ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ НАСТЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
П.В. Сергеев
Институт Искусства Реставрации, Москва, Россия Аннотация
Предлагаемая статья посвящена анализу программы настенных изображений, составленной митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) для храма Христа Спасителя. Замыслы автора программы не получили полного воплощения в иконографии построенного храма. Виртуальная реконструкция этой программы открывает новые возможности для архитектурно-художественного анализа уникальной композиции интерьера храма Христа Спасителя, так называемого, «храма в храме».
Ключевые слова: виртуальная реконструкция, программа настенных изображений, храм Христа Спасителя, митрополит московский Филарет, замыслы, воплощение, «храм в храме»
VIRTUAL RECONSTRUCTION THE WALL IMAGES PROGRAM FOR CHRIST THE SAVIOR CATHEDRAL IN MOSCOW
P. Sergeev
Institute of Restoration Art, Moscow, Russia Abstract
The offered paper to analysis the wall images program for Christ the Savior Cathedral, making Moscow Metropolitan Philaret (Drozdov), is devoted. The author's designs had not been translated in the temple iconography in full. Virtual reconstruction this program opens new possibilities for architecturally-art analysis the exceptional interior of Christ the Savior Cathedral - s.n. «a temple in the temple».
Keywords: virtual reconstruction, wall images program, Christ the Savior Cathedral, Moscow Metropolitan Philaret, designs, implementation, «a temple in the temple»
Технология 3D моделирования применяется в архитектуре уже почти 15 лет. Создаются не только объемные модели памятников архитектуры, но и анимационные видеофильмы, позволяющие рассматривать архитектурные объекты в движении. В этой связи появляются новые возможности для анализа пространственно-временного построения архитектурных композиций тех храмов, художественное убранство которых представляет особый интерес для компьютерной реконструкции. К данной группе памятников относится и Храм Христа Спасителя в Москве.
Как отмечалось ранее [1], в результате сотворчества выдающегося богослова и церковного деятеля эпохи митрополита московского Филарета, составившего в 1844 г. программу настенных изображений для Храма Христа Спасителя, и воплощавшей ее группы архитекторов, художников и скульпторов во главе с К. Тоном был найден новый принцип организации архитектурно-художественной формы храма. На внутренних поверхностях подкупольного ядра (поясе купола и парусах столпов) размещена часть иконографической программы традиционного многоярусного плоского иконостаса. Наружная поверхность иконостаса выполнена в виде восьмигранного кивория [2]. В этой двуединой архитектурно-пространственной композиции киворий-иконостас приобрел одновременно черты самостоятельного храма, так называемого, «храма в храме».
Программа развернулась в пространстве, как грандиозная духовно-историческая панорама событий библейской и отечественной истории, раскрывающая тайну Боговоплощения [3] (Рис. 1).
Рис. 1. Развертка системы расположения циклов настенных изображений в храме Христа Спасителя. Условные обозначения: 1 - мемориальный цикл истории Отечественной войны 1812 - 14 гг. на мраморных досках обходного коридора; 2 - цикл Библейской и Отечественной истории в горельефах на фасадах; 3 - цикл Истории Церкви на хорах храма; 4 - цикл Евангельской истории на парусах столпов; 5 - Деисусный ряд (праотцы, пророки, апостолы и св. князья, предстоящие Христу) в кольце барабана купола; 6 - цикл надписей в подкупольном пространстве
Компьютерная реконструкция программы росписей подкупольного ядра храма Христа Спасителя с композицией икон кивория-иконостаса позволяет обнаружить определенное сходство между ними. Прежде всего, следует отметить объемный характер обеих композиций. В отличие от изображений, размещенных на вогнутых поверхностях пояса купола и парусов столпов, на выпуклой поверхности кивория-иконостаса представлены деисусный, пророческий и праздничный ряды. Все иконы праздничного ряда, расположенные на четырех углах кивория-иконостаса, объединены в антиномичные пары. Местный ряд кивория-иконостаса размещен в специальных нишах на углах его основания аналогично настенным изображениям в угловых нишах на столпах храма. По замыслу автора программы - святителя Филарета, на парусах четырех столпов храма Христа Спасителя следовало попарно, в контрастном противопоставлении, расположить изображения основных событий земной жизни Иисуса Христа между надписями гимна «Единородный Сыне» и Символа веры на выступах подпружных арок (Рис. 2).
Рис. 2. Компьютерная реконструкция системы настенных изображений подкупольного пространства храма Христа Спасителя, согласно программе митрополита Филарета
Известно, что в процессе расписывания храма на парусах были оставлены только верхние картины каждой пары. Две нижних - «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим» размещены в люнетах северной и западной стен верхней галереи храма (на хорах). Остальные - «Распятие Господне» и «Воскрешение Лазаря» в цикл не вошли [4] (Рис. 3).
Каждое из четырех угловых направлений (от парусов столпов храма до изображений на углах его фасадов) является местом сосредоточения контрастных изображений в духовно-исторических циклах. Общие темы (денотаты) связывают сюжеты настенных изображений всех циклов, находящихся в разных пространственных «слоях». Переход от одного углового направления к другому осуществляется в ходе богослужебной процессии каждения храма.
Рис. 3. Развертка настенных изображений подкупольного пространства храма Христа Спасителя
В северо-западном угловом направлении, принятом за начало обзора, на столпе под «ключевой» парой программы («Крещение Господне» и «Воскрешение Лазаря») изображены евангелист Матфей и его пророческий символ - ангел. Посвящение этого столпа апостолу Матфею традиционно. Он первый написал Евангелие с главной целью показать палестинским евреям законный характер служения Иисуса Христа как подлинного Мессии. Расположение перечисленных изображений на одном столпе не случайно. Известно, что Крещение является началом общественного служения Христа Спасителя. Только после того, как самый авторитетный в глазах иудеев человек - пророк Иоанн, указал на Него как на Мессию, стала возможной Его Проповедь [5]. Второе событие «ключевой» пары - «Воскрешение Лазаря». Это - начало пути Спасителя на Голгофу. Оба события обращены, прежде всего, к ревнителям закона - иудеям. Они связаны между собой общей темой погребения и восстания для вечной жизни как уничижения и последующего прославления Спасителя (поэтому с данного столпа начинается отсчет событий земной жизни Спасителя). В нише столпа изображено «Благословение Преподобным Сергием Великого князя Димитрия Донского на брань против татар» [4]. Этот сюжет, являясь следствием событий «ключевой» пары изображений, развивает их общую тему на материале Русской истории и находит свое дальнейшее отражение в пределах всего северо-западного углового направления:
- на углу фасада храма (справа) представлен горельеф «Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябю» (Рис. 4);
- на хорах, в нижней части южной стены западного крыла, под картиной «Построение Свято-Троицкой лавры» изображено «Явление Божией Матери и апостолов Преподобному Сергию».
Так выглядят события Русской истории при рассмотрении их сквозь «призму» антитез Евангельского цикла - погребение и воскрешение; уничижение и прославление (Рис. 5).
Рис. 4. Вид из северного участка обходного коридора: через открытый по первоначальному замыслу арочный пролет галереи видна горельефная композиция «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябю» (на правом углу фасада храма)
Рис. 5. Фрагмент настенных изображений южной стены западного крыла хор: под картиной «Построение Свято-Троицкой лавры» изображено «Явление Божией Матери и апостолов Преподобному Сергию»
В северо-восточном угловом направлении на парусе столпа изображена самая контрастная пара программы митрополита Филарета: «Преображение Господне» и «Распятие» [4]. Объединяющая их идея нашла свое отражение в тропаре праздника Преображения: «На
горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние»1. Архитектоническое единство построения сюжетов и их композиционное сходство (по три фигуры на горе) придают иконографии особую выразительность. По определению князя Е. Трубецкого, тектоническая композиция настенных изображений является необходимым условием синтеза архитектуры и живописи в храме [5].
Как в предыдущем случае, раскрытию идеи, лежащей в основе композиции на парусе северо-восточного столпа, помогает сопоставление с традиционным изображением евангелиста Луки и его пророческого символа жертвенности - тельца. Евангелие от Луки, обращенное к эллинам, освещает тайну Преображения (единственное из четырех). Его называют также Евангелием от Павла - «апостола язычников», учеником которого был Лука. Историческая последовательность и объективность изложения событий позволили автору осветить все обстоятельства жизни Иисуса Христа, уделив особое внимание тем из них, где Спаситель смиряет Себя, «приняв зрак раба»2 (Рис. 6).
Рис. 6. Развертка настенных изображений северо-восточного столпа храма: согласно программе митрополита Филарета, под картиной «Преображение Господне» изображено «Распятие»
«Ключевая» пара изображений «Преображение» и «Распятие» ярче других раскрывает парадоксальность происшедшего. Сам Бог воплотился и страдал за людей. Смысловой ряд композиции изображений на северо-восточном столпе храма по нисходящей линии -«Преображение», «Распятие» и «Поклонение пастухов», а также горельеф на фасаде «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), [4] представляют собой антитезу Божественного достоинства Сына Божия и Его безмерного смирения.
1
Псалтирь следованная. Ч. II.М.: ТОО «Кузнецкий мост», 1993.- 564 е., С. 534.
2 Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Брюссель: Жизнь с Богом. 1989. - 787с., С. 407- 504.
В юго-восточном угловом направлении события Евангельского цикла (на парусе столпа) достигают своей кульминации: «Сошествие во ад» и «Вознесение» [4]. Эту пару изображений разделяет противоположная направленность движений Иисуса Христа, а объединяет общий победный триумф Его Воскресения из мертвых. Под парусом традиционно представлены евангелист Иоанн с пророческим символом мудрости - орлом; в нише столпа - «Поклонение волхвов и принесение даров младенцу Иисусу». Все события подчеркивают духовный характер Евангелия от Иоанна. Последнее по времени написания и первое по духовной глубине, оно обращено к духовно умудренным читателям (Рис. 7).
Рис. 7. Развертка настенных изображений юго-восточного столпа храма: согласно программе митрополита Филарета, под картиной «Вознесение» изображено «Сошествие во ад»
Горельефной композицией «Рождество Христово» (Поклонение пастырей) на углу фасада храма (слева) в юго-восточном угловом направлении представлена антитеза простоты и мудрости человеческой в свете смирения и достоинства Сына Божия (Рис. 8).
В юго-западном угловом направлении размещены завершающие моменты Евангельского цикла (на парусе столпа): «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Вход Господень в Иерусалим». Ниже на столпе изображен ученик апостола Петра - евангелист Марк, с пророческим символом царственной власти - львом. По замечанию Климента Александрийского, «в то время как Апостол Петр благовествовал в Риме Марк, спутник его ... написал ... Евангелие»3. Оно было адресовано, прежде всего, к христианам, обращенным из язычников, живших в Риме. Евангелист стремился утвердить в них веру в божественность Христа и Его власть над всею Тварью как Сына Божия. Сюжеты «ключевой» пары изображений на парусе свидетельствуют о законности входа Спасителя во град Давидов как прямого наследника и завершении Его царского служения до Сошествия Святого Духа на апостолов. В нише столпа изображено «Помазание Давида, сына Иессеева, на царство пророком Самуилом», прообразующее Вход Господень в
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Брюссель: Жизнь с Богом. 1989. - 787с., С. 407- 504.
Иерусалим [4]. Подбор сюжетов пространственной композиции на столпе обусловлен расположением в его нише «царского места». Последнее символизирует помазание на царство, совершаемое Церковью в лице апостолов и их преемников, подобно помазанию Давида Самуилом. При этом христианский царь олицетворяет образ Самого Спасителя, царское достоинство Которого является неотъемлемым атрибутом власти Христа как Мессии (Рис. 9).
Рис. 8. Вид из западного участка обходного коридора: через открытый (по первоначальному замыслу) арочный пролет галереи видна горельефная композиция «Рождество Христово» (Поклонение пастырей)
Рис. 9. Развертка настенных изображений юго-западного столпа храма: согласно программе митрополита Филарета, под картиной «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображен «Вход Господень в Иерусалим»
На юго-западном углу фасадов расположены горельефы: «Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен» (слева) и «Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи храма» (справа), (Рис. 10,11). (Видео 1)
Рис. 10. Вид из южного участка обходного коридора: через открытый (по первоначальному замыслу) арочный пролет галереи видна горельефная композиция «Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен» (на левом углу фасада)
Рис. 11. Вид из западного участка обходного коридора: через открытый (по первоначальному замыслу) арочный пролет галереи видна горельефная композиция «Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи храма», расположенная на фасаде
На хорах храма представлены картины Вселенских соборов, созывавшихся по инициативе византийских императоров. Их фигуры доминируют на фоне остальных участников соборов. Пространственную композицию настенных изображений юго-западного углового направления объединяют идеи «симфонии Церкви и государства», прообразующая роль личности царя Давида, благодатное воздействие Святого Духа на апостолов и участников Семи Вселенских соборов. В центре каждой картины изображен византийский император,
АМ1Т 3 (20) 2012
окруженный участниками собора. Как известно, инициатива проведения всех Вселенских Соборов, связанная, в первую очередь, с необходимостью обличения различных еретических учений, исходила от императоров [6].
Рис. 12. Развертка настенных изображений юго-западного участка хор: картины Вселенских соборов
Совместное рассмотрение «ключевых» пар изображений на парусах с сюжетами остальных картин в подкупольном ядре, на хорах и на фасадах храма в пределах каждого углового направления способствует их многоплановому восприятию. Компьютерная реконструкция программы настенных изображений в каждом из четырех угловых направлений храма Христа Спасителя позволяет продемонстрировать многозначность и многоплановость всей композиции. Каждый сюжет неразрывно связан с близлежащими изображениями и с расположенными в отдаленных от него смысловых рядах (на столпах, на хорах и на фасадах храма). Диалектическое единство парных композиций изображений подкупольного ядра (на парусах и на столпах) присуще и периферийным участкам (на хорах и фасадах) в пределах общего для них углового направления. Метод построения программы настенных изображений в интерьере и на фасадах храма Христа Спасителя можно назвать «сквозным»: антитезы «ключевых» пар каждого из четырех парусов как бы «пронизывают» внутренние и наружные сюжеты изображений соответствующих угловых направлений (Рис. 13).
Картины циклов Евангельской истории и Истории Церкви на хорах в открытых переходах можно рассматривать совместно. При этом обнаруживается идейно-тематическое единство их сюжетов. Цикл Истории Церкви размещен в крестообразном пространстве верхней галереи храма Христа Спасителя. Хронологическая последовательность осмотра исторических картин совпадает с ходом каждения двух верхних приделов храма. При этом разворачивается панорама, представляющая собой подлинно эпическое повествование.
Рис. 13. Развертка циклов изображений, сюжеты которых связаны с общими «сквозными» темами угловых участков храма. Условные обозначения: 1 - северо-западный угол храма; 2 - юго-западный угол храма; 3 - северо-восточный угол храма; 4 - юго-восточный угол храма
За начало обзора можно принять южный (правый) придел храма, освященный во имя святителя Николая Мирликийского (по часовой стрелке). В алтарной арке над иконостасом изображены его святые предшественники и современники (по два в ряд, по шесть на каждой стороне арки). На южной стене (ближе к алтарю) в верхней полукруглой части мраморного киота расположен праздничный образ святителя Николая с текстом величания. В арке трапезной (напротив иконостаса) изображены святые предшественники и современники святителя Николая (по восемь на каждой стороне, по два в ряд). Далее на сводах двух больших арок верхней галереи в медальонах (по восемь в каждой из них) представлены изображения святых Апостольского века. Продолжение обхода южного придела на хорах приводит в участок между пилястрами, где размещены картины жития святителя Николая (Рис. 14).
Далее по ходу каждения южного придела в юго-западной угловой части верхней галереи храма представлены изображения Семи Вселенских Соборов: на двух противоположных стенах, прилегающих к малой арке, первые четыре из них; остальные - на двух противоположных стенах, прилегающих к лестнице, ведущей на хоры [4], (Рис. 12). При продолжении обзора цикла Истории Церкви по ходу каждения верхней галереи, в южной части западной ветви креста на двух его противоположных стенах разворачиваются парные композиции картин истории Русской Церкви (Рис. 15).
Рис. 14. Развертка картин жития святителя Николая: на западной стене между трапезной и малой аркой - «Избавление от бури» и «Избавление от казни»; на северной стороне, противоположной окну и прилегающей к малой арке - «Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-Град» и «Преставление св. Николая»; на восточной стене между трапезной и малой аркой - «Посвящение св. Николая в сан Иерея» и «Тайное вспомоществование св. Николая» (известно, что он трижды оставлял ночью на окне обедневшего семейства кошелек с деньгами на приданое для трех сестер, спасая их от бесчестия) [4]
Далее на стороне южной арки по ходу каждения западной части верхней галереи храма представлены изображения святых из сопредельных с Россией государств: просветителя Армении Григория и просветительницы Грузии Нины; святых князей Людмилы и Вячеслава Чешских, архиепископов Сербского Саввы и Иоанна Болгарского. На западной стене под люнетой с изображением «Вход Господень в Иерусалим» по обеим сторонам от окон изображены святые просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий, ниже -святители Михаил, 1-й митрополит Киевский, и Леонтий, епископ Ростовский. По сторонам от них на двух арках (по два в ряд) изображены святые, утверждавшие православную веру на Руси [4]. (Видео 2)
Продолжение обзора цикла Истории Церкви ведется в процессе каждения северного (левого) придела храма (против часовой стрелки). Придел посвящен памяти благоверного князя Александра Невского. Три российских императора считали его своим покровителем: Александр I, давший обет воздвигнуть храм Христа Спасителя; Александр II, продолжавший строительство храма в течение двадцати пяти лет и убитый накануне его освящения; Александр III, освятивший построенный храм-памятник. Между пилястрами на стенах, прилегающих к трапезной левого придела, представлены пары священных картин жития князя Александра Невского (Рис. 16).
Рис. 15. Развертка картин на стенах юго-западного участка хор: на южной стене (вверху) -«Крещение св. Благоверной княгини Ольги»; (внизу) - «Крещение св. Владимира в Корсуне»; на северной стене (вверху) - «Крещение киевлян»; (внизу) - «Основание Киево-Печерской лавры» [4]
Рис. 16. Развертка картин жития князя Александра Невского на стенах северо-западного участка хор: «Святый Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром» - на восточной стене; «Преставление святого Александра в Городце» и «Погребение святого Александра Невского во Владимире» - на западной стене [4]
В следующем по ходу каждения угловом участке северного придела на хорах представлены четыре композиции икон Богородицы, которые были явлены в духовной истории русского народа и прославлены многочисленными чудесами. Далее по ходу каждения северного придела храма Христа Спасителя размещены пары изображений, посвященных Московскому периоду церковной истории и знаменующих эпоху духовного возрождения Руси в Х!У - ХУ вв. На этом обзор цикла Истории Церкви заканчивается (Рис. 17). (Видео 3)
Рис. 17. Развертка картин на стенах северо-западного участка хор: на северной стене (одно под другим) - «Закладка Успенского Собора св. Петром митрополитом Московским и Великим князем Иоанном Даниловичем Калитою» (князь берет благословение у святителя Петра) и «Сретение иконы Владимирской Божией Матери» как основание могущества Москвы, пророчески предсказанное святителем Петром; на южной стене (одно под другим) -«Построение Свято-Троицкой лавры» (с изображениями святых сподвижников и учеников Сергия Радонежского) и «Явление Божией Матери и апостолов Преподобному Сергию» [4]
Итак, виртуальная реконструкция программы настенных изображений, составленной митрополитом Филаретом для цикла Истории Церкви, систем надписей и росписей подкупольного ядра и барельефов на фасадах храма Христа Спасителя, способствует выявлению идейно-тематических связей между ними. Посвященные историческим событиям сюжеты объединены в антиномичные пары, в самом противопоставлении которых заключена определенная объединяющая их идея. Между всеми циклами изображений существует ряд соответствий, которые придают многоплановость и многозначность отображаемым событиям и свидетельствуют о всемирно-историческом характере их развития4.
Компьютерная анимация позволяет рассматривать систему настенных изображений, предложенную программой митрополита Филарета, с точки зрения участников богослужебных процессий (каждений, крестных ходов и др.). Преодолевая замкнутость отдельных картин живописи и скульптуры в пределах каждого цикла, анимация
4 Сергеев П.В. «Архитектурно-художественная форма храма Христа Спасителя в ее идее» // 250 лет Московской архитектурной школе. Тезисы докладов. - М.: Ладья, 2002, - С.111-115.
АМ!Т 3 (20) 2012
разворачивает их одновременно в пространстве и во времени. При этом отчетливо просматривается круговой характер композиции циклов настенных изображений на хорах и в нижнем, мемориальном, коридоре храма, размещенных по принципу «один внутри другого».
Уникальная композиция объемного иконостаса храма Христа Спасителя устроена по аналогичному принципу («храм в храме»). Известно, что на плане храма, утвержденном императором Николаем I (10 апреля 1832 г.) кивория-иконостаса не было; рисунок интерьера храма Христа выполнен К.Тоном в марте 1861 г. [7]. Прямых указаний митрополита Филарета об устроении кивория автору статьи найти не удалось ни в его богословских трудах, ни в резолюциях, ни в переписке. Однако многочисленные рекомендации и замечания святителя о благоустройстве иконостаса и алтаря храма Христа Спасителя свидетельствуют о том, что идейный замысел этой уникальной композиции мог принадлежать только ему5.
Главной заслугой митрополита Филарета, по мнению автора статьи, является возрождение им древней византийской традиции восприятия храма как пространственной иконы6. Еще в IX веке константинопольский патриарх Фотий так описывал Фаросскую церковь: «Все ... представляется пребывающим в волнении, и святилище кажется как бы вращающимся. Ибо то, что всестороннее разнообразие созерцаемого заставляет зрителя пережить благодаря всякого рода поворотам и продолжающимся движениям, это переносится через силу воображения из собственного переживания на созерцаемое» [8]. Представленная виртуальная реконструкция программы настенных изображений храма Христа Спасителя -наглядное тому подтверждение.
Литература
1. Сергеев П.В. Виртуальная реконструкция мемориального цикла Храма Христа Спасителя в Москве [Сетевой ресурс]. - и^: http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php.
2. Филарет (Дроздов В.М.). Материалы для истории Русской церкви: Переписка Московского митрополита Филарета относительно храма Христа Спасителя //Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. 1882. май. - 132 - 146 с.
3. Сергеев П.В. Митрополит Филарет и церковная архитектура. / Московский журнал №7, 1996. - с. 27 - 31.
4. Храм Христа Спасителя. Печ. по кн.: Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве / Сост. Мостовский М., сост. Закл. части "Воссоздание" Споров Б. - М.: Столица, 1996. - 288 с.
5. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. - М.: ИнфоАрт, 1991. - 111с.
6. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. - М.: СП Интербук,1991. - 488 с.
7. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813 - 1931 Автор текста Е.И. Кириченко. Составитель Г.А. Иванова. - М.: Планета, 1992. - 278 с.
5 Сергеев П.В. «Библейское мышление митрополита Московского Филарета: богословско-архитектурная программа храма Христа Спасителя» // Религиозные идеи и образы в русском искусстве конца XVII- начала XX в. Научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения И.Э. Грабаря. Тезисы докладов. Вопросы искусствознания. !Х (2/96), - С. 627.
6 Сергеев П.В. «Возрождение древней традиции восприятия храма как пространственной иконы» // XI Международные Рождественские образовательные чтения. Тезисы докладов. - М., 2003.
8. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х - начала Х!! в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. Отв.редактор член-корр.АН СССР В. А. Янин. - М.: Наука, 1987. - 318 с.
References
1. Sergeev P. Virtual'naja rekonstrukcija memorial'nogo cikla Hrama Hrista Spasitelja v Moskve [Virtual reconstruction of the memorable cycle in Christ the Savior Cathedral (Moscow)]. Available at: http://www. marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php
2. Filaret (Drozdov V.M.). Materialy dlja istorii Russkoj cerkvi: Perepiska Moskovskogo mitropolita Filareta otnositel'no hrama Hrista Spasitelja [Materials for history of Russian church: Correspondence Metropolitan Philaret concerning a temple of the Christ of the Savior]. Moscow, 1882, pp.132-146.
3. Sergeev P.V. Mitropolit Filaret i cerkovnaja arhitektura [Metropolitan Philaret and church architecture]. Moskovskij zhurnal, no. 7, 1996, pp.27 - 31.
4. Mostovskij M., Sporov B. Hram Hrista Spasitelja [Temple of the Christ of the Savior]. Moscow, 1996, 288 p.
5. Trubetskoi E.N. Tri ocherka o russkojikone [Three sketches about Russian icon]. Moscow,
1991, 111 p.
6. Tal'berg N.D. Istorija hristianskoj cerkvi [History of Christian church]. Moscow,1991, 488 p.
7. Kirichenko E.I. Hram Hrista Spasitelja v Moskve. Istorija proektirovanija i sozdanija sobora. Stranicy zhizni i gibeli 1813 - 1931 [Temple of the Christ of the Savior In Moscow. History of designing and creation of a cathedral. Pages of a life and destruction 1813 - 1931]. Moscow,
1992, 278 p.
8. Komech A.I. Drevnerusskoe zodchestvo konca X- nachala XII v. Vizantijskoe nasledie i stanovlenie samostojatel'noj tradicii [Old russian architecture of end X - the beginnings of XII century. The Byzantian heritage and becoming of independent tradition]. Moscow, 1987, 318p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ П.В. Сергеев
Ст. преподаватель, Институт Искусства Реставрации, Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR P. Sergeev
The Senior Lecturer, Institute of Restoration Art, Moscow, Russia e-mail: [email protected]