Научная статья на тему 'Виртуальная корпорация как перспективная форма организации бизнеса'

Виртуальная корпорация как перспективная форма организации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева М.М.

Переход к новой эпохе определяется глобальной конкуренцией, значительнъми переменами, ускорением информационных и коммуникационных потоков, усложнением бизнеса и всеобъемлющей глобализацией. Темпы перемен стали настолько высокими, что требуется создание другого типа организаций, способствующего переходу в новую эру бизнеса. Кроме того, новая среда характеризуется «более широким распространением технического прогресса, а также наличием покупателей, приспособившихся к такому быстрому темпу перемен, чьи непостоянные предпочтения пересматриваются со скоростью телевизионной рекламы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An important feature of the economic development of countries in the early XXI century is in the transition from an industrial to a postindustrial economy. The emergence of postindustrial society is due to the formation of a single global information space based on the Internet, the widening process of informatization, globalization and virtualization in all spheres of economy, creation of an international market information and management. This article focuses on new forms of organization and management, where advanced communications and information technology are widely used -virtual corporations

Текст научной работы на тему «Виртуальная корпорация как перспективная форма организации бизнеса»

компания-невидимка

виртуальная корпорация как перспективная

форма организации бизнеса

Переход к новой эпохе определяется глобальной конкуренцией, значительными переменами, ускорением информационных и коммуникационных потоков, усложнением бизнеса и всеобъемлющей глобализацией. Темпы перемен стали настолько высокими, что требуется создание другого типа организаций, способствующего переходу в новую эру бизнеса. Кроме того, новая среда характеризуется «более широким распространением технического прогресса, а также наличием покупателей, приспособившихся к такому быстрому темпу перемен, чьи непостоянные предпочтения пересматриваются со скоростью телевизионной рекламы» [1].

Очевидно, что в существующих условиях организации должны быть в состоянии постоянно адаптироваться к динамичной среде: необходимо приспосабливаться к изменениям внешних условий. Наибольшую значимость приобретают такие качества организаций, как большая гибкость, повышение роли персонала, качества управления знаниями и высокая внутренняя конкурентоспособность.

Известный ученый в области менеджмента П. Друкер в своем докладе «Бизнес и управление», сделанном на американской конференции «Создание новых организаций» (ноябрь 1994 г.), отметил, что в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности предприятий - от «базирующихся на рациональной организации» к «базирующимся на званиях и информации». В организациях XXI в. преимущественно будут работать специалисты, которые направляют и формируют свою деятельность с помощью обратной связи от коллег, потребителей и стратегического центра корпорации.

Дементьева М.М.

аспирантка, Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), старший аудитор ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Manyaha@yandex.ru

информационные технологии в бизнеа

в организациях XXI в.

преимущественно будут

работать специалисты,

которые направляют и

нормируют свою деятельность

с помощью обратной связи от

коллег, потребителей

и стратегического центра корпорации

До недавнего времени организации рассматривались как линейные единицы, каждая из которых имела линейную цепочкудобавленной стоимости, состоящую из всех видов деятельности, необходимых для дизайна, рекламы, продажи, производства, доставки и поддержания товаров и услуг. Считалось, что поставщики и покупатели находятся за пределами организации, а организация была представлена как структура иерархических функционально подотчетных взаимоотношений. Такая постановка вопроса пред-олагала административно-управленческий дход к осуществлению деятельности, приня-ию решений и информированию [3]., ^^ оследние десятилетия ХХ в. характеризовались отходом от централизованно-координированной, многоуровневой иерархии в организациях и переходом к разнообраз-ым более гибким структурам, основанным а горизонтальных связях. Перенесение лночных отношений на внутрифирменные связи (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур - виртуальные организации. Виртуальная корпорация - это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, заключаемых с независимыми рабочими группами и структурами.

Виртуальная корпорация позволяет в рамках альянса объединить цели и усилия ее собственников. Основной задачей виртуальной корпорации является объединение ключевых технологий и компетенций участников для наиболее полного удовлетво-

амика, 2009, № 4

рения потребительского спроса. Активное использование компьютерных технологий и сетей позволяет соединить работников или группы сотрудников, находящихся по всему миру и обеспечивает возможность их одновременной совместной работы в интранет-или интернет-пространстве. Некоторые компании сотрудничают на базе компьютерных систем и информационных технологий, что способствует возникновению информационных сверхпрограмм и обеспечивает уверенность в больших возможностях альянсов компаний-партнеров. Для виртуальных организаций представляется интересным использование внешних структур в качестве партнеров по субконтрактам, поскольку это позволяет работать с преимуществами организаций малых размеров, их гибкостью и адаптивностью. Большое количество внешних контрактов приводит к тому, что они образуют «скелет» организации, вследствие чего можно говорить о ее широкой распределенности в пространстве и времени. Использование внешних контрактов позволяет для осуществления каждого бизнес-процесса привлечь те организации, которые являются максимально конкурентными в данной области деятельности [2].

Концепция виртуальной организации относительно нова, но экстернализация некоторых функций специалистам со стороны уже много лет практикуется под разными названиями: производство по контракту, управление мощностями, аутсорсинг или инсорсинг [4]. Например, многие крупные бухгалтерские фирмы открыто признают, что даже в начале двадцатого века у них были клиенты, для которых они вели бухгалтерию, а не проводили ревизию бухгалтерских книг.

инфармацианные технологии в бизнесе

■■■ВаОз

перенесение рыночных отношений на внутрифирменные связи (внутренниерынки) вызвало к жизни новый тип

структур - виртуальные

организации

компания состоит не только

руководства и сотрудников,

Понятие «виртуальное предприятие» характеризует новую концепцию, заключающуюся в том, что компания состоит не только из совета директоров, руководства и сотрудников, но также включает поставщиков, деловых партнеров и покупателей. Идея виртуальной компании предполагает различные виды соглашений: виртуальная интеграция, соглашение о дистрибьюции, совместный маркетинг, партнерство в области исследований и разработок, альянсы, совместные предприятия, привилегированность поставщиков и партнерства с потребителями.

Для обеспечения клиентов продукцией и услугами, которые соответствовали бы их потребностям, необходимо создавать и поддерживать базы интегрированных и постоянно меняющихся данных о потребителе, продукции, производстве и конструктивных методологиях. Как следствие, предприятиям при-одится разрабатывать меры для проведения лее глубокого исследования рынка и проработки более сложных вариантов дизайна продукции, а также внедрять системы и программное обеспечение, позволяющие в ряде случаев заказчику взять на себя обязанности, которые традиционно лежали на компании-роизводителе. данном контексте виртуальную корпора-можно рассматривать как новую модель обмена информацией и взаимоотношений между участниками рынка. Для поддержания такой комплексной модели недостаточно только высококвалифицированных сотрудников компании, необходимо участие поставщиков, дистрибьюторов, представителей розничных продаж и непосредственно клиентов. Поддержание совершенной базы данных и системы взаимоотношений с партнерами является новым источником конкурентных преимуществ, доступным, в первую оче-

из совета директоров,

но также включает

поставщиков, деловых

покупателей

омика, 2009, № 4

редь, виртуальным кор- большую роль в деятельности

порациям.

Однако чтобы в полной виртуальных корпораций

мере реализовать конку-

рентные преимущества играет сплоченность команды,

в данном направлении,

необходимо осущест- включающей в себя персонал,

вить реорганизацию и

модернизацию корпо- руководство, клиентов,

рации в целом: успех

обеспечит комплекс- поставщиков и государственные

ный подход, охватыва-

ющий научные иссле- органы и действующей для

дования и разработки

(R&D), производство, достижения совместных целей

маркетинг, дистрибью- _

цию и реализацию, _

сервис, распределение, информационные _

системы, финансы. Особое внимание стоит _

обратить на роль персонала. Все больше воз- _

растает потребность в высококвалифициро- _

ванных и надежных сотрудниках, понимаю- _

щих и умеющих применять новейшие знания _

и технологии, способных адаптироваться к _

стремительно меняющимся условиям и эффек- _

тивно взаимодействовать с другими участни- _

ками рынка. Таким образом, большую роль в _

деятельности виртуальных корпораций игра- _

ет сплоченность команды, включающей в себя _

персонал, руководство, клиентов, поставщиков _

и государственные органы и действующей для _

достижения совместных целей. _

Виртуальные корпорации с каждым годом _

приобретают все большую популярность. _

Очевидно, что данный тип корпоративных _

образований является более совершенным, _

чем традиционные варианты. Виртуальное _

предприятие означает «сетевую, компью- _

терно-интегрированную организацион- _

ную структуру, объединяющую неоднород- _

ные ресурсы, расположенные в различных _

местах» [5], основной целью которой явля- _

ется получение выгоды благодаря рас- _

ширению ассортимента товаров и услуг. _

Фокусирование всех участников виртуальной _

корпорации на их ключевых компетенциях, _

информационные технологии в бизнесе

■■■IBS05

Ключевые слова:

постиндустриальная экономика, виртуальная корпорация, виды соглашений виртуальной компании

объединение капиталов, технологий, знаний и других ресурсов, распределение рисков, ориентация на заказчика (быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения требований клиента), повышение гибкости и, как следствие, адаптивности к внешней среде позволяют увеличить конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый, более сложный и развитый уровень организации бизнеса.

Литература

1. Bruce A. Pasternack, Albert. J. Viscio, The Centerless Corporation, 1998.

2. Мильнер Б.З. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. - М. : «ИНФРА-М», 1999.

3. Duffy J. and Tod M. The Extended Enterprise : Eliminating the Barriers. - IDC, 1998.

4. J. Brain Heywood, The Outsourcing Dilemma: The Search for Competitiveness, Financial Times // Prentice Hall. - 2002.

5. Манюшис А. и др. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании / Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №4.

6. Vadim Kotelnikov. New Economy. Key Features of the New Rapidly Globalizing and Changing Knowledge Economy. Режим доступа: http:// www.1000ventures.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.