Научная статья на тему 'Виртуальное образовательное пространство: музей И. С. Тургенева во Франции'

Виртуальное образовательное пространство: музей И. С. Тургенева во Франции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
406
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕСУРС / НАСЛЕДИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / DIALOGUE OF CULTURES / MUSEUM / EDUCATIONAL AND ENLIGHTENMENT RESOURCE / THE HERITAGE OF CIVILIZATION / COMMUNICATIVE SPACE / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Викулова Лариса Георгиевна, Герасимова Светлана Анатольевна, Макарова Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме использования музейного коммуникативного пространства в качестве образовательного и просветительского ресурса. Доказывается, что современные культурные процессы обусловлены мультимедийностью и виртуальностью, новым типом культурной интерактивности. На примере сайта музея в Буживале (Франция), посвященного жизни и творчеству русского писателя И.С. Тургенева, показывается, что музей развивает образовательные и культурные связи, создаёт возможность использования новых методов и форм работы, позволяющих применить комплексный подход в образовательно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Викулова Лариса Георгиевна, Герасимова Светлана Анатольевна, Макарова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual educational space: the museum I.S. Turgenev in France

The article is devoted to the problem of using the museum communicative space as an educational and educational resource. It is proved that modern cultural processes are conditioned by multimedia and virtuality, a new type of cultural interactivity. On the example of the site of the museum in Bougival (France), devoted to the life and work of the Russian writer I.S. Turgenev, it is shown that the museum develops new educational and cultural ties, creates the opportunity to use new methods and forms of work that allow to apply a comprehensive approach in the educational process.

Текст научной работы на тему «Виртуальное образовательное пространство: музей И. С. Тургенева во Франции»

тодическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюко-ва, A.A. Кузнецов, А.Ю. Кравцова ; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с. б. Сороковых Г.В., Каппушева Х.Х., Герасимова Н.И., Олейникова Е.А., Короткова И.П., Баранова Е.А., Наджафов И.А. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения : коллективная монография

/ Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова, Е.А. Олейникова, И.П. Короткова, Е.А. Баранова, И.А. Наджафов. - Ростов-на-Дону : Перспектива, 2013,-172с.

7. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие / Л.Ю. Щипицина. -М.: Флинта; Наука, 2013. - 128 с.

VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE: THE MUSEUM LS. TURGENEV IN FRANCE Vikulova Larisa Georgievna, DSc of Philological sciences, Professor, Gerasimova Svetlana Anatolyevna, PhD of Philological sciences, Senior Lecturer,

Makarova irina Vladlmlrovna, Senior Researcher, Associate Professor, Modern Languages Institute, Moscow City Teachers' Training University, Moscow

The article is devoted to the problem of using the museum communicative space as an educational and educational resource. It is proved that modern cultural processes are conditioned by multimedia and virtuality, a new type of cultural interactivity. On the example of the site of the museum in Bougival (France), devoted to the life and work of the Russian writer IS. Turgenev, it is shown that the museum develops new educational and cultural ties, creates the opportunity to use new methods and forms of work that allow to apply a comprehensive approach in the educational process.

Keywords: dialogue of cultures; museum; educational and enlightenment resource; the heritage of civilization; communicative space; knowledge management.

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МУЗЕЙИ.С. ТУРГЕНЕВА ВО ФРАНЦИИ

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.05

© Викулова Л.Г., 2017 © Герасимова С.А., 2017 © Макарова И.В., 2017

ВИКУЛОВА Лариса Георгиевна, доктор филологических наук, профессор vikulo valg@mail. ru

Статья посвящена проблеме использования музейного коммуникативного пространства в качестве образовательного и просветительского ресурса. Доказывается, что современные культурные процессы обусловлены мультиме-дийностью и виртуальностью, новым типом культурной интерактивности. На примере сайта музея в Буживале (Франция), посвященного жизни и творчеству русского писателя И.С. Тургенева, показывается, что музей развивает образовательные и культурные связи, создаёт возможность использования новых методов и форм работы, позволяющих применить комплексный подход в образовательно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: диалог культур; музей; образовательный и просветительский ресурс; наследие цивилизации; коммуникативное пространство управления знаниями.

I

180-летию со дня рождения И.С. Тургенева посвящается

ГЕРАСИМОВА Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель geras ve tiana@yan dex. ru

МАКАРОВА Ирина Владимировна, старший научный сотрудник, доцент р0д050 vailS>mail. г и

Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва

Размышляя о векторах развития современного образования и культуры, важно учитывать особенности социума в период глобализации. Согласимся с мнением Н.В. Тишуниной о том, что "глобализация не является линейным и однонаправленным процессом, но является процессом интеграционным, основанным на взаимодействии культур и на формировании на основе этого взаимодействия новой культурной целостности", когда в динамике развития культуры допустим "веер возможностей", а не однолинейный процесс [10, 6-7]. В XXI в. музей, наряду с культурным или образовательным учреждением, представляет именно ту институциональную структуру, которая способна определять не только устойчивость, но и динамику эволюции культуры и общества [4,44].

Согласно положению Международного союза музеев (1СОМ), принятому на XXI Генеральной конференции в Вене (Австрия) в 2007 г.,

музей определяется как некоммерческая организация, функционирующая в интересах общества, способствуя его культурному обогащению. Музей хранит и выставляет наследие человечества в целях образования, изучения культурной и научной потребности общества [14]. Следуя просветительским традициям, музеи вносят вклад в решение актуальной проблемы современности - доступность мирового культурного наследия для широких слоев населения. Очевидно, что приобщение молодого поколения к культурному наследию становится одной из главных задач на современном этапе развития общества [12,168].

Музейное пространство представляет собой удобную площадку для реализации целей, провозглашенных в Программе ЮНЕСКО "Информация для всех", принятой в 2000 г. Среди основных целей этой программы обозначены такие, как поддержка, продолжение обучения и образования на протяжении всей жизни. Взаимодействие музеев и образовательной сферы общества отражает интеграцию знания и деятельности. Благодаря такой интеграции музеи включаются в образовательный процесс, что способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в стремительно меняющемся мире. Собирая, храня и исследуя материализованные воплощения духовного и практического наследия человечества, музеи являются той образовательной средой, которая ориентирована на целостное развитие личности [12,171 ].

Культурное, в том числе коммуникативное поведение современного общества достигает развитого состояния, в том числе, при обращении к языковой личности крупного писателя, так называемой филологической личности. По меткому выражению А.П. Седых, "здоровье нации зависит <...> от высокого процента творческих личностей, способных вывести страну из тупика" [8, 19]. Становясь своеобразным ориентиром, филологическая личность осознанно определяет высокий тип коммуникации, ведущий к адекватному и достойному общению между людьми. Несомненно, что такой яркой филологической личностью современной эпохи можно считать фигуру крупнейшего русского писателя XIX века И.С. Тургенева, чье 180-летие будет отмечаться в 2018 году.

Сегодня наблюдается тенденция к пониманию роли классического литературно-художественного наследия как "золотого фонда" культуры и отношение к нему как своеобразному "музейному хранению" [10,12]. К такому "хра-

нению" можно отнести музей И.С. Тургенева во Франции.

Музей Ивана Тургенева в Буживале - единственный музей во Франции, посвященный русскому писателю, связавшему значительный период своей жизни с Европой. В 1843 году И.С. Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо, чей муж - Луи Виардо был директором Парижской оперы. Это знакомство повлияет на всю его дальнейшую жизнь и предопределит последующие развитие И.С. Тургенева как русского иностранца, посла русской культуры в Европе. Значимым событием в жизни И.С. Тургенева и семейства Виардо стало приобретение в 1875 г. в личное пользование общей недвижимости - виллы Ясени (ЬезЕгепез) в Буживале, недалеко от Парижа, а также восьми гектаров прилегающего к вилле парка, где спустя сто лет после смерти писателя откроется его музей.

Его главным хранителем является профессор А.Я. Звигильский, вся семья которого принимает личное участие в жизни и развитии музея. Музей И.С. Тургенева в Буживале относится к смешанному типу, соединяя в себе особенности исторического, литературного и художественного музея, который следует выставочной традиции монографического характера, где исследования единичного объекта (изучается жизнь конкретного писателя и его наследие) имеют всесторонний и аналитический характер.

Музейную информационную площадку в Буживале можно рассматривать как образовательную и научную лабораторию, которая располагает тематическим архивом, первоисточниками, материальными объектами наследия (все, что связано с жизнью и творчеством И.С. Тургенева). Создаваемые на основе архивного материала выставки, театральные постановки и музыкальные вечера, свидетельствуют о сохранении этим музеем просвети-тельскихтрадиций по приобщению самых различных слоев населения к культуре прошлого.

На современном этапе глобализации культуры музей становится своеобразным "аттрактором" в рамках "виртуальной модальности" [6, 417]. Справедливо отмечается, что динамика современных культурных процессов в значительной степени обусловлена мультимедийно-стью в силу мощного развития аудиовизуальной культуры и виртуальностью, новым типом культурной интерактивности [3,19]. Согласимся с мнением Е.Г. Таревой в том, что факторы виртуализации информационного, коммуникативного и культурного пространств играют

£

lu

S

О uj

< а

uj

*

26

сегодня роль символического капитала культуры". В силу этого изменившийся облик культурных ценностей и традиций дает возможность использования культурного материала цивилизации для созданий широкого разнообразия альтернативных ценностей [9, 558]. В таком контексте виртуальный музей позволяет говорит о "межкультурной образовательной идеологии, взятой в новом понимании", в том числе понимания собственной национальной идентичности в межкультурном диалоге. Примером межкультурного взаимодействия культур "в их равнозначном статусе" является подвижническая культурно-просветительская деятельность писателя И.С. Тургенева, позволяющая обучаемым осознать важность культурно ориентированного подхода с акцентом на родную культуру [9, 561], представленную в европейском пространстве.

Музей как социальный институт рассматривает прошлое и оценивает его с точки зрения актуальности, современной значимости. Такая ценностная ориентация направлена на сохранение культурного наследия в современном обществе. Аксиологическая составляющая формирует новую коммуникативную парадигму, которая проявляется через новые формы взаимодействия при формировании виртуальных музеев. Вызовы времени побуждают музей стремительно осваивать новое виртуальное пространство Интернета [2,40-41 ].

Электронная площадка музея - это новейшая и потенциально важная форма музейной коммуникации, создание которой стало возможно благодаря развитию информационных технологий. Высокая скорость взаимного обмена информацией позволяет работать в особом дискурсивном пространстве, даже если коммуникантов разделяют тысячи километров.

В своей работе о виртуальных организациях Морган Уорнер и Майкл Витцель [11] отмечают, что такого рода организации представляют собой стратегическую альтернативу. Данное утверждение несомненно актуально и для виртуальной музейной сферы, когда музей способен не только использовать современные технологии, предоставить необходимую справочную информацию, ознакомиться с объектами культуры, но и управлять знания-

ми, выполняя учебно-образовательную функцию [5,69].

Распространение информационных технологий в образовательной сфере позволяет ориентировать обучающихся на эвристическую и исследовательскую работу при обращении к электронной площадке музея. Именно внешние источники информации в рамках франкоязычного Интернет-пространства призваны стимулировать обучающихся к самостоятельному поиску материалов для разработки собственных проектов, выполнения творческих работ. Активное использование виртуального пространства повышает эффективность образовательной деятельности, качество подготовки специалистов, соответствующих требованиям информационного общества.

К такому виртуальному пространству отнесем сайт музея Тургенева в Буживале [13] - Le blog du MUSEE TOURGUENIEV, "L'association des amis d'Ivan Tourgueniev, Pauline Viardot et Maria Malibran", который ведет культурно-просветительскую деятельность.

В качестве виртуального образовательного пространства сайт придерживается следующих принципов [5, 70-71 ]:

- полнота информации о музее и его экспонатах;

- использование баз данных и модульного принципа организации информации для возможности быстрого поиска и расширения программы;

- использование разных форматов представления информации для наиболее полного раскрытия экспонатов музея;

- достоверная информация, которая может быть использована в просветительских и образовательных целях.

Виртуальный музей "Сайт музея Тургенева в Буживале" построен как открытая система, представляющая то, что может вызвать наибольший интерес у потенциальных посетителей, в том числе обучающихся (школьников и студентов): экспонаты музея, само музейное пространство, его интерьеры, историю создания музея и др.

Прокомментируем выделенные принципы формирования виртуального музейного пространства сточки зрения их выполнения музеем И.С. Тургенева в Буживале. Представляя собой, в терминологии Е.Е. Анисимовой, "паралингвис-тически активный текст" [1,79], сайт музея позволяет узнать информацию, предоставленную в следующих рубриках:

Ноте - актуальная информация из жизни музея, обновляющаяся по мере организации культурных событий.

Horaires&lnformations pratiques - контакты музея, практическая информация (стоимость билетов, план проезда к музею).

IvanTourgueniev - страница, рассказывающая о жизненном и творческом пути писателя.

LASSOCIATION A.T.V.M (Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Ма-либран) - миссия ассоциации: "objet: faire connaître les oeuvres et les personnes" (цель -познакомить с творческим наследием писателя и окружавшими его личностями), что еще раз подчеркивает просветительскую функцию музея.

Le Musee - экспозиция музея.

Tourgueniev et ses contemporains (Тургенев и его современники) - коллекция личной переписки писателя с русскими друзьями, а также с такими светилами французского пера, как В. Гюго, Г. Флобер, Жорж Санд, П. Мериме, братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассан, Ж.Э. Ренан и другие.

Посетители виртуального музея могут ознакомиться с деятельностью писателя, которого часто называют русский европеец, много сделавшего для межкультурного диалога России и Европы, органичным образом сочетая в себе "несомненное западничество с безусловным русским патриотизмом" [7, 156]. Еще в 1868 г. писатель обозначил свое истинное credo, говоря о том, что западничество не лишило его сочувствия к русской жизни, понимания её особенностей и нужд. И.С. Тургенев прямо декларировал идею о видении Рос-

сии как неотъемлемой части Европы. Ссылаясь на собственный пример естественного соединения самобытной русскости и европейского универсализма, писатель подчеркивал, что преданность началам, выработанным западной жизнью, не помешала ему живо чувствовать и ревниво оберегать всё, что связано с Россией [7,162].

Баннер сайта - репродукции картин и портретов И.С. Тургенева и П. Виардо, "Последние публикации", "Поиск", "Архивы", "Переводчик", "Календарь событий", "Ссылки", в том числе на литературные ресурсы.

Ссылка Tweet - возможность поддерживать обратную связь с посетителями музеев и профессионалами, узнавать из 'первых рук1 об их впечатлениях, о тех или иных событиях.

Отдельно следует сказать про встроенную функцию перевода, предлагаемую блогом музея. Благодаря этой функции содержание сайта доступно на 29 языках (французском, итальянском, португальском, английском, немецком, испанском, русском, греческом, нидерландском, болгарском, чешском, хорватском, датском, финском, польском, румынском, шведском, норвежском, македонском, иврите, латвийском, литовском, словацком, словенском, украинском, эстонском, венгерском,белорусском, исландском). Вместе с тем отметим в качестве недостатка использование в блоге автоматической системы перевода без какого-либо редактирования текста.

В виртуальном музее публика может "посетить" четыре больших зала с экспонатами, где представлена значительная коллекция картин (масло, акварель, карандаш), гравюр и скульптур (бюстов).

На первом этаже представлена постоянная экспозицияв двух залах.

Русский зал рассказывает о жизни писателя в России, его семье, друзьях, учителях (A.C. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь), его связях с русскими политическими деятелями и писателями (М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Западный зал представляет обзор материалов о жизни писателя в Европе, его взаимотно-шения с семьей Виардо-Гарсиа, с французскими писателями (В. Гюго, А. де Ламартин, Жорж Санд, П. Мериме) и французскими композиторами (111. Гуно, Г. Берлиоз и др.). Неслучайно музей предлагает гостям посетить музыкальные вечера, где исполняются произведения периода XIX века.

На сегодняшний день музей И.С. Тургенева в Буживале - это не просто первый и единственный музей русского писателя во Франции, но это музей личности, социальный институт, коммуникативное пространство, представительство русской культуры за рубежом, образовательный и просветительский ресурс. Все это дает возможность поиска и использования новых методов и форм работы в образовательной сфере, позволяющих применить комплексный подход в образовательно-воспитательном процессе деятельности музея И.С. Тургенева в Буживале (Франция), организации культурного досуга, проявляющемся в умелом сочетании подлинных музейных предметов с активной виртуализацией музейного пространства [4,44]. Это позволяет музею совершенствовать механизмы взаимодействия с различными слоями общества, облекать специфические музейные формы деятельности в общественно значимые проекты для того, чтобы оставаться востребованным.

Фактически сайт музея представляет собой открытую информационно-образовательную среду. Имея большое количество разнообразных ресурсов, виртуальное пространство музея позволяет эффективно осуществлять межпредметные связи и, самое главное, - строить индивидуальные образовательныетраектории с акцентом на межкультурный диалог.

Примечания:

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизо-ванных текстов) :учеб. пособие / Е.Е. Анисимова. -М.: ТЕЗАУРУС, 2013.- 122 с.

2. Биктагиров P.P. Виртуальный музей как средство приобщения к культурному наследию в информационно-образовательном пространстве / P.P. Биктагиров, Г.Ф. Биктагирова // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 39-40.

3. Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли : колл. монография / науч. ред. М.С. Каган. - СПб.: Янус, 2005. - 426 с.

4. Горбунова C.B. Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал" - новое образовательное пространство для подрастающего поколения и современной молодежи // Молодежь и социум.-2012.-№ S.-C. 44-51.

5. Гриф A.B. Стратегия выбора виртуального пространства музея //Прикладная информатика. - 2009. - № 2 (20). - С. 69-77.

6. Калугина Т. П. Музей как высшая и конечная стадия человеческой цивилизации. Глобализация и музей / Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли : колл. монография. - СПб. : Янус, 2005. - С. 400-420.

7. Кара-Мурза A.A. Примирение Русского мира. Возможен ли внутрицивилизационный диалог? Отечественные опыты интеллектуальной диалогичнос-ти//Русский мир какцивилизационное пространство; под ред. A.A. Гусейнова, A.A. Кара-Мурзы, А. Ф. Яковлевой. - М. : ИФРАН, 2011. - С. 148-195.

8. Седых А.П. Национальная литература и коммуникационная культура нации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2012. - № 2(10).- С. 16-20.

9. Тарева Е.Г. Межкультурная образовательная идеология в эпоху геополитических трансформаций // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социо-гуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции (Москва 14-16 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. - М. : МГПУ; Языки Народов Мира, 2016. - С. 558-562. Ю.Тишунина Н.В. Современные представления о глобальном характере социокультурного развития человечества. Часть 1. Современная культура как пространство трансформаций // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли : колл. монография. - СПб. : Янус, 2005.-С. 3-15.

П.Уорнер М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / М. Уорнер, М. Витцель. - М. : Добрая книга, 2005. - 296 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// westhamp.ru/books/uorner-m-vittsel-m-virtualnye-organizatsii-novye-formy-vedeniya-biznesa-razdel-1 /stranîca-1

12.Шаисламов А.Р. Из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности Национального музея республики Башкортостан / А.Р. Шаисла-мов, А.И. Чигрина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 2 (177). -С. 168-172.

13.MuseeTourgueniev (le site officiel de l'Association des amis d'Ivan Tourgueniev, Pauline Viardot et Maria Malibran) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourgueniev.fr/.

14.The world museum community (official site of International council of museums - ICOM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. http: // icom.museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.