Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / РЕАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АСИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Путина Ольга Николаевна

Виртуальный дискурс получил широкое распространение в связи с повсеместным применением дистанционной коммуникации в сфере политики, экономики, культуры и образования. Виртуальное пространство создано искусственно и существенно отличается от живого реального общения. Электронные дивайсы рассматриваются в виртуальном дискурсе как технические средства, а за виртуальными коммуникантами скрываются реальные личности, вовлеченные в относительно новый и весьма специфический вид дискурса, требующий более глубокого как теоретического, так и практического исследования. Текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, рассматривается как виртуальный дискурс. Виртуальный дискурс характеризуется синхронной и асинхронной моделями, обеспечивающими его функциональность, гибкость и динамичность, а также формирует особое коммуникативное пространство. Данный дискурс является видом символической реальности, его своеобразие опосредованно свойствами виртуального мира и мышления. В связи с возникновением виртуальной образовательной среды преподаватель вынужден осваивать новые многочисленные функции: структурировать виртуальную среду, свободно владеть технологиями использования, передачи, обработки, хранения информации, осваивать субъязык онлайн коммуникации. Студенту, вовлеченному в виртуальную среду и физически изолированному от учебного заведения, для достижения планируемых академических результатов необходимо быть мотивированным, дисциплинированным, трудолюбивым, а также обладать навыками самостоятельной работы. Цель изучения виртуального дискурса в образовательной среде заключается в понимании его специфики, в исследовании его параметров, которые можно классифицировать на достоинства и недостатки, а также в анализе речи, действий и мышления его непосредственных участников. Важным аспектом современного образовательного пространства является поиск баланса между виртуальным и реальным дискурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL DISCOURSE AS MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROS AND CONS

Virtual discourse has become widespread due to the popularity of distance communication in politics, economics, culture and education. Virtual space is created artificially and differs significantly from live real communication. Electronic devices are seen in virtual discourse as technical tools, while virtual communicators represent real individuals involved in a relatively new and very specific type of discourse that requires more in-depth theoretical and practical studies. The text immersed in the situation of communication in virtual reality is regarded as virtual discourse. Virtual discourse is characterized by synchronous and asynchronous models that ensure its functionality, flexibility and dynamism and form a special communicative space. This discourse is a type of symbolic reality, its uniqueness is mediated by the properties of the virtual world and thinking. Due to the emergence of virtual educational environment a teacher has to master numerous new functions: to structure virtual environment, to be fluent in technologies of using, transmitting, processing, storing information, to master the sub-language of online communication. A student involved in virtual environment and physically isolated from the educational institution needs to be motivated, disciplined, industrious, as well as possess independent work skills in order to achieve the planned academic results. The purpose of studying virtual discourse in an educational environment is to understand its specificity, to investigate its parameters, which can be classified into advantages and disadvantages, and to analyze speech, actions and thinking of its direct participants. An important aspect of contemporary educational space is the search for balance between virtual and real discourses.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 4-9. Eurasian Humanitarian Journal. 2022. No. 3. P. 4-9.

УДК 81'42

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Ольга Николаевна Путина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, onputina@mail.ru

Аннотация. Виртуальный дискурс получил широкое распространение в связи с повсеместным применением дистанционной коммуникации в сфере политики, экономики, культуры и образования. Виртуальное пространство создано искусственно и существенно отличается от живого реального общения. Электронные дивайсы рассматриваются в виртуальном дискурсе как технические средства, а за виртуальными коммуникантами скрываются реальные личности, вовлеченные в относительно новый и весьма специфический вид дискурса, требующий более глубокого как теоретического, так и практического исследования. Текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, рассматривается как виртуальный дискурс. Виртуальный дискурс характеризуется синхронной и асинхронной моделями, обеспечивающими его функциональность, гибкость и динамичность, а также формирует особое коммуникативное пространство. Данный дискурс является видом символической реальности, его своеобразие опосредованно свойствами виртуального мира и мышления. В связи с возникновением виртуальной образовательной среды преподаватель вынужден осваивать новые многочисленные функции: структурировать виртуальную среду, свободно владеть технологиями использования, передачи, обработки, хранения информации, осваивать субъязык онлайн коммуникации. Студенту, вовлеченному в виртуальную среду и физически изолированному от учебного заведения, для достижения планируемых академических результатов необходимо быть мотивированным, дисциплинированным, трудолюбивым, а также обладать навыками самостоятельной работы. Цель изучения виртуального дискурса в образовательной среде заключается в понимании его специфики, в исследовании его параметров, которые можно классифицировать на достоинства и недостатки, а также в анализе речи, действий и мышления его непосредственных участников. Важным аспектом современного образовательного пространства является поиск баланса между виртуальным и реальным дискурсами.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, реальный дискурс, виртуальное мышление, образовательная среда, синхронная коммуникация, асинхронная коммуникация.

Для цитирования: Путина О.Н. Виртуальный дискурс как современная образовательная среда: достоинства и недостатки // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 4-9.

Original article

VIRTUAL DISCOURSE AS MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROS AND CONS

Olga N. Putina

Perm State University, Perm, Russia, onputina@mail.ru

Abstract. Virtual discourse has become widespread due to the popularity of distance communication in politics, economics, culture and education. Virtual space is created artificially and differs significantly from live real communication. Electronic devices are seen in virtual discourse as technical tools, while virtual

© Путина О.Н., 2022

communicators represent real individuals involved in a relatively new and very specific type of discourse that requires more in-depth theoretical and practical studies. The text immersed in the situation of communication in virtual reality is regarded as virtual discourse. Virtual discourse is characterized by synchronous and asynchronous models that ensure its functionality, flexibility and dynamism and form a special communicative space. This discourse is a type of symbolic reality, its uniqueness is mediated by the properties of the virtual world and thinking. Due to the emergence of virtual educational environment a teacher has to master numerous new functions: to structure virtual environment, to be fluent in technologies of using, transmitting, processing, storing information, to master the sub-language of online communication. A student involved in virtual environment and physically isolated from the educational institution needs to be motivated, disciplined, industrious, as well as possess independent work skills in order to achieve the planned academic results. The purpose of studying virtual discourse in an educational environment is to understand its specificity, to investigate its parameters, which can be classified into advantages and disadvantages, and to analyze speech, actions and thinking of its direct participants. An important aspect of contemporary educational space is the search for balance between virtual and real discourses.

Keywords: virtual discourse, real discourse, virtual thinking, educational environment, synchronous communication, asynchronous communication.

For citation: Putina O.N. Virtual discourse as modern educational environment: pros and cons. Eurasian Humanitarian Journal. 2022;3:4-9. (In Russ.).

Введение

В современной образовательной среде понятие виртуального дискурса получило широкое применение, что связано, в первую очередь, с повсеместным распространением дистанционного обучения в условиях пандемии. Виртуальное пространство создано искусственно и, безусловно, существенно отличается от живого реального общения. Однако за виртуальными коммуникантами скрываются реальные личности, а компьютер, планшет, телефон или любой другой электронный дивайс рассматриваются лишь как технические средства связи. Изучение проблем виртуальной коммуникации представляет огромный интерес для социальной философии, психологии, лингвистики, и зачастую эти три направления объединяют достижения для более объективной оценки процессов виртуального пространства. Виртуальный дискурс может реализовываться как в монологической, так и диалогической речи, характеризуется многочисленными жанрами в зависимости от сферы использования. Своеобразие общения участников виртуальной и реальной коммуникации заключается в определенных прагматических установках и целях общения. Для эффективного функционирования виртуальной образовательной среды как системы участникам рекомендуется действовать совместно, дисциплинированно и сбалансированно.

Основная часть

Термин виртуальный дискурс образован из двух составляющих - дискурс и виртуальный. В Новой философской энциклопедии под редакцией В.С. Стёпина дискурс трактуется как "язык в языке": определенная лексика, семантика, прагматика и синтаксис, актуализирующиеся в речи и текстах [НФЭ 2001: эл. ресурс]. Синонимами, а также близкими по смыслу словами и выражениями к слову «виртуальный» являются: иллюзорный, нереальный, ирреальный, воображаемый, призрачный, видимый, мнимый, кажущийся, призрачный, эфемерный, фиктивный, допустимый, потенциальный, предполагаемый, возможный, вероятный, мысленный, мыслительный, условный, отсутствующий, вымышленный, мнимый, кажущийся, фантастический, химерический, несуществующий [КС: эл. ресурс]. Поэтому виртуальный дискурс может рассматриваться как текст, существующий в виртуальной реальности, обладающий основными свойствами данной реальности (порожденность, актуальность, автономность, интерактивность, погруженность) [Лутовинова 2007: 35]. Виртуальный дискурс - это письменная и устная речь с ее лексическими, семантическими, прагматическими и синтаксическими параметрами, погруженная в ситуацию особого вида синхронной и асинхронной коммуникации.

Возникновение нового виртуального дискурсивного пространства позволяет говорить о возникновении новой формы языкового взаимодействия. Письменная фиксация устной речи позволила передавать особенности устной речи графически, например, в виртуальном дискурсе используются простые предложения и синтаксические конструкции, не всегда соблюдается порядок слов, часто нарушается логика при построении текста. Онлайн коммуникация в отличие от реальной не всегда позволяет оценить жесты, позы, мимику, которые замещаются употреблением графических символов (эмотиконы, диаграммы, фотографии, рисунки, пунктуация, caps lock и т. д.), отражающих эмоциональное состояние коммуникантов [Гриценко 2011: 17-20]. Виртуальный дискурс характеризуется синхронной и асинхронной моделями, что обеспечивает его функциональность, гибкость и динамичность. Синхронная модель включает следующие параметры: высокий уровень интерактивности; возможность как устной, так и письменной коммуникации; создание уникальных ситуаций общения в режиме реального времени; высокая вовлеченность участников в процесс общения; повышение коммуникативной компетенции (когерентность и беглость речи, адекватность выбора лексических единиц, употребление дискурсивных маркеров); фокусировка внимания на передаче смысла в ущерб грамотности построения речевого высказывания. При синхронной устной и письменной коммуникации уникальные ситуации общения отличаются значительно более высоким уровнем интерактивности. Синхронная коммуникация ведет к повышению коммуникативной компетенции всех участников процесса.

Асинхронная модель виртуального дискурса обладает иными характеристиками: общение по электронной почте, в мессенджерах, социальных медиа и т. п. (эффект отложенной коммуникации); возможность создания более качественного и сложного текста (структурно и содержательно); возможность детального анализа логической структуры в процессе производства текста; возможность редактирования текста (орфография, грамматика, стилистика, пунктуация); возможность как индивидуального, так и группового создания письменных текстов и графических продуктов [Miro: эл. ресурс]; возможность выбора удобного временного режима деятельности. При асинхронной коммуникации растянутость временных рамок предоставляет возможность более тщательного продумывания и редактирования иноязычного письменного текста. Особенно эффективна асинхронная коммуникация в обучении письму (объемных письменных заданий по типу резюме, эссе, реферат, проект и т. д.). Письменный текст создается индивидуально и анализируется в процессе производства. Студенты с разным уровнем языковой компетенции могут работать в удобном для них временном режиме [Смыковская 2003: эл. ресурс].

Далее обратимся к понятию виртуальная образовательная среда как «открытая система, в рамках которой на основе применения технологий виртуальной реальности обеспечивается эффективное интерактивное обучение и самообучение в образовательном процессе» [Лубков 2007: 5]. Виртуальная образовательная среда динамична и гибка и поэтому способна вовлечь в образовательный процесс значительное число обучаемых. Такая среда ориентирована на выполнение разнообразных видов самостоятельной (информационно поисковой, экспериментально исследовательской, научно-практической) деятельности студентов [там же: 18]. По утверждению Н.Г. Асмус, еще одной важной чертой любой виртуальной среды является карнавализация: языковая личность коммуниканта рассматривается через понятие «речевой маски» как речевого приема, используемого для создания особого игрового импровизационного стиля общения с виртуальными личностями в новой коммуникативной среде [Асмус 2005: 7]. Карнавализация в виртуальном образовательном дискурсе представлена в использовании его участниками разнообразных имен (ников). Таким образом, специфика виртуального дискурса в образовательной среде в отличие от реального дискурса заключается в использовании многочисленных инновационных коммуникационных средств и компьютерной техники, в применении индивидуального подхода к потребностям личности, в обучении большого количества студентов одновременно, в возможности использовать, преобразовывать, передавать, обрабатывать, накапливать и хранить большие массивы учебной и методической информации.

Одной из целей изучения виртуального дискурса в образовательной среде является исследование его параметров, которые можно классифицировать на две группы: достоинства и недостатки. К очевидным достоинствам виртуального дискурса мы относим:

1) отсутствие возможного психологического дискомфорта в процессе общения (нет невербальных параметров коммуникации и непосредственного физического контакта с собеседником);

2) гибкость коммуникации (в режиме асинхронной коммуникации студент имеет возможность выбрать удобное место и время, собственный темп и ритм; корректировать учебный процесс, возвращаться к материалу; осуществлять самопроверку и т. д.);

3) анонимность общения как возможность общения с неизвестным / малоизвестным партнером;

4) приобретение нового и уникального опыта, который невозможно или трудно приобрести в реальной жизни (шанс безопасно примерить на себя различные роли и тем самым обогатить свою личность) [Виртуальный дискурс как особый вид дискурса: эл. ресурс];

5) увеличение возможностей индивидуального взаимодействия преподавателя и студента (онлайн консультации);

6) демократизация стиля общения между преподавателем и студентом (уход от организации учебного процесса с ролями пассивного обучающегося и активного, полноправного педагога) [Преподаватель в виртуальной образовательной среде: эл. ресурс];

7) полифоничность (множественность интерпретаций информационных контентов) [Курбатов 2013: 62];

8) интерактивность коммуникативного процесса (использование онлайн-платформы Miro для оптимизация совместной удаленной работы). Miro была создана в г. Пермь, Россия в 2011 г. А. Хусидом и О. Шардиным и быстро завоевала международный рынок. Данная платформа доступна в браузере или мобильном приложении, главным условием является доступ к сети Интернет. Интерактивная доска физически безгранична, сопровождена видеоинструкцией и техподдержкой. В бесплатной версии на доске можно писать и редактировать любые виды и объемы текстов; прикреплять картинки, стикеры и файлы различных форматов; рисовать и писать от руки; работать одной группой или несколькими группами одновременно) [Miro: эл. ресурс];

9) дистантность участников процесса (по состоянию здоровья, из-за эпидемиологической ситуации, физической удаленности и т. д.).

В то же время недостатками виртуального дискурса являются:

1) изоляция (виртуальный мир становится более привлекательным и предпочтительным, чем реальный: происходит смещение потребностей - из средства виртуальный мир превращается в самоцель, в результате чего происходит потеря связи с реальным миром);

2) обезличивание (виртуальный мир - это мертвый мир, где нет места живым уникальным существам; есть шанс заразиться обезличенным отношением к другим людям и окружающему миру в целом);

3) анонимность общения (в виду безнаказанности приводит к таким явлениям как вербальная агрессия, hate speech, bulling, trolling etc.);

4) необходимость освоения преподавателем новых технологий виртуальной коммуникации (использование, преобразование, передача, обработка, накопление, хранение и контроль информации);

5) возникновение новой функции и обязанности преподавателя: подготовка виртуального учебно-методического комплекса (развитие навыков по структурированию виртуальной образовательной среды; размещение материалов в оболочку виртуальной среды; необходимость создания электронной базы аудио и видеоматериалов) [Преподаватель в виртуальной образовательной среде: эл. ресурс];

6) появление особой сетевой этики и возникновение специфического субъязыка для онлайн занятий по английскому языку - Classroom language for online lessons (занятия проводится в режиме онлайн в "цифровых" классах (digital classrooms), а не "лицом к лицу" (face-to-face environment). Например, следующие фразы на английском языке типичны для онлайн обучения: Here is the link to the lesson. Join the meeting with video and audio. Can you see/hear me? Can you see my screen? I will share my screen. Turn on/off your camera. There's some background noise. Please follow the link in the chat. Type the answer in the chatbox. Please check your Internet connection. Please try to rejoin the meeting. Sorry, my battery is low, I need to get a charger [Classroom language for online lessons 2020: эл. ресурс];

7) сенсорная деградация (виртуальный мир сенсорно ограничен, что может привести к притуплению и даже атрофии естественных сенсорных способностей человека);

8) бессистемность виртуальной речи (в использовании лексических единиц; демонстрации смысловой неопределенности, текстуальной незаконченности; отсутствии общепринятых интерпретаций; отрывочности; отсутствии аргументации [Курбатов 2013: 65];

9) бессистемность виртуального мышления («месседжевый» / отрывочный характер процессов мышления; мозаичная картина мира с типичными для нее хаосом восприятий, сумятицей смыслов, иллюзиями представлений, заблуждениями, преднамеренной дезинформацией и манипуляцией; клиповое мышление как упрощенное мышление потребителя, цель которого заключается не в осмыслении информации, а в постоянном получении новой информации, быстрому и поверхностному просматриванию и перелистыванию сайтов) [Курбатов 2013: 66-67];

10) формиоование стойкой привычки общения в социальных сетях, в том числе в образовательных и профессиональных целях: в частности Л. Торвальдс, разработчик операционной системы Linux, заявил, что ненавидит современные «социальные медиа» и считает их болезнью, так как они способны поощрять недостойное речевое поведение и практически никем не контролируются (реакция на явные нарушения правил коммуникации часто запаздывает и ограничивается лишь блокировкой аккаунта). Более того, по его мнению, Интернет-общение нивелирует многие социальные и культурные признаки коммуникации, что позволяет упускать такие важные аспекты живого реального общения как, например, эмпатия, юмор, ирония и т. п. [Interview with Linus Torvalds 2019: эл. ресурс];

11) необходимость развития исключительной мотивированности, трудолюбия и самодисциплины для достижения академических целей, так как в условиях виртуальной образовательной среды студент физически изолирован от учебного заведения и, соответственно, не контролируется преподавателем напрямую [Преимущества виртуальной образовательной среды: эл. ресурс].

В конечном счете, виртуальный дискурс со всеми его достоинствами и недостатками характеризуется абсолютным погружением его автора в ситуацию виртуального коммуникативного акта и преобразованием этого автора в виртуальную личность, часто не совпадающую с образом реальной действительности [Дискурс и его виды: эл. ресурс].

Заключение

Виртуальный дискурс в современной образовательной среде, представленный синхронной и асинхронной моделями, получил необычайно широкую распространенность и трактуется как текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности. Цели и перспективы изучения виртуального образовательного дискурса заключаются в определении его специфики, в исследовании его разнообразных параметров, достоинств, недостатков, а также в анализе виртуальной речи и мышления его участников.

Важным аспектом современного образовательного пространства является поиск баланса между виртуальным и реальным дискурсами, так как доминирование виртуального дискурса может иметь весьма негативные последствия для его участников: привыкание к виртуальному миру и проецирование его законов на мир реальный; потеря способности к

системному мышлению и формирование упрощенного мышления, которое исключает развитие целостной и глубокой личности; восприятие виртуального мира как единственного убежища (в особенности для человека со слабым личностным потенциалом); неадекватная оценка реальности из-за преобладания виртуального дискурса над реальным, способная стать причиной конфликтов на всех уровнях - межличностном, культурном, социальном, национальном, экономическом, политическом.

Список литературы

1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Автореф. ... к. филол. н. Челябинск, 2005. 24 с.

2. Виртуальный дискурс как особый вид дискурса. URL: https://cro.edu-vrn.ru/wp-content/uploads/2015/.pdf (дата обращения: 24.03.2022).

3. Гриценко Л.М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. 2011. № 6 (29). Т. 2. С. 17-20.

4. Дискурс и его виды. URL:

https://studbooks .net/2141527/informatika/diskurs_vidy_virtualnyy_diskurs (дата обращения : 24.04.2022).

5. КАРТАСЛОВ.РУ. Карта слов и выражений русского языка. URL: https://kartaslov.ru/ (дата обращения: 24.02.2022) - КС.

6. Курбатов В.И. Виртуальная коммуникация, виртуальное сетевое мышление и виртуальный язык // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 56-68.

7. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Автореф. ... к. пед. н. Самара, 2007. 22 с.

8. Лутовинова О.В. Интерактивная компетенция и виртуальный дискурс // Язык и межкультурная компетенция. Сб. ст. / под общ. ред. Э.И. Цыпкина. Петрозаводск: Изд-во «Карельский государственный педагогический университет», 2007. С. 53-56.

9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001. URL: https://iphras.ru/page12557492.htm (дата обращения: 24.07.2022) - НФЭ.

10. Преимущества виртуальной образовательной среды. URL: https://ped.bobrodobro.ru/3170 (дата обращения: 24.04.2022).

11. Преподаватель в виртуальной образовательной среде. URL: https://ped.bobrodobro.ru/3173 (дата обращения: 24.04.2022).

12. Смыковская Е.П. Особенности синхронной и асинхронной коммуникации при обучении иностранному языку с помощью компьютерных технологий // Материалы 60 конференции студентов и аспирантов БГУ. 2003. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/22707/1/5.pdf (дата обращения: 12.03.2022).

13. Classroom language for online lessons. 01.09.2020. URL: https://skyteach.ru/2020/09/01/classroom-language-for-online-lessons/ (дата обращения: 20.03.2022).

14. Interview with Linus Torvalds: Twenty Five Years Later (by Robert Young), April 2, 2019. URL: https://www.linuxjournal.com/content/25-years-later-interview-linus-torvalds (дата обращения: 21.03.2022).

15. Miro — Визуальная платформа для совместной работы распределенных команд. URL: https://miro.com/ru/ (дата обращения: 21.02.2022).

Информация об авторе О.Н. Путина - кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author O.N. Putina - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of Linguistics and Translation,

Perm State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.