Научная статья на тему 'Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного процесса внимания на уроках английского языка'

Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного процесса внимания на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Чеснокова Марина Валерьевна, Мальцева Ирина Николаевна

Анализируется образовательный и развивающий потенциал использования виртуальных экскурсий в целях изучения английского языка. Приведен перечень онлайн-ресурсов, описан сайт «VirtualTour», представлены результаты пробного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного процесса внимания на уроках английского языка»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Людмила Валерьевна Енбаева

канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: l.v.enbaeva@gmail.ru

Марина Валерьевна Чеснокова

студентка гр.743факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: chesnokova.m@mail.ru

Ирина Николаевна Мальцева

студентка гр.731 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:irina. maltseva2804@yandex. ru

Аннотация: Анализируется образовательный и развивающий потенциал использования виртуальных экскурсий в целях изучения английского языка. Приведен перечень онлайн-ресурсов, описан сайт «VirtualTour», представлены результаты пробного обучения.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, избирательность и концентрация внимания, развитие устной и письменной речи.

Тенденции информатизации современного образования ставят проблемы использования таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые отвечали бы потребностям оперировать большими объемами информации, с одной стороны, а с другой - использовали бы ресурсы, ставшие более доступными в современном обществе. Виртуальная экскурсия предоставляет такие возможности, их анализ является актуальным для разных предметных областей в силу новизны, универсальности и межпредметного характера. Использование виртуальной экскурсии на уроке иностранного языка может решать комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач. В статье предлагаются результаты пробного обучения, в ходе которого виртуальная экскурсия использовалась для развития умения монологической речи и письма в рамках темы «Лондон» и развития внимания у школьников 6 и 7-х классов.

В конце 18-го - начале 19-го вв. экскурсия стала использоваться как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся, она внедрялась в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, постепенно

становилась органической частью учебного процесса в школе [3]. А.С. Баранов, И.А. Бисько определяют экскурсию как «целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в... помещениях, залах музея. и др.» [2]. Экскурсия, таким образом, выступает как форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами реальности. Следовательно, ее дидактический статус как метода обучения или организационной формы неустойчив и нуждается в отдельном исследовании. Рост числа виртуальных экскурсий в настоящее время создает стимулы и основу для их изучения и использования в образовательных целях. Среди российских исследований необходимо упомянуть работы К.Е. Грибановой, анализирующей модели виртуальных экскурсий [4]. Е.В. Александрова рассматривает возможности виртуальной экскурсии на уроке литературы. [1]. А.В. Деревякина видит широкий потенциал ее применения для обучения иностранным языкам [5]. В зарубежных публикациях виртуальная экскурсия привлекает внимание многих ученых, интересующихся проблемами использования виртуальной реальности в целях обучения: C. Calongne, J. Hiles [10], W.B. Rayward, M.B. Twidale [ 15], D. Jan [14], A. Downing, L.R. Klein [13], P. De Almeida, Y. Shigeo [12], B. Dalgarno [11], M. N. K. Boulos, L. Hetherington, S. Wheeler [9], S. Warburton [17], J. Stainfield [16] и др. Сферы ее применения также разнообразны: от комплексного использования в высшем образовании до преподавания географии, химии, медицины и других дисциплин.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развивающий потенциал виртуальных экскурсий. Рассмотрим, каким образом виртуальные экскурсии могут влиять на развитие избирательности и концентрации внимания. Внимание определяется как сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). К числу характеристик внимания относятся избирательность, объем, устойчивость, концентрация, возможность распределения и переключаемость [6]. Избирательность связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Концентрация (интенсивность, уровень внимания) выражается в степени сосредоточения на объекте [8].

С целью оценки образовательных и развивающих возможностей виртуальных экскурсий на уроках английского языка было проведено пробное обучение, в котором принимали участие школьники 6 и 7 класса. Исследование проходило в естественных условиях, не подразумевало специального отбора учащихся и наличия контрольной группы. Для оценки концентрации и избирательности внимания использовался тест Мюнстерберга [7]. Исследование

131

включало следующие этапы: подготовительный этап, констатирующий срез, пробное обучение в 6-м классе, контролирующий срез и корректировка содержания, пробное обучение в 7-м классе, контролирующий срез.

На подготовительном этапе был проанализирован ряд сайтов, предоставляющих виртуальные экскурсии:

1. London Virtual Tour http://www.visitlondon.com/discover-london/london-virtual-tour.

2. 360° Virtual Tours http://www.airpano.com/List-Aerial-Panoramas.php.

3. Mount Vernon Virtual Tour http://www.mountvernon.org/site/virtual-tour/?gclid=CI6qq6XoicgCFar4cgodZd0LwA.

4. London Arounder http://london.arounder.com/en/.

С учетом уровня владения языком, возрастных особенностей и относительной легкости навигации был выбран сайт LondonVirtualTour. Сайт предлагает интерактивную карту города с панорамным обзором в 360°, на ней указаны достопримечательности, которые можно приближать, осматривать, предложена краткая и более развернутая информация о них.

Для выбранных сайтов была разработана серия заданий для подготовки и организации виртуальной экскурсии по Лондону. Для пробного обучения в 6-м классе были разработаны карточки с текстами о достопримечательностях Лондона, они сопровождались дотекстовыми и послетекстовыми заданиями, ориентирующими на создание рекламного проспекта и микродоклада о достопримечательности и выступление в качестве гида виртуальной экскурсии. С заданиями создать рекламный проспект и выступить с докладом справились только сильные ученики. Тест Мюнстерберга не показал изменений концентрации и избирательности внимания.

Пробное обучение в 6-м классе показало необходимость более тщательного планирования как работы с сайтом, так и работы над финальным продуктом. Для пробного обучения в 7-м классе была использована проектная технология, разработана инструкция по работе с сайтом LondonArounder, введен предварительный этап знакомства с сайтом, который включал выполнение заданий «Найди достопримечательность». Был создан план подготовки проекта, который включал название проекта «Virtual Tour of London», название тем мини-экскурсий с фамилиями для каждой темы и указанием роли (tour guide / leaflet designer) и подписи на графике с датами. Пробное обучение в 7-м классе прошло более успешно как в организационном отношении, так и с точки зрения мотивационной составляющей и вовлеченности учеников в проект. Задания выполнили все группы. Тест Мюнстерберга был модифицирован, с тем чтобы помимо диагностической функции он выполнял образовательные задачи: стимульный материал предлагался на английском языке, в него был включен вокабуляр из темы «Лондон» для активного усвоения (табл. 1).

132

Таблица 1

Стимульный материал модифицированного теста Мюнстерберга (ключ)

Стимульный материал для констатирующего среза

Стимульный материал для контролирующего среза

ttmosslcathedralcloclmaklxmopmqueenimla

imelsnmuseum.msimesligmngumelmscastle

mopowmnswaoplneqmarchitectiimellsmaat

othwdowllaqlandmarkmaanbiwtnsiarmaenw

qmndiwpwtyopcklwqngwqomgwpnlkwaull

gnnseaqnnglqngpeklsgnnspopulariotnareion

aiomwernfdsarlldwsquareoptewngwaaniodd

dsltлirenlsymbolunttewanegrresmmopsighti

pmntasoeonteshipuurskutebakeckuowktwbu

tksmcsakttwkusaewerrpcapsuleitowiinalkg

mmssrewvaealmdfamouskwwionnnsiowndl

sibelltieiirslandrewassliensriveroutrannbfew

fbalerwtowerionnaienaeanndwarndwaitdbri

dgeotrepwantsreetoannealpalacentiofdsxbng

yewfvwnaltiemrandparliamentotteanrel anep

srkmcrownccwntieowanakemsjewelsmifodf

dwqweesjkmabi gmewefdrimatetourutraiona

kclscolumnooewaptandclockoprantekonslne

ttmossltouшtraionakclsjewelsmifodfdwqwe

esjkmacathedralcloclmaklxmopmparliament

otteanrelanepsrkmqueenimlaimelsnmuseum

msimesligmngumelmscastlemopowmnswao

plneqmtkgfdsarchitectiimellsmaatothwdowl

laqbigmewefdrimateШcolumnooewaptandl

andmarkmaanbiwtnsiarmaenwqmndiwpwty

opcklwqngwqomgwpnlkwaullgnnseaqnnglq

ngpeklsgnnscrownccwnti eowanakemsclock

oprantekonslnebridgeotrepwantsreetoanneal

palacentiofdsxbngyewfvwnaltiemrandtower

ionnaienaeanndwarndwaitdpopulariotnareio

naiomwernfdsarlldwsquareoptewngwaaniod

ddsltлirenl symbolunttewanegrresmmop sight

ipmntasoeonteshipuurskutebakeckuowktwb

utksmcsakttwkusaewerrpcapsuleitowiinalkg

mmssrewvaealmdfamouskwwionnnsiowndl

sibelltieiirslandrewassliensriveroutrannbfew

fbalerw

Результаты, представленные в табл. 2, отражают более эффективное узнавание графического образа лексических единиц темы и динамику концентрации и избирательности внимания.

Таблица 2

Результаты тестирования

Результат Результат

Ученик констатирующего контролирующего

среза среза

Ученик 1 10 15

Ученик 2 18 22

Ученик 3 6 8

Ученик 4 7 9

Ученик 5 5 7

Ученик 6 5 6

Ученик 7 11 14

Ученик 8 7 10

Ученик 9 6 7

Ученик 10 14 20

Ученик 11 19 24

Ученик 12 12 15

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс. Виртуальные экскурсии обладают новизной, мотивационными и развивающими возможностями. Проведенная в пробном исследовании оценка образовательного и развивающего потенциала ресурса London Virtual Tour выявила положительную динамику характеристик концентрации и избирательности внимания, усвоения материала темы. Для уточнения выводов необходимо проводить экспериментальное исследование, что является перспективой дальнейшей работы по проблеме.

Список литературы

1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. - 2010. - № 10. - С. 22-24

2. Баранов А.С., Бисько И.А. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / под ред. Е.И. Богданова. - М.,

2012. - С. 9.

3. Большая советская энциклопедия. - гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. -Т.29. М.: Сов. энциклопедия, 1969-78.

4. Грибанова, К.Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся. - Профильная школа. - 2009. - № 3. -С. 9-16.

5. Деревякина А. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма. - Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -

2013. - № 4.

6. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

7. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с. 336.

8. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

9. Boulos M.N.K., Hetherington L., Wheeler S. Second Life: an overview of the potential of 3-D virtual worlds in medical and health education //Health Information & Libraries Journal. - 2007. - Т. 24. - №. 4. - С. 233-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Calongne C., Hiles J. Blended realities: A virtual tour of education in Second Life //Technology, Colleges & Community. - 2007. - С. 17-19.

11. Dalgarno B. et al. Effectiveness of a virtual laboratory as a preparatory resource for distance education chemistry students //Computers & Education. - 2009. - Т. 53. - №. 3. - С. 853-865.

12. De Almeida P., Shigeo Y. Interactive conversational character as a virtual tour guide to an online museum exhibition //Computers in Education, 2002. Proceedings. International Conference on. - IEEE, 2002. - С. 215-216.

13. Downing A., Klein L. R. A multilingual virtual tour for international students: The Web-based library at Baruch College opens doors //College & research libraries news. - 2001. - T. 62. - №. 5. - C. 500-502.

14. Jan D. et al. A virtual tour guide for virtual worlds //Intelligent virtual agents. - Springer Berlin Heidelberg, 2009. - C. 372-378.

15. Rayward W. B., Twidale M. B. From Docent to Cyberdocent: Education and Guidancein the Virtual Museum //Archives and Museum Informatics. - 1999. -T. 13. - №. 1. - C. 23-53.

16. Stainfield J. et al. International virtual field trips: a new direction? //Journal of Geography in Higher Education. - 2000. - T. 24. - №. 2. - C. 255-262.

17. Warburton S. Second Life in higher education: Assessing the potential for and the barriers to deploying virtual worlds in learning and teaching //British Journal of Educational Technology. - 2009. - T. 40. - №. 3. - C. 414-426.

© Енбаева Л.В., Чеснокова М.В., Мальцева И.Н., 2016

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Анна Германовна Канцур

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-Mail: ankantsur@mail.ru

Андрей Вячеславович Шелякин

студент гр.738 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-Mail: andrejscheljakin@gmail. com

Анастасия Евгеньевна Гуляева

студентка гр.738 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-Mail: gulia-1968@mail.ru

Аннотация: Представлен опыт создания образовательного веб-квеста в Интернете для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при обучении немецкому языку. В статье сделан особый акцент на практической части создания веб-квеста.

Ключевые слова: веб-квест, немецкий язык, проектно-исследовательская деятельность, веб-сайт, интернет-ресурсы.

Технология веб-квест появилась в методике обучения иностранным языкам относительно недавно, в 1995 году. Автором технологии веб-квест как учебного задания является Берни Додж, профессор государственного университета Сан Диего (США). С тех пор технология веб-квест широко используется учителями и преподавателями образовательных учреждений [4].

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.