Научная статья на тему 'ВИШЕГРАД - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ ЗАВЫШЕННОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ'

ВИШЕГРАД - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ ЗАВЫШЕННОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА УКРАИНЕ / БЕЖЕНЦЫ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шишелина Любовь Николаевна

В статье автор предпринимает попытку проанализировать истоки отношения центральноевропейских стран к нынешней стадии военного конфликта на Украине, их исторические страхи и опасения, вспыхнувшие еще осенью 2021 г. на фоне предложений Москвы по возвращению системы европейской безопасности к контурам 1997 г. Историческая память и основанное на ней отторжение любого давления, легли в заведомо предсказуемую позицию этих стран в обострившемся до вооруженной фазы конфликте и безоговорочной поддержке украинской стороны. По наблюдению автора, конфликт в целом способствовал проатлантической консолидации центральноевропейского региона, углублению разрыва в отношениях с Россией и появлению новых нюансов в отношениях внутри вишеградского региона. Вопреки предсказаниям о неизбежности распада союза четырех центральноевропейских государств, укрепившееся за 30 лет демократического развития понимание важности региональной солидарности удерживает страны Вишеградской группы вместе, не позволяя им стать жертвой любого из современных геополитических полюсов поодиночке. В описании событий, и, в частности, сути военного конфликта на Украине, автор придерживается терминологии, употребляемой в политическом пространстве анализируемого им региона, что позволяет сохранить объективизм в описании происходящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISEGRAD-RUSSIA: RELATIONS OF EXCESSIVE TURBULENCE

In the article, the author attempts to analyze the origins of the Central European countries' attitude to the current stage of the military conflict in Ukraine, as well as their historical fears that broke out in winter 2021/2022 against the background of Moscow's proposals to return the European security system to the outlines of 1997. Historical memory, rejection of the dictatorial system formed the obviously predictable position of these countries in the conflict and the unconditional support of the Ukrainian side. According to the author, the conflict as a whole contributed to the pro-Atlantic consolidation of the Central European region, the deepening of the gap in relations with Russia and the emergence of new nuances in relations within the Visegrad region. Nevertheless, contrary to the prediction of the inevitability of a break-up, the understanding of the importance of regional solidarity, which has been strengthened over 30 years of democratic development, keeps the Visegrad Group countries together, not allowing them to fall victim to any of the modern geopolitical poles alone. In defining the events, and, in particular, the essence of the military conflict in Ukraine, the author adheres to the terminology used in the political space of the region she analyzes, which allows her to preserve objectivism in describing what is happening.

Текст научной работы на тему «ВИШЕГРАД - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ ЗАВЫШЕННОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА СЕГОДНЯ

УДК 327

Любовь Шишелина

Вишеград — Россия: отношения завышенной турбулентности

Аннотация. В статье автор предпринимает попытку проанализировать истоки отношения центральноевропейских стран к нынешней стадии военного конфликта на Украине, их исторические страхи и опасения, вспыхнувшие еще осенью 2021 г. на фоне предложений Москвы по возвращению системы европейской безопасности к контурам 1997 г. Историческая память и основанное на ней отторжение любого давления, легли в заведомо предсказуемую позицию этих стран в обострившемся до вооруженной фазы конфликте и безоговорочной поддержке украинской стороны. По наблюдению автора, конфликт в целом способствовал проатлантической консолидации централь-ноевропейского региона, углублению разрыва в отношениях с Россией и появлению новых нюансов в отношениях внутри вишеградского региона. Вопреки предсказаниям о неизбежности распада союза четырех центральноевропейских государств, укрепившееся за 30 лет демократического развития понимание важности региональной солидарности удерживает страны Вишеградской группы вместе, не позволяя им стать жертвой любого из современных геополитических полюсов поодиночке. В описании событий, и, в частности, сути военного конфликта на Украине, автор придерживается терминологии, употребляемой в политическом пространстве анализируемого им региона, что позволяет сохранить объективизм в описании происходящего.

Ключевые слова: Вишеградская группа, военный конфликт на Украине, беженцы, гуманитарная помощь, военная помощь.

© Шишелина Любовь Николаевна - доктор исторических наук, заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. E-mail: l.shishelina@gmail.com

Тридцатилетие надежд и оптимизма

За 30 лет со времени смены систем отношения между государствами Ё Центральной Европы и Россией выстраивались по-разному. С некото-^ рыми странами они шли по поступательной линии вне зависимости от § смены правительств и международной обстановки, с другими колебались

00 в зависимости от новых геополитических реалий, в том числе, событий ^ к востоку, в отношениях между Россией и новыми независимыми госу-5 дарствами. Переломным моментом этих отношений стало вступление < государств Центральной Европы в НАТО и в ЕС в 1999 и в 2004 г., когда

1 они стали определяться не только двусторонними намерениями, но и

ш

^ отражением политики трансатлантических структур, в иерархии которых оказались вишеградские страны. Постепенно и сами отношения стали рассматриваться как составляющая часть отношений Россия — ЕС, либо Россия — НАТО. Наиболее успешным периодом этих новых комплексных отношений можно считать период с середины 1990-х гг., когда у российской стороны существовали планы наращивания сотрудничества с обеими трансатлантическими структурами. Однако с ослаблением этого вектора к концу первого десятилетия XXI в., не все отношения смогли удержать достигнутую планку. Критическое ухудшение наступило в конце второго, на рубеже третьего десятилетия XXI в., на фоне санкционной политики ЕС и НАТО в ответ на «дело Скрипалей», а затем и Врбетице. Таким образом, выход из ковид-ограничений не принес ожидавшегося всеми европейцами возобновления международных контактов, и они практически окончательно были разрушены в течение 2022 г. Последним официальным визитом в Москву высшего должностного лица региона стал приезд на встречу с Владимиром Путиным премьер-министра Венгрии Виктора Орбана 2 февраля 2022 г. Глава ФИДЕС еще раз посетил Москву спустя полгода, 3 сентября, чтобы проститься с Михаилом Горбачевым. «Потребовалось много усилий для того, чтобы 31 год назад без крови и человеческих жертв мы смогли высвободиться от Советского Союза, покончить с коммунизмом. Этого не могло бы произойти без Горбачева. Без крови, мирным путем, это не было бы возможным...» произнес Орбан на фоне стен Кремля (Мо82куаЬо1 ]е1еп1ке2еи... 2022). С президентом России, как можно предположить, он в тот раз не встречался. ^

Сентябрьский визит в Москву на прощание с инициатором пе- о рестройки самого известного и дольше других управляющего страной центральноевропейского политика символично «закольцевал» лучший период во взаимоотношениях России и ее соседей по континенту. За- ¡^ вершилась эпоха. Виктор Орбан, став на рубеже далеких 1990-х гг. ее центральноевропейским символом, как Лех Валенса и Вацлав Гавел, вновь выступает в этой роли. И нам теперь предстоит оценить и понять,

ск I

ч

О

< I

где были сделаны ошибки, прервавшие ее в — как нам кажется -самый неподходящий для того момент. Как написала бывший посол Венгрии в США Р. Семеркени, отвечая на вопрос как бы она оценила три десятилетия попыток обновления взаимоотношений с Москвой, «Трудно

и <

§ найти сейчас так сразу точное определение тому периоду — возможно,

00 мы назовем его "эпохой утраченных надежд и оптимизма" или "тремя прекрасными и наивными десятилетиями", — пока несомненно лишь то, что этот период окончательно завершен в 2022 г.».

В середине 1980-х гг., с приходом к власти в Москве М. Горбачева в

1 этой части Европы стало высвобождаться осмысленное интеллигентское ^ оппортунистическое движение, начавшее поиск выхода на свободный

европейских простор. В ту пору увидели свет многочисленные научные труды, литературные и философские эссе на тему европейской общности и ценностей гуманизма. Несмотря на продолжавшееся пробуксовывание официальной линии, увязшей во взаиморасчетах и не сразу освободившейся от идеологических подозрений1, расцвели связи между представителями научных и творческих профессий России и центральноевропей-ских стран. И этот эйфорический период, в целом длившийся до 1993 г. можно считать венцом реально рожденных взаимных симпатий между российским и центральноевропейскими народами. Однако «период романтизма» в отношениях закончился довольно быстро после того, как мир увидел кадры расстрела из танков здания Верховного совета в центре российской столицы. Это событие заставило начинавших строить новые общества венгров, поляков, чехов, словаков, литовцев вспомнить об аналогичных картинах на улицах Будапешта, Праги, Братиславы и других городов в то время Восточной Европы. На гребне этих реминисценций одно за другим государства уже Центральной Европы стали подавать просьбы о вступлении в НАТО и в ЕС, куда соответственно были приняты в 1999 и в 2004 г., причем после предварительных долгих согласований с Москвой, попыток последней убедить регион в преимуществах сохранения прежних экономических связей.

История не имеет сослагательного наклонения — эту аксиому знают все профессиональные историки, потому представить сегодня как иначе могли бы развиваться события в Москве в далеком уже 1993 г., если бы 2 развивавшая в России молодая демократия получила продолжение и о как сложились бы наши отношения, не имеет смысла. Такого понятия как «если бы» в нашем профессиональном поле не существует. С этой <

Так, например, Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между РФ и Венгрией, будучи подписанным в декабре 1991 г., был ратифицирован и вступил в силу только 6 марта 1995 г.

точки зрения прозвучавшее зимой 2021/2022 гг. российское предложение аннулировать все произошедшее за последнюю четверть века по-сути

о

геополитические изменения и вернуться к европейскому статус-кво на ^ 1997 год было воспринято в странах Вишеградской группы как утрата § связи со временем и более чем неадекватное предложение. Для этих m стран оно означало бы их выход из ЕС и НАТО и оставление в непонятном ^ статусе, который уже в начале 1990-х гг. оценивался ими как опасный.

Пролог конфликта: «нелетные условия»

В вишеградских странах озвученные Москвой в конце 2021 г. пред-

I и

ложения о возвращении Европы к контурам безопасности 1997 года встретили с удивлением и — на фоне нараставшей милитаризации на российско-украинской границе — с большой тревогой за свою собственную безопасность. Как расценили центральноевропейские аналитики, задача России касалась 14 стран, вступивших в альянс после 1997 г., в том числе Польши, Чехии и Венгрии, присоединившихся в 1999 г., т.е. почти четверть века тому назад, и успевших оценить преимущества членства в союзе по коллективной защите безопасности Европы: «Страны Североатлантического альянса считают требования России неприемлемыми и подчеркивают, что Москва не имеет права вето по этим вопросам» (Rosja chce wyprowadzenia... 2022) — отреагировали в Польше и соседних странах. Пытаясь разобраться в причинах появившегося по сути ультиматума, политические эксперты пришли к выводу, что предложение России созревало к недрах российской власти годами и «выражает, по сути, сумму всех российских страхов, связанных с расширением и укреплением НАТО, в том числе в ответ на созданные самой Россией угрозы. Россия хочет одним движением отменить всю геополитическую революцию, которая потребовала от десятков миллионов людей 30-летних усилий, колоссальных затрат, жертв, а иногда и риска. Россия уже 20 лет назад назвала эту революцию величайшим несчастьем XX в. и не прекращает попытки остановить ее и обратить вспять. Силой, как в Грузии и на Украине, или другим способом — как сейчас в переговорах с США и НАТО» (Marek Swierczynski... 2021).

Аналитик по вопросам безопасности польской газеты Polityka Insight < Марек Щвертшиньски отметил, что в документе, представленном на о

рассмотрение, «не упоминается ни словом об ограничениях с российской стороны по количеству и размещению войск, их оснащению наступательным вооружением, ни масштабу и частоте учений». Обратив внимание на полную оторванность российского предложения от современных европейских реалий, он оценил его как «попытку навязать НАТО пределы

к

<

и <

развития на восточном фланге» и в целом — «непригодным для полета условием».

Реакция на предложение Москвы о возвращении к положениям ^ 1997 г. вызвала примерно одинаковое отторжение во всех странах, всту-§ пивших в НАТО после этой даты. Никто в Центральной Европе не рас-m сматривал всерьез возможность обсуждения этой инициативы на рос-^ сийских условиях, однако, ощущая нарастающую напряженность, члены 5 альянса, к которым это могло относиться, ожидали реакции Вашингтона < и конкретных шагов с его стороны, попутно выражая удивление самим I фактом появления подобного документа: «трудно предположить, что

ш

русские этого не понимают и печатают документы только для того, чтобы размахивать ими перед камерами», — писали польские газеты (Marek Swierczynski... 2021).

Среди версий о причинах появления подобного документа именно в тот момент, когда, международная общественность задавалась вопросом о целях постоянных передвижений российских войск у восточной границы Украины, многими сводились к перипетиям внутренней российской политики, к стремлению Кремля «подчинить внешнюю политику внутреннему повествованию. Согласно этой версии, адресатом данного проекта является вовсе не НАТО, а внутреннее общественное мнение России, которому должна понравиться такая попытка „посадить" Запад, как и демонстрация решимости обратить вспять неблагоприятный с точки зрения имперской России ход событий последней четверти века» (Marek Swierczynski. 2021).

Предложения РФ прозвучали практически в канун Рождества, особого времени для Европы, что повышая градус тревожных предчувствий, омрачало столь ожидавшийся после ковидных локдаунов праздник. В аналитическом докладе от 15 декабря 2021 г. эксперт Института международных дел Агнешка Легуцка (Legucka A. 2021) выдвинула предположение, что Россия тем самым сделала заявку не меньше, чем на пересмотр мироустройства после 1989 г. Помимо стремления к подрыву деятельности НАТО и разобщению союзников, Россия, возможно хочет «получить косвенное влияние на процессы принятия решений союзниками», наладить политический процесс, который при оптимальном сценарии < позволил бы ей начать новую конференцию, посвященную европейской о

безопасности. «В ходе этих переговоров (например, с участием России, США, Германии, Италии, Великобритании и Франции) Россия будет стремиться к принятию юридически обязывающего соглашения. Концепция неделимости безопасности, продвигаемая Россией, может рассматриваться как попытка навязать международный порядок, основанный на сотрудничестве между сверхдержавами (concert of superpowers), при

к

<

и <

котором другие государства на практике имеют ограниченное право проводить независимую внешнюю политику и политику безопасности». Ё А это как раз особенно беспокоит центральноевропейские страны, не же-^ лающие возвращаться к унизительному статусу зависимости от внешних § обстоятельств, от которого они сумели избавиться за три десятилетия до оо того. Это ощущение великолепно выражено в эссе знаменитого чешского ^ писателя Милана Кундеры «Занавес»: «есть нации, которые обосновались 5 в залах для переговоров, и те, которые всю ночь ожидают в прихожей» | (Кундера М. 2014: 45).

Одновременно в требованиях России польский эксперт увидела

ш

^ намеренное выдвижение неприемлемых предложений, имеющих целью показать, «что отказ Запада вступить в диалог по ее предложениям приведет к оправданию упреждающего применения военной силы против Украины». Таким образом, польским экспертным сообществом предложения Москвы были восприняты не иначе как «шантаж в целях повысить готовность западных партнеров вступить в диалог с Россией по вопросам, которые рассматривались как основы правового и политического порядка в Европе после 1989 г. ...»

Конфликт вызревал в канун вступления на пост председателя Совета ЕС Чехии, а потому никак не мог бы быть обойден чешской программой председательства. Было понятно, что на ближайшее полугодие эта тема может стать одной из главных для европейской безопасности в целом, поэтому чешские аналитики отнеслись к происходящему с особым вниманием. Также как и польские коллеги, хотя и в несколько иных полутонах, они увидели в предложении Москвы о «возвращении» Европы к конфигурации безопасности до 1997 года, то есть до того, как страны Центральной Европы, включая Чехию, вступили в НАТО, «своеобразную просьбу российских официальных лиц к альянсу о гарантиях безопасности» (Svoboda К. 2022).

Однако можно найти и более резкие суждения, еще в январе 2022 г. квалифицировавшие предложения Москвы на фоне явно обострявшейся ситуации на российско-украинской границе как «игру ва-банк» в целях повышения ставок и давления на Запад, Европейский союз и НАТО ^ш-ко Ьга)е уаЬапк... 2022). В Центре безопасности европейских ценностей, 2 такие требования РФ как вывод сил альянса из Румынии и Болгарии или о возврат к ситуации 1997 г., то есть до расширения за счет включения посткоммунистических стран, включая Чехию, сочли абсолютно неприемлемыми и нереалистичными: «Любая страна имеет право вступить в любой альянс, и Россия должна уважать это» ^шко Ьга)е уаЬапк... 2022). Среди версий того, зачем это было нужно Кремлю, назывались две. Первая — «стремление российского лидера удерживать власть при падении

популярности» и вторая — это «желание оттеснить транзитные страны от контроля над нефтегазовыми потоками».

Вспоминая как «Владимир Путин относительно недавно признался ^ в своем негативном отношении к Ленину как к революционеру, который § превратил централизованное государство в конфедерацию, где нации даже т получили право покинуть ее», Карел Свобода из Карлова университета ^ делает вывод о том, что российский президент ничем не выделяется из 5 ряда российских правителей, которые боятся революций. «Следователь-< но, современная борьба с революциями не является чем-то таким, чего I Россия не испытывала в прошлом. В этом нет ничего нелогичного, потому ^ что в странах, где правительства не меняются путем выборов, нет другого способа заменить плохое правительство другим» (Svoboda К. 2022).

И в Венгрии, которую в России, а также по понятным причинам в Европейском союзе, считают наиболее лояльной к Кремлю централь-ноевропейской страной, экспертные круги аналогично оценили скрытый смысл предложения Москвы. Один из экспертов А. 2022) еще в январе 2022 г. предсказал, что несмотря на признание факта, что русские и украинцы стреляют друг в друга уже восемь лет, теперь вероятность эскалации больше, чем когда-либо. При этом Андраш Рац справедливо подчеркнул, что «у дипломатии сейчас мало шансов. Россия выдвинула нереалистичные и невыполнимые требования. Среди прочего, она хочет, чтобы НАТО отступило за границы 1997 г., что также означало бы отказ Венгрии от членства в НАТО, куда она вступила в 1999 г.» Предложение Кремля он оценил скорее как попытку найти оправдание возможному военному конфликту. Тем не менее, он предположил, что «эта война, скорее всего, останется украинско-российской двусторонней войной, она не распространится на территорию Венгрии, и венгерскому солдату уж точно не придется воевать. Однако, если по соседству с нами начнется война, мы почувствуем ее косвенные последствия в Венгрии. Это может повлиять на экономическую безопасность страны, могут появиться беженцы... »

В отличие от других стран региона в позиции венгров со времен войны в соседней Югославии в 1999 г. чувствуется обеспокоенность судьбой своих соотечественников, столетие назад оставшихся на территориях соседних государств. И как показывает новейшая история, это может рассматриваться как существенный фактор сдерживания от участия в каких о бы то ни было боевых действиях. В данном случае венгерские политики и эксперты открыто высказывают озабоченность судьбой закарпатских < венгров, которые либо могут пойти добровольцами в украинскую армию, либо окажутся там по призыву.

Таким образом, ни одна страна Центральной Европы не поддержала предложения Москвы о возвращении конфигурации европейской

безопасности к 1997 г. Напротив, здесь восприняли эти предложения как угрозу своей собственной и региональной безопасности, что заставило Ё еще прочнее сплотиться вокруг НАТО. Об аналогичном восприятии пред-^ ложений Москвы свидетельствовали шаги Финляндии и Швеции, стран § до 2022 года в альянс не входивших.

Собственно, ожидать иной реакции и не приходилось. За год до того ^ отношения с Чехией были испорчены самой массовой в истории двусто-5 ронних отношений взаимной высылкой дипломатов и «награждением» < этого государства статусом «недружественного». Отношения с Польшей I у современной России не складывались и ранее, а теперь превратились

I м

^ почти во враждебные. Летом 2022 г. в статус недружественных попала и Словакия после поставок вооружения на Украину. Венгрия при вполне деловых отношениях, также числится в списке «недружественных» вместе со всеми государствами ЕС.

Если бы при подготовке документа просчитывалась возможная реакция адресатов послания, то следовало бы учитывать и страхи, унаследованные политиками этих стран еще с «доперестроечных времен», что обусловило в итоге их вхождение в НАТО; а также позицию этих стран по Крыму, т.е. после трагических событий на Майдане в 2014 г., когда они решили помогать Украине восстановиться, разделив между собой сферы помощи и следовали этому курсу все 8 лет. Так что с точки зрения анализа международной обстановки России изначально надо было готовиться к самой резкой реакции со стороны вишеградских стран и не только. Политики и эксперты Центральной Европы внимательно следили за ходом событий, однако никто не ожидал, что напряженность, нараставшая в последние годы, выльется на рассвете 24 февраля 2022 г. в «специальную военную операцию».

Позиция Вишеградской группы

Весной 2022 г. создалась уникальная ситуация, когда Вишеградская группа, в которой до 1 июня 2022 г. председательствовала Венгрия, на фоне гораздо более тяжелого события на Украине, нежели осенний кризис 2021 года на польско-белорусской границе, осуществила меньше региональных консультаций и сформулировала меньше совместных < заявлений, нежели в период противостояния с Минском. Возможно, что о это в определенной мере связано с позицией в отношении конфликта, занятой Венгрией. Будапешт с первых дней и по настоящее время неу- <

станно заявляет о своем, с одной стороны, желании остаться вне военного ¡^

„ <

противостояния, с другой — о своей заинтересованности в скорейшем завершении «самого серьезного военного конфликта в Восточной Европе со времен Второй Мировой войны». Что касается первой позиции каби-

нета Виктора Орбана, то здесь следует подчеркнуть не только особый характер его личных отношений с президентом России, но и имеющийся Ё исторический прецедент, когда Венгрия уклонилась от участия в войне ^ в Югославии, инициированной НАТО сразу после приема в эту органи-§ зацию государств Центральной Европы. Осуждая агрессивные действия m Москвы, Венгрия тем не менее поначалу не сочла нужным принять более ^ активное участие в помощи Украине, чем это сделали ее партнеры по 5 Вишеградской группе.

Таким образом первое совместное заявление было сформулировано I и озвучено во время встречи премьер-министров стран Вишеградской

I и

группы с британским премьером в Лондоне 8 марта 2022 г.. В нем говорилось следующее: «Мы, лидеры стран Вишеградской группы (V4) и Великобритании, едины в осуждении агрессии России против Украины — жестокого, неспровоцированного и преднамеренного нападения на суверенное, мирное демократическое государство. Действия России и тех, кто им способствует, представляют собой вопиющее нарушение международного права и Устава ООН, которое подрывает европейскую безопасность и стабильность» (V4 + United Kingdom. 2022) Виктор Орбан, Петр Фиала, Матеуш Моравецкий, Эдуард Хегер и Борис Джонсон заявили «о полной поддержке президента, правительства и народа Украины, оказавшихся в условиях войны и отстаивающих суверенитет своей страны». Премьер-министры согласились как союзники координировать ответ России «с помощью самых решительных санкций и мер, включая передачу дела о нападении в Международный уголовный суд». В отношении Украины лидеры пяти государств договорились об «оказании поддержки растущему числу беженцев, в основном женщин, детей и стариков, спасающихся от бомбардировок гражданских объектов».

Другой важной темой, поднятой во время встречи в Британии, стала необходимость снижения зависимости от природного топлива из России в рамках повышения коллективной энергетической безопасности.

Следующая встреча в рамках В4 прошла в Будапеште 30 июня 2022 г. Собственно, на ней были обсуждены итоги венгерского председательства и официально провозглашен переход рычагов управления от Венгрии к Словакии на принципе ротации, закрепленном в више- ^ градском сообществе. Одновременно состоялась встреча министров о внутренних дел стран Вишеградской группы (Meeting of the ministers. 2022). Необходимость в этом была вызвана прибытием очередной волны беженцев из соседней Украины. Также предстояло обсудить вопрос возможности приема российских граждан, несогласных с политикой В. Путина и подвергающихся преследованиям за свои убеждения.

По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев на 13 марта число беженцев с Украины, принятых непосредственно гра-Ё ничащими с Украиной странами Центральной Европы, составляло ^ 2 593 236 человек. В том числе в Венгрии, Словакии и Польше оказалось — § 2 180 380. В Россию и Белоруссию переместились 132 591 человек. К концу

00 мая картина изменилась. В Польше спустя три месяца регистрировалось ^ 3 251 955 беженцев с Украины, в Венгрии 577 820, в Словакии 406 833.

Во время встречи в Будапеште министры внутренних дел стран Ви-< шеградской группы договорились о своей приверженности пресечению

1 незаконной миграции в регионе, в частности на Западных Балканах,

ш

^ которая также оказалась на подъеме. Однако главной темой стали все же новые события на восточной границе Европейского союза. Как было подчеркнуто, они требуют от ЕС адаптации существующей правовой базы к новой ситуации, что позволит государствам-членам эффективно реагировать на предстоящие вызовы. Министры осудили действия России и выразили свою поддержку Украине. Они согласились с тем, что конфликт на Украине представляет собой беспрецедентный вызов Европейскому союзу, государствам-членам центральноевропейского региона, на которые приходится значительная доля потока военных беженцев. Вместе с тем они отметили, что затягивание конфликта будет иметь дальнейшие долгосрочные последствия глобального значения, и заверили друг друга, что Будапешт, Братислава, Прага и Варшава могут рассчитывать друг на друга в решении этих проблем. На встрече была высказана уверенность в том, что В4 сможет обеспечить надлежащую защиту прибывающим с Украины беженцам, в соответствии с законодательством ЕС и национальным законодательством стран. Было принято решение обратиться к Европейской комиссии с просьбой о том, чтобы она обеспечила предоставление соответствующих ресурсов ЕС государствам-членам, оказавшимся втянутыми в данный сложный кризис.

11 октября в Братиславе, уже в рамках председательства Словакии, прошла встреча президентов Вишеградской четверки. Каталин Новак, Анджей Дуда, Зузана Чапутова и Милош Земан подтвердили свою позицию по событиям на Украине и осудили действия России. Так как встреча проходила после референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, главы государств также заявили о непризнании их итогов. Так, о впервые принимавшая участие в саммитах президентов В4 Каталин Новак заявила: «Мы решительно осуждаем агрессию Путина, осуждаем вооруженное нападение на суверенную независимую страну, осуждаем 5 объявление об аннексии украинских территорий и бомбежки гражданских объектов. Угроза применения ядерного оружия неприемлема. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы как можно скорее создать условия

для справедливого мира, потому что мы должны сохранить безопасную жизнь для наших детей и внуков» (Novak Katalin:. 2022).

Тем не менее, президент Словакии Зузана Чапутова посчитала необ-^ ходимым выразить сожаление в своей речи по поводу отсутствия единой § позиции вишеградских стран по поставкам вооружений на Украину, m имея в виду Венгрию (Czech president calls. 2022). За Будапешт всту-^ пился президент Чехии Милош Земан, заявив, что Венгрия принимает 5 активное участие в разминировании объектов на территории Украины < (Czech president calls. 2022). Кроме того, он выразил пожелание принять I в Вишеградскую группу Словению, которая долгие годы разделяет все цели объединения.

Помощь Украине

Страны Центральной Европы назвали развернутые Россией на Украине 24 февраля 2022 г. действия «агрессией», «войной», используя при этом разные степени экспрессии. Лидеры и ведущие политики Польши, Чехии и Словакии в первые же недели после начала конфликта, а кто-то и в первые же дни, посетили Киев, чтобы выразить солидарность с украинским народом и лично пожать руку президенту В. Зеленскому. Так, президент Польши Анджей Дуда весной — летом 2022 г. посетил Киев четыре раза и выступил в Раде, президент Словакии Зузана Чапутова приезжала один раз и также выступила перед депутатами украинского парламента. По нескольку раз побывали в Киеве и встречались с высшими должностными лицами премьер-министры Словакии и Польши — Эдуард Хегер и Матеуш Моравецкий, министры их кабинетов. Вместе с лидерами Польши, Литвы и Словении 15 марта посетил Киев и встретился с президентом премьер-министр Чехии Петр Фиала, летом в Киеве побывал министр иностранных дел Ян Липавский. От Венгрии на Украине побывал Парламентский госсекретарь и заместитель министра иностранных дел Левенте Мадьяр, а 26 ноября с президентом Владимиром Зеленским в Киеве встретилась президент Венгрии Каталин Новак. На обратном пути в Будапешт она посетила Закарпатье, где приняла участие в ряде мероприятий венгерской общины.

Как и в 2014 г. центральноевропейские политики решили оказать ^ помощь в восстановлении причиненных Украине разрушений. Причем о Чехия, Польша и Словакия осуществили также военно-технические поставки. Как и страны Балтии, они передали Киеву устаревшую в смысле модернизации, но вполне работоспособную и привычную украинцам военную технику советского образца. Венгрия от поставок техники и оружия отказалась по принципиальным соображениям. Кроме того, прези-

дент Чехии Милош Земан подписал закон, разрешающий чешским добровольцам принимать участие в боевых действиях на территории Украины.

Польша предоставила Украине оружия и другой военной техники на ^ сумму не менее 1,7 млрд долл., заявил президент Анджей Дуда (Poland § has given... 2022), который повторил свой призыв к союзникам страны m помочь ей восполнить дефицит после переданного Киеву. «Мы оказы-^ ваем Украине самую большую военную помощь, которую мы когда-либо 5 оказывали какой-либо стране», — сказал Дуда. «Мы также являемся основ-< ным поставщиком тяжелого вооружения на Украину. Речь идет о сотнях i танков, боевых машин, артиллерии, а также о беспилотных летательных аппаратах, зенитных установках, боеприпасах, запасных частях и другом оборудовании». Как следует из того же источника, Польша является третьей страной по военным поставкам Украине после США и Великобритании (Poland has given. 2022). По данным агентства Bloomberg суммарно помощь Польши Украине в 2022 г. может превысить 5 млрд долл. (Poland Will Spend. 2022).

Данные свидетельствуют о том, что лидером в стоимости поставок (т.е. в пересчете на национальный ВВП) за период с января по август 2022 . стала Эстония (0,83%), за ней следует Латвия (0,8%) и на третьем месте находится — Польша (0,49%) (Total bilateral aid. 2022). Объем помощи Чехии и Словакии оказался одинаковым — 0,19%. Помощь Венгрии составила на тот момент 0,03%. Для сравнения — помощь Германии составила 0,08 %, а Франции — 0,04% от ВВП этих стран. Варьируется и содержание помощи. В то время как Эстония поставляет Украине исключительно военную помощь, в польском пакете преобладает финансовая помощь (Pomoc dla Ukrainy... 2022).

Выступая на донорской конференции в Варшаве в мае, министр иностранных дел Чехии Ян Липавский заявил, что правительство Чехии выделит Украине дополнительно 18 млн евро (около 443 млн долл.) в качестве гуманитарной помощи. К тому времени Чешская Республика уже предоставила Киеву помощь на сумму 22 млн евро (более 540 млн чешских крон). По словам министра, во время председательства Чехии в совете Европейского Союза во второй половине года Чехия также могла бы провести донорскую конференцию. В этот же раз государства и ор- 2 ганизации обязались выделить в общей сложности 6,5 млрд долларов о (более 150 млрд крон) (Cesko dá dalsích... 2022).

Помощь от чешского кабинета министров составит около 1 млрд < чешских крон. По словам Липавского, на счетах гуманитарных органи- ¡^ заций были собраны гораздо большие суммы. «За это мы должны сказать большое спасибо всем гражданам Чехии, которые как могут помогают украинцам в этой сложной ситуации». Липавский также напомнил, что

Чехия приняла более 300 000 украинских беженцев. Война на Украине и связанные с ней гуманитарные и геополитические последствия также

о

определили приоритеты предстоящего председательства Чехии в совете ^ ЕС. «Мы готовы инициировать комплексную программу стабилизации, § восстановления и жизнестойкости Украины с региональным охватом

00 Молдовы и Грузии», — сказал он.

На той же конференции министр иностранных дел Венгрии Пе-5 тер Сийярто, по данным агентства МТ1, предложил Украине помощь < на 37 млн евро (911 млн крон) и осудил российскую агрессию и грубые

1 нарушения прав человека. «Мы можем четко отличить нападающего от

I м

^ подвергшегося нападению», — сказал он (Cesko da dalsích... 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Премьер-министр Словакии Эдуард Хегер там же заявил, что его страна солидарна с Украиной, и является лояльным соседом. «Безопасность и процветание Украины также являются нашей заботой. В дополнение к финансированию гуманитарной помощи и обеспечению жизненных потребностей беженцев, мы выделили еще 5 миллионов евро на развитие украинских регионов в рамках словацко-украинского трансграничного сотрудничества» (Б1оуешко розкуШе икгадпе... 2022).

Во время визита в Киев и встречи с В. Зеленским словацкий премьер сообщил, что Словакия с самого начала занимала четкую позицию в отношении войны на Украине. «Наше правительство предложило помощь украинским военным, например, в виде ремонта их поврежденной или устаревшей техники. Мы также можем вспомнить передачу в дар системы ПВО С-300, событие, которое вызвало неоднозначную реакцию среди словаков. Тем не менее, мы также отправили на Украину и другое оборудование и военную технику на миллионы евро. Они также включают в себя гаубицы Zuzana 2 и 30 бронетранспортеров» (Б1оуешка ротос икгадпе... 2022). Словацкий премьер также пояснил, что за эти поставки Словакия, получает компенсацию от своих союзников по НАТО.

Как заявила в сентябре в одном из интервью министр обороны Чехии Яна Чернохова, её страна поставила Украине оружие и оборудование примерно на четыре миллиарда крон и могла бы компенсировать до 80% военной помощи, которую она направила Украине, из фондов Европейского Союза (Еи Ьу тоЫа... 2022). Министр отметила, что поскольку Чехия о была одной из первых стран, отправивших оружие на Украину, чешские оружейные компании имеют шанс более тесно сотрудничать с Украиной. Они также могут привлечь средства из нескольких фондов. На летней ¡^ конференции доноров в пользу Украины в Копенгагене Чешская Республика представила около 50 промышленных проектов, которые чешская

оборонная промышленность способна реализовать уже в ближайшие = месяцы в сотрудничестве с украинцами.

Взаимоотношения между Будапештом и Киевом не в пример другим ^ вишеградским столицам долго не ладились. Бывшая посол в Будапеште § Любовь Непоп открыто поддерживала оппозицию в ходе парламентских m выборов 2022 г. Не упускали случая задеть друг друга и два национальных ^ лидера. В. Зеленский ставил в укор В. Орбану его связи с Москвой, дело-5 вые отношения с В. Путиным и недостаточную — по его мнению — по-< мощь Украине. Тем не менее, помимо помощи во время международного i донорского марафона, Венгрия осуществляла поставки медицинского

i и

оборудования и продуктов питания. После посещения Киева и ставшего знаменитым на весь мир поселка Буча, парламентский секретарь по иностранным делам и заместитель министра иностранных дел Венгрии Левенте Мадьяр заявил о готовности Венгрии построить там детский сад, больницу, почтовое отделение и здание для администрации города (Magyarország segít... 2022). Тогда же Мадьяр заявил о готовности Венгрии создать возможности для вывоза из Украины ее зерна для продажи на мировых рынках (Magyar Levente. 2022).

То, что Венгрия не поставляет оружия Киеву не означает, что она поддерживает Россию в ее действиях. В канун общенационального дня поминовения жертв событий 1956 года, который отмечается в Венгрии уже четвертое десятилетие 23 октября, выступая по общенациональному радио, премьер министр Венгрии сказал: «Нет необходимости объяснять венграм жестокость советской армии, наступающей с Востока, или каково это — сражаться с русскими сейчас. Наш Зеленский, тогдашний премьер-министр Венгрии, был казнен после 1956 г. Мы знаем, что такое жестокость и что такое война» (Orbán: Our Zelensky... 2022).

Установить скольким беженцам внутри этих стран была оказана помощь достаточно сложно, так как большая часть из них перемещается по Европе, возвращается на родину или даже уезжает к родственникам в Россию. Так, за полгода с начала войны в Польшу въехало 5,6 млн украинцев, и 3,6 млн позже пересекли границу в обратном направлении. В случае Словакии это 713 тыс. и 448 вернувшихся на Украину. Венгрия приняла 1 342 тыс. беженцев, а данные о выезде отсутствуют 2 (Number of border crossings. 2022). По данным на середину сентября о 2022 г. (Refugees from Ukraine. 2022) в Польше было зарегистрировано 1 379 тыс. украинцев, в Словакии 93 тыс., в Венгрии 29 тыс. и в Чехии — < 431 тыс. Причем следует отметить, что в отличие от других стран Чехия ¡^ решила помогать не только украинским беженцам, но и преследуемым в России политикам журналистам, ученым. Вполне с традицией 100-лет-

ск I

ч

О

< I

ней давности, когда первый президент Чехословакии Т.Г. Масарик объявил о помощи русской профессорской эмиграции.

Во всех странах были открыты специальные сайты и службы информации для украинских беженцев. Первое время они получали жилье

и <

§ или временное место проживания, им предоставлялся социальный па-m кет сравнимый с тем, который государство предоставляло собственным гражданам, однако имевший временные ограничения. 1 сентября дети беженцев пошли в школы и детские сады. Соответственно, были открыты < дополнительные возможности для поступления украинской молодежи I в местные университеты. Так в Польше было устроено в государствен-

I и

ные воспитательные и учебные учреждения 142 тыс. украинских детей, в Чехии — 43,5 тыс.

Подводя итог

Военные действия на Украине с одной стороны существенно сплотили вишеградские страны, с другой — углубили их противоречия с Россией. Это можно сказать и о Венгрии, позиция которой под давлением из Брюсселя, действующего на фоне украинского кризиса с особой напористостью, начинает меняться. В 2022 г. число граждан, считающих путь на Запад более перспективным, нежели на Восток в этой стране возросло на 6% (с 32 до 38%) (GLOBSEC Trends 2022.: 16). На 5% выросла поддержка членства страны в НАТО (с 80 до 85%) ((GLOBSEC Trends 2022.: 28). На кону способность Будапешта удерживать баланс между восточным и западным направлениями, прагматически выгодными, но становящимися все более сложносочетаемыми для Виктора Орбана. Появились и глубинные разногласия внутри Вишеградской группы. Польша утратила былую привязанность к Будапешту, из-за его позиции по Украине, однако предпочитает не разрывать отношения совсем, так как нуждается в поддержке лидера ФИДЕС в своей полемике с Брюсселем. Виктор Орбан объясняет возникшее противоречие с Варшавой различиями в подходах сердца и разума к украинской проблеме. Венгрия не впервые демонстрирует более гибкую позицию в военных конфликтах в своем регионе. Так она уклонилась от вовлечения в войну на Балканах в 1999 г., ссылаясь на стремление не навредить своей национальной диаспоре в югославской Воеводине. ^ Сейчас она заняла схожую позицию по поводу российско-украинского о вооруженного конфликта ввиду венгерской диаспоры в Карпатской Украине, сформулировав свою позицию фразой «это не наша война, Венгрия должна остаться вне нее».

Встреча премьер-министров стран Вишеградской группы в Кошице 24 ноября 2022г. стала важной с точки зрения подтверждения намерений к дальнейшей консолидации усилий во имя сохранения единства регио-

на. Ни одна из вишеградских стран не поддерживает военных действий России на Украине, и все хотят их скорейшего завершения, однако един-Ё ственным способом влиять на Россию все видят ужесточение санкций, ^ даже несмотря на то, что по опыту 2014 г., они не всегда оказываются § эффективными. Этот процесс «санкционирования» как председателю m совета ЕС пришлось возглавить Чешской республике, чьи отношения ^ с Россией оказались почти на грани разрыва уже за год до начала нынеш-5 него конфликта. Поэтому во время председательства Чехии в Совете ЕС < визит в Москву главы Совета ЕС — премьер-министра Чехии — с миссией I инициации диалога либо примирения сторон — как это практикуется

I и

в Евросоюзе, и как уже было в практике Чехии во время ее первого председательства и первого газового конфликта между Москвой и Киевом, оказался невозможен.

Как показывает анализ настроений среди населения этих стран, снованный на опросах, проведенных авторитетным центральноевро-пейским аналитическим центром GLOBSEC, поддержка жителями своих правительств существенно возросла в 2022 г. в Чехии (13%) и в Венгрии (4%), в Польше и в Словакии она осталась на прежнем уровне (41% и 30% соответственно). Параллельно выросла и удовлетворенность функционированием демократии в этих странах (GLOBSEC Trends 2022.: 74). Однако если вернуться к теме отношения населения к происходящему к востоку от них, то число граждан Чехии, уверовавших в российскую угрозу в 2022 г. возросло вдвое по сравнению с 2020 г., поднявшись с 43% до 84%. В Словакии рост опасений составил 42% (20% — 62%), в Польше 22% (68% — 90%), в Венгрии 20% (25% — 45%) (GLOBSEC Trends 2022.: 40). От 48% (Венгрия) до 87% (Польша) граждан вишеградских стран считают виноватой в военном конфликте Россию, в то время как лишь от 5% (Польша) до 28% (Словакия) считают, что конфликт был спровоцирован Западом, и еще от 2% (Польша) до 18% (Венгрия) считают, что причиной стало подавление прав русскоязычного населения Украиной. В том, что политику санкций в отношении России необходимо продолжать, как следует из доклада, уверены 88% поляков, 78% чехов, 50% словаков и 45% венгров. Нельзя не отметить и того, что от 6% (Польша) до 26% (Венгрия) опрошенных в этих странах склонны видеть отличия между официальной линией правительства России и настроениями россиян (GLOBSEC Trends о 2022.: 68, 62).

К сожалению, отношения России со странами региона уже не первый год движутся по наклонной, в них преобладают иллюзорные представления и субъективистские оценки, лишь более запутывающие ситуацию. Нынешняя ситуация поэтому может рассматриваться как печальный, но закономерный результат данного подхода. Экспертное сообщество в этих

странах все больше сравнивает происходящее на Украине с событиями 1956, 1968 и 1980 гг. в Венгрии, Чехословакии и Польше. Отношения с Ё Россией явно вошли в зону повышенной турбулентности, если и вовсе ^ не свалились в штопор. Мы уже приводили выше цитату из выступления § Виктора Орбана, сравнившего Владимира Зеленского с Имре Надем. На m проходившем в сентябре 2022 г в чешском Усти-над-Лабем XII съезде ^ чешских историков, известный чешский историк, бывший директор Ин-5 ститута современной истории Чешской академии наук, Олдржих Тума, < отвечая на вопрос издания Денник о том, помогает ли опыт 1968 г. чехам I понять что происходит на Украине, сказал: «Помогает. Это показывает связь между исторической памятью и формированием нынешней политики по отношению к войне в Украине. В чешском случае ясно видно, что опыт августа 1968 года сильно изменил традиционную чешскую ру-софилию. Она рухнула уже даже в послевоенном двадцатилетии, когда нужно было восхвалять все советское и когда благоговейное отношение к Советскому Союзу было повсеместным. Однако ужасный опыт вторжения и тот факт, что Советский Союз справедливо воспринимался как главная опора и гарант режима чехословацкой нормализации в последующие двадцать лет, стали поворотным моментом. Это сильно повлияло на чешскую историческую память. И так же мы воспринимаем нынешнюю роль России и ее агрессию против Украины» (Putin mobilizaci ohrozil... 2022). Как отметил профессор, различие в том, что «Чехословакия в то время была совершенно одинока, и даже не обращалась ни к кому за помощью и поддержкой, в то время как Украина подает заявку в ЕС и стремится к этому очень интенсивно, по крайней мере, после 2014 г.»

Таким образом, обращение к событиям второй половины ХХ века, омрачавшим наши двусторонние отношения снова вернется в той или иной мере во взаимное восприятие народов региона и России. Возможно будут отложены на дальние полки труды, проделанные за эти годы историками России и центральноевропейских стран в стремлении к преодолению тяжелого наследия. Безусловно появятся новые темы и новые ракурсы. Три десятилетия «оптимистичных отношений» — назовем их пока так — показали, что отношения России с центральноевропейским регионом в силу геополитических реалий не могут строиться без уче- 2 та характера ее отношений с непосредственными соседями, «новыми о независимыми государствами» с 1991 года. Эти государства являются и непосредственными соседями вишеградских стран, и ЕС в целом. По- < тому наиболее разумным ответом на политику Восточного партнерства в свое время могла бы быть политика «совместного партнерства» в этом регионе, о которой мы уже писали. К сожалению, теперь отношения придется восстанавливать и с одним регионом, и с другим. Вопрос — когда

ск I

ч

О

< I

<

это станет возможным. Есть страны в Центральной Европе, где готовы к трудным и где-то даже имиджевым компромиссам, есть те, кто к такому повороту не готов. И тех, и других можно понять (Oroszorszag БШуоБ... 2022). И слово «понять» — пожалуй, ключевое для будущих отношений, о

и <

§ которых пока, увы, можно только рассуждать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Cesko da dalsich temer 450 milionfl Kc na humanitarni pomoc Ukrajine. Ceske Noviny. 05.05.2022. Available at: https://www.ceskenoviny.cz/zpravy/cesko-da-dalsich-temer-450-mil-ionu-kc-na-humanitarni-pomoc-ukrajine/2201733 (accessed 10.12.2022).

Czech president calls for Visegrad group expansion to Slovenia. Euractiv. 12.10.2022. Available at: https://www.euractiv.com/section/all/short_news/czech-president-calls-for-visegrad-group-expansion-to-slovenia/ (accessed 10.12.2022).

EU by mohla Cesku proplatit az 80 procent vojenske pomoci Ukrajine, uvedla ministryne Cerno-chova. E15. Available at: https://www.e15.cz/valka-na-ukrajine/eu-by-mohla-cesku-pro-platit-az-80-procent-vojenske-pomoci-ukrajine-uvedla-ministryne-cernochova-1393114 (accessed 10.12.2022).

GLOBSEC Trends 2022. GLOBSEC. 2022. Available at: https://www.globsec.org/sites/default/ files/2022-05/GL0BSEC-Trends-2022.pdf (accessed 15.12.2022).

Legucka, A. (2021). Russia Demands Security Guarantees from the U.S. and NATO. PISM Bulletin 214(1910). 15.12.2021. Available at: https://www.pism.pl/publications/russia-demands-se-curity-guarantees-from-the-us-and-nato (accessed 10.12.2022).

Magyar Levente: Magyarorszag folytatja Ukrajna tamogatasat. Origo. 18.07.22. Available at: https://magyarnemzet.hu/kulfold/2022/07/magyar-levente-magyarorszag-folytatja-ukraj-na-tamogatasat (accessed 10.12.2022).

Magyarorszag segit Ukrajnanak az fljjaepitesben. Mandiner. 20.07.2022. Available at: https:// mandiner.hu/cikk/20220720_magyar_levente_kulugyminiszterium_magyarorszag_ukrajna_se-gitsegnyujtas_ujjaepites (accessed 10.12.2022).

Marek Swierczynski, Oferta Putina z Polsk^ w tle. W co tu gra Kreml? Polityka. 20.06.2021. Available at: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/swiat/2147976,1,oferta-putina-z-polska-w-tle-w-co-tu-gra-kreml.read (accessed 10.12.2022).

Meeting of the ministers of interior of the Visegrad group, Budapest, 30 June 2022 Joint declaration. Visegrad group. 30.06.2022. Available at: https://www.visegradgroup.eu/download. php?docID=497 (accessed 10.12.2022).

Moszkvabol jelentkezett be videon Orban Viktor. RTL. 03.09.2022. Available at: https://rtl.hu/ kulfold/2022/09/03/moszkvabol-orban-viktor-gorbacsov-temetes (accessed 13.12.2022).

Novak Katalin: A V4-eknek van kozos mondanivalojuk! Magyar Nemzet. 12.10.2022. Available at:

https://magyarnemzet.hu/kulfold/2022/10/novak-katalin-a-v4-eknek-van-kozos-mondani- < valojuk (accessed 10.12.2022). о

Number of border crossings between Ukraine and Central and Eastern European (CEE) countries after Russia's invasion of Ukraine from February 24 to November 29, 2022, by selected country. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/1293403/cee-ukrainian-refugees-by-country/ (accessed 10.12.2022). <

Orban: Our Zelensky was executed after 1956. Telex. 14.10.2022. Available at: https://telex.hu/ english/2022/10/14/orban-our-zelensky-was-executed-after-1956 (accessed 28.10.2022).

ск I

о

и <

1= О

< I

<

Oroszorszag sulyos nemzetkozi poziciovesztest szenvedett el — Szemerkenyi Reka a Mandinernek. Mandiner. 04.11.2022. Available at: https://mandiner.hu/cikk/nyomtatas/20220411_oro-szorszag_ukrajna_haboru_szemerkenyi_reka?fbclid=rwAR1eoSS_HJclThxLlhlHEggOzLU-zs7vUnSOlV5t1Uu74HVXoPhdI-_uIpe4 (accessed 28.11.2022).

Poland has given Ukraine military aid worth at least $1.7bn, expects allies to help fill the gaps. Notes From Poland. 15.06.2022. Available at: https://notesfrompoland.com/2022/06/15/ poland-has-given-ukraine-military-aid-worth-at-least-1-7bn-expects-allies-to-help-fill-the-gaps/ (accessed 10.12.2022).

Poland Will Spend 1% of GDP to Aid Ukraine Refugees, Study Shows. Bloomberg, 27.07.22. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-07-27/poland-will-spend-1-of-gdp-to-aid-ukraine-refugees-study-shows (accessed 10.12.2022).

Pomoc dla Ukrainy. Wsparcie z Polski nalezy do najwi^kszych, wyjasniamy czyja to zasluga. 300Gospodarka.pl. 23.04.2022. Available at: https://300gospodarka.pl/analizy/pomoc-dla-ukrainy-wsparcie-z-polski-nalezy-do-najwiekszych-wyjasniamy-czyja-to-zasluga (accessed 10.12.2022).

Putin mobilizaci ohrozil stabilitu Ruska, rika historik Oldrich Tuma. Denik.cz. 22.09.2022. Available at: https://www.denik.cz/z_domova/putin-mobilizaci-ohrozil-stabilitu-ruska-rika-his-torik-oldrich-tuma-20230922.html (accessed 13.12.2022).

RaczA.: Oroszorszag nem megegyezni akar, hanem urugyet talalni a haborura. RTL. 27.01.2022. Available at: https://rtl.hu/reggeli/2022/01/27/orosz-ukran-konfliktus-amerika-fegyverkez-es-haboru (accessed 10.12.2022).

Refugees from Ukraine recorded across Europe. UNHCR. Available at: https://data.unhcr.org/en/ situations/Ukraine (accessed 10.12.2022).

Rosja chce wyprowadzenia wojsk NATO z panstw przyj^tych do Sojuszu po 1997 roku. Radiopik. 21.01.2022. Available at: https://www.radiopik.pl/3,98137,rosja-chce-wyprowadzenia-wojsk-nato-z-panstw-prz (accessed 10.12.2022).

Rusko hraje vabank. Je cas obratit role a uvalit preventivni sankce, navrhuje analytik Stulik. Rozhlas. 21.01.2022. Available at: https://plus.rozhlas.cz/rusko-hraje-vabank-je-cas-obratit-role-a-uvalit-preventivni-sankce-navrhuje-8665125 (accessed 10.12.2022).

Slovenska pomoc Ukrajine v pomere so statnym HDP. Sme vo svetovej top desiatke pred Ces-kom. Dennikn. 21.04.2022. Available at: https://dennikn.sk/2815713/slovensko-je-stvrte-v-mnozstve-pomoci-pre-ukrajinu-usa-davaju-viac-ako-cela-eu-grafy/?ref=tit1 (accessed 10.12.2022).

Slovensko poskytne Ukrajine pomoc viac ako 530 milionov eur zo zdrojov EU. Vlada SK. 09.04.2022. Available at: https://www.vlada.gov.sk/slovensko-poskytne-ukrajine-pomoc-viac-ako-530-milionov-eur-zo-zdrojov-eu/ (accessed 10.12.2022).

Svoboda, K. (2022). Putinova doktrina pripomina Brezneva. Co reakce Kremlu na bouri v Kazach-stanu a napeti kolem Ukrajiny rika o ruskem pohledu na svet? Info. 18.01.2022. Available at: https://www.info.cz/zpravodajstvi/svet/putinova-doktrina (accessed 10.12.2022).

Total bilateral aid commitments to Ukraine as a percentage of donor gross domestic product (GDP) between January 24 and November 20, 2022, by country. Statista. Available at: https:// www.statista.com/statistics/1303450/bilateral-aid-to-ukraine-in-a-percent-of-donor-gdp/ (accessed 10.12.2022). <

V4 + United Kingdom Joint Statement of Prime Ministers 8 March 2022, London. Visegrad group. u 08.03.2022. Available at: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=488 (accessed < 10.12.2022).

< о

IMuuieMiHa fl. Bwwerpafl - POCCMA: OTHOweHMA 3aBbiweHHOM Typ6yfleHTHOCTM 23

VISEGRAD-RUSSIA: RELATIONS OF EXCESSIVE TURBULENCE

Ds

I

Lyubov Shishelina

i_

Institute of Europe, RAS, Moscow, Russia, e-mail: l.shishelina@gmail.com

<

1= o

a. m

Abstract. In the article, the author attempts to analyze the origins of the Central European counts

tries' attitude to the current stage of the military conflict in Ukraine, as well as their historical fears that broke out in winter 2021/2022 against the background of Moscow's proposals to return the European security system to the outlines of 1997. Historical memory, rejection of the dictatorial system formed the obviously predictable position of these countries in the conflict and the unconditional support of the Ukrainian side. According to the author, the conflict as a whole contributed to the pro-Atlantic consolidation of the Central European region, the deepening of the gap in relations with Russia and the emergence of new nuances in relations within the Visegrad region. Nevertheless, contrary to the prediction of the inevitability of a break-up, the understanding of the importance of regional solidarity, which has been strengthened over 30 years of democratic development, keeps the Visegrad Group countries together, not allowing them to fall victim to any of the modern geopolitical poles alone. In defining the events, and, in particular, the essence of the military conflict in Ukraine, the author adheres to the terminology used in the political space of the region she analyzes, which allows her to preserve objectivism in describing what is happening.

Key words: Visegrad group, military conflict in Ukraine, refugees, humanitarian aid, military aid.

Ds <

U <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.