Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход'

Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегральная индивидуальность / зависимость от использования социальных сетей / психодинамические характеристики / личностные свойства / зависимость от использования интернета / integral individuality / addiction to social networks / psychodynamic characteristics / personal qualities / Internet addiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

Актуальность. Изучение в сравнительном аспекте индивидуально-психологических особенностей личности с зависимостью и без зависимости от использования социальных сетей в студенческом возрасте с применением интегративного подхода позволяет обнаружить связь разноуровневых характеристик в структуре индивидуальности и выявить латентные, ресурсные возможности личности для осуществления психопрофилактики и психокоррекции данного типа аддикции. Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей с применением интегративного подхода. Гипотеза: характер интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности имеет специфические особенности у студентов вуза с выраженной зависимостью от использования социальных сетей. Участники. 154 студента 1–3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 18,6, SD = 0,61, среди них юношей 45%, девушек – 55%. Методы (инструменты): для выявления психодинамических свойств в структуре индивидуальности – опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М. Русалов); для изучения личностных и социально-психологических свойств – фрайбургский личностный опросник, модифицированная форма «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, адаптация А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской), методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге), методика диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е.А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей – опросник зависимости от социальных сетей (В.П. Шейнов, А.С. Девицын). Результаты: выявлены значимые различия в интеграции разноуровневых индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности у студентов в сравниваемых выборках. Основные выводы: зависимость от использования социальных сетей проявляется у студентов симптомокомплексом характеристик – низкой психодинамической ресурсностью в коммуникативной сфере, высокой эмоциональностью и ее лабильностью, невротичностью, склонностью к депрессивным состояниям и психологическими затруднениями в реализации межличностной коммуникации. Независимость от использования социальных сетей сопровождается наличием моторной и коммуникативной выносливости на психодинамическом уровне интегральной индивидуальности, интровертированностью, высокой скоростью интеллектуальной переработки информации и усвоения коммуникативных навыков, а также общительностью на личностном уровне. Сравниваемые группы отличаются характером вклада психодинамических особенностей в проявление зависимости от использования социальных сетей, что может оказывать влияние на проявление общительности при контактном взаимодействии и определять склонность к чрезмерной погруженности в сетевую и интернет-коммуникацию. Данные могут быть использованы для оптимизации процесса интернет-коммуникации в учебных целях за счет понимания психодинамических оснований как причины предрасположенности студентов к формированию зависимости от коммуникации в социальных сетях, а также стать основой для разработки психологических развивающих и психопрофилактических программ, направленных на предупреждение данного вида аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual psychological indicators of a person’s addiction to social networks: An integrative approach

The relevance of the study is due to the following fact. Comparative analysis of individual psychological characteristics of students with and without addiction to social networks, that is conducted by means of the integrative approach, allows us, firstly, to identify the connection of multi-level characteristics in the structure of the individuality and, secondly, to single out latent, resource capabilities of the individual for psycho-prophylaxis and psycho-correction of this addiction. The research objective is to study individual psychological characteristics of the students who are either addicted to social networks or do not have such an addiction. The objective is achieved by using the integrative approach. The article hypothesizes that university students with a prominent addiction to social networks have specific features of integration of psychodynamic, personal and socio-psychological traits in the structure of students' individuality. The study sample includes 154 1st 3d-year students of Saratov State University, aged 17 to 20, the average age 18.6, SD = 0.61, 45% of young men, 55% of young women. The research methods (tools) are as follows. The questionnaire of formal-dynamic individuality properties (by V.M. Rusalov) was used to identify psychodynamic properties in the structure of one's individuality. To study personal qualities, the following tools were used: The Freiburg Personality Inventory (the modified form "B") (developed by A.A. Krylov and T.I. Ronginskaya), The Holmes and Rahe Stress Scale, the Technique for Diagnosing the Level of Neuroticism (by L.I. Wasserman). To identify socio-psychological characteristics the questionnaire "Perception of the Internet" (by E.A. Schepilina) was used; to measure the degree of a person's addiction to social networks, the "Social Networks Addiction Assessment Questionnaire" (by V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn) was used. The research results. The study has revealed significant differences in the integration of multi-level individual psychological qualities in the structure of students' individuality in the compared samples. The conclusion. Students' addiction to social networks is manifested by the following symptom complex of characteristics: low psychodynamic resourcefulness in the communicative sphere, high emotionality and its lability, neuroticism, disposition to depressive states and psychological difficulties in interpersonal communication. Independence from the use of social networks is accompanied by motor and communicative endurance at the psychodynamic level of integral individuality, introversion, high speed of intellectual information processing and assimilation of communication skills, as well as sociability at the personal level. The compared sample groups differ in the type of contribution of psychodynamic features to the manifestation of the social networks addiction. This can influence manifestation of sociability during contact interaction and can determine the tendency to excessive immersion in network and the Internet communication. The received data can help to optimize the process of the Internet communication used for educational purposes by interpreting psychodynamic grounds as the reasons for students' predisposition to develop addiction to communicating in social networks. The data can become the basis for designing psychological developmental and psycho-prophylactic programs aimed at preventing this type of addiction.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 227-235 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 3 (47), рр. 227-235 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-227-235, EDN: LBHSOE

Научная статья УДК 159.923.2

Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход

Т. В. Белых

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Белых Татьяна Викторовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии образования и развития, tvbelih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2478-3460

Аннотация. Актуальность. Изучение в сравнительном аспекте индивидуально-психологических особенностей личности с зависимостью и без зависимости от использования социальных сетей в студенческом возрасте с применением интегративного подхода позволяет обнаружить связь разноуровневых характеристик в структуре индивидуальности и выявить латентные, ресурсные возможности личности для осуществления психопрофилактики и психокоррекции данного типа аддикции. Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей с применением интегративного подхода. Гипотеза: характер интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности имеет специфические особенности у студентов вуза с выраженной зависимостью от использования социальных сетей. Участники. 154 студента 1-3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 18,6, SD = 0,61, среди них юношей 45%, девушек - 55%. Методы (инструменты): для выявления психодинамических свойств в структуре индивидуальности - опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов); для изучения личностных и социально-психологических свойств - фрайбургский личностный опросник, модифицированная форма «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, адаптация А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской), методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей - опросник зависимости от социальных сетей (В. П. Шейнов, А. С. Девицын). Результаты: выявлены значимые различия в интеграции разноуровневых индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности у студентов в сравниваемых выборках. Основные выводы: зависимость от использования социальных сетей проявляется у студентов симптомокомплексом характеристик - низкой психодинамической ресурсностью в коммуникативной сфере, высокой эмоциональностью и ее лабильностью, невротичностью, склонностью к депрессивным состояниям и психологическими затруднениями в реализации межличностной коммуникации. Независимость от использования социальных сетей сопровождается наличием моторной и коммуникативной выносливости на психодинамическом уровне интегральной индивидуальности, интровертированностью, высокой скоростью интеллектуальной переработки информации и усвоения коммуникативных навыков, а также общительностью на личностном уровне. Сравниваемые группы отличаются характером вклада психодинамических особенностей в проявление зависимости от использования социальных сетей, что может оказывать влияние на проявление общительности при контактном взаимодействии и определять склонность к чрезмерной погруженности в сетевую и интернет-коммуникацию. Данные могут быть использованы для оптимизации процесса интернет-коммуникации в учебных целях за счет понимания психодинамических оснований как причины предрасположенности студентов к формированию зависимости от коммуникации в социальных сетях, а также стать основой для разработки психологических развивающих и психопрофилактических программ, направленных на предупреждение данного вида аддикции.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, зависимость от использования социальных сетей, психодинамические характеристики, личностные свойства, зависимость от использования интернета

Для цитирования: Белых Т. В. Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 227-235. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-227-235, EDN: LBHSOE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Individual psychological indicators of a person's addiction to social networks: An integrative approach T. V. Belykh

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Tatyana V. Belykh, tvbelih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2478-3460

Abstract. The relevance of the study is due to the following fact. Comparative analysis of individual psychological characteristics of students with and without addiction to social networks, that is conducted by means of the integrative approach, allows us, firstly, to identify the connection of multi-level characteristics in the structure of the individuality and, secondly, to single out latent, resource capabilities of the individual for psycho-prophylaxis and psycho-correction of this addiction. The research objective is to study individual psychological characteristics of the students who are either addicted to social networks or do not have such an addiction. The objective is achieved by using the integrative approach. The article hypothesizes that university students with a prominent addiction to social networks have specific features of integration of psychodynamic, personal and socio-psychological traits in the structure of students' individuality. The study sample includes 154 1st - 3d-year students of Saratov State University, aged 17 to 20, the average age 18.6, SD = 0.61, 45% of young men, 55% of young women. The research methods (tools) are as follows. The questionnaire of formal-dynamic individuality properties (by V. M. Rusalov) was used to identify psychodynamic properties in the structure of one's individuality. To study personal qualities, the following tools were used: The Freiburg Personality Inventory (the modified form "B") (developed by A. A. Krylov and T. I. Ronginskaya), The Holmes and Rahe Stress Scale, the Technique for Diagnosing the Level of Neuroticism (by L. I. Wasserman). To identify socio-psychological characteristics the questionnaire "Perception of the Internet" (by E. A. Schepilina) was used; to measure the degree of a person's addiction to social networks, the "Social Networks Addiction Assessment Questionnaire" (by V. P. Sheinov, A. S. Devitsyn) was used. The research results. The study has revealed significant differences in the integration of multi-level individual psychological qualities in the structure of students' individuality in the compared samples. The conclusion. Students' addiction to social networks is manifested by the following symptom complex of characteristics: low psychodynamic resourcefulness in the communicative sphere, high emotionality and its lability, neuroticism, disposition to depressive states and psychological difficulties in interpersonal communication. Independence from the use of social networks is accompanied by motor and communicative endurance at the psychodynamic level of integral individuality, introversion, high speed of intellectual information processing and assimilation of communication skills, as well as sociability at the personal level. The compared sample groups differ in the type of contribution of psychodynamic features to the manifestation of the social networks addiction. This can influence manifestation of sociability during contact interaction and can determine the tendency to excessive immersion in network and the Internet communication. The received data can help to optimize the process of the Internet communication used for educational purposes by interpreting psychodynamic grounds as the reasons for students' predisposition to develop addiction to communicating in social networks. The data can become the basis for designing psychological developmental and psycho-prophylactic programs aimed at preventing this type of addiction. Keywords: integral individuality, addiction to social networks, psychodynamic characteristics, personal qualities, Internet addiction For citation: Belykh T. V. Individual psychological indicators of a person's addiction to social networks: An integrative approach. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 3 (47), pp. 227-235 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-227-235, EDN: LBHSOE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Проблема изучения индивидуальных особенностей личности, склонной к проявлению зависимости от использования социальных сетей, актуальна и продолжает интересовать не только психологов, но и специалистов смежных профессий - философов, социологов, педагогов.

Философы отмечают, что «изменения, вызванные распространением сетевого способа коммуникации, повлияли не только на общество в целом, но и на каждого человека в частности, спровоцировав ряд антропологических изменений» [1, с. 3]. Так А. А. Пудикова в своем диссертационном исследовании [2], посвященном изучению проблемы трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества, указывает на наличие позитивных, амбивалентных и негативных эффектов. К позитивным она относит расширение возможности самостоятельного принятия решений, идентификации, к негативным отсутствие четких социальных норм, к амбивалентным -эгоистичность и формирование неонарциссизма.

Сегодня в отечественной и зарубежной психологии накоплены данные о негативном влиянии на психику человека чрезмерного «погружения» личности в сетевую коммуникацию.

В настоящее время большое количество работ в психологии посвящено изучению интернет-ад-дикции [3]. Исследователями выявлены психологические свойства, определяющие большую вероятность возникновения интернет-аддикции (А. А. Колмогорцева [3], А. О. Кибитов с соавторами [4], Т. М. Корягина [5], А. В. Трусова с соавторами [6] и др.). Обнаружены психофизиологические и нейродинамические характеристики индивида, сопровождающие возникновение склонности к чрезмерному погружению в интернет-пространство (В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева [7], А. И. Рабаданова, Д. У. Черкесова, М. И. Ашурбекова [8], З. А. Тайгибова, А. И. Рабаданова [9], G.-H. Dong, M. Wang, Z. Wang et al. [10], D. Lee [11]). Выявлено, что зависимость от интернета может быть связана с психопатологической динамикой развития личности (А. Ю. Егоров с соавт. [12], К. Ю. Зальму-нин, В. Д. Менделевич [13], Л. О. Пережогин [14], А. В. Трусова с соавт. [15], T.-H. Chen et al. [16]). Обнаружены социально-психологические и индивидуально-психологические характеристики личности, склонной к зависимому от интернета стереотипу поведения (Г. У. Солдатова, О. И. Тес-лавская [17], Л. Н. Молчанова, В. В. Ильина [18], О. А. Чебунина [19], J. He et al. [20], А. Н. Яковлев с соавт. [21], I. Chen [22]). Изучаются психолого-

педагогические условия формирования культуры личной информационной безопасности субъекта интернет-коммуникации (Г. В. Грачев [23]). Исследуется проблема сохранения личностью ее аутентичности в условиях цифровизации образовательной и профессиональной деятельности, в том числе с применением интегратив-ной стратегии исследования индивидуальности человека ( Т. В. Белых [24]). Анализу проблемы и этапов изучения интернет-аддикций в современной зарубежной психологии посвящена работа D. J. Kuss, A. M Kristensen, L.-F. Olatz [25].

Проблеме влияния чрезмерного использования социальных сетей на психологическую организацию личности посвящены немногочисленные исследования, проведенные Е. И. Богомоловой [26], А. В. Серым, А. С. Паршинцевой [27], О. Ю. Гроголевой, А. А. Дроновой [28], А. Е. Войскунским [29], Г. У Солдатовой [17] и др. в отечественной психологии, В. П. Шейновым, А. С. Девицыным [30-32] на выборках российских и белорусских респондентов.

Цель исследования, представленного в статье, - изучение в сравнительном аспекте индивидуально-психологических особенностей студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей с применением интегративного подхода, разработанного в рамках теории интегральной индивидуальности. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что характер интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности у студентов вуза с выраженной зависимостью от использования социальных сетей имеет специфические особенности.

Материалы

Участники исследования. База исследования - Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, факультет психологии. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с участием 154 студентов 1-3-го курсов в возрасте 17-20 лет, средний возраст 18,6 года, SD = 0,61, юношей 45%, девушек - 55%.

После выявления степени выраженности зависимости от социальных сетей были выделены две группы респондентов - первая из 65 человек (35 девушек и 30 юношей) с выраженной зависимостью от социальных сетей и вторая из 58 человек (33 девушки и 25 юношей) с отсутствием такой зависимости. Ответы респондентов в количестве 31 были исключены из обработки данных,

так как имели средние показатели зависимости от социальных сетей или высокие показатели социальной желательности ответов.

Методики. В исследовании были использованы методы, направленные на выявление разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов вуза. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов) был использован для изучения выраженности психодинамических характеристик. Для изучения личностных и социально-психологических свойств применялись такие методики, как фрайбургский личностный опросник, модифицированная форма «В» (И. Фа-ренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, адаптация А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской), методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина). Наличие зависимости от использования социальных сетей выявлялось в результате применения опросника зависимости от социальных сетей (В. П. Шейнов, А. С. Девицын) [30].

Методы анализа данных. Первичные данные исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики - описательной статистики, для построения интеркорреляционных матриц корреляционного анализа (по Спирмену). Все расчетные процедуры выполнены в статистическом пакете программы SPSS Statistics 26.0. В качестве статистического метода использовался факторный анализ с использованием процедуры Varimax (по методу главных компонент).

Результаты и их обсуждение

Факторизация матриц интеркорреляций показателей трех уровней в структуре интегральной индивидуальности - психодинамического, личностного и социально-психологического - у студентов, демонстрирующих выраженную зависимость от использования социальных сетей и не имеющих данной аддикции, позволила обнаружить специфические особенности в интеграции разноуровневых свойств в структуре индивидуально сти у р еспондентов из ср авниваемых групп. Данная факторизация представлена в табл. 1, 2.

В табл. 1 представлены данные, отражающие характер взаимосвязи разноуровневых индивидуально-психологических характеристик в структуре индивидуальности у студентов с выраженной зависимостью от использования социальных сетей.

Таблица 1 / Table 1

Взаимосвязь показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с выраженной зависимостью от использования социальных сетей (n = 65) The correlation of indicators in the structure of students' integral individuality with a prominent addiction to social networks (n = 65)

Индивидуально-психологический показатель Фактор

Личностный уровень в структуре индивидуальности

Невротичность 0,70

Депрессивность 0,75

Нецеленаправленное использование интернета 0,52

Социально-психологический уровень в структуре индивидуальности

Общительность -0,73

Застенчивость 0,72

Открытость 0,55

Психодинамический уровень в структуре индивидуальности

Эмоциональная лабильность 0,80

Эргичность моторная -0,70

Эргичность коммуникативная -0,60

Скорость интеллектуальная -0,60

Эмоциональность интеллектуальная 0,63

Примечание. Объясняемая дисперсия фактора 73,6%. Note. The explained variance of the factor is 73.6%.

Как видно из табл. 1, при факторизации данных был выделен один значимый фактор, в который вошли показатели всех изучаемых уровней в структуре индивидуальности - психодинамического, личностного и социально-психологического. Наибольший факторный вес характерен для таких разноуровневых свойств, как эмоциональная лабильность и депрессив-ность, т. е. студенты, проявляющие зависимость от использования социальных сетей, на психодинамическом уровне в первую очередь характеризуются высокой подвижностью эмоциональных реакций. При этом им свойственны низкая двигательная и коммуникативная выносливость, низкая скорость интеллектуальных действий и одновременно склонность к эмоциональному реагированию на неудачи в интеллектуальной деятельности. Кроме того, наряду с депрессивностью они могут быть склонны к проявлению невротичности, для них характерны низкая потребность в контактном общении и нецеленаправленное использование интернета. Выявленная склонность к депрессивности и необщительности у респондентов данной группы согласуется с данными, полученными в исследовании на выборке белорусских респондентов. Авторами отмечается, что «зависимость от социальных сетей положительно коррелирует

с тревожностью, депрессией, одиночеством...» [32, с. 145]. Наименьший факторный вес выявлен для показателя открытости, что может существенно дополнять психологический портрет индивидуальности, отчасти объясняя желание студентов, зависимых от использования социальных сетей, активно включаться в сетевое взаимодействие, создавая новое «виртуальное Я». Выявленный факт соотносится с данными исследования, проведенного Н. Н. Самсоновой [33], которая отмечает, что социальные сети как один из видов интернет-коммуникации «популярны среди активных молодых людей с проявлением социальной фасилитации, которая видна в изменении поведения (постоянное ощущение присутствия других), в ориентировке на ожидания виртуальной публики» [33, с. 5]. Это может выступать в качестве психологической компенсации необщительности в контактном взаимодействии на уровне личностных свойств и низкой коммуникативной выносливости на уровне индивидных психодинамических особенностей. На данной выборке выявлено наличие связи между зависимостью от использования социальных сетей и показателем, отражающим чрезмерное использование интернета как средства коммуникации, а именно нецеленаправленным использованием интернета. На

этом основании может быть выдвинута гипотеза о существовании связи между зависимостью от использования социальных сетей и зависимостью от интернета у представителей молодого поколения. Но данная гипотеза нуждается в отдельной проверке.

Как видно из табл. 2, при факторизации были обнаружены два значимых фактора, причем оба сформированы показателями двух уровней в структуре индивидуальности - психодинамического и социально-психологического. На уровне свойств темперамента у студентов с отсутствием зависимости от использования социальных сетей, в отличие от студентов из предыдущей группы, обнаруживается высокая двигательная и коммуникативная выносливость, им свойственны высокие показатели скорости интеллектуальной обработки информации, что обеспечивает склонность к контактному взаимодействию -общительности. При этом во второй фактор вошли показатели коммуникативной скорости и интроверсии, что может свидетельствовать о ресурсности личности на уровне биологически детерминированных свойств, проявляющейся, с одной стороны, в способности к рефлексии своих внутренних переживаний, а с другой - в способности к активному речевому взаимодействию в условиях межличностной коммуникации. У студентов из данной группы в факторы не вошли показатели, свидетельствующие о наличии зависимости от интернета.

В табл. 2 представлены данные, отражающие характер взаимосвязи разноуровневых индивидуально -психологических хар актеристик в структуре индивидуальности у студентов с отсутствием зависимости от использования социальных сетей.

Заключение

Подводя итог, можно констатировать наличие существенных различий в характере интеграции разноуровневых индивидуально-психологических показателей в структуре индивидуальности у студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей. Данная зависимость у студентов связана с низкой психодинамической ресурсно-стью в коммуникативной сфере, высокой эмоциональностью и ее лабильностью, что может быть причиной повышенной невротичности, депрессивности и нежелания поддерживать контактное взаимодействие. Напротив, независимость от использования социальных сетей сопровождается биологически детерминированной выносливостью моторной и коммуникативной сферы личности, интровертированностью, способностью к быстрой интеллектуальной переработке информации и склонностью к быстрому усвоению коммуникативных навыков, что выражается в проявлении этими студентами общительности и способности к восприятию и анализу собственного внутреннего мира.

Таблица 2 / Table 2

Взаимосвязь показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с отсутствием зависимости от использования социальных сетей (n = 58) The correlation of indicators in the structure of students' integral individuality with a no dependence on the to social networks (n = 58)

Индивидуально-психологический показатель Фактор 1 Фактор 2

Социально-психологический уровень в структуре индивидуальности

Общительность 0,74 -

Психодинамический уровень в структуре индивидуальности

Интроверсия - 0,93

Эргичность моторная 0,72 -

Эргичность коммуникативная 0,62 -

Скорость интеллектуальная 0,60 -

Скорость коммуникативная - 0,46

Примечание. Объясняемая дисперсия первого фактора 42,3%; объясняемая дисперсия второго фактора 31%.

Note. The explained variance of the first factor is 42.3%; the explained variance of the second ffactor is 31%.

Полученные данные о характере интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности у студентов с выраженной зависимостью от использования социальных сетей являются новыми и подтверждают правомер -ность использования интегративного подхода, который позволяет не только изучать отдельные ортогональные связи между исследуемыми показателями, но и анализировать во взаимообусловленности биологические и социально детерминированные свойства, их совместное влияние на проявление человеком сложных поведенческих стереотипов, к которым безусловно относится зависимость от использования социальных сетей. Полученные данные частично, в отношении личностных характеристик студентов, имеющих выраженную зависимость от использования социальных сетей, согласуются с данными отечественных и зарубежных исследований.

Сравниваемые группы имеют существенные отличия в психодинамических характеристиках, что может быть причиной различий в проявлении общительности при контактном взаимодействии и обусловливать возникновение зависимости от использования социальных сетей как компенсации низкой выраженности моторной и коммуникативной выносливости, скорости обработки информации и высокой эмоциональности.

Гипотеза о наличии связи между зависимостью от использования социальных сетей и зависимостью от интернета у студенческой молодежи представляется перспективной для дальнейшего исследования с применением ин-тегративного подхода.

Учет педагогами и психологами наличия у студентов указанных психологических особенностей может не только существенно повысить качество освоения профессиональных навыков, предусматривающих использование социальных сетей при организации и проведении обучения в вузе, но и способствовать профилактике у молодого поколения зависимости личности от чрезмерного погружения в сетевую коммуникацию в повседневной жизни.

Библиографический список

1. Гронский И. А. Социально-философские основания активности интернет-аудитории в сетевой коммуникации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2011. 27с.

2. Пудикова А. А. Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2009. 25 с.

3. Колмогорцева А. А. Психологические особенности личности как предикторы интернет-зависимости: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2021. 27 с.

4. Кибитов А. О., Чупрова Н. А., Гречаный С. В., Егоров А. Ю. Генетические маркеры риска интернет-зависимости: связь с анамнестическими и клиническими характеристиками // Вопросы наркологии. 2020. № 7 (190). С. 66-90. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_07_66

5. Корягина Т.М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2019, 24 с.

6. Трусова А. В., Гречаный С. В., Солдаткин В. А., Яковлев А. Н., Илюк Р. Д., Чупрова Н. А., Николишин А. Е., Понизовский П. А., Кибитов А. А., Вантей В. Б., Громыко Д. И., Долгих Н. Н., Ерофеева Н. А., Ильичев А. Б., Магомедова Е. А., Нечаева А. И., Пашкевич Н. В., Поздняк В. В., Семенова Ю. C, Сидоров А. А., Ханыков В. В., Хуторянская Ю. В., Крупицкий Е. М., Шмуклер А. Б., Егоров А. Ю., Кибитов А. О. Предикторы развития интернет-аддикции: анализ психологических факторов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2020. № 1. С. 72-82. https:// doi.org/10.31363/2313-7053-2020-1-72-82

7. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А. Нейропсихологи-ческий профиль подростков с интернет-зависимым поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 130-137. https://doi. org/10.17759/cpp.2015230408

8. Рабаданова А. И., Черкесова Д. У, Ашурбекова М. И. Особенности функциональной асимметрии при формировании интернет-зависимости // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 3. С. 96-100. EDN: YGXHTP

9. Тайгибова З. А., Рабаданова А. И. Электрофизиологические показатели межполушарного профиля у младших школьников с интернет-зависимостью // Вестник психофизиологии. 2019. № 1. С. 29-36. EDN: GASRWL

10. Dong G.-H., Wang M., Wang Z, Zheng H., Du X., Potenza M. N. Addiction severity modulates the precuneus involvement in internet gaming disorder: Functionality, morphology and effective connectivity // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. 2020. Vol. 98. Article no. 109829. https://doi. org/10.1016/j .pnpbp.2019.109829

11. Lee D, Namkoong K., Lee J., Jung Y.-C. Dorsal striatal functional connectivity changes in Internet gaming disorder: A longitudinal magnetic resonance imaging study // Addiction Biology. 2021. Vol. 26, iss. 1. Article no. e12868. https://doi.org/10.1111/adb.12868 Epub 2019 Dec 30. PMID: 31886611.

12. Егоров А. Ю., Чарная Д. И., Хуторянская Ю. В., Павлов А. В., Гречаный С. В. Интернет-зависимое поведение у подростков с психическими расстройствами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2018. № 4. С. 35-45. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2018-4-35-45

13. Зальмунин К. Ю., Менделевич В. Д. Профили ад-дикций как инструмент для сравнительной оценки химических и нехимических зависимостей // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.

2018. Т. 1, вып. 2. С. 3-9. https://doi.org/10.17116/ jnevro2018118123-9

14. Пережогин Л. О. Интернет-зависимость в фокусе клинической психиатрии: итоги 20 лет клинических исследований // Образование личности. 2017. № 3. С. 19-33.

15. Трусова А. В., Гречаный С. В., Поздняк В. В., Ильичев А. Б., Хуторянская Ю. В., Егоров А. Ю., Кибитов А. О. Психологические факторы риска интернет-зависимости: данные пилотного исследования здоровых молодых взрослых // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 3. C. 23-29.

16. Chen T.-H, Hsiao R. C, Liu T.-L, Yen C.-F. Predicting effects of borderline personality symptoms and self-concept and identity disturbances on internet addiction, depression, and suicidality in college students: A prospective study // Kaohsiung Journal of Medical Science.

2019. Vol. 35, no. 8. Р. 508-514. https://doi.org/10.1002/ kjm2.12082

17. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 12-22. https://doi. org/10.11621/npj.2018.0302

18. Молчанова Л. Н., Ильина В. В. Особенности взаимосвязи социального интеллекта и склонности к интернет-зависимому поведению у студентов медицинского вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 170-184. EDN: JFIOOU

19. Чебунина О. А. Социальные интернет-сети в процессе социализации современной молодежи: специфика влияния и социализационные риски: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2019. 34 с.

20. He J., Pan T, Nie Y, Zheng Y, Chen S. Behavioral modification decreases approach bias in young adults with internet gaming disorder // Addictive Behaviors. 2021. Vol. 113. Article no. 106686. https://doi.org/10.1016/j. addbeh.2020.106686

21. ЯковлевА. Н., Чупрова Н. А., Вантей В. Б.,Долгих Н. Н., Трусова А. В., Кибитов А. О. Возрастные аспекты интернет-зависимости: сравнительный анализ лиц юношеского возраста и молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2020. № 10 (193). С. 74-88. https://doi. org/10.47877/0234-0623_2020_10_74

22. Chen I.-H., Pakpour A. H, Leung H., Potenza M. N, Su J.-A., Lin C.-Y., Griffiths M. D. Comparing generalized and specific problematic smartphone/internet use: Longitudinal relationships between smartphone application-based addiction and social media addiction and psychological distress // Journal of Behavioral Addictions. 2020. Vol. 9, iss. 2. Р. 410-419. https://doi. org/10.1556/2006.2020.00023

23. Грачев Г. В. Формирование культуры личной информационной безопасности: проблема и перспек-

тивы // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. С. 10-16.

24. Белых Т. В. Интегральная индивидуальность и проблема изучения ее аутентичности в информационном обществе // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. С. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Kuss D. J., Kristensen A. M., O. Lopez-Fernandez. Internet addictions outside of Europe: A systematic literature review // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 115. Article no. 106621. https://doi.org/10.1016/j. chb.2020.106621

26. Богомолова Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей интернета: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2015. 232 с.

27. Серый А. В., Паршинцева А. С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проб -лемы педагогики. 2016. № 9 (20). С. 12-15. EDN: WKYGKR

28. Гроголева О. Ю., Дронова А. А. Типология личности подростков, склонных к общению в социальных сетях // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска (Омск, 6-7 октября 2016 г.) / [редкол.: Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.) и др.]. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. С. 93-95.

29. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 51-66. https://doi.org/10.11621/ vsp.2017.01.52

30. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 41-55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

31. Шейнов В. П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 3. С. 607-630. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630

32. Шейнов В. П., Девицын А. С. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 145-158. https://doi.org/10.21702/rpj.202L3.10

33. Самсонова Н. Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодёжи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 28 с.

References

1. Gronsky I. A. Socio-philosophical foundations of the activity of the Internet audience in network communication. Tesis Diss. Cand. Sci. (Philos.). Nizhny Novgorod, 2011. 27 p. (in Russian).

2. Pudikova A. A. The problem of transformation of individuality in the communicative space of the network society. Tesis Diss. Cand. Sci. (Philos.). Tomsk, 2009. 25 p. (in Russian).

3. Kolmogortseva A. A. Psychological characteristics of personality as predictors of Internet addiction. Tesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Chelyabinsk, 2021. 27 p. (in Russian).

4. Kibitov A. O., Chuprova N. A., Grechany S. V., Egorov A. Yu. Genetic markers of internet addiction risk: Association with medical history and clinical characteristics. Voprosy narkologii, 2020, no. 7 (190). pp. 66-90 (in Russian). https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_07_66

5. Koryagina T. M. Psychological predictors of Internet addiction of students. Tesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2019. 24 p. (in Russian).

6. Trusova A. V., Grechanyi S. V., Soldatkin V. A., Yakov-lev A. N., Ilyuk R. D., Chuprova N. A., Nikolishin A. E., Ponizovskiy P. A., Kibitov A. A., Vantej V. B., Gromyko D. I., Dolgih N. N., Erofeeva N. A., Ilichev A. B., Magomedova E. A., Nechaeva A. I., Pashkevich N. V., Pozdnyak V. V., Semenova Y. S., Sidorov A. A., Kha-nykov V. V., Khutoryanskaya J. V., Krupitsky E. M., Shmukler A. B., Egorov A. Yu., Kibitov A. O. Internet addiction predictors: Analysis of psychological factors. V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, 2020, no. 1, pp. 72-82 (in Russian). https:// doi.org/10.31363/2313-7053-2020-1-72-82

7. Malygin V. L., Merkurieva Y. A. Neuropsychological features of adolescents with Internet-addictive behavior. Counseling Psychology and Psychotherapy, 2015, vol. 23, no. 4, pp. 130-137 (in Russian). https://doi. org/10.17759/cpp.2015230408

8. Rabadanova A. I., Cherkesova D. U., Ashurbekova M. I. Features of functional asymmetry in the formation of Internet addiction. Success of Modern Science and Education, 2017, vol. 2, iss. 3, pp. 96-100 (in Russian). EDN: YGXHTP

9. Taygibova Z. A., Rabadanova A. I. Electrophysiological indicators of the interhemispheric profile in younger schoolboys with the internet-dependence. Psycho-physiology News, 2019, no. 1, pp. 29-36 (in Russian). EDN: GASRWL

10. Dong G.-H., Wang M., Wang Z., Zheng H., Du X., Potenza M. N. Addiction severity modulates the precuneus involvement in internet gaming disorder: Functionality, morphology and effective connectivity. Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry, 2020, vol. 98, article no. 109829. https://doi.org/10.1016/j. pnpbp.2019.109829

11. Lee D., Namkoong K., Lee J., Jung Y.-C. Dorsal striatal functional connectivity changes in Internet gaming

disorder: A longitudinal magnetic resonance imaging study. Addiction Biology, 2021, vol. 26, iss. 1, article no. e12868. https://doi.org/10.1111/adb.12868

12. Egorov A. Yu., Charnaya D. I., Khutorianskaya Yu. V., Pavlov A. V., Grechanyi S. V. Internet-dependent behavior in adolescents with mental disorders. V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, 2018, no. 4, pp. 35-45 (in Russian). https://doi.org/ 10.31363/2313-7053-2018-4-35-45

13. Zalmunin K. Yu., Mendelevich V. D. Addictions profiles as a tool for comparison of chemical and non-chemical dependencies. S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry, 2018, vol. 1, iss. 2, pp. 3-9 (in Russian). https://doi.org/10.17116/jnevro2018118123-9

14. Perezhogin L. O. Internet addiction with a focus on clinical psychiatry: The results of 20 years of clinical research. Personality Formation, 2017, no. 3, pp. 19-33 (in Russian).

15. Trusova A. V., Grechany S. V., Pozdnyak V. V., Ilyichev A. B., Khutoryanskaya Yu. V., Egorov A. Yu., Kibitov A. O. Psychological risk factors for Internet addiction: Findings of a pilot investigation in healthy young adults. Social and Clinical Psychiatry, 2019, no. 3, pp. 23-29 (in Russian).

16. Chen T.-H., Hsiao R. C., Liu T.-L., Yen C.-F. Predicting effects of borderline personality symptoms and self-concept and identity disturbances on internet addiction, depression, and suicidality in college students: A prospective study. Kaohsiung Journal of Medical Science, 2019, vol. 35, no. 8, pp. 508-514. https://doi.org/10.1002/ kjm2.12082

17. Soldatova G. U., Teslavskaya O. I. Interpersonal relations of Russian adolescents in social networks. National Psychological Journal, 2018, no. 3 (31), pp. 12-22 (in Russian). https://doi.org/10.11621/npj.2018.0302

18. Molchanova L. N., Ilyina V. V. Peculiarities of the relationship between social intelligence and propensity for Internet-addicted behavior among students of a medical university. Proceedings of the South-West State University. Series: Linguistics and Pedagogics, 2019, vol. 9, no. 2 (31), pp. 170-184 (in Russian). EDN: JFIOOU

19. Chebunina O. A. Social Internet networks in the process of socialization of modern youth: The specifics of influence and socialization risks. Tesis Diss. Cand. Sci. (Sociol.). Rostov-on-Don, 2019. 34 p. (in Russian).

20. He J., Pan T., Nie Y., Zheng Y., Chen S. Behavioral modification decreases approach bias in young adults with internet gaming disorder. Addictive Behaviors, 2021, vol. 113, article no. 106686. https://doi.org/10.1016Zj.ad-dbeh.2020.106686

21. Yakovlev A. N., Chuprova N. A., Vantey V. B., Dol-gikh N. N., Trusova A. V., Kibitov A. O. Age-related aspects of Internet addiction: A comparative analysis of adolescents and young adults. Journal of Addiction Problems, 2020, no. 10 (193), pp. 74-88 (in Russian). https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_10_74

22. Chen I.-H., Pakpour A. H., Leung H., Potenza M. N., Su J.-A., Lin C.-Y., Griffiths M. D. Comparing generalized and specific problematic smartphone/internet

use: Longitudinal relationships between smartphone application-based addiction and social media addiction and psychological distress. Journal of Behavioral Addictions, 2020, vol. 9, iss. 2, pp. 410-419. https://doi. org/10.1556/2006.2020.00023

23. Grachev G. V. Formation of a culture of personal information security: problem and prospects. Psikhologiya integral'noy individual'nosti v informatsionnom obsh-chestve: sb. statey II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Saratov, 23 aprelya 2021g.). Pod red. T. V. Belykh, G. V. Gracheva [Belykh T. V., Grachev G. V., eds. Digest of articles of the 2nd International Scientific Conference «Psychology of Integral Individuality in the Information Society»]. Saratov, ITs «Nauka», 2021, pp. 10-16 (in Russian).

24. Belykh T. V. Integral individuality and the problem of studying its authenticity in the information society. Psikhologiya integral'noy individual'nosti v informatsionnom obshchestve: sb. statey II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Saratov, 23 aprelya 2021g.). Pod red. T. V. Belykh, G. V. Gracheva [Belykh T. V., Grachev G. V., eds. Digest of articles of the 2nd International Scientific Conference «Psychology of Integral Individuality in the Information Society»]. Saratov, ITs «Nauka», 2021, pp. 7-10 (in Russian).

25. Kuss D. J., Kristensen A. M., O. Lopez-Fernandez. Internet addictions outside of Europe: A systematic literature review. Computers in Human Behavior, 2021, vol. 115, article no. 106621. https://doi.org/10.1016/j. chb.2020.106621

26. Bogomolova E. I. The relationship of personal characteristics with the characteristics of the activity of users of social networks on the Internet. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Krasnodar, 2015. 232 p. (in Russian).

27. Seryj A. V., Parshinceva A. S. On the problem of formation of dependence on social networks in adolescent schoolchildren. Problems of Pedagogy, 2016, no. 9 (20), pp. 12-15 (in Russian). EDN: WKYGKR

28. Grogoleva O. Yu., Dronova A. A. The typology of the person of teenagers who are prone to communication in social networks. Activity and responsibility of the personality in the context of life activity: materials of the 2nd All-Russian scientific and practical conference with international participation devoted to the 300 anniversary of Omsk (Omsk, 6-7 October 2016) [editorial board: L. I. Dementiy (editor-in-chief), A. Yu. Malenova (managing editor) and others]. Omsk, Omsk State University Press Publishing House, 2016, pp. 93-95 (in Russian).

29. Voiskounsky A. E. Directions of research on Internetmediated activity. Moscow University Psychology Bulletin, 2017, no. 1, pp. 51-66 (in Russian). https://doi. org/10.11621/vsp.2017.01.52

30. Sheinov V. P., Devitsyn A. S. The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire. Systems Psychology and Sociology, 2021, no. 2 (38), pp. 41-55 (in Russian). https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

31. Sheinov V. P. Social media addiction and personality: A review of research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2021, vol. 18, no. 3, pp. 607-630 (in Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630

32. Sheinov V. P., Dziavitsyn A. S. Three-factor model of social media addiction. Russian Psychological Journal, 2021, vol. 18, no. 3. pp. 145-158 (in Russian). https://doi. org/10.21702/rpj.2021.3.10

33. Samsonova N. N. Interrelation of Internet communications and social behavior of youth. Tesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2018. 28 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 11.01.2023; одобрена после рецензирования 12.02.2023; принята к публикации 15.06.2023 The article was submitted 11.01.2023; approved after reviewing 12.02.2023; accepted for publication 15.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.