ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
П. Н. Демин
© Демин П. Н., 2022
76
Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.76-85 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3 (79). P. 76-85 (In Rus)
Научная статья УДК 37.01
https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-3 -76-85
Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи
Павел Николаевич Демин
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена социализации подростков и молодежи в цифровом пространстве глобальной сети Интернет и прежде всего в социальных сетях, пользующихся наибольшей популярностью в подростковой и молодежной среде. Онлайн-социализация, специфика которой обусловлена особенностями сети Интернет как виртуального пространства коммуникации, имеет свои достоинства, предоставляя широкие возможности для стимулирования социального развития подростков и молодежи, однако также и несет в себе угрозу для нормального хода социализации. В настоящее время можно говорить о выделении двух типов социализации: офлайн- и онлайн-соци-ализации. Цифровые средства массовой коммуникации влияют на современных пользователей и на уровне их сознания, ведя к формированию клипового мышления, и на уровне поведения, способствуя возникновению целого ряда поведенческих установок. Онлайн-социализация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие и социальное становление личности. Проведенное исследование позволило выявить определенные преимущества онлайн-социализации,
связанные прежде всего с интенсификацией виртуального общения, с ростом автономии в цифровом пространстве виртуальных социальных сетей, и риски, обусловленные низкой контролируемостью цифровых сред коммуникации со стороны традиционных социальных институтов.
Ключевые слова: социализация, онлайн-социализация, подростки и молодежь, сеть Интернет, социальные сети, цифровые масс-медиа, клиповое мышление.
Для цитирования: Демин П. Н. Риски и возможности онлайн-соци-ализации подростков и молодежи // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 76-85 https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -76-85
Original article
RISKS AND OPPORTUNITIES OF ONLINE SOCIALIZATION OF TEENAGERS AND YOUTH Pavel N. Demin
Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the socialization of adolescents and youth in the digital space of the global Internet and, above all, in social networks that are most popular among adolescents and youth. Online socialization, the specificity of which is due to the peculiarities of the Internet as a virtual space of communication, has both its advantages and provides ample opportunities for stimulating the social development of adolescents and youth, and carries a number of risks that pose a threat to the normal course of socialization. The purpose of the article is to identify and consider the main particularities in the online socialization of adolescents and young people. Methodology and research methods include the theory of socialization by A. V. Mudrik, concepts of society virtualization and theoretical ideas about clip thinking. Research results. Currently, we can talk about the allocation of two types of socialization according to the criterion of the environment where the subjects are located: offline socialization and online socialization. Digital mass media as an agent of socialization affect modern users both at the level of their consciousness, leading to the formation of clip thinking, and at the level of behavior, contributing to the emergence of a number of behavioral attitudes. Online socialization can have both positive and negative effects on the development and social development of the individual. Conclusion. The study made it possible to identify both certain advantages of online socialization, primarily related to the intensification of virtual communication, as well as the growth of autonomy in the digital space of virtual social networks, and certain risks due to the low controllability of digital communication environments by traditional social institutions
Keywords: socialization, online socialization, adolescents and youth, the
Internet, social networks, digital mass media, clip thinking.
For citation: Demin P. N. Risks and opportunities of online socialization of teenagers and youth // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.3 (79). P. 76-85 (In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 - 76-85
Введение. Современные социокультурные условия, в которых происходит социализация подростков и молодежи, характеризуются все большим влиянием на все сферы общественной жизни информационных технологий, когда цифровые коммуникации пронизывают всю жизнь человека, начиная с раннего детства. Мобильный Интернет, в технологиях которого у нас в стране осуществляется переход от четвертого к пятому поколению, позволяет передавать данные все с большей скоростью. Смартфоны становятся более совершенными и стали для пользователей окном в мир, позволяющим реализовывать потребности в познании и информации, в общении, в развлечениях и отдыхе, в самореализации и самообразовании и др. При этом снижается возраст начала пользования мобильными цифровыми коммуникационными устройствами: простейшими приложениями, прежде всего игровыми, пользуются уже младшие дошкольники. «Характеристики современного общества меняются весьма значительно под влиянием технологий, меняются представления людей о целях и смыслах жизни своего существования, прогнозы и ожидания от будущего... ближайшего будущего» [4]. Все это говорит о высокой актуальности проблемы социализации подростков и молодежи.
Растущее влияние цифровых средств массовой коммуникации на подростков и молодежь подтверждается еще и тем, что они используются во всех сферах их жизни: дома, в учебном заведении, во время досуга и подготовки к учебным занятиям и самостоятельного обучения [8, с. 857]. Наиболее востребованными среди подростков и молодежи являются социальные сети, в которых они проводят значительную часть своего времени. Именно поэтому изучение онлайн-социализации и ее противоречий столь важно как для отечественной, так и для зарубежной науки [2].
Цель статьи. Рассмотрение рисков онлайн-социализации и проблем, возникающих в связи с нахождением подростков и молодежи в социальных сетях.
Методология и методы. Методологию исследования составляет тео-
рия социализации А. В. Мудрика и концепция виртуализации общества Д. В. Иванова.
Результаты исследования. Интернет и цифровые коммуникационные устройства с раннего периода жизни человека становятся постоянными его спутниками и не могут не оказывать влияния на его формирование и становление как личности и социального субъекта, усвоение социальных ролей, интеграцию в социум, то есть на процесс социализации. Роль средств массовой коммуникации, к каковым относятся и цифровые (при этом, именно цифровые масс-медиа наиболее популярны у подростков и молодежи), как фактора социализации рассматривается в педагогической науке. Так, А. В. Мудрик относит средства массовой коммуникации, в которые включает компьютерные сети, к мегафакторам социализации [9, с. 17].
Социализация как процесс протекает в рамках социокультурного контекста, в ходе множества социальных взаимодействий, в которые вступает человек, социальных отношений, участником которых является. Пространством социализации выступает прежде всего пространство социальной жизни. Но уже на протяжении нескольких десятков лет в рамках социологии и социальной философии артикулируется идея о формировании над первичной социальной реальностью, которую можно назвать константной, реальной вторичной — виртуальной, порожденной техническими средствами массовой коммуникации. Факт виртуализации общества, одним из первых о котором в отечественной науке заговорил Д. В. Иванов, считается общепризнанным в настоящее время [3; 4; 5; 6; 7].
Если пространство социализации раздваивается, то закономерно выделение двух видов социализации в соответствии с этим: офлайн-со-циализации — в традиционной и привычной для нас физической реальности, и онлайн-социализации — в цифровом пространстве глобальной сети Интернет. Онлайн-социализация имеет свою специфику, связанную прежде всего с особенностями самого Интернет-пространства как сферы коммуникации. Одной из важнейших особенностей является меньшая подверженность взаимодействий в онлайн-пространстве социальному контролю со стороны традиционных социальных институтов, исторически выполняющих функцию социализации — семьи, образования, церкви. Этим обусловлено наличие целого ряда проблем и рисков он-лайн-социализации современных подростков и молодежи.
Ученые из России и других стран сходятся во мнении, что онлайн-ме-диа выступают в качестве значимого агента социализации и составляют в данном плане конкуренцию традиционным социальным институтам, решающим данную задачу: семье, образованию, религии и т.д. И это качественно меняет характер самой социализации, а значит, и специфику работы сознания и проявлений поведения субъекта. Одной из таких особенностей является мозаичность мышления вследствие эклектичного характера цифрового контента в сети Интернет и сущности Интернет-серфинга, когда страницы могут открываться одна за другой, один за другим в самой различной последовательности могут читаться сообщения, просматриваться изображения, инфограммы и видеоролики. При этом одно сообщение может оставаться недочитанным или ролик недосмотренным, когда Интернет-юзер переходит к другому сайту, странице, порталу, блогу и т.д. Информация в сети Интернет не отличается системностью, скорее, она существует там как «упорядоченный хаос». Формируемое под воздействием эклектичной инфосреды Интернет-мышление, вслед за Ф. Гиренком, можно назвать клиповым [1]. Оно характеризуется отсутствием целостности, эклектичностью и дискретностью. Такое мышление позволяет адаптироваться к условиям информационного бума, но обратной стороной этого является нехватка осмысленности и системности знаний о мире, отсутствие целостности мировоззрения. Представители более старших поколений, первичная социализация которых приходилась на время не экранной, а печатной культуры (то есть культуры, в которой основным источником знаний были печатные издания — книги, журналы и газеты), имеют книжный тип мышления, позволяющий им концентрироваться на одной теме или одном источнике, глубоко вникать в прочитанное, анализировать его. В современном гиперинформационном мире им затруднительно справляться с растущими потоками информации. Оптимальным способом мышления нам видится сочетание книжного с клиповым, когда человек задерживается на той информации, которая действительно важна и представляет ценность, ненужные данные он отфильтровывает как второстепенные.
Зарубежные исследователи выделяют целый ряд поведенческих паттернов, приобретаемых под влиянием цифровых средств массовой коммуникации, при этом среди них могут быть как конструктивные, так и деструктивные. К последним относятся склонность к насилию,
асоциальное и/или антисоциальное поведение; анорексия; среди установок, которые могут иметь как деструктивный, так и конструктивный характер — приверженность определенному мировоззрению и ценностям, политическим взглядам, стереотипам, связанным с восприятием пола и отношением к меньшинствам. Также в результате нахождения в онлайн-среде формируются когнитивные навыки [15].
Прохождение социализации в онлайн-пространстве глобальной сети определяется рядом факторов, среди которых доступность того или иного цифрового контента и наличие необходимых для этого гаджетов, время использования цифровых коммуникационных устройств и их воздействия на личность, культурные и информационные предпочтения, цифровая медиаграмотность, навыки критического мышления, принадлежность пользователей к той или иной группе (социально-демографической, социально-культурной и социально-экономической и т.д.).
Потенциал виртуальных социальных сетей как средства социализации подростков и молодежи определяется особенностями социальных медиа как цифрового пространства коммуникации, среди которых:
— проявления большей самостоятельности юзерами социальных медиа, по сравнению с теми, кто не пользуется социальными сетями;
— активное общение посредством социальных сетей стимулирует к такому же активному реальному общению [11];
— социальные сети позволяют легче и быстрее обмениваться информацией [17];
— благодаря социальным сетям формируются навыки, необходимые для адаптации к информационному буму [14];
— социальные сети позволяют творчески самовыражаться: в опросе «Social Media, Social Life» 2018 г. более четверти подростков отметили, что социальные сети «чрезвычайно» или «очень» значимы для них в данном аспекте [16].
При этом важно, что исследования социальных сетей, аккаунтов и виртуальных аватаров, которые воплощают идентичности пользователей, обеспечивают ученых и педагогов-практиков данными, позволяющими более ясно и точно понимать поведение обучающихся, даже когда они взаимодействуют в физической первичной реальности. Можно анализировать проявление личностных качеств человека в социальном контексте, опираясь на данные о его поведении как онлайн-пользователя [12, p. 99].
Среди противоречий нахождения подростков в социальных сетях,
проявляющихся в возможных нарушениях нормального хода социализации, отмечаются кибернасилие, доступность контента, вредящего нравственному развитию, цифровая аддикция, возможности утечки персональных данных и т.п.
За последнее десятилетие подростки и молодежь из потребителя цифрового контента стали и его производителем вследствие распространения видеоблогерства и превращения его в некий модный тренд. Это говорит о еще большем увеличении присутствия подростков и молодежи в сети Интернет, чем усугубляются вышеназванные риски [13]. Помимо этого, возникает проблема низкого качества и не соответствующего духовно-нравственным ценностям содержания создаваемой и транслируемой в сети подростками медиапродукции и ее влияния на пользователей.
Человек — существо незавершенное, хотя бы в том плане, что, в отличие от животного, он не имеет четкой адаптированности к природе. Стремление к полноте бытия, к достижению самости, актуализации, аутентичности присуще каждому, но не каждый осознает это стремление в себе. Кто-то из нас испытывает его влияние сильнее, среди них много представителей искусства, науки и философии, богословия и эзотерики; большинство же подвержено этому стремлению слабо, так как в них оно полностью заглушено потребностями и ценностями, преобладающими в коллективном сознании и интериоризируемыми (усваиваемыми) в ходе социализации. Чтобы освободиться от тени условностей, стереотипов, псевдоценностей, чаще всего оказывается необходимо на какое-то время почувствовать себя одиноким, отчужденным, возможно, испытать непонимание со стороны окружающих, свою инаковость, выйти за пределы социально устанавливаемой нормальности. Таким образом, молодой человек в Интернет-среде может экспериментировать с идентичностью.
Специфика онлайн-социализации состоит в том, что она проходит преимущественно стихийно в силу особенностей виртуальных пространств сети Интернет, которые сложнее контролировать, чем объективную социальную среду. В Интернет-среде молодежи предоставлен целый арсенал возможностей для удовлетворения познавательных, коммуникативных, гедонистических и иных потребностей. А если учитывать, что Интернет, доступный всем — это лишь верхушка айсберга, под которым скрывается, так называемый «даркнет», действия в котором отследить еще сложнее, поэтому он является онлайн-площадкой для криминальной деятельности, то проблема придания процессу киберсоциализации
относительно целенаправленного характера с целью формирования духовно-нравственно ориентированной личности приобретает особую значимость.
Заключение. С возрастанием роли сети Интернет онлайн-социа-лизация несет в себе множество рисков. Она носит стихийный, часто хаотичный и трудно контролируемый характер, параллельно ослабевает социализирующее влияние традиционных институтов, таких как семья, образовательные и религиозные организации, армия [10]. Однако при их учете и одновременном учете преимуществ глобальной сети Интернет как пространства социализации возможно использовать ее информационно-коммуникационный потенциал для внедрения и использования современных, релевантных цифровой эпохе методов и форм социализации подростков и молодежи.
Литература
1. Гиренок Ф. И. Клиповое мышление [Электронный ресурс] // URL: http://fedor-girenok.ru/klipovoe-myshlenie/ (дата обращения: 11.08.2019).
2. ДеминП.Н., ЕлкинаИ.М. Современные проблемы социализации подростков и поиски путей их решения в зарубежной педагогике // Преподаватель XXI век. 2021. № 3-1. С. 133-152.
3. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 96 с.
4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 5. С. 38-51.
5. Игнатьева О. А., ПлетневА.В. Анализ виртуализации сверхсовременного общества в контексте решения проблемы мультипарадигмальности социологии // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № 1. С. 72-78.
6. КолинК. К. Виртуализация общества // Цифровая трансформация общества: современные концепции общественного развития и новая терминология. Московский гуманитарный университет. Институт фундаментальных и прикладных исследований. Москва, 2021. С. 52-56.
7. Кондратович И. В., ЧеботарёваЕ. А. Виртуализация российского образовательного пространства в условиях современного информационного общества // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 3. С. 51-57.
8. Крюкова О. С. Традиционная и «цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. C. 856-857.
9. МудрикА. В. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 736 с.
10. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., ЧерниковаЕ. Г. Особенности социализации современных подростков // БГЖ. 2018. № 4 (25) [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podros1:kov-1 (дата обращения: 19.01.2021).
11. Brigué & Sadaba Impact of Social Media on Socialization of University Students (A Study on East West University's Undergraduate Students), 2017.
12. DunnR.A., GuadagnoR.E. My avatar and me: gender and personality predictors of avatar-self discrepancy // Computers in Human Behavior. 2012. № 28 (1). P. 97-108.
13. Genner S., Suss D. Socialization as Media Effect // The International Encyclopedia of Media Effects. Patrick Rossler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc. 2017.
14. Janvier A., Farlow B., WilfondB. S. The experience of families with children with trisomy 13 and 18 in social networks // Pediatrics. 2012. № 130 (2). P. 293-298.
15. Lemish D. Children and Media: A Global Perspective. Wiley-Blackwell, 2017. 296 p.
16. Social Media, Social Life: Teens Reveal Their Experiences, 2018. URL: https://www. commonsensemedia.org/research/social-media-social-life-2018
17. Staksrud E., Olafsson K., Livingstone S. Does the use of social networking sites increase children's risk of harm? // Computers in Human Behavior. 2013. 29 (1). P. 40-50.
References
• Girenok F. I. Klipovoe myshlenie [Elektronnyj resurs] // URL: http://fedor-girenok.ru/ klipovoe-myshlenie/ (data obrashcheniya: 11.08.2019). [In Rus].
• Demin P.N., Elkina I. M. Sovremennye problemy socializacii podrostkov i poiski putej ih resheniya v zarubezhnoj pedagogike // Prepodavatel' XXI vek. 2021. № 3-1. S.133-152. [In Rus].
• Ivanov D. V. Virtualizaciya obshchestva. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. 96 s. [In Rus].
• Ivanova S.V., Ivanov O. B. Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v usloviyah sovre-mennyh vyzovov // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2021. № 5. S. 3851. [In Rus].
• Ignat'eva O.A., Pletnev A. V. Analiz virtualizacii sverhsovremennogo obshchestva v kon-tekste resheniya problemy mul'tiparadigmal'nosti sociologii // International Journal of Open Information Technologies. 2020. T. 8. № 1. S. 72-78. [In Rus].
• Kolin K. K. Virtualizaciya obshchestva // Cifrovaya transformaciya obshchestva: sovremennye koncepcii obshchestvennogo razvitiya i novaya terminologiya. Moskovskij gu-manitarnyj universitet. Institut fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij. Moskva, 2021. S. 52-56. [In Rus].
• Kondratovich I.V., ChebotaryovaE. A. Virtualizaciya rossijskogo obrazovatel'nogo pros-transtva v usloviyah sovremennogo informacionnogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo. 2020. № 3. S. 51-57. [In Rus].
• Kryukova O. S. Tradicionnaya i «cifrovaya» pedagogika v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2018. № 13-1. C. 856-857. [In Rus].
• Mudrik A. V. Socializaciya cheloveka. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta, 2011. 736 c. [In Rus].
• Roslyakova S. V., Ptashko T. G., Chernikova E. G. Osobennosti socializacii sovremennyh podrostkov // BGZh. 2018. № 4 (25) [Elektronnyj resurs] // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1 (data obrashcheniya: 19.01.2021). [In Rus].
• Brigué & Sadaba Impact of Social Media on Socialization of University Students (A Study on East West University's Undergraduate Students), 2017.
• Dunn R. A., Guadagno R. E. My avatar and me: gender and personality predictors of ava-
tar-self discrepancy // Computers in Human Behavior. 2012. № 28 (1). R. 97-108.
• Genner S., Suss D. Socialization as Media Effect // The International Encyclopedia of Media Effects. Patrick Rossler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc. 2017.
• Janvier A., Farlow B., Wilfond B. S. The experience of families with children with trisomy 13 and 18 in social networks // Pediatrics. 2012. № 130 (2). P. 293-298.
• Lemish D. Children and Media: A Global Perspective. Wiley-Blackwell, 2017. 296 p.
• Social Media, Social Life: Teens Reveal Their Experiences, 2018. URL: https://www.com-monsensemedia.org/research/social-media-social-life-2018
• Staksrud E., Olafsson K., Livingstone S. Does the use of social networking sites increase children's risk of harm? // Computers in Human Behavior. 2013. 29 (1). P. 40-50.
Информация об авторе
П.Н.Демин — аспирант Института стратегии развития образования РАО Information about the author
Pavel N. Demin — Postgraduate student of the Institute of Education Development Strategy RAE
Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 15.06.2022.
The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 15.06.2022.