компания-невидимка
виртуальная корпорация как перспективная
форма организации бизнеса
Переход к новой эпохе определяется глобальной конкуренцией, значительными переменами, ускорением информационных и коммуникационных потоков, усложнением бизнеса и всеобъемлющей глобализацией. Темпы перемен стали настолько высокими, что требуется создание другого типа организаций, способствующего переходу в новую эру бизнеса. Кроме того, новая среда характеризуется «более широким распространением технического прогресса, а также наличием покупателей, приспособившихся к такому быстрому темпу перемен, чьи непостоянные предпочтения пересматриваются со скоростью телевизионной рекламы» [1].
Очевидно, что в существующих условиях организации должны быть в состоянии постоянно адаптироваться к динамичной среде: необходимо приспосабливаться к изменениям внешних условий. Наибольшую значимость приобретают такие качества организаций, как большая гибкость, повышение роли персонала, качества управления знаниями и высокая внутренняя конкурентоспособность.
Известный ученый в области менеджмента П. Друкер в своем докладе «Бизнес и управление», сделанном на американской конференции «Создание новых организаций» (ноябрь 1994 г.), отметил, что в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности предприятий - от «базирующихся на рациональной организации» к «базирующимся на званиях и информации». В организациях XXI в. преимущественно будут работать специалисты, которые направляют и формируют свою деятельность с помощью обратной связи от коллег, потребителей и стратегического центра корпорации.
Дементьева М.М.
аспирантка, Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), старший аудитор ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Manyaha@yandex.ru
информационные технологии в бизнеа
в организациях XXI в.
преимущественно будут
работать специалисты,
которые направляют и
нормируют свою деятельность
с помощью обратной связи от
коллег, потребителей
и стратегического центра корпорации
До недавнего времени организации рассматривались как линейные единицы, каждая из которых имела линейную цепочкудобавленной стоимости, состоящую из всех видов деятельности, необходимых для дизайна, рекламы, продажи, производства, доставки и поддержания товаров и услуг. Считалось, что поставщики и покупатели находятся за пределами организации, а организация была представлена как структура иерархических функционально подотчетных взаимоотношений. Такая постановка вопроса пред-олагала административно-управленческий дход к осуществлению деятельности, приня-ию решений и информированию [3]., ^^ оследние десятилетия ХХ в. характеризовались отходом от централизованно-координированной, многоуровневой иерархии в организациях и переходом к разнообраз-ым более гибким структурам, основанным а горизонтальных связях. Перенесение лночных отношений на внутрифирменные связи (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур - виртуальные организации. Виртуальная корпорация - это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, заключаемых с независимыми рабочими группами и структурами.
Виртуальная корпорация позволяет в рамках альянса объединить цели и усилия ее собственников. Основной задачей виртуальной корпорации является объединение ключевых технологий и компетенций участников для наиболее полного удовлетво-
амика, 2009, № 4
рения потребительского спроса. Активное использование компьютерных технологий и сетей позволяет соединить работников или группы сотрудников, находящихся по всему миру и обеспечивает возможность их одновременной совместной работы в интранет-или интернет-пространстве. Некоторые компании сотрудничают на базе компьютерных систем и информационных технологий, что способствует возникновению информационных сверхпрограмм и обеспечивает уверенность в больших возможностях альянсов компаний-партнеров. Для виртуальных организаций представляется интересным использование внешних структур в качестве партнеров по субконтрактам, поскольку это позволяет работать с преимуществами организаций малых размеров, их гибкостью и адаптивностью. Большое количество внешних контрактов приводит к тому, что они образуют «скелет» организации, вследствие чего можно говорить о ее широкой распределенности в пространстве и времени. Использование внешних контрактов позволяет для осуществления каждого бизнес-процесса привлечь те организации, которые являются максимально конкурентными в данной области деятельности [2].
Концепция виртуальной организации относительно нова, но экстернализация некоторых функций специалистам со стороны уже много лет практикуется под разными названиями: производство по контракту, управление мощностями, аутсорсинг или инсорсинг [4]. Например, многие крупные бухгалтерские фирмы открыто признают, что даже в начале двадцатого века у них были клиенты, для которых они вели бухгалтерию, а не проводили ревизию бухгалтерских книг.
инфармацианные технологии в бизнесе
■■■ВаОз
перенесение рыночных отношений на внутрифирменные связи (внутренниерынки) вызвало к жизни новый тип
структур - виртуальные
организации
компания состоит не только
руководства и сотрудников,
Понятие «виртуальное предприятие» характеризует новую концепцию, заключающуюся в том, что компания состоит не только из совета директоров, руководства и сотрудников, но также включает поставщиков, деловых партнеров и покупателей. Идея виртуальной компании предполагает различные виды соглашений: виртуальная интеграция, соглашение о дистрибьюции, совместный маркетинг, партнерство в области исследований и разработок, альянсы, совместные предприятия, привилегированность поставщиков и партнерства с потребителями.
Для обеспечения клиентов продукцией и услугами, которые соответствовали бы их потребностям, необходимо создавать и поддерживать базы интегрированных и постоянно меняющихся данных о потребителе, продукции, производстве и конструктивных методологиях. Как следствие, предприятиям при-одится разрабатывать меры для проведения лее глубокого исследования рынка и проработки более сложных вариантов дизайна продукции, а также внедрять системы и программное обеспечение, позволяющие в ряде случаев заказчику взять на себя обязанности, которые традиционно лежали на компании-роизводителе. данном контексте виртуальную корпора-можно рассматривать как новую модель обмена информацией и взаимоотношений между участниками рынка. Для поддержания такой комплексной модели недостаточно только высококвалифицированных сотрудников компании, необходимо участие поставщиков, дистрибьюторов, представителей розничных продаж и непосредственно клиентов. Поддержание совершенной базы данных и системы взаимоотношений с партнерами является новым источником конкурентных преимуществ, доступным, в первую оче-
из совета директоров,
но также включает
поставщиков, деловых
покупателей
омика, 2009, № 4
редь, виртуальным кор- большую роль в деятельности
порациям.
Однако чтобы в полной виртуальных корпораций
мере реализовать конку-
рентные преимущества играет сплоченность команды,
в данном направлении,
необходимо осущест- включающей в себя персонал,
вить реорганизацию и
модернизацию корпо- руководство, клиентов,
рации в целом: успех
обеспечит комплекс- поставщиков и государственные
ный подход, охватыва-
ющий научные иссле- органы и действующей для
дования и разработки
(R&D), производство, достижения совместных целей
маркетинг, дистрибью- _
цию и реализацию, _
сервис, распределение, информационные _
системы, финансы. Особое внимание стоит _
обратить на роль персонала. Все больше воз- _
растает потребность в высококвалифициро- _
ванных и надежных сотрудниках, понимаю- _
щих и умеющих применять новейшие знания _
и технологии, способных адаптироваться к _
стремительно меняющимся условиям и эффек- _
тивно взаимодействовать с другими участни- _
ками рынка. Таким образом, большую роль в _
деятельности виртуальных корпораций игра- _
ет сплоченность команды, включающей в себя _
персонал, руководство, клиентов, поставщиков _
и государственные органы и действующей для _
достижения совместных целей. _
Виртуальные корпорации с каждым годом _
приобретают все большую популярность. _
Очевидно, что данный тип корпоративных _
образований является более совершенным, _
чем традиционные варианты. Виртуальное _
предприятие означает «сетевую, компью- _
терно-интегрированную организацион- _
ную структуру, объединяющую неоднород- _
ные ресурсы, расположенные в различных _
местах» [5], основной целью которой явля- _
ется получение выгоды благодаря рас- _
ширению ассортимента товаров и услуг. _
Фокусирование всех участников виртуальной _
корпорации на их ключевых компетенциях, _
информационные технологии в бизнесе
■■■IBS05
Ключевые слова:
постиндустриальная экономика, виртуальная корпорация, виды соглашений виртуальной компании
объединение капиталов, технологий, знаний и других ресурсов, распределение рисков, ориентация на заказчика (быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения требований клиента), повышение гибкости и, как следствие, адаптивности к внешней среде позволяют увеличить конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый, более сложный и развитый уровень организации бизнеса.
Литература
1. Bruce A. Pasternack, Albert. J. Viscio, The Centerless Corporation, 1998.
2. Мильнер Б.З. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. - М. : «ИНФРА-М», 1999.
3. Duffy J. and Tod M. The Extended Enterprise : Eliminating the Barriers. - IDC, 1998.
4. J. Brain Heywood, The Outsourcing Dilemma: The Search for Competitiveness, Financial Times // Prentice Hall. - 2002.
5. Манюшис А. и др. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании / Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №4.
6. Vadim Kotelnikov. New Economy. Key Features of the New Rapidly Globalizing and Changing Knowledge Economy. Режим доступа: http:// www.1000ventures.com.