Научная статья на тему 'Виртуальная шекспиросфера и портретные изображения Шекспира'

Виртуальная шекспиросфера и портретные изображения Шекспира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕКСПИР / ШЕКСПИРОСФЕРА / ШЕКСПИРОВСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПОРТРЕТ / ОБРАЗ / ТОРГОВАЯ МАРКА / НУМИЗМАТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Захаров Н.В.

«Шекспировская индустрия» рассматривается в статье как часть «шекспиросферы», которая широко представлена в изобразительном искусстве, распространилась в других областях культуры и тиражируется на разных носителях. Автор отмечает новые направления развития «шекспировской индустрии». Представлена краткая история визуаль􏰀 ных образов, связанных с личностью Шекспира и его творчеством (единственная прижизненная иллюстрация, два признанных подлинными портрета Шекспира XVII в., другие портреты, на которых, по мнению некоторых иссле􏰀 дователей, возможно, изображен драматург, а также очевидные псевдоизображения. Последние, как считает автор, являются порождением «шекспировской индустрии». В качестве одного из наиболее показательных примеров ис􏰀 пользования шекспировских образов в нумизматике в статье рассматриваются три новые монеты с изображением черепа Йорика с розой, короны на мече и шутовского колпака со скипетром, которые в начале 2016 г. Королевский монетный двор выпустил в обращение в честь 400􏰀й годовщины со дня смерти Шекспира. Перечисленные изобра􏰀 жения Шекспира и его героев на монетах, памятных медалях, почтовых марках и т. п. нуждаются в описании и си􏰀 стематизации с помощью новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная шекспиросфера и портретные изображения Шекспира»

ВИРТУАЛЬНАЯ ШЕКСПИРОСФЕРА И ПОРТРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ШЕКСПИРА

Н. В. Захаров

Московский гуманитарный университет

The Virtual Shakespearean Sphere and Portraits of Shakespeare

N. V. Zakharov

Moscow University for the Humanities

«Шекспировская индустрия» рассматривается в статье как часть «шекспиросферы», которая широко представлена в изобразительном искусстве, распространилась в других областях культуры и тиражируется на разных носителях. Автор отмечает новые направления развития «шекспировской индустрии». Представлена краткая история визуальных образов, связанных с личностью Шекспира и его творчеством (единственная прижизненная иллюстрация, два признанных подлинными портрета Шекспира XVII в., другие портреты, на которых, по мнению некоторых исследователей, возможно, изображен драматург, а также очевидные псевдоизображения. Последние, как считает автор, являются порождением «шекспировской индустрии». В качестве одного из наиболее показательных примеров использования шекспировских образов в нумизматике в статье рассматриваются три новые монеты с изображением черепа Йорика с розой, короны на мече и шутовского колпака со скипетром, которые в начале 2016 г. Королевский монетный двор выпустил в обращение в честь 400-й годовщины со дня смерти Шекспира. Перечисленные изображения Шекспира и его героев на монетах, памятных медалях, почтовых марках и т. п. нуждаются в описании и систематизации с помощью новых информационных технологий.

Ключевые слова: У. Шекспир; шекспиросфера; шекспировская индустрия; портрет; образ; торговая марка; нумизматика.

The Shakespeare industry' as a part of the Shakespearean sphere is now widely represented in pictorial arts and other spheres and circulates in various types of media. Our article outlines some of the contemporary directions the development of the Shakespeare industry' is taking. Images associated with Shakespeare have long become a part of mankind's visual experience — starting with the only lifetime drawing of a performance of his play and with two authentic 17th century portraits of Shakespeare. Other portraits of the playwright postdate his lifetime and either depicted other people or are forgeries which appeared later, when a huge demand arose for 'genuine' images of Shakespeare. These pseudo-portraits of Shakespeare, many of them well-known, are so numerous that the very fact of their existence proves them a product of the Shakespeare industry'. Since the 18th century, Shakespearean plots and imagery have been playing an ever greater role in European — and, most importantly, in British art. It is hard to say when Shakespeare and his characters first made their appearance on commemorative coins, banknotes and stamps. A very recent example should suffice to show how these images are used. Early in 2016, the Royal Mint issued three new coins to celebrate the 400th anniversary of Shakespeare's death. These coins featured Yorick's skull with a rose, a crown upon a sword and a scepter with a fool's cap. Commemorative medals are of serious importance for a scholar, too, as well as stamps due to their sheer numbers. All of these representations deserve an in-depth study, as well as thematic and chronological classification. The rise of contemporary information technologies has begun to reshape the 'Shakespeare industry', especially concerning the information available online. Electronic editions of Shakespeare's texts in English or Russian have already become authoritative. Of special interest are online encyclopedias of Shakespeare. The 'Shakespeare industry' has gone much further than providing popular editions of his works and endowing theatrical, cinematographic and television adaptations (including a scepter with a fool's cap. Commemorative medals are of serious importance for a scholar, too, as well as stamps due to their sheer numbers. All of these representations deserve an in-depth study, as well as thematic and chronological classification. The 'Shakespeare industry' has gone much further than providing popular editions of his works and endowing theatrical, cinematographic and television adaptations (including documentaries on his life and work) with a cult status. It has morphed into a commercial exploitation of the image of the Bard and those of his characters, with all of these images appearing on souvenirs.

Keywords: W. Shakespeare; Shakespearean sphere; Shakespeare industry; portraits of Shakespeare; trademark; numismatics.

Введение

«Шекспировская индустрия» как часть «шекспиросферы» широко представлена в изобразительном искусстве. Нескончаем поток иллюстраций к пьесам

Шекспира, портретных изображений драматурга и созданных им персонажей. Примером «шекспировской индустрии» можно считать и ставшую ныне культовой гравюру «Вид Лондона со стороны Бэнксайд» работы Вацлава Холлара (также в некоторых источниках Вен-

цеслав/Венцель Холлер/Голлар, чех. Vaclav Hollar, англ. Wenceslas (Wenzel) Hollar Bohemus, 16G7—1677) — гравера из Праги. Работа была выполнена в l647 г. в Антверпене по эскизам, сделанным Холларом во время пребывания в Лондоне в период с 1636 по 1642 г. Рисунок панорамы старого Лондона примечателен не только своей доскональностью, но и изображением на нем театра «Глобус», хотя в надписях к гравюре театр и место для медвежьих боев перепутаны.

Данная статья посвящена такому сегменту «шекспиросферы», как виртуальная «шекспировская индустрия» в изобразительном искусстве, ее распространению на разнообразных носителях, в разных форматах, реальных и цифровых.

Исторический аспект

Шекспировские образы навсегда вошли в визуальный опыт человечества, начиная с единственной прижизненной иллюстрации к пьесе Шекспира «Тит Андроник», выполненной художником Генри Пичемом (Henry Peacham, 1576—1643) и дошедшей до нас в Лон-глитской рукописи (Longleat Manuscript, 1594—1595) из библиотеки маркиза Батского, и заканчивая, к примеру, амбициозным проектом «Шекспир в мультипликации» (The Animated Shakespeare; тж. Shakespeare: The Animated Tales) под руководством Леона Гарфилда (Leon Garfield, 1921—1996), выполненным художниками Российской государственной студии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Сам Шекспир не раз становился персонажем анимационных фильмов: несколько серий «Симпсонов», «Покахонтос 2» и др. [12]. Чаще, правда, его представляли юмористически в виде гениального «чудака с черепом в руках», но это тем не менее не снижает интерес к его образу, наделенному ореолом загадки и таинственности.

Среди портретов Шекспира, получивших распространение после смерти драматурга, подлинными признаны только два: гравюра Мартина Друшаута (Martin Droeshout, 16G1 — ок. 165G; в русском написании также часто Дройсхут) с фронтисписа Первого фолио (1623) и бюст драматурга работы Герарта Янссена (Gheerart Janssen, 16GG—1623), который установлен в нише северной стены алтарной части церкви Св. Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Их создание относят приблизительно к 1623 г.

Выдаваемый за прижизненное изображение портрет «молодого» Шекспира (предположительно написан в 161G г.) был недавно обнаружен британским реставратором Алеком Коббом (Alec Cobbe). Картина была представлена публике и журналистам в Лондоне ведущим шекспироведом С. Уэллсом 9 марта 2GG9 г. Несмотря на множество проведенных экспертиз, атрибуция Кобба — Уэллса до сих пор вызывает сомнения специалистов. Шекспировское сообщество пока не спешит признать «коббовский» портрет аутентичным изображением великого Барда.

Другие портреты драматурга созданы в постшекспировскую эпоху и являются либо портретами других неизвестных ныне людей, либо поздними подделками, которые появились в связи с ажиотажным спросом на оригинальные портреты Шекспира [22]. Одних только хрестоматийных псевдоизображений Шекспира наберется столь много, что сам факт их существования дает повод говорить о них как о порождении «шекспировской индустрии» (индустрии тиражирования, популяризации, коммерческого распространения всего, что является проявлением «шекспиросферы» на майках, кружках, магнитах, брелоках и т. д.): это «Чандосский портрет Шекспира»; «Честерфильдовский портрет» (возможно, выполнен голландским художником Питером Борселером (Pieter Borseler) в 166G—167G^ годы); «Флауэровский портрет»; «Графтонский портрет» (1588); «Кессельштадтская посмертная маска» (датирована 1616 г.); «Соэстовский портрет» (картина голландского художника Герарда Соэста (Gerard Soest, ок. 16GG—1681), жившего в Лондоне, начиная с 1656 г.); воздвигнутая на средства граждан в Вестминстерском аббатстве в 174G г. статуя Шекспира работы фламандского скульптора Питера Шимейкерса (Peter Scheemakers, 1691—1781); «Гауэровский памятник» (Gower memorial) работы скульптора Лорда Рональда Гауэра (Lord Ronald Gower, 1845—1916), воздвигнутый в 1888 г. в Стратфорде-на-Эйвоне [11].

Начиная с XVIII в. шекспировские сюжеты и образы играют все более заметную роль в западноевропейском изобразительном искусстве, и главную — в британском. В разное время над иллюстрациями к шекспировским произведениям работали Уильям Хогарт (William Hogarth, 1697—1764); Фрэнсис Хеймен (Francis Hayman, 17G8—1776); Генри Фюзели (нем. Иоганн Генрих Фюссли, Henry Fuseli, нем. Johann Heinrich Füssli, 1741 —1825); Уильям Блейк (William Blake, 1757—1827) и многие другие.

Стилизованные под Шекспира портреты неизвестных XVIII-го века стали одним из первых проявлений шекспировской индустрии, побочного явления так называемого «культа Шекспира». Наглядный пример «Цуккаровский портрет Шекспира», на котором изображен неизвестный, а вовсе не Шекспир, усы и бородка были добавлены позже. Подобным образом были переделаны многие другие портреты, возник спрос на рынке, люди хотели иметь портреты гения, шекспиризация художественных изображений достигла едва ли не промышленных масштабов.

Об этом коротко сообщает куратор выставки «Painting Shakespeare» доктор Эрин Блейк (Dr. Erin Blake), которая работает в Фолджеровской библиотеке: «Несмотря на то, что этот портрет до сих пор называют «Цуккаровским Шекспиром», мы точно знаем, что автором работы был не Федерико Цуккаро (итал. Federico Zuccari, 154G/41—16G9), Шекспир ему не позировал. Кто-то в XVIII веке пририсовал густые усы, остроконечную бородку, небольшие серьги и надпись «В Шекс-

пир»» [16]. После реставрации в 1988 году картина была восстановлена в ее первоначальном виде. Видеоролик, размещенный на социальной страничке Фолджеров-ской библиотеки в Facebook, наглядно демонстрирует весь процесс перевоплощения и бардоизации «Цукка-ровского портрета».

Среди поддельных документов есть интересные образцы, которые достойны отдельного упоминания. Так, в 1794-95 годах молодой лондонец по имени Уильям Генри Айрленд (Ireland, William Henry, 1775—1835), помощник юриста и сын коллекционера древностей и раритетов Сэмюэля, изготовил любовное письмо Шекспира к Энн Хэтэуэй с локоном его волос, заявление о закладной 1610 года, подписанное Уильямом Шекспиром и актером Джоном Хемингом, декларацию о исповедании протестантской веры, «оригинальные» рукописи «Гамлета» и «Короля Лира», книги с маргиналиями на полях и даже раннее не известную пьесу «Вортигерн и Ровена». Однако самой уникальной из почти 170 «шекспировских» рукописных фальшивок 19-летнего У. Айрленда была не переписка королевы Елизаветы I и графа Саутгемптона или тем более подозрительное псевдодокументальное подтверждение того факта, что предок Айрленда спас жизнь драматурга, а по-детски наивный автопортрет, якобы нарисованный рукой самого драматурга.

Подделки ввели в заблуждение многих ученых (Джеймс Босуэлл, Сэмюэл Джонсон, Генри Пай, д-р Са-муэль Парр, Джозеф Вартон, Джон Пинкертон, Томас Калдекотт и Джордж Чалмерс), пока Эдмонд Мэлоун не опубликовал в марте 1796 г. свое 400-страничное «Расследование» с разоблачением сфальсифицированных документов. Единственное представление «Ворти-герна» в театре Дури-Лейн Ричарда Шеридана ожидал провал, и до ее постановки в лондонском театре «Брай-дуэлл» спустя 200 лет в 1997 г. пьеса не ставилась [10].

К середине XIX века академическую школу живописи в Англии потеснило новое художественное направление, концептуальным идеологом которого стало творческое объединение художников «Братства прерафаэлитов» (Pre-Raphaelite Brotherhood). Хотя начинатели этого неоромантического по духу движения (Уильям Холмен Хант (1827—1910), Данте Габриэль Россетти (1828—1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896)) познакомились еще будучи студентами школы Королевской академии, они противились системе академического образования, фальши и бездушию парадных портретов, условности официально утвержденных религиозных, исторических и мифологических сюжетов произведений. Благодаря своей революционной настроенности, пропагандисткой публицистической и литературной деятельности в печати, прерафаэлиты привлекли в свои ряды художника Джеймса Коллинсона (1825—1881), скульптора Томаса Вулнера (1825—1892), Фредерика Джорджа Стивенса (1829—1907), и брата Данте Габриэла Россетти будущего известного писателя и критика

Уильяма Майкла Россетти (1829—1919), позже Уильяма Морриса (1834—1896), Эдуарда Берн-Джонса (1833—1898), Сэра Лоуренса Альма-Тадема (1836—1912) и др.

Консервативная викторианская публика была поражена яркими красками, чувственностью, средневековой декоративностью и необычной интерпретацией сюжетов из Ветхого Завета, легенд о короле Артуре и литературных сочинений Данте Алигьери, Джефри Чо-сера, Джона Мильтона и Уильяма Блейка, Джона Киет-са и др. Не удивительно, что шекспировские мотивы были среди художников-прерафаэлитов одними из самых востребованных.

Перечислим некоторые из шекспировских работ прерафаэлитов: «Смерть Ромео и Джульетты» (1848), «Мариана» (по пьесе «Мера за меру», 1851) и «Офелия» (1852) Джона Эверетта Миллеса; «Фердинанд, соблазняемый Ариэлем» (Джон Эверетт Миллес, 1850); «Валентин спасает Сильвию от Протея» («Два веронца», Уильям Хольман Хант, 1850—1851); «Клаудио и Изабелла» (Уильям Холман Хант, 1850—53); «Лир и Корделия» (1849—1854) и «Ромео и Джульетта» (1867 акв, 1870 мас.) Форда Мэдокса Брауна; «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году до н. э.» (Лоуренс Альма-Тадема, 1865) и др.

Под влиянием Шекспира созданы известные скульптуры прерафаэлита Томаса Вулнера «Виргилия» (жена главного героя в трагедии «Кориолан») и «Пак» (герой пьесы «Сон в летнюю ночь»).

Среди русских художников, развивавших темы и образы Шекспира, следует назвать М. А. Врубеля (1856—1910), в творчестве которого литературные образы Шекспира представлены в стиле итальянского Возрождения. Особое место в русской иконографии Шекспира занимают рисунки, выполненные рукой русских писателей А. С. Пушкина [3] и М. Ю. Лермонтова (графический портрет атрибутирован Е. И. Гавриловой [2]). К числу портретистов Шекспира недавно причислен Ф. М. Достоевский, который в контексте записей о Шекспире в черновой рукописи к роману «Бесы» дал рисунок, в котором узнаются типичные черты, ставшие знаковыми в портретах Шекспира [8].

Оборотной стороной «культа Шекспира» и продолжением развития феномена «шекспировской индустрии» можно считать ряд карикатур на Шекспира. Особо следует выделить работы, выполненные английским писателем-сатириком Максом Бирбомом (Henry Maximilian Beerbohm, 1872—1956) и касающиеся споров вокруг авторства Шекспира («William Shakespeare, His method of work»).

Шекспир на денежных знаках

Одним из ярких примеров «культа Шекспира» являются перенесения изображений лица драматурга на монеты и банкноты. Тема «Шекспир и нумизматика» является увлекательной частью научно-исследова-

тельской шекспиросферы. Не претендуя на полноту анализа, попробуем обозначить некоторые тенденции увековечивания образа Шекспира и персонажей его пьес на денежных средствах.

Когда Шекспир и его персонажи впервые появились на памятных денежных знаках, монетах, бонах и марках, сказать сложно. Авторитетная в виртуальном мире коллекционеров-нумизматов база данных Numista приводит в своем каталоге английскую медную монету (токен) номиналом в полпенни, выпущенную в честь Уильяма Шекспира в 1790 г. [15].

Назовем несколько особенно показательных примеров использования шекспировских образов в нумизматике.

В самом начале 2016 г. Королевский монетный двор (Royal Mint) выпустил в обращение в честь 400-й годовщины со дня смерти драматурга У. Шекспира три новые монеты достоинством в 2 фунта, на которых представлены образы его вечных произведений: череп Йорика с розой, корона на мече и шутовской колпак со скипетром. Если учесть, что по аналогии череп принадлежит шуту, то выходит, что подарок всем поклонникам творчества Шекспира имеет достаточно любопытный подтекст. Неудивительно, что наибольший резонанс у наблюдательной аудитории вызвала монета с черепом. Так, антрополог и биоархеолог Кристина Киллгров (Kristina Killgrove) обратила внимание, что на черепе имеются не до конца сросшиеся метопические швы (s. frontalis), которые соединяют по средней линии парные закладки лобной кости. Исследовательница была удивлена таким выбором художника и руководства монетного двора: хотя метопические швы есть у всех новорожденных, у большинства они срастаются к 10 годам. Только у 7% людей этот шов остается и в более позднем возрасте: у негров и малайцев — 1—2%, у меланезийцев и монголов — 3—5%; у австралийцев — 6%, у европейцев гораздо чаще — до 8%. При этом в пьесах самого Шекспира нет упоминаний подобных физиологических изъянов.

По этому поводу К. Киллгров обратилась в пиар-отдел Королевского монетного двора за разъяснениями. Дженни Мандерс (Jenny Manders) сообщила ей, что главный художник двора Джон Бергдал (John Bergdahl) — автор чеканки для дизайна шекспировского черепа — предоставил много оригинальных эскизов, из которых был отобран именно этот рисунок, а вовсе не первый попавшийся.

Таким образом, заключает ученый, «необычный анатомический вариант метопического шва теперь увековечен на британской монете, что заставляет немного по-иному взглянуть на многовековую традицию аллегорических изображений Memento Mori. Наш бедный Йорик по-прежнему дает повод для рефлексии над его черепом» (пер. мой. — Н. З.) [13].

Не меньший интерес представляют памятные медали. Одна из них посвящена 200-летней годовщине первого стратфордского юбилея Шекспира, устроенно-

го британским актером-романтиком Дэвидом Гариком (David Garrick, 1717—1779) в 1769 г, и выполнена из серебра. Другая настольная памятная медаль отчеканена в честь 400-летия со дня рождения Вильяма Шекспира в 1966 году в СССР тиражом 497 штук (Медальер И. А. Дараган, диаметр 60 мм, вес 115,75 гр., изготовлена из томпака) [4].

Шекспир и филателия

Отдельная тема для исследования — Шекспир и филателия, так как существует большое множество марок с изображением Барда. Только в интернет-каталоге филателистических материалов Stamp World их представлено более 250 единиц.

Бум шекспировской иконографии дошел до таких масштабов, что в 2015 г. крупнейший производитель банкнот компания «De La Rue» выпустила новый паспорт, изготовленный по заказу Паспортной службы Ее Величества (Her Majesty's Passport Office) (См. официальный сайт компании www.delarue.com). Для рисунка водяного знака избран символ всего английского — портрет драматурга Уильяма Шекспира (William Shakespeare, 1564—1616) [7]. Дизайнеры паспорта представили творческое осмысление эволюционного пути британской истории, культуры, искусства, науки и техники. Страницы нового документа прославляют достижения Британии и стран, которые входят в содружество под управлением королевы Елизаветы Второй, изображают выдающихся деятелей культуры, ученых, писателей и художников.

Похожая ситуация наблюдается и на банкнотах национальных валют, которые воспроизводят как портреты самого Шекспира, так и места, связанные с его произведениями. Например, на купюре в 20 фунтов, выпущенной Банком Англии (Governor and Company of the Bank of England) в 1970 году, «на обороте помещено изображение памятника Шекспиру в Вестминстерском аббатстве и сцена из пьесы «Ромео и Джульетта»» [6]. Существуют боны, лишь косвенно связанные с творчеством драматурга: так, на оборотной стороне купюры в 100 датских крон изображен замок Кронборг в городе Эльсинор, где разворачивается трагедия Гамлета, принца Датского.

Все это требует специального изучения, хронологической и тематической систематизации.

Портретная лихорадка. Шекспир в кинематографе

Любопытно разобраться в таком культурном феномене, как «портретная лихорадка» (выражение В. С. Макарова), которая распространилась среди поклонников творчества Шекспира в последние несколько лет и связана с культом автора. Практически каждый год охотниками за изображениями лика Барда отправляются в визуальное «паломничество» в по-

исках нового или истинного лица Шекспира, по-видимому, не обнаруживая в его канонических изображениях «скрытого биографического «кода»..., «настоящей» шекспировской биографии» [5].

Особый интерес вызывает перенесение образа Шекспира на экран. Как уже отмечалось, он присутствует в ряде мультипликационных работ (Шекспир — оживший памятник в «Гномео и Джульетта», Gnomeo & Juliet, 2011), в короткометражных и полнометражных картинах, в научно популярных передачах, сериалах, рекламе и даже порнографии. В неполной международной базе данных по кино «Internet Movie Database» (в ней, к примеру, нет многих данных по российскому кино и телеэфиру) представлены 177 фильмов, где драматург появляется как поэт, человек или путешествующий во времени призрак.

Большинство кинематографических интерпретаций образа Шекспира имеет несколько основных тенденций, которые, впрочем, вполне справедливы и в изобразительном искусстве, возможно, и в театральных интерпретациях. На раннем этапе можно выделить процесс романтизации Шекспира как автора-демиурга, гениального безумца, погруженного в мир своих грез. Популярен «документальный» стиль, когда драматург предстает отстраненно, эмоционально нейтрально с претензией на историческую достоверность. Такой Шекспир наиболее часто встречается в историко-доку-

Литература

1. Баршт К. А. Об атрибуции портретных рисунков Достоевского [Электронный ресурс]. Неизвестный Достоевский. 2015; 2 (2): 77—109. URL: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1447754821.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015). DOI: 10.15393/ j10.art.2015.2467

2. Таврилова Е. И. Портрет Шекспира, рисованный Лермонтовым // Лермонтовский сборник Л.: Наука, 1985. 344 с. С. 246—250.

3. Захаров Н. В. Шекспировские штудии VI: Изображение Шекспира в рисунках Пушкина (опыт атрибуции): монография / отв. ред. Вл. А. Луков. М.: Изд-во Моск гуманит. ун-та, 2007. 47 с.

4. Каталог памятных и настольных медалей 1919—1991 гг. / Авт.-сост. А. С. Шкурко, А. Ю. Салыков. М.: ГИМ, 2005. № 450. 128 с.

5. Макаров В. С. Искатели шекспировских портретов [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание». 2016. 1 июня. URL: http://around-shake.ru/news/5018.htm (дата обращения: 30.09.2016).

6. Невмывако Д.. A. (zbeer). Сегодня, 23 апреля, исполняется 400 лет со дня смерти драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616 гг.). [Электронный ресурс] // Портал коллекционеров банкнот «Бонистика-Клуб». URL: https://bonistika.net/forum/-viewtopic.php?t=31360 (дата обращения: 2.03.2017).

7. Невмывако Д A. (zbeer). Шекспир и танцующие шотландцы: новая работа De La Rue. [Электронный ресурс] // Портал коллекционеров банкнот «Бонистика-Клуб». 5 ноября. 2015. URL: https://bonistika.net/news/show/1538 (дата обращения: 12.01.2016).

ментальных телефильмах, посвященных его жизни, творчеству или эпохе. Однако, пожалуй, самым распространенным образом барда является все же комический, простоватый, приземленный актер-выскочка, неразборчивый плагиатор. Встречается также еще фантастико-магический метод представления поэта и поэзии. Такой Шекспир наделен сверхъестественными способностями вызывать настоящих ведьм и перемещаться в пространстве и времени. Последний явно рожден не только бурной фантазией сценаристов, но и развитием новых технологий, как в кинематографе, так и в мультимедиа, в частности, в компьютерных играх.

Заключение

Эволюция «шекспировской индустрии» шагнула значительно дальше популярных изданий произведений Шекспира, создания культа вокруг различных театральных, кинематографических и телевизионных постановок его произведений, передач о жизни и творчестве драматурга. Она все более приобретает черты коммерческой эксплуатации образа как самого Барда, так и созданных им героев, использования их изображений на сувенирах (футболках, кружках, брелоках, магнитах и даже на праздничных тортах). Коммерция активно осваивает образ Шекспира и его наследие в современном реальном и виртуальном пространстве.

8. Тихомиров Б. Н. Достоевский рисует Шекспира // XXV Шекспировские чтения 2014: «сШекспир в русско-английском культурном диалоге» (25th Shakespeare Readings 2014: Shakespeare Mirrored: A Look at Cultural Relationship) сб. аннотаций докладов. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. 203 с. С. 27-29.

9. Тихомиров Б. Н. Портретные зарисовки Достоевского: из новых атрибуций [Электронный ресурс] // Неизвестный Достоевский. 2014; 1—2: 83—94. URL: http://unknown-dostoevsky.ru/iiles/redaktor_pdf/1438176448.pdf[ар-хивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015). DOI: 10.15393/j10.art.2014.7

10. Уэллс С. Шекспировская энциклопедия / пер. с англ. А. Шульгат; под ред. С. Уэллса при участии Дж. Шоу; М.: Радуга, 2002. 272 с.

11. A Shakespeare encyclopaedia / ed. by O. J. Campbell, E. G. Quinn. L.; N. Y.: Methuen & Co LTD, 1966. xv, 1014 p.

12. Benjamín R Пост в блоге: «<10 Shakespeare References in Disney» [Электронный ресурс] // GeekxGirls.com URL: http://www.geekxgirls.com/article. php?ID=1785

13. Kíügrove К. Here's the anatomical story behind that new ?2 Shakespeare skull coin [Электронный ресурс] // Forbes. January 4. 2016. URL: http://forbes.com/sites/kristinakillgrove/2016/01/04/heres-the-anatomical-story-behind-that-new-2-shakespeare-skull-coin/ [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 11.01.2016).

14. Paínting Shakespeare [Электронный ресурс] // Folger Shakespeare Library. 12 June 2017. URL: https://www.folger.edu/exhibitions/painting-shakespeare

15. 1/2 penny (Warwickshire — Stratford Shakespeare halfpenny tokens) [Электронный ресурс] // Numista. URL: http://en.numista.com/catalogue/pieces 20504.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).

Сведения об авторе:

Захаров Николай Владимирович,

PhD, кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра ИФПИ Московского гуманитарного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.