Научная статья на тему 'Компьютерная анимация композиции мемориального храма в исторической застройке Сретенского монастыря в Москве'

Компьютерная анимация композиции мемориального храма в исторической застройке Сретенского монастыря в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ ХРАМ / "ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННОЙ " ХАРАКТЕР / БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПРОЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергеев П. В.

Предлагаемая статья посвящена компьютерной анимации архитектурно-художественной композиции мемориального храма. Авторский проект для конкурса, проводимого Сретенским монастырем. Архитектурная композиция раскрывается в контексте исторической застройки (по Рождественского бульвару) с учетом ее «пространственновременного » характера в ходе богослужебных процессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная анимация композиции мемориального храма в исторической застройке Сретенского монастыря в Москве»

КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ КОМПОЗИЦИИ МЕМОРИАЛЬНОГО ХРАМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ

П.В. Сергеев

Институт Искусства Реставрации, Москва, Россия Аннотация

Предлагаемая статья посвящена компьютерной анимации архитектурно-художественной композиции мемориального храма. Авторский проект для конкурса, проводимого Сретенским монастырем. Архитектурная композиция раскрывается в контексте исторической застройки (по Рождественского бульвару) с учетом ее «пространственно-временного» характера в ходе богослужебных процессий.

Ключевые слова: конкурсный проект, мемориальный храм, «пространственно-временной» характер, богослужебные процессии

COMPUTER ANIMATION COMPOSITION THE MEMORIAL CHURCH ACCORDING TO THE HISTORICAL BUILDINGS OF MOSCOW SRETENSKY MONASTERY

P. Sergeev

Institute of Restoration Art, Moscow, Russia

Abstract

The offered paper to computer animation the memorial church architecturally-art composition according to author's design (for Sretensky monastery) is devoted. The architectural composition (along Rozhdestvensky Boulevard) in the context of historical buildings, taking into account its «space-time» character and account its perception in religious processions, is considered.

Keywords: competitive project, memorial church, «space-time» character, religious processions

Компьютерные технологии моделирования открывают новые возможности для раскрытия «пространственно-временного» построения архитектурно-художественной композиции мемориального храма в рамках конкурсного проекта объявленного Сретенским монастырем:

«Цели и задачи конкурса:

В рамках комплекса работ предусматривается строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомученников Российских. Планируется, что храм будет освящен в 2017 году.

По итогам конкурса организаторы предполагают получить архитектурную концепцию в увязке с существующими строениями (предпроектное предложение) как основу для последующего согласования и реализации строительства храма. Новый храм как часть монастырского комплекса должен поддержать особый статус места и стать достойным продолжением развития древнего монастыря как святыни и как памятника истории» (www.pravoslavie.ru).

Сретенский монастырь основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана (Рис. 1). С тех пор 8 сентября (26 августа по старому стилю) стало в столице Днем города. В этот день ежегодно до 1918 года москвичи совершали крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь.

Рис. 1. Вид Сретенского монастыря со стороны ул. Лубянка. Фото из альбома Н.А. Найденова. 1882 - 1886 гг.

Трагические события XX века сильно отразились на внешнем виде обители. В конце 1925 года Сретенский монастырь, одним из последних настоятелей которого был священномученик Иларион (Троицкий), был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. В оставшихся зданиях, как и в большинстве строений по улице Большая Лубянка, расположились подразделения НКВД.

В настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI - начала XVIII веков сохранилось только два здания - собор Владимирской иконы Богоматери 1679 года и сильно перестроенный в XIX-XX веках настоятельский корпус.

В 1952 году во внутриквартальной части бывшей монастырской территории было построено пятиэтажное здание школы. Масштаб здания изменил характер внутриквартальной застройки, в целом малоэтажной.

После восстановления монастыря в начале 1990-х годов ему были возвращены сохранившиеся элементы монастырского комплекса: собор, отреставрированный в 19581970 годах, настоятельский корпус, постройки конца XIX века, владение по Рождественскому бульвару, 18, а также бывшее южное подворье (Большая Лубянка, 17). В 1990-е годы на исторической территории монастыря была возведена новая каменная ограда по Большой Лубянке с двумя воротами, благоустроен парадный двор. Застройка

южного подворья (Большая Лубянка, 17) была реконструирована с увеличением этажности некоторых корпусов и надстройкой мансард (Рис. 2) (Рис. 3).

ктждастиглския шилдр

Рис. 2. Компьютерная модель застройки квартала № 89 с дифференциацией по охранному статусу элементов застройки. Условные обозначения: 1- Объект природного комплекса; 2 - исторически ценный градоформирующий объект; 3 - объект историко-градостроительной среды; 4 - объект современного строительства; 5 - объект культурного наследия; 6 - контуры утраченных объектов Сретенского монастыря

Рис. 3. Современный вид на собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери со стороны двора

К 1917 году в монастыре было три храма, к нашему времени сохранился только один -собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, который и сегодня далеко не

вмещает всех прихожан обители, собирающихся на богослужения в праздничные и воскресные дни. Зачастую людям приходится молиться на улице.

По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с решением попечительского совета монастыря, производится реконструкция, а также новое строительство зданий и сооружений на территории Сретенского монастыря.

При строительстве храма Новомучеников и Исповедников Российских предусматривается снос на территории монастыря некоторых зданий: по ул. Б. Лубянка 19, стр. 5, 7; по ул. Рождественский бульвар здания 19 стр. 8; 18, стр. 2, 3; гараж, ТП.

При разработке архитектурной концепции храма учтены:

а) функциональные задачи храма в увязке с исторически сложившейся застройкой;

б) историко-культурная и архитектурная основа территории; особенности сложившейся градостроительной ситуации, историко-архитектурные и археологические ресурсы территории, сложные условия исторического центра города, множество действующих ограничивающих факторов. Помещения сносимого здания 19 стр. 8 переносятся в надстраиваемый корпус 16 стр.2 и проектируемый корпус-переход, связывающий это строение с храмом (Рис. 4).

Рис. 4. План участка. Условные обозначения: Новое строительство: 1 - наземная застройка; 2 - подземные сооружения; 3- открытые навесы из легких металлоконструкций; 4 -надземные постройки над проездами. Реконструкция: 5 - реконструируемые здания; 6 - реконструкция и частичный снос; 7- капитальный ремонт

Семиглавый храм вместимостью 5000 человек (из расчета два человека на 1 м кв.) выполнен в русско-византийском стиле и имеет звонницу-колокольню с симметрично расположенной относительно нее надвратной церковью, расположенными на северном фасаде (Рис. 5).

Рис. 5. Северный фасад. Развертка по Рождественскому бульвару

Храм представляет собой в плане купольную базилику. Купол опирается на восемь опор и наружные стены (Рис. 6). Свет в подкупольное пространство проникает через окна, расположенные в основании купола (1) и верхние окна на наружных стенах. Однопрестольный алтарь отделен от наоса (подкупольного пространства) невысокой алтарной преградой (2) (темплоном на 12 колонках). Он освещается через верхние окна в алтарной апсиде. Уровень пола алтаря поднят на 3,8 м относительно пола храма.

Рис. 6. 3Ь-разрез храма. Условные обозначения: 1 - купол; 2 - алтарная преграда с киворием и амвоном; 3 - надвратный храм Голгофа; 4 - вход в мемориальную галерею-пандус; 5 - галерея-пандус; 5 - начало пандуса в западном притворе храма; 7 - опорные столпы с лестницами; 8 - верхние хоры храма; 9 - южный притвор-вестибюль

На звонницу ведет винтовая лестница, расположенная в северо-западном углу здания. На северном фасаде имеется также надвратный храм (3), размещенный над галереями-пандусами (4), ведущими в подземный уровень (5, 6). Вход в него осуществляется с Рождественского бульвара по лестнице, а со стороны монастыря по пандусу. В каждом из

4 опорных столпов храма (7) имеются лестницы, ведущие из подземной части храма наверх. Кроме того, имеются дополнительные лестницы, расположенные в западном притворе, ведущие в семинарские помещения, находящиеся на уровне верхних хор храма (8). Два притвора-вестибюля храма расположены на северном и южном фасадах (4, 9) (Рис. 7).

ч

5&» , 15,750 23.970 I_]Ш_9.730

72,1*0

3) ® э И) 5 ®

Рис. 7. План храма на отм. ±0,000. Условные обозначения: 1 - Пандус и мемориальная галерея; 2 - Молитвенный зал, размещенный на отм. -10, 380

Обходная галерея, ведущая в подземную часть храма, является одновременно и пандусом для инвалидов. Основной подземный ярус храма заглублен на отметку -10,380 м относительно пола первого этажа, приподнятого над землей на 0,150 м (Рис. 8). В подземной части храма с южной стороны имеется автопарковка на 60 а/м, расположенная на трех уровнях с южной стороны от молитвенного зала. В нее ведут два автомобильных пандуса, расположенные на северной и южной сторонах храма, а также две эвакуационные лестницы с тамбур-шлюзами. С северной стороны храма располагаются служебные и технические помещения на трех подземных этажах, доступ к которым осуществляется по трем лестницам, находящимся на северной стороне храма. На основном подземном уровне храма в северо-восточном углу размещается баптистерий.

Трехуровневая композиция и мемориальное оформление авторского конкурсного проекта является прямым продолжением тех художественных идей и принципов, которые нашли свое воплощение в предшествующих византийских и отечественных храмах-памятниках (храм св. Гроба в Иерусалиме, собор Св. Софии в Константинополе [1], храм Христа Спасителя в Москве [2]).

Подобно нижнему подземному храму Св. Гроба (Константино-Еленинскому), алтарь, подкупольное пространство и часть боковых нефов храма Новомучеников располагаются в подземном уровне, одновременно символизируя катакомбный характер существования Русской Православной Церкви в эпоху гонений XX века (Рис. 9). На уровне земли размещается входная группа помещений храма: притворы, открытые галереи (гульбища) и хоры (Рис. 10).

Рис. 8. План подземных уровней храма на отм. -10, 380, -7,380, -4,380 м. Условные обозначения: 1 - Пандус и мемориальная галерея; 2 - трехуровневая подземная автопарковка; 3 - Служебные помещения на трех подземных уровнях

Рис. 9. Разрез храма по обходной галерее-пандусу

На верхнем уровне храма размещены надвратная церковь, символизирующая Голгофу в храме Св. Гроба, и помещения семинарии. Алтарное пространство храма воспроизводит утраченный серебряный иконостас и амвон собора Св. Софии, символически уподобленного кувуклии в храме Св. Гроба в Иерусалиме [3, 4] (Рис. 11).

Рис. 10. Южная галерея и патриаршее крыльцо

Рис. 11. Реконструкция серебряной алтарной преграды храма Св. Софии в Константинополе. Композиция алтарной преграды собора св. Софии символически уподоблялась кувуклии в храме Св. Гроба в Иерусалиме. Алтарная преграда и амвон собора св. Софии воспроизводили первоначальный архитектурный облик кувуклии, воздвигнутой Константином Великим в храме Св. Гроба в виде ротонды из двенадцати колонн с вазами и крестами. Архитектурно-символическое воспроизведение иерусалимской святыни стало популярным в христианском зодчестве как на востоке, так и на западе. Наиболее ярким образцом такой композиции может служить объемный иконостас храма Христа Спасителя. В композиционном отношении храм Христа Спасителя построен по принципу «храм в храме». Это связывает его с композицией алтарной преграды собора Св. Софии и храма Св. Гроба в Иерусалиме

Интерьер храма является реконструкцией первоначального облика центрального и части боковых нефов собора Св. Софии в Константинополе с уменьшением в 1,3 раза (77%) [5]. Выбранные размеры сторон подкупольного квадрата делают его равным диаметру купола храма Христа Спасителя, построенного в «меру» собора Св. Софии. Купол храма имеет низкую стрелу подъема, соответствующую куполу собора юстиниановской эпохи. Такая геометрия купола делает его частью полусферы, равной куполу римского Пантеона (Рис. 12).

Рис. 12. Реконструкция центрального нефа храма Св. Софии

Связующим элементом всех уровней и частей храма является мемориальная обходная галерея-пандус (Рис. 9), по которой осуществляется основной вход в храм и крестный ход из западного притвора (Рис. 13), заканчивающийся в южной открытой галерее (патриаршем крыльце) и надвратном храме (Рис. 14).

Рис. 13. Реконструкция нартекса-притвора храма Св. Софии

Рис. 14. Схема пути движения крестного хода вокруг храма по пандусам и галереям

В основе композиции мемориальной галереи лежит архитектурно-планировочное решение и идейный замысел обходных галерей и хор храма Христа Спасителя (Рис. 15). Нижний обходной коридор первого варианта проекта К. Тона представлял собой открытую галерею.

Рис. 15. Реконструкция открытой мемориальной галереи в храме Христа Спасителя

Фасады храма выполнены в русско-византийском стиле, соответствующем окружающей исторической застройке и архитектурному облику храма Христа Спасителя. Центральная часть основного объема храма воспроизводит традиционную композицию древнерусского храма, уподобленную сохранившемуся на территории Сретенского монастыря собору. К центральному четверику, соответствующему подкупольному пространству интерьера, примыкают с восточной и западной стороны две полуротонды, увенчанные главами. Они

воспроизводят аналогичные части храма Св. Софии в Константинополе и символически связаны с композицией ротонды Воскресения в храме Св. Гроба. Основной объем храма, таким образом, увенчан семью главами, символизирующими семь столпов дома божественной Премудрости (Рис. 16).

Рис. 16. Вид храма сверху

С северной и южной стороны на уровне земли к основному объему примыкают открытые галереи - притворы, архитектурная композиция которых является открытым вариантом хор собора Св. Софии. Основной вход в храм осуществляется со стороны Рождественского бульвара и расположен на северном фасаде. Полуоткрытая галерея фланкирована с двух сторон объемами надвратных храма и колокольни. Колокольня представляет собой четверик, увенчанный главой-звонницей и имеющий арочный проезд, ведущий во двор монастыря (Рис. 5). Надвратный храм - Голгофа (Рис. 6), располагается справа над входом в подземный участок обходной мемориальной галереи и въездом в подземную автопарковку, размещенным под ней. Вход в храм осуществляется через притвор, являющийся северными хорами воспроизводящими в архитектурном отношении северные хоры храма Св. Софии (Рис. 17).

Далее из притвора в основной подземный уровень храма ведет широкий (4 м) мемориальный сводчатый коридор-пандус (с уклоном 8%). На стенах этого коридора размещаются изображения мученической кончины святых и мемориальные доски с именами новомучеников, убиенных в лубянских подвалах НКВД (Рис. 18).

Мемориальная галерея, плавно спускаясь в подземный уровень, обходит по кругу алтарную часть и имеет слабое освещение из проема, расположенного над горним местом. Затененный интерьер данного участка галереи символически выражает русскую Голгофу и землю русскую, уподобившуюся небу земному, «в своих расселинах телеса новомучеников сокрывших и тех небесной славой просиявших», что поэтическим языком отражает тропарь новомученикам российским. Далее мемориальная галерея, обойдя алтарь, выходит в южный нижний неф храма, постепенно расширяясь и опускаясь вниз. Здесь, на сводах галереи изображаются картины из жития новомученников и освещение постепенно нарастает, так как галерея открывается в подкупольное пространство центрального нефа храма. Наклонный пандус завершается в западном притворе собора, архитектура, которого воспроизводит интерьер нартекса собора Св. Софии (Рис. 13). Через главные Царские врата осуществляется вход в залитое светом подкупольное

пространство храма, символизирующее «земное небо земли русской» (Рис. 12). Данная архитектурная композиция символически выражает в пространственно-временном отношении и в картинах крестный путь новомученников, которые пройдя через огнь и воду мучений в лубянских подвалах и будучи погребенными в подземных катакомбах взошли на небеса, лучшим архитектурным символом которых является подкупольное пространство Св. Софии. Крестный ход вокруг храма осуществляется от западного притвора в противоположном направлении и соединяет в себе два рода движения: по кругу и вверх, что символически изображает восхождение Спасителя в Иерусалим и крестный путь на Голгофу (Рис. 14).

Рис. 17. Северный неф Собора Св. Софии

Рис. 18. Росписи в сводах обходной галереи с картинами убиения новомучеников

Обойдя весь храм на двух уровнях путь крестного хода идет через западный проезд, который в архитектурном отношении воспроизводит западные хоры собора Св. Софии, с которых, возможно, русские послы наблюдали за богослужением и после сказали князю Владимиру, что не знали, где находятся на небе или на земле (Рис. 19).

Рис. 19. Западные хоры Собора Св. Софии

На сводах данного участка размещаются картины Крещения Руси, аналогичные изображениям цикла Истории Церкви на западных хорах храма Христа Спасителя. Таким образом, обходя храм в том месте, где традиционно завершается крестный ход, осуществляется переход из одной исторической эпохи к другой, с которой началось просвещение светом евангельским русской земли. Крестный ход завершается на открытой южной галерее храма, где расположено патриаршее крыльцо, символизирующее то место где возле собора Св. Софии располагалась патриархия (Рис. 10). Здесь будут осуществляться богослужения под открытым небом на монастырском дворе. В центре площади перед южными галереями устанавливается столп с образом Св. равноапостольной Елены, держащей Св. Крест, что символически уподобит ее Августеону - главной площади Константинополя, получившей свое название в честь Св. Елены, обретшей крест и воздвигшей храм Св. Гроба в Иерусалиме (Рис. 20).

После завершения крестного хода можно продолжить обход храма и, поднявшись по открытому пандусу с восточной стороны, войти в надвратный храм, символизирующий Голгофу (Рис. 9). Таким образом, спиралевидный путь, крестного хода завершается в надвратном храме, символизирующим Голгофу (Рис. 21).

Созданный на основе виртуальной модели храма Новомучеников и Исповедников видеосюжет последовательно раскрывает, заложенную в мемориале архитектурно-художественную композицию, рассчитанную на восприятие в процессе крестного хода вокруг храма по галерее-пандусу. Совмещение обходных мемориальных галерей и пандусов, имеющих через аркады и проемы визуальные связи, как с интерьером храма, так и с окружающим городским пространством позволит добиться наиболее полного художественного эффекта при раскрытии музейной экспозиции. Мемориальная экспозиция, рассчитанная на последовательный осмотр, при расположении в обходной галерее-пандусе храма, будет совмещена с основным направлением шествия прихожан -путем крестного хода.

Рис. 20. Реконструкция форума Августеон и патриархии в Константинополе

Рис. 21. Схема. Символико-архитектурное решение композиции мемориального храма. Условные обозначения: 1- схема-модель росписей на фасадах в храме Христа Спасителя; 2 - схема-модель росписей в галереях храма Христа Спасителя; 3 - подкупольные росписи храма Христа Спасителя, составленные по программе Св. Филарета; 4 - схема храма Св. Гроба в Иерусалиме; 5 - разрез трехсоставного храма

Христа Спасителя на трех уровнях по проекту А Витберга; 6 - разрез храма по обходной галерее-пандусу; 7 южная галерея и патриаршее крыльцо (вечернее освещение во время всенощной); 8 - реконструкция серебряной алтарной преграды храма Св. Софии в Константинополе; 9 - реконструкция центрального нефа храма Св. Софии; 10 - реконструкция нартекса-притвора храма Св. Софии; 11 - Схема пути движения крестного хода вокруг храма по пандусам и галереям; 12 -реконструкция открытой мемориальной галереи в храме Христа Спасителя; 13 - семь глав храма - символ семи столпов дома Божественной Премудрости; 14 - вход в мемориальную галерею-пандус, ведущий в основной подземный уровень храма; 15 - росписи в сводах мемориальной галереи-пандуса с картинами убиения новомучеников; 16 - западная галерея, «во образ» западных хор храма Св. Софии

Таким образом, данная компьютерная анимация облегчает восприятие композиционного решения поставленной задачи максимально возможного вписывания объема нового храма в контекст исторической застройки. Принцип развития архитектурного пространства «снаружи внутрь» и в подземные уровни демонстрируется в пространственно-временном аспекте восприятия композиции в контексте богослужения.

По мнению автора, проект нового храма Новомучеников и Исповедников содействует воссозданию целостности сложившейся композиционно-пространственной структуры монастыря как развивающегося, общественно-значимого духовного, культурного и просветительского центра.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Площадь застройки - 4200 м2

Общая площадь здания - 8200 м2 в т. ч.:

Площадь подземной части в трех уровнях- 6670 м2;

Общая площадь закрытых хор храма на отм. ±0,000 - 680 м2

Общая площадь верхних уровней храма - 850 м2

Строительный объем здания - 79000 м3 в т. ч.:

Наземной части - 35250 м3

Высота храма до креста - 40 м

Вместимость храма - 5000 человек

От редакции: Видеофрагмент Вы можете посмотреть, сделав щелчок на слове Видео.

Литература

1. Сергеев П.В. Компьютерная анимация градостроительного ансамбля и интерьера собора св. Софии в Константинополе / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/sergeev/abstract.php

2. Сергеев П. В. Виртуальная реконструкция мемориального цикла храма Христа Спасителя в Москве/ Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL:

http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php

3. Тренёв Д. К. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря: Образцовый русский иконостас XVI-XVII веков, с прибавлением краткой истории иконостаса с древнейших времён. Издано при церковно-археологическом Обществе любителей духовного просвещения (Т-во А.А. Левенсон). - М., 1902. - C. 12-14.

4. Xydis St. The Chancel Barrier. Solea and Ambo of Hagia Sophia // The Art Bulletin 1947. - Vol. 29. - pp. 1-11. - Fig. 232-233.

5. Rowland G. Mainstone. Hagia Sophia. Architecture, structure and Liturgia of Justinian's great church. - New York: US Thames and Hutsonl. n. c., 1988. - 288 р.

References

1. Sergeev P. Computer animation of town-planning ensemble and Interior of St. Sofia Cathedral in Constantinople. Available at: http://www.marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/sergeev/abstract.php

2. Sergeev P. Virtual reconstruction of the memorable circle in Christ the Savior Cathedral (Moscow). Available at: http://www. marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php

3. Trenev D.K. Ikonostas Smolenskogo sobora moskovskogo Novodevich'ego monastyrya [The iconostasis of the Smolensk Cathedral of the Novodevichy Convent]. Moscow, 1902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Xydis St. The Chancel Barrier. Solea and Ambo of Hagia Sophia. The Art Bulletin 1947. Vol. 29, pp. 1-11, Fig. 232-233.

5. Rowland G. Mainstone Hagia Sophia. Architecture, structure and Liturgia of Justinian's great church. New York, US Thames and Hutsonl. n. c., 1988, 288 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ П.В. Сергеев

Главный архитектор проекта ООО «Товарищество реставраторов», Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR P. Sergeev

Chief Architect Ltd. "Tovarishestvo restavratorov", Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.