УДК 316.75
Знаенок А.Е.
магистр искусствоведения, выпускающий редактор Агентство по институциональному развитию художников А8 8Ыогтй
(г. Москва, Россия)
ВИРТУАЛЬНЫЕ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ДОСТУПНОГО РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
Аннотация: в статье раскрываются вопросы актуальности и эффективности виртуальных (онлайн) арт-резиденций как относительно новой формы творческого и креативного процесса художников в цифровую эпоху. Сама по себе форма виртуальной арт-резиденции появилась еще задолго до пандемии как вид инклюзивной работы для тех художников, у которых нет возможности поехать в арт-резиденцию лично. Набрав особую популярность во время пандемии СОУЮ-19, арт-резиденции для художников в онлайн формате остались востребованными и сегодня. В статье рассматривается история возникновения, постепенная виртуализация, преимущества и недостатки по сравнению с традиционными арт-резиденциями. Статья затрагивает актуальные вопросы и проблемы в поле теоретического изучения цифрового общества и развития культуры и искусства.
Ключевые слова: арт-резиденция, креативное пространство, глобализация, инклюзивность, сетевое общество, цифровое неравенство.
Говоря об арт-резиденциях в целом, мы имеем дело с уже привычным и устоявшимся явлением, которое связано с высоким ростом глобализации, доступностью перемещения и кочевым поведением художников. Арт-резиденция - специальный формат организации творческой жизни художника, включающий оборудованную студию для работы, материалы, жилье, где в строго установленные временные рамки художники (или другой представитель творческих профессий, а также исследователи) ведут работу над конкретным
проектом. Основополагающим принципом арт-резиденций является обмен опытом между коллегами, организованный на национальном или международном уровне и сфокусированный на темах, важных дня хозяев (владельцев резиденции) и гостей.
Истоки
Появление прототипов современных арт-резиденций относится к 1900 году. В Великобритании и США меценаты, любящие искусство, рассматривали предоставление отдельным художникам гостевых студий как новый вид романтического меценатства. Главной функцией таких студий было ограждение художников от внешних раздражителей. В тот же период художники сами селились в сельской местности и коллективно пытались реализовать свои художественные идеи. Примером такого рода резиденций в Европе может служить колония художников в Ворпсведе, небольшой деревне близ Бремена, основанной в 1889 году, в частности, художниками Генрихом Фогелером и Райнером Марией Рильке. Вскоре Ворпсведе удалось привлечь внимание мировой общественности, и деревню даже стали называть «\Veltdorf» (всемирная деревня). В 1971 году колония получила новый толчок к развитию благодаря основанию Кюнстлерхойзера Ворпсведе, который превратился в известный жилой художественный центр [1, с. 149]. В 1960-е годы наступила эпоха новых инициатив, связанных с программами «художник в резиденции» (агй^-т-ге81ёепсе). Одним из новых подходов была возможность, предоставляемая художникам, отойти от буржуазного общества на определенное время, где они создавали свои собственные утопические реальности в изоляции. Другая модель стремилась к социальному активизму и пыталась вовлечь общество: арт-резиденции, расположенные в сельских и городских областях, стали базой для социальных и политических изменений. В 1970-1980-е годы множество новых инициатив в области резиденций развивало эту новуютенденцию. В 1990-е годы произошел глобальный взлет новых инициатив, касающихся резиденций, которые уже не ограничивались западным миром, а
распространялись по всему миру, от России до Ирландии, от Австралии до Бразилии, от Японии до Таиланда. Многообразие возможностей увеличилось, стоимость участия стала доступнее. Эта волна инициатив характеризовалась глубокой взаимосвязью с местными сообществами: их создатели стремились не только предоставить приют художникам, но и учреждать альтернативные, локальные центры для накопления знаний и опыта в области искусства. Резиденциапьные арт-центры, особенно в незападных странах, все более и более активно выступают в роли катализаторов местной сцены современного искусства, становясь неотъемлемым связующим звеном между локальными художественными средами с глобальным миром искусства.
Развитие арт-резиденций в 2000-х
В начале 2000-х годов начался процесс консолидации и обновления в сфере искусства и культуры. Этот период совпал со значительными изменениями в мире технологий и коммуникаций, которые оказали глубокое воздействие на художественные практики. Более доступные и экономичные средства передвижения, а также возможности быстрой коммуникации через Интернет и социальные сети создали благоприятные условия для расцвета феномена «художник в резиденции» (аги$Ып-ге81с!епсе) на глобальном уровне. Эти технологические прорывы изменили способы, которыми художники и культурные работники взаимодействуют и совместно творят, предоставив им возможность сотрудничать и обмениваться идеями на расстоянии. Все это способствовало росту значимости резиденций как мест, где художники могут находить вдохновение, обмениваться знаниями и исследовать новые формы искусства. Результатом этих процессов стала укрепившаяся международная сеть художественных резиденций, которая способствовала обогащению культурного ландшафта и расширению возможностей для художников и культурных деятелей по всему миру.Для многих художников эти резиденции стали неотъемлемой частью их художественной карьеры. Сформировались национальные и международные ассоциации и организации, способствующие сотрудничеству и
взаимодействию между резиденциями и выступающие в защиту интересов художников-резидентов. В результате, стандарты качества и конкуренция в процессе отбора участников в программы «художник-резидент» значительно ужесточились. Помимо этого, в развитие этой сферы вложились различные благотворительные фонды, правительства, музеи и художественные академии и другие заинтересованные организации. Этот процесс консолидации и развития сферы резиденций также способствовал стремлению к инновациям. Появились новые модели резиденций, исследовались другие формы гостеприимства, такие как кочевые проекты, совместные резиденции и междисциплинарные мастерские. Художественные сообщества со всего мира начали взаимодействовать и организовывать временные обмены резидентами. Растет число резиденций, ориентированных на исследования. Идея о том, что резиденции художников могут предложить новые пространства и модели для развития знаний и понимания набирает популярность не только в искусстве, но и в обществе. Резиденции стремятся к разработке новых возможностей и форматов: резиденции, изначально постулировавшие повсеместную мобильность, все больше говорят о насущных экологических проблемах, в том числе вызываемых транспортными перемещениями [2, с.1123].
Онлайн-резиденции и цифровое общество
Глобальный тренд на виртуализацию коснулся арт-резиденций еще задолго до пандемии. Многие начали перемещаться в онлайн-пространство и предоставляли уникальную возможность участия в подобном креативном процессе в том числе для индивидов с ограниченной мобильностью и лиц, столкнувшихся с финансовыми затруднениями. Во время пандемии COVID-19 набор художников и исследователей в резиденции в онлайн-формате начал приобретать всеобщий характер. Центральный аспект цифровизации заключается в том, что она обеспечивает «сжатие пространства во времени» (time-space compression), что коренным образом меняет способы производства и потребления информации в глобальном масштабе. [3, с. 350]. Так онлайн-
резиденции стали неотъемлемой частью демократизированного и в высокой степени виртуализированного мира искусства. Отметим некоторые преимущества онлайн арт-резиденций:
онлайн резиденции являются более экономически доступными, некоторые и вовсе бесплатными, так как они позволяют участникам избежать дополнительных расходов на поездки и проживание в других городах или странах. Участие во многих классических арт-резиденциях часто недоступно для многих художников, особенно на начальном этапе их карьеры. Следовательно, в данном контексте онлайн формат арт-резиденций представляет собой более доступную и демократичную альтернативу;
многие онлайн арт-резиденции предоставляют образовательные ресурсы и мастер-классы, что способствует развитию навыков и профессиональному росту участников. Онлайн формат позволяет художникам и культурным работникам со всего мира участвовать в программе резиденции без необходимости физического присутствия, что расширяет географические границы участия и обмена опытом. Согласно Ритцеру мы вступили в эпоху «безвременного времени», в которой (...) информация непосредственно доступна в любом месте земного шара» [4, с. 516];
онлайн формат предоставляет участникам гибкость в самоорганизации, выборе времени для работы над своими проектами, не отрываясь, например, от основной работы и домашних дел;
упрощает сотрудничество и культурный обмен между художниками и работниками сферы искусства со всего мира;
позволяет участникам резиденции показывать свои проекты и искусство онлайн, что может привести к более широкому признанию и популяризации их творчества;
Эти преимущества делают онлайн арт-резиденции важной и современной альтернативой традиционным резиденциям, способствуя расширению возможностей для художников и культурных работников для проявления своего творчества и обмена опытом. Обратимся теперь к негативных аспектам:
отсутствие физического присутствия снижает возможности для межкультурного обмена и обогащения опытом, которые возникают при непосредственных личных встречах и общении;
в онлайн формате отсутствует доступ к студиям, оборудованию и материалам, которые могут быть доступны в традиционных резиденциях. Художники могут столкнуться с ограничениями в доступе к специфическим материалам и ресурсам, необходимым для их проектов, что может ограничить их творческие возможности;
отсутствие физического взаимодействия с местным сообществом. Онлайн резиденции в полной мере не предоставляют участникам возможности для взаимодействия с местными жителями и исследования культурных и социальных контекстов, что может быть важным аспектом творческого процесса;
участники онлайн-резиденций могут испытывать чувство социальной изоляции и одиночества, так как они могут проводить большую часть времени за компьютером, в отличие от традиционных резиденций, где социальное взаимодействие более активно. Особенно остро эта проблема встает, когда мы говорим о людях с существенными ограниченными возможностями здоровья, для которых ондайн арт-резиденции зачастую - единственная возможность стать частью коллективного творческого процесса. Однако если онлайн участие будет укрепляться как единственно возможное для них, и в традиционных арт-резиденциях не будут создаваться условия для их физического присутствия и вовлечения, то люди с инвалидностью будут продолжать сталкиваться с такими явлениями как «социальная невидимость», стигматизация, дискриминация, невозможность получить образование и устроиться на работу. Важно рассматривать виртуальные арт-резиденции лишь как один из вариантов инклюзии для людей с инвалидностью, а не единственно возможный.
И наконец, несмотря на достоинства цифровизации и виртуализации, мы имеем дело с актуальной социально-экономической проблемой, известной как digital divide («цифровой барьер», «цифровое неравенство»). Оперируя этим
термином, в нашем контексте мы подразумеваем разделение между художниками из т.н. цифрового общества и авторами из ущемленных групп, у которых отсутствует или ограничен доступ к связи, в частности, к сети Интернет, а также к электронным устройствам. «Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для неё ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для неё ценности (тем самым ещё более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)» [5, с.219], в этом заключается главное противоречие между идеями доступного образования и фокусом на всемирную дигилизацию культурных процессов. К примеру, согласно отчету Digital 2023 не имеют доступа к интернету 51,3% населения Индии и 26,3% населения Китая, 11,8% - России. Для сравнения в Ирландии и Норвегия доля населения, не имеющей доступ к интернету, составляет всего 1% [6]. Этот разрыв прослеживается как в отношении разницы между странами, так и в отношении разницы в разных социальных слоях внутри одной страны. В этом же отчете отмечается, что компьютеры или ноутбуки есть у 78% у населения России, и у 58% всего населения Земли.
Все эти недостатки свидетельствуют о том, что онлайн арт-резиденции могут не подходить для многих художников и представителей креативных индустрий в отдельных регионах мира, а также обнажают проблемы цифрового и социального неравенства, так как «наступление постиндустриального информационного общества не только не устранило традиционное неравенство, которое рассматривалось как препятствие к освобождению человека, но и принесло некоторые новые диспропорции, которые можно воспринимать как формы неравенства, специфические для этой новой формы общества» [7, с.94].
Заключение
Виртуальные арт-резиденции установились как форма творческого процесса и приобретают все большую популярность, изменяя способы участия и
производства искусства. Онлайн-резиденции предоставляют значительные преимущества, такие как географическая доступность, гибкость и обмен опытом. Они способствуют демократизации и виртуализации экосистемы мира искусства, делая его более доступным и инклюзивным. Онлайн формат также стимулирует образование и профессиональное развитие художников. Однако виртуальные арт-резиденции не лишены недостатков. Они могут ограничить физическое взаимодействие, доступ к студиям и материалам, а также возможность взаимодействия с местным сообществом. Социальная изоляция людей с инвалидностью, цифровое неравенство также представляют собой дополнительные аспекты, которые нужно учитывать при анализе виртуальных арт-резиденций и их влияния на мир искусства. С учетом этих аспектов, онлайн резиденции представляют собой важный шаг в развитии мирового искусства, однако требуют более глубокого рассмотрения негативных последствий и разработки стратегий дня их преодоления.
Важно активно поддерживать развитие искусства в онлайн среде, однако, для сохранения баланса и удовлетворения разнообразных потребностей художников, необходимо также уделить внимание стимулированию исследований и социокультурного взаимодействия в реальном мире. Достичь баланса можно через ряд конкретных мероприятий, включающий увеличение финансовой поддержки государством традиционных арт-резиденций, снижение стоимости участия в них, а также создание благоприятных условий для людей с ограничениями возможностей здоровья со стороны хозяев, совершенствование цифровой инфраструктуры в малонаселенных и удаленных регионах на государственном уровне. Такой интегрированный подход может поспособствовать сокращению разрыва в цифровом и социальном развитии и созданию условий для художественного творчества в сети, сохраняя при этом важное социокультурное взаимодействие в физическом пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Якушина Н.П. Арт-резиденция как инновационная модель управления креативным пространством приморского города // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.— 2019.— №1-1.— с. 148-154.— doi: 10.24411 /2500-1000-2018-10446.
2. Казакова М.В. Междисциплинарные арт-резиденции — новый импульс для развития городов // Креативная экономика. — 2021.— Том 15. — №4. — С. 1117-1140. doi: 10.18334/ce.l5.4.111891
3. Harvey, D. 1990. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Cambridge, MA: Blackwell.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. —. 688 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»), ISBN 5-318-006875. Химанен П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. М.: Логос, 2002.
6. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год — цифры и тренды в мире и в PoccHH//web-kanape.ru. URL: https://inlnk.ru/LAYZ30 (дата обращения:
24.10.2023).
7. Асочаков Ю. В. Социальная структура, социальные институты и процессы «Цифровая либерализация», «цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2015. — Сер. 12 Вып. 2. — С. 93-99.
Znaenok А.Е.
Graduate Editor Agency for Institutional Development of Artists AS Shtormit
(Moscow, Russia)
VIRTUAL ART RESIDENCIES: RETHINKING THE AFFORD ABLE WORKSPACE FOR ARTISTS
Abstract: the article reveals the issues of relevance and effectiveness of virtual (online) art residencies as a relatively new form of creative and creative process of artists in the digital age. The form of virtual art residence itself appeared long before the pandemic as a kind of inclusive work for those artists who do not have the opportunity to go to the art residence in person. Having gained particular popularity during the COVID-19 pandemic, art residencies for artists in online format have remained in demand today. The article discusses the history of the emergence, gradual visualization, advantages and disadvantages compared to traditional art residences. The article touches on topical issues and problems in the field of theoretical study of digital society and the development of culture and art.
Keywords: art residence, creative space, globalization, inclusivity, network society, digital inequality.