ИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ: ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ
Т. Е. Максимова
Московский государственный университет культуры и искусств
Виртуальные музеи — продукты компьютерной индустрии, осуществляющие бесплатный массовый доступ к культурному наследию. Существует несколько подходов к классификации виртуальных музеев. Цель классификации — удобство пользователей. Поэтому создание единой всеобъемлющей классификации представляется нецелесообразным: пользовательские интересы многообразны. В статье дан обзор существующих подходов к классификации веб-музеев и предложены авторские варианты.
Ключевые слова: виртуальный, интерактивный, компьютерный, мультимедийный, цифровой, электронный музей, веб-музей, гипермузей, кибермузей, интернет-музей, музей онлайн, виртуальные, компьютерные, мультимедийные, цифровые, электронные выставки, галереи, коллекции, экспозиции, классификация, типология.
Virtual museums are products of the computer industry, providing free mass access to a cultural heritage. There is some approaching to classification of virtual museums. The classification purpose is convenience of users. Therefore creation of uniform comprehensive classification is represented not expedient. The user interests are diverse. In article the overview of existing classifications is given and author's options are offered.
Key words: virtual museum. An online museum, interactive museum, electronic museum, hypermuseum, digital museum, cybermuseum or Web museum, virtual, multimedia, digital, electronic exhibitions, galleries, collections, classification, typology.
Как метод исследования культуры типология применяется в наши дни сравнительно редко. Долгое время казалось, что, по большому счёту, в сфере культуры всё уже классифицировано. Однако Интернет оживил этот метод: Всемирная Сеть, динамичная социокультурная среда, обязанная своему появлению информационным технологиям и представляющая собой саморазвивающуюся систему, постоянно генерирует новые культурные формы. Интернет является открытой системой «человек-машина», где быстро и постоянно происходят изменения. «Интернет — это сокровищница. Однако его богатые ресурсы не могут использоваться эффективно в их сегодняшнем неорганизованном состоянии», — отмечают исследователи (2).
Количество электронных ресурсов стремительно увеличивается, и существу-186 1997-0803 ВЕСТНИК
ет настоятельная необходимость в их упорядочивании. Многие виды интернет-ресурсов уже подробно классифицированы, например виртуальные библиотеки.
Нами предпринята попытка классификации такой формы электронных ресурсов, как виртуальные музеи. Актуальность классификации музеев онлайн определяется, прежде всего, проблемой информационного обеспечения и консультационной поддержки пользователей Интернета в России и задачей повышения качества информационного сервиса: упорядоченные ресурсы имеют большую практическую значимость. Для пользователей актуально получение полной информации не только в познавательных целях, но и в связи с карьерными или экономическими устремлениями: виртуальные музеи формируют новый рынок труда и уже используются в МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 186-190
бизнес-моделях. Так, по мнению профессиональных студий веб-дизайна, создание виртуального музея — это один из эффективных способов «раскрутки» любого сайта. Многие известные компании подхватили инициативу: например, «Евросеть» объявила об открытии виртуального музея раритетных телефонов. Это свидетельствует об экономической результативности использования веб-музеев. Классификация музеев онлайн будет способствовать информационной поддержке виртуальных музеев как перспективного направления частного предпринимательства. Например, создание частных виртуальных музеев личных коллекций является значительным резервом для развития регионального культурного туризма: многие люди сегодня едут «к своим корням», стремясь восстановить утраченные связи и составить генеалогическое древо семьи. Веб-музеи содействуют развитию ремёсел и народных промыслов.
Классификация виртуальных музеев представляет ценность для российских органов управления сферой культуры: это перспективный сегмент культурной политики. Во-первых, формирование интернет-музеев — массовый социокультурный процесс. Так, результаты поиска в Google на ключевые слова «создать виртуальный музей» составляют более 8 миллионов документов. Во-вторых, классификация — удобный способ представить и описать имеющиеся в Интернете музейные сайты для учёта электронных ресурсов, это даст возможность достигнуть целей культурной политики со значительно меньшими финансовыми затратами. Классификация поможет разрешить проблему прогнозирования направлений социокультурной динамики.
Научных специалистов классификация веб-музеев обеспечит информационной платформой для поддержки инновационной и образовательной деятельности в соответствующих дисциплинах. Классификация представляет собой научный инструментарий анализа современной «виртуальной реальности».
Уточним терминологию.
^ Музееведение
Классификация, наряду с систематизацией и таксономией, — одна из форм типологии (6). Но применительно к Интернету термины типология и классификация в настоящее время часто используются как синонимы, четкого разграничения этих понятий пока не сложилось.
В нашей работе отражено принципиальное многообразие подходов к классификации интернет-музеев. Различия в подходах обусловлены различными целями, для которых разрабатывается классификация. Аудитория Интернета — аудитория многоцелевая, поэтому создание единой всеобъемлющей классификации целью нашей работы не является: практическая ценность глобальной «метаклассифика-ции» представляется невысокой. С другой стороны, виртуальные музеи, как и любой другой интернет-ресурс, — многоаспектное и многогранное явление, вследствие этого исследования интернет-музеев носят междисциплинарный характер, а к веб-музеям можно применить классификации, используемые в музееведении, в технических науках, в исследованиях массмедиа и т.д.
Для классификации музеев онлайн могут быть использованы, с некоторыми оговорками, некоторые типологии традиционных музеев. Классификация по профильным группам (исторические, художественные и т.д. музеи), как отмечают специалисты, сложна в создании даже применительно к «реальным» музеям (5). Интернет ещё больше усложняет эту задачу: музеи онлайн имеют комплексный характер. «В условиях постмодерна происходит выраженная трансформация музейного продукта» (3).
Аналогично, система классификации реальных музеев «по масштабам деятельности» (музеи центральные, региональные, местные) не подходит для использования в Интернете: Всемирная Сеть в силу своей международной «повсеместности» уравнивает центр и периферию в масштабах. Однако, учитывая специфику Интернета, можно, тем не менее, предложить классификацию виртуальных музеев
«по локальности»:
• национальные: только на национальном языке;
• интернациональные: использующие несколько языков.
Выделение типа традиционного музея в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности (исследовательские, учебные, просветительские) также малопригодно для веб-музеев: они стремятся к интеграции функций, тяготея к их возможно большему разнообразию. Кроме того, при активном использовании информационных технологий размываются границы между мирами науки и массовой культуры. Вместе с тем возможна классификация музеев онлайн по «функциональным возможностям»:
• только информационно-познавательная функция;
• коммуникативная: наличие форума, обратной связи, Skype;
• экономическая: наличие магазина и
т.д.;
• образовательная: наличие каких-либо педагогических ресурсов;
• доступность для людей с ограниченными возможностями.
Заметим, что во многих странах введено специальное законодательство о людях с ограниченными возможностями, и как интернет-проектировщики, так и персонал интернет-музея проходят специальное обучение (7).
Ряд авторов, таких как Д. Иванов, Г.П. Несговорова, предложили классификацию собственно интернет-музеев, уделив основное внимание в своих работах различию между сайтами традиционных музеев и виртуальными музеями, не имеющими своего аналога в реальности. Г.П. Несговорова отмечает, что они отличаются, прежде всего, по первоисточнику информации (4).
Веб-музеи можно классифицировать как организации и выделить формы интернет-музеев в зависимости от источника финансирования:
• бюджетные;
• внебюджетные.
В связи с этим нужно отметить феномен «инициативы снизу»: многие виртуальные музеи создаются частными лицами на внебюджетные средства, например, «Виртуальный музей Русского Искусства Юрия Трайсмана».
Далее, виртуальные музеи представляют собой тип веб-сайта, то есть совокупность электронных документов (файлов) в компьютерной сети. Поэтому их можно классифицировать так же, как и любой другой тип сайтов в Интернете, по доступности сервисов:
• открытые: любой пользователь может добавить экспонаты;
• полуоткрытые: добавлять экспонаты в коллекцию могут другие музеи или только владелец виртуального музея;
• закрытые — доступны для узкого круга пользователей, например, виртуальные музеи корпораций или в социальных сетях.
Мы бы хотели предложить варианты классификации музеев онлайн по аналогии с применяющимися классификациями в киноиндустрии и печатном деле. По мнению ведущих зарубежных специалистов, таких, например, как директор Британского Музея Н. МакГрегор, — «в будущем музеи должны быть как издательства или телекомпании» (8). В самом деле, интернет-музей — это мультимедийный феномен, подразумевающий возможность интерактивного взаимодействия. По российскому законодательству сетевые издания, наряду с телепрограммами и печатными изданиями, относятся к средствам массовой информации.
Во-первых, актуальна система возрастной классификации веб-музеев:
• ориентированные на взрослую аудиторию (как правило, эротика);
• семейные, предназначенные широкой аудитории;
• детские музеи, ориентированные на детей.
В Интернете существуют музеи для детей, например, виртуальные музеи игрушек. С другой стороны, есть множество
ресурсов для «семейного просмотра»: так, веб-музей на сайте детского сада №57 города Уфа обеспечивает «взаимодействие детского сада, семьи и будущих специалистов дошкольного образования». Большинство музеев онлайн создаются для «широкой аудитории». Вместе с тем в Интернете действуют музеи для «взрослых»: музеи эротики, музеи спиртных напитков, табака и т.д.
Классификация «по возрасту аудитории» поможет лучше ориентироваться в Интернете и использовать возможности виртуальных музеев в педагогических и познавательных целях с максимальной отдачей. Хотелось бы уточнить, что речь идёт не о запретах и не об оценочных характеристиках, а именно о классификации существующих ресурсов с целью достижения удобства пользователей.
Во-вторых, актуальной представляется классификация интернет-музеев «по целям автора». Владельцы сайтов интернет-музеев могут преследовать следующие базовые цели:
• просветительские;
• коммерческие;
• общественно-политические.
Если владельцы сайта преследуют коммерческие цели, то экспонаты подбираются, прежде всего, с учётом бизнес-интересов, и виртуальные музеи создаются, как правило, на базе интернет-магазинов: использование музея онлайн увеличивает продажи. Кстати заметим: это свидетельствует о том, каким уважением пользуется в нашем обществе слово «музей». Сайты веб-музеев, созданные в просветительских целях, тоже часто имеют виртуальный магазин, например, интернет-
^ Музееведение
магазин Государственного Эрмитажа. Но если музей организуется в просветительских целях, то музей — первичен, а магазин — вторичен по цели создания сайта. Экспонаты в интернет-музеях первоначально просветительского характера, ориентированы в основном на художественные и общественно-политические интересы.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают интернет-музеи патриотической тематики. Ведущие российские учёные отмечают, что характерной чертой современности является обесценивание слова «патриотизм» (1). Виртуальный музей как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях модернизации обладает большими возможностями и заслуживает всемерной государственной поддержки.
Подведём итоги. Сейчас происходит массовое освоение такого сегмента Интернета, как музеи онлайн. Об этом свидетельствует многообразие их форм, выявляемых при составлении классификаций, — и данный нами перечень не является исчерпывающим. Этим сектором Интернета заинтересовался бизнес, что указывает на высокий экономический потенциал веб-музеев. Если в связи с традиционными музеями много говорится о кризисе музейного дела, то виртуальные музеи переживают бурный количественный и качественный рост. Для сравнения можно привести следующие данные: по количеству результатов поиска в Интернете «виртуальные музеи» всего в два раза отстают от «виртуальных библиотек» — проверенному временем познавательному ресурсу, — что, безусловно, подтверждает богатые познавательные возможности музеев онлайн.
Примечания
1. Аронов, А. А. История русской культуры: краткий курс / А.А. Аронов. — М.: Экон-Информ, 2008.
2. Еременко, Т. В. Каталогизация ресурсов Интернета: Опыт библиотек США [Электронный ресурс] / Т.В. Еременко // Электронные ресурсы в библиотеках. — 2004. — №1. — URL: http://www.eril.ru/ magazine/archive/2004/1/theme/yeryomenko.php (дата обращения: 02.06.2012).
3. Катина, Н. П. Динамика музейного продукта в современных культурных средах / Н.П. Катина.
— М., 2012.
4. Несговорова, Г. П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет [Электронный ресурс] / Г.П. Несговорова // ИСИ СО РАН. [1999 — 2012]. Систем. требования: Adobe Reader.
— URL: http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf (дата обращения: 01.06.2012).
5. Поправко, Е. А. Музееведение. — Глава 1. Классификация музеев [Электронный ресурс] / Е.А. Поправко // ВГУЭиС. [1999—2012]. — URL: http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/page0002.asp (дата
обращения: 01.06.2012).
6. Типология // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]. — 3-е изд. — URL: http://bse.sci-lib.com/article110675.html (Дата обращения: 02.06.2012).
7. Bowen, J. Early museums online — two examples / J. Bowen // A Brief History of Early Museums Online // The Rutherford Journal. — Volume 3. — 2010.
8. Higgins, C. Museums' future lies on the internet, say Serota and MacGregor / Charlotte Higgins // guardian.co.uk. Дата обновления: 08.07.2009. — URL: http://www.guardian.co.uk/artanddesign/2009/ jul/08/museums-future-lies-online?INTCMP=SRCH (дата обращения: 01.06.2012).
КОНОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ Г.Н. ЖУРАВЛЕВА В МУЗЕЯХ САМАРСКОГО КРАЯ
Л. А. Пархоменко
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена творчеству утевского иконописца 80-х годов XIX века — 10-х годов XX века Г.Н. Журавлева. Большая часть его иконописного наследия хранится в музеях Самарского края. Ключевые слова: Самарский край, музей, коллекция, икона, Г.Н. Журавлев, Млекопитательница, Николай Чудотворец, Господь Вседержитель, свт. Лев, жены-мироносицы.
The article is devoted to the creativity of the utevsky icon painter of the 80th of XIX — the 10th of the XX centuries of G. N. Zhuravlyov. Most of his iconographic heritage stored in museums of the Samara region. Key words: Samara region, museum, collection, icon, G. N. Zhuravlyov, Mlekopitatelnitsa, Nikolay Chudotvorets, Lord Almighty, свт. Lion, wives-mironositsy.
В коллекциях музеев Самарского края иконописное наследие Григория Николаевича Журавлева (1858—1916), удивительного безрукого и безногого иконописца из с. Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Нефтегорского района Самарской области), занимает свое особое место.
О Г.Н. Журавлеве написано более десятка документальных и художественных сочинений, сняты фильмы. Изданы красочные открытки с его работами, буклеты. Но до сих пор мы не имеем исчерпывающих сведений о его жизни и творчестве. Сколько икон написал Григорий Журавлев, также неизвестно. Судьба многих из них открывается 190 1997-0803 ВЕСТНИК
постепенно, с годами.
В музеях страны, в том числе и Самарской области, выявлено семнадцать подписных, а также приписываемых Г.Н. Журавлеву работ.
В Петербурге в Эрмитаже хранится поясная икона святителя Николая Чудотворца рубежа XIX—XX веков. Она выполнена на золотом фоне в реалистической светотеневой манере, в традициях академической живописи. На иконе — авторская подпись в две строки: «Писал зубами крестьянин Григорий Журавлев Самарской губ. Бузулук. уезда села Утевки».
В Петербурге же в Музее истории рели-МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 190-196