Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНОСТЬ И ПОТЕРЯ СМЫСЛА'

ВИРТУАЛЬНОСТЬ И ПОТЕРЯ СМЫСЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / технизация / гуманитарная сфера взаимодействия / смысл деятельности человека

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.К. Осницкий

Обсуждаются результаты цифровизации. Констатируется недостаточная забота об оснащенности учреждений техническими средствами и квалифицированными системными администраторами. Отмечается разрыв между технической стороной цифровизации и гуманитарной сферой жизнедеятельности человека. Поясняется, что недоучет гуманитарной составляющей приводит виртуальное цифровое взаимодействие в медицине, образовании и научном общении к утере смысла человеческого взаимодействия, к отчуждению людей в этом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНОСТЬ И ПОТЕРЯ СМЫСЛА»

УДК 159.9

ВИРТУАЛЬНОСТЬ И ПОТЕРЯ СМЫСЛА

А.К. Осницкий, д.психол. н., ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия. E-mail osnizak@mail.ru

Аннотация.

Обсуждаются результаты цифровизации. Констатируется недостаточная забота об оснащенности учреждений техническими средствами и квалифицированными системными администраторами. Отмечается разрыв между технической стороной цифровизации и гуманитарной сферой жизнедеятельности человека. Поясняется, что недоучет гуманитарной составляющей приводит виртуальное цифровое взаимодействие в медицине, образовании и научном общении к утере смысла человеческого взаимодействия, к отчуждению людей в этом взаимодействии.

Ключевые слова: цифровизация, технизация, гуманитарная сфера взаимодействия, смысл деятельности человека.

VIRTUALITY AND LOSS OF MEANING

A.K. Osnitsky, The Federal State Budget Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia. E-mail osnizak@mail.ru

Abstract.

The results of digitalization are discussed. Insufficient care about the equipment of institutions with technical means and qualified system administrators is stated. There is a gap between the technical side of digitalization and the humanitarian sphere of human life. It is explained that the underestimation of the humanitarian component leads virtual digital interaction in medicine, education and scientific communication to the loss of the meaning of human interaction, to the alienation of people in this interaction.

Key words: digitalization, technization, humanitarian sphere of interaction, meaning of human activity.

Цифровизация - свидетельство технического прогресса в развитии информационных технологий. Она пронизывает все сферы экономики и управления, проникает во все сферы нашей жизни и вынуждает считаться с нею. Но огульное внедрение цифровизации в гуманитарную сферу жизнедеятельности чревато потерями, потерями именно гуманитарного толка. Они не просматриваются сразу и скрыты в недрах рынка, рынка капиталистического, в котором «свободы» весьма относительны, а стихия рынка регулируется активностью лишь отдельных лиц. Правит капитал, не считаясь с интересами и моралью жителей стран, с теми гуманитарными установками и идеалами, которые веками обсуждались умнейшими людьми земли.

Рассуждая об эффективности цифровизации и мероприятий, связанных с нею, замалчивают проблему недостаточной технической оснащенности, необходимой для ее реализации. Если в центральной России дело обстоит относительно благополучно, то за Уралом все сложнее. Даже в центральной России не хватает системных администраторов одинаково успешных в работе с «софтом» и «железом», которые могли бы обеспечить бесперебойную работу информационных устройств. Добавьте к этому недостаточную оснащенность компьютерного парка, за обеспечение которого берутся малоподготовленные специалисты, а в продажи вмешиваются рыночные отношения, в которых понятия ответственности и морали чаще всего не принимаются в расчет. Одним нужно купить,

приобрести, а торгующим фирмам нужно сбыть подороже и побыстрее. Словом, опять стихия рынка.

Это все трудности организации, которые подзатянулись. Но мы сосредоточимся на другом: на взаимоотношениях технизации и гуманитарной сферы. Начнем с медицины, в которой вроде бы просматривается эффективность цифровизации. В результате пациент приходит к врачу на 12- 15 минут, Врач, через компьютер знакомится с жалобами больного, назначает соответствующие анализы и очередную встречу. Пациент уходит, проходит процедуры анализов (регистрируемых в компьютерной программе), вновь приходит к врачу и получает назначения на оздоравливающие процедуры и медикаментозное лечение. Все это заносится в электронную медицинскую карту. Пациенту для того, чтобы записаться к врачу, через электронные средства нередко приходится ждать несколько дней. В итоге виртуальный пациент, виртуальная медицинская карта, установленный порядок. А где медицина? Где пациент как человек? Где врач, как специалист, постоянно накапливающий опыт врачевания? Прежняя бесплатная медицина была ориентирована на профилактические мероприятия: медосмотры, диспансеризацию; врач знал своих пациентов не по наводке компьютера и справочного материала, черпаемого из интернета, а по действительной истории болезни и действовал по принципу древних «Primum Non Ncere». И надо признать, она была более человечной, и не менее научной. Смыслом обращения пациента был запрос о помощи. Смысл действий врача - помощь пациенту в преодолении недуга или ослабления страданий. Пациент и в условиях цифровизации обращается с тем же запросом, но формальные процедуры, опосредствующие его взаимодействие с врачом, порождают множественную неопределенность и неудовлетворенность. Виртуальность зарегулированного взаимодействия пациента и врача приводит к потере смысла их взаимодействия и отчуждению.

Распространению цифровизации в сферу образования во многом способствовала пандемия. Способствовали этому и разработки программ обучения бихевиористского толка, распространенные за рубежом. Но главными «двигателями», конечно же, был энергично действующий рынок электронной продукции и реклама ее преимуществ. Министерство просвещения, потерявшее счет реформирующим преобразованиям учебного процесса, после неоправданного перехода на «болонскую систему» (так и осталось неясным, кто был ее инициатором, все вроде бы были «против»), предлагает все новые и новые формы организации учебного процесса. Ситуация складывается так, что все передовые психолого-педагогические разработки отечественной науки прошлых лет «выброшены за борт». Все завоевания отечественной психологии перестали кого-либо интересовать, педагоги-новаторы забыты. Продвигается то, что подталкивается западными и американскими разработками, что хорошо обеспечено компьютерными программами; продвигается дифференцированное обучение, с изначальной дискриминацией учащихся.

В школах с хорошим техническим оснащением («без удаленки») вроде бы хорошо налажен контроль за работой ученика, но постоянная переработка программ обучения, и учебников, без достаточных на то оснований, затрудняет процесс обучения и не способствует формированию устойчивых и прочных систематизированных знаний. Усилена нагрузка на родителей, которые пытаются разъяснить требования учителя своим детям. Опосредствованное компьютером взаимодействие ученика с учителем также приводит к отчуждению во взаимоттношениях. Многим детям не хватает умелого педагогического отношения учителя.

Студент приходит в институт не подготовленным (как и раньше) к учебной работе в новых условиях. Ему нередко приходится разъяснять, что такое интерактивная доска, что на ней можно писать и маркерами, и вызвать нужный файл с компьютера. Он быстрее преподавателя с помощью гаджета найдет в интернете ответ на вопрос преподавателя, но обсуждать с ним этот ответ бессмысленно постольку, поскольку он совершенно не знаком с историей его происхождения (и вопроса, и ответа). Иными словами, мы имеем дело с виртуальным студентом, успехи которого отмечаются в виртуальных ведомостях,

знакомимся с его выполненными самостоятельно заданиями, подправляем. Виртуальный процесс учения налицо. На экзамене, несмотря на подготовленные ответы на вопросы, нередко простой вопрос, заданный студенту, ставит его в тупик. Поступающие в аспирантуру с каждым годом выглядят «слабее и слабее». Виртуальный студент, пройдя «мясорубку удаленной подготовки», если с ним не проводить совместное обсуждение материала учебных дисциплин, так и выходит из института малоподготовленным к самостоятельной работе. Самостоятельность сама по себе не сформируется, если ребенок, а затем подросток и юноша не приучен к работе, к выполнению заданий, к поиску нужной информации, определению ее надежности - сначала по инструкции - затем по самоинструкции. Хорошо или не очень хорошо, он завершает обучение. Но, получив диплом специалиста, человек не становится профессионалом, и профессиональных знаний, не говоря уж об умениях, у него явно недостаточно. Чтобы стать профессионалом, он должен самостоятельно освоить профессиональные знания и самостоятельно пытаться их проверить в практической работе. Самостоятельно, не значит в одиночку; напротив, обсуждая с преподавателем, друзьями, специалистами, человек убеждается в одном знании и разубеждается в другом. Интернет дает не знание, а информацию; в нем много наносной, поверхностной информации. Наряду с доказательной, проверенной, немало привнесенного материала, не говоря уже о «фейках». Добавлю, что знание должно быть окрашено еще и эмоциями, чувствами человека, иначе они не задерживаются в памяти. А эмоции и чувства порождаются во взаимодействии людей, в человеческом общении.

Цифровизация хорошо обслуживает функции контроля, фиксации контактов, событий, но, лишенная ориентации на гуманитарную сферу человеческих отношений, она, естественно, будет пробуксовывать. Из недр цифровизации пришла идея о том, что базовое, фундаментальное образование, не имеющее конкретного практического применения, а служащее общему развитию специалиста, перестает быть актуальным. Виртуальный ученик, виртуальный учитель, виртуальные средства поддержки. Кого в этой системе волнует их общее развитие, личностное формирование. А взаимодействие, опосредствованное компьютером и интернетом, становится суррогатом общения, общением, в котором теряются смыслы собеседников, остается лишь «сухой остаток».

Считаем, что идея о базовом, фундаментальном образовании, способствующем общему развитию человека, а в будущем специалиста, не теряет актуальности (тем более, что ее даже легче реализовать в условиях цифровизации). Именно такое образование способствует личностному формированию творческого потенциала будущего профессионала. Есть профессиональные способности, а есть еще и способности быть человеком: их называют личностными способностями. Способностями, которые позволяют человеку определить свои позиции: по отношению к делу, отношению к людям и отношению к самому себе. На это и ориентировано политехническое образование. Не следует замалчивать роль личностного развития всех субъектов образовательной среды. Узкая специализация в обучении и профессионализации человека, ограничивает развитие его творческого потенциала, творческой самодеятельности - того, что и выделяет его из мира животных.

Возьмем нашу науку, точнее ее существование в настоящее время. Мы проводим исследования, пишем статьи, отсылаем их на конференции (о журналах отдельно), формируются сборники. Конечно, это является результатом собственных размышлений, исследований, материал для отчета. А смысл? Смысла - нет. Он исчез постольку, поскольку исчезло обсуждение материалов, поданных на конференцию. Потому что до последних 30 -40 лет проводились конференции, на которых материал доклада обсуждался заинтересовавшимися людьми, исследователь получал отклик на свою работу, свой доклад. Так что и здесь зарегулированное цифровизацией взаимодействие исследователей становится виртуальным, отчужденным от смысла обсуждения результатов научного исследования. Цифровизация чрезвычайно полезна чиновникам, облегчая и формализуя их

деятельность, облегчая отчетность. А люди труда и науки, становятся функционерами, подготавливающими материал для отчета.

Цифровизация не должна приводить к потере гуманизации, потере человеческих смыслов бытия. При разработке программ и других средств, задействованных в процессе цифровизации, необходимо учитывать закономерности развития психики человека, закономерности порождения сознательной составляющей, развития его мыслительных и эмоциональных способностей. Развитие природных задатков человека дополняется развитием его деятельностного начала и сознания, социального по происхождению, что и позволило ему определить свое место в мире.

УДК 159.923

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - «ТОЧКА ОПОРЫ» В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Мартюшева Анна Анатольевна, магистр психологических наук, преподаватель, Школа психологии «Марафон 96», г. Екатеринбург

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию экзистенциального подхода к проблеме неопределенности. Феномен «исполнение экзистенции» рассмотрен в контексте философской онтологической антропологии Ю. М. Федорова, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, нравственной психологии Б. С. Братуся.

Ключевые слова: исполнение экзистенции, Dasein, неопределенность, кзистенциальный вакуум, диалог с миром, культура, смысл.

EXISTENCE IS A «FULCRUM» IN A SITUATION OF UNCERTAINTY

Martyusheva Anna Anatolevna, Master of Psychological sciences, Psychologist, School of Psychology «Marafon 96», Yekaterinburg.

Abstract.

The article is devoted to the theoretical study of the existential approach to the problem of uncertainty. The phenomenon of «fulfillment of existence» is considered in the context of the philosophical ontological anthropology of Yu. M. Fedorov, the cultural and historical concept of L. S. Vygotsky, the moral psychology of B. S. Bratus.

Keywords: fulfillment of existence, Dasein, uncertainty, existential vacuum, dialogue with the world, culture, meaning.

На современном этапе развития науки в междисциплинарной области человекознания получает широкий интерес исследователей экзистенциальное направление, онтологически-антропологический подход к проблеме целостного Человека, развивается идея единства Человека и Мира.

Экзистенциальное мировоззрение, в основе которого диалектический подход, отвечает требованиям осмысления в современной обстановке расширения зоны неопределенности. Ситуация неопределенности, как «призыв конкретного момента» (В. Франкл), требует аутентичного решения в ситуации выбора, содержит в себе потенциал для личностного роста.

Д. А. Леонтьев отмечает, что в ситуации неопределенности картины мира единственным источником определенности выступает субъект, вступающий в диалог с миром и другими людьми [4].

По мнению В. Франкла, психологическое состояние «экзистенциальный вакуум», для которого характерны чувства тревоги, апатии, одиночества, пустоты, бесцельности, человек испытывает вследствие двойной потери: потери связи с природным измерением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.