Научная статья на тему 'Инновационная стратегия трансформации высокотехнологичных комплексов'

Инновационная стратегия трансформации высокотехнологичных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / СЕТЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (МИП)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболев Л. Б., Яковлев Э. Н.

Трансформация высокотехнологичных комплексов в сетевые предприятия является одной из перспективных инновационных форм организации крупного бизнеса. Подобная форма внедряется в корпорациях Airbus, Siemens, Nokia, Sony. Сетевые предприятия представляют собой сеть партнеров (предприятий, НИИ, университетов и отдельных людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции, сохраняя при этом самостоятельность в работе с другими партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболев Л. Б., Яковлев Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия трансформации высокотехнологичных комплексов»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

6 (195) - 2013

УДК: [338.24+005] (045)

инновационная стратегия трансформации

высокотехнологичных комплексов

Л. Б. СОБОЛЕВ,

доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами E-mail: srd5051@mai. ru Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Э. Н. ЯКОВЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор, директор ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр» E-mail: 8tat@mail. ru

Трансформация высокотехнологичных комплексов в сетевые предприятия является одной из перспективных инновационных форм организации крупного бизнеса. Подобная форма внедряется в корпорациях Airbus, Siemens, Nokia, Sony. Сетевые предприятия представляют собой сеть партнеров (предприятия, НИИ, университеты и отдельные люди), которые совместно осуществляют деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции, сохраняя при этом самостоятельность в работе с другими партнерами.

Ключевые слова: высокотехнологичный комплекс, инновации, сетевое предприятие, менеджмент, информационные технологии, малое инновационное предприятие (МИП).

Введение. На развитие новых форм ме-неджмента в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, а также растущее значение применения новых информационных и коммуникационных технологий. Как известно, в 1980-е гг. основными

* Данная статья публикуется при поддержке гранта РГНФ, проект № 12-02-00428.

2 -

направлениями совершенствования деятельности предприятий были тотальное управление качеством (TQM) и применение стратегий, направленных на оптимальное управление ресурсами. В 1990-е гг. основной инновацией стало широкое внедрение информационных технологий (CAD/CAE/CAM, ERP, PDM, CRM, PLM), позволившее внедрить параллельный инжиниринг и улучшить бизнес-процессы на всем жизненном цикле продукта [2, 4]. К концу 1990-х гг. и началу XXI в. ключевой темой становится переход к сетевым принципам организации предприятий, который включает три основные категории явлений:

1) сетевые организационные формы представляют собой развитие горизонтальной и вертикальной форм интеграции;

2) сначала создается виртуальный продукт как отображение реальных разработок в едином информационном пространстве, в которое имеют доступ все участники сети;

3) существует виртуальный рынок на базе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет).

Организация сетевого предприятия. Концепция сетевого предприятия построена на широком обмене и оптимальном распределении функций

между объединенными в сеть предприятиями и организациями, а именно:

• интеграция бизнес-процессов по всему жизненному циклу, включая проектирование, производство, НИОКР, финансирование, обучение, каналы поставок материалов и комплектующих, менеджмент качества, испытания;

• поставщики и потребители становятся частью сетевого предприятия;

• разделение рисков происходит внутри сетевого предприятия;

• на всех организациях сетевого предприятия внедряются принципы бережливого производства, правило «точно в срок», менеджмент качества.

Основная цель сетевого предприятия — это повышение конкурентоспособности предприятия путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах), выполнение работы быстрее и лучше, чем потенциальные конкуренты. Очевидно, что такая цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, сетевые предприятия, как правило, ориентируются не на какой-то «усредненный» сегмент рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов, вплоть до удовлетворения индивидуальных запросов конкретных заказчиков. И, во-вторых, сетевое предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа за счет объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. Тренд пока заметен только в высокотехнологичных сферах (электроника, телекоммуникация, аэрокосмический сектор, фармацевтика), где производственные процессы легко стандартизировать, высоки затраты на НИОКР и маркетинг, критичными являются скорость внедрения инноваций и время вывода нового продукта на рынок. О своей решимости создать сетевое (расширенное) предприятие заявили такие известные фирмы, как Airbus, Siemens, Nokia, Sony. Принцип создания сетевого предприятия показан на рис. 1.

С практической точки зрения обычному («несетевому») предприятию, например, для

разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него сетевое предприятие ищет новых партнеров, уже обладающих соответствующими ресурсами, знаниями и технологиями для совместной организации и реализации проекта. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов, знаний и технологий для достижения конкурентного преимущества на рынке. При этом партнерство может быть временным, поэтому на определенных этапах жизненного цикла проекта при изменении рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на определенных направлениях бизнеса. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям в сеть объединяется множество предприятий, чаще всего удаленных географически, тогда очевидно, что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без тотальной системы качества и единой информационной среды (рис. 2), основанной на широком применении информационных и коммуникационных технологий [6].

С учетом изложенного можно выделить ключевое достоинство сетевых форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими финансовыми и временными затратами. Из этого

Обучение,экспертиза

Общее информационное пространство

-lt

Логистика, п ослеп родажное обслужиеанне

Предприятие 3 Комплектация, поставка заказчикам

Рис. 1. Пример взаимодействия трех предприятий, объединенных в сеть

Сетевое предприятие

Требования стандартов качества ISO 9000:2000; ISO 14000

Рис. 2. Тотальное управление качеством (TQM) и IT-системы как непременные элементы сетевого предприятия

достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества сетевых предприятий, в частности:

1) скорость выполнения рыночного заказа;

2) возможность снижения совокупных затрат;

3) возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

4) возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды;

5) возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.

Анализ деятельности сетевых предприятий показал, что основными характеристиками сетевой формы организации являются:

• открытая распределенная структура;

• гибкость;

• приоритет горизонтальных связей;

• автономность и узкая специализация участников сети;

• высокий статус информационных и кадровых ресурсов интеграции.

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управления виртуальным предприятием как сетью партнеров:

1) определение требований (задач) проекта;

2) поиск и оценка возможных партнеров (соисполнителей);

3) выделение и привлечение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам;

4) постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по проектам.

Следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых форм организации характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований в этой области от практического опыта. Хотя успех

многих функционирующих сетевых предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования этих предприятий. Некоторые проблемы можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции [1, 5].

В то же время довольно часто под сетевыми предприятиями в производстве понимают ту или иную форму взаимодействия нескольких организаций в части логистики и материально-технического снабжения. При этом предполагается, что в будущем сетевая структура остановится на одной-двух ключевых компетенциях, а все остальные будут привлекаться на основе аутсорсинга. При этом сетевое предприятие сфокусирует свои ресурсы на НИОКР, конструировании конечных продуктов, маркетинге, организации сбыта, сервисе и создании сетей снабжения.

В условиях, когда НИОКР опирается на принципиально новые знания, сетевые структуры могут стать самой распространенной формой выполнения перспективных исследований и разработок. При этом естественным является получение наибольшего научного, технического и коммерческого эффектов путем их объединения в единую программу с единым информационно-технологическим обеспечением. Так, в рамках проекта №ПР в США была осуществлена разработка открытых протоколов программного обеспечения для промышленности, которая позволяет производителям и их поставщикам эффективно взаимодействовать. В странах ЕС в рамках проекта ESPRET разработана архитектура поддержки сетевого предпринимательства, в том числе и для малых и средних фирм.

Сетевое предприятие часто строится на тесном взаимодействии крупного бизнеса и малых инновационных предприятий (МИП). Ведущая роль крупных фирм заключается в том, что именно они в современных условиях обладают большими преимуществами, поскольку лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями, имеют возможность организовать массовое производство, для чего зачастую необходимы новые производственные мощности. Для повышения конкурентоспособности крупные фирмы проводят реструктуризации, стремясь использовать достоинства МИП, а малые предприятия вступают в широкие альянсы, чтобы использовать эффект от масштаба производства [7, 8]. Исследования американских ученых показа-

ИТ - системы

ли, что если затраты времени на разработку нового продукта у малых предприятий составляют 2,3 года, то у крупных — 3,1 года. Финансовые затраты на равноценные изобретения составляют соответственно 87 тыс. и 2 млн долл. [3].

Малые инновационные предприятия играют ключевую роль в разработке инноваций, которые ведут к технологическому изменению и модернизации предприятий. Они являются источниками новых идей, которые могли бы иначе остаться неиспользованными. Инновации являются основой эффективного предпринимательства, предполагают использование в бизнесе новых знаний и технологий, уже доведенных до стадии коммерческого продукта. Развитие МИП сопровождается структурными изменениями в секторах, которые связаны со свертыванием экономически неэффективных производств и преобразованием их в новые, более эффективные. Кроме того, государство путем создания благоприятных условий для МИП имеет возможность способствовать развитию приоритетных видов экономической деятельности (ВЭД) в регионах и межрегиональных связей.

Сетевая система представляет собой самоорганизующуюся полицентрическую структуру, ориентированную на определенные цели. Эта структура меняется при возникновении каждой новой проблемной ситуации, не нарушая при этом сложившегося баланса властных отношений. Конкуренция и кооперация являются принципами, которые характеризуют сетевые организации.

Как и любое явление, сетевые структуры имеют ряд преимуществ, а именно: компетентность членов организации и эффективность, обеспечиваемую низким уровнем издержек. К особенностям использования сетевой организации можно отнести следующие:

• готовность и понимание идеи сетевой организации руководителями (сеть — не цель, а средство решения проблем стратегического характера);

• ориентация на обучение, консультирование, конструктивное сотрудничество;

• активная роль менеджмента в развитии сетевой формы;

• готовность к работе в сети рядовых сотрудников (социально-психологическая направленность обучения; серьезное внимание к межличностным коммуникациям);

• формирование потенциальных способностей и желания сотрудников участвовать в новых фор-

мах работы; комплексная работа по созданию

общей атмосферы в организации).

Структура высокотехнологичных секторов представляет собой все более сложную систему стратегических альянсов, в которой задействовано большинство крупных корпораций. Такие связи не препятствуют растущей конкуренции. Стратегические альянсы скорее являются решающим оружием такой конкуренции, где сегодняшние партнеры становятся завтрашними конкурентами, в то время как сотрудничество на данном рынке контрастирует с ожесточенной борьбой за долю рынка в другом регионе мира. Кроме того, поскольку крупные корпорации включают в свои сети субподрядчиков, последние также включаются в конкурентную борьбу. Нередко такая практика, как гарантирование снабжения со стороны фирм-субподрядчиков или закрытие доступа в сеть, является оружием в конкурентной борьбе. В ответ на это субподрядчики используют любую возможность для диверсификации своих клиентов.

Барьеры на пути вступления в наиболее передовые сектора экономики (такие как авиастроение или электроника) существенно выросли, крайне затрудняя вхождение на рынок новых конкурентов и ограничивая способность даже крупных корпораций открывать новые продуктовые линии или обновлять собственные процессы в соответствии с темпом технологических изменений. Таким образом, сотрудничество и сети предлагают единственную возможность разделять затраты и риски, а также успевать следить за постоянно обновляющейся информацией. Внутри сетей неустанно создаются новые возможности. За их пределами выживать становится все труднее. В условиях быстрых технологических изменений именно сети (а не фирмы) сделались реальными производственными единицами.

Почему сетевое предприятие стало организационной формой новой экономики? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Успеха добиваются те организации, которые способны генерировать знания и эффективно обрабатывать информацию; адаптироваться к изменениям глобальной экономики; быть достаточно гибкими, вводить инновации, так как инновации стали ключевым оружием конкурентной борьбы. В этом смысле сетевое предприятие составляет материальную основу новой (информационной) экономики, превращая информацию в новые товары и услуги.

Примеры сетевых предприятий. Приведем несколько примеров создания высокотехнологичных сетевых компаний, в которых в сетевую структуру активно вовлекаются иностранные (в том числе российские) партнеры. Компания Airbus — крупнейший авиапроизводитель пассажирских авиалайнеров. Компания планирует создать в ближайшие годы сеть с сильными партнерами, ориентированную на долгосрочное сотрудничество. Это позволит компании консолидировать инженерные ресурсы, разделить риски и сократить издержки развития. Свои новые проекты (переоборудование пассажирских А-320 в грузовые и создание новой серии A350XWB) Airbus собирается выполнять на базе новой бизнес-модели с привлечением российских партнеров: компании «Иркут», инженерного центра Airbus в Москве, ГНЦ ЦАГИ.

Компания Siemens — крупный международный концерн, работающий в области электротехники, электроники, энергетического оборудования, транспорта и транспортного машиностроения, медицинского оборудования. Компания рассматривает Россию как одного из крупнейших потенциальных партнеров в своей сети. Один их ближайших проектов — строительство в Воронеже нового завода по производству трансформаторов высокого напряжения. Дополнительно к этому Siemens намерена создать в России производство таких компонентов для электросетей на 220 и 110 кВ, как высоковольтные выключатели и разъединители, а также коммутационные модули DTC (Dead Tank Compact). Компания уже давно поддерживает интенсивные контакты с воронежскими вузами и теперь намерена активно подключить к этому сотрудничеству свой сектор энергетики, в том числе в целях содействия подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров и развитию локального научного потенциала.

Развитие компании Nokia в сторону сетевого предприятия началось в 1990-х гг. [3]. Процесс построения сетевого предприятия, описывающий становление корпорации как сетевого предприятия, проходил по следующей схеме:

• обновление команды топ-менеджеров;

• дивизионализация структуры с концентрацией на растущих бизнесах;

• виртуальная интеграция независимых поставщиков и сервисных подразделений;

• упрощение структуры управления;

• интеллектуализация услуг;

• выделение инжинирингового бизнеса.

Руководство Nokia формулирует концепцию своего предприятия примерно следующим образом: «Сетевое предприятие — это организация, в основе которой лежит непрерывное взаимное общение всех участников бизнес-процесса. Последний можно условно разделить на администрирование, производство, НИОКР и маркетинг. При этом важно, что все единицы, входящие в такое предприятие, могут обладать полной юридической и экономической независимостью и самостоятельностью. И в то же время они — звенья одной сети: сети Nokia». В сеть помимо европейских подразделений входят также сетевые предприятия Nokia (СП). Из 14 СП компании 9 находятся в Китае. Естественно, что при расширении сети на мировом рынке Nokia приходится учитывать местное трудовое и иное законодательство. Например, в Китае есть закон, запрещающий участие иностранного капитала на местном рынке в иной другой форме кроме создания СП именно на территории Китая. Однако резонно и то, что в Китае проживают миллиард человек, хотя бы поэтому стратегически этот рынок — наиболее привлекательный (и в настоящий момент самый быстрорастущий) для Nokia.

Следует отметить, что для менеджмента сетевого предприятия важен не руководитель, важна оперативная единица. В Nokia это деловой проект, осуществляемый либо всей сетью (и тогда руководитель — президент компании и его коллеги), либо одним из многочисленных подразделений сети, и тогда под этот проект собирается группа необходимых специалистов со всей сети. И тогда руководитель уже не президент, а так называемый account manager — человек в структуре организации, отвечающий от начала до конца за весь бизнес с одним заказчиком или их группой.

Из опыта создания сетевого предприятия Nokia можно сделать следующие выводы:

1) участники сети могут быть юридически и экономически независимыми;

2) ценность предложения каждого участника сети должна являться следствием отличающегося комплекса выполняемых функций;

3) между партнерами сети должно быть налажено непрерывное общение;

4) сетевое предприятие должно характеризоваться развитым уровнем сервиса;

5) сетевое предприятие должно активно использовать информационные и коммуникационные технологии.

Компания Sony создала глобальную сеть научно-исследовательских лабораторий, причем первая зарубежная лаборатория была организована в Сан-Хосе (США) в 1977 г. В настоящее время Sony имеет сеть своих главных лабораторий НИОКР на трех континентах. У Sony имеются две основные причины глобализации НИОКР. Первая касается возможностей модификации экспортной продукции для локальных рынков, импорта продвинутых зарубежных технологий и технической поддержки местного производства. Это обеспечивает глобальную синергетику различных лабораторий, гибкость и снижение затрат на координацию НИОКР. Такой подход требует, по крайней мере, трех четко выраженных действий:

1) согласования проектов НИОКР в глобальном масштабе;

2) использования соответствующих информационных и коммуникационных технологий для выполнения стратегии и принятия оперативных решений;

3) обеспечения гибкости и приспособляемости организационных структур применительно к текущей внешней обстановке, культуре, накоплению опыта.

Таким образом, очевидно, что в условиях дефицита высококвалифицированных кадров и научно-технических заделов сетевая форма организации бизнеса может стать одним из основных направлений стратегии трансформации высокотехнологичных комплексов.

Список литературы

1. Бендиков М. А., Хрусталев О. Е. Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологичных производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 28. С. 2—13.

2. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник. М.: ИНФА-М, 2002.

3. Мерриден Т. Бизнес-путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире. СПб: Изд-во «Крылов», 2003.

4. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 26—31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8. С. 83—90.

6. Соболев Л. Б. Информационные технологии в управлении инновационными проектами: учеб. пособие. М.: Доброе слово, 2009.

7. Хрусталев О. Е. Механизмы и методы интеграции наукоемких производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С.24-30.

8. Хрусталев Е. Ю. , Хрусталев О. Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45. С.11-16.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ

ВСЕГО В 2 950 РУБ. Ч-

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.