Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ «КОМПЕНДИУМ - 2»'

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ «КОМПЕНДИУМ - 2» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицин Александр Иванович, Молоткова Баира Борисовна, Аксенов Иван Владимирович

В статье кратко изложены основные возможности разработанной в Михайловской военной артиллерийской академии и используемой в образовательном процессе компьютерной информационно-справочной системы «Компендиум-2».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицин Александр Иванович, Молоткова Баира Борисовна, Аксенов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENDIUM - 2 IS A VIRTUAL TRAINING GROUND FOR MISSILE TROOPS AND ARTILLERY

The main features of the Compendium-2 computer information and reference system developed at the Mikhailovsky Military Artillery Academy and used in the educational process are briefly described.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ «КОМПЕНДИУМ - 2»»

АРМИЯ-2022

А.И. НАГОВИЦИН, Б.Б. МОЛОТКОВА, И.В. АКСЕНОВ

JL М

A.I. NAGOVITSIN,

B.B. MOLOTKOVA, I.V. AKSENOV

ВИРТУАЛЬНЫМ ПОЛИГОН РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ «КОМПЕНДИУМ-2»

COMPENDIUM-2 IS A VIRTUAL TRAINING GROUND FOR MISSILE TROOPS AND ARTILLERY

Сведения об авторах: Наговицин Александр Иванович - доцент кафедры автоматизированного управления РВиА МВАА, полковник, кандидат военных наук, доцент;

Молоткова Баира Борисовна - доцент кафедры автоматизированного управления РВиА МВАА, кандидат педагогических наук, доцент;

Аксенов Иван Владимирович - курсант 4 курса факультета (артиллерийской разведки и АСУ) МВАА.

Аннотация. В статье кратко изложены основные возможности разработанной в Михайловской военной артиллерийской академии и используемой в образовательном процессе компьютерной информационно-справочной системы «Компендиум-2».

Ключевые слова: образовательный процесс, виртуальная реальность, 3D-визуализация, инновационная деятельность, профессиональные компетенции.

Information about the authors: Alexander Nagovitsin - Associate Professor of the Department of Automated Control of the RVIA MWAA, Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor;

Baira Molotkova - associate professor of the Department of Automated Control of Missile Troops and Artillery, Cand. Sc. (Ped), associate professor;

Ivan Aksenov - 4th year cadet of the Faculty (artillery intelligence and ACS) of the MWAA.

Summary. The main features of the Compendium-2 computer information and reference system developed at the Mikhailovsky Military Artillery Academy and used in the educational process are briefly described.

Keywords: educational process, virtual innovative activity, professional competencies.

reality, 3D-visualization,

Проблема повышения качества знаний слушателей и курсантов остаётся одной из актуальных проблем высшего военно-профессионального образования и объективно приобретает новые аспекты рассмотрения.

Одним из наиболее доступных, но чрезвычайно эффективных путей решения проблемы подготовки и повышения качества знаний специалистов РВиА являются разработка и внедрение в образовательный процесс компьютерных

обучающих систем с элементами виртуальной реальности и 3D-ви-зуализации изучаемых образцов техники и вооружения.

Мысль о том, что в повседневном обучении важно использовать самые передовые технологии, не покидает умы не только современных исследователей, но и практически каждого из преподавателей, которые стремятся быстро и качественно обучить своих подопечных. Современная система образования конкурирует с развлекательной

сферой и нуждается в механизмах восприятия, которые позволят вовлечь обучающихся в процесс усвоения новых знаний. Ведь эффективным обучением движет интерес, который нужно сначала сформировать, а затем поддержать. Вот только в XXI веке вряд ли можно увлечь обучающихся рисунками, просмотром скучных фильмов или чтением стремительно устаревающей литературы. Поэтому сегодня в образовании всё популярнее устройства с поддержкой VR и AR.

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) \ ** Г

w

АРМИЯ-2022

В Михайловской военной артиллерийской академии разработана компьютерная информационно-справочная система (КИСС) «Компендиум-2» (см. фото 1).

Компендиум (Компендий) -(от лат. compendium - сокращение, путеводитель, прямой путь) - сокращённое изложение основных положений какой-либо дисциплины.

«Компендиум-2» (компьютерная информационно-справочная система) ракетных войск и артиллерии с элементами виртуальной реальности является логическим продолжением «Компендиума РВиА», объединяет ранее разработанные автоматизированные обучающие комплексы и тренажёры в одно целое - систему BD-визуализиро-ванного пространства, представляющую собой виртуальный полигон ракетных войск и артиллерии.

Виртуальный полигон ракетных войск и артиллерии по сути - это электронная интерактивная информационно-справочная тренажёрная система с элементами виртуальной реальности ракет-но-артиллерийского вооружения в части наземного оборудования ракетных комплексов Сухопутных войск, противотанковых управляемых ракетных комплексов, реактивных систем залпового огня, наземной артиллерии и миномётов, а также средств управления, разведки и обеспечения стрельбы.

Информационно-справочная система «Компендиум-2» включает четыре раздела:

Фото 1. Диалоговое окно КИСС «Компендиум-2»

1. Средства поражения (ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, образцы наземной артиллерии и миномётов).

2. Автоматизированные обучающие комплексы средств управления (командно-штабные машины комплексов средств автоматизированного управления соединений, частей и подразделений РВиА) (см. фото 2).

3. Средства артиллерийской разведки и метеообеспечения.

4. Тренажёры (см. фото 3).

Кроме того, «Компендиум-2»

предоставляет курсантам и слушателям возможность ознакомления в режиме виртуального 3D-тура с учебно-материальной и музейной базами академии.

«Компендиум-2» позволяет не только быстро получить развёрнутую справочную информацию по отдельным образцам ракет-но-артиллерийского вооружения, ознакомиться с внутренним пространством рассматриваемых образцов вооружения при помощи компьютера в формате 3D (360 градусов), но и с помощью встроенных автоматизированных обучающих комплексов изучить их назначение, состав и тактико-технические характеристики.

При просмотре внутреннего объёма изучаемых объектов, а также видеоматериалов, снятых 360-градусной камерой, можно смотреть по сторонам, под ноги и над собой, используя курсор мыши или наклоняя и поворачивая

Фото 2. Пример представления внутреннего объёма КШМ комплекса 1В198

й ол Ь ИЮЛЬ-АВГУСТ 2022 №4(37)

АРМИЯ-2022

М

Фото3. Пример представления тренажёра радиостанции Р-168-100У2

голову в очках VR. Встроенные в камеру микрофоны создают эффект присутствия при просмотре отснятого видео. Дикторский текст может комментировать изучаемые объекты.

При переводе взгляда на отдельные составные элементы они сопровождаются всплывающими баннерами, содержащими их подробные характеристики.

Можно приблизить или отдалить (масштабируемость объекта) интересующий объект для детального его изучения и ряд других возможностей, позволяющих самостоятельно изучать образцы вооружения.

Кроме того, входящие в «Ком-пендиум-2» тренажёры позволяют самостоятельно изучить и получить определённые навыки по подготовке к работе, включению и настройке основных средств связи командно-штабных машин, орудий, боевых машин и пусковых установок в режиме обучения, тренировки и контроля.

К основным преимуществам компьютерной информационно-справочной системы «Компен-диум-2» можно отнести:

- быстрый доступ к развёрнутой информации по назначению, составу, тактико-техническим характеристикам основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения в электронном виде;

- возможность «проникнуть» внутрь образца вооружения (с эффектом присутствия) для пони-

мания состава и размещения элементов внутри объекта;

- интерактивность (возможность быстро находить, а при необходимости изменять и дополнять информацию);

- возможность получить определённые навыки по подготовке к работе, включению и настройке основных средств связи командно-штабных машин, орудий, боевых машин и пусковых установок в режиме самостоятельного обучения,тренировки и контроля;

- интуитивно понятное меню.

Результаты проведённого

педагогического эксперимента с применением «Компендиума-2» позволяют утверждать, что основными факторами, повышающими эффективность образовательного процесса, можно считать возможность:

а) самостоятельного изучения назначения, состава, ТТХ образцов вооружения в режиме виртуального тура;

б) создания эффекта присутствия в объекте;

в) одновременного изучения большим количеством обучающихся объекта с ограниченным внутренним пространством;

г) значительной экономии моторесурсов;

д) высокой мотивации молодых людей на изучение и освоение новой техники на основе применения современных технологий и гаджетов.

При проведении занятий без применения КИСС «Компендиум РВиА» расходуются и моторесурсы изучаемой техники, и электричество, и горюче-смазочные материалы.

При применении КИСС «Компендиум РВиА» затраты значительно снижаются.

Времени для изучения учебного материала при применении «Компендиума-2» требуется меньше.

Таким образом применение «Компендиума-2» позволяет повысить эффективность обучения, уменьшить сроки освоения техники, то есть более эффективно использовать учебное время и как результат - сократить стоимость подготовки специалистов и количество моторесурсов.

В завершение заметим, что формирование профессиональных компетенций с учётом специализации обучающихся и инструментов современных информационных технологий на основе деятельностного подхода позволяет изменить функции субъектов и объектов образовательного процесса.

То есть переход от простой передачи знаний обучаемым к управлению познавательной деятельностью обучающихся позволяет более эффективно готовить специалистов, способных самостоятельно вести поиск новых идей и способов их применения на практике.

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) ^ «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.