Научная статья на тему 'Виртуальная реальность и зрелищные социокультурные институты'

Виртуальная реальность и зрелищные социокультурные институты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
43
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность и зрелищные социокультурные институты»

Басалаева О.Г.,1 Алдохина О.И.2®

!Доцент, кафедра технологии автоматизированной обработки информации, 2К.п.н., доцент, кафедра технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЗРЕЛИЩНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Современный виртуальный способ существования культуры - это то качественно новое ее состояние, которое характеризует информационное общество. Термин «виртуальный», если считать его происхождение от латинского слова virtualis, переводится как «возможный». Английское слово virtual переводится как «фактический». Некоторое несоответствие в переводах отражает многоплановость свойств «виртуального» [1, 56].

Во-первых, налицо тенденция смешения или симбиоза двух феноменов: виртуальности и виртуальной реальности, в силу чего обстоятельный анализ одного из них становится в зависимость от другого. И часто это выглядит как подмена одного понятия другим. Во-вторых, намечаются контуры двух оппозиционных трактовок феномена виртуальности, лежащие в русле, проложенном постмодернистской философией и концепцией информационного общества, и заключающих в себе две стратегии исследования виртуальности. Преодоление этого противостояния как вариант разрешения тенденций к технофобии или технофилии повлечет за собой расширение возможностей культурного и социально-философского анализа общества [2, 36].

Актуализация виртуальности как отправной точки культурно-философского анализа произошла в конце XX века. Это объясняется повсеместным внедрением информационных технологий, а в связи с этим и ростом популярности виртуальных библиотек, форумов, образования и т.п.

Таким образом, современную виртуальную реальность можно рассматривать как результат развития информационных технологий. Некоторые исследователи считают виртуальную реальность новой сферой бытия, а формой существования виртуальной реальности — информационное пространство. Особенно важным здесь является решение противоречия между бесконечно расширяющимся полем культуры и нахождением технологии ее компактной систематизированной подачи населению, осмысление места электронной культуры в современной культуре общества и личности. Как справедливо отмечает М. Кузнецов [3], аппаратура «виртуальной реальности» и глобальная Сеть утрачивают статус принадлежащих исключительно к сфере техники, техногенных явлений и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии.

Необходимо отметить, что стремительное развитие электронных средств обработки, хранения и передачи данных в последнее десятилетие существенным образом изменило ситуацию с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере культуры. Развитие культурологии на этом пути привело к осмыслению электронной, а также сетевой культуры. Электронная культура [4] (Digital Culture, или E-culture) - это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в

R Басалаева О.Г., Алдохина О.И., 2009 г.

электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения.

Качественным итогом развития современной науки является феномен сетевой культуры. Его проявления многолики и ведут к формированию виртуальных сообществ людей, не ограниченных территориальными рамками. Новая сетевая парадигма затрагивает все слои социума и культуры. Сетевую модель культуры, в контексте постмодернистской идеологии децентрации, обосновала Н.Н. Плужникова [5, 7]. Необходимой составной частью децентрации реальности культуры является элиминация или информационная деконструкция субъекта. Кроме того, в условиях разрушения традиционных структур реальности культуры, общество переходит в качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер. Не является здесь исключением и театр как социокультурный институт (учреждение).

Наиболее яркими проявлениями кардинальных изменений, связанных с применением ИКТ в сфере культуры является применение возможностей Web-технологий для интеграции учреждений, регламентирующих различные формы зрелищности как способа организации досуга и средства удовлетворения эстетических потребностей в единое информационное пространство, а именно в систему региональных, национальных и мировых ресурсов. Как социальнокультурные институты эти специфические творческие организации, осуществляют свою деятельность в системе тесных связей с социумом, с идеологией, с культурной политикой, с экономикой. Кроме того, зрелищные социокультурные учреждения (от греч. Шеа^оп — место для зрелищ, зрелище) выполняют эстетические и коммуникативные функции. В последнее десятилетие наблюдается резкий рост официальных Web-сайтов учреждений культуры в том числе театров различных типов. Однако зачастую электронное представительство театра в Сети считается модным престижным Web-ресурсом, а не действенным инструментом, позволяющим повысить эффективность работу учреждения культуры, расширить круг пользователей, повысить степень его позиционирования в русскоязычном и зарубежном сегментах сети Интернет.

Литература

1. Шереветов, В.И. Определение свойств виртуального// Виртуальное пространство культуры. - СПб., 2000. С. 56-58.

2. Кулагина, И.В. Виртуальность как инвариант социокультурной реальности: методологические основания социальных исследований: Дис ... канд. филос. н. - Томск, 2004. - 134 с.

3. Кузнецов, М.М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? - См.: http://www.synergetic.ru/philosophy/ ^ех^р?аг11с1е^г1;иа1

4. Черных А.В., Куйбышев Л.А, Браккер Н.В.Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» См.: http://www.cpic.ru/Publicat/51-03.htm

5. Плужникова, Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук.: 09.00.13. - Волгоград, 2008. - 24с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.