С.В. БУГ, В.Н. ГОЛОВИН, Д.Н. КОЛБАСИН
M АРМИЯ-2022
S.V. BUG, V.N. GOLOVIN, D.N. KOLBASIN
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
«ДИЛЕММАМ»
TRAINING INFORMATION SYSTEM «DILEMA-3D»
Сведения об авторах: Буг Сергей Васильевич - заместитель начальника МВАА по учебной и научной работе, действительный член Академии военных наук, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург);
Головин Владимир Николаевич - начальник кафедры артиллерийского вооружения и противотанковых ракетных комплексов МВАА, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);
Колбасин Дмитрий Николаевич - адьюнкт кафедры артиллерийского вооружения и противотанковых ракетных комплексов МВАА, подполковник (г. Санкт-Петербург).
Аннотация. Статья посвящена дальнейшему развитию современной информационно-обучающей системы «Дилемма-3D», предназначенной для технической подготовки специалистов РВиА к боевому применению самоходного артиллерийского орудия 2С19 М2.
Ключевые слова: информационно-обучающая система, учебно-тренировочное средство, магистрально-модульная архитектура построения.
Information about the authors: Sergey Bug - Deputy Head of the MWAA for Academic and Scientific Work, full member of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (St. Petersburg);
Vladimir Golovin - Head of the Department of Artillery Armament and Anti-tank Missile Systems of the MWAA, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg);
Dmitriy Kolbasin - post-graduate military student of the department Artillery Weapons and Anti-tank Missile Systems of the MWAA, Lieutenant Colonel (St. Petersburg).
Summary. The article is devoted to the further development of modern training information system «Dilemma-3D» intended for technical training of Artillery and Rockets Science specialists for the combat employment of the 2S19M2 self-propelled artillery gun.
Keywords: training information system, educational and training means, main-modular constructions.
Эффективность применения передовых информационных технологий в современном образовательном процессе доказана многократно и не вызывает сомнений. Это в полной мере относится и к информационно-обучающим системам, позволяющим курсантам и слушателям сформировать необходимые компетенции в части
знаний конструкции, подготовке образцов вооружений к боевому применению, безаварийной эксплуатации. Данные системы являются неотъемлемой составляющей созданной в МВАА современной многоуровневой информационно-образовательной среды.
Одним из элементов данной среды является созданная совместно
с ООО «Геонавигатор» информационно-обучающая система (ИОС) технической подготовки самоходного артиллерийского орудия 2С19М2 к боевому применению «Дилем-ма-3D».
Структура, особенности программного продукта и методика использования в образовательном процессе данной разработки изло-
Û 1Q h ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4(37)
АРМИЯ-2022
жены в 4 номере журнала «Вестник военного образования» за 2021 г.
За прошедший с момента публикации период проведена значительная работа по её развитию и совершенствованию. В том числе реализован и активно применяется мобильный вариант, позволяющий получать знания, формировать умения и отрабатывать навыки как в полевых условиях в ходе плановых занятий, тренировок, так и в классах в часы самостоятельной работы (см. фото 1).
Расширены возможности программного обеспечения в части изучения вопросов эксплуатации САО (перевозка, оборудование и занятие позиции, подготовка боеприпасов и т.д.).
Многолетний опыт использования в образовательном процессе данной системы, результаты проведённого педагогического эксперимента показали высокую эффективность. Однако изучение элементов САО и процесса подготовки к боевому применению с использованием данной ИОС осуществляется на основе виртуальной реальности с привязкой только к программному про-
Фото 1. Мобильный вариант ИОС «Дилемма-3D»
дукту (3D-модели). Отсутствует возможность сопоставления самого изделия и его виртуальной копии, что несколько искажает реальное восприятие изучаемого объекта.
Обоснованный на кафедре принцип магистрально-модульной архитектуры построения (ММАП) УТС обеспечивает интеграцию со специфическими блоками, элементами (модулями), позволяющими расширить возможности системы, приобрести дополнительные свойства и характеристики подлежащего освоению вооружения. В данном случае целесообразно в качестве дополнительной опции использо-
вать очки дополненной реальности (см. фото 2).
Отработка учебных вопросов в режиме дополненной реальности встроена в алгоритм использования ИОС заключительным этапом перед получением практических навыков на тренажёре подготовки расчёта САО, что обеспечивает лучшее восприятие материала с привязкой непосредственно к элементам конструкции.
Данный инновационный подход обеспечит повышение качества подготовки, формирование необходимых компетенций при сокращении времени и затрачиваемого *
ресурса.
Фото2. Изучение элементов конструкции САО
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)
fi ,n1