Технической Академии Росатома. Инженерно-педагогическое проектирование рассматривается важным преимуществом в процессе обучения. Учебный процесс сопровождается разработкой и апробацией методик учебных действий на тренажерах, аналоговых си-муляторах, виртуальных моделях производственных процессов. Анализ факторов обновления профессиональных компетенций педагогов в повышении квалификации и переподготовки персонала показывает разнообразие видов активности педагога, преподавательской, экспертной, исследовательской, технологической, информационной и иной в образовании. Вместе с тем, компетентностный потенциал педагога дополнительного профессионального обучения, его структурная наполненность, раскрывается в полной мере синергией методических, административных, организационных ресурсов. Применение цифровых технологий оказывает влияние на все стороны образовательного процесса, в ходе которого происходит формирование «цифровой грамотности» специалистов.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2020
УДК 372.862
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ: НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ЦИКЛА
Кирилл Юрьевич Гревцов, студент, Оксана Евгеньевна Кадеева, кандидат философских наук, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
Аннотация
В настоящее время большое внимание уделяется разработке и использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Существует ряд обучающих программ, справочников, мультимедиа и других интерактивных технологий. Данные ЭОР позволяют сделать образовательный процесс нагляднее и эффективнее. В представленной работе будет раскрыт такой образовательный ресурс, как виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы, позволяющие моделировать объекты и процессы окружающего мира.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, виртуальная лаборатория, интерактивный симулятор.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p45-47
VIRTUAL LABORATORIES AND INTERACTIVE SIMULATORS: PURPOSE AND
OPPORTUNITIES IN THE NATURAL SCIENCE CYCLE LESSONS Kirill Yuryevich Grevtsov, the student, Oksana Evgenievna Kadeeva, the candidate of philosophical sciences, senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Abstract
Currently, much attention is paid to the development and use of electronic educational resources (EOR) in the educational process. There are a number of training programs, reference books, multimedia and other interactive technologies. EOR data can make the educational process clearer and more effective. This paper will cover such educational resources as virtual laboratories and interactive simulators that allow you to simulate objects and processes in the world around you.
Keywords: electronic educational resource, virtual laboratory, interactive simulator.
ВВЕДЕНИЕ
Основными принципами электронного обучения являются модульность, непрерывность, открытость, динамичность, адаптивность, креативность. Безусловно, в элек-
тронном обучении особая роль отводится электронным образовательным ресурсам, которые отвечают за качество образования. Термин «электронные образовательные ресурсы» понимается как электронное средство учебного назначения, обеспечивающее информирование студентов о методических особенностях изучения модулей (дисциплин) онлайн и офлайн взаимодействия педагога и обучающегося; регламентацию самостоятельной работы, учебно-методический комплекс (контент), автоматизированный контроль, направленное на освоение компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Электронно-образовательные ресурсы с высокой степенью интерактивности способствуют развитию интереса ребёнка, к освоению нового материала и формированию познавательной и творческой активности. Примером использования таких ресурсов в учебном процессе служат виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы.
Целью данного исследования, является знакомство с понятием виртуальной лаборатории и интерактивным симулятором, их классификациями и ресурсами для учителей.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Виртуальная лаборатория - это программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить эксперименты без прямого контакта с реальной установкой или при ее отсутствии. В первом случае мы имеем дело с так называемой Лабораторной установкой с удаленным доступом, включающую в себя настоящую лабораторию, программное и аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства связи. Во втором случае все процессы моделируются на компьютере, это интерактивный симулятор [1].
Из определения В.В. Трухина можно выделить два типа таких программно-аппаратных комплекса:
1. Дистанционная лаборатория - лабораторная установка с удаленным доступом;
2. Виртуальные лаборатории - программное обеспечение, позволяющие моделировать лабораторные опыты.
Существует еще несколько классификаций:
По способу доставки образовательного контента: На компакт-дисках; онлайн (размещаемые в Интернете).
По способу визуализации: Двухмерная графика; трехмерная графика; анимация; видео. По степени ограниченности проводимых экспериментов: Предметная область представлена ограниченным набором заранее запрограммированных опытов; Применение математических моделей без ограничения заранее возможных подготовленных результатов опытов.
Как и все ЭОР виртуальные лаборатории имеют ряд преимуществ и недостатков.
Плюсы использования виртуальных лабораторных работ: Безопасность; Возможность проведения эксперимента, который в обычных условиях невозможен; Упрощение контроля за подготовкой ученика к данной лабораторной работе; Возможность дифференцировать процесс обучения.
Наряду с плюсами есть и отрицательные стороны: Отсутствие практических навыков работы с оборудованием; Отсутствие предметной наглядности.
ОБЗОР РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ И
СИМУЛЯТОРОВ
В данном пункте будут рассмотрены примеры виртуальных лабораторий.
1. Виртуальные лаборатории - электронный образовательный ресурс для проведения виртуальных лабораторных работ по физике в 2d и 3d графике (https://www.metod-kopilka.ru/referat-na-temu-virtualnie-imitacionnie-laboratorii-88969.html). Для того чтобы проводить виртуальные лабораторные работы, необходимо установить программу на
компьютер. Но данный ресурс предоставляет возможность апробировать программу. На сайте представлена демоверсия проведения лабораторных работ, пройдя которую с уверенностью можно определить, подходит ли данный ресурс или нет.
Пример возможностей виртуальных лабораторий в разделе «Механика»: Математически корректно рассчитывать и свободно моделировать механику и взаимодействие с объектами с использованием набора трехмерного лабораторного оборудования и измерительных приборов при отсутствии ограничений на количество одновременно используемых объектов в виртуальной лаборатории (концепция «песочницы»); измерять объёмы тел, помещенных в ёмкость с жидкостью; определять массы тел, находящихся на измерительной платформе весов; измерять силу и определять интервалы времени, измерять высоту поднимаемого предмета; измерять диаметр малых тем с использованием принципа рядов; анализировать простую механическую систему сравнения масс, размещенных на двух чашах; управлять элементами собранной механической схемы в процессе проведения опыта;
2. PhET (University of Colorado Boulder) - онлайн симулятор по физике, химии, математике, биологии, наукам о земле. Для полного предоставления возможностей данного ресурса необходима регистрация (https://phet.colorado.edu/).
3. STAR (MIT) - электронный образовательный ресурс, включающий программные средства для ученных и исследователей по молекулярной биологии, динамике, генетике, гидрологии и др. (http://star.mit.edu/).
Исходя из вышеприведенных примеров, следует полагать, что существует достаточно много образовательных ресурсов виртуальных лабораторий, которые представляют собой обучающие системы, моделирующие поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, получается, что информационные технологии становятся эффективным вспомогательным средством при изучении физики, химии и биологии в школе и в вузах. Внедрение информационных технологий в современный урок повышает качество знаний обучающихся, качество самих уроков, способствует появлению интереса к предмету. В ходе работы было произведено знакомство с понятием виртуальной лаборатории и симулятора, представлена классификация и обзор существующих ресурсов. Цель, поставленная вначале исследования, достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трухин А.В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании / А.В. Трухин // Открытое и дистанционное образование. - 2002 - № 4 (8). - С. 81-82.
REFERENCES
1. Trukhin A.V. (2002), "On the use of virtual laboratories in education", Open and distance education, No. 4 (8), pp. 81-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
УДК 796.063
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ И СУДЕЙ НА ИСХОД ПОЕДИНКА В АРМРЕСТЛИНГЕ
Илья Викторович Гринев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, ООО «Нефтегазгеофизика», Тверь; Илья Николаевич Парамонов, мастер спорта Рос-