Современная Европа, 2022, № 6, с. 67-81
УДК 327
ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ НА ФОНЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА
© 2022 ШИШЕЛИНА Любовь Николаевна*
Доктор исторических наук Отдел исследований Центральной и Восточной Европы Институт Европы РАН. 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3 *E-mail: l.shishelina@gmail.com
Поступила в редакцию 11.06.2022
После доработки 29.08.2022 Принята к публикации 09.09.2022
Аннотация. В статье проанализированы истоки отношения центральноевропей-ских стран к современному военному конфликту на Украине, их исторические страхи и опасения, возникшие после предложений Москвы по возвращению системы европейской безопасности к контурам 1997 г. и после начала СВО 24 февраля 2022 г. Историческая память во многом легла в основу предсказуемой позиции этих стран в конфликте и безоговорочной поддержки украинской стороны. Конфликт в целом способствовал проатлантической консолидации Центрально-Европейского региона, углублению разрыва в отношениях с Россией и появлению новых различий между странами вишеградского региона. Тем не менее укрепившееся за 30 лет демократического развития понимание важности региональной солидарности удерживает страны Вишеградской группы вместе, не позволяя им стать заложником любого из современных геополитических полюсов.
Ключевые слова: Вишеградская группа, военный конфликт на Украине, беженцы, гуманитарная помощь, военная помощь.
DOI: 10.31857/S0201708322060055
EDN: gpbdml
Мнения центральноевропейских стран по поводу конфликта на Украине не были неожиданными для российской и мировой политической элиты. Их можно было просчитать примерно 40 лет назад, еще до начала реформирования социалистических обществ. Именно тогда, в середине 1980-х гг., в этой части Европы появилось интеллигентское оппортунистическое движение, которое раз за разом после собы-
тий 1956, 1968 и 1980 гг. искало свой путь в свободную Европу. Толчком к появлению многочисленных научных трудов и философских эссе на тему европейской общности и гуманности послужили реформы М. Горбачёва в середине 1980-х гг. В этот период, длившийся до 1993 г., симпатии между российским и центральноевро-пейскими народами, достигли наивысшей точки, что было обусловлено освободительным революционным движением. Однако данный этап длился недолго и закончился осенью 1993 г., когда по всему миру были показаны кадры расстрела Белого дома в Москве, что воспринималось венграми, поляками, чехами и словаками по аналогии с событиями из их собственной недавней истории. Исходя из этих реминисценций, государства Центральной Европы подавали заявки о вступлении в НАТО и в ЕС. Их принятие сопровождалось долгими переговорами и согласованиями с Москвой в 1999 и 2004 гг. Прозвучавшее зимой 2021/2022 гг. российское предложение вернуть контуры европейской безопасности к очертаниям 1997 г. было воспринято в странах Вишеградской группы (В4) как неадекватное предложение, которое означало бы пересмотр отношений с НАТО и непонятный статус, который в начале 1990-х оценивался ими как опасный.
Предконфликтная ситуация. Отношение к предложениям России
Отношение к Москве политических и интеллигентских слоев в странах В4 стало ухудшаться задолго до обострения конфликта на Украине. За несколько месяцев до озвучивания российских требований к НАТО и после 24 февраля 2022 г., оно упало до низшего уровня за весь перестроечный период. Ранее Чехия не позволяла США размещать на своей территории элементы американской системы противоракетной обороны (последнее такое предложение было сделано в августе 2020 г.) [Шишелина, 2021], но сразу после шагов Москвы даже Словакия подписала с США соглашение в военной сфере, вызвавшее неоднозначную реакцию оппозиции.
В вишеградских странах Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора, содержащее предложение о возвращении Европы к контурам безопасности 1997 г., встретили с удивлением и тревогой за свою безопасность. Как расценили польские аналитики, зявление России касалось 14 стран, вступивших в Альянс после 1997 г., в том числе Польши, которая вместе с Чехией и Венгрией стала членом НАТО в 1999 г. Это событие предоставило возможность оценить преимущества членства в организации по коллективной защите безопасности: «Страны Североатлантического альянса считают требования России неприемлемыми и подчеркивают, что Москва не имеет права вето по этим вопросам»1 - отреагировали в Польше и в соседних центральноевропейских странах.
1 Rosja chce wyprowadzenia wojsk NATO z panstw przyj^tych do Sojuszu po 1997 roku. 21.01.22. URL: https://www.radiopik.pl/3,98137,rosja-chce-wyprowadzenia-wojsk-nato-z-panstw-prz; Rosja przedstawia warunki Zachodowi. Jeden dotyczy m.in. Polski. RP.pl 17.12.2021. URL: https://www.rp.pl/dyplomacja/art19208061 -rosja-przedstawia-warunki-zachodowi-jeden-dotyczy-m-in-polski (дата обращения: 18.08.2022)
Политики и ученые дискутировали о том, что могло вызвать неадекватную реакцию со стороны Москвы - внешние или внутренние факторы. В комментарии аналитика по вопросам безопасности польской газеты Polityka Insight Марека Щвертшиньски говорилось, что предложение России «выражает, по сути, сумму всех российских страхов, связанных с расширением и укреплением НАТО, в том числе в ответ на созданные самой Россией угрозы.. .Россия хочет одним движением отменить всю геополитическую революцию, которая потребовала от десятков миллионов людей 30-летних усилий, колоссальных затрат, жертв, а иногда и риска. Россия уже 20 лет назад назвала эту революцию величайшим несчастьем XX века и не прекращает попытки остановить ее и обратить вспять. Силой, как в Грузии и на Украине, или иным способом - как сейчас в переговорах с США и НАТО». Кроме того, польский аналитик отметил, что в документе, представленном на рассмотрение, «не упоминается ни словом об ограничениях с российской стороны по количеству и размещению войск, их оснащению наступательным вооружением, ни по масштабу и частоте учений». Заявив о полной оторванности российских предложений от современных европейских реалий, он оценил их как «попытку навязать декларацию о саморазвитии НАТО на восточном фланге» в «непригодных для полета условиях» [Swierczynski, 2021].
Предложение о возвращении к положениям 1997 г. вызвало схожую реакцию во всех странах, вступивших в НАТО после этой даты. Становилось понятно, что на таких условиях переговоров не будет, однако страны Центральной Европы как члены Альянса несколько месяцев ожидали реакцию Вашингтона и конкретных шагов с его стороны, выражая удивление по поводу появления подобного документа. «Трудно предположить, что русские этого не понимают и производят тексты только для того, чтобы размахивать ими перед камерами», - писали польские газеты [Swierczynski, 2021].
Одновременно выдвигались версии о причинах появления Соглашения в условиях, когда напряжённость вызывали постоянные передвижения российских войск у восточной границы Украины. Многие политологи среди версий выделяли «подчинение внешней политики внутриполитической логике. Адресатом этого проекта является вовсе не НАТО, а внутреннее общественное мнение России, которому должна понравиться такая попытка „осадить" Запад и демонстрация решимости обратить вспять неблагоприятный с точки зрения имперской России ход событий последней четверти века». Однако, обращая внимание на появление документа в канун Рождества, особого времени для Европы, автор останавливается на тревожном предчувствии, «что это на самом деле. процедура, маскирующая истинные намерения Кремля» [Swierczynski, 2021].
К похожим выводам, анализируя предложения Москвы, склоняется эксперт Института международных дел Агнешка Легуцка. В аналитическом докладе от 15 декабря 2021 г. она написала, что, «выдвигая в значительной степени нереалистичные требования, Россия хочет подорвать деятельность НАТО, разделить союзников (особенно в вопросе расширения НАТО на восток), ослабить их сотрудничество (в первую очередь военное с Украиной) и по возможности получить косвенное влияние на процессы принятия решений союзниками». По мнению эксперта, главная
цель России - наладить политический процесс, который при оптимальном сценарии позволил бы начать новую конференцию, посвященную европейской безопасности. «В ходе этих переговоров (например, с участием России, США, Германии, Италии, Великобритании и Франции) Россия будет стремиться к принятию юридически обязывающего соглашения. Концепция неделимости безопасности, продвигаемая Россией, может рассматриваться как попытка навязать международный порядок, основанный на сотрудничестве между сверхдержавами (concert of superpowers), при котором другие государства на практике имеют ограниченное право проводить независимую внешнюю политику и политику безопасности» [Legucka, 2021].
Это особенно беспокоит центральноевропейские страны, не желающие попасть в ловушку всеобъемлющей зависимости, из которой они выбрались 30 лет назад. Одновременно в требованиях России польский эксперт увидела намеренное выдвижение неприемлемых предложений, цель которых - показать, «что отказ Запада вступить в диалог по ее предложениям приведет к оправданию "упреждающего" применения военной силы против Украины». Таким образом, польским экспертным сообществом предложения Москвы рассматривались как шантаж в целях повысить готовность западных партнеров вступить в диалог с Россией по вопросам, «которые рассматривались как основы правового и политического порядка в Европе после 1989 г. (или могут просто служить оправданием военных действий против Украины)». В этих условиях, считает аналитик, Польша могла бы указать, что участие в диалоге с Россией на предложенных условиях пагубно для европейской безопасности, поскольку это разделило бы Европу на зоны привилегированных интересов сверхдержав [Legucka, 2021].
Конфликт развивался во время вступления Чехии на пост председателя Совета Европейского союза, поэтому чешские аналитики отнеслись к происходящему с особым вниманием. Как и польские коллеги, они увидели в предложении Москвы просьбу российских официальных лиц к НАТО о гарантиях безопасности, «которые в основном касаются стран Центральной и Восточной Европы. А именно, речь идет о "возвращении" к ситуации до 1997 г., то есть до того, как страны Центральной Европы, включая Чехию, вступили в НАТО» [Svoboda, 2022]. Уже в январе 2022 г. в чешских СМИ предложение Москвы называлось «игрой ва-банк» в целях повышения ставок и давления на Запад, Евросоюз и НАТО1.
По мнению эксперта Центра безопасности европейских ценностей, российский президент выдвинул абсолютно неприемлемые и нереалистичные требования к Североатлантическому альянсу, такие как вывод сил НАТО из Румынии и Болгарии или возврат к ситуации 1997 г. «Любая страна имеет право вступить в любой союз, и Россия должна уважать это»2. Назывались две причины действий Кремля. Первая - стремление российского лидера удерживать власть в условиях падения популяр-
1 Rusko hraje vabank. Je cas obrátit role a uvalit preventivní sankce, navrhuje analytik Stulík. Rozhlas. 21.01.2022. URL: https://plus.rozhIas.cz/rusko-hraje-Yabank-je-cas-obratit-role-a-uvalit-preventivni-sankce-navrhuje-8665125 (дата обращения: 18.08.2022)
2 Там же.
ности, и вторая - желание оттеснить транзитные страны от контроля над нефтегазовыми потоками.
Карел Свобода из Карлова университета напомнил, что российский президент не выпадает из ряда российских правителей, которые боятся революций. «Владимир Путин относительно недавно признался в своем негативном отношении к Ленину как к революционеру, который превратил централизованное государство в конфедерацию, где нации даже получили право покинуть ее. Таким образом, современная борьба с революциями не представляет собой ничего такого, что Россия не испытывала в прошлом. В этом нет ничего нелогичного, потому что в странах, где правительства не меняются путем выборов, нет другого способа заменить плохое правительство другим». Поскольку Чехии предстояло занять место председателя в Совете ЕС, то большинство экспертов по опыту 2014 г. предлагали ввести превентивные санкции в отношении России [Svoboda, 2022].
Чешское председательство в Совете ЕС началось во время военных действия на Украине. Чешские политики заявляли, что посвятят свое председательство помощи Украине в масштабах всей Европы. Международный кризис привел к необходимости подстраивать программу под изменившуюся политическую обстановку. В этих условиях ценностная риторика В. Гавела о совести в политике и судьбах мира получила новое дыхание и приобрела дополнительный смысл [Ведерников, 2022]. Главные приоритеты, озвученные Прагой в июне 2022 г., сводились к следующему: 1) решение миграционного кризиса, вызванного притоком украинских беженцев в ЕС, и послевоенное восстановление Украины; 2) энергетическая безопасность; 3) усиление европейской обороноспособности и кибербезопасности; 4) стратегическое восстановление европейской экономики; 5) поддержка демократических институтов [Program, 2022]. Разработчики программы чешского председательства призывали к решительным действиям, основанным на универсальных ценностях и общности судеб европейских народов. Хотя программа председательства содержала пять приоритетов, из выступления премьера П. Фиалы 1 июля 2022 г. было очевидно, что только двум из них отдавалось предпочтение, а именно: украинскому вопросу и достижению энергетической независимости ЕС [Ведерников, 2022].
Требования России вызвали неоднозначную реакцию даже в Венгрии, которая поначалу уклонялась от прямых обвинений в адрес Москвы в развязывании конфликта на Украине, но они звучали в речах политиков, направленных на внутреннюю и брюссельскую аудиторию. Экспертные круги оценили скрытый смысл предложений России аналогично. Так, Андраш Рац уже в январе 2022 г. предсказал высокую вероятность эскалации, несмотря на то что военный конфликт длится уже восемь лет. Он справедливо подчеркнул, что «у дипломатии сейчас мало шансов. Россия выдвинула нереалистичные и невыполненные требования. Среди прочего она хочет, чтобы НАТО отступило за границы 1997 г., что также означало бы отказ Венгрии от членства в НАТО...». Заявление Кремля он оценил как попытку найти оправдание возможному военному конфликту. Тем не менее он предположил, что «эта война, скорее всего, останется украинско-российской двусторонней войной, она не распространится на территорию Венгрии, и венгерскому солдату уж точно не придется воевать. Однако, если по соседству с нами начнется война, мы почувствуем ее
косвенные последствия в Венгрии» [Яаег, 2022]. Как и во время войны в Югославии в 1999 г., венгры также обеспокоены судьбой закарпатских венгров, которые либо могут пойти добровольцами в украинскую армию, либо окажутся там по призыву.
Таким образом, ни одна страна Центральной Европы не поддержала предложения Москвы о возвращении конфигурации европейской безопасности к 1997 г. Напротив, В4 восприняла предложения Москвы как угрозу своей собственной и региональной безопасности, которая заставила их сплотиться вокруг НАТО, как в случае с Финляндией и Швецией.
Реакция стран Центральной Европы была предсказуема. Еще в 2021 г. отношения с Чехией были испорчены, и государство получило статус «недружественного». Отношения с Польшей у современной России не складывались и ранее, а теперь превратились почти во враждебные. Летом 2022 г. «недружественной» страной стала и Словакия.
При подготовке Соглашения для прогноза реакции вишеградских стран необходимо было учитывать их позиции по вопросу принадлежности Крыма. После трагических событий на Майдане в 2014 г. они разделили между собой сферы помощи Украине и оказывали её в течение восьми лет. Поэтому с точки зрения анализа международной обстановки России изначально надо было готовиться к резкой реакции со стороны вишеградских стран по поводу предстоявших действий на Украине. Политики Центральной Европы настороженно следили за ходом событий, однако никто из них не ожидал, что напряженность, нараставшая в последние два года, выльется в специальную военную операции.
Позиция Вишеградской группы
Вишеградская группа, в которой до 1 июня 2022 г. председательствовала Венгрия, поначалу слабо реагировала на военную конфронтацию, которая происходила по соседству. По сравнению с осенним кризисом на польско-белорусской границе в 2021 г. [Шишелина, 2021] В4 сформулировала меньше совместных заявлений, чем в период противостояния с Минском. Это может быть связано с позицией Венгрии в отношении конфликта. Будапешт с первых дней СВО и по настоящее время регулярно заявлял, с одной стороны, о желании остаться вне военного противостояния, с другой - о заинтересованности в скорейшем завершении самого серьезного военного конфликта в Восточной Европе со времен Второй мировой войны. Что касается позиции кабинета Виктора Орбана, то следует учитывать не только особый характер его личных отношений с президентом России, но и прецедент, когда Венгрия уклонилась от участия в войне в Югославии, развязанной НАТО сразу после приема в эту организацию государств Центральной Европы. Осуждая действия Москвы, Венгрия тем не менее в начале конфликта не принимала активного участия в помощи Украине по сравнению с другими странами В4.
Во время встречи премьер-министров стран Вишеградской группы в Лондоне с британским премьер-министром 8 марта 2022 г. были приняты совместное заявление и коммюнике. В заявлении говорилось следующее: «Мы, лидеры стран Више-градской группы (В4) и Британии, едины в осуждении агрессии России против
Украины - жестокого, неспровоцированного и преднамеренного нападения на суверенное, мирное демократическое государство. Действия России и тех, кто им способствует, представляют собой вопиющее нарушение международного права и Устава ООН, которое подрывает европейскую безопасность и стабильность»1. Виктор Орбан, Петр Фиала, Матеуш Моравецкий, Эдуард Хегер и Борис Джонсон заявили о полной поддержке президента, правительства и народа Украины, оказавшихся в военных условиях и отстаивающих суверенитет страны. Премьер-министры согласились как союзники координировать ответ России «с помощью самых решительных санкций и мер, включая передачу дела о нападении в Международный уголовный суд». В отношении Украины лидеры пяти государств договорились об оказании поддержки растущему числу беженцев, в основном женщин, детей и стариков, спасающихся от бомбардировок. Также главы правительств обсудили тему кибербезопасности и проблему снижения зависимости от природного топлива из России в рамках повышения коллективной энергетической безопасности.
Следующая встреча в рамках В4 прошла в Будапеште 30 июня 2022 г. На ней обсуждались итоги венгерского председательства и был провозглашен переход рычагов управления от Венгрии к Словакии на принципе ротации. Одновременно состоялась встреча министров внутренних дел стран Вишеградской группы в связи с волной беженцев, на этот раз из Украины2. Также обсуждался вопрос миграции несогласных политикой В. Путина из России.
По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев на 13 марта 2022 г., число беженцев с Украины, принятых непосредственно граничащими с ней странами Центральной Европы, составило 2 593 236 человек. В Венгрию, Словакию и Польшу прибыло 2 180 380 человек. В Россию и Белоруссию переместилось 132 591 человек3. К концу мая ситуация изменилась. В Польше спустя три месяца зарегистрировалось 3 251 955 беженцев с Украины, в Венгрии - 577 820, в Словакии - 406 833.
Во время встречи в Будапеште министры внутренних дел стран Вишеградской группы договорились о своей приверженности пресечению возросшей незаконной миграции в регионе, в частности на Западных Балканах. Однако главной темой стали события на восточных границах ЕС. Они потребовали от ЕС адаптации существующей правовой базы к новой ситуации, что позволит государствам-членам эффективно реагировать на предстоящие вызовы. Министры осудили действия России и выразили свою поддержку Украине. Они согласились, что конфликт на Украине представляет собой беспрецедентный вызов Евросоюзу, государствам-членам в
1 V4 + United Kingdom Joint Statement of Prime Ministers 8 March 2022, London. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=488 (дата обращения: 18.08.2022)
2 Meeting of the ministers of interior of the Visegrad group. Budapest. 30.06.2022. Joint declaration. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=497 (дата обращения: 18.08.2022)
3 Ukraine Refugee situation. UNCHR. URL: https://data.unhcr.org/en/situations/ukraine#_ga=2.57038255.465250922.1663537917-1988921164.1663537917 (дата обращения: 18.08.2022)
Центрально-Европейском регионе, на которые приходится значительная доля потока военных беженцев. Вместе с тем они отметили, что затягивание конфликта будет иметь дальнейшие долгосрочные последствия глобального значения, и что Будапешт, Братислава, Прага и Варшава могут рассчитывать друг на друга в решении этих проблем. На встрече была высказана уверенность в том, что В4 сможет обеспечить надлежащую защиту прибывающим с Украины беженцам в соответствии с законодательством ЕС и национальным законодательством стран. Было принято решение обратиться к Европейской комиссии с просьбой о том, чтобы она предоставила ресурсы государствам-членам, втянутым в кризис.
11 октября в Братиславе, уже в рамках председательства Словакии, прошла встреча президентов Вишеградской четверки. Каталин Новак, Анджей Дуда, Зузана Чапутова и Милош Земан подтвердили свою позицию по событиям на Украине и осудили Россию. Так как встреча проходила после референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, главы государств также заявили о непризнании их итогов. Так, впервые принимавшая участие в саммитах президентов В4 Каталин Новак заявила: «Мы решительно осуждаем агрессию Путина, осуждаем вооруженное нападение на суверенную независимую страну, осуждаем объявление об аннексии украинских территорий и бомбежки гражданских объектов. Угроза применения ядерного оружия неприемлема. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы как можно скорее создать условия для справедливого мира, потому что мы должны сохранить безопасную жизнь ... для наших детей и внуков»1.
Тем не менее президент Словакии Зузана Чапутова отметила в своей речи отсутствие единой позиции вишеградских стран по поставкам вооружений на Украину, имея в виду Венгрию2. За Будапешт вступился президент Чехии Милош Земан, заявив, что Венгрия принимает активное участие в разминировании объектов на территории Украины3. Кроме того, он выразил пожелание принять в Вишеградскую группу Словению, которая долгие годы разделяет все цели объединения.
Помощь Украине
Страны Центральной Европы назвали СВО на Украине «агрессией», «войной», используя разные степени экспрессии. Лидеры и ведущие политики Польши, Чехии и Словакии в первые недели после начала конфликта посетили Киев, чтобы выразить солидарность с украинским народом и лично пожать руку президенту В. Зеленскому. Так, президент Польши Анджей Дуда после 24 февраля посетил Киев четыре раза и выступил в Верховной раде; президент Словакии Зузана
1 Novak Katalin: A V4-eknek van kôzôs mondanivalojuk! 12.10.2022. URL: https://magyarnemzet.hu/kulfold/2022/10/novak-katalin-a-v4-eknek-van-kozos-mondanivalojuk
2 Czech president calls for Visegrad group expansion to Slovenia. 12.10.2022. URL: https://www.euractiv.com/section/all/short_news/czech-president-calls-for-visegrad-group-expansion-to-slovenia/
3 Там же.
Чапутова приезжала один раз и также выступила перед депутатами украинского парламента. Несколько раз побывали в Киеве и встречались с высшими должностными лицами страны премьер-министры Словаки и Польши - Эдуард Хегер и Матеуш Моравецкий, а также члены их кабинетов. Вместе с лидерами Польши, Литвы и Словении 15 марта посетил Киев и встретился с президентом премьер -министр Чехии Петр Фиала; летом в Киеве побывал министр иностранных дел Ян Липавский. От Венгрии на Украине побывал парламентский госсекретарь и заместитель министра иностранных дел Левенте Мадьяр.
Центральноевропейские политики решили оказать помощь в восстановлении Украины. Чехия, Польша и Словакия осуществили также военно-технические поставки. Как и страны Балтии, они передали Киеву устаревшую, но работоспособную военную технику советского образца. Венгрия отказалась от поставок техники и оружия по принципиальным соображениям. Кроме того, президент Чехии Милош Земан подписал закон, разрешающий чешским добровольцам принимать участие в боевых действиях на территории Украины.
Польша предоставила Украине вооружение и военную технику на сумму не менее 1,7 млрд долл., заявил президент Анджей Дуда1. Он также призвал союзников помочь восполнить дефицит после поставок Киеву. «Мы оказываем Украине самую большую военную помощь, которую когда-либо оказывали какой-либо стране, -сказал Дуда. - Мы также являемся основным поставщиком тяжелого вооружения в Украину. Речь идет о сотнях танков, боевых машин, артиллерии, а также беспилотных летательных аппаратах, зенитных установках, боеприпасах, запасных частях и другом оборудовании». Польша является третьей страной по военным поставкам Украине после США и Британии2. По данным агентства Bloomberg, суммарная помощь Польши Украине в 2022 г. может превысить 5 млрд долл.3.
Лидером в стоимости поставок (в пересчете на национальный ВВП) за период с января по август стала Эстония (0,83%), за ней следует Латвия (0,8%) и на третьем месте находится Польша (0,49%)4. Объем помощи Чехии и Словакии оказался одинаковым (0,19%). Помощь Венгрии составила 0,03%. Для сравнения: помощь Германии составила 0,08%, Франции - 0,04%. Варьируется и содержание помощи. В то
1 Poland has given Ukraine military aid worth at least $1.7bn, expects allies to help fill the gaps. Notes from Poland. 15.06.2022. URL: https://notesfrompoland.com/2022/06/15/poland-has-given-ukraine-military-aid-worth-at-least-1-7bn-expects-allies-to-help-fill-the-gaps/ (дата обращения: 18.08.2022)
2 Там же.
3 Poland Will Spend 1% of GDP to Aid Ukraine Refugees, Study Shows. Bloomberg. 27.07.22. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-07-27/poland-will-spend-1-of-gdp-to-aid-ukraine-refugees-study-shows (дата обращения: 18.08.2022)
4 Total bilateral aid commitments to Ukraine as a percentage of donor gross domestic product (GDP) between January 24 and August 3, 2022, by country. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1303450/bilateral-aid-to-ukraine-in-a-percent-of-donor-gdp/ (дата обращения: 18.08.2022)
время как Эстония оказывала Украине исключительно военное содействие, в польском пакете преобладало финансовое1.
Выступая на донорской конференции в Варшаве в мае 2022 г., министр иностранных дел Чехии Ян Липавский заявил, что правительство Чехии выделит Украине дополнительно 18 млн евро (около 443 млн долл.) в качестве гуманитарной помощи. К тому времени Чешская Республика уже предоставила Киеву поддержку на сумму 22 млн евро (более 540 млн чешских крон). По словам министра, во время председательства Чехии в Совете Евросоюза во второй половине года Республика также может провести донорскую конференцию. Также на конференции в Варшаве государства и организации обязались выделить в общей сложности 6,5 млрд долл. (более 150 млрд крон)2. Помощь от чешского кабинета министров составит около 1 млрд чешских крон. По словам Липавского, на счетах гуманитарных организаций были собраны значительно большие суммы. «За это мы должны сказать большое спасибо всем гражданам Чехии, которые как могут помогают украинцам в этой сложной ситуации». Липавский также напомнил, что Чехия приняла более 300 000 украинских беженцев. Конфликт на Украине и связанные с ней гуманитарные и геополитические последствия также определили приоритеты предстоящего председательства Чехии в совете ЕС. «Мы готовы инициировать комплексную программу стабилизации, восстановления и жизнестойкости Украины с региональным охватом Молдовы и Грузии», - сказал он.
На конференции министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, по данным агентства МТ1, предложил Украине помощь в размере 37 млн евро (911 млн крон) и «осудил российскую агрессию и грубые нарушения прав человека». «Мы можем четко отличить нападающего от подвергшегося нападению», - сказал он3. Премьер-министр Словакии Эдуард Хегер заявил, что его страна солидарна с Украиной и является лояльным соседом. «Безопасность и процветание Украины также являются нашей заботой. В дополнение к финансированию гуманитарной помощи и обеспечению жизненных потребностей беженцев, мы выделили еще 5 млн евро на развитие украинских регионов в рамках словацко-украинского трансграничного со-трудничества»4.
Во время визита в Киев и встречи с Владимиром Зеленским словацкий премьер-министр сообщил, что его страна с самого начала занимала однозначную позицию в отношении событий на Украине. «Наше правительство предложило помощь
1 Pomoc dla Ukrainy. Wsparcie z Polski nalezy do najwi^kszych, wyjasniamy czyja to zasluga. 23.04.2022. URL: https://300gospodarka.pl/analizy/pomoc-dla-ukrainy-wsparcie-z-polski-nalezy-do-najwiekszych-wyjasniamy-czyja-to-zasluga (дата обращения: 18.08.2022)
2 Cesko da dalsich temer 450 milionü Kc na humanitarni pomoc Ukrajine. Ceske Noviny. 05.05.2022. URL: https://www.ceskenoviny.cz/zpravy/cesko-da-dalsich-temer-450-milionu-kc-na-humanitarni-pomoc-ukrajine/2201733 (дата обращения: 18.08.2022)
3 Там же.
4 Slovensko poskytne Ukrajine pomoc viac ako 530 milionov eur zo zdrojov EU. URL: https://www.vlada.gov.sk/slovensko-poskytne-ukrajine-pomoc-viac-ako-530-milionov-eur-zo-zdrojov-eu/ (дата обращения: 18.08.2022)
украинским военным, например, в виде ремонта их поврежденной или устаревшей техники. Мы также можем вспомнить безвозмездную передачу системы ПВО С-300 — событие, которое вызвало неоднозначную реакцию среди словаков. Тем не менее мы также отправили на Украину и другое оборудование и военную технику на миллионы евро. Они включают в себя гаубицы 2^апа 2 и 30 бронетранспортеров»1. Он также пояснил, что за эти поставки страна получает компенсацию от союзников по НАТО.
О компенсациях от западных союзников заявила в сентябре 2022 г. в одном из интервью министр обороны Чехии Яна Чернохова. По ее словам, Чехия поставила Украине оружие и оборудование примерно на четыре млрд крон и могла бы компенсировать до 80% военной помощи, которую она направила Украине, из фондов ЕС2. Министр отметила, что Чехия была одной из первых стран, отправивших оружие на Украину, поэтому чешские оружейные компании имеют шанс более тесно сотрудничать с Украиной. Они также могут привлечь средства из нескольких фондов. На летней конференции доноров в пользу Украины в Копенгагене Чешская Республика представила около 50 промышленных проектов, которые чешская оборонная промышленность способна реализовать в ближайшие месяцы в сотрудничестве с украинцами.
Отношения Венгрии и Украины в отличие от других стран В4 долго были напряженными. Бывший посол в Будапеште Любовь Непоп открыто поддерживала оппозицию в ходе парламентских выборов 2022 г. Не упускали случая задеть друг друга и два национальных лидера. Как и Брюссель, В. Зеленский критиковал связи В. Орбана с Москвой. Тем не менее венгры не отказались помогать соседнему государству. Помимо помощи во время международного донорского марафона, Венгрия осуществляла поставки медицинского оборудования и продуктов питания. После посещения Киева и Бучи парламентский секретарь по иностранным делам и заместитель министра иностранных дел Венгрии Левенте Мадьяр заявил о готовности Венгрии построить в Буче детский сад, больницу, почтовое отделение и здание для администрации города3. Также Мадьяр сообщил о готовности создать возможности для вывоза из Украины зерна для продажи на мировых рынках4.
1 Slovenská pomoc Ukrajine v pomere so státnym HDP. Sme vo svetovej top desiatke pred Ceskom. URL: https://www.startitup.sk/slovenska-pomoc-ukrajine-v-pomere-so-statnym-hdp-sme-vo-svetovej-top-desiatke-pred-ceskom/ (дата обращения: 18.08.2022)
2 EU by mohla Cesku proplatit az 80 procent vojenské pomoci Ukrajine, uvedla ministryne Cernochová. URL: https://www.e15.cz/valka-na-ukrajine/eu-by-mohla-cesku-proplatit-az-80-procent-vojenske-pomoci-ukrajine-uvedla-ministryne-cernochova-1393114 (дата обращения: 18.08.2022)
3 Magyarország segít Ukrajnának az újjáépítésben. Mandiner. URL: https://mandiner.hu/cikk/20220720_magyar_levente_kulugyminiszterium_magyarorszag_ukrajn a_segitsegnyujtas_ujjaepites (дата обращения: 18.08.2022)
4 Magyar Levente: Magyarország folytatja Ukrajna támogatását. Origo. 18.07.2022. URL: https://www.origo.hu/itthon/20220718-magyarorszag-tovabbra-is-tamogatja-ukrajnat.html (дата обращения: 18.08.2022)
Сложно установить количество беженцам в вишеградских странах, которым была оказана помощь, так как их большая часть перемещается по Европе, возвращается на родину или уезжает к родственникам в Россию. Так, за полгода с начала СВО в Польшу въехало 5,6 млн украинцев и 3,6 млн позже пересекли границу в обратном направлении. В случае Словакии это 713 тыс. и 448 тыс., вернувшихся на Украину. Венгрия приняла 1 342 тыс. беженцев, а данные о выезде отсутствуют1. На середину сентября 2022 г., в Польше зарегистрировано 1 379 тыс. украинцев, в Словакии - 93 тыс., в Венгрии - 29 тыс., и в Чехии - 431 тысяча2. Следует отметить, что в отличие от других стран Чехия решила помогать не только украинским беженцам, но и оппозиционным российским политикам, журналистам и ученым.
Во всех странах открыты специальные сайты и службы информации для украинских беженцев. Первое время последние получали жилье или временное место проживания; им предоставлялся социальный пакет сравнимый с тем, который государство дает собственным гражданам, хотя и с временными ограничениями. 1 сентября дети беженцев пошли в школы и детские сады. Открыты дополнительные возможности для поступления украинской молодежи в местные университеты. В Польше устроено в государственные воспитательные и учебные учреждения 142 тыс. украинских детей, в Чехии - 43,5 тыс.3.
Заключение
На оценку происходящего на Украине после 24 февраля 2022 года, а следовательно, и на определение степени участия в помощи украинской стороне стран Ви-шеградской группы, повлияли дискуссии, касающиеся предложения Москвы о гарантиях безопасности. В4 сплотило ожидание результатов переговоров Москвы и Вашингтона, а затем эскалация военного конфликта в непосредственном соседстве. Различия в подходах, особенно между Варшавой и Будапештом, не создали условий для раскола внутри группы, однако притормозили ее активность. Одной из причин стала напряженность в отношениях обеих столиц с Брюсселем, что подталкивает их друг к другу. Этот фактор перевешивал, как показывали события, различия в подходах к вопросам солидарности с Украиной. Польша дистанцировалась от Будапешта из-за его позиции по Украине, однако предпочитает не слишком ухудшать отношения, так как нуждается в поддержке венгерского премьер-министра.
В. Орбан объясняет возникшее противоречие тем, что один подход к украинской проблеме основан на разуме, другой идет от сердца, то есть более эмоцио-
1 Ukrainian refugees by country CEE 2022. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1293403/cee-ukrainian-refugees-by-country/ (дата обращения: 18.08.2022)
2 Ukraine Refugee situation. UNCHR. URL: https://data.unhcr.org/en/situations/ukraine (дата обращения: 18.08.2022)
3 Refugee flows from Ukraine. Data.europa.eu. URL: https://data.europa.eu/en/datastories/refugee-flows-ukraine (дата обращения: 18.08.2022)
нальный. Венгрия не в первый раз демонстрирует более гибкую позицию в военных конфликтах в своем регионе. Так, она уклонилась от участия в войне на Балканах в 1999 г., ссылаясь на стремление не навредить своей национальной диаспоре в югославской Воеводине. Сейчас она заняла схожую позицию по поводу российско-украинского вооруженного конфликта с учетом интересов венгерской диаспоры в Карпатской Украине, сформулировав свое отношение к СВО фразой «это не наша война, Венгрия должна остаться вне нее». Вместе с тем за последний год в регионе значительно усилилось доверие к НАТО и США как к потенциальным защитникам в случае расширения угроз с территории Украины.
Ни одна из стран региона не поддерживает действия России на Украине, и все хотят скорейшего завершения конфликта. Однако в качестве единственного способа влиять на Россию все видят ужесточение санкций, несмотря на то что они далеко не всегда эффективны. Процесс введения санкций возглавила Чешская Республика как председатель Совета ЕС, чьи отношения с Россией были разорваны уже за год до СВО.
К сожалению, отношения России со странами региона ухудшаются уже не первый год, в них преобладают ошибочные представления и субъективистские оценки, которые только усугубляют ситуацию. Она может рассматриваться как печальный, но закономерный результат таких подходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ведерников М.В. (2022) Председательство Чехии в Совете ЕС: первые итоги. Научно-аналитический вестник ИЕРАН. № 4. С. 7-17. DOI: 10.15211/vestnikieran42022717
Шишелина Л.Н. (2021) Кризис на польско-белорусской границе в свете эволюции миграционной политики вишеградских стран. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 6. С. 24-31. DOI: 10.15211/vestnikieran620212431
Шишелина Л.Н. (отв. ред.) (2010) Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. Весь мир, Москва, Россия. 563 с.
Шишелина Л.Н. (ред.) (2015) Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. Российский совет по международным делам (РСМД). .№ 22. Спецкнига, Москва, Россия. 80 с. ISBN 978-5-91891-445-8
Шишелина Л.Н. (2021) Драматический weekend российско-чешских отношений. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dramaticheskiy-weekend-
rossiysko-cheshskikh-otnosheniy/?sphrase_id=86599065 (дата обращения: 18.08.2022)
Шишелина, Л.Н., Габарта А.А. (2021) На границе тучи ходят хмуро: как Минск из восточного партнёра ЕС превратился в нарушителя спокойствия. РСМД. 17.11. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-granitse-tuchi-khodyat-khmuro-kakminsk-iz-vostochnogo-partnera-es-prevratilsya-v-narushitelya-sp/ (дата обращения: 15.12.2021) Legucka A. (2021) Russia Demands Security Guarantees from the U.S. and NATO. PISM Bulletin. No. 214(1910). 15.12. URL: https://www.pism.pl/publications/russia-demands-security-guarantees-from-the-us-and-nato (дата обращения: 18.08.2022)
Program ceského predsednictvi. Ceské predsednictvi v Rade Evropské unie. (2022) URL: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ddjjq0zh/programme-cz-pres-english.pdf (дата обращения: 04.08.2022)
Racz A. (2022) Oroszorszag nem megegyezni akar, hanem urugyet talalni a habomra. RTL. 27.01.2022. URL: https://rtl.hu/reggeli/2022/01/27/orosz-ukran-konfliktus-amerika-fegyverkezes-haboru (дата обращения: 18.08.2022)
Svoboda K. (2022) Putinova doktrina pfipomina Brezneva. Co reakce Kremlu na boufi v Ka-zachstanu a napeti kolem Ukrajiny fika o ruskem pohledu na svet? Info.cz. 18.01. URL: https://www.info.cz/zpravodajstvi/svet/putinova-doktrina (дата обращения: 18.08.2022)
Swierczynski M. (2021) Oferta Putina z Polsk^ w tle. W co tu gra Kreml? Polityka. 20.12. URL: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/ swiat/2147976,1 ,oferta-putina-z-polska-w-tle-w-co-tu-gra-kreml.read (дата обращения: 18.08.2022)
Visegrad Countries Against the Background of the Russian-Ukrainian Conflict
L.N. Shishelina*
Doctor of Sciences (History) Department of the Central and Eastern studies, Institute of Europe RAS 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009 *E-mail: l.shishelina@gmail.com
Abstract. The article analyses the origins of the attitude of Central European countries to the current military conflict in Ukraine, their historical fears and contents that aroused as the result of Moscow's proposals on the return of the European security system to the contours of 1997. Historical memory largely shared the predictable position of these countries in the conflict and the unconditional support of the Ukrainian side. The author asserts that the conflict contributed to the pro-Atlantic consolidation of the Central European region, to the deepening of the gap in relations with Russia and the emergence of new features in relations within the Visegrad region. Despite conflicted history Hungary decided to join Poland in their notion to extensively support Ukraine. Nevertheless, the understanding of the importance of regional solidarity, strengthened over 30 years of democratic development, keeps the Visegrad Group countries together, not allowing them to fall victim to any of the modern geopolitical poles.
Key words: Visegrad group, military conflict in Ukraine, refugees, humanitarian aid, military aid.
DOI: 10.31857/S0201708322060055 EDN: gpbdml
REFERENCES
Legucka A. (2021) Russia Demands Security Guarantees from the U.S. and NATO, PISM Bulletin, no. 214(1910), 15.12. URL: https://www.pism.pl/publications/russia-demands-security-guarantees-from-the-us-and-nato (accessed: 18.08.2022)
Program ceskeho predsednictvi. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. (2022) URL: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ddjjq0zh/programme-cz-pres-english.pdf (accessed: 04.08.2022)
Racz A. (2022) Oroszorszag nem megegyezni akar, hanem urugyet talalni a haborura. RTL. 27.01.2022. URL: https://rtl.hu/reggeli/2022/01/27/orosz-ukran-konfliktus-amerika-fegyverkezes-haboru (accessed: 18.08.2022)
Shishelina L.N. (2021) Krizis na pol'sko-belorusskoj granice v svete jevoljucii migracionnoj politiki vishegradskih stran [The current crisis on the Polish-Belarusian border in light of the evolution of the V4 migration policy]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, no. 6, pp. 24-31. DOI: 10.15211/vestnikieran620212431 (in Russian).
Shishelina L.N. (ed.) (2010) Vishegradskaja Evropa: otkuda i kuda? Dva desjatiletija po puti reform v Vengrii, Pol'she, Slovakii i Chehii [Visegrad Europe: where from — where to? Twenty years on the path of reforms in Hungary, Poland, Slovakia and Czech Republic]. Ves' Mir, Moscow, Russia (in Russian).
Shishelina L.N. (ed.) (2015) Otnoshenija Rossii i stran Vishegradskoj gruppy: ispytanie Ukrainoj [Russia and the Visegrad Group: the Ukrainian challenge], Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnjm delam (RIAC), no. 22. Spetskniga, Moscow, Russia. ISBN 978-5-91891-445-8. (in Russian).
Shishelina L.N. (2021) Dramaticheskij weekend rossijsko-cheshskih otnoshenij [Dramatic weekend of Russian-Czech relations]. RIAC. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dramaticheskiy-weekend-rossiysko-cheshskikh-otnosheniy/?sphrase_id=86599065 (accessed: 18.08.2022) (in Russian).
Shishelina, L.N., Gabarta A.A. (2021) Na granice tuchi hodjat hmuro: kak Minsk iz vostochnogo partnjora ES prevratilsja v narushitelja spokojstvija [Clouds go gloomily at the border: how Minsk turned from the EU's eastern partner into a troublemaker.]. RIAC. 17.11. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-granitse-tuchi-khodyat-khmuro-kakminsk-iz-vostochnogo-partnera-es-prevratilsya-v-narushitelya-sp/ (accessed: 15.12.2021) (in Russian).
Svoboda K. (2022) Putinova doktrina pfipomina Brezneva. Co reakce Kremlu na boufi v Ka-zachstanu a napeti kolem Ukrajiny fika o ruskem pohledu na svet? Info.cz. 18.01. URL: https://www.info.cz/zpravodajstvi/svet/putinova-doktrina (accessed: 18.08.2022)
Swierczynski M. (2021) Oferta Putina z Polsk^ w tle. W co tu gra Kreml? Polityka. 20.12. URL: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/swiat/2147976,1,oferta-putina-z-polska-w-tle-w-co-tu-gra-kreml.read (accessed: 18.08.2022)
Vedernikov M.V. (2022) Predsedatel'stvo Chehii v Sovete ES: pervye itogi [Czech Presidency of the EU Council: first results]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, no. 4, pp. 7-17. DOI: 10.15211/vestnikieran42022717 (in Russian).