Научная статья на тему 'Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи'

Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативный портрет / языковая личность / социальная сеть / дискурс / молодежный дискурс / communicative portrait / linguistic personality / social network / discourse / youth discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иркова Анна Валентиновна

Рассмотрены особенности коммуникативного поведения молодежи в сетевом дискурсивном прос­транстве. Цель – оценка характерных языковых особенностей молодежи в социальных сетях. Материалом послужили данные анкетирования, направленного на выявление мотивов и целей молодежи в сетевой коммуникации. Опрошено 150 студентов разных факультетов и курсов; 100 школьников в возрасте 12–17 лет прошли анонимный опрос. На молодежных площадках Рунета собраны данные интернет-обсуждений, комментарии участников общения. Результаты показали, что реконструирование портрета языковой личности молодого пользователя социальных сетей связано с несколькими факторами. Во-первых, в интернет-пространстве формируется особая цифровая языковая личность. Она выступает как синтез реальной языковой личности с ее сконструированным образом. Ей свойственны свои языковые особенности, которые раскрываются в новом, видоизмененном самой молодежью лексиконе, сленге. У современного студента в контексте социальных сетей происходит синтез двух сфер – образовательной и коммуникативной. Словарный запас современного подростка сводится к простым разговорным выражениям, часто ненормативной лексике (нецензурным словам), жаргону. Речь подростков стала весьма повседневной и реальной. Большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращенные и заимствованные слова. Динамичность современного мира отражается в весьма частотном употреблении глаголов и имен существительных с событийным значением. Во-вторых, на этом фоне текст все чаще сопровождается иллюстрациями, стикерами, смайлами и др. Подчеркивается важность социальных сетей для самовыражения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иркова Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Communication as the Main Format of Social Communication of Young People

The features of the communicative behavior of young people in the network discursive space are considered. The purpose of the study is to assess the characteristic linguistic features of young people in social networks. The research material was the data of a questionnaire aimed at identifying the motives and goals of young people in network communication. About 150 people (students of different faculties and courses) were interviewed. An anonymous survey was conducted by 100 schoolchildren (the age of teenagers ranged from 12 to 17 years). On the youth platforms of the Runet, data from Internet discussions and comments from communication participants are collected. The results of the study showed that the reconstruction of the portrait of the linguistic personality of a young user of social networks is associated with the following factors. Firstly, a special digital linguistic personality is being formed in the Internet space. It acts as a synthesis of a real linguistic personality with its constructed image. It has its own language features. They are revealed in a new vocabulary, modified by the youth itself, slang. A modern student in the context of social networks has a synthesis of two spheres – educational and communicative. The vocabulary of a modern teenager is reduced to simple colloquial expressions, often profanity (obscene words), jargon. The speech of teenagers has become very everyday and real. Most words of modern slang have several features: these are mostly abbreviated and borrowed words. The dynamism of the modern world is reflected in the very frequent use of nouns with event meaning and verbs. Secondly, against this background, the text is increasingly accompanied by illustrations, stickers, emoticons and many others. The importance of social networks for the self-expression of young people is emphasized.

Текст научной работы на тему «Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи»

оригинальная статья

Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи

Иркова Анна Валентиновна

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

a.irkova@mail.ru

Поступила в редакцию 06.11.2022. Принята после рецензирования 01.12.2022. Принята в печать 02.12.2022.

Аннотация: Рассмотрены особенности коммуникативного поведения молодежи в сетевом дискурсивном пространстве. Цель - оценка характерных языковых особенностей молодежи в социальных сетях. Материалом послужили данные анкетирования, направленного на выявление мотивов и целей молодежи в сетевой коммуникации. Опрошено 150 студентов разных факультетов и курсов; 100 школьников в возрасте 12-17 лет прошли анонимный опрос. На молодежных площадках Рунета собраны данные интернет-обсуждений, комментарии участников общения. Результаты показали, что реконструирование портрета языковой личности молодого пользователя социальных сетей связано с несколькими факторами. Во-первых, в интернет-пространстве формируется особая цифровая языковая личность. Она выступает как синтез реальной языковой личности с ее сконструированным образом. Ей свойственны свои языковые особенности, которые раскрываются в новом, видоизмененном самой молодежью лексиконе, сленге. У современного студента в контексте социальных сетей происходит синтез двух сфер - образовательной и коммуникативной. Словарный запас современного подростка сводится к простым разговорным выражениям, часто ненормативной лексике (нецензурным словам), жаргону. Речь подростков стала весьма повседневной и реальной. Большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращенные и заимствованные слова. Динамичность современного мира отражается в весьма частотном употреблении глаголов и имен существительных с событийным значением. Во-вторых, на этом фоне текст все чаще сопровождается иллюстрациями, стикерами, смайлами и др. Подчеркивается важность социальных сетей для самовыражения молодежи.

Ключевые слова: коммуникативный портрет, языковая личность, социальная сеть, дискурс, молодежный дискурс

Цитирование: Иркова А. В. Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 4. С. 208-214. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-4-208-214

С

О full article

§ Virtual Communication as the Main Format

о of Social Communication of Young People

i-i

^ Anna V. Irkova

pj Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

^ a.irkova@mail.ru

О

q Received 6 Nov 2022. Accepted after peer review 1 Dec 2022. Accepted for publication 2 Dec 2022.

2 Abstract: The features of the communicative behavior of young people in the network discursive space are considered.

The purpose of the study is to assess the characteristic linguistic features of young people in social networks. The research § material was the data of a questionnaire aimed at identifying the motives and goals of young people in network jj communication. About 150 people (students of different faculties and courses) were interviewed. An anonymous survey was conducted by 100 schoolchildren (the age of teenagers ranged from 12 to 17 years). On the youth platforms О of the Runet, data from Internet discussions and comments from communication participants are collected. The results О of the study showed that the reconstruction of the portrait of the linguistic personality of a young user of social networks и is associated with the following factors. Firstly, a special digital linguistic personality is being formed in the Internet space.

It acts as a synthesis of a real linguistic personality with its constructed image. It has its own language features. They are

208

© 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

revealed in a new vocabulary, modified by the youth itself, slang. A modern student in the context of social networks has a synthesis of two spheres - educational and communicative. The vocabulary of a modern teenager is reduced to simple colloquial expressions, often profanity (obscene words), jargon. The speech of teenagers has become very everyday and real. Most words of modern slang have several features: these are mostly abbreviated and borrowed words. The dynamism of the modern world is reflected in the very frequent use of nouns with event meaning and verbs. Secondly, against this background, the text is increasingly accompanied by illustrations, stickers, emoticons and many others. The importance of social networks for the self-expression of young people is emphasized.

Keywords: communicative portrait, linguistic personality, social network, discourse, youth discourse

Citation: Irkova A. V. Virtual Communication as the Main Format of Social Communication of Young People. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(4): 208-214. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-4-208-214

Введение

На сегодняшний день Интернет стал ежедневной, жизненно важной необходимостью для людей. По данным аналитиков Statista1, на апрель 2022 г. в мире насчитывалось 5 млрд пользователей Интернета. Китай занимает первое место по количеству пользователей Интернета среди стран. Благодаря непрерывному и быстрому экономическому развитию, а также культурной склонности к технологиям, более 1 млрд из примерно 1,4 млрд человек в Китае пользуются Интернетом. Другим известным развивающимся рынком является Индия, где по прогнозам к 2025 г. число интернет-пользователей достигнет 1134 млн. Английский остается наиболее распространенным языком в Интернете, несмотря на то, что на нем говорят около 26 % от общего числа пользователей, большинство из которых проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности в Китае.

Согласно отчету Brand Analytics2, в октябре 2022 г. число активных авторов в социальных сетях в России составило 62 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений - постов, репостов и комментариев (в октябре 2021 г. - 1,1 млрд). Telegram внес наибольший вклад в рост ежемесячного объема контента социальных сетей. Следует отметить, что РФ является одной из немногих стран, имеющих собственные социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, электронную почту и многие другие электронные ресурсы.

В мире высоких технологий меняется и рынок труда [Ларионов и др. 2021]. В настоящее время специалисты любой сферы деятельности постоянно сталкиваются

с необходимостью обработки потоков информации: геологи, географы, лесоводы, агрономы и картографы изучают данные, получаемые при аэрофотосъемке; лингвисты исследуют тысячи текстов на разных языках. На сегодняшний день пространство виртуального общения априори формирует особую языковую личность.

Оценка специфики молодежного общения в социальных сетях включена в спектр ключевых задач программы «Приоритет-2030», помимо увеличения доли российской науки на глобальном рынке исследований и разработок, обеспечения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, повышения научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов, обеспечения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей3.

Приоритет обозначенных направлений отражен в расходах Федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»4 с целью внедрения наработок по основным направлениям деятельности Федерального проекта, направленного на повышение глобальной конкурентоспособности высшего образования. На 2021 г. субсидии на создание центров цифрового образования детей составили 585869 тыс. руб.5

Countries with the largest digital populations in the world as of January 2022 (in millions). Statista. URL: www.statista.com/statistics/262966/number-of-internet-users-in-selected-countries/ (accessed 6 Sep 2022).

2 Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022. Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2022/ (дата обращения: 08.09.2022).

3 Программа «Приоритет-2030». Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 08.09.2022).

4 О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. Федеральный закон № 459-ФЗ от 29.11.2018 (ред. от 02.12.2019). СПС КонсулътантПлюс.

5 О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. Федеральный закон № 385-ФЗ от 08.12.2020. СПС КонсулътантПлюс.

3

П И

Х О Л

О —

И

ïc

И

С О

Ц

И О

Л О

И В И

4 Т

А Л

Н

О

c

К О

<

Н

И

К

А

Ц

И И

¡Z С

IC

s

s

с

C A

s £

VI F

с >-

с

с ^

с

CI

с

со

Q

A

>-С

с ^

с X

C

>-

Необходимо учитывать уже существующий на сегодняшний день опыт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по развитию цифровых навыков у студентов. Цифровые компетенции, как правило, интегрированы во все образовательные программы НИУ ВШЭ, например, проект Data Culture реализуется с 2017 г.6

В рамках настоящего исследования мы продолжаем линию изучения глубинных (когнитивных и прагматических) и поверхностных (вербально-семантических) уровней реализации языковой личности подростка и студента, которая представлена в ряде работ [Голев, Иркова 2020]. Однако цель данной работы предполагает расстановку принципиально других акцентов по сравнению с предыдущими. Во-первых, виртуальная коммуникация представляет собой зеркало, в котором отражаются черты особой языковой личности молодежи. Во-вторых, раскрывается значимость виртуальной коммуникации как контекста особого рода (детерминирующей среды; дискурса), который не только отражает, но и формирует эти же особенности.

Молодежное общение в Интернете - довольно сложное языковое явление. Социальная сеть представляет собой многопользовательскую интернет-систему, которая позволяет общаться в разных форматах - публиковать, просматривать и оценивать различные файлы (аудио, видео, фотографии, текст), искать знакомства

^ 7

и заводить новых друзей .

За последнее десятилетие количество статей на тему виртуальной коммуникации и социальных сетей почти утроилось [Диков 2022; Фундаментальная лингвистика... 2022; Социальные сети. 2021]. Изучение виртуальных коммуникаций позволяет объяснить социальные явления разнообразными новыми способами [Corbisiero 2022]. Анализ социальных сетей используется для выявления наиболее эффективных людей в рамках реализации строительных проектов [Abbasianjahromi, Etemadi 2022]; исследуются коммуникации сельскохозяйственного научно-образовательного центра в Twitter для разработки стратегии укрепления взаимодействия в социальных сетях и активного привлечения новых подписчиков [Aguilar-Gallegos et al. 2022]; рассматривается поведение людей в социальных сетях, манипулирование общественным мнением [Chen et al. 2022] и т.д. Большое число исследований, предметом которых являются те или иные аспекты общения в социальных сетях, объясняется тем, что проблематика социальных сетей обладает мировой актуальностью.

На сегодняшний день социальные сети отражают широкий спектр сфер жизни общества и его страт, среди которых особенно выделяется страта молодежи. Молодые люди общаются, встречаются, комментируют, спорят, высказывают свое мнение в социальных сетях, другими словами, сопровождают свою жизнь рефлексией о ней, воплощая ее в речи. Поэтому лингвист вправе рассматривать социальные сети как непрерывную речь (речемыслительную деятельность), дискурс и текст.

Ученые выделяют дискурс новой эмоциональности и дискурс новой чувствительности [Кошкарова, Яковлева 2019; Кошкарова 2021]. Такого рода тексты, как правило, мультимодальны и мультимедийны. Их структура включает в себя разнообразные каналы и коды (визуальные, аудиальные, тактильные и т.д.), а также весьма креативные внешние параметры виртуальной молодежной коммуникации (изображение, письмо, речь и многое другое) [Кибрик 2018].

Полагаем, что общество должно выработать свою принципиальную позицию к такому важному коммуникативному феномену, как социальные сети. На наш взгляд, верная позиция в этом вопросе заключается в позитивном отношении, предполагающем конструктивное использование для улучшения социальной коммуникации в обществе: не запрет или ограничение, а использование данного коммуникативного формата для конструктивного диалога общества и государства с молодежью.

Нередко в противовес телевидению и СМИ, в социальных сетях молодежь находит альтернативную площадку, на которой формируются специфические культура, этика и ментальность. Чтобы говорить с молодежью в социальных сетях, нужно иметь представление об их коммуникативной сущности (кодах, нормах, системе ценностей). Более того, следует трансформировать и образовательные установки, рассматривать социальные сети как предмет обучения и формирования новой культуры. Говоря об обучении, мы имеем в виду не механический перенос кодов и норм, выработанных в интернете, в систему образования и воспитания, а творческое их осмысление. Такая дидактическая задача поставлена в работе Н. Д. Голева [Голев 2021].

Мы считаем, что для реализации названных целевых установок важно предварительно подвергнуть коммуникативный феномен социальных сетей системному объективистскому изучению. Из задач лингвистического исследования выделим семиотические, лингвокон-фликтологические и лингвоперсонологические аспекты.

' Data Culture. НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/dataculture/ (дата обращения: 11.09.2022). Васильева У. А. Социальные сети в жизни современного подростка. URL: https://school-science.ru/7/8/39898 (дата обращения: 11.09.2022).

Последние связаны со специфическими особенностями языковой личности коммуникантов в социальных сетях. Этому аспекту посвящена настоящая статья, продолжающая другие наши исследования [Голев, Иркова 2020].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальность такова, что социальные сети являются основными компонентами формирования студентов как личности (в том числе как языковой личности, коммуникативной личности, гуманистической личности, личности потребителя, личности героя и т.д.). В связи с этим вопрос коммуникативной активности современных людей в социальных сетях имеет отношение ко всему международному сообществу. Развитие современного общества характеризуется стремительными и масштабными социальными изменениями, в основном за счет новых информационно-коммуникационных технологий. Определение статуса и роли Интернета (международной сети) в современной общественной жизни является актуальной междисциплинарной научной задачей.

Языковое поведение российской молодежи изучалось многими современными исследователями. Например, Р. А. Арзуманова и Г. М. Дрогова изучили особенности коммуникативных портретов современных студентов медицинских вузов и рассмотрели словарный запас студентов-медиков. Авторы пришли к выводу, что коллективный речевой портрет характеризует конкретные детали речи будущего врача на лексическом и фразовом уровнях [Арзуманова, Дрогова 2015]. Многие исследовательские работы направлены на рассмотрение онлайн-производства коммуникативных портретов отдельных лиц и групп людей [Гурулева 2016], изучение информационных и языковых навыков современных детей в контексте новой культуры цифрового общества [Иванов, Фотиева 2014] и многое другое [Безукладников и др. 2018]. Стоит отметить, что в рамках работы отсутствует комплексное исследование коммуникативного поведения молодежи в сетевом дискурсивном пространстве.

Проблематика настоящего исследования актуальна для Кемеровской области - Кузбасса. В монографии «Стратегирование цифрового Кузбасса» раскрывается потенциал цифрового инструментария (кибер-физических систем и когнитивных технологий, искусственного интеллекта и т.п.) для многофакторного развития такого мощного промышленного региона, как Кузбасс, в том числе стратегирование его медиаси-стемы [Стратегирование... 2021].

Целью настоящего исследования является оценка лингвистической специфики особенностей языка молодежи в социальных сетях.

Методы и материалы

Материалом исследования послужили данные анкетирования, направленного на выявление мотивов и целей молодежи в сетевой коммуникации. Выборка для анкетирования составила 250 респондентов. Было опрошено 150 студентов разных факультетов и курсов. Также 100 школьников 12-17 лет прошли анонимный опрос. На молодежных площадках Рунета собраны данные интернет-обсуждений и комментарии участников общения. Результаты раскрывают системные характеристики коммуникативного поведения современных студентов и школьников.

В ходе исследования были использованы следующие методы: сбор материала, его анализ, систематизация и интерпретация, анализ контента в целом.

Результаты

Ниже приведен шаблон анкеты, в котором объясняется исследовательская направленность проекта в целом (табл. 1).

Табл. 1. Анкета, предлагаемая студентам Tab. 1. Questionnaire offered to students

№ Содержание

1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? Если да, то в каких сетях Вы зарегистрированы? Объясните Ваш выбор.

2. Расставьте социальные сети («ВКонтакте», «БасеЬоок», «Iшtagram») по шкале значимости для Вас от 1 до 10 (10 - самая высокая, далее уменьшение). Объясните свой выбор.

3. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем?

4. Сколько (примерно) часов в день Вы проводите в социальных сетях? От до .

5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

6. Часто ли Вы используете в сообщениях стикеры, смайлики-эмоции? Если да, то какие предпочитаете смайлики (опишите их; приведите примеры).

7. Какие слова Вы используете в сообщениях, когда общаетесь с друзьями? (Приведите примеры.)

8. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?

9. Вы в социальную сеть заходите через компьютер или мобильный телефон? Объясните Ваш выбор.

10. Что Вы выкладываете в социальные сети? Опишите Вашу страничку. Опишите Вашу стену, что Вы там публикуете.

11. Ваша страничка всем пользователям доступна? (Открытый профиль или закрытый профиль Вашей странички.) Объясните свой выбор.

12. Считаете ли Вы, что Ваша социальная сеть, в которой вы зарегистрировались, - это Ваше личное пространство?

3

П И

Х О Л

О —

И

te

И

С О

Ц

И О

Л О

И В И

4 Т

А Л

Н О

e

К О

< Н И

К

А

Ц

И И

На основании результатов опроса были установлены факторы и причины популярности виртуальной коммуникации у молодого поколения. Во-первых, интернет-коммуникация воспринимается через призму коммуникативного гедонизма, что поддерживается положительными оценками («лайками»), приятными комментариями к фотографиям и т. д.

Во-вторых, для студентов оказывается значимой многоканальная передача информации и ее осмысление. Например, Twitter позволяет пользователям обновлять свой профиль через мобильный телефон либо с помощью текстовых сообщений, либо с помощью приложений, выпущенных для определенных смартфонов и планшетов.

Студенты используют социальные сети не только для общения, но и для получения новых знаний, умений и навыков, в том числе цифровых компетенций. Виртуальная коммуникация сокращает расстояние между общением и саморазвитием. Молодежь реагирует на разнообразный контент через посты, блоги, твиты. Таким образом, дискурсивная цифровая личность действует как виртуальная копия реальной языковой личности.

Перейдем к рассмотрению фрагмента анкеты, предложенной школьникам-подросткам (табл. 2).

При помощи 2 вопроса анкеты было установлено, что ВКонтакте является наиболее значимой социальной сетью среди подростков: ее выбрали 80 человек. Только 10 человек предпочли Instagram. По-видимому, школьники отдают предпочтение просмотру фотографий, рассказов; возможности запечатлеть события своей жизни. Ни один из подростков не выбрал Одноклассники, ¡Z Twitter и Facebook. 10 человек не выбрали ни одну £ из социальных сетей.

и Отдельно выделим аспект, связанный с речевой куль-

^ турой, демонстрируемой молодежью в социальных сетях. ^ Оценить словарный запас современного школьника О весьма трудно. Необходим широкий мониторинг и куму-^ ляция словника, который в ряде случаев предполагает ^ своеобразный перевод специального языка молодежи. £ Мы сосредоточились на рассмотрении лексического q уровня общения между подростками - его нормативном ^ и стилистическом плане, а именно процессах жаргониза-2 ции (табл. 3).

^ Так, словарный запас современного подростка сво-

оо дится к простым разговорным выражениям, часто § ненормативной лексике (нецензурным словам), жаргону.

Речь подростков стала весьма повседневной и реальной. О Большинство слов современного сленга имеет несколько О особенностей: в основном это сокращенные и заимство-и ванные слова. Их комплексное изучение представляет 2 собой отдельную научную задачу.

Табл. 2. Анкета, предлагаемая учащимся-подросткам Tab. 2. Questionnaire offered to teenage students

№ Содержание

1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? Если да, то в каких сетях Вы зарегистрированы? Объясните Ваш выбор.

2. Расставьте социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Twitter», «Instagram», «Facebook») по шкале значимости для Вас от 1 до 10 (10 - самая высокая, далее уменьшение). Объясните свой выбор.

3. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем? Да / Нет.

4. Сколько (примерно) часов в день Вы проводите в социальных сетях? От до .

5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

6. Общаетесь ли Вы со сверстниками в социальных сетях? Если да, то на какие темы предпочитаете вести разговор? (Приведите примеры.)

7. Обычно я общаюсь на такие темы, как. (приведите примеры своего общения): обсуждение фильмов; обсуждение компьютерных игр; обсуждение уроков; обсуждение домашнего задания; общение с одноклассниками; свои темы.

8. Часто ли Вы используете в сообщениях стикеры, смайлики-эмоции? Если да, то какие используете смайлики (опишите их; приведите примеры).

9. Какие слова Вы используете в сообщениях, когда общаетесь с друзьями? (Приведите примеры).

10. В каких группах Вы состоите, например, «ВКонтакте»? (Опишите эти группы, что Вы там читаете, чем увлекаетесь). Состоят ли Ваши друзья в этих группах?

Табл. 3. Современный молодежный сленг Tab. 3. Modern youth slang

Слово Значение

Чел Молодой человек

Всм В смысле

Кринж Испанский стыд

Флексить Выпендриваться

Ле кринж Высшая степень стыда

Балдёжный Очень прикольный

Нифига ты легенда Крутой

Даровчика Дружеское приветствие

Чилить Отдыхать

Тян Девушка

Заключение

Реконструирование портрета языковой личности моло- в этом мире участника коммуникации можно через

дого пользователя социальных сетей связано с двумя текст. Социальные сети - особое цифровое простран-

факторами. Во-первых, в интернет-пространстве фор- ство общения молодого поколения, которое может быть

мируется особая цифровая языковая личность. Она использовано для решения широкого спектра задач

выступает как синтез реальной языковой личности (образовательных, обучающих, исследовательских,

с ее сконструированным образом и ей свойственны мониторинга интернет-контента и др.). Все обозначен-

свои языковые особенности, раскрывающиеся в новом, ные направления еще долго сохранят свою актуальность. видоизмененном лексиконе, сленге. Динамичность

современного мира отражается в весьма частотном упо- Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потен-треблении глаголов и имен существительных с событий- циальных конфликтов интересов в отношении исследова-ным значением. Во-вторых, на этом фоне текст все чаще ния, авторства и / или публикации данной статьи. сопровождается иллюстрацией (присутствует нагляд- Conflict of interests: The author declared no potential ность в широком смысле). Школьники, как правило, conflict of interests regarding the research, authorship, and / публикуют в своих социальных сетях картинки, стикеры, or publication of this article. смайлы и многое другое. Часто респонденты подчеркивают важность социальных сетей для самовыражения. Благодарности: Автор выражает благодарность Е. Беда-Установлено, что двойственность виртуального ревой и А. Чардынцевой за помощь в сборе анкет и перво-общения действует одновременно как контекст реали- начальной обработке материала.

зации и генерации новых смыслов, а также как зеркало, Acknowledgements: The author expresses gratitude

отражающее языковую личность коммуникантов. to E. Bedareva and A. Cherdyntseva who helped with

Интернет, социальные сети, гаджеты и мессенджеры - the collection of questionnaires and the initial processing

все это реалии современного мира. Идентифицировать of the material.

Литература / References

Арзуманова Р. А., Дрогова Г. М. Коммуникативный портрет будущего врача: к постановке проблемы. Поли-лингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 1. С. 7-11. [Arzumanova R. A., Drogova G. M. Communicative portrait of a future doctor: to the statement of a problem. Polylinguality and Transcultural Practices, 2015, (1): 7-11. (In Russ.)] EDN: TMGDCH Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Жигалев Б. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании. Язык и культура. 2018. № 44. С. 134-151. И [Bezukladnikov K. E., Kruze B. A., Zhigalev B. A., Sorokoumova S. N., Egorova P. A. Psychological safety О in the school and university linguistic education. Jazyk i kul'tura, 2018, (44): 134-151. (In Russ.)] https://doi.org/ О 10.17223/19996195/44/9 И

Голев Н. Д. О конкуренции акустико-аудиального и мануально-визуального кодов современной письменной коммуни- И

кации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 1024-1031. [Golev N. D. Codes °

Ц

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

of modern written communication: acoustic-auditory vs. manual-visual. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo

universiteta, 2021, 23(4): 1024-1031. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031 g

Голев Н. Д., Иркова А. В. Коммуникативный портрет современного российского студента и школьника - пользо- Г

вателей социальных сетей и других форм виртуального общения. Фундаментальные проблемы гуманитар- te

ных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: мат-лы Всерос. науч. конф. И

с междунар. участием. (Барнаул, 24-26 сентября 2020 г.) Барнаул: АлтГПУ, 2020. С. 221-224. [Golev N. D., У

Irkova A. V. Communicative portrait of the modern Russian schooler and student - users of social networks and other g

forms of virtual communication. Fundamental problems of the humanities: experience and development prospects О

of RFBR research projects: Proc. All-Russ. Sci. Conf. with Intern. participation, Barnaul, 24-26 Sep 2020. Barnaul: S

AltSPU, 2020, 221-224. (In Russ.)] EDN: KYGWNE С

Гурулева Т. Л. Сопоставительный анализ коммуникативного поведения этнической языковой личности: пара- -с

у

метры и технология описания речевого портрета. Культура и цивилизация. 2016. Т. 6. № 6A. С. 326-335. Н

[Guruleva T. L. Comparative analysis of the communicative behavior of the ethnic language personality: parameters А

and technology of the description of a speech portrait. Kul'tura i tsivilizatsiya, 2016, 6(6A): 326-335. (In Russ.)] И

EDN: YRPMGF S

Диков А. В. Цифровые образовательные ресурсы и социальные сети. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 256 с. [Dikov A. V. Digital educational resources and social networks. Moscow: Ai Pi Ar Media, 2022, 256. (In Russ.)] EDN: NWEXFE

Иванов А. В., Фотиева И. В. Социально-психологический портрет современной молодежи: оценка системы ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 394-396. [Ivanov A. V., Fotieva I. V. Social and psychological portrait of modern youth: evaluation of the system of values. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2014, (4): 394-396. (In Russ.)] EDN: SYAADJ

Кибрик А. А. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы. Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 70-80. [Kibrik A. A. Russian multichannel discourse. Part I. Setting up the problem. Psihologicheskij zhurnal, 2018, 39(1): 70-80. (In Russ.)] https://doi.org/10.7868/S0205959218010075 Кошкарова Н. Н. Аксиологические характеристики дискурса новой чувствительности: как реальность отражается в языке. Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2021. № 2. С. 53-68. [Koshkarova N. N. Axiological characteristics of new sensibility discourse: how language reflects the reality. Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects, 2021, (2): 53-68. (In Russ.)] https://doi.org/10.31249/cheI/2021.02.04 Кошкарова Н. Н., Яковлева Е. М. Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности. Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 147-152. [Koshkarova N. N., Yakovleva E. M. Discourse of new emotionality: Communicative practices of digital reality. Political Linguistics, 2019, (5): 147-152. (In Russ.)] https:// doi.org/10.26170/pI19-05-15

Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. C. 61-69. [Larionov V. G., Sheremetyeva E. N., Gorshkova L. A. Digital transformation of higher education: technologies and digital competencies. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2021, (2): 61-69. (In Russ.)] https://doi.org/10.24143/2073-5537-2021-2-61-69 Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, отв. ред. Л. Г. Ким. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 1. 300 с. [Social Networks: complex linguistic analysis, ed. Kim L. G. Kemerovo: KemSU, 2021, vol. 1, 300. (In Russ.)] EDN: KEGPIU Стратегирование цифрового Кузбасса, науч. ред. В. Л. Квинт. Кемерово: КемГУ, 2021. 434 с. [Strategizing of the digital Kuzbass region. Ed. Kvint V. L. Kemerovo: KemSU, 2021, 434. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2796-6 Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа: сб. науч. работ по итогам Междунар. науч. конф. (Москва, 5-6 октября 2021 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. 436 с. [Fundamental linguistics and problems of forensic examination: social networks as an object of scientific and expert analysis: Proc. Intern. Sci. Conf., Moscow, 5-6 Oct 2021. Moscow: Pushkin Institute, 2 2022, 436. (In Russ.)] EDN: ZHASCX

£ Corbisiero F. How to study online networking: the role of social network analysis. Punziano G., Paoli A. D. Handbook of research on advanced research methodologies for a digital society. IGI Global, 2022. С. 360-374. https://doi. UNI org/10.4018/978-1-7998-8473-6.ch022

^ Abbasianjahromi H., Etemadi A. Applying social network analysis to identify the most effective persons according to their О potential in causing accidents in construction projects. International Journal of Construction Management, 2022,

22(6): 1065-1078. https://doi.org/10.1080/15623599.2019.1683688 f^ Aguilar-Gallegos N., Klerkx L., Romero-García L. E., Martínez-González E. G., Aguilar-Ávila J. Social network analysis £ of spreading and exchanging information on Twitter: the case of an agricultural research and education centre in Mexico.

§ The Journal of Agricultural Education and Extension, 2022, 28(1): 115-136. https://doi.org/10.1080/13892

GY 24X.2021.1915829

2 Chen L., Chen J., Xia C. Social network behavior and public opinion manipulation. Journal of Information Security

§ and Applications, 2022, 64. https://doi.org/10.1016/j.jisa.2021.103060

0

CO

Q

¡Z <

>-

С

С ^

с

1

и >-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.