Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / РАЗДВОЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / PHILOSOPHY / VIRTUAL REALITY / CYBERSPACE / SPLIT REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мягков Д.В.

Статья посвящена вопросу виртуальной реальности. В ней рассматривается, в первую очередь, киберпространство, его развитие и роль человека в нём

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY

The article is devoted to the issue of virtual reality. It considers, first of all, cyberspace, its development and the role of man in it.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

УДК 101.1

Мягков Д.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

Россия, г. Ульяновск

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация:

Статья посвящена вопросу виртуальной реальности. В ней рассматривается, в первую очередь, киберпространство, его развитие и роль человека в нём.

Ключевые слова: философия, виртуальная реальность, киберпространство, раздвоение реальности.

Myagkov D. V. student

2 year, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)

Russia, Ulyanovsk

VIRTUAL REALITY

Annotation:

The article is devoted to the issue of virtual reality. It considers, first of all, cyberspace, its development and the role of man in it.

Key words: philosophy, virtual reality, cyberspace, split reality.

Введение

За последние десятилетия мир изменился кардинально. Если раньше человеческая жизнь протекала в трехмерной системе координат, то сейчас пространство как минимум пятимерно и в системе координат к времени и протяженности добавилась новая координата, отмеряющая биты.

В данной работе я хочу дать определения понятиям «киберпространство» и «виртуальная реальность»; разобраться в их смыслах, а также выяснить значение этих феноменов в жизни каждого человека и человечества в целом.

Виртуализация современного мира: раздвоение реальности.

Феномен возникновения Интернета можно рассматривать как следствие виртуализации общества. Возможность получения максимально приближенных к реальности данных об объекте, которые в совокупности составляют его образ, стала качественно новым аспектом информатизации общества. Понимая под виртуализацией, любое замещение реальности её симуляцией (образом), необязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности (нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность), возникает вопрос: является ли виртуализация информационным процессом и

если да, то каковы его основные характеристики?

Исходя из того, что любая операция над информацией называется информационным процессом, отметим, что любой информационный процесс подразумевает несколько составляющих. Во-первых, входящую информацию, то есть информацию, которую система воспринимает от окружающей (или использующей её) среды. Во-вторых, систему, в-третьих, выходящую информацию.

Главная составляющая в процессе виртуализации - система из нескольких компонент. В первую очередь это не информационные технологии, а интеллект и воображение человека. Такие современные философы, как Нельсон Гудмэн и Ричард Рорти, считают все миры — не только мир рассказов и фильмов — возможными символическими конструктами. Каждый мир создается из предыдущего мира (миров), и всякий процесс миротворения идет путём композиции и декомпозиции предыдущего материала, повторений или создания новых моделей, путем вычеркиваний и дополнений, организации и упорядочивания различных аспектов этого мира (миров). Френсис Хемит считает, что идея виртуальной реальности родилась только благодаря тому, что некогда эволюция знаковых систем искусства привела к созданию кинематографа, соединившего в себе живопись, дизайн, драму, танец, музыку, фотографию и многое другое. По мнению психолога Н. Носова любое творчество — это и есть переход в мир виртуальной реальности.

Результатами процесса виртуализации являются постоянно меняющимися киберпространство и медиапространство.

Термин «киберпространство» для обозначения всей совокупности информации, содержащейся в компьютерных сетях, ввел в употребление Уильям Гибсон (William Gibson) в романе «Нейромант», а журнал Wired Magazine сделал модным.

Настоящее киберпространство — виртуальный мир информации и интерактивной деятельности в Интернете только впереди. Проект с названием «Язык обработки графов» (Graph Evaluation Language, GEL) нацелен на создание технологии, которую можно будет использовать для построения многопользовательских трехмерных миров общения в Интернете. Цель проекта создать почти осязаемую среду, которая в корне изменит способ общения людей.

Главной характеристикой киберпространства является не протяженность, а связность и содержательная полнота, т.е. отражение всех позиций и точек зрения. Киберпространство социально, так как наполнено людьми - точнее, образами людей, которые порождены текстами, видео- и аудиоинформацией, изображениями.

Каково соотношение (искусственного) киберпространства и реального? Есть две крайние позиции. Первая: киберпространство является абсолютно самостоятельным явлением, то есть может существовать независимо от реального пространства, вторая: киберпространство является только

информационной проекцией деятельности структур реального пространства. Вторая позиция более обоснована, хотя в самом киберпространстве существует ряд объектов, которые не имеют аналога в реальном мире, более того киберпространство искусственно поддерживается и развивается реальным пространством, поэтому говорить о нем как о самостоятельном явлении не представляется возможным. Ж. Бодрийяр пишет: «Человеческое, слишком человеческое и Функциональное, слишком функциональное действуют в тесном сообщничестве: когда мир людей оказывается проникнут технической целесообразностью, то при этом и сама техника обязательно оказывается проникнута целесообразностью человеческой — на благо и во зло». Слишком тесны взаимосвязи реальности и киберпространства. И если киберпространство не может существовать без реальных людей, то люди могут обойтись без киберпространства.

Виртуальная реальность

Компьютер создается человеком. При этом человек не становится машиной, а машина выступает в качестве его орудия. Технически «виртуальная реальность» обозначает особым образом приспособленные компьютеры, дающие пользователю интерактивное стереоскопическое изображение и звук. По мнению западных исследователей, виртуальная реальность — это имитация окружения, создаваемого компьютером, и отчасти выбираемого самим пользователем; и, в конечном итоге, предъявляемое пользователю как вариант его поведения. Замена реального мира на мир машины аналогична изменению мира человека под действием телевизора. В наше время анализ сущности виртуальной реальности производится, в основном, через выявление недостающих признаков; через то, чем она не является.

Пользователь, обладающий своим чувственным миром, принимает получаемую из компьютера информацию, основываясь на своем миропонимании. Создание социальной группы, состоящей из человека и компьютера, можно рассматривать и как реализацию механизма психологической защиты «Я». Виртуальный чувственный образ есть образ мира, который сконструирован авторами программы. Естественный чувственный образ — это реальный, сложный, но не подмененный мир. Чувственный образ естественного мира (когда реальный кусок мяса можно съесть) составляет неорганическое тело человека, который принадлежит к этому миру своим существом, а чувственный образ виртуального мира таким телом не является. Но если пользователь понимает, что созданный предполагаемый мир машины лишь временная иллюзия (которая прекращается при выключении компьютера), то почему фиксируется вытеснение прежних социальных контактов новыми, приобретаемыми посредством компьютера. Образ искусственного, сконструированного, реально-иллюзорного мира притягателен, виртуальная реальность может преобразовывать даже замыслы человека. Осталось самое малое — знать, где кончается игра и помнить, где провести грань между мирами.

Об онтологическом статусе виртуальной реальности

В последние два десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия — виртуальная реальность. Основная проблема, возникающая в рамках рефлексии относительно указанного вида бытия, представляет собой вопрос об онтологическом статусе виртуальной реальности. Этот вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т.е. наличное существование для данного субъекта определяется им же. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Наука пока еще далека от каких-либо окончательных выводов, но одно можно сказать с уверенностью, что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия.

Заключение

Человек проник во многие области познания реальности, ему известны физические законы, он осваивает полёты в космос, куда можно двигаться человеческой мысли - познавать и осваивать информационное пространство, которое не ограничено территориями и не изведано. Киберпространство -иллюзия, всюду проникающая и изменяющая отношение человека к реальности. При этом ценность реальной жизни для очень многих постоянных пользователей снижается до пограничной отметки, когда возвращаться к обыденной жизни становится все труднее и труднее с каждым днем. Вопрос в том, как сохранить контраст между реальными и виртуальными мирами, чтобы оставался стимул к творчеству, развитию, жизни? Как сохранить в человеке умение мечтать, ждать? Ведь виртуальная реальность сможет предоставить всё и сразу. Искусственные миры могут быть свободны от смерти, боли, раздражителей. Отказ от ограничений сделает реальность ущербной по сравнению с киберпространством. Эти вопросы, с одной стороны, вопросы метафизики киберпространства, с другой стороны, вопросы будущей трансформации социума.

Использованные источники:

1. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. — Екатеринбург, 2004. — 15 с.

2. Иванов А.Ф. Об онотологическом статусе виртуальной реальностиВиртуальное пространство культуры // Материалы научной

конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.14-16

3. Якунова И.А. // Об образе виртуальной реальности // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.62-63

4. Ю.Ю.Перфильев, «Российское Интернет — пространство: развитие и структура», ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование). — М.: Гардарики, 2003.

5. Ю.Ю. Перфильев, «Кибергеография» // «Энергия» 2003г., № 11, с.57-61

35.077

Надрян Д.Н. студент 2 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление.»

Институт экономики и управления научный руководитель: Панькова Л.Н., к. э. н.

доцент Россия, г. Ставрополь РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ИНСТРУМЕНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

ТЕРРИТОРИИ

Аннотация: в статье идет рассмотрение теории развитие института муниципальной службы как важнейшего инструмента решения проблем.

Ключевые слова: муниципальная служба, человеческие ресурсы, служба.

Nadrian D.N. female student

2 courses, faculty "State and municipal management" Institute of economics and management Russia, the city of Stavropol Scientific adviser: Pan 'kova L.N. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF THE MUNICIPAL SERVICE AS THE MOST IMPORTANT TOOLS FOR SOLVING THE PROBLEMS OF THE TERRITORY Annotation: the article reviews the theory of the development of the institute of municipal service as the most important tool for solving problems. Keywords: municipal service, human resources, service.

Признание человека ключевым ресурсом в современных учреждениях вызывает потребность научного обоснования его значимости. Для этого необходимо проанализировать всю совокупность исторических,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.