Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ПРИОРИТЕТ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / RESEARCH COMPETENCE / CADETS TRAINING / HIGHER MILITARY EDUCATION / MILITARY OPERATIONS MODELING / VISUALIZATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллин Нияз Билалович, Кежаев Валерий Алексеевич, Наговицин Александр Иванович, Молоткова Баира Борисовна

В статье рассматривается процесс формирования научно-исследовательской компетенции курсантов военных вузов при анализе хода и исхода современных боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллин Нияз Билалович, Кежаев Валерий Алексеевич, Наговицин Александр Иванович, Молоткова Баира Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITY OF THE WORK IS THE RESEARCH COMPETENCE THE FORMATION OF CADETS RESEARCH COMPETENCES AT MILITARY AND SCIENTIFIC WORKS IN THE SPHERE OF MILITARY OPERATIONS MODELING

The article is written about the process of research competences formation of cadets during the analysis of the process and the results of modern military operations. Also, the structure of productive and creative research working within the framework of military scientific society is considered to be the basis of the process of research competences formation of cadets.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»

J ]J1

ш

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Н.Б. ГАРИФУЛЛИН, N.B. GARIFULLIN

В.А. КЕЖАЕВ, V.A. KEZHAEV,

А.И. НАГОВИЦИН, A.I. NAGOVICIN,

Б.Б. М0/10ТК0ВА В.В. MOLOTKOVA

ПРИОРИТЕТ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

THE PRIORITY OF THE WORK IS THE RESEARCH COMPETENCE

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

THE FORMATION OF CADETS RESEARCH COMPETENCES AT MILITARY AND SCIENTIFIC WORKS IN THE SPHERE OF MILITARY OPERATIONS MODELING

w

Сведения об авторах: Гарифуллин Нияз Билалович - начальник кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии, полковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: nick, comlink. spb2@mail. ru);

Кежаев Валерий Алексеевич - профессор кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии, полковник в отставке, доктор технических наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: kezhov@rambler. ru);

Наговицин Александр Иванович - доцент кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург );

Молоткова Баира Борисовна - доцент кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: bbmolotkova@bk. ru ).

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования научно-исследовательской компетенции курсантов военных вузов при анализе хода и исхода современных боевых действий.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетенция, обучение курсантов, высшее военное образование, визуализация, модель, моделирование боевых действий.

Information about the authors. Niyaz Garifullin - The Head of the Automated Control Systems of rocket troops and artillery subdepartment of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy, senior scientist, technical science candidate.

Valeriy Kezhaev - professor of the Automated Control Systems of rocket troops and artillery subdepartment of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy, the Doctor of Technical Sciences.

Alexander Nagovitsin - assistant professor of the Automated Control Systems of rocket troops and artillery subdepartment of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy, military sciences candidate.

Baira Molotkova - assistant professor of the Automated Control Systems of rocket troops and artillery subdepartment of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy, pedagogical science candidate.

Summary. The article is written about the process of research competences

= 1 I-* й \ F | 1 ^

1 г 1 1 1 1

J]\! |!м |

formation of cadets during the analysis of the process and the results of modern military operations. Also, the structure of productive and creative research working within the framework of military scientific society is considered to be the basis of the process of research competences formation of cadets.

Keywords: research competence, cadets training, higher military education, military operations modeling, visualization, model.

В условиях масштабного перевооружения армии, развития средств разведки, поражения и управления ракетными войсками и артиллерией вопросы подготовки военных кадров приобретают особую значимость. Сложные задачи, стоящие перед ракетными войсками и артиллерией (РВиА), определяют возросший уровень требований к офицерским кадрам, качеству их обучения, воспитания и уровню профессионализма. На первый план выходит готовность офицера к изменениям, которые происходят и будут происходить в системах управления ракетными войсками и артиллерией. Военное образование предполагает постоянное развитие и профессиональную мобильность обучающегося в условиях совершенствования и смены технологий.

Следовательно, в системе высшего военного образования возникает необходимость формирования у курсантов научно-исследовательской компетенции, способствующей оперативному анализу и оценке инновационных технологий в интересах рода войск. Научно-исследовательская компетенция, сформированная еще на этапе обучения в военном учебном заведении, помогает его выпускнику:

• осуществлять эффективный поиск новых путей решения проблем рода войск в области автоматизированного управления;

• успешно участвовать в модернизации вооружения, военной и специальной техники;

• квалифицированно разрабатывать предложения, рекомендации по доработке и совершенствованию комплексов средств автоматизированного управления.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить научно-исследовательскую компетенцию курсантов как их способность и готовность результативно применять имеющиеся знания, умения, навыки и опыт в ходе исследовательской деятельности, в процессе решения учебно-познавательных, предметных и профессиональных задач. Научно-исследовательская компетенция курсантов наиболее эффективно формируется в процессе научно-исследовательской деятельности.

На наш взгляд, целесообразно выделить две стороны научно-исследовательской деятельности: внешнюю, объектную (действия, операции, средства) и внутреннюю, личностную (цели, мотивы, ценности и т.д.). Это подтверждается одним из основных положений теории деятельности о признании внешнего и внутреннего планов любой деятельности.

Развитие личности курсанта происходит через приобретение новых знаний, формирование умений, овладение способами действий. Поэтому на характер научно-исследовательской деятельности наибольшее влияние оказывает ее эффективная организация.

Курсанты старших курсов, получив базовые знания по общеобразовательным дисциплинам, направляют свою учебно-познавательную деятельность на формирование глубины системы профессиональных знаний, объединяются в коллективы для исследования и решения общих задач, поставленных профессорско-преподавательским составом. Такие коллективы, как правило, создаются в рамках определенного военно-научного общества (военно-научной секции (ВНС)).

Участвуя в работе военно-научного общества, курсанты под руководством опытных препода-

Фото 7. Возможный облик Фото 3.30-модель «джихад-мобиля»

робототехнического комплекса на базе трактора

артиллерийской разведки

Фото 2. Робототехнический Фото 4.30-модель «джихад-мобиля»

комплекс уничтожения на базе автомобиля

бронеобъектов и отдельных целей

вателей изучают передовой опыт частей и подразделений, анализируют итоги проводимых учений и военных игр, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также предлагают варианты, возможные направления и способы использования результатов своей исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза и войск.

Формирование научно-исследовательской компетентности курсантов целесообразно проводить в ходе деятельности военно-научного общества, ведущего приоритетные исследования актуальных задач развития вооружения и военной техники.

Привлекать курсантов для работы в ВНС, учитывая опыт организации научно-исследовательской деятельности в артилле-

рийской академии, целесообразно по следующим направлениям:

• участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;

• выполнение заданий исследовательского характера в период прохождения практики или войсковой стажировки;

• подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики и выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;

• участие в подготовке научных статей и других научных публикаций, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным аспектам военной науки;

• участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;

• участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки;

• участие в подготовке и проведении выставок научно-технических достижений.

Одной из эффективных форм исследований является проведение различных видов моделирования. К примеру, привлечение курсантов к моделированию вооружения и военной техники в различных графических редакторах усиливает их интерес к творчеству при решении задач исследовательской деятельности. Особую форму исследовательской деятельности представляет собой ЗБ-моделирование

вооружения и военной техники, включающее в себя детальную проработку всех элементов техники, их объединение в единое целое, создание имитационной модели действий в процессе боя.

Приоритетным направлением научной деятельности кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии является компьютерное моделирование боевых действий, актуальное для современного этапа развития вооружения и военной техники. Основным требованием к компьютерному моделированию боевых действий является визуализация тактической обстановки, необходимая для эффективного принятия решений. Такая наглядность может достигаться в процессе разработки ЗБ-мо-делей. Так, в ходе работы в ВНС курсанты осуществляют построение ЗБ-моделей перспективных робототехнических комплексов для выполнения боевых, разведывательных и обеспечивающих задач (см. фото 1,2).

Исследуя вопросы применения различными террористическими группировками военной техники за пределами Российской Федерации, помимо обычных объектов поражения курсанты в рамках работы ВНС разрабатывают трехмерные модели так называемых «джихад-мобилей» (см. фото 3-6).

Хорошие результаты показал опыт привлечения курсантов к участию в различных научно-исследовательских работах, имеющих инновационный характер. Участие курсантов при проведении исследований в рамках одной из инициативных научно-исследовательских работ (НИР) кафедры предусматривал создание динамической модели единого разведывательно-информационного пространства в интересах рода войск. На первом этапе работы перед курсантами была поставлена задача проектирования ЗБ-моделей объектов вооружения и военной техники, являющихся информационными образами для сегмента

единого разведывательно-информационного пространства РВиА. На втором этапе была спроектирована динамика боевых действий в пространственно-временной объектно-ориентированной системе программирования.

Успешное создание трехмерной динамической модели визуализации единого разведывательно-информационного пространства РВиА для решения расчетных задач по применению формирований рода войск стало возможным благодаря умелому применению глубоких знаний по вопросам тактики, компьютерной графики, программирования, информационных технологий, систем искусственного интеллекта. Такая работа курсантов подтвердила практическую значимость приобретенных ранее знаний. Кроме того, результатом интеграции информационных аспектов с навыками программирования явилась визуализация процесса функционирования средств управления РВиА в динамике современных боевых действий.

В процессе работы военно-научного общества курсанты стали авторами ряда программ для ЭВМ, которые получили свидетельство о государственной регистрации в

1 1 ^ а ! .1 ;

* ! 1 г 1 1 1 1 ■ '

1 1и П У; 'И

реестре программ для ЭВМ, участвовали в международных конкурсах, конкурсах научных работ как внутри академии, так и за ее пределами. Некоторые курсанты смогли опубликовать свои работы в ряде научных изданий.

Одним из стимулирующих факторов эффективной работы военно-научного общества является система поощрений, которая предполагает обязательную индивидуальную оценку работы каждого курсанта.

Опыт проведения научных исследований с привлечением курсантов, проводимых на кафедре (автоматизированного управления РВиА) МВАА, показал, что отдельные направления исследований ВНС должны возглавлять ведущие преподаватели в данной предметной области.

Так, теоретическими аспектами компьютерного моделирования боевых действий и визуализации единого разведывательно-информационного пространства руководил профессор В.А. Кежаев, а программной реализацией доценты Б.Б. Молоткова и А.И. Наго-вицин.

Для эффективной работы ВНС и формирования научно-исследовательской компетенции курсантов военных вузов в составе руководителей ВНС необходимо иметь:

Фото 5. ЗО-модель «джихад-мобиля» на базе внедорожника

Фото б. ЗО-модель «джихад-мобиля» на базе кара

• креативного координатора, эксперта в области инновационной деятельности научных направлений кафедры, определяющего дальнейшие проблемы исследования;

• руководителя, проводящего экспертную оценку результата;

• специалиста, способного умело координировать работу по реализации результатов проведенного исследования (в виде конкурсных работ, выставок, конференций);

• ответственного за эффективное использование современной учебно-материальной базы исследований.

Таким образом, работа в военно-научном обществе обеспечивает опережающее направление в образовательной деятельности вуза. Это достигается, главным образом, за счет создания условий для эффективного приобретения знаний, формирования военно-профессиональных навыков и умений с учетом перспектив развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Опыт работы нашего коллектива с участниками военно-научного общества свидетельствует, что успешность подготовки обучающихся к серьезной творческой деятельности во многом зависит от наличия и эффективности использования современной учебно-материальной базы. Именно учебно-материальная база вузов, на которой реализуются образовательные программы и применяются

инновационные технологии, определяет возможность эффективной деятельности по формированию научно-исследовательской компетенции выпускаемых специалистов.

Таким образом, правильно организованная научно-исследовательская деятельность курсантов в инновационной работе военно-научного общества по приоритетным направлениям моделирования боевых действий способствует формированию научно-исследовательской компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажутин, A.A., Мура-лев, А А., Черемных, CA. Анализ содержания научно-исследовательской компетентности курсантов // Сб. трудов. Современная система военного образования и перспективные направления развития войск национальной гвардии РФ /под общ. ред. В.Ф. Купавского. - В 2-х ч. Ч. 2. - Пермь: Изд-во Пермского военного института войск национальной гвардии, 2017.

2. Бархаев, В.П. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Воениздат, 2006. - 488 с.

3. Болотов, В А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. - №10. - С. 8-14.

4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. -

М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -519 с.

5. Дмитриев, А.И. Формирование профессиональных компетенций, познавательной активности курсантов военных институтов в процессе научно-исследовательской деятельности / А.И. Дмитриев, Р.В. Помаз-ной, Е.А. Цариев // Новая наука: современное состояние и пути развития: матер. Междунар. на-учно-практич. конф. (Стерлита-мак, 09 октября 2015 г.). - В 2 ч. Ч. 2. - Стерлитамак: РИО АМН, 2015. 237 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 460 с.

8. Рябов, A.B. Основы формирования профессиональной компетентности специалистов ракетных войск и артиллерии: Методическое пособие / Рябов A.B. - СПб.: МВАА, 2015.136 с.

9. Ростовцева, В.М. Компетентность и компетенции: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования. - Томск: КИТ, 2009. - 261 с.

10. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

11. Авдеева, Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов. Текст, дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Ф. Авдеева. - Л., 1984. - 235 с.

12. Акатьев, В.П. Механизм активизации научно-исследовательской работы студентов. Текст. / А.П. Акатьев, А.И. Мо-мот, А.Я. Савельев // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2005. 40 с. - ISSN 0208-0117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.