Т.Е. Максимова
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ: АНАЛИЗ ТЕРМИНА
Статья посвящена культурологическому анализу термина виртуальный музей. Этот термин входит в состав современной компьютерной лексики и вызывает много споров. Виртуальные музеи представляют собой новую культурную форму, порожденную информационными технологиями. Умение пользоваться современной терминологией - необходимый инструмент для подтверждения уровня коммуникативной и информационной компетентности российских специалистов.
Ключевые слова: виртуальный музей, интернет-музей, музей онлайн, виртуальная галерея, междисциплинарный подход, лингвистический метод.
В настоящее время термин виртуальный музей широко используется в сети Интернет.
Сама по себе тема виртуальных музеев и их роль в культурных процессах России и мира - достаточно новая тема научных исследований. Она обсуждается не только в среде музееведов и искусствоведов, но и в обществе в целом, на различных форумах, конференциях и в Интернете, что свидетельствует об актуальности данной тематики1.
Много споров ведется об обоснованности применения названия виртуальный музей создателями интернет-ресурсов, содержание которых, по мнению ряда представителей музейного сообщества, не соответствует традиционному пониманию слова музей. Специалисты в области музееведения говорят о «мнимых» виртуальных музеях, о неправомерности употребления термина музей многими сайтами, указывая, что содержание этих ресурсов Всемирной сети никак не укладывается в классическое понимание слова музей, и т. д.
© Максимова Т.Е., 2014
Насколько мотивировано активное применение термина виртуальный музей авторами интернет-ресурсов?
В данной статье представлен культурологический анализ термина виртуальный музей. Этот анализ дает возможность выявить различия в значениях термина музей в традиционном смысле и термина виртуальный музей в современной языковой практике.
Необходимо отметить, что анализ термина виртуальный музей - это далеко не только пресловутый «спор о терминах».
Актуальность такого анализа обусловлена тем, что проблема терминологии имеет высокую практическую значимость. Умение пользоваться актуальной терминологией, задействованной в деловом обороте, - необходимая компетенция современного участника трудового процесса. «Голос живого пользователя» надо изучать для формирования умения «общаться по-новому», чтобы достойно отвечать на информационные вызовы сегодняшнего дня.
Кроме того, актуальность нашего исследования определяется спецификой поиска виртуальных ресурсов в сети Интернет. Все пользователи Всемирной сети в той или иной мере сталкивались с трудностями поиска необходимой информации в Интернете. Эти сложности среди других причин во многом связаны с названиями интернет-ресурсов, т. е. с терминологией. С одной стороны, пользователь часто затрудняется с формулировкой запроса, испытывая трудности с подбором «нужного слова» для поиска необходимой информации. С другой - создатели интернет-ресурсов и веб-сервисов нередко сами себе создают сложности, выбирая для своих сайтов и страниц названия и ключевые слова, которые пользователи не употребляют в поисковых запросах. «Неудачное» название значительно ограничивает рейтинг посещаемости ресурса.
Термины, порожденные информационными технологиями и массово используемые в компьютерной коммуникации, представляют собой значимое явление современной мировой культуры. Они имеют широкомасштабное распространение и, безусловно, нуждаются в научном анализе.
Актуальность нашего исследования продиктована также социальной значимостью виртуальных музеев: рейтинги их посещаемости крайне высоки. С другой стороны, растет не только количество посетителей виртуальных музеев - экспоненциально увеличивается число самих виртуальных музеев. Их создают организации, которые не являются музеями, - образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы (вузы, детские сады, театры, деревни и т. д.). Действуют «бизнес-проекты» - виртуальные музеи коммерческих организаций. Виртуальные музеи
открывают частные лица - особенно массово этот процесс идет в социальных сетях и блог-платформах.
Создание в Интернете виртуальных музеев - модная тенденция в области развития веб-проектов.
Приведем мнения ряда российских авторов, в публикациях которых нашла свое отражение тема виртуальных музеев.
В работах кандидата филологических наук И.В. Розиной2 и кандидата культурологии О.В. Самаковской3 виртуальные музеи рассматриваются прежде всего как виртуальные представительства в Интернете реальных музеев. Но, как мы указывали выше, сайты реальных музеев - это далеко не единственная форма существования музеев онлайн, и виртуальные музеи, созданные на базе традиционных музеев, во Всемирной сети составляют меньшинство4.
С точки зрения доктора искусствоведения А.В. Лебедева, «есть только два правильных варианта использования термина "виртуальный музей". Первый - это сайт, сделанный по законам музейного проектирования, то есть когда имеется сконструированное пространство, в котором размещены изображения музейных экспонатов. Второй вариант - прямо обратный. Когда мы говорим о реальном пространстве (зале, комнате), в котором размещены электронные изображения музейных предметов»5.
Вероятно, толкование термина виртуальный музей как реального музея, в котором размещены виртуальные экспонаты, связано среди прочих причин еще и с рассуждением по аналогии: зоологический музей - зоологические экспонаты, палеонтологический музей - палеонтологические экспонаты и т. д. Такой подход достаточно широко распространен. Так, в Москве расположен «Виртуальный музей циркового искусства»6.
В нашем исследовании делается акцент на виртуальные музеи, существующие в виртуальном пространстве. Такие виртуальные музеи представляют собой новую культурную форму интегратив-ного характера, многофункциональный комплекс, характеризующийся прежде всего присутствием в сети Интернет.
По мнению сотрудницы кафедры музеологии РГГУ А.Г. Ле-щенко7, только виртуальный Музей цифровых мультимедиа Adobe «впервые нельзя обвинить в том, что он не является музеем». Иными словами, другие интернет-ресурсы, использующие этот термин, поступают не вполне правомерно. Но, как известно, значения слов меняются с течением времени. Одни слова выходят из употребления, другие - наполняются новым смыслом. Аналогичные процессы происходят и со словом музей, тем более что речь идет не просто о музее, а о музее виртуальном. Поэтому нам представляется впол-
не допустимым широкое применение термина виртуальный музей во Всемирной сети.
Ряд авторов журнала «Музей», например В. Черненко, относят словосочетание «виртуальный музей» к форме публикации в сети «Интернет»8. В принципе с этим утверждением вполне можно согласиться. Если обратиться к истории философии, то еще структуралисты положили начало пониманию изучаемых объектов в разных областях гуманитарного знания как «текста»9. В дальнейшем Ж. Деррида развил эту тему, заявив: «Нет ничего вне текста»10.
Г.П. Несговорова, проводившая исследования виртуальных музеев при поддержке Российского гуманитарного фонда (грант № 0205-12010), полагает, что в современном Интернете существуют два типа музейных сайтов. Это, во-первых, представительства реально существующих музеев и, во-вторых, собственно виртуальные музеи, но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи11.
С нашей точки зрения, типология виртуальных музеев не сводима только к двум типам - она гораздо более сложна и многообразна. Как известно, любая классификация разрабатывается в соответствии с целями, стоящими перед исследователем. Аудитория Интернета - аудитория многоцелевая, поэтому создание единой всеобъемлющей типологии «на все случаи жизни» представляется нам достаточно бесполезным: практическая ценность глобальной «метаклассификации» окажется невысокой.
Один из авторов журнала «Музей» Т. Смирнова справедливо отмечает: «Несмотря на прочное утверждение понятия в повседневной лексике, однозначного определения термина "виртуальный музей" на сегодняшний день не существует. По мере развития информационных технологий понятие будет совершенствоваться и изменяться»12.
Нам представляется особенно важным в дальнейших исследованиях дать авторское определение термина виртуальный музей. Такая задача продиктована необходимостью популяризации этого интернет-ресурса, продуктивностью его использования для достижения целей культурной политики и задачами правового регулирования сети Интернет.
С нашей точки зрения, виртуальный музей обозначает новое явление культуры, качественно новую культурную форму, порожденную информационными технологиями и развитием Интернета. Эта новая культурная форма несводима к сайтам традиционных музеев в сети Интернет или к иным существующим культурным формам. Виртуальные музеи представляют собой самостоятельное, ранее не известное явление культуры, обязанное своему появлению информационным технологиям и творчеству пользователей. Поэтому ис-
пользование термина виртуальный музей в качестве самоназвания виртуальными ресурсами, мало напоминающими сайт традиционного музея, с нашей точки зрения является вполне оправданным.
Вернемся к культурологическому анализу термина виртуальный музей.
Прежде всего, исследование лексических данных показывает, что слова виртуальные, компьютерные, мультимедийные, цифровые, электронные музеи, веб-музеи, гипермузеи, кибермузеи, интернет-музеи и музеи онлайн используются как синонимы. Словоупотребление зависит от особенностей авторского текста. В названиях сайтов традиционных музеев и библиотек термин музеи нередко заменяется терминами выставки, галереи, коллекции, экспозиции. То есть термины виртуальные музеи и виртуальные выставки, коллекции, галереи употребляются синонимично. Однако пользователи Интернета, как показывает статистика «ключевых слов» на Яндексе, наиболее часто применяют в поисковых запросах словесный оборот виртуальные музеи.
Термин виртуальный повсеместно употребляется и обладает смысловой полифонией. Следует отметить, что слово виртуальный не всегда используется в смысле «созданный компьютерными технологиями, продукт компьютерной индустрии». Термин виртуальный может означать «воображаемый, имитирующий действительность, мнимый».
В языковой картине мира носителей русского языка понимание смысла слова виртуальный во многом зависит от возрастной категории. Так, молодые люди 20-25 лет однозначно трактуют виртуальный как компьютерный. Старшие возрастные группы истолковывают это слово в первую очередь как имитирующий действительность, мнимый. Молодежь в возрасте до 20 лет понимает термин виртуальный в «коммуникативном» смысле: это среда для времяпрепровождения, мир, связанный с общением, нечто интерактивное, игровое, «там пообщаться можно».
Добавление определения виртуальный к определяемому слову не только добавляет признак предмету, но и существенно изменяет смысл определяемого слова. Например, термин тур (посещение различных мест с развлекательной, познавательной, гастрольной и т. д. целями в рамках одной спланированной поездки) и термин виртуальный тур означают совершенно различные феномены. Можно предположить, что и термины виртуальный музей и музей обозначают принципиально отличные друг от друга явления культуры.
Как понимают значение термина виртуальный музей пользователи сети Интернет в России? В 2011-2012 гг. мы провели
собственное исследование особенностей восприятия термина виртуальный музей современными носителями языка методом опроса в форме интервью13.
Опрос показал, что понимание термина виртуальный музей взаимосвязано в первую очередь с возрастом респондентов. Молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет истолковывали понятие виртуальный музей как «что-то виртуальное» (93% опрошенных). Именно слово виртуальный воспринималось этой возрастной категорией как опорное, несущее смысловую нагрузку.
Для возрастной группы от 20 до 60 лет опорным словом выступало слово музей: данная возрастная группа понимала термин виртуальный музей в основном как что-то связанное с музеем (98%).
Возрастная группа от 60 до 79 лет отвечала на поставленный вопрос, что слышала об этом, но затрудняется объяснить смысл термина (89%). Как показало дополнительное исследование, такой ответ самой «взрослой» группы респондентов был вызван вовсе не незнанием о существовании такого ресурса, а ощущением внутренней противоречивости этого термина, интуитивно возникшим у умудренных опытом людей. «Взрослая» группа опрошенных считает виртуальные музеи «сложным интернет-ресурсом».
С точки зрения лексикографии, термин виртуальный музей можно рассматривать как так называемое устойчивое словосочетание - новообразование, имеющее в своем составе два слова. Смысл устойчивых словосочетаний отличается от смысла входящих в его состав компонентов, и происходит развитие нового, особого значения. Например, паутина - Всемирная паутина и т. д.
С точки зрения словообразования (дериватологии), словосочетание виртуальный музей представляет собой «интернет-неологизм»: слово, предназначение которого - обозначение не существовавшего ранее культурного феномена, качественно новой культурной формы, не сводимой к ранее существующим культурным явлениям.
Термин виртуальный музей - это часть современной компьютерной лексики и один из примеров того, как значения слов изменяются с течением времени. Хотя интернет-ресурсы и используют в своих названиях слово музей, они могут ничем не напоминать музей традиционного типа, так как представляют собой принципиально новую культурную форму. Поэтому толкование термина виртуальный музей с точки зрения классического музееведения -как музей - не всегда представляется обоснованным. Феномен виртуальных музеев гораздо более принадлежит миру компьютерных технологий, чем миру музеев.
Таким образом, проведенный нами культурологический анализ термина виртуальный музей показал, что, хотя виртуальные музеи и не являются музеями в традиционном смысле этого слова - они представляют собой новую культурную форму, - но использование создателями интернет-ресурсов термина виртуальный музей выглядит вполне обоснованным. Аргументом в пользу такой точки зрения служит факт, что термины виртуальный музей и музей имеют в современном языке совершенно разный смысл.
Примечания
См., напр.: Максимова Т.Е. Виртуальные музеи VS традиционные музеи: перспективы сотрудничества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4. Ч. 2. С. 118-121.
Розина И.В. Информационные виртуальные ресурсы: доступ к культурному наследию [Электронный ресурс] // База данных «Exdat». URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-258124.html (дата обращения: 18.03.2014). Самаковская О.В. Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве. Кемерово, 2012. С. 3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: Дис. ... канд. культурологии. М., 2012. С. 128-134. Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. 2010. № 10. C. 5-9.
Морунова В. В Москве откроется первый виртуальный музей цирка [Электронный ресурс] // В мире цирка и эстрады. URL: http://www.ruscircus. ru/virtualny_muzey_492 (дата обращения: 16.10.2013).
Лещенко А.Г. Эволюция и революция в мире «виртуальных музеев» // Музей. 2011. № 7.
Черненко В. Музей или интернет-публикация? // Музей. 2010. № 8. Гриненко Г.В. История философии. М., 2011. С. 570.
Цит. по: Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 191.
Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет [Электронный ресурс] // Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН. URL: http://www.iis.nsk.su/flles/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf (дата обращения: 01.10.2013).
Смирнова Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве // Музей. 2010. № 8. С. 25.
См. подробнее: Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен. С. 71-73.
3
4
5
6
I
8
9
10
11
12