Научная статья на тему 'Виртуальные транспортные предприятия (альянсы) как форма трансформации организации в связи с переходом на новую ступень информационных отношений'

Виртуальные транспортные предприятия (альянсы) как форма трансформации организации в связи с переходом на новую ступень информационных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзефов А. В.

В настоящее время при организации функционирования региональных транспортных систем происходят существенные и качественные изменения, требующие детального рассмотрения, анализа, и изучения для проектирования и последующего эффективного внедрения в транспортный комплекс. Эти изменения коснулись практически всех аспектов функционирования городского пассажирского транспорта (ГПТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные транспортные предприятия (альянсы) как форма трансформации организации в связи с переходом на новую ступень информационных отношений»

числящиеся в штате таможенных брокеров. Брокеры, оказывающие таможенные услуги на неофициальном уровне, уклоняясь от ответственности, оформляют своих "специалистов" одновременно в нескольких организациях, что является нарушением действующего законодательства и такие факты следует исключать из практики иначе невозможно будет создание здорового конкурентного рынка качественных таможенных услуг. Так как услуги легальных таможенных брокеров, которые берут на себя не только заботу о перемещении и хранении товара его таможенное оформление, но еще и ответственность за правильное и своевременное прохождение товара через границу, да еще и имеющих гарантированное обеспечение. Уплаты таможенных платежей перед государством не могут стоить дешево, поэтому для эффективного и конкурентоспособного действия региональных таможенных брокеров необходимо не повышать гарантированное финансовое обеспечение, а наоборот снижать его. А степень риска неуплаты таможенных платежей в бюджет снижать другими способами, (страхование, третьим лицом, эффективный контроль, грамотная и четкая работа при регистриро-Ш вании и т.д.).

¡5 Выполнение программных мероприятий позволит в полной мере завершить создание о таможенной инфраструктуры, которая позволит создать условия повышения качества та-X моженных услуг, обеспечит и ускорит таможенное оформление товаров, сократит простои ^ транспортных средств на границе, снизит накладные расходы участников ВЭД, создаст бла-^ гоприятные условия для дальнейшего развития околотаможенного обслуживания.

Таким образом, современная организация таможенного обслуживания не сводится к ^ количественному росту таможенных органов, увеличению их штатной численности. Все о большее значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению, а так же укрепление и развитие N инфраструктуры обеспечивающей эффективное функционирование таможенной службы в q целом. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организа-Ш ции таможенного обслуживания, результативности и последствия его осуществления.

О

ЛИТЕРАТУРА

£ 1. Официальный сайт Информационного агентства RegNovosti // http://regnovosti.ru/ i—

со _

ЮЗЕФОВ А.В.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (АЛЬЯНСЫ) КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВУЮ

СТУПЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ <

о

2 В настоящее время при организации функционирования региональных транспортных 2 систем происходят существенные и качественные изменения, требующие детального рас-g смотрения, анализа, и изучения для проектирования и последующего эффективного внедре-о ния в транспортный комплекс. Эти изменения коснулись практически всех аспектов функцией онирования городского пассажирского транспорта (ГПТ).

^ Одной из основных проблем стабилизации работы ГПТ является институциональное пре-Ü образование в автотранспортной организации (АТО), т.к. имеющиеся органы управления о разного уровня часто не укомплектованы исполнителями необходимой квалификации и чис-m ленности, недостаточно эффективно взаимодействуют между собой и не могут обеспечить s требуемый уровень оснащения подразделений современным оборудованием. Исходя из дан-^ ной проблемы, на основании материалов заседания коллегии Минтранса РФ от 04.03.2006 г., IE можно выделить одно из основных направлений реформирования в сфере институциональ-о ных преобразований АТО - стимулирование распространения на ГПТ эффективных систем о контроля и диспетчерского управления, основанных на современных информационных тех-ÖÖ нологиях. Для реализации данного направления целесообразно предложить создание вирту-

I

>

CD

I_

0

1 I Ф m н О

а ö

ального автотранспортного альянса (ВТА) на базе действующих центрально-диспетчерских служб (ЦДС) [7].

Виртуальные предприятия (ВП) являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества услуг, их цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных технологий.

ВТА - организация, созданная из различных предприятий на контрактной основе, не имеющая единой юридической организационной структуры, но обладающая единой информационной структурой с целью максимального контроля за качеством исполняемых услуг [3].

Виртуальное предприятие создается путем слияния требующихся организационно-технологических ресурсов из различных АТО и их интеграции с помощью компьютерных сетей в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для автоматизации производствен- ш ного процесса. Создание открытой организационно-производственной структуры, объединя- ¡5 ющей различные составляющие вокруг цепочки транспортно-логистического обслуживания и приведет к тому, что границы между взаимодействующими автотранспортными предприяти- X ями, распределенными по территориально-географическому признаку, станут прозрачными и подвижными.

С практической точки зрения, обычному («монолитному») транспортному предприятию, например, для осуществления заданного объема перевозок имеющимся подвижным составом

(ПС) требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предпри- о ятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, информацией и способностями, для совместной организации и реализации этой деятель- N ности. Т. е. выбираются предприятия (организации), обладающие ключевой компетенцией в д форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке. Ш Естественно, что предприятия-партнёры для эффективного функционирования всей сети .л, должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям, в сеть объединяется большое множес- £ тво предприятий, чаще всего, удаленных географически, тогда, очевидно, что таким пред- ё приятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. а Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информа- § ционную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуни- > кационных технологий. £5 ВТА это своего рода сеть свободно взаимодействующих организаций (операторов), нахо- ^ дящихся в различных местах, обеспечивающих эффективное, скооперированное выполнение $ операций по контролю за продвижением транспортных услуг (ТУ) во внешнюю среду, с помо- о щью информационных сетей и 1п1ете1-технологий [4]. о Электронные системы способствуют успешному ведению логистической деятельности, > обеспечивая ВТА единым информационным пространством. Использование электронных £5 систем возможно на всех звеньях логистической цепочки, начиная с разработки расписания 2 движения, заканчивая определением расхода топлива (для начисления премий). Быстрота

о

передачи информации между всеми звеньями логистической цепочки способствует возмож- о ности определения оптимального количества ПС для работы на маршрутах, минимизации о времени предоставления ТУ. ^

ВТА может рассматриваться как «открытая система», взаимодействующая с внешней сре- | дой для достижения заданных целей. Внешняя среда, взаимодействуя с ВТА оказывает силь- о ное влияние на функционирование его составляющих при решении задач оказания ТУ. Для т

достижения целей и решения задач, формируется внутренняя среда организации. Внутренняя 5

среда представляет собой совокупность функций и параметров обеспечивающих выполне- ^ ние поставленных задач ВТА. Технология рассматривается как инструмент для организации Е функционирования ВТА, с помощью которого входящие в производство ресурсы усилиями о

персонала, при решении задач производства в соответствующих структурных элементах сис- о

темы превращаются в транспортные услуги [1]. 0)

Для проработки вариантов организации логистических процессов в ВТА используют методы имитационного моделирования, позволяющие моделировать параллельное выполнение множества процессов на общем множестве имеющихся ресурсов. Необходимость применения методов имитационного моделирования связана с тем, что все материальные, информационные и финансовые потоки логистических процессов имеют изменяющиеся во времени характеристики (интенсивность поступления заказов на ТУ).

Виртуальное совместное предприятие (виртуальный альянс) организуется стратегическими партнерами (АТО и ЦДС) в определенном сегменте рынка с целью реализации возможности выполнения совместных проектов. Задачей виртуального альянса является совместное использование знаний, производственных и финансовых ресурсов. Исследование и моделирование ВТА может опираться на теорию агентов (операторов) свободно взаимодействующих, находящихся в различных местах.

Необходимыми условиями создания ВТА являются наличие у операторов: Ш - общих целей, интересов и ценностей, определяющих возможность формирования ВТА; ¡5 - индивидуальных средств для осуществления транспортно-логистических услуг (ТЛУ) о при взаимодействии с другими операторами, что приводит к установлению партнерс-X ких отношений.

К числу главных характеристик ВП как открытой, развивающейся сети неоднородных агентов (операторов) относятся:

- сосредоточение (максимальная интеграция) распределенных ресурсов, имеющихся у отдельных, удаленных друг от друга операторов, вокруг основной деятельности ВТА;

о - полное преобладание телекоммуникации ввиду пространственной удаленности операторов ВТА;

|\ - «плоская структура» ВТА, предполагающая максимизацию числа горизонтальных свя-д зей между операторами;

Ш - максимальный уровень открытости многоуровневой структуры ВТА, прозрачность, не-<\, четкость и подвижность границ между операторами, в том числе между заказчиками и исполнителями;

£ - максимальный уровень кооперации между операторами внутри виртуальных рабочих ё групп (успех одного есть необходимое условие успеха других); а Ключевая проблема, которую необходимо решить при создании ВТА, состоит в обеспечена нии совместной работы операторов на расстоянии. В рамках этой проблемы возникают такие > задачи как:

0

1 I

ш

ш

а) обеспечение связи между удаленными операторами;

б) поддержка и координация их совместной деятельности;

в) обеспечение возможности совместного использования различных ресурсов партне-о ров, в особенности, разделения моделей, данных и знаний, необходимых для совместен ной работы[2].

> Решение этих задач требует интенсивного использования новейших информационных 2 и коммуникационных технологий и соответствующих стандартов. Необходимым условием 2 функционирования ВТА является взаимодействие всех звеньев альянса с административно-^ организационным посредником (орган местного самоуправления) с помощью информационен ных, материальных и финансовых потоков.

о Использование единого информационного пространства звеньями логистической сис-^ темы, их постоянное взаимодействие с информационным посредником, с потребителями, | поставщиками и производителями, между которыми перемещаются материальные потоки, о формируют требования на пассажирские перевозки, осуществляемые перевозчиком при вза-т имодействии с техническим и транспортно-экспедиционным посредниками. Взаимодействие

всех звеньев, обеспечивающее перевозки пассажиров на рассматриваемой территории объединяются в общий ВТА относительно административно-организационного посредника. Информационное взаимодействие между административно-организационным посредни-о ком и ВТА осуществляется путем проведения конкурсов на получение заказов на осущест-

I

о вление пассажирских перевозок. Согласно закона «Об организации пассажирских перевозок 00 автомобильным и городским электрическим транспортом», договор на выполнение заказа на

осуществление пассажирских перевозок заключается между перевозчиком (ВТА) и заказчиком (орган самоуправления) по итогам проведения открытого конкурса на основе типового договора, разрабатываемого органом исполнительной власти.

К участию в конкурсе допускаются юридические и физические лица, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление пассажирских перевозок и представившие документы, предусмотренные положением о проведении конкурса.

Основными оценочными показателями определения победителей конкурса являются:

- обеспечение эффективности работы пассажирского транспорта (оценка предлагаемого уровня затрат бюджетного финансирования и уровня тарифов на общественные пассажирские перевозки);

- обеспечение безопасности перевозок пассажиров (оценка уровня технического состояния транспортных средств);

- обеспечение согласованной с заказчиком регулярности движения по утвержденной маршрутной сети. ^

С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм л организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способ- ц ности с меньшими временными затратами. ®

Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества ВТА [5], как: ?

- скорость выполнения транспортной услуги;

- возможность снижения совокупных затрат; Ш

- возможность более полного удовлетворения потребностей клиентуры (населения); ^

- возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды; Ь

N □

Ш

О

- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки. Проведенный анализ деятельности ВТА показал, что основными характеристиками вир- □

туальной формы организации являются:

- открытая распределенная структура;

- гибкость;

- приоритет горизонтальных связей; о

- автономность и узкая специализация операторов сети; |

- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции. о Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности ВТА необ- ш

ходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании ВТА ^

могут быть использованы предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно д

на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно о

обладать как минимум следующими способностями: ^

- уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний); а

- на основе привлеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта услуг с (аспекты функционирования сети). о

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управление ^

ВТА как сетью партнеров: о

1. Определение требований (задач) проекта. о

2. Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

3. Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам. о Использование единого информационного пространства, постоянная актуальная информа- ^

ция о состоянии процессов на протяжении всей логистической цепочки, делает привлекатель- х ным организацию ВТА как механизма реализации ТЛУ в сегменте пассажирских перевозок. Наряду с перечисленными выше достоинствами, ВТА обладают и некоторыми недостатка

ми, точнее, слабыми местами [6]: §

о

- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализа- ш цией членов сети; |

- практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров о вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудо- 9

о ш

со

вых отношений;

0)

- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов ВТА. В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих ВТА очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования ВТА. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.

литература

1. вютрихх.А., филипп А.ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. Ш 2. Еатаев А.в.Виртуальные предприятия - новая ступень в организации НИОКР // Стратеги-¡5 ческие аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции: Отчёт по НИР № О 01.2.00100692. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

J 3. парахинав.н., Юзефов А.в. Подходы виртуальных компаний к использованию сети Internet // Вестник СевКавГТУ. Серия "Экономика". Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. 4. парахина в.н., Юзефов А.в. Совместное использование интеллектуальных ресурсов как фактор эффективности виртуальной организации / Материалы X региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону". Т. 3. Ставро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б поль: Изд-во СевКавГТУ, 2006.

^ 5. патюрельр. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практи-N ки управления. 1997. № 3.

g 6. Тарасов в. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа Ш // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.

.а, 7. чумаковв.Б., Юзефов А.в. Виртуальные транспортные предприятия в сфере обслуживания городского пассажирского транспорта (Virtual transport agencies in sphere of service of £ city passenger transport) / Мировой автомобильный конгресс (World Automotive Congress). Испания (Spain), Барселона (Barcelona): Университет Каталонии (University of Catalonia),

a 2004. ф

i

>

0

1 i ф

m i— О

a

о <

>

о

0

1_

CD

I_

CD

О m О i— О О CL

о ф

со

О Ф т

0

1

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.