Научная статья на тему 'Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов'

Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5503
1215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / CLASSIFICATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муцурова З. М.

В статье рассмотрена сущность электронных образовательных ресурсов, показаны их дидактические возможности в организации учебного процесса, основные решаемые задачи, основные типы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) текстографические, гипертекстовые, видео или звуковые ЭОР, Мультимедиа ЭОР В статье автор приводит достаточно подробную классификацию ЭОР по типу; по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе; по организации текста ресурса; по характеру представляемой информации; по форме изложения; по целевому назначению; по наличию печатного эквивалента; по формату (природе) основной информации; по технологии распространения; по характеру взаимодействия с пользователем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муцурова З. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CLASSIFICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

In the article presents the research conducted on studying the basics of e-learning resources that show their didactic potential in the educational process. The author discusses the core of the problem, the main types of electronic educational resources, which are of textographical, hypertext-related, videoand audio-ESM, ESM Multimedia. In the article the author gives a fairly detailed classification of EOR by different features: according to a type, a functional line, defining the value and place of e-learning resources in the learning process. The work comprises classifications of EOR with regards to the organization of a text in the resource; with regards to the nature of the information provided; according to the form of presentation. The author also gives descriptions of classifications of educational resources, which are based on their objectives, availability of the printed equivalent, the format (nature) basic information, the technology in dissemination and the nature of the interaction with the user.

Текст научной работы на тему «Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов»

УДК 378

Muzurova Z.M., assisting teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: grozny-gymn-2@yandex.ru

THE NATURE AND CLASSIFICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. In the article presents the research conducted on studying the basics of e-learning resources that show their didactic potential in the educational process. The author discusses the core of the problem, the main types of electronic educational resources, which are of textographical, hypertext-related, video- and audio-ESM, ESM Multimedia. In the article the author gives a fairly detailed classification of EOR by different features: according to a type, a functional line, defining the value and place of e-learning resources in the learning process. The work comprises classifications of EOR with regards to the organization of a text in the resource; with regards to the nature of the information provided; according to the form of presentation. The author also gives descriptions of classifications of educational resources, which are based on their objectives, availability of the printed equivalent, the format (nature) basic information, the technology in dissemination and the nature of the interaction with the user.

Key words: electronic educational resources, classification, learning process.

З.М. Муцурова, ассистент, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный,

E-mail: grozny-gymn-2@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассмотрена сущность электронных образовательных ресурсов, показаны их дидактические возможности в организации учебного процесса, основные решаемые задачи, основные типы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) -текстографические, гипертекстовые, видео или звуковые ЭОР, Мультимедиа ЭОР В статье автор приводит достаточно подробную классификацию ЭОР по типу; по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе; по организации текста ресурса; по характеру представляемой информации; по форме изложения; по целевому назначению; по наличию печатного эквивалента; по формату (природе) основной информации; по технологии распространения; по характеру взаимодействия с пользователем.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; классификация, учебный процесс.

В связи с бурно развивающейся в нашей стране информатизацией образования и разработанных в большом количестве электронных ресурсов, появилось немало классификаций их разновидностей, основанных на разных признаках и параметрах. В то же время на сегодняшний момент не существует единой, принятой всеми (или хотя бы большинством) классификации, так как каждый учёный в качестве определяющего выбирает свой собственный критерий. Вместе с тем, классификация по тому или иному признаку позволяет отобрать ресурсы, которые будут наиболее адекватно отвечать всем основным требованиям, в зависимости от целей учебного занятия, вида обучения, формы его организации, системы обучения, методики обучения.

Рассмотрим наиболее полные, на наш взгляд, и максимально информативные, классификации ЭОР Однако прежде дадим им определение: ЭОР - это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет [1].

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа (табл. 1):

На основе анализа литературы [2], можно сказать, что основными задачами комплекта ЭОР являются:

- помощь учителю при подготовке к уроку: компоновка отдельных этапов урока из отдельных цифровых объектов; подготовка творческих заданий; получение дополнительной и спра-

вочной информации по предмету; разработка контрольных и самостоятельных работ; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- помощь учителю при проведении урока: демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; возможность проведения компьютерного тестирования учащихся; организация индивидуальной исследовательской и творческой работы учащихся на уроке;

- помощь учащемуся при подготовке домашних заданий: повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде и др..

Выделим основные инновационные характеристики ЭОР:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение необходимой информации; разработка практических занятий; контроль учебных достижений учащихся.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, т.е. возможность реализации различных видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете.

Таблица 1

Основные типы ЭОР

Простые ЭОР (текстографические) Гипертекстовые ЭОР Видео или звуковые ЭОР Мультимедиа ЭОР

Отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Данный тип ЭОР легко распечатать, превратив в традиционную форму уч. материала Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить информацию Представляет собой аудио/видео продукт, воспроизводимый на бытовом CD-плеере Эти электронные продукты реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компь-юте-ра текста, рисунков, аним-ции, видеофраг-ментов

Таблица 2

Подходы к классификации ЭОР

№ Классификация Содержание

по типу компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций); электронный справочник; компьютерный задачник; компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры); компьютерная тестирующая система.

по функциональному признаку • программно-методические (учебные планы, программы); • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ); • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций); • вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения); • компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.

по организа-ции текста ресурса Подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

по характеру представляемой информации учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и д

по форме изложения конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения; программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания; учебные издания проблемного типа, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления; комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

по целевому назначению общее среднее; среднее специальное; высшее (с разделением по уровням - бакалавр, специалист, магистр); специалисты (для дополнительного образования).

по наличию печатного эквивалента • электронный аналог печатного учебного издания - воспроизводящее соответствующее печатное издание • самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

по формату • текстовой; графический; звуковой; программный; мультимедийный

по технологии распространения • локальный ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; • сетевой ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть; • ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

по характеру взаимодействия с пользователем. • детерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем; • недетерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями

Многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно (табл. 2):

Как отмечается в литературе [1; 2 и др.], все представленные выше виды классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР Но главное, что их объединяет, основой любого дидактического средства является учебный материал определённой предметной области. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.

Библиографический список

В заключение отметим, что современные ЭОР должны: соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации; ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения; обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте; основываться на достоверных материалах; превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы; иметь удобный интерфейс.

1. Классификация электронных образовательных ресурсов. Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/12103/1165/lec-ture/19307?page=2

2. Синаторов С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки. Available at: wiki.soiro.ru/images/SinatorovITO.do

References

1. Klassifikaciya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/12103/1165/lecture/19307?page=2

2. Sinatorov S.V. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy: klassifikaciya, trebovaniya k nim i principy ih razrabotki. Available at: wiki.soiro.ru/ images/SinatorovlTO.do

Статья поступила в редакцию 30.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.