Научная статья на тему 'Виртуальные лаборатории и творческие среды в проектно-исследователькой деятельности школьников по истории'

Виртуальные лаборатории и творческие среды в проектно-исследователькой деятельности школьников по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернецкая Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные лаборатории и творческие среды в проектно-исследователькой деятельности школьников по истории»

92 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Список использованных источников

1. Врангель Н. Н. История русских усадеб и поместий. — М.: Изд-во Эксмо, 2009.

2. Дмитриева Е., Купцова О. Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай. — 2-е изд. — М.: Изд-во: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2008.

3. Полякова М. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII - начало XX века. — М.: Изд-во Ломоносов, 2011.

Т. А. Чернецкая

Фирма «1С»

Виртуальные лаборатории и творческие среды

В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Важным нововведением в российской системе образования является принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Реализация новых ФГОС для основной школы направлена на достижение в процессе обучения таких целей, как формирование у обучаемого целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение им опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания [1].

Концептуальной основой новых ФГОС ООО является системно-деятельностный подход к обучению, предполагающий проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, обеспечивающей активную учебно-познавательную деятельность. Современный портрет выпускника основной школы складывается из таких качеств, как активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности; способный применять полученные знания на практике [2].

Еще одним важным новшеством в современной школе является введение в учебный процесс междисциплинарных учебных программ, среди которых мы хотим выделить «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Впервые в практике отечественного школьного образования ставится задача приобретения учащимися в учебном процессе таких составляющих опыта проектной и исследовательской деятельности, как умение оперировать гипотезами, решать интеллектуальные задачи на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки, умение выбирать адекватные стоящей задаче средства ее решения, находить нестандартные решения и осуществлять наиболее приемлемое из них. С точки зрения развития личности учащегося это означает воспитание потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт на основе критического отношения к этому знанию или опыту.

Эффективным инструментом как школьника, так и педагога в проектно-исследовательской деятельности являются электронные образовательные ресурсы, в частности, виртуальные лаборатории, конструкторские и творческие среды. Разработка таких ресурсов является одним из приоритетных направлений деятельности фирмы «1С» в области создания компьютерных программ для образования. Изучение опыта использования ЭОР фирмы «1С» для организации проектно-исследовательской деятельности школьников позволяет утверждать, что такие программные продукты могут быть использованы на самых разных стадиях работы над учебным проектом или исследованием — постановки задачи исследования, подбора необходимых материалов, постановки виртуального эксперимента, обработки результатов реального эксперимента, представления результатов исследования.

В ходе работы над проектом важно научить школьников выделять зону неизвестного в том, что они уже знают. Во-первых, правильно сформулировать то, что ученик не знает. Во-вторых, наметить путь поиска. В-третьих, найти. Самое важное из данной цепочки — определение пути поиска неизвестного или нового знания. В процессе данного действия у ученика совершенствуются такие способы мыслительной деятельности, как анализ и синтез; развивается интуиция, воображение и навыки рефлексии.

Например, при выполнении учебных исследований по истории учащиеся часто не могут определиться с темой проекта, создать его «образ». В этом случае виртуальные экскурсии помогут создать образ страны, города и т. д. Инструмент «лента времени», реализованный в разработках и изданиях фирмы «1С» по истории, позволит восстановить хронологию исторических событий. Тематические ЭОР, например, [3], воссоздадут атмосферу изучаемого периода с помощью кино- и фотодокументов, фрагментов музыкальных произведений, раритетных исторических документов и наполнят исследование фактическим материалом, творческая среда «1С:Конструктор интерактивных карт» позволит создать интерактивную историческую карту. На этапе защиты проекта грамотно, уверенно отстоять свою позицию поможет виртуальная лаборатория «1С:Школа. Академия речевого этикета». Различные ситуации, представленные в данном электронном ресурсе, очень эффективны для восприятия и последующей реализации в жизненной практике.

Таким образом, использование виртуальных лабораторий, конструкторских и творческих сред, других ЭОР в проектно-исследовательской деятельности позволяет реализовать субъек-субъектный подход в освоении со -ответствующей междисциплинарной программы: ученики получают инструмент для научных открытий, а учителя — замечательное педагогическое средство: смоделировав заранее виртуальный эксперимент, учитель может подвести учеников к самостоятельному осознанию новых идей.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.

3. 1С: Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=43

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с использованием облачных технологий Google

У. Г. Скоропупова

Педагогический колледж № 18 «Митино», г. Москва

Формирование информационно-коммуникационной компетентности

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ GOOGLE

Формирование набора ключевых компетенций в процессе подготовки будущего учителя начальных классов становится одной из важнейших задач современного образования.

Современному учителю начальных классов необходимо уметь эффективно применять современные технологии в образовательном процессе, использовать ресурсы Всемирной паутины, информационно-коммуникационные технологии в общении и обмене информацией. Всеми этими компетенциями должен владеть выпускник педагогического колледжа — учитель начальных классов. Поэтому основным принципом работы современного преподавателя является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности студентов.

Организацию учебного процесса можно рассматривать как процесс управления, а преподавателя — как менеджера, реализующего функции планирования, организации, мотивации и контроля. Главная задача преподавателя — обучить студента навыкам и умению планировать и организовывать свою деятельность, умению работать с литературой, систематизировать и обобщать информацию, анализировать материал, логически мыслить. Приобретение таких навыков зависит от преподавателя, в частности от его умения качественно организовать работу. Важным моментом в повышении качества образования является технология преподавания дисциплины. При этом в понятие «технология» входит совокупность методов, способов и приемов, обеспечивающих планируемый конечный результат.

Сеймур Пейперт отмечал, что люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью.

Мобильность преподавателя, его умение эффективно применять информационные технологии в учебновоспитательном процессе, умение использовать имеющиеся ресурсы сети Интернет являются в настоящий момент одним из необходимых условий современного подхода к обучению.

В условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам к специалистам в области образования предъявляются новые требования, в том числе и в области информационных технологий. Одним из важнейших показателей подготовки учителя в современных условиях является информационнокоммуникационная компетентность педагога.

Под информационно-коммуникационной (ИКТ) компетентностью преподавателя подразумевается не только владение им полным набором пользовательских и инструментальных компетенций, умение решать различные педагогические задачи при помощи ИКТ, но и, прежде всего, готовность педагога к работе в условиях информатизации образования.

Можно выделить три уровня владения знаниями в области ИКТ:

Базовый: общие умения и навыки работы с ИКТ и использование в работе автоматизированного рабочего места учителя (компьютера, проектора, сканера, принтера).

Общепедагогический: общие направления использования ИКТ в процессе обучения и воспитания, навыки работы с цифровыми лабораториями и электронными образовательными ресурсами.

Предметный: готовность к использованию и внедрению ИКТ в преподавании учебных предметов (математики, биологии, географии и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.