Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА'

ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная идентичность / политика идентичности / гражданские ценности / идентичность сообществ / интернет-дискурс / молодежь / virtual identity / identity policy / civic values / community identity / Internet discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гигаури Давид Ираклиевич, Каминский Станислав Игоревич

Авторы статьи предпринимают попытку продемонстрировать тенденции виртуализации такой ставшей традиционной для социальных наук категории как политическая идентичность. Исследуется современное русскоязычное коммуникативное пространство в сети Интернет на примере конструирующих идентичность виртуальных сообществ и ресурсов, направленных на идеологическое воздействие и формирование ценностной повестки дня российской молодежи. Авторы обосновывают, что единый центр по формированию унифицированного сценария символической политики в цифровом сегменте отсутствует, однако государством осуществляются целенаправленные действия по созданию определенных образов социально-политической реальности, легитимирующих властные институты и обосновывающих позитивную повестку дня с опорой на традиционные ценности. Данным символическим акциям в публичном пространстве сети Интернет противостоит оппозиционный дискурс, который формирует в молодежной среде критическое мышление. В=заключении содержатся выводы и общие рекомендации, направленные на повышение эффективности осуществляемой политики идентичности и содержащие опору на виртуальные технологии и средства цифрового обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual identity as a tool for constructing the image of the Russian state in a digital society

The authors of the article make an attempt to demonstrate the virtualization tendencies of traditional elements of social sciences as political identity. The modern Russian-speaking communicative space on the Internet is studied based on the example of virtual communities and resources constructing the identity, aimed at the ideological impact and the formation of the value agenda of Russian youth. The authors argue that there is no single centre for the formation of a unifi ed scenario of symbolic politics in the digital segment, but the state is, in fact, taking targeted steps to create certain images of socio-political reality, legitimizing power institutions and substantiating a positive agenda based on traditional values. These symbolic actions in the public space of the Internet are challenged by opposition discourse, which arguably forms critical thinking among young people. The fi nal part of the article contains conclusions and general recommendations aimed at improving the eff ectiveness of the ongoing identity policy, containing reliance on virtual technologies and means of digital exchange.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА»

ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация

Авторы статьи предпринимают попытку продемонстрировать тенденции виртуализации такой ставшей традиционной для социальных наук категории как политическая идентичность. Исследуется современное русскоязычное коммуникативное пространство в сети Интернет на примере конструирующих идентичность виртуальных сообществ и ресурсов, направленных на идеологическое воздействие и формирование ценностной повестки дня российской молодежи. Авторы обосновывают, что единый центр по формированию унифицированного сценария символической политики в цифровом сегменте отсутствует, однако государством осуществляются целенаправленные действия по созданию определенных образов социально-политической реальности, легитимирующих властные институты и обосновывающих позитивную повестку дня с опорой на традиционные ценности. Данным символическим акциям в публичном пространстве сети Интернет противостоит оппозиционный дискурс, который формирует в молодежной среде критическое мышление. В заключении содержатся выводы и общие рекомендации, направленные на повышение эффективности осуществляемой политики идентичности и содержащие опору на виртуальные технологии и средства цифрового обмена.

Ключевые слова: виртуальная идентичность, политика идентичности, гражданские ценности, идентичность сообществ, интернет-дискурс, молодежь.

Авторы

Гигаури Давид Ираклиевич

Кандидат политических наук, ассистент кафедры теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, Санкт-Петербург)

Каминский Станислав Игоревич

Студент факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, Санкт-Петербург)

А Ь

1

Как отмечал М. Фуко в своих работах, посвященных анализу политического дискурса, в любом обществе производство дискурса постоянно контролируется, реконструируется интеллектуальным сообществом, организуется и перераспределяется с

помощью определенного числа процедур, роль которых состоит в том, чтобы овладеть случайными событиями, избежать «тяжелой, грозной материальности». Мысль, озвученная в середине ХХ в., звучит не менее актуально сегодня, во времена господства информаци-

Поддержите авторов, перечислив пожертвование в JOYS на номер кошелька статьи*.

Адрес JOYS кошелька статьи: 0x11793D27b 5AA5a4Ab2a8e65a899CB2E60f3b6AaB

* Для этого установите приложение Joys Wallet, отсканируйте QR-код статьи встроенным функционалом приложения, укажите сумму пожертвования в JOYS и отправьте средства со своего кошелька на JOYS кошелек статьи.

онной среды в повседневной жизни и публичной сфере. В любом обществе, даже самом демократическом, власть стремится к контролю над производством смыслов, но в реальных условиях существования множества центров производства дискурсов, различных каналов политических коммуникаций подобный контроль со стороны государства неизбежно ослабевает. Виртуальное пространство захватывает внимание не только молодежной аудитории, в него неизбежно вовлекаются различные поколения граждан, в нем также присутствует элемент анонимности и отчужденности. Поэтому оперирование традиционными способами формирования коллективной идентичности в современных информационных реалияхутрачивает свое значение. Так, большинство созданных по инициативе государства молодежных организаций делают акценты на формирование групповой идеологии, на распространение идей патриотизма (отсюда попытки создания военно-патриотических общественных движений, таких как «Юнар-мия»), в то время как у молодого поколения россиян все более возрастает критическое (подчас нигилистическое по отношению к собственной стране) мышление, возникающее в условиях

свободного Интернета. Показателен недавний случай, когда студент Санкт-Петербургского ИТМО запустил собственный подкаст «Критмыш» — канал, на котором автор обучает своих слушателей навыкам критического восприятия любой информации, поступающей к нам в повседневной жизни.

Исследователь идентичности В.В. Титов, описывая современные особенности политической идентификации, подчеркивает тенденцию «виртуализации идентичности», связанную с перемещением процессов политической социализации в интернет-пространство. Национально-государственная идентичность российской молодежи неизбежно размывается в своих политико-культурных установках, поскольку ее сознание перманентно захватывают различного рода симулякры и «глобальные брэнды», наносящие определенный урон национальному самосознанию [4. — С. 8-9]. Современные глобальные тенденции в экономике, культуре, информационном пространстве бросают вызов традиционным государственным моделям построения гражданской идентичности.

В общественных науках предпринималась попытка анализа личностного, персонализированного измерения виртуальной идентичности. Так, А.Г. и Г.А. Асмоловы проанализировали российскую блогосферу и социальные сети как информационные площадки, позволяющие раскрыть не только элементы ценностного сознания индивида, но и его психологию, а также характер.

Все это отсылает к возможности анализировать когнитивные структуры гражданина, избирателя или же просто обывателя, который так или иначе вовлечен в социально-политический дискурс. Элемент конструирования собственной личности в публичном пространстве свойственен современной политике, которая все больше развивается параллельно как в реальной, так и в цифровой среде. Уже на первых

этапах интернет-исследований выявляются тенденции, согласно которым резонансная информация в социальных сетях и медиа оказывает влияние на поведение и поступки в повседневной жизни. «Личность в сети» обретает черты собственного характера посредством обмена мнениями, комментариями, оценками, вызванными теми или иными событиями информационной повестки дня. Цифровизация социальных и политических действий, то есть перевод реальных интеракций в виртуальные процессы, становится нашей реальностью, оформляя во многом загадочные образы идентичности сообществ, которые выходят за рамки национального государства и национальной правовой системы. Подобные механизмы могут порождать как положительные последствия в виде различного рода социальных услуг, которые делают жизнь гражданина в условиях цифровой среды комфортнее, так и реальные угрозы и опасности, вызванные неограниченным потоком насилия и низкого уровня культуры, характерного для неупорядоченного потока различного рода негативной информации [1. — С. 3-15].

В наши дни все более отчетливо видится необходимость повышения уровня и качества репрезентации в виртуальном пространстве деятельности государственных акторов с целью построения эффективной коммуникации между гражданским обществом и властью. Для выполнения поставленной задачи необходимо привлекать все возможные коммуникационные ресурсы, включая УоиТиЬе-блогеров, сообщества «ВКонтакте» и другие ресурсы, находящиеся на просторах сети Интернет. В условиях современного сетевого общества, когда существует множество каналов и источников коммуникации, деятельность которых никак не координируется, необходимо создание единого федерального центра принятия социально-политических решений в

сфере управления общественным сознанием. Выполнение данных условий, на наш взгляд, окажет исключительное влияние на эффективность символической политики [2. — С. 51-58].

На сегодняшний день единого центра, предназначенного для «конструирования» социальной реальности и повестки дня, в Сети не существует. Однако достоверно известно о поручении президента Российской Федерации В.В. Путина правительству, предписывающем регулярно проводить исследования в Интернете по поводу потребительских предпочтений и особенностей поведения молодежной аудитории. Соответствующий документ по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей опубликовала пресс-служба Кремля.

В поручении, доклад по итогам которого президент должен был получить до 1 декабря 2019 г., целью опросов называется «повышение уровня информированности органов государственной власти о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения». В приведенном документе поручается создать на базе некоммерческой организации координационный центр по организации производства контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи, и его распространение в Интернете [9].

Однако созданию единого центра предшествует не менее примечательная история становления и развития отечественных сетевых ресурсов, призванных выступать каналами коммуникации власти и общества, обреченных стать инструментами формирования и продвижения определенных представлений о социальной реальности. Нами будут рассмотрены отдельные ресурсы, созданные для представления официальной линии в дискурсивном пространстве, которые будут подвержены авторской типологизации.

В данной статье мы рассмотрим отдельные сообщества социальной сети «ВКонтакте», являющиеся официальными страницами социальных проектов, созданных при косвенной или прямой поддержке со стороны государства. Будут проанализированы УоиТиЬе-каналы, являющиеся ретранслятором «официальной линии» в интернет-пространстве. При анализе источников коммуникации все объекты рассмотрения были разделены на две основные группы, сформированные по тематическому принципу.

К первой группе были отнесены проекты социальной направленности, созданные в рамках общего процесса формирования стратегии государственной национальной политики, формирования посредством инкорпорирования в общественное сознание отдельных элементов общероссийской гражданской идентичности через цифровые каналы коммуникации.

Ко второй группе были отнесены проекты политической ориентации, созданные для формирования набора базовых ценностей молодого поколения, отождествляющиеся в первую очередь с патриотизмом и служением Отечеству.

Уместно, на наш взгляд, рассмотреть проекты социальной направленности, ориентированные на пропаганду ценностей, зафиксированных в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Отметим характерные черты на основе анализа контента, приведенного в публикациях сообществ [7].

Первым сообществом будет группа «Гордость России». Интернет-проект «Гордость России» был создан в декабре 2013 г. на базе социальных сетей. На сайте и в группе проекта рассказывается «о людях, которые проявляют мужество, спасая своих соотечественников, вносят вклад в развитие регионов,

в которых живут, занимаются общественно-полезной деятельностью, во-лонтерством, благотворительностью, помогают окружающим» [11].

Контент ресурса обновляется ежедневно, включая праздники и выходные дни, и подготавливается профессиональными журналистами. Тексты представлены в форме монологов героев: почему они не остались в стороне, какие испытания им пришлось преодолеть, что они думают о храбрости и милосердии, во что верят, чем живут. Монологи разделены на смысловые блоки — небольшие истории о себе, о совершенном подвиге (или социальном проекте), о родном городе, о целях и мечтах героя и т.д. Каждый текст сопровождает портретная фотография героя, а также фотографии, иллюстрирующие его деятельность. Объем материала варьируется от 5 до 9 тыс. знаков, что в полной мере позволяет рассказать о герое, его социальном проекте, проводимых работах.

Проект через призму человеческих историй убеждает читателей в том, что заняться общественно-полезным делом любой тематики может каждый россиянин. Также служит платформой для поиска союзников: читатели нередко запрашивают в сообщениях координаты героя для консультации с ним или помощи.

Целевая аудитория проекта — все граждане страны, активно пользующиеся Интернетом и социальной сетью «ВКонтакте», которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов, в возрасте от 18 до 55 лет и старше. Ядерная аудитория проекта — интернет-пользователи от 25 до 54 лет, то есть самая социально и экономически активная категория граждан.

Сайт проекта создан как информационный ресурс, дублирующий тексты социальных сетей, состоит из 6 рубрик-категорий («спасение», «благотворительность», «помощь», «наука», «спорт», «хорошее дело»), интерактивной карты

регионов России, цветом показывающей частоту наличия в проекте героев из того или иного региона, календарь, позволяющий посмотреть историю за определенную дату.

Основными задачами проекта можно считать: регулярную публикацию материалов, повышающих позитивную информационную повестку в интернет-пространстве, историй героев проекта, представляющих различные субъекты России и являющихся примером социально значимого, полезного для общества занятия; регулярную публикацию материалов, рассказывающих о профессиональных спасателях в системе МЧС РФ, а также о примерах мужества и взаимопомощи в условиях ЧС на местах в различных субъектах РФ, оказанных непрофессиональными спасателями.

Через тематику материалов и информационную поддержку героев публикаций проект поднимает престиж социального действия и знакомит с моделями реализации социально значимых проектов по всей территории России, мотивирует читателей на участие в этих проектах или создание собственного социального, культурного, экологического дела. При этом живой формат публикаций позволяет достичь «вирусности» в социальных сетях и расширить базу читателей.

Примечателен факт реализации проекта «Гордость России» Благотворительным Фондом «Стремление» при поддержке Фонда президентских грантов. Перечислено Фондом на реализацию проекта 10 318 680 рублей. Вероятная причина победы в конкурсе грантов — удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии, упомянутой ранее. Такими ценностями, в частности, являются: созидательный труд, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм [8].

Вторым сообществом будет проект композитора Игоря Матвиенко

«#Жить», появившийся вместе с одноименной песней, посвященной памяти жертв авиакатастрофы над Синайским полуостровом, случившейся 31 октября 2015 г. Проект пишет о целях своего существования следующее: «Это возможность справиться с непростой жизненной ситуацией, найти ту недостающую опору, в которой нуждается человек, оказавшийся лицом к лицу с бедой. <...> Проект дает возможность прийти на помощь, оказать поддержку и просто выразить слова сочувствия всем нуждающимся в этом. Таковы реалии современной жизни. «Жить.рф»—это и напоминание, и возможность проявить самые важные человеческие качества: сострадание, гуманность, милосердие, человеколюбие» [10].

Контент ресурса обновляется ежедневно, включая праздники и выходные дни, и подготавливается профессиональными контент-мейкерами. Тексты представлены в форме монолога о людях «сильного характера» или о примечательных социальных явлениях, отличающихся высокой общественной полезностью. Каждый текст сопровождает портретная фотография героя, а также фотографии, иллюстрирующие его деятельность. Объем материала варьируется от 5 до 25 предложений, что в полной мере позволяет рассказать о герое, его достижениях или влиянии социального феномена на общество.

Целевая аудитория проекта — все граждане страны, активно пользующиеся Интернетом и социальной сетью «ВКонтакте», которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально активной когорты граждан.

Через тематику материалов и информационную поддержку героев публикаций проект поднимает престиж социального действия, информирует о примечательных социальных феноменах, мотивирует читателей на участие в этих проектах или создание собствен-

ного «доброго дела». Успешность проекта имеет несколько составляющих— «вирусность» производимого контента, например, одноименной песни «Жить», набравшей миллионы просмотров в социальных сетях, и удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии, упомянутой ранее. Такими ценностями, в частности, являются: гуманизм, семья и взаимопомощь.

Ко второй группе следует отнести проект «Время — вперед!» [6], обладающий аудиторией в 185 тыс. подписчиков, созданный в 2012 г. Главная цель проекта — «выделить и донести до публики хорошие новости, на которые другие СМИ не любят обращать внимание».

Контент ресурса обновляется еженедельно, подготавливается профессиональными контент-мейкерами, озвучивает новости журналист Евгений Супер. Ролики представлены в форме монолога о людях, совершивших подвиг или о других значимых достижениях России, отличающихся высокой политико-экономической эффективностью. Каждый ролик сопровождают кадры, иллюстрирующие сюжет программы. Хронометраж выпуска варьируется от 5 до 10 минут, что в полной мере позволяет рассказать о герое или достижениях Российского государства в политико-экономической сфере.

Выпуск состоит из одной магистральной темы, рассматривающейся на протяжении всего выпуска, однако существует и блок новостей «одной строкой», помещенный в середину главного сюжета. Характерные названия роликов для данного канала: «В России возрождается целая отрасль», «Россия стремительно трезвеет», «Теперь у России есть своя турбина». Характерное акцентирование внимания на топониме присутствует почти во всех названиях видеороликов.

Целевая аудитория проекта — все граждане страны, пользующиеся Ин-

тернетом и видеохостингом УоиТиЬе, которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально активной совокупности граждан.

Через тематику материалов проект поднимает престиж социального действия, информирует о важных политико-экономических проектах России. Успешность канала имеет несколько составляющих — высокое качество монтажа и подачи производимого контента, например, использование приема «кликбейт» при формировании названия выпуска и «картинки-превью», предшествующей видеоролику. Реализуется удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии. Такими ценностями, в частности, являются патриотизм и созидательный труд.

Последним из анализируемых ресурсов будет УоиТиЬе-канал «РоИЬкиБ-Б1а» [5], обладающий аудиторией в 600 тыс. подписчиков, аналогично созданный в 2012 г. Главная цель проекта— анализ международной обстановки, рассмотрение отдельных аспектов российской политики.

Контент ресурса обновляется ежедневно, подготавливается профессиональными контент-мейкерами, ведут новости журналисты Руслан Осташко, Роман Романов и Анна Сочина. Ролики представлены в форме монолога о достижениях России во внешней и внутренней политике, отличающихся высокой политико-экономической эффективностью, или о событиях внешнего мира, способных быть интерпретированными как «агрессия против России». Каждый ролик сопровождают кадры, иллюстрирующие сюжет программы, в кадре присутствует ведущий. Хронометраж выпуска варьируется от 5 до 15 минут, что в полной мере позволяет сформировать нужный смысловой посыл, направляемый потенциальному зрителю.

Выпуск состоит из одной магистральной темы, рассматривающейся на протяжении всего выпуска. Характерные названия роликов для данного канала: «Зачем переписывают историю нашей победы?», «Мир без доллара все ближе». Характерное акцентирование внимания на внешней агрессии присутствует почти во всех названиях видеороликов.

Целевая аудитория проекта — все граждане страны, пользующиеся Интернетом и видеохостингом УоиТиЬе, которые сегодня выполняют роль информационных ресурсов для аудитории в возрасте от 18 до 55 лет — самой социально и экономически активной совокупности граждан.

Через тематику материалов проект рассказывает о важных политико-экономических проектах России как внешних, так и внутренних, информирует зрителей о «внешней угрозе». Успешность канала имеет несколько составляющих— высокое качество монтажа и подачи производимого контента лично журналистами и использование приема «кликбейт» при формировании названия выпуска и «картинки-превью», предшествующей видеоролику, отдельные примеры которых приводились ранее. Реализуется удовлетворение запроса на ретрансляцию «базовых ценностей российского государства», закрепленных в национальной стратегии. Такими ценностями, в частности, являются патриотизм и социальная справедливость.

В результате работы с информационной средой и ресурсами, посвя-

щенными вопросам формирования общественного сознания и мировоззренческих установок, авторы также подготовили следующий классификатор, позволяющий сформировать представление об основных акторах, участвующих в политике идентичности в виртуальном пространстве.

Перспектива исследования виртуального пространства по результатам краткого научного обзора, представленного в авторской статье, предстает довольно очерченной: Интернет становится ресурсом, в котором могут действовать различные политические силы и движения, стремящиеся влиять не только на информационную повестку дня, но и на коллективное сознание в первую очередь молодого и прогрессивного поколения. Активность в виртуальной среде стремится контролировать государство, принимая ограничивающие пакеты законов и подзаконных актов, постановлений, регулирующих информационную сферу, однако глобализация коммуникативного пространства, как и современные цифровые технологии, позволяют не считаться с мнением руководящего центра. Современные правительства должны вырабатывать ряд гибких мер по противодействию негативной, дезинтегрирующей национальное сообщество стратегии интерпретации социально-политической реальности, посредством инвестирования в национальные образовательные ресурсы и спонсирования блогосферы, позитивно очерчивающей государственную повестку.

Литература

1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-Медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. — 2009. — №3. — С. 3-15.

2. ГигауриД.И., ГуторовВ.А., ШиринянцА.А. YouTube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2019. — № 3(60). — С. 51-58.

3. Принят закон о «суверенном интернете». — Режим доступа: http://duma.gov.ru/ news/44551/.

4. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. — М.: Типография «Ваш формат», 2017. — 184 с.

5. YouTube-канал «PolitRussia». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/ user/PolitRussiaCom/videos (дата обращения: 10.11.2019 г.)

6. Youtube канал «Время — вперед!» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube. com/user/ShkolaFaberlic/videos (дата обращения: 10.11.2019 г.).

7. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703). [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 10.11.2019 г.).

8. Отчет о реализации гранта Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. — URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=5a09d297-481a-4530-bFc2-48462a525c01 (дата обращения: 10.11.2019).

9. Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/ acts/assignments/orders/61841 (дата обращения: 10.11.2019).

10. Сообщество «#Жить» Вконтакте. [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/zhit (дата обращения: 10.11.2019).

11. Сообщество «Гордость России» ВКонтакте. [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/ priderussia (дата обращения: 10.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.