Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИЯ «ТОЧКА ОПОРЫ» В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ЭКЗИСТЕНЦИЯ «ТОЧКА ОПОРЫ» В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнение экзистенции / Dasein / неопределенность / кзистенциальный вакуум / диалог с миром / культура / смысл

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартюшева Анна Анатольевна

Статья посвящена теоретическому исследованию экзистенциального подхода к проблеме неопределенности. Феномен «исполнение экзистенции» рассмотрен в контексте философской онтологической антропологии Ю. М. Федорова, культурноисторической концепции Л. С. Выготского, нравственной психологии Б. С. Братуся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартюшева Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИЯ «ТОЧКА ОПОРЫ» В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

деятельность, облегчая отчетность. А люди труда и науки, становятся функционерами, подготавливающими материал для отчета.

Цифровизация не должна приводить к потере гуманизации, потере человеческих смыслов бытия. При разработке программ и других средств, задействованных в процессе цифровизации, необходимо учитывать закономерности развития психики человека, закономерности порождения сознательной составляющей, развития его мыслительных и эмоциональных способностей. Развитие природных задатков человека дополняется развитием его деятельностного начала и сознания, социального по происхождению, что и позволило ему определить свое место в мире.

УДК 159.923

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - «ТОЧКА ОПОРЫ» В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Мартюшева Анна Анатольевна, магистр психологических наук, преподаватель, Школа психологии «Марафон 96», г. Екатеринбург

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию экзистенциального подхода к проблеме неопределенности. Феномен «исполнение экзистенции» рассмотрен в контексте философской онтологической антропологии Ю. М. Федорова, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, нравственной психологии Б. С. Братуся.

Ключевые слова: исполнение экзистенции, Dasein, неопределенность, кзистенциальный вакуум, диалог с миром, культура, смысл.

EXISTENCE IS A «FULCRUM» IN A SITUATION OF UNCERTAINTY

Martyusheva Anna Anatolevna, Master of Psychological sciences, Psychologist, School of Psychology «Marafon 96», Yekaterinburg.

Abstract.

The article is devoted to the theoretical study of the existential approach to the problem of uncertainty. The phenomenon of «fulfillment of existence» is considered in the context of the philosophical ontological anthropology of Yu. M. Fedorov, the cultural and historical concept of L. S. Vygotsky, the moral psychology of B. S. Bratus.

Keywords: fulfillment of existence, Dasein, uncertainty, existential vacuum, dialogue with the world, culture, meaning.

На современном этапе развития науки в междисциплинарной области человекознания получает широкий интерес исследователей экзистенциальное направление, онтологически-антропологический подход к проблеме целостного Человека, развивается идея единства Человека и Мира.

Экзистенциальное мировоззрение, в основе которого диалектический подход, отвечает требованиям осмысления в современной обстановке расширения зоны неопределенности. Ситуация неопределенности, как «призыв конкретного момента» (В. Франкл), требует аутентичного решения в ситуации выбора, содержит в себе потенциал для личностного роста.

Д. А. Леонтьев отмечает, что в ситуации неопределенности картины мира единственным источником определенности выступает субъект, вступающий в диалог с миром и другими людьми [4].

По мнению В. Франкла, психологическое состояние «экзистенциальный вакуум», для которого характерны чувства тревоги, апатии, одиночества, пустоты, бесцельности, человек испытывает вследствие двойной потери: потери связи с природным измерением

(инстинкты) и с социо-культурным измерением (традиции). «Сегодня инстинкты не подсказывают человеку, как он должен действовать, равно как и традиции больше не являются руководством к действию» [8].

Рассогласование культурных и социальных норм приводит к аномии, разрушению чувства принадлежности человека к обществу, крайнему индивидуализму его представителей.

Когда человек оказывается перед выбором, в пограничной ситуации, в отсутствие внешних жизненных ориентиров, перед ним остро встают вопросы о поиске «точки опоры» внутренней определенности, собственных ресурсов, смысла, экзистенциальные ответы на которые кроются в проблеме человеческого способа существования.

Согласно М. Хайдеггеру, «Уместность всякому поведению дарит истина бытия». «Существеннее всякого установления правил, чтобы человек нашелся в истине бытия как своем местопребывании». «Лишь поскольку человек, эк-зистируя в истине бытия, послушен ему, только и могут от самого Бытия прийти знамения тех предназначений, которые должны стать законом и правилом для людей» [10, с. 218].

С позиций экзистенциального направления, экзистенция характеризует человеческий способ существования. «Человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует» [10, с. 201].

Понятия «экзистенция» как «бытие-между» принадлежит С. Кьеркегору, чьи идеи лежат в основе экзистенциализма. Согласно представлениям С. Кьеркегора, отражающим теологическое мировоззрение, в положении «между», на границе, возможен Диалог Человека с Богом. Преодоление границы, интенция со стороны Человека, «вопрошание» к Богу выражено в понятии «трансценденция», а «ответ» Бога - «экзистенция». В онтологическом плане Человек как «промежуточное» существо выступает «Местом Встречи» между посюсторонним, наличным, эмпирическим миром и потусторонним, духовным миром, осуществляет интеграцию конечного и бесконечного. В результате осознанного синтеза конечного и бесконечного появляется «Я-Личность» («действующий субъект») как нечто третье. «Экзистенция» как человеческий способ существования, заключается в «предстоянии перед Богом», предполагает решительный «экзистенциальный выбор» человека [3].

Статус «Я-Личность» определяется С. Кьеркегором как «Единичный», является, согласно представлениям о трех формах человеческого существования (эстетическая, этическая и религиозная), характеристикой этического способа существования («Этическое Я»), основанного на единстве со «Всеобщим». В динамике развития, человек, укрепившись в статусе «Единичный» через подчинение «Всеобщему», начинает превосходить «Всеобщее» и определять свое отношение ко «Всеобщему» с позиций своего отношения к Абсолюту, приобретая статус «Абсолютное Я», отражающий единственно подлинный религиозный способ существования человека.

М. Хайдеггер, основатель фундаментальной онтологии, подчеркивая неразделимость, диалектическое единство двух планов человеческого существования: онтологического непредметного смыслового плана («Бытие») и конкретного, наличного, предметно-фактического, психологического, онтического плана («Сущее»), вводит термин DaSein (перевод - «вот-бытие», «присутствие»), «Бытие-в-Мире» [6, с. 335].

В терминах М. Хайдеггера: спрашивание -поведение человека в модусе сущего, спрашивающего о смысле бытия». «Спрошенное составляет Бытие» [10, с.5].

В формуле «Бытие-в-Мире» под «Миром» понимается «открытость Бытия», «Просвет Бытия», «Истина Бытия», пространственно-временное Место, вмещающее Бытие, эк-статическая область, где Бытие выступает из потаенности [10].

Эк-зистенция как человеческий способ существования, заключается в «стоянии в просвете бытия», в «экстатичном выступании в истину Бытия». «Мир», осмысленный через эк-зистенцию есть «потусторонее» внутри экзистенции [10, с. 212]. Человек вверяет себя «Истине Бытия», когда преодолевает субъект-объектную дихотомию и воспринимает сущее в качестве субъекта [10, с. 62].

«Сущность» человека проявляется в эк-зистенции. «Человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требования Бытия» [10, с. 198]. «Бытие-в-Мире» есть основополагающая черта «человечного в человеке» [10, с. 212].

Dasein - в качестве онтологического опыта, о-существлениячеловека в со-бытии истины, раскрытия потаенности, переживается как сатори, как опыт озарения.Через Dasein Бытие посылает «набросок мысли», Весть миру. Задача человека свидетельствовать об этой Вести, сокрытое представить явленным.Подлинный человек, согласно М. Хайдеггеру, несет в своем сущем Весть о Бытии.

М. Хайдеггер истоки одинокости, покинутости, «бездомности» человека связывал с отпадением человека от Истины Бытия. Чтобы человеку был предоставлен «кров для обитания в истине бытия», он должен открыться для требования Бытия. «Стояние в просвете Бытия» - характеристика аутентичного Dasein.

Человеческий способ существования представителями персоналистического экзистенциально-аналитического подхода в психологии (В. Франкл, А. Лэнгле) выражен в понятии «исполнение экзистенции».

«Исполнение экзистенции», как онтологически-антропологический феномен, в онтологическом плане предполагает о-существление, актуализацию экзистенциального смысла в диалогическом интерсубъектном смысловом поле-пространстве («жизненный мир» в терминологии Э. Гуссерля, «бытие-в-мире», согласно М. Хайдеггеру), в антропологическом плане - актуализацию потенциала Person (антропологическая основа исполнения экзистенции, обретения смыслов, феноменологически определяемое как голос Совести;духовно-ноэтическое измерение, открытое вовне - к Миру, и внутрь - к самому себе).

Выбор - это всегда вопрос о смысле. Единственно верное решение находится там, где сходятся онтологический смысл («вызов ситуации») и экзистенциальный смысл («запрос со стороны Личности, действующий, рефлексирующий Субъект) и ответ -выбрасывание смысла в «Просвет Бытия» (в терминологии М. Хайдеггера) со стороны Person.

Необходимыми антропологическими предпосылками «исполнения экзистенции» являются способности к самодистанцированию (выход в рефлексирующую субъектную позицию по отношению к психофизическому измерению, «феноменологическая установка» по Э. Гуссерлю) и самотрансценденции (интуитивное чувствование, эмоциональный отклик по отношению к феномену мира, представляющему аутентичную ценность для субъекта), способность услышать «персональное Да», постигаемое через интуитивное чувствование (голос Совести), готовность откликнуться на «требование ситуации»[6].

«Исполнение экзистенции» как опыт доступно для человека в процессе феноменологического диалогического соотнесения с собой и с Миром (Диалог с Миром). Мир («Жизненный Мир» в терминологии Э. Гуссерля), как феноменологическое смысловое поле-пространство, которое как «горизонт» объемлет интенциональное сознание и смысловой коррелят сущего, первоначально сокрыт для человека в естественной установке (нерефлексивная объектная позиция), осознанию доступна «естественная действительность», эмпирическое содержание внешнего и внутреннего наличного онтического мира сущего. Фокус внимания в постижении феноменологического онтологического плана направлен на бытийный смысл.

Для более широкого понимания, мы полагаем возможным исследуемый вопрос рассмотреть в контексте положений культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, нравственной психологии Б. С. Братусь, философской концепции онтологической антропологии Ю. М. Федорова.

Согласно философской концепции Ю. М. Федорова целостный онтологический континуум составляет иерархию «онтологических слоев» (Космос - Род - Социум -Природа), в которые человек укореняется различными уровнями своего Я [7].

Каждый «онтологический уровень» (Универсум), как саморазвивающаяся система, воспроизводится посредством «мировоспроизводящих практик» (креация, общение, деятельность и познание), благодаря наличию кодовых программ - семантической системы - (символы Культа - ценности Культуры - социальные нормы - знание).

С иерархией «онтологических уровней» Единого Универсума соотносится иерархия онтологических статусов человека, которые коррелируют с соответствующим уровнем развития нравственности человека.

В Космическом Универсуме человек укоренен в качестве бесконечного субъекта, микрокосмоса. Человек выступает как Ноумен.

В качестве целостного субъекта человек укоренен в Родовом Универсуме. Человек выступает как Феномен. «Человек овладевает Собой как Феноменом лишь посредством Другого» [7. с. 550].«Через других мы становимся самими собой» [2].Антропный субъект обладает онтологическим статусом Рода.

Л. С. Выготский в культурно-исторической концепции представил культурное развитие Личности как движение от природной к культурной форме поведения, как процесс «врастания в культуру». Слово как «Место Встречи» природы и культуры выступает инструментом, психологическим средством культурного развития. Сознание как динамическая смысловая система формируется в процессе общения посредством механизма интериоризации знаков. Развитие сознания заключается в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений, отношения к миру».

Субъект-субъектные отношения, составляющие основу совместного бытия (события), выражают отношение Человека к самому Себе как Роду, «способствуют синтезу личностных модусов субъективности во всеобщую Феноменальную Личность -Человечество», «единую общность - Мы» [7, с. 552].

Как отмечает Б.С. Братусь, «Человек масштабен своей родовой сущности, человечности. Или в религиозном плане - Богу». Однако, человек по факту своего рождения не принадлежит еще к своему Роду, Роду человеческому. Ему предстоит в процессе развития обрести человеческую родовую сущность и приобщиться к Роду. В процессе становления важная роль отведена морально-нравственным аспектам [1].

В Социальном Универсуме человек укоренен в качестве нецелостного, частичного субъекта. Субъектом деятельности выступает не целостный человек, а лишь его социальное Я, социальная личина, маска. Со-бытие — как особая реальность в плоскости субъект-субъектных отношений находится за пределами социальной сущности человека [7].

В Природном Универсуме человек как физический человеческий индивид, носитель психофизиологических свойств, укоренён в качестве объекта, наделённого сознанием, представлен своими витальными формами. В качестве природного существа человек утрачивает не только Космическую Сущность, но и Родовую и Социальную Сущности[7].

Подведем итоги. С позиции экзистенциального направления, проблема поиска «точки опоры» в ситуации неопределенности связана с феноменом «исполнения экзистенции». Экзистенция, характеризующая человеческий способ существования, как опыт доступна для человека в статусе целостного субъекта, «Единичный» (в терминологии С. Кьеркегора), укорененного в Родовом Универсуме, в процессе феноменологического диалогического соотнесения с собой и с Миром (Диалог с Миром).

Литература

1. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика. Самара: Бахрам-М, 1999. 128с. С 29-49.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.

3. Кьеркегор С. Или-или. Фрагменты из жизни. СПб: изд. Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора ТИД. Амфора, 2011 г. 823 с.

4. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2.

5. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии, 2016. № 3, с. 3-15.

6. Лэнгле А. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования / А. Лэнгле, Е.М. Уколова, В.Б. Шумский. М.: Логос, 2014. 556 с.

7. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. 2-е изд. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 833 с.

8.Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.

9. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2015. 460 с.

10. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.