Научная статья на тему 'Виртуология и виртуальная проблематика: современные концептуальные подходы'

Виртуология и виртуальная проблематика: современные концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУОЛОГИЯ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VIRTUAL TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. / COMPUTER VIRTUAL TECHNOLOGIES / VIRTUOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юхвид Алексей Владимирович

В данной статье автор анализирует современные концептуальные подходы к проблемам виртуальности и виртуальной реальности с позиции виртуологии, задачей которой является комплексное изучение виртуальной проблематики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author analyzes modern conceptual approaches to problems of virtuality and a virtual reality from a position of virtuology, which problem is complex studying of a virtual problematics.

Текст научной работы на тему «Виртуология и виртуальная проблематика: современные концептуальные подходы»

ВИРТУОЛОГИЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

А.В. ЮХВИД кандидат философских наук, докторант кафедры социальной философии РУДН

В современной философской науке виртуальная проблематика комплексно изучается в виртуологии. С точки зрения виртуологии, данная проблематика представляет собой единое проблемное поле, в котором научные исследования проводятся на трех уровнях -виртуальность, виртуальная реальность и виртуальные технологии.

В рамках первого уровня научных исследований в виртуологии проводится комплексный анализ категориальных и культурно-исторических научных разработок в рамках виртуальной проблематики и устанавливается смысловое значение ее исходных терминов -"виртуальность" и "виртуальный", имеющих глубокие исторические и семантические корни, а также проводится анализ новых терминов на их основе, которые составляют базу всех концептуальных подходов в рамках виртуальной проблематики. Также на данном проблемном уровне в виртуологии проводится анализ ряда концептуальных подходов, имеющих в своей основе понятия «виртуальность» и «виртуальный». К ним относятся реально-виртуальный подход М. Кастельса, актуалогический подход Д.В.Пивоварова и др.

На втором уровне научных исследований в виртуологии проводится комплексный анализ концептуальных подходов, в которых традиционно основным объектом исследования является виртуальная реальность (компьютерная, общественная, диалогическая и т. д.). К таким подходам можно отнести: виртуально-общественный Г. Рейнгольда, диалогический М.Ю. Опенкова и ряд других. Помимо концептуальных

Юхвид Алексей Владимирович, e-mail: ayukhvid@mail.ru

философских подходов проблематика виртуальной реальности рассматривается в большом количестве современных философских, гуманитарных, естественнонаучных и междисциплинарных исследований.

На третьем уровне научных исследований в виртуологии проводится комплексное изучение виртуальных технологий в их концептуальном философском понимании. Они являются основным предметом исследования в технологическом подходе к виртуальной проблематике, который был разработан автором данной статьи1.

Данная статья посвящена рассмотрению ряда современных философских подходов к виртуальной проблематике, относящихся к ее первому и второму уровням.

Реально-виртуальный подход к проблемам виртуальности был разработан М.Кастельсом. В рамках данного подхода М. Кастельс пишет о том, что культуры созданы из коммуникационных процессов. А все формы коммуникации, по Р. Барту и Ж. Бодрийяру, основаны на производстве и потреблении знаков. Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Поэтому исторически специфичным в новой коммуникационной системе, организованной вокруг электронной интеграции всех видов коммуникации, от типографского до мультисенсорного, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности. Кастельс объясняет это с помощью толкового словаря. Он берет следующие толкования терминов "виртуальный" и "реальный": "виртуальный - существующий на практике, хотя не строго в данной форме или под данным именем" и "реальный -

См.: Юхвид А.В. Виртуология: гносеологические и социально-философские аспекты //Социально-гуманитарные знания,2008, №3, с. 103-114.

фактически существующий". Таким образом, по М. Кастельсу, реальность, так, как она переживается, всегда была виртуальной - она переживалась через символы, которые всегда наделяют практику некоторым значением, отклоняющимся от их строгого семантического определения1. Именно эта способность всех форм языка кодировать двусмысленность и приоткрывать разнообразие интерпретаций и отличает культурные выражения от формального /логического/ математического рассуждения.

Также Кастельс отмечает, что сложность и даже противоречивость сообщений, исходящих из человеческого мозга, проявляет себя именно через эту многозначность наших дискурсов. По Кастельсу, именно диапазон культурных вариаций смысла сообщений позволяет нам взаимодействовать друг с другом во множественности измерений, имплицитных и эксплицитных. Он полагает, что когда критики электронных СМИ утверждают, что новая символическая среда не отражает реальность, они подсознательно ссылаются на примитивное до абсурда понятие "некодированного" реального опыта, который никогда не существовал. Кастельсубежден, что все реальности передаются через символы. И в человеческой, интерактивной коммуникации независимо от средств все символы несколько смещены относительно назначенного им символического значения. Поэтому в некотором смысле вся реальность воспринимается виртуально2.

М. Кастельс ставит вопрос: что же представляет собой тогда коммуникационная система, которая в противоположность историческому опыту прошлого создает реальную виртуальность? Отвечая на него, он говорит, что это система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., с. 351.

2 Там же, с. 351.

схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом. Все сообщения всех видов заключены в средстве, ибо средство стало настолько всеобъемлющим, настолько разнообразным, настолько послушным, что абсорбирует в одном и том же мультимедиатексте целостность человеческого опыта, как в той уникальной точке вселенной, что Хорхе Луис Борхес назвал "Алеф"1.

В результате анализа концепции реальной виртуальности можно сделать вывод, что в ее рамках М. Кастельсом были подняты важнейшие вопросы виртуальной проблематики, связанные с введением новой терминологии ("реальная виртуальность"), раскрытием в авторском контексте понятий "виртуальность", "виртуальный", "реальность", "виртуальная реальность"; проблемы: реальности и символического отображения; коммуникационной системы, создающей реальную виртуальность; характеристик новой системы виртуальной коммуникации;изменения сути и структуры власти при переходе к культуре реальной виртуальности; виртуального пространства и виртуального времени; виртуальных общин и их взаимодействия; признаков культуры реальной виртуальности; интерактивности и гипермедиа; универсального и персонифицированного гипертекста; моделирования трехмерного виртуального окружения; идентичности виртуальности и реальности в наше время; виртуальности как языка; искусства как универсального протокола культуры реальной виртуальности; конвергенции медиа, Интернета и систем виртуальной реальности.

1 Там же, с. 352

Актуалогический подход к проблемам виртуальности был разработан Д.В.Пивоваровым. В рамках актуалогического подхода Д.В.Пивоваров рассматривает два значения термина "виртуальное":

• снятое, но пока непроявленное; то, что положено в сверхчувственную сущность и способно реализоваться;

• нематериальная разновидность бытия объективных сущностей или субъективных образов, противоположная материальному бытию дискретных вещей и явлений в пространстве и времени1.

По словам Д.В.Пивоварова, виртуальное неметрично, не имеет определенной локализации в вещах и событиях, вневременно, бесплотно и вездесуще; как таковое оно по смыслу близко понятиям "неопределенный дух", "ян", "идеальное". Виртуальное, взятое как определенная возможность, понимается Д.В.Пивоваровым более конкретно: в нем можно выделить и порой даже количественно оценить две стороны: информационную (целевую) и энергетическую (силовую). В процессе реализации возможности к этим сторонам присоединяется третья сторона - материально-субстратная.

Для удобства и краткости эти разные стороны виртуального Д.В.Пивоваровым в 1990 г. было предложено именовать соответственно терминами "виртуал", "потенциал", "актуал"2.

Виртуал, по Д.В.Пивоварову - это "возможность" как момент сущности, абстрагируемая в мышлении человека в значениях "проект -информация" и "целевая причина актуала". Под виртуалом, во-первых, можно понимать невещественный ген, оригинал, проект, прообраз будущего актуала; тогда "актуал" - экстериоризированный, опредмеченный, материально воспроизведенный виртуал, с той или иной степенью полноты и точности. Во-вторых, виртуалом можно

Пивоваров Д.В. Виртуальное, виртуал, виртуальная реальность // Современный философский словарь / Под ред д.ф.н., проф В.Е. Кемерова. Лондон, 1998, с. 139.

2 Там же, с. 139 - 140.

называть распредмеченный, снятый, интериоризированныйактуал, уже существовавший как фрагмент объективной действительности, тогда "актуал" - первичное, а "виртуал" - образ, информирующий нас об оригинале. "Потенциал" характеризует меру сущностной силы "возможности" проявить себя в материале, открыться вовне или соотнести себя с актуалом и тем самым провериться на истинность. Чем мощнее высвобождающийся (например силой воли человека) потенциал, тем больше вероятность воплощения виртуала в творимый им актуал или проверки его во внешней предметно - чувственной деятельности. Актуал - осуществившийся в мире явлений виртуал либо прообраз будущего виртуала; так или иначе, актуал есть единство сущности и явления, ставшее возможным благодаря превращению потенциальной энергии в кинетическую и накоплению кинетического "про запас". Итак, виртуал есть информационное "одно" (единица, момент, определенность) в континууме виртуального бытия, обладающее собственным потенциалом и соотносимое с отвечающим ему актуалом1.

Д.В.Пивоваров в своей концепции виртуального вводит также и другой термин - "виртуальное бытие". Этот термин используется также в физике элементарных частиц. Д.В.Пивоваров обозначает этим термином объективные и субъективные формы неметрического бытия. Например, виртуальным именуется способ бытия системных и тотальных свойств. Такое значение данного термина используют в своих работах В.Кайдалов, В.Гаврилюк, Ю.Роговой. Поскольку "идеальное" (снятое) в своей тенденции существует как системное свойство (например, в системе "субъект" - "деятельность" - "объект"), то его правомерно называть разновидностью виртуального бытия. Некоторые

1 Там же, с. 139 - 140.

авторы, как например, В.И. Кашперский, предлагают для этих целей термин "функциональное бытие"1.

В своей концепции Д.В.Пивоваров говорит о том, что виртуальность как способ существования идеального означает прежде всего растворение (снятие) себя в другом и видимость себя через другое, чем она отличается от реального метрического бытия. Понятие виртуальности он также определяет как форму объективного существования системного качества (свойства) микрообъектов. Это делается в физике элементарных частиц. Через понятие виртуальности в физику проникает представление о неметрической форме объективного существования, дополняющее традиционное понимание тождественности физического и материального.

В применении к системному анализу Д.В.Пивоваров рассматривает виртуальность как обусловленность взаимосвязи элементов системы интегральным системным свойством. Любой элемент целого есть носитель свойства целостности. Существование элемента является исходной предпосылкой системного качества. Виртуальное объективно присутствует в любом элементе системы, но не как особый элемент, не как вещь - оно "везде и нигде", подобно закону природы, а потому оно всегда сверхчувственно, сверхпроницаемо и вездесуще2.

Можно сделать вывод, что актуалогический подход, разработанный Д.В.Пивоваровым, представляет собой особый взгляд на виртуальную проблематику, который позволил более глубоко разработать ряд вопросов, среди которых: прояснение смысла терминов "виртуальная реальность", "виртуальное", "виртуал", "потенциал", "актуал", "виртуальное бытие"; рассмотрение виртуальности как способа

1

Там же, с. 140.

2

Там же, с. 141.

существования; изучение проблемы виртуальности в применении к системному анализу и ряд других.

Виртуально-общественный подход к проблемам виртуальной реальности был разработан Г. Рейнгольдом. В рамках своего подхода он говорит о том, что люди в виртуальных сообществах с помощью слов на экранах дискутируют, участвуют в интеллектуальных беседах, ведут торговлю, обмениваются знаниями, составляют планы, создают произведения современного искусства и т. д. Г. Рейнгольд считает, что люди в виртуальных сообществах делают примерно то же самое, что и в реальной жизни, но при этом покидают свои тела, входя в сеть. Как говорит Рейнгольд, «в рамках сети может происходить многое. Для миллионов людей, вовлеченных в процесс общения в сети, богатство и живучесть связанных компьютером культур привлекательнв, даже захватывающи»1.

Г. Рейнгольд убежден, что не существует такой вещи, как единая, монолитная, сетевая субкультура; по его мнению, это скорее экосистема субкультур. По его словам, передний край научной дискуссии перемещается в виртуальные сообщества, где можно читать, например, препринты молекулярных биологов, переведенные в электронную форму, а также статьи многих других групп ученых. В то же самое время, по словам Рейнгольда, активисты и реформаторы используют ту же самую среду как политический инструмент2.

По Рейнгольду, технология, которая позволяет создавать виртуальные сообщества, дает обыкновенным людям за небольшие деньги огромные возможности: интеллектуальные, социальные, коммерческие, и что наиболее важно - политические3.

1

Rheingold Н. The Virtual Community.Minerva; New Ed edition, 1995, с. 5 - 19.

2 Ibid., p 5 - 19.

3 Ibidem.

Раскрывая свою концепцию далее, Г. Рейнгольд описывает флэшмоб (или умную толпу) - новое явление современной культуры и техники, связанное со стыковкой двух современных технологий -мобильной связи и Интернета. Он дает следующее определение флэшмоба: "Флэшмоб - это группа незнакомых людей, организованных посредством средств электронной коммуникации, которые собираются в публичном месте и действуют в установленное время в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся1.

Умная толпа, по Рэйнгольду, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать в ближайшие десять лет радикальное воздействие, как положительное, так и разрушительное, на все области деятельности человеческого сообщества. При этом он приводит примеры акций этого рода, имеющих, главным образом, политическую направленность, которые происходят уже в наше время2.

В результате анализа виртуально - общественного подхода Г. Рейнгольда можно сделать вывод, что ему удалось очень точно раскрыть множество вопросов виртуальной проблематики, связанных с понятиями виртуальной реальности, виртуального сообщества и его норм, проблемой связи будущего Сети с будущим общества, демократии, образования, науки и интеллектуальной жизни, управлением Сетью, явлением флэшмоба. Данный подход является очень авторитетным и важным для понимания сути и ряда основных проблем виртуальной проблематики.

Диалогический подход к проблемам виртуальной реальности был разработан М.Ю. Опенковым. В основе разработки данного подхода лежит предположение, что свойства порожденности, актуальности, автономности и интерактивности в концепции виртуалистики

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 3 - 11.

2 Там же, с. 3 - 11.

Н.А.Носова1 выполняются для феномена "между" в диалогике М.Бубера2. "Между" собственно и задает пространство диалога. Феномен "между" порождается человеческими личностями, ищущими диалога. Диалогическая философия оценивает "между" как "атом вечности", подлинное, наполненное настоящее, его динамическую непрерывность. "Между" реализует актуальную бесконечность встретившихся человеческих вселенных, так как в диалогической виртуальной реальности сбывается самоосуществление человека, разбиваются стены одиночества. Более всего подобно вечности, не оставаясь таковою - диалогическое "между". Эти идеи являются основой онто - диалогического подхода, разработанного М.Ю.Опенковым3. Этот подход он использует для анализа проблем виртуальной реальности. В качестве примера приведем анализ М.Ю.Опенковым проблем виртуальной реальности с точки зрения онто-диалогического в проблеме взаимодействия человека и компьютера.

Он утверждает, что виртуальная система по сути служит реализацией исконного детского желания войти в зеркало и действовать в нем. Человек нуждается в фиктивном удвоении мира. В этом смысле телевидение и компьютерные средства визуализации помогают прояснить природу человека. Потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство. Наиболее запоминающимися являются персонажи - знаки, выстроенные по сложным, во многом архитепическим законам гротеска. Маска и Компьютерная виртуальная реальность, по словам М.Ю.Опенкова, должна иметь два определяющих предиката: она должна быть автономной, независимой от изначально существующей реальности

Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000, с. 33.

2 Бубер М. Два образа веры. М., 1995, с.108 - 110.

3 Опенков М.Ю. От Диониса до Делеза: философия виртуальности // Вестник Поморского университета. Серия Социальные и гуманитарные науки, 2001, №1, с. 68 - 74.

мира и человека; она должна быть также отличной от этой реальности, иногда даже радикально иной по отношению к ней. В машинной графике это достижимо с помощью виртуозного использования арсенала визуальных средств - "словаря" визуального мышления1.

Можно сделать вывод, что диалогический подход, разработанный М.Ю.Опенковым, является особым взглядом на виртуальную проблематику и позволяет более глубоко понять вопросы, связанные с проблемами виртуальной реальности в философских системах П.А.Флоренского, К.Поппера и Ж.Батая, взаимодействия человека и компьютерных виртуальных систем, сна как виртуальной реальности и ряда других.

На основании исследования данных концептуальных подходов можно сделать вывод, что их разработка позволила сформировать поликонцептуальное поле виртуальной проблематики, а также значительно углубить и развить множество областей научного знания, в том числе современную философию.

Юхвид А.В. Виртуология и виртуальная проблематика: современные концептуальные подходы. В данной статье автор анализирует современные концептуальные подходы к проблемам виртуальности и виртуальной реальности с позиции виртуологии, задачей которой является комплексное изучение виртуальной проблематики.

Ключевые слова: виртуология, виртуальность, виртуальная реальность, виртуальные технологии, компьютерные виртуальные технологии.

Yukhvid A.V. Virtuology and a virtual problematics: modern conceptual approaches. In this article the author analyzes modern conceptual approaches to problems of virtuality and a virtual reality from a position of virtuology, which problem is complex studying of a virtual problematics.

Key words: virtuology, virtuality, virtual reality, virtual technologies, computer virtual technologies.

1 Там же, с. 204 - 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.