ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БИБЛИОТЕК
Рассмотрена деятельность виртуальных представительств методических служб центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Выявлены и охарактеризованы их функции: информационная, коммуникативная, навигационная, профессионализации. Представлен ассортимент методической продукции библиотек в электронной среде. Определены возможности расширения спектра методических услуг на новой ресурсной базе.
Ключевые слова: центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, виртуальные представительства методических служб, функции, методические ресурсы, методические сервисы.
Pilko I.S. Virtual representations of methodical services of libraries
The activity of virtual representations of methodical services of the central libraries of subjects of the Russian Federation is considered. Their functions are revealed and characterized: informational, communicative, navigational, professionalization. The assortment of methodical products of libraries in the electronic environment is presented. The possibilities of expanding the range of methodical services on a new resource base are determined.
Key words: central libraries of subjects of the Russian Federation, virtual representations of methodical services, functions, methodical resources, methodical services.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ВИРТУАЛЬНЫЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БИБЛИОТЕК
Рассматривая библиотечную сферу в контексте цифровых трансформаций, мы наблюдаем значительный прирост числа электронных коллекций, цифровых библиотек, уникальных краеведческих ресурсов с удаленным доступом к ним, расширение ассортимента и увеличение объемов услуг в дистанционном формате, наполнение оригинальным библиотечным контентом информационного пространства социальных сетей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают модернизацию традиционных библиотечных процессов, реализацию новаторских профессиональных и социальных проектов.
Влиянием цифровой среды обусловлены, в частности, содержательные и организационные преобразования методической деятельности библиотек. Наглядным примером может служить практика формирования и функционирования виртуальных представительств методических служб: библиотечных порталов, сайтов, методических веб-страниц, профессиональных блогов и аккаунтов в социальных сетях. Методическая деятельность становится «прозрачной» благодаря размещаемой на различных платформах новостной информации из жизни библиотек, интернет-проектам
и онлайн-мероприятиям, а ее результаты - методические продукты различных видов и жанров - сегодня доступны широкой профессиональной общественности.
По данным многолетнего мониторинга, в 2010 г. только 17 центральных библиотек субъектов РФ из 83-х размещали на своих сайтах методическую продукцию, в 2020 г. - 62 библиотеки из 85-ти. К началу 2022 г. 73 библиотеки, выполняющие функции региональных методических центров, имеют на своих сайтах методические разделы или веб-страницы («Профессионалам», «Коллегам», «Методическая служба», «Виртуальный методист», «Методобъединение», «Профессиональная деятельность», «Профессиональное сообщество» и др.). Ресурсная составляющая продолжает доминировать в деятельности виртуальных представительств методических служб библиотек.
Так, в разделе «Документы»/«Официальные документы»
размещаются перечни и полные тексты нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в сфере культуры, стандарты (терминологические, технологические, модельные), прогностические документы (стратегии и концепции развития библиотечного дела), организационно-распорядительная документация, документы ИФЛА, РБА и т.п.
Информация о библиотечной сети региона может быть представлена в текстовом или табличном форматах, в форме интерактивной карты или варианте, сочетающем текстовую и визуальную информацию.
Информация о профессиональных и любительски конкурсах размещается в виде анонсов, положений о конкурсах, графиков их проведения, пост-релизов, фотогалерей и иных форм продвижения этих популярных мероприятий.
Разделы непрерывного профессионального образования представлены планами и графиками проведения занятий, перечнями и записями вебинаров и трансляций обучающих мероприятий, реже - текстами дополнительных профессиональных программ.
В разделах аналитических и методических материалов методические службы библиотек размещают полные тексты документов, представляющие несомненный интерес для коллег из своего и других регионов. Но эти разделы часто сложно организованы и недостаточно оптимизированы для поиска, что препятствует их популярности у целевой аудитории, приводит к дублированию методических материалов близкого содержания и назначения на сайтах различных библиотек.
Продолжается и оправдывает себя практика публикации библиографической информации о профессиональных информационных ресурсах для библиотечных специалистов. Методические службы формируют тематические библиографические подборки, размещают на методических страницах сайтов библиографические указатели, обзоры, дайджесты и списки профессиональной литературы. К сожалению, документы, представленные в формате библиографических записей, недоступны онлайн, и пользователю
сайта предстоит найти вариант полнотекстового доступа самостоятельно. Аналогичную функцию с выходом на внешние ресурсы, в т.ч. и полнотекстовые, выполняет рубрика «Полезные ссылки».
В настоящее время высока значимость проектной деятельности библиотек. Поэтому виртуальные методические представительства библиотек уделяют ей особое внимание. Ключевую роль сегодня играет национальный проект «Культура», в рамках которого открываются модельные библиотеки. Информация, посвященная модельным библиотекам, широко представлена в методических ресурсах и онлайн-сервисах.
Проведенный анализ позволил в разряд основных функций виртуальных методических служб отнести:
- информационную - размещение и продвижение профессиональных новаций, документов широкого спектра;
- коммуникационную - обеспечение профессионального интерактивного взаимодействия, обмена информацией (а не только ее трансляции);
- навигационную - предоставление ссылок на ресурсы, полезные библиотечным специалистам;
- профессионализации - содействие профессиональному развитию, повышению квалификации, развитию актуальных компетенций.
Организация методического обеспечения библиотечной деятельности на в цифровом формате имеет несомненные преимущества, позволяющие:
- разрабатывать с использованием различных информационно-коммуникационных средств и размещать в открытом доступе методические ресурсы, решающие конкретные задачи и ориентированные на различные целевые аудитории;
- диверсифицировать формы доведения профессиональной информации: оперативные, интерактивные, архивного хранения;
- создавать образовательные и дискуссионные виртуальные площадки для распространения профессиональных знаний и обсуждения проблем по мере их возникновения в оперативном режиме;
- расширить спектр методических услуг: удаленный доступ к методическим ресурсам, оперативное информирование, интерактивная навигация в информационных ресурсах профессионального назначения, онлайн-опросы, онлайн-конференции, онлайн-консультирование, онлайн-обучение, использование сервисов для совместной онлайн- работы и др.
Активное освоение ИКТ позволило диверсифицировать формы представления методической информации. В составе электронных методических ресурсов появились формы, которые невозможно было реализовать в аналоговом формате, это:
- видеоконференции,
- вебинары,
- профессиональные блоги,
- электронные библиотеки методических материалов (актуальных
профессиональных публикаций),
- форумы,
- чаты, чат-боты.
- виртуальная методическая справка и др.
«Традиционные» формы информационных продуктов методического назначения за счет использования гипертекстовых, телекоммуникационных, мультимедийных и геоинформационных технологий приобрели современное «звучание», стали более комфортными для пользователей. В их числе:
- анонсы профессиональных мероприятий различного уровня с возможностью пройти регистрацию для участия,
- пост-релизы профессиональных мероприятий,
- библиографические и полнотекстовые подборки методических материалов и других регламентирующих документов,
- контактные данные библиотек территории и специалистов методических службы с формой обратной связи,
- подборки ссылок на полезные ресурсы, на библиотечные группы в социальных сетях.
Широкое внедрение ИКТ в библиотечную практику способствовало развитию корпоративных связей, в частности, созданию библиотечных порталов (порталов библиотек). Некоторые из них (например, порталы библиотек Самарской, Сахалинской, Псковской, Владимирской областей и др.) являются, по сути, новой формой виртуального представительства методической службы и кумулируют адресованную сотрудникам библиотек региона профессиональную информацию и методические сервисы. Другие порталы являются «точками доступа» к информационным ресурсам библиотек региона для любых категорий пользователей и имеют адресованные библиотечным специалистам страницы и разделы («Коллегам», «Профессионалам»).
В ходе исследования выявлены типичные недостатки методической продукции в электронном формате и ее размещения в электронной среде: нечеткость обозначения вида электронных методических продуктов, несоответствие материала указанному виду; нарушение требований к содержательному наполнению и оформлению методических изданий; недостаточное использование возможностей электронного формата представления методической информации; сложная для восприятия структура ресурса; отсутствие налаженного контроля за актуализацией материалов и др.
Вместе с тем под влиянием цифровизации в методической деятельности проявляются современные тенденции ее модернизации, обеспечивающие:
- формирование и развитие открытого методического информационного пространства;
- повышение системности методической деятельности на основе дифференциации задач, реализуемых методическими службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- расширение ассортимента методической продукции за счет электронных изданий и электронных аналогов печатных изданий;
- реализацию корпоративных методических проектов;
- развитие интерактивных форм методических услуг;
- внедрение уникальных форм участия методических структур в профессионализации библиотечных кадров, в непрерывном профессиональном образовании.
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить приоритетное развитие ресурсной составляющей в деятельности виртуальных методических представительств. Методисты муниципальных библиотек -основные потребители методической продукции и услуг, участники образовательных программ повышения квалификации, реализуемых в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» (2020-2022 гг.), знакомясь с деятельностью виртуальных представительств методических служб центральных библиотек субъектов РФ, отмечали актуальность реализации ими коммуникационной функции, острую потребность расширения спектра методических услуг.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Пилко Ирина Семеновна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор