Научная статья на тему 'Процессы корпоратизации в экономике региона'

Процессы корпоратизации в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзликина Галина Степановна, Растяпина Оксана Анатольевна

Экономическое развитие страны определяется и во многом зависит от развития ее регионов. В связи с этим рассматривается необходимость развития корпораций на уровне регионов. Предложена модель корпоративной стратегии развития региона. Библиогр. 7. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мерзликина Галина Степановна, Растяпина Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic development of the country is determined by the effective performance of the regions. As a result of it the necessity of corporation development on the regional level has arisen. The model of corporate strategy of region development is suggested.

Текст научной работы на тему «Процессы корпоратизации в экономике региона»

ББК 332.1:65.012

Г. С. Мерзликина, О. А. Растяпина Волгоградский государственный технический университет

ПРОЦЕССЫ КОРПОРАТИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Регион как хозяйственное сообщество может включать в себя различные предприятия, преследующие отдельные цели и имеющие самостоятельные экономические интересы, но как единый хозяйственный организм предполагает объединение целей и процессов. Единая цель предполагает достижение целей отдельных предприятий, точнее, экономический интерес всего хозяйственного сообщества должен доминировать над экономическими интересами отдельных предприятий. Цель хозяйственной деятельности современных предприятий - постоянное экономическое развитие и достижение экономико-социальной стабильности. Каждый регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. Однако общие подходы и способы решения оказываются сходными между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, - как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни - это и будет являться стратегическими ориентирами.

Успешное развитие региона определяется развитием его промышленности. И прежде всего работа предприятий на региональном уровне позволит пополнить региональный бюджет, увеличить число рабочих мест, что создаст эффективную экономику и справедливую социальную систему. Успешное функционирование промышленных предприятий предполагает формирование и реализацию региональной промышленной политики.

Промышленная политика - это прежде всего комплекс мер, носящих стратегический характер, приносящий наибольший эффект в стратегической перспективе.

Определение механизма, целей и задач промышленной политики зависит от выбранного подхода к рассмотрению промышленной политики. В наиболее общей классификации принято выделять процессный и системный подходы. Л. Е. Басовский [1] рекомендует использовать отраслевой подход, который заключается в разделении предприятий по отраслевому признаку, и разработку в соответствии с этим мер по реализации промышленной политики. А. В. Данилов-Данильян предлагает «либеральный подход» к промышленной политике». Его суть заключается в определении потребностей отечественного бизнеса и их развитии. На наш взгляд, необходимо дополнение о сотрудничестве с научно-техническими подразделениями. Успешная реализация промышленной политики невозможна без разработки программ развития, которые прежде всего должны представлять план деятельности отдельного предприятия и приведенный в соответствие с ним план развития отдельного региона и государства в целом. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что недооценка планирования в рыночных условиях приведет предприятие к большим неоправданным экономическим потерям и в дальнейшем, возможно, к банкротству [2].

В рыночных условиях предприятие (в соответствии с принципами менеджмента качества, отмеченными ИСО) должно уметь предвидеть возможные изменения внешней среды (научнотехнические, экономические, социально-политические) - это одна из характеристик организации, отмеченная в стандартах ИСО, которая позволит организации успешно функционировать и развиваться. Таким образом, на предприятии необходима разработка плана по текущей деятельности и дальнейшему развитию, впоследствии необходимо контролировать выполнение плана.

В качестве основных требований к разработке планов относят следующие принципы планирования: необходимости; единства; непрерывности; гибкости; точности.

Различными исследованиями отмечаются другие принципы планирования. Ю. П. Анискин [2] отмечает в качестве основных целенаправленность, своевременность, обоснованность, комплексность, экономичность, адаптивность, информативность. В современных условиях особое значение приобретает принцип холизма (целостности). Именно этот принцип лежит в основе корпоратизации, в том числе и в региональной экономике, и должен быть учтен при разработке.

В развитых странах особое внимание уделяется корпорациям. Корпорации - объединения лиц для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности, которые создаются, как правило, в форме акционерного общества. Именно корпорации являются основой формирования промышленного потенциала. В основе большинства корпораций лежит дивизиональная организационная структура, построенная на основе нескольких базовых технологий и характеризующаяся широким спектром выпускаемой продукции. Корпорации обычно представляют собой производственные предприятия, диверсифицированные по территориальному и отраслевому признакам. Неотъемлемым фактором деятельности корпорации является внутрифирменное планирование.

Конкурентоспособность региона в долгосрочной перспективе может быть достигнута прежде всего за счет конкурентоспособности корпоративных объединений предприятий. Формирование корпоративных структур начинается с регионального уровня, т. к. предприятия, расположенные в одном регионе, объединяет наличие одинаковых ресурсов, природногеографические условия, территориальное месторасположение и другие факторы.

При создании корпоративных объединений на региональном уровне эти структуры должны быть нацелены на решение приоритетных проблем региона и активное участие в целевых программах его социально-экономического развития. Отмечают, что региональные формы корпоративного предпринимательства могут развиваться как крупные межотраслевые комплексы, состоящие из предприятий и организаций. В состав этих комплексов могут входить банки, инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды, торговые дома, консалтинговые фирмы [3].

Корпоративные организации позволяют увеличить накопленный в регионе экономический потенциал. Потенциал корпоративной организации складывается из организационного потенциала, финансово-экономического потенциала, потенциала инвестиционной привлекательности, потенциала репутации предприятия [4]. При формировании корпоративных объединений на региональном уровне необходимо учитывать особенности региона, в качестве основных можно отметить следующие:

- природно-ресурсный потенциал региона;

- функциональная важность региона (оборонная, транзитная, внешнеэкономическая);

- уровень транспортных издержек и затрат на восстановление рабочей силы;

- особенности федеративных отношений и социально-экономической ситуации в регионе.

Для развития корпоративных структур на региональном уровне необходимо учесть приоритеты развития региона. Принято считать, что корпоративные объединения достаточно эффективны. Так, в США корпорации составляют всего 18 % общего числа промышленных предприятий, но производят они 90 % промышленной продукции. Корпоративные структуры создаются с целью эффективного и ускоренного развития науки и промышленного производства, данные структуры объединяют финансовый и промышленный капитал, тем самым гарантируя устойчивую прибыль.

Компании, объединяясь для реализации одной цели, тем самым усиливают свое действие, т. е. возникает эффект синергии. Особая роль в развитии корпоративных структур отводится государству. Именно государственные (региональные) органы управления должны создать благоприятные условия, стимулирующие развитие корпоративных структур.

В научной литературе отмечены два метода государственного регулирования развития корпоративных объединений [5]. Экономические методы реализуются через налоговую систему, финансово-кредитную и валютно-таможенную политику. Административные методы выполняют функции контроля и сдерживания. Они могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы сводятся к регулированию цен на продукцию естественных монополий, косвенные - к определению круга потребителей, потенциально заинтересованных в продукции данной корпоративной структуры.

Наибольшее распространение среди корпоративных структур получили следующие: финансово-промышленная группа, концерн, холдинг, консорциум. В последнее время достаточно много внимания уделяется вертикально интегрированной и сетевой модели пространственной организации территории. Формирование пространственной организации предприятий предполагает классификацию предприятий на уровне города или региона. Это может быть градообразующее предприятие, обслуживающее потребности города, или предприятие регионального (федерального) значения. Инвестиции из федерального бюджета должны направляться не в регион или город, а непосредственно предприятию, являющемуся центром корпорации. В рамках своего региона предприятия, специализирующиеся на изготовлении определенного рода продукта, сконцентрированы на особой территории, что позволяет тесно связать отрасль промышленности с данным регионом. Экономическая мощность региона в таком случае должна определяться мобилизационными ресурсами всей сети, ее общим влиянием на глобальные обмены. Собранные таким образом предприятия образуют производственный кластер. Следует отметить, что вертикальная интеграция экономически оправдана и диктуется технологической последовательностью производства. Вертикально интегрированные компании могут развиваться в условиях неразвитого финансового рынка (мобилизуя финансовые ресурсы внутри корпорации), при наличии значительных административных барьеров для бизнеса на местных рынках, в условиях неразвитости торговой среды и отсутствия современных форматов торговли. Таким образом, формирование региона как корпоративной структуры считается достаточно оправданным и может быть обосновано с экономической точки зрения.

Вертикально интегрированные компании способны выстроить свою корпоративную торговую сеть и выход на глобальный рынок. Корпорации выступают главными инвесторами в регионы либо гарантами привлечения в них капиталов. Помимо этого корпоративные объединения несут на территорию элементы собственной технологической и управленческо-корпоративной культуры. Корпорации являются основными донорами региональных бюджетов [5].

Сетевая модель пространственной организации регионов основана на привязке к месту, включает в себя автономные и взаимозаменяемые звенья - производственные комплексы и предприятия. В рамках своего региона фирмы, специализирующиеся на изготовлении того или иного продукта, сконцентрированы на особой территории, что позволяет тесно связать отрасль промышленности с данным регионом.

Выделение стратегии ориентиров предопределяет доминирующие процессы в развитии экономики регионов - процессы корпоратизации; только регион как корпорация на основе принципа холизма (целостности) способен быть самостоятельной, гибкой хозяйственной единицей, обладающей достаточном финансовым, инвестиционным и инновационным потенциалом. При этом каждый регион должен рассматриваться как «самостоятельный субъект экономики» [3].

В настоящее время в регионах отмечаются следующие тенденции, подтверждающие их относительную самостоятельность:

- повышение значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличение поступлений финансовых ресурсов за счет налогов, отчисляемых местными предприятиями;

- расширение и перераспределение процессов между субъектами региона в результате совместной деятельности;

- создание внебюджетных фондов для реализации социальных программ, жилищного строительства, развития непроизводственной сферы региона, охраны окружающей среды и т. д.;

- усиление экономического влияния региональных органов управления на перераспределение финансовых ресурсов через фонды регионального развития, введение стимулирующей платы за региональные ресурсы, местных налогов и сборов, выпуск региональными администрациями ценных бумаг и др.

Регион как хозяйственная система развивается на базе своих природных ресурсов и населения, которые и являются потенциалом развития региона. В соответствии с подходом, предложенным А. К. Титовым [6], регион может рассматриваться:

- как квазигосударство; реализация такой парадигмы в России возможна только малой частью субъектов Федерации, в которых аккумулируются многие функции и финансовые ресурсы в условиях обособленных подсистем государства и национальной экономики, хотя именно к ее осуществлению стремится большинство регионов;

- как квазикорпорация; в настоящее время эта парадигма реализуется в значительном количестве регионов;

- как рынок; в настоящее время практически отсутствуют такие субъекты Федерации, которые в полной мере можно отнести к названной группе. Это обусловлено зависимостью всех регионов от центра и нерыночными подходами к управлению на местных уровнях власти. Так как межрегиональный обмен осуществляется в современных условиях на рыночной основе, то регион как рынок испытывает влияние рыночного элемента экономки - конкуренции.

- как социум; реализация такого подхода - в первую очередь обязанности местного самоуправления, на региональном уровне - это задачи очень дальнего стратегического планирования.

И эта классификация может быть оправдана, т. к. регион, его предприятия и население подчиняются законодательству государства, которое является главным по отношению к законодательным актам региона. Если рассматривать совокупность хозяйственных связей территорий, то регион можно считать малым государством, которое является участником мирового рынка наравне с обычными суверенными государствами.

Внешним проявлением региона как квазикорпорации является жесткая конкурентная борьба на рынках товаров (не пускать на свою территорию производителей из других регионов), на рынках услуг (местные лицензионные законы ограничивают привлечение квалифицированных предприятий услуг и (или) бригад на свою территорию) за рынки капитала. Регион в этом случае приобретает все признаки субъекта рынка: финансирует целевые программы (региональный заказ), выдает поручительства, выпускает ценные бумаги, продает или покупает права, имущество, осуществляет займы на внутренних и внешних рынках. В контексте темы публикации особый интерес вызывает определение региона как квазикорпорации. Регион представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. Экономика региона включает в себя экономические системы предприятий различных форм собственности и хозяйствования, возникает сопряжение систем управления региональной экономикой и отдельными экономическими субъектами, одной из эффективных форм реализации которого являются структуры, организованные на основе корпоративных принципов. Они должны способствовать насыщению регионального рынка товарами и услугами производственного и потребительского назначения, формировать инвестиционную привлекательность региона, обеспечивать безопасное и устойчивое функционирование [4]. Все это позволяет рассматривать регион как корпорацию.

Все рассмотренное выше позволяет сделать вывод не только о том, что можно рассматривать регион как корпорацию, но и об актуальности и необходимости формирования и рассмотрения региона как корпорации. Регион при рассмотрении его в рамках системного и процессного подхода представляет собой систему, состоящую из отдельных предприятий, деятельность которых рассматривается как отдельный процесс. На наш взгляд, регион должен рассматривать с позиций корпоративного подхода, который включает в себя и системный, и процессный подход, но основным его отличием является рассмотрение региона как корпорации, и формирование программы его дальнейшего развития осуществляется в соответствии с основами формирования корпораций. Модель корпоративного подхода стратегического развития региона может быть представлена в следующем виде (рис.).

Корпоративная стратегия развития региона

Данная модель позволит разработать стратегию развития региона при рассмотрении его

как корпорации и в дальнейшем повысить эффективность регионального хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Москвина О. С. Формирование и методы реализации промышленной политики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Вологда, 2003. - 24 с.

2. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования / Под ред. Ю. П. Анискина. -М.: Омега - Л., 2005. - 240 с.

3. Шапкин И. Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством. Учеб. пособие. -

М.: КНОРУС, 2005. - 400 с.

4. Соколов С. Н. Формирование и развитие стратегического потенциала регионального нефтегазостроительного комплекса: Дис. ... д-ра экон. наук. - Волгоград, 2004. - 324 с.

5. Княгин В. Н., Щедровицкий П. Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. - М.: Европа, 2005. - 160 с.

6. Титов К. А. Формирование и реализация региональной промышленной политики: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2003. - 24 с.

7. Тамазян М. В. Совершенствование системы корпоративного управления в промышленности (на примере предприятий топливно-энергетического комплекса): Дис. ... канд. экон. наук. - Волгоград, 2006. - 188 с.

Статья поступила в редакцию 28.09.2006

PROCESS OF CORPORATIZATION IN REGIONAL ECONOMY

G. S. Merzlikina, О. А. Rastyapina

Economic development of the country is determined by the effective performance of the regions. As a result of it the necessity of corporation development on the regional level has arisen. The model of corporate strategy of region development is suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.