Научная статья на тему 'Виртуальный лабораторный комплекс по физике. Разделы механика и термодинамика'

Виртуальный лабораторный комплекс по физике. Разделы механика и термодинамика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИКА И ТЕРМОДИНАМИКА / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС / ФИЗИКА / MECHANIC / THERMODYNAMICS / VIRTUAL LABORATORY WORKS / PHISICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губский Евгений Геннадьевич

В настоящее время при подготовке специалистов-энергетиков используются практически все известные формы обучения. Статистические исследования, выполненные в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения, свидетельствуют о том, что только 50-55% главных энергетиков организаций имеют профильное высшее образование. Значительная часть главных энергетиков (30-35%) имеют высшее техническое образование, остальные только среднее или среднетехническое. В качестве решения задачи эффективной подготовки инженера-энергетика активно внедряется система дистанционного обучения, один из компонентов которой виртуальные лабораторные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губский Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Virtual laboratory complex on the physicist. Sections of the mechanic and thermodynamics

Now by preparation of power specialists almost all known modes of study are used. The statistical researches executed at the Moscow institute of power safety and power savings, testify that only 50-55 % of power specialists have profile higher education. A considerable part or power specialists (30-35 %) have the higher technical education, the others only an average or school education. As the decision of a problem of effective preparation of the engineer-power the system of the remote training, one of which components virtual laboratory works actively takes root.

Текст научной работы на тему «Виртуальный лабораторный комплекс по физике. Разделы механика и термодинамика»

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

41 =

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статистические исследования, выполненные в НОУ ВПО МИЭЭ, свидетельствуют о том, что только 50-55% главных энергетиков организаций имеют профильное высшее образование. Значительная часть главных энергетиков (30-35%) имеют высшее техническое образование, остальные — только среднее или среднетехническое.

В настоящее время при подготовке специалис-тов-энергетиков используются практически все известные формы обучения.

Говоря о качестве очного и заочного обучения, можно сделать заключение, что во многих технических вузах материальная база устарела как морально, так и технически. Это связано с ограниченным финансированием вузов, и хотя существует положительная практика создания мощных федеральных университетов, но в целом вряд ли эта ситуация в ближайшее время изменится к лучшему.

Поэтому в качестве решения задачи эффективной подготовки инженера-энергетика активно внедряется система дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения НОУ ВПО МИЭЭ разработана на основе программного продукта «MOODLE» который позволяет создавать курсы, базирующиеся в 1п1егпе1 «MOODLE» — это бесплатная открытая система управления обучением (LMS). Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Курс дистанционного обучения требует от слушателей исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия и определенного стартового уровня. При дистанционном обучении специалистов-

энергетиков возникают и проблемы методического характера, например, когда требуется продемонстрировать, как нужно выполнять какой-либо технологический процесс. В соответствии с требованиями Министерства образования РФ структура электронного обучающего ресурса предусматривает наличие такого компонента, как лабораторные работы. По многим техническим дисциплинам они просто необходимы. Выходом из сложившегося положения является массовое внедрение в учебный процесс информационных технологий. Например, один из наиболее эффективных вариантов — анимация с использованием виртуальных лабораторных стендов, на которых можно выполнять лабораторные работы с использованием интернет-технологий.

При этом возникает необходимость нестандартного использования ресурсов СДО «MOODLE» для организации требуемых учебных конструкций.

В Московском институте энергобезопасности и энергосбережения разрабатываются виртуальные лабораторные работы по таким дисциплинам, как физика, химия, материаловедение, информатика, релейная защита автоматики, теоретические основы электротехники, электрические машины и многие другие.

Для эффективной работы студента в системе дистанционного обучения необходимо обеспечение его учебно-методическими материалами. Часто возникает необходимость в отработке студентами навыков по выполнению вируальных лабораторных работ. Именно для этих целей в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения был разработан «Виртуальный лабораторный комплекс по физике: механика и термодинамика». Работая с ним, студент имеет возможность локально без использования сети Интернет

шиваиииии

= 42 Энергобезопасность и энергосбережение

подготовиться и отработать навыки по выполнению виртуальных лабораторных работ.

Разработанный программный комплекс работает под любой версией Windows, начиная с Windows 2000, при этом необходимо наличие установленного плеера и Ас^еХ-компонента, которые поставляются вместе с диском. Из аппаратных требований необходимо только наличие работающего CD-ROM. Установка диска максимально упрощена для пользователя. При вставке диска в дисковод появляется основное меню (рис. 1), которое содержит следующие кнопки:

• «Установка FlashPlayer» — после щелчка по ней будет установлен Adobe FlashPlayer, который необходим для работы приложения;

• «Установка Ас^еХ компонента» — установка

дополнительного компонента для корректного отображения Л^^анимации;

• «Руководство пользователя» — вызывает дан-

ное руководство;

• «Выход» — выход из меню, без запуска программы;

• «Запуск»— запустить лабораторный практикум по физике, при этом откроется окно браузера с заставкой-приветствием, в которой становится активной надпись «Лабораторный практикум по физике, часть 1», после щелчка по которой появляется меню выбора лабораторной работы.

Рис. 2. Основное меню системы

Лабораторная работа № 1

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Вариант 1

Для олашшх парамеїроа f*j. a. h рассчніаніс для g- 10 м/с1 но формулам (1.1) - (1.4) максимальнее время пакта /мак, максимальную высоту полета Л*и»- н путь но іиритоніали 5 “ .Гмак. 1Х> = 25 м с a =30° А* 30 м

'-»■і і«

А.» ІМ Сд^игп. я ларайги • мааат

WI \ 1 *—-1 1 и

Меню

Рис. 1. Окно управления процессом установки и запуска диска

В меню выбора лабораторной работы под каждой картинкой поясняющей суть работы, расположены 2 клавиши (рис. 2), при щечке по левой появится теоретическая часть к выбранной лабораторной работе, при щелчке по правой — появится один из вариантов задачи на данную тему.

Рассмотрим порядок выполнения лабораторной работы.

1. Необходимо изучить теоретическую часть выбранной работы (нажав на левую кнопку «Теория»), выписать в тетрадь основные тождества (выход в меню осуществляется кнопкой в левом нижнем углу).

2. Перейти к практической части (нажав на правую кнопку «Практика»), решить предложенную задачу, ответ вводится в специальные поля ввода, при этом допускается отклонение от точного ответа на 5% в обе стороны (рис. 3).

Рис. 3. Задание на практическую работу и допуск к эксперименту

После того, как заполнены все поля ввода, необходимо нажать на кнопку «Сохранить и перейти к модели». После этого появится окно с моделью лабораторной работы (рис. 4).

Рис. 4. Лабораторный эксперимент

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

43 =

3. Выполнение непосредственно лабораторной работы. При помощи настроек модели задаются параметры физического процесса, такие же, как и в условии к задаче. В левом нижнем углу есть кнопка «Условие задачи», нажав на которую можно просмотреть условие задачи.

4. Исследование модели (руководство к проведению лабораторной работы можно вызвать щелчком по кнопке в правом нижнем углу «Описание работы»). После ввода результатов эксперимента и нажатия на кнопку «Проверить себя» будет выставлена оценка.

Оценка выставляется в соответствии с результатами теоретических расчётов и экспериментально полученных данных по следующим правилам:

• если задача была решена правильно и показания модели сняты верно, то ставится оценка «Отлично»;

• если задача была решена правильно, но показания сняты неверно, оценка «Хорошо»;

• если задача была решена неправильно, а показания модели сняты верно, то оценка «Удовлетворительно»;

• если задача была решена неправильно и показания сняты неверно, оценка «Неудовлетворительно».

Механизм управления лабораторным комплексом формирует задание для каждой лабораторной работы случайным образом. Таким образом, студент имеет возможность выполнения лабораторной работы и отработки навыков без использования сети Интернет. Программная система «Виртуальный лабораторный комплекс по физике. Разделы механика и термодинамика» зарегистрирован в Отраслевом фонде алгоритмов и программ и проходит апробацию в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения.

ТОРГОВАЯ ФИРМА

Московского института энергобезопасности и энергосбережения

приглашает приобрести программные продукты:

СD Учебно-тестирующий комплекс «Основы электробезопасности»

CD Тренажер автоэкзаменатора. Учебно-методический комплекс по курсу «Нормы и правила работы в электроустановках потребителей электрической энергии»

CD Обучающий комплекс «Электробезопасность потребителей электрической энергии»

CD Тестирующий комплекс «Электробезопасность потребителей электрической энергии»

CD Обучающий комплекс «Безопасность эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей»

CD Тестирующий комплекс «Безопасная эксплуатация тепловых энергоустановок потребителей»

CD Обучающий комплекс «Электробезопасность электрических станций и сетей РФ»

CD Тестирующий комплекс «Электробезопасность электрических станций и сетей РФ»

СБ «Сборник расчетных программ в помощь энергоаудитору»

CD «Сборник документов по испытаниям и измерениям в электроустановках»

CD «Комплект бланков, ведомостей и протоколов для проведения проверок параметров электрооборудования»

CD Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве СD «Первая помощь пострадавшим от действия электрического тока»

CD «Охрана труда в организациях»

CD ИСС «Информационно-справочная система по электробезопасности»

CD ИСС «Эксплуатационная документация ответственного за электрохозяйство»

Адрес: Москва, 4-я Парковая ул., д. 27 ПТФ МИЭЭ

Тел.: (495) 965-37-90 Факс: (495) 965-38-46

шиваиииии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.