году по причине ухудшения здоровья. До сих пор его бывшие студенты — ныне маститые художники — с восторгом и ностальгической грустью вспоминают глубокие и проникновенные рассказы Виталия Ильича об античном искусстве, о великих мастерах — зарубежных и отечественных, а порой жалеют о том, что не всегда умели ценить то, чем щедро делился с ними их учитель.
«Виталий Ильич Кандыба — маг и волшебник своего предмета — истории искусств. Его лекции уносили нас, студентов, в сказочный мир египетских пирамид, Ренессанса, великих мастеров разных стран и времен. Тихий, спокойный голос, чеховская бородка подчеркивали в нем черты настоящего русского интеллигента. <.. > В институте сердцем и мозгом нашего факультета был деканат, которым мудро и четко руководил Виталий Ильич. Вся жизнь факультета строилась в деканате, и Кандыба был настоящим лоцманом в этом плаванье по бурным волнам нашей студенческой жизни»,— так вспоминал о Кандыбе по прошествии многих лет художник В. Брагинский [1, с. 124]. Его лекции пользовались популярностью среди студентов, их посещали и слушатели из других вузов, а также пришедшие на работу в Приморскую картинную галерею молодые сотрудники, которые готовились поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет теории и истории искусства, планирующие связать свою жизнь с искусством.
Научно-методическая работа была обязательной частью учебного процесса Дальневосточного педагогического института искусств, работы В.И. Кандыбы неоднократно печатались в Научно-методических записках института [8].
С момента своего прибытия во Владивосток, параллельно с активной работой в институте, Виталий Ильич начинает заниматься изучением художественной жизни Дальнего Востока. Первый профессиональный искусствовед в Приморье, он смог систематизировать и обобщить пусть и небольшой в историческом плане столетний период развития изобразительного искусства региона. Впервые им была описана история становления и развития художественной жизни Дальнего Востока с 1858 по 1938 год. Собственно, книга так и называлась [4], она была издана в 1985 году —
к 125-летию Владивостока, в издательстве Дальневосточного государственного университета. В предисловии В.И. Кандыба отмечает сложность взятой на себя цели: из-за неполноты коллекций произведений местных художников в собраниях музеев Дальнего Востока невозможно на основе их анализа сделать выводы о том, как складывалась картина. Необходимо поэтому воссоздавать в исторической последовательности события, описывать их течение, открывать имена художников, творческие объединения, рассказывать о выставках и художественных произведениях, анализируя их содержание по источникам информации и так далее. «Всё это следует рассмотреть во взаимодействии и единстве с событиями истории Дальнего Востока» [4, с. 4] Таким образом, первая книга В.И. Кандыбы, опирающаяся на огромный массив переработанных архивных материалов, объединяла две дисциплины — историю и искусствоведение, была, как сейчас определяют, междисциплинарным исследованием. Именно это стало причиной неудачи Виталия Ильича при защите диссертации. Второй попытки он делать не стал.
Его вторая книга «Художники Приморья» вышла в 1990 году в издательстве «Художник РСФСР» [5]. В ней автор, упомянув главные моменты истории художественной жизни Дальнего Востока XIX и первой трети XX века, пишет о создании в 1938 г., формировании и деятельности местной организации Союза художников, открытии дальневосточного педагогического института искусств, о становлении зональных выставок «Советский Дальний Восток», о современном на тот момент состоянии изобразительного искусства края, анализирует творчество многих приморских мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Как искусствовед и преподаватель художественного вуза и просто как друг художников он участвовал в обсуждениях выставок многих приморских мастеров. Особым объектом исследования стал для него жанр пейзажа в творчестве приморских художников, но не в привычном его понимании, а именно как художественное освоение ими феномена «дальневосточной природы». В.И. Кандыба объяснял это тем, что местная природа является особым материалом для художников, до них в ее освоении отечественное искусство не знало весомых прецедентов, и что в первую
очередь приморского художника интересует природа, а затем уже человек в отношениях с ней.
Вне сомнений, мировоззрение Кандыбы влияло на формирование культурной среды не только в Приморском крае, но и во всем Дальневосточном регионе. Выход в самостоятельную жизнь выпускников института искусств,— где около одной трети с каждого курса успешно, через выставки Союза художников, приобщались к искусству, становились членами творческого объединения, заявляли о себе в искусстве,— способствовал тому, что Союз художников Приморья в 1960-1970-е годы становится лидером в зоне «Дальний Восток». Виталий Ильич был не только прекрасным знатоком искусства, он переживал за него, чутко отзывался на происходящее в творческом процессе, его волновали судьбы художников, особенно он следил за творчеством молодых, начинающих, всячески поощрял их успехи, вдохновляя «идти вперед». «Я боюсь даже начать перечислять замечательных выпускников-живописцев нашей Академии за минувшие 50 лет. Их так много, их вклад в развитие дальневосточного искусства так объемен и значителен, что при всей научной добросовестности и сердечном желании есть опасность в маленькой каталожной статье всех до одного достойных не назвать»,— это слова из статьи в издании, посвященном художественному факультету вуза в связи с 50-летием со дня его основания [3, с. 17]. Многие выпускники института в будущем становятся известными мастерами, получают звания членов-корреспондентов Российской академии художеств, народных и заслуженных художников РФ, работают преподавателями в средних и высших учебных заведениях страны, от Москвы до Петропавловска-Камчатского, проводят мастер-классы и преподают в зарубежных университетах, становятся доцентами, профессорами, членами и председателями отделений Союза художников России и других творческих организаций разных стран. Сложно найти хотя бы одного приморского художника из выпусков 1960-х — начала 2000-х, о котором Виталий Ильич бы не упомянул. Это не только обобщающие статьи по приморскому искусству, но и многочисленные аннотации и статьи к персональным выставкам художников, каталогам. Перечислим лишь некоторые: к персональным владивостокским
выставкам К.И. Шебеко (1971), С.А. Литвинова
(1981), В.Н. Самойлова (1978), М.И. Таболкина
(1982), к московской выставке И.В. Рыбачука (1977) и ко многим другим. Его публикации, статьи о выставках в газетах и журналах были неотъемлемой частью культурной жизни региона. Газетные статьи по вопросам изобразительного искусства, о совместных и персональных выставках приморских художников всегда были интересны анализом творческих работ, отличались своим независимым мнением, которое автор не боялся высказывать публично, часто порождая недовольство. «Их читали, обсуждали, о них спорили, соглашались, не соглашались — они вызывали живой отклик, но никого не оставляли равнодушными»,— вспоминает в своей книге «Алеутская, 14-а» (здание, где располагается Приморское отделение Союза художников России) художник Владимир По-гребняк [1, с. 125].
Работая с архивом Виталия Ильича, который искусствовед передал в 2005 году в Приморскую государственную картинную галерею в связи с отъездом в европейскую часть страны, поражаешься масштабу его деятельности в области освещения культурных событий и персоналий Дальнего Востока. Объемная часть архива — это газеты разных лет «Красное знамя», «Утро России», «Боевая вахта», «Молодой дальневосточник», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Известия», «Правда», «Советская Россия», «Тихоокеанская звезда», «Советская Чукотка», «Пограничник на Тихом океане», «Рыбак Приморья», «Дальневосточный Комсомольск», «Полярник», «Московский художник», «Дальневосточная магистраль», «Трудовое единство», «Дальневосточный ученый», «Путь к коммунизму» (районная газета, г. Амурск) и другие, в которых публиковалась информация обо всех культурных событиях во Владивостоке, крае, стране. Что касается жанрового диапазона информации, то это заметки, статьи, рецензии, репортажи, очерки [6, с. 45]. Причем они касаются не только изобразительного искусства, но и освещают события музыкальной и театральной жизни. Одних статей, подписанных В.И. Кандыбой и его псевдонимом В. Ильин, более двух тысяч [6]. По поступлении архива в галерею проведена была только первоначальная его обработка, материалы еще ждут своего исследователя и, хочется верить, издания.
В 2002 году издается книга «Прекрасного след. Художники Магаданской области». Вступительная статья написана Виталием Канды-бой, и является она свидетельством того, что искусствовед находится на вершине профессионального мастерства — положенное место в статье занимает история искусства Колымского края, его союза художников, но превалирует характеристика творчества местных авторов, основанная на анализе конкретных произведений [9, с. 7-15].
Статьи Виталия Ильича о творчестве многих приморских художников отличались глубокой продуманностью материала, стремлением к пониманию уникальности того или иного художника, они открывали глубинные и, казалось бы, лежащие на поверхности истины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спустя годы после его ухода из жизни в изданиях о творчестве известных приморских художников помещены или цитируются материалы, написанные В.И. Кандыбой. Это вышедшая в 2015 году книга о творчестве замечательного приморского живописца, члена-корреспондента РАХ Кирилла Ивановича Ше-беко (1920-2004) [7] и изданная в 2021 году книга о заслуженном художнике РСФСР Анатолии Васильевиче Телешове (1928-1990) [2].
Несомненно, Виталий Ильич Кандыба был одной из самых ярких, деятельных и светлых личностей в истории приморского искусствоведения, он в высшей степени достоин наших знаний и памяти о нем.
До настоящего времени книги и статьи в периодической печати Виталия Кандыбы являются изданиями, обязательными и необходимыми для всех исследователей изобразительного искусства Дальнего Востока — как для тех, кто только начинает свой путь, так и для тех, кто продолжает писать историю с того места, где остановился Виталий Ильич Кандыба.
Литература
CP IZ
1. Алеутская, 14-а. Воспоминания о художниках Приморья / автор-составитель В.Н. Погребняк. Владивосток: изд-во «ЛИТ», 2021. 436 с., ил.
2. Анатолий Телешов / Альбом. М.: Типография Сити Принт, 2021. 200 с.
3. Дальневосточная государственная академия искусств 1962-2012. Художественный факультет / вст. ст. В.И. Кандыбы. Владивосток: типография «ПолиграфСервисПлюс», 2012. 120 с., ил.
4. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938): 125-летию Владивостока посвящается. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 175 с.
5. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 125 с., ил.
6. Кац Л.М. Архив В.И. Кандыбы в Приморской государственной картинной галерее. К постановке проблемы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2008, вып. 1. С.42-50.
7. Кирилл Шебеко / вст. ст. В.И. Кандыбы. Владивосток: Рубеж, 2015. 148 с., ил.
8. Научно-методические записки (пособие для студентов музыкальных и художественных факультетов) / Дальневосточный педагогический институт искусств. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1975. 54 с.
9. Толоконцева О.А., Роньжина Л.Д. Прекрасного след. Художники Магаданской области / вст. ст. В.И. Кандыбы. М.: Пранат. 2002. 253 с.
References
1. Pogrebnyak V.N. (comp.) Aleutskaya, 14-a. Vospominaniya o khudozhnikakh Primor'ya [Aleutskaya, 14a. Memories of the Primorye artists]. Vladivostok, LIT Publ., 2021. 436 p. (In Russian).
2. Anatoly Teleshov. Album. Moscow, Typography City Print, 2021. 200 p. (In Russian).
3. Dal'nevostochnaya gosudarstvennaya akademiya iskusstv 1962-2012. Khudozhestvennyy fakul'tet [Far Eastern State Academy of Arts 1962-2012. Faculty of Arts]. Vladivostok, PolygraphServicePlus Publ., 2012. 120 p. (In Russian).
4. Kandyba V.I. Istoriya stanovleniya i razvitiya khudozhestvennoyzhizni Dal'nego Vostoka (1858-1938): 125-letiyu Vladivostoka posvyashchayetsya [The history of the formation and development of the artistic life of the Far East (1858-1938): dedicated to the 125th anniversary of Vladivostok]. Vladivostok, Far Eastern University Publ., 1985. 175 p. (In Russian).
5. Kandyba V.I. Khudozhniki Primor'ya [Kandyba Artists of Primorye]. Leningrad, Khudozhniki RSFSR Publ., 1990. 125 p. (In Russian).
6. Kats L.M. Arkhiv V.I. Kandyby v Primorskoy gosudarstvennoy kartinnoy galereye. K postanovke problemy [Kandyby at the Primorsky State Art Gallery. Towards a problem statement]. Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke — Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East, 2008, No. 1, pp. 42-50. (In Russian).
7. Kirill Shebeko. Vladivostok, Rubezh Publ., 2015. 148 p. (In Russian).
8. Nauchno-metodicheskiye zapiski (posobiye dlya studentov muzykal'nykh i khudozhestvennykh fakul'tetov) [Scientific and methodological notes (manual for students of music and art faculties)]. Vladivostok, Far Eastern Book PH, 1975. 54 p. (In Russian).
9. Tolokontseva O.A., Ronzhina L.D. Prekrasnogo sled. Khudozhniki Magadanskoy oblasti [A wonderful trail. Artists of the Magadan region]. Moscow, Pranat Publ., 2002. 253 p. (In Russian).
СЧ
о сч
с-ч ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Даценко Алена Алексеевна — директор, Приморская государственная
картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация. Член ВТОО «Союз художников РФ»,
cp
g ООО «Ассоциация искусствоведов», Международного совета музеев (ИКОМ), [email protected]
0 <
| ABOUT AUTHOR: Datsenko, Alena Alekseevna — Art critic, Director, the Primorye State Art Gallery, Vladivostok,
я Russian Federation. The member of the Union of Artists of Russia, member of the Association of Art Critics
^ of Russia, member of the International Council of Museums (ICOM), [email protected]
ю >
с
^
аз iK
1
Для цитирования
For citation:
Даценко А.А. Виталий Ильич Кандыба — первый искусствовед Приморья: материалы к биографии // Искусство Евразии [Электронныйжурнал]. 2021. № 4 (23). С. 118-125. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.009. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/816
Datsenko A.A. Vitaly Ilyich Kandyba — the first art critic of Primorye: materials for a biography. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021,
No. 4 (23), pp. 118-125. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.009. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/816 (In Russian).