Научная статья на тему 'Эффективная организационная форма корпоративного управления как один из основных элементов конкурентоспособности корпораций'

Эффективная организационная форма корпоративного управления как один из основных элементов конкурентоспособности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / КОРПОРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцев Илья Сергеевич

Проблема конкурентоспособности корпораций является актуальной в связи усиливающимся процессом глобализации. Это относится и к российским предприятиям, которые планируют выходить на внешние рынки. В статье рассматриваются основные виды конкурентных преимуществ, характерные для предприятий в сложившихся условиях. Исследуются проблемы становления новой эффективной структуры корпоративного управления в корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Румянцев Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная организационная форма корпоративного управления как один из основных элементов конкурентоспособности корпораций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209). Экономика. Вып. 30. С. 65-69.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

И. С. Румянцев

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Проблема конкурентоспособности корпораций является актуальной в связи усиливающимся процессом глобализации. Это относится и к российским предприятиям, которые планируют выходить на внешние рынки. В статье рассматриваются основные виды конкурентных преимуществ, характерные для предприятий в сложившихся условиях. Исследуются проблемы становления новой эффективной структуры корпоративного управления в корпорациях.

Ключевые слова: корпоративное управление, организационно-правовая форма, корпорация, конкурентоспособность.

В условиях постоянного развития внешней среды корпораций, развития экономики знаний, глобализации мирохозяйственных связей, обострения конкуренции актуальным становится вопрос об адаптивности, гибкости, оперативности корпоративного управления. Важность исследования корпоративного управления с позиции конкурентоспособности возрастает в связи с тем, что в последнее время наблюдается смена представлений о корпоративном управлении. Отставание в освоении новых форм и методов управления может привести к еще большему отставанию российских корпораций в конкурентной борьбе с корпорациями экономически развитых и развивающихся стран.

В российском законодательстве отсутствует определение корпорации, под этим понятием принято подразумевать акционерное общество. В целом акционерное общество рассматривается как форма объединения индивидуальных капиталов, и в этом смысле акционерное общество уже является капиталом. Однако главным признаком, отличающим корпорацию от других первичных форм организации предпринимательской деятельности, является отношение собственности.

В акционерном обществе право собственности на предприятие принадлежит его акционерам, а право собственности на имущество предприятия принадлежит самому акционерному обществу. Следовательно, в акционерном обществе происходит отделение права собственности на предприятие от права собственности на имущество предприятия. Именно это обстоятель-

ство, характер отношений собственности является ключевым при трактовке понятия корпорации.

В процессе эволюции форм предпринимательской деятельности акционерное общество как корпорация прошло путь развития от простых форм автономного существования до более сложных, объединенных форм акционерных обществ. То есть произошло становление групп компаний, преимущественно на холдинговой основе, к которым также можно применить термин «корпорация».

Экономика России имеет низкий уровень конкурентоспособности на мировом рынке. Это проявляется в слабой конкурентоспособности крупных корпораций и более мелких предприятий, фирм и организаций. Следовательно, основой роста конкурентоспособности страны является стимулирование конкурентоспособности на уровне отдельно взятого хозяйственного субъекта. Тем более, что на современном этапе конкурентные возможности предприятий и фирм не ограничиваются национальными рынками. Таким образом, повышение уровня конкурентоспособности корпораций любой формы собственности, а также оптимизация их функционирования в рыночной среде являются базовыми проблемами современной экономики.

Конкурентоспособность страны и, в частности, отдельно взятого предприятия в современных условиях, в первую очередь, связана с использованием новых конкурентных преимуществ. Вследствие этого конкурентоспособностью современного предприятия является воз-

можность его адаптивности и инновационности для формирования конкурентных преимуществ. Адаптивность предприятия - это способность адаптироваться к изменениям внешней среды, рыночной конъюнктуры товара на основе гибкости технологической базы. Инновационность — способность обновляться, перестраивать внут-риорганизационные процессы для достижения технологичности, минимальной себестоимости продукции, что подразумевает способность предприятия осваивать научно-технические, управленческие, социальные новации.

Следовательно, конкурентоспособность предприятия предполагает постоянные процессы обновления, а реализация этих процессов должна будет проводиться с минимальными затратами в соответствии с разработанными стратегическими и оперативными планами. В свою очередь, конкурентоспособность продукции является основным результатом конкурентоспособности предприятия. Все факторы, воздействующие на рост и конкурентоспособность, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы представляют собой совокупность характеристик самого предприятия, внешние — это политические, экономические, конкурентные факторы и т. д.

Однако наличие факторов конкурентоспособности не является достаточным условием для ее достижения. Конкурентное преимущество достигается за счет эффективной реализации этих факторов в практической деятельности хозяйственного субъекта.

Конкурентные преимущества являются результатом внедрения новшеств, более высокой производительности труда, более высокого уровня квалификации производственного, технического, коммерческого персонала, качества и технических параметров производимых изделий, быстрого реагирования на потребности рынка, оптимальности структуры и методов управления и т. д. Они обеспечивают компании превосходство над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности, которое выражается в дополнительных показателях, таких как дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж.

Конкурентные преимущества имеют свои конкретные условия и причины. В приводимой классификации конкурентных преимуществ (рисунок) наиболее важным является блок фак-

торов, определяющих характер источника конкурентного преимущества.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в природе самого хозяйственного субъекта. Под влиянием процессов глобализации капитала, коммуникаций, информационных ресурсов в настоящее время формируются черты так называемой «новой фирмы», основные характеристики которой следующие:

— материальные активы не являются главным источником дохода;

— возрастает роль нематериальных активов, интеллектуальной;

— собственности (бренды, патенты, стратегические соглашения и т. д.);

— организационные структуры становятся гибкими;

— контракты, которые заключаются между структурными подразделениями, сотрудниками, партнерами по бизнесу, более гибкие;

— возникает меньшая привязанность персонала к конкретной компании вследствие более широких возможностей использования своих навыков.

Это накладывает определенные особенности на разработку стратегии конкурентоспособности предприятия в современных условиях.

Реализация стратегии эффективности (конкурентоспособности) в области рыночной деятельности связана с повышением требований к менеджменту корпораций, особенно в плане координации действий в рамках интегрированных структур. Вследствие разделения труда (особенно в рамках транснациональных корпораций) в корпорациях образуются структурные подразделения со своими информационными, технологическими, товарными потоками. В связи с этим многие корпорации в решении организационных проблем опираются на децентрализованные структуры. В свою очередь, менеджмент в децентрализованной корпорации должен опираться на единую систему учета и контроля. Основой такой системы является стратегическое планирование и определяемые им цели и бюджет. Организация управления должна позволять быстро принимать оперативные решения в рамках всей корпорации, что становится важным фактором конкурентоспособности на рынке.

Таким образом, разработка стратегии конкурентоспособности должна включать развитие корпоративного управления. Это обеспечит адаптивность и инновационность корпорации,

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Классификационная структура конкурентных преимуществ

то есть способность адаптироваться к изменениям внешней среды, рыночной конъюнктуры, умению обновляться на основе гибкости технологических и внутриорганизационных процессов, что является решающим условием конкурентоспособности корпорации на современном этапе.

В настоящее время конкурентоспособность корпораций определяется не только наличием материальных ресурсов, но и эффективностью организации управления, развитой коммуникационной политикой с клиентами, наличием вы-сококвалифированных кадров и т. д. Вследствие

этого возникает необходимость разработки новой модели организации или структуры корпоративного управления, которая выведет предприятие на мировой уровень.

Основные факторы, которые вызывают кардинальные изменения условий деятельности современных корпораций, представляют собой цепочку связей. Повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий приводит к образованию и сегментации единого мирового рынка, в котором потребители более оперативно получают данные о товаре или услуге. Вследствие этого корпорации в сво-

ей деятельности переходят к стратегиям, ориентированным на полное удовлетворение потребностей клиентов. В результате резко обостряется конкуренция между производителями, что приводит к возникновению новых требований к продуктам и созданию продуктов нового поколения.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке корпорациям необходимо проведение инновационной политики по нескольким направлениям:

1) инновации в сфере продуктов и услуг;

2) инновации самих управленческих и операционных процессов корпорации;

3) инновации, связанные с изменением общей организационной структуры корпорации;

4) инновации, затрагивающие психологию и деятельность работников и т. д.

Современные организации развиваются в условиях радикального ускорения и растущей сложности не только внешних, но и внутрифирменных отношений. Комбинация следующих признаков характеризует организационную структуру корпорации нового типа:

— открытость и распределенная структура управления;

— гибкость и автономность;

— приоритет горизонтальных связей и ресурсосберегающих стратегий;

— самообучаемость организации.

По мнению специалистов, в XXI в. именно транснациональные корпорации признаны сыграть основную роль «экономики без границ». Анализ накопленного опыта в области управления показывает, что простое уменьшение размеров предприятий не привело к существенному увеличению производительности. Происходит дальнейшее переосмысление путей развития корпорации, появляются горизонтальные корпорации.

Главным свойством организации настоящего и будущего является полное приспособление к динамичной внешней среде. Организация уже меняется в соответствии с изменениями внешних условий и объективных требований к ней. Появляются новые формы предприятий — сетевые организации.

«Сетезация» означает использование методов стратегического менеджмента, направленных на организацию предпринимательской деятельности группы хозяйствующих субъектов посредством формирования сети для достижения об-

щих целей в условиях воздействия различных факторов внешней среды.

Существует два вида сетевых организаций: сетевые организации, которые сформированы вокруг крупной корпорации, которая обеспечивает упорядоченность трансакций формально независимых от нее более мелких фирм; сеть без выраженного лидера: отношения основаны на взаимозависимости организаций и их приблизительно равном потенциале.

Одной из разновидностей сетевой организации являются бизнес-альянсы. Постоянный количественный их рост — еще один признак изменения среды современного бизнеса. С середины 80-х гг. прошлого века стратегические альянсы стали наиболее перспективной формой интеграции компаний.

Образование стратегических альянсов приводит к изменению характера конкуренции: конкурентами выступают группы компаний, а не отдельные фирмы.

Сетевая организация (как и любая другая) имеет ряд ограничений. Для развития различных организационных форм характерны два вида типичных ошибок: расширение формы за пределы внутренних возможностей; появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данной организационной формы.

Трансформация потоков информации внутри общества, появление возможности обмениваться информацией практически с любой точки земного шара, оперативность обмена информацией и результатами решений позволили говорить о структурах определенного типа. Объединение подразделений организаций в единой структуре с виртуальной системой управления дает возможность перейти на новую организационную форму, которая в максимальной степени отвечает изменившимся условиям хозяйствования. Появились виртуальные организации — предприятия, создаваемые для выпуска конкретных товаров или оказания определенных услуг и использующие для производства отдельных компонентов независимых «виртуалов».

Деятельность виртуальной организации, во-первых, заключается в том, чтобы объединить производственные структуры, которые теоретически могут находиться на разных континентах, и выполнить заказ индивидуального потребителя, во-вторых, такая организация может создаваться для изготовления продукта высокого

качества с использованием наиболее современных технологий, существующих на момент возникновения идеи продукта или услуги.

Большую роль при создании виртуальной организации играет сокращение времени от момента возникновения идеи продукта до его выпуска.

К важнейшим чертам виртуальной организации можно отнести следующие: временное объединение партнеров и других заинтересованных организаций для изготовления продукта (оказания услуги) и прекращение существования виртуальной организации после его выпуска (или оказания услуги); отсутствие необходимости централизации управления. Управление распределено так же, как и производство. Каждый виртуал работает по своим правилам, самостоятельно распоряжается своими ресурсами, а виртуальная организация не вмешивается в его деятельность.

В отличие от других сетевых структур, в которых координационные задачи в течение длительного времени берет на себя одно из предприятий, в виртуальной организации их решение осуществляется в ходе реализации проекта или заказа. При этом координацию определенных проектов или заказов в каждом случае принимают на себя разные подразделения (самостоятельные предприятия-партнеры) виртуального предпри-

ятия. Именно принятие координационных задач различными подразделениями и последующие переговоры отличают связи в виртуальных организациях от классических рыночных.

От других форм сетей виртуальные организации отличаются: относительно стабильным пулом партнеров, который в зависимости от заказа либо формирует новую комбинацию исполнителей либо оставляет прежнюю; меняющейся в зависимости от заказа проектной координацией (ни одно предприятие не берет на себя координационные задачи в течение длительного времени); слабой связью между предприятиями-партнерами; модульной интеграцией производственных сил.

Виртуальная организация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем передачи их партнерам) и концентрироваться на более эффективных участках работы, например, на проектировании продукта или его продаже.

Следует отметить, что пока нет достаточно полных исследований направления развития виртуальных организаций за более или менее продолжительные периоды. Исследования в этом направлении могли бы дать сведения о том, смогут ли со временем виртуальные организации стать альтернативой другим сетевым структурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.