Научная статья на тему 'Методологические проблемы статистического обеспечения формирования единого экономического пространства'

Методологические проблемы статистического обеспечения формирования единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РЕГИОН / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна

Статья посвящена изучению особенностей формирования статистических показателей, применяемых в ходе стратегического планирования региона в сопряжении с муниципальными образованиями. Определены проблемы, требования и перспективные направления исследований статистического обеспечения процесса с учетом закономерностей развития экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы статистического обеспечения формирования единого экономического пространства»

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-39 е-таИ: decane@usue.ru

СУРНИНА Надежда Матвеевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической статистики

Методологические проблемы статистического обеспечения формирования единого экономического пространства

Ключевые слова единое экономическое пространство; статистический показатель; регион; статистическое обеспечение.

Аннотация Статья посвящена изучению особенностей формирования статистических показателей, применяемых в ходе стратегического планирования региона в сопряжении с муниципальными образованиями. Определены проблемы, требования и перспективные направления исследований статистического обеспечения процесса с учетом закономерностей развития экономического пространства.

Интеграционные процессы, разворачивающиеся на евразийском пространстве под влиянием глобализирующихся игроков мировой экономики, активизируют исследования тенденций трансформации экономического пространства и развитие статистического инструментария, позволяющего идентифицировать проблемы стратегического развития и саморазвития регионов в данных условиях, определить возможности и риски, выявить векторы и приоритеты для регулирования.

Статистическое отражение процессов формирования и сохранения единого экономического пространства, максимально отвечающего современному этапу развития России, требует более точного определения данного понятия.

Использование понятия «экономическое пространство» активизировалось в конце ХХ в. на наднациональном уровне, обусловив очередную стадию его развития, связанную с необходимостью противостояния или использования геоэкономических стратегий новых транснациональных игроков, а также с развитием деятельности по обустройству территорий совместных интересов. Группы государств вынуждены договариваться о единых принципах реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов: производителей, собственников, а также об условиях перемещения факторов производства: капитала, рабочей силы, информации и т.п. В Европейском союзе подобная деятельность, рассчитанная на качественные изменения в долгосрочном периоде, оформилась в самостоятельное направление - пространственное планирование. В данном смысле понятие «экономическое пространство» вошло в специализированные справочники, где оно определяется как согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств [1]. Исследователи различают также «единое» и «общее» экономическое пространство, которые соответственно опираются при интеграции на приоритет либо экономических, либо внеэкономических (политических, этнополитических, клановых, оборонных, наступательных и т.п.) интересов.

Учитывая сложность, иерархизированность современного геопространства, особо следует остановиться на ключевом признаке экономического пространства - единстве,

© Сурнина Н. М., 2012

целостности, холистичности, - формирующемся на нескольких уровнях. Под влиянием интеграционных региональных экономических процессов усиливается объединение регионов наднационального уровня, установление и углубление связей и взаимодействий между ними. Это предполагает концентрацию и переплетение ресурсов, капиталов и рабочей силы, а также проведение согласованной экономической политики и создание взаимоблагоприятных условий для хозяйствования. На высшей стадии развития предполагается формирование единого экономического пространства в рамках международных экономических объединений, как, например, Содружества Независимых Государств.

Единое экономическое пространство на национальном уровне обладает характерными признаками и условиями. Главными атрибутами служат общие внутренний рынок и денежно-кредитная система, единство ключевых инфраструктурных систем -энергетики, транспорта, связи (или, по ключевым словам Кузатаке Мияхара, «Язык и Валюта») [2].

Характеризуя признаки единства экономического пространства, выделяют: общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории, функционирование общих инфраструктурных систем 5. С. 29'. К числу главных принципов формирования единого экономического пространства - общероссийского рынка - относятся:

• беспрепятственное движение товаров, капиталов и рабочих кадров между регионами; снятие имеющихся ограничений на выбор людьми места жительства и вида трудовой деятельности;

• свободное развитие экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, расположенными в любом регионе Федерации и за ее пределами, с неукоснительным соблюдением действующего законодательства;

• устранение монополизации производства, честная конкуренция производителей, представляющих разные формы собственности;

• предпочтительность денежной формы товарообмена по сравнению с натуральной;

• осуждение двухсторонней политики;

• обеспечение свободы транзитных перевозок на всей территории страны без использования системы региональных пошлин;

• установление единых принципов налогообложения товаров.

Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые также подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сегментации, в том числе «регионализации» [4]. Координация действий центральных и региональных властей РФ должна быть направлена прежде всего на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т.д. [5].

В переходный период, характеризующийся процессами формирования нового геополитического и экономического пространства, существенную роль в его функционировании начинают играть рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора [6. С. 41].

В Конституции РФ принцип единства экономического пространства Российской Федерации закреплен в нескольких положениях [7]. Единство политического пространства предусматривается соответствующими международными соглашениями и институтами [7; 8. С. 301-303].

Строгое определение понятия «экономическое пространство» наука еще не дала, заменяя его рабочими формулировками. В частности, академик А. Г. Гранберг определял экономическое пространство как развивающееся понятие, представляющее собой насыщенную территорию, вмещающую множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреацион-

ные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. [3; 9. С. 25]. Как видно из данного определения, экономическое пространство охватывает определенную территорию. В границах страны - это государственная территория, находящаяся под суверенитетом государства. Согласно ст. 67 Конституции РФ «Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В состав государственной территории входят: суша и воды (внутренние и территориальные) в пределах государственных границ, воздушное пространство над сушей и водами (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства), а также пространство, лежащее под ними - недра (сегмент геоида до технически доступной глубины). Международное право устанавливает ширину территориальных вод, примыкающих к сухопутным территориям государства, не более 12 морских миль. Кроме того, Россия, как и большинство приморских государств мира, обладает 200-мильной экономической зоной за пределами территориальных вод, где установлен исключительный контроль над всеми морскими природными ресурсами, включая ресурсы шельфа, склонов и морского дна в этой зоне [10; 11].

В пределах государственной территории государство является высшей по отношению ко всем лицам и организациям властью, обеспечиваемой системой государственных органов (законодательных, представительных, исполнительных и судебных). Таким образом, государственная территория - это пространство осуществления государственной власти. В то же время государственная территория - это естественная среда обитания населения государства, включающая природные ресурсы, целиком принадлежащие тому государству, в границах которого они находятся. Экономическое пространство - это государственная территория, в пределах которой создается, используется и воспроизводится система жизнедеятельности человека, осуществляется деятельность людей в целях удовлетворения потребностей.

В широком смысле слова экономическое пространство охватывает территорию суши, внутренние и территориальные воды (акватории), которые необходимы для поддержания и улучшения условий проживания населения.

В узком смысле слова экономическое пространство - это хозяйственно освоенная территория страны, на которой осуществляется деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Институциональная модель экономического пространства, оценивающая результативность национальной экономики и используемая в международном информационно-статистическом стандарте - системе национальных счетов (СНС), - опирается на понятие «экономическая территория». Экономическая территория представляет собой географическую территорию в рамках национальных границ страны, а также воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шлейфа и так называемые экстерриториальные анклавы других стран. Экономическое пространство в модели СНС используется экономическими единицами, как резидентами, т.е. хозяйствующими субъектами, имеющими центр экономических интересов на территории исследуемой страны, так и нерезидентами, находящимися здесь временно [12]. По функциям в экономике и источникам возмещения затрат экономические единицы образуют группы, формирующие секторную структуру экономического пространства страны: сектор нефинансовых корпораций и квазикорпораций, сектор финансовых корпораций и квазикорпораций, сектор государственного управления, сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства. Взаимодействия с внешним экономическим пространством отражаются через понятия и потоки «остальной мир».

Несовершенство макроэкономической модели СНС широко обсуждается и связано с тем, что данная модель экономического пространства опирается преимущественно на регистрируемую (легальную, наблюдаемую) деятельность хозяйствующих субъ-

ектов, оставляя за рамками внелегальную (нерегистрируемую - криминальную, теневую, фиктивную) экономическую деятельность в конкретных границах.

Указанные методологические проблемы отразились и на современном процессе регионального стратегического планирования, опирающемся на статистику, ориентированную в большей степени на тактические цели, и слабо связанном с новыми задачами. Региональное стратегическое планирование сложилось под влиянием регламентирующих требований (технического стандарта) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ [13]. Данный документ определяет цели разработки стратегии, используемую терминологию, содержание стратегии и методические требования к ее разработке (проблемы и приоритеты развития региона, приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта РФ), механизмы реализации стратегии, согласование стратегии и механизмы контроля. Определены существенно возросшие требования органов власти к получению расширенного перечня показателей социально-экономического развития регионов, отражающих состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей. Отмечается, что стратегия должна содержать систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ с установленными целевыми показателями на первые три года. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. В стратегии должна быть дана оценка внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона, таких как: природно-ресурсный потенциал региона, демографическая ситуация и человеческий потенциал, сложившаяся система расселения, инфраструктурная обеспеченность территории региона (в том числе обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой); сложившаяся структура экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и тренды развития; конкурентоспособность экономики региона, этнокультурная ситуация и межнациональные отношения в регионе, макроэкономическая ситуация в РФ, действия федеральных властей, оказывающие влияние на развитие региона, экономико-географическое положение региона в округе, стране и мире; степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

Основными источниками информации при составлении и мониторинге стратегических документов регионального и муниципального уровня являются статистическое наблюдение (практически все виды), отчетность предприятий и учреждений соответствующего направления, а также обобщающие показатели (см. таблицу).

Источники статистической информации индикаторов регионального и муниципального развития в процессе стратегирования [14; 15]

Индикатор развития Источник информации

Показатели развития высокотехнологичного сектора Статистическое наблюдение (выборочные наблюдения, сплошное наблюдение), отчетность/система показателей различных предприятий и учреждений

Показатели развития традиционного сектора

Показатели развития инфраструктурного сектора

Показатели развития потребительского сектора

Показатели, характеризующие управление государственной собственностью

Показатели развития малого предпринимательства

Показатели экологизации экономики

Показатели энергоэффективности экономики Отчетность / система показателей различных предприятий и учреждений

Окончание таблицы

Индикатор развития Источник информации

Развитие территорий в Свердловской области Обобщающие показатели, обобщающие методы анализа экономической деятельности в целом

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования Обобщающие показатели, обобщающие методы анализа экономической деятельности в целом, статистическое наблюдение (выборочные наблюдения, сплошное наблюдение), отчетность / система показателей различных предприятий и учреждений

Перечень и характеристика основных объектов новых секторов на период до 2020 г. Групповые и комбинационные таблицы, представляющие результаты статистических группировок, обобщающие показатели, обобщающие методы анализа экономической деятельности в целом, статистическое наблюдение (выборочные наблюдения, сплошное наблюдение), отчетность / система показателей различных предприятий и учреждений

Перечень и характеристика основных инвестиционных проектов по техническому перевооружению, реконструкции и новому строительству на период до 2020 г.

Потребность в топливно-энергетических ресурсах Отчетность / система показателей различных предприятий и учреждений

Динамика основных показателей, характеризующих развитие человеческого потенциала Обобщающие показатели, обобщающие методы анализа экономической деятельности в целом

Рассмотрев статистические показатели, являющиеся индикаторами социальноэкономического развития Свердловской области, призванными раскрыть вектор развития территорий, следует отметить:

• наиболее используемыми статистическими показателями в региональном стратегическом планировании являются относительные показатели структуры и динамики;

• не все рассматриваемые разделы в стратегии регионального развития характеризуются конкретными статистическими показателями;

• отсутствуют индикаторы, характеризующие новые виды деятельности и инновации;

• используемые статистические показатели, как правило, имеют слабую территориальную привязку либо вообще не отражают пространственный аспект развития.

В процессе управления в условиях формирования единого экономического пространства хозяйствующим субъектам необходима разнообразная информация о пространственном развитии, однако нельзя не отметить, что на сегодняшний день эта информация, во-первых, зачастую разрознена и недоступна для потенциальных потребителей, а во-вторых, учитывается далеко не в полной мере, что ведет к нерациональным управленческим решениям [16].

Проведенный анализ показателей стратегического планирования развития региона и особенностей их формирования позволяет сделать следующие выводы:

• основными источниками информации для стратегических документов регионального и муниципального уровня являются статистическое наблюдение (практически все виды), отчетность предприятий и учреждений соответствующего направления, а также обобщающие показатели;

• основными статистическими показателями в региональном стратегическом планировании являются относительные показатели структуры и динамики;

• статистические показатели охватывают не все разделы стратегии регионального развития;

• статистические индикаторы, характеризующие новые виды деятельности и инновации, отсутствуют;

• в стратегии регионального развития отсутствуют территориальные индикаторы развития;

• существующие индикаторы социально-экономического развития не отражают пространственный (территориальный) аспект регионального развития, взаимосвязи в процессе формирования единого экономического пространства, чему в будущем может послужить информация таблиц «затраты - выпуск»;

• наблюдается ведомственная разрозненность информационно-статистических ресурсов, в связи с чем существенно снижается эффективность работы федеральных органов исполнительной власти и качество предоставляемых государственных услуг;

• отсутствует систематизированная регламентация прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получении информации из них;

• отсутствует система мониторинга и анализа эффективности и результативности завершенных и реализуемых программ и проектов;

• большинство публикуемых в настоящее время систем индикаторов регионального развития не учитывают инновации, новые виды деятельности и пространственные образования (кластеры, зоны инновационного развития, «точки роста», агломерации, контактные зоны, зоны влияния и т.д.), несмотря на имеющиеся научные разработки [5; 7; 17];

• требуется разработка нового статистического инструментария на основе методологии исследования регионального развития фрактальности социально-экономического пространства, улавливания эффектов глобализации и больших пространств, кла-стерообразования, формирующегося каркаса новой экономики.

Источники

1. Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право : словарь / под ред. Н. Борисова, М. Сторчева. М. : Экономическая школа, 2005.

2. Мияхара К. Структура международной цивилизации : Пробная теория глобальной цивилизации. Режим доступа : Ьйр//8гс.ши.ги/Ш£/грЬа/рарег8^еоесоп.

3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

4. Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993.

5. Сурнина Н. М. Пространственная экономика : проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2003.

6. Региональное развитие : опыт России и Европейского Союза. М., 2000.

7. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

8. Политология : энцикл. слов. М., 1993.

9. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России : трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. 1999. № 3-4.

10. О континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

11. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации : федер. закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

12. Основы национального счетоводства (международный стандарт) / под ред. Ю. Н. Иванова. М. : ИНФРА-М, 2005.

13. Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Режим доступа : www.minregion.ru/ OpenFile.ashx/tstdnrt.doc?AttachID=505.

14. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года. Режим доступа : http://econom.midural.ru/strategiy/strategy2020.

15. Типовое задание на разработку (корректировку) стратегии развития муниципального образования в Свердловской области на период до 2020 года. Режим доступа : http://econom.midural.ru/strategiy.

16. Методические основы статистики пространственного развития. Режим доступа : http://www.antropotok.archipelag.ru/index.htm.

17. Аксянова А. В. Стратегическое управление структурными изменениями в региональной экономике в условиях пространственного неравновесия : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.